Особенности системы информационной безопасности Японии
Контрольная
работа
Особенности
системы информационной безопасности Японии
Содержание
1. Принципы и особенности системы
информационной безопасности Японии
. Ключевые группы интересов в
информационной безопасности Японии
Литература
. Принципы и особенности системы информационной
безопасности Японии
Япония занимает 4 по величине экспортного дохода
место в мире и является самой сложной экономикой по индексу экономической
сложности (ECI). В 2013
году Япония экспортировала товаров и услуг на 862.5 млрд. долл. и импортировала
товаров на 990 млрд долл., в результате получив отрицательное сальдо торгового
баланса в размере 127.5 млрд долл. По итогам 2014 календарного года ВВП Японии
составил 4.6 трлн долл., а ВВП на душу населения превысил 37 тысяч долл. США.
Традиционно высока в Японии информатизация всех
отраслей экономики. Также традиционно Япония занимает высокие места по
количеству киберинцидентов и в настоящий момент находится на 11 месте в списке
стран мира среди источников кибератак и на 16 среди реципиентов кибератак. При
этом высокие места во всех рейтингах хакерской активности занимают соседний
Китай и основной союзник Японии - Соединенные Штаты. Основные цели атак по
состоянию на 2015 год (по отраслям) представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1. Основные цели атак
С 1999 г. японское законодательство проходит
через этап серьезного изменения, в результате которого в стране за короткое
время сформировался отдельный блок информационного законодательства. Однако,
несмотря на актуальность изучения правового регулирования информационных
отношений в Японии, закрепленного новейшими правовыми документами, в российской
научно-правовой литературе это не нашло всестороннего отражения.
По состоянию на середину 2013 года, в Японии
насчитывается 100,7 млн интернет-пользователей, проникновение интернет в
домохозяйства уже к 2011 году составляло 86% и после этого продолжало расти.
99% всего бизнес-сегмента Японии (с более чем 100 сотрудниками) были подключены
к интернету. В 2012 году Япония занимала второе место в мире по количеству
интернет-хостов (владельцев сайтов или страниц в интернете) на территории
одного государства.
Общей характерной чертой для интернет-индустрии
в Японии является добровольная саморегуляция участников. В Японии до сих пор не
существует независимой комиссии или правительственного органа, напрямую
ответственного за регулирование интернета. Наибольшим спектром полномочий в
регуляции отношений в интернете наделено министерство внутренних дел и коммуникации
Японии (соому-шо), которое отвечает за телекоммуникации, интернет и
радиовещание. Правительство и министерство внутренних дел Японии придерживаются
освобождающего подхода, минимума телекоммуникационных ограничений, в то время
как правоохранительные органы, как правило, стремиться к усилению официального
регулирования.
Для регулирования отрасли были созданы
неправительственные, некоммерческие организации, поддерживаемые коммерческими
компаниями. К ним относятся:
§ Mobile Content Forum (MCF);
§ Content Evaluation
and Monitoring Association;
§ Japan Internet
Safety Promotion Association (JISPA);
§ Japan Socila Game
Association (JASGA).
И другие аналогичные организации. Чаще всего
именно они ответственны за определение неприемлемости контента и блокирование запрещенного
контента, к примеру, такого как детская порнография. Принятый в 2001 году Акт
об ограничении ответственности провайдеров (Provider
Liability
Limitation
Act) предопределил
формат взаимодействия участников относительно контента в интернете. Согласно
ему, была создана саморегулируемая среда, реагирующая на передаваемые от
правительства запросы об удалении контента, нарушающего авторские или смежные
права, копирайт и иные формы собственности.
Некоммерческими ассоциациями был создан
уникальный на тот момент механизм, в рамках которого любой пользователь
интернета мог заявить об обнаруженном им нарушении тех или иных прав на любом
сайте в сети интернет, в том числе его собственных прав и свобод. Данная заявка
рассматривалась его сервис-провайдером, который принимал решение о наличии
нарушения и связывался с лицом, разместившим данный контент. В течение двух
недель рассматривался вопрос о наличии прав на размещение данного контента, а
также его приемлемости для общества. Таким образом, никакая третья сторона, в
том числе само правительство, не оказывалась задействована в разрешении спора о
контенте, копирайте, авторских и смежных правах.
Проблема регламентации отношений по поводу
доступа, получения, обмена и защиты информации, а также определения правовых
основ информационных прав граждан в российской научной литературе о Японии
всесторонне еще не изучался. Таким образом, широкого круга работ, посвященных
изучению новейшей правовой базы по регулированию информационных отношений и
информационных прав, а также регулированию деятельности СМИ и направлений
развития японской модели информационного общества, в настоящий момент нет.
Труды, касающиеся проблем развития информационного общества в Японии и
правового регулирования информационно-телекоммуникационной сферы,
немногочисленны и не охватывают проблематику конституционно-правового
регулирования информационных отношений.
В Японии - стране, где в 1960-х гг. был введен в
оборот термин «информационное общество» и впервые акцентировалось внимание на
понятиях информатизации, информационной индустрии, - нормы информационного
законодательства принимались не сразу. До 1999 г. законодательство Японии было
не способно регулировать новые информационные отношения по поводу доступа,
получения и распространения информации, не принималось практически никаких
правовых актов, которые своевременно регулировали бы не только сферу
деятельности электронных СМИ, но и информационно-телекоммуникационную сферу. С
1999 г. законодательство Японии в информационно-телекоммуникационной сфере
стало интенсивно меняться, и на сегодняшний день в стране уже есть все
предпосылки к созданию комплексной отрасли информационного законодательства. В
Японии в настоящее время действует информационное законодательство, в полной
мере регулирующее информационно-телекоммуникационную сферу и информационные
отношения по таким направлениям, как:
§ Регулирование основ развития информационного
общества в Японии;
§ Регулирование телерадиовещания;
§ Правовое регулирование защиты пользователей
телекоммуникационных услуг;
§ Регулирование сетевой коммуникации и процесса
внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;
§ Правовое регулирование содержания интернета;
§ Регулирование порядка доступа, получения,
передачи и защиты информации.
В Японии «право на доступ к информации» (право
на информацию, или право знать (сиру кэнри)) означает также «право народа
знать», то есть право беспрепятственно получать и требовать информацию от
органов исполнительной власти. Право на получение информации, находящейся в
ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, прямо
в Конституции Японии 1947 г. не закреплено. Тем не менее Конституция Японии
гарантирует право на получение (доступ) информации (даже при наличии всех
противоречий) в статье 13, имеющей расширительное толкование и являющейся
основой для японской концепции общественного благосостояния.
Включение в Конституцию Японии соответствующей
нормы о праве на доступ к информации сможет устранить противоречия и споры
относительно определения сути этого права, его толкования и места в системе
прав и свобод человека.
В Японии конституционно-правовая доктрина
определения гарантий информационных прав граждан и регламентации информационных
отношений состоит из таких источников, как Конституция, международные документы,
нормативные правовые акты, судебные прецеденты, трактовки и профессиональные
мнения правоведов, а также традиции и социальные регуляторы общества.
К информационным правам граждан относятся такие
права, как право на доступ к информации и право на неприкосновенность частной
жизни человека, включая право на защиту персональной информации.
Информационные отношения - это отношения по
поводу получения, распространения, доступа, обмена и защиты информации с
использованием информационных технологий, т.е. различные операции с
информацией, которые отделяются от иных общественных отношений наличием
информации и целью ее использования.
В Японии существует система неявной
государственной цензуры, которая, с одной стороны, содействует соблюдению норм
права и журналистской этики, а с другой - ограничивает свободу информации,
поскольку правительственный источник информации контролирует содержание
предоставляемой им информации журналисту, входящему в пресс-клуб, который
играет ключевую роль в информационном обмене в стране. пресс-клубы являются
связующим звеном между официальными источниками информации (правительственными,
иных органов власти и местного самоуправления, а также крупнейших коммерческих
организаций, являющихся бизнес-лидерами) и средствами массовой информации,
которые предоставляют обществу уже «отфильтрованную» информацию. Подобная форма
завуалированной цензуры, несмотря на многие попытки как со стороны японских и
иностранных журналистов, работающих в Японии, так и со стороны гражданского
общества, никак не может быть упразднена.
В техническом же плане, основные организационные
особенности системы информационной безопасности Японии:
§ Высокий уровень информационных угроз.
§ Широкий и объемный рынок;
§ Распространенный аутсорсинг информационной
безопасности;
§ Сервисный подход.
§ Высокая стоимость репутационных рисков;
§ Низкое участие государственных регулирующих
структур в управлении интернетом;
§ Большая доля внутреннего трафика, его
преобладающее значение над внешним;
§ Высокая вовлеченность криминальных структур в
информационную безопасность страны.
Высокий уровень информационных угроз в системе
информационной безопасности Японии связан с совокупностью условий и факторов,
создающих опасность нарушения информационной безопасности. Под угрозой здесь
понимается возможное событие (воздействие), процесс или явление, которые могут
привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.
По риску локального заражения в мировом рейтинге
лидирует Китай с агрегированным уровнем угрозы в 47%. За ним следует Россия с
долей 42% - обе страны относятся к группе с высоким уровнем заражения.
Оставшаяся тройка отнесена к группе «среднего уровня» - США демонстрирует
наименьший из 5 стран уровень риска 29%. Для Японии же характерны её особые
форматы информационных угроз.
Широкий и объемный рынок - это наличие в стране
значительного количества потенциальных объектов кибератак, а значит, клиетов на
рынке IT-security.
Общемировой прогноз роста рынка информационной безопасности представлен на
рисунке 2.
Рисунок 2. Прогноз рынка информационной
безопасности до 2017 года
Сервисный подход - одна из концепций всех
существующих методик и стандартов организации работы ИТ-подразделений,
основанная на понятии «качество предоставляемого сервиса» и связанная с
понятием «клиентоориентированности». И поскольку качество всегда определяется
клиентом (а никак не поставщиком сервиса), оно напрямую зависит не только от
работоспособности самого сервиса, но и от того, насколько удобно для клиента
организованы процессы его эксплуатации.
Аутсорсинг информационной безопасности - это
распространенная в Японии (и многих других странах) форма взаимодействия
заказчика с рынком информационной безопасности. Для неё характерным является
делегирование организациями защиты своей инфраструктуры различным подрядным
организациям, которые имеют богатый опыт в предоставлении услуг такого рода,
сертификаты безопасности и осуществляют построение или настройку системы
информационной безопасности заказчика. В частности, закупают решения у вендоров,
осуществляют их настройку, установку и доводку, обслуживание на стороне
заказчика. Для компаний-ведоров, производящих решения, такие
компании-подрядчики являются авторизованными дилерами на определенной
территории и предстают в роли сервис-провайдеров решения того или иного вендора
(поставщика). Чаще всего в роли таких сервис-провайдеров выступают местные
партнёры вендоров - Security-ориентированные
IT-компании, выходцы местного рынка.
Основные принципы аутсорсинга информационной
безопасности изложены в стандартах по управлению информационной безопасности,
например, в ISO 27001:2013;
ISO 13335-3; NIST
SP800-35 Guide
to Information
Technology
Security
Services или в Cobit
(сокращение от Control
Objectives
for Information
and Related
Technologies («Задачи
управления для информационных и смежных технологий») версий 4.0 или 5.0. В
контрактах по аутсорсингу, заключаемых с сервис-провайдерами, в первую очередь,
обращают на себя внимание следующие вопросы.
§ Юридические аспекты, их соответствие
национальным законодательным требованиям и требованиям внутренних регуляторов.
Например, обеспечение сохранности персональных данных (особенно актуально для
бизнеса e-commerce), сохранность и целостность данных клиентов банков и т.д.
§ Распределение ответственности между сторонами, в
том числе на субподрядчиков сервис-провайдера.
§ Обеспечение сервис-провайдером
конфиденциальности, целостности и доступности обрабатываемой, хранимой и
передаваемой информации (в том числе необходимо однозначно определить и
согласовать, какие логические, программно-технические и физические средства
контроля и контрмеры будут применены).
§ Сервисы и мероприятия, которые будут
поддерживаться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, например,
катастрофы (определение участия в планах DCP и DRP в части поддержания этих
планов и уровня ответственности сторон).
§ Возможность проведения независимого аудита
системы информационной безопасности третьей стороной (к примеру, в соответствии
со стандартом SAS 70, PCI DSS и т.д.).
§ Возможность делегирования рисков
сервис-провайдеру в случае возникновения критических ситуаций.
Высокая стоимость репутационных рисков на
японском рынке информационной безопасности связана, с одной стороны, с
традиционно высокими репутацинными рисками в данной отрасли, а с другой
стороны, с самим устоявшимся форматом ведения бизнеса в Японии.
Сервисный подход - это соответствие нормативным
требованиям на предоставление услуги и все вытекающие из него особенности:
клиентоориентированность, подотчетность, гибкость настройки решений. Своим
развитием сервисный подход в информационной безопасности изначально обязан
понятию «соответствия нормативным требованиям» (compliance). Это предполагает,
что клиент выдвигает некий список требований, например, успешное прохождение
аудита, а поставщик сервиса обеспечивает их выполнение. Этот сервис может
включать в себя и установку каких-то технических подсистем информационной
безопасности, но они - лишь инструменты. Иными словами, клиент (организация)
готов оплатить услугу по обследованию и приведению своей системы в соответствие
каким-то нормативам или стандарту.
В Японии высокую вовлеченность в информационную
безопасность демонстрирует организованная преступность. Подобно Италии, в
Японии преступность в области информационной безопасности тесно завязана с
криминалом из реального мира. Конфликты за сферы влияния и передел интересов
неоднократно заканчивались реальными убийствами и попытками суицида. Нетипично
часто атакуемой сферой в Японии является автомобилестроение.
Всё это подводит нас к следующему важному
вопросу - о группах интересов и влияния на японском рынке информационной
безопасности.
2. Ключевые группы интересов в информационной
безопасности в Японии
япония правовой интернет провайдер
Информационная безопасность существует не в
безвоздушном пространстве. Влияние на неё оказывает вся совокупность различных
решений всех участников системы информационной безопасности государства,
которая, в свою очередь, состоит их систем информационной безопасности
отдельных, включенных в неё, организаций, компаний, предприятий, служб и даже
людей. Помимо обозначенных выше особенностей всей системы, каждый участник
обладает своей внутренней иерархией, механизмом принятия решений и
особенностями, полное описание которых достойно отдельной работы. Сейчас же
ограничимся простым перечислением основных групп интересов и включенных в них
типов участников системы информационной безопасности Японии.
Основные группы интересов:
§ Киберпреступники
§ Одиночки.
§ Хакерские группировки и ОПГ с долей влияния в
информационном секторе - объединенные в целях получения выгоды
киберпреступники.
§ Потребители решений в области информационной
безопасности
§ Средний и малый бизнес
§ Энергетический и государственный сектор
(правительство)
§ Вендоры (разработчики и поставщики) решений в
области информационной безопасности
§ Японские
§ Иностранные
§ Местные компании сервис-провайдеры, поставляющие
решения вендоров к потребителям
§ Интернет-провайдеры
§ Правительство
§ Партия власти
§ Оппозиция
§ Исследовательские Институты при организациях
Отдельного описания заслуживают некоторые группы
интересов: Киберпреступники являются авторами киберугроз и экономических угроз
в области информационной безопасности. Ключевой особенностью киберпреступности в
Японии является сильное включение криминалитета и мафии в создание угроз с
целью нелегального заработка, «отмыва» финансовых средств и участия в иных
криминальных схемах.
К потребителям решений в области информационной
безопасности отнесены коммерческие и иные предприятия, обладающие
инфраструктурой, нуждающейся в настройке системы информационной безопасности и
защите информации. К ним относятся крупные компании и корпорации, средний и, с
некоторыми ограничениями, малый бизнес, а также некоммерческие предприятия
государственного сектора (муниципалитеты, больницы), обладающие уязвимой
информационной структурой. Также в эту группу были включены энергетические
предприятия, которые вне зависимости от формы владения и организационной
структуры, часто, обладают системой информационной безопасности и нуждаются в
её настройке.
Удовлетворением потребительского спроса на
защитные решения в области информационной безопасности занимается следующая
группа - вендоры (разработчики и поставщики) защитных решений в области информационной
безопасности. Они были разделены на подгруппы: японские и неяпонские. В
качестве критерия было выбрано расположение штаб-квартиры или головного офиса
компании.
Поставкой решений в оборудование потребителей
могут заниматься как вендоры непосредственно, так и компании сервис-провайдеры
- следующая группа интересов японского рынка информационной безопасности.
Компании сервис-провайдеры занимаются настройкой и финальной доводкой решений,
разработанных вендорами, на оборудовании и сетях клиента (потребителя).
Конкретный формат взаимодействия в треугольнике вендор - сервис-провайдер -
потребитель зависит от заключенного договора, но часто продажи и пред-продажи
потребителям ложатся на плечи сервис-провайдера. Кроме того, часто
сервис-провайдет сотрудничает сразу с несколькими вендорами и совместно с
клиентом решает, чьё программное решение больше подходит.
Взаимодействие групп интересов в секторе
информационной безопасности Японии выглядит следующим образом:
Киберпреступники являются ключевыми авторами
угроз информационной безопасности. Угрозы, в свою очередь, отслеживаются
вендорами, создающими защитные решения для недопущения нанесения вреда. Решения
поставляются компаниям-потребителям - главным клиентам рынка информационной
безопасности. Чаще всего вендоры не являются прямыми поставщиками такого рода
решений к клиентам. С целью заключения сделок, продаж и поставки своих
программных решений в информационную структуру конечных потребителей они
привлекают местные компании сервис-провайдеры, которые по лицензии осуществляют
настройку и поставку решений, произведенных вендорами, на оборудование
потребителей. Правительство выступает как потребителем, так и регулирующим
органом, ответственным за создание и прояснение правоотношений между всеми
легальными участниками открытого рынка и автором мероприятий по розыску и
наказанию киберпреступников. Существенная часть регулирующих функций
правительства затрагивает не только инфраструктуру информационной безопасности,
но и сетевую инфраструктуру в целом. За сетевую инфраструктуру «последней мили»
на стороне конечного пользователя ответственны провайдеры, которые являются
одним из акторов, занятых в реализации воли правительства, и работают в тесном
контакте с местными компаниями сервис-провайдерами.
«Последняя миля» - канал, соединяющий конечное
(клиентское) оборудование с узлом доступа провайдера (оператора связи).
Например, при предоставлении услуги подключения к интернету «последняя миля» -
участок от порта коммутатора провайдера на его узле связи до порта маршрутизатора
клиента в его офисе. Для услуг коммутируемого подключения последняя миля - это
участок между модемом пользователя и модемом (модемным пулом) провайдера.
Достаточно длительный период времени монополистом на данном рынке был NTT
Group (Nippon
Telegraph
and Telephone).
В настоящее же время NTT
сначала прошёл процедуру приватизации (1985), а затем стал публичной компанией
(1999) и потерял своё монополистское положение на рынке. Тем не менее рынок
«последней мили» в Японии крайне узок и на нём действуют всего несколько
относительно крупных игроков. К ним относятся:
§ NTT
(в том числе локальные подразделения, например NTT
East)
§ AU (AU Hikari)
§ Asashi Net
§ Fusion GOL
§ SpinNet
§ SonixNet
Следующей важной группой интересов является
правительство, как регулирующий орган системы информационной безопасности
Японии.
Важным вопросом в области обеспечения
информационной безопасности является взаимодействие информационной и
энергетической безопасности. Рассмотрим механизм принятия решений
правительством Японии в области информационной безопасности на историческом
примере энергетической безопасности.
Япония небогата на энергоресурсы,
преимущественно она импортирует их из-за рубежа: зависимость от поставок из-за
рубежа оценивается в 91,3%. При этом производство энергии в стране огромно:
Япония находится на пятом месте в мире по совокупному потреблению
энергоносителей. Совокупность этих двух факторов делает Японию очень уязвимой к
внешним воздействиям в энергетическом секторе, в том числе в области
информационной безопасности. После первых нефтяных шоков 1973 и нефтяного
кризиса 1979 гг., энергобезопасность выдвинулась на первый план для многих
государств, уступая место только вопросам обороны. Японское правительство
приняло решение диверсифицировать структуру энергоносителей и сократить
нефтяную зависимость от стран Ближнего Востока путем активного развития
собственной ядерной энергетики и других источников энергоресурсов. Топливную
базу новой отрасли составили урановые месторождения Австралии. Другой
альтернативой персидской нефти стал сжиженный природный газ (СПГ),
первоначально поставляемый из стран Юго-Восточной Азии (в первой половине
1980-х гг. более 50% СПГ в Японию импортировала Индонезия). В течение 1980 -
2000-х гг. потребление и доля СПГ постоянно росло и к 2013 г. доля газа
достигла 22% японского энергобаланса.
Низкая самообеспеченность ресурсами
предопределила характер развития японской энергетики. Можно отметить
исторически очень глубокое взаимовлияние энергетической экономики и политики.
Несмотря на практически полное отсутствие
собственных энергоресурсов, начиная с 1970 г. Японии удалось, на основании
политики диверсификации, создать такую систему устойчивого энергоснабжения,
которая без сбоев смогла обеспечить не только уверенное движение японской экономики
ко второму (ныне - третьему) месту в мире, но и бесперебойное энергоснабжение
страны даже тогда, когда из-за природно-техногенной катастрофы 11 марта 2011 г.
и последующей остановки реакторов АЭС страна в течение одного года лишилась 10%
поступлений в энергобаланс (30% электроэнергобаланса). Того же эффекта в
области информационной безопасности правительство Японии пытается достичь через
открытую саморегуляцию рынка информационной безопасности.
Фундаментальный принцип, лежащий в основе
энергополитики страны - диверсификация ресурсов и источников поставок - оказал
значительное влияние на весь комплекс международных отношений Японии начиная с
1970 годов. Фундаментальный принцип информационной безопасности - естественная
саморегуляция информационного рынка. В последнее время сферы информационной и
энергетической безопасности всё больше взаимно проникают друг в друга. Это
позволяет сделать вывод о том, что на защиту промышленной инфраструктуры
распространится секьюритизационный подход.
Особенностями японской энергетической политики
являются высокая политизация и секьюритизация сферы энергоресурсов. Ключевая
тенденция, наблюдаемая в японской энергетической политике на протяжении
последних десятилетий: растущий вес субъективных факторов при формировании государственных
основ энергополитики. В то же время в сфере информационной безопасности со
стороны правительства более распространен подход, hands-off
approach.
Основные регулирующие документы в сфере
информационной безопасности Японии появились в начале 2000 годов. После этого
активизация и появление новых правительственных документов по данной теме
обозначилось только в 2010 годах. К таким документам относятся:
Во-первых, документы, издаваемые специальным
советом в составе кабинета министров (National
Information
Security
Center, NISC)
Японии:
§ Стратегия по кибербезопасности Японии -
документ, являющейся своего рода «белой книгой» для всей японской
информационной индустрии. Последняя версия документа датируется сентябрём 2015
года.
§ Акт о мерах информационной безопасности
критически важной инфраструктуры (третья версия) - локальный документ, также
издаваемый NISC с целью
регулирования отношений в области информационной безопасности на объектах
критически важной инфраструктуры.
Во-вторых, документы Министерства внутренних дел
и коммуникации Японии (Ministry of Internal Affairs and Communications, MIC),
касающиеся политики в области строительства коммуникационных сетей,
коммуникации. В частности, документы Бюро по информационной и коммуникационной
политике министерства (Organization
of Information
and Communication
Policy of
MIC):
§ Белая книга «Информация и коммуникации в
Японии», ежегодно выпускаемая MIC,
последняя версия которой датируется 2015 годом.
Не все подразделения в составе Министерства
внутренних дел и коммуникации Японии (MIC)
имеют отношение к инфромационной безопасности. К выстраиванию стратегии
государства в интернете прямое отношение имеют только:
§ Министр внутренних дел и коммуникации Японии и
его секретариат;
§ Генеральный директор по вопросам планирования
политики (Director
General for
Policy Planning);
§ Бюро по глобальной
информационно-коммуникационной стратегии (Global
ICT Strategy
Bureau);
§ Бюро по
информации
и
коммуникации
(Information and Communications Bureau);
§ Бюро по телекоммуникации (Telecommunications
Bureau).
Начиная с документов 2003 - 2014 гг. все они
отражают общую преемственность основополагающих подходов к политике
информационной безопасности и её дальнейшее развитие на основе следующих
принципов:
§ Рыночная организация в данной сфере
(либерализация, модернизация системы управления информационными потоками и
организации сетей внутри страны);
§ Минимальное участие государства в регулировании
конечных отношений с пользователями;
§ Достижение организационной стабильности (энергосбережение,
диверсификация источников ресурсов и укрепление отношений с основными
добывающими странами, диверсификация энергоресурсов, создание запасов);
§ Охрана окружающей среды (энергосбережение,
переход на экотехнологии).
Литература
1. Аванесов А.Н. Япония: поиски
решения энергетической проблемы. / А.Н. Аванесов. - М.: Международные
отношения, 1986 - 134 с.
. Авчеренков В.И. Аудит
Информационной безопасности. 2011 М.-ФЛИНТА.
. Вода К.Р., Квашнин Ю.Д.
Энергетическая безопасность: национальные, региональные и международные
аспекты. Мировое развитие. Выпуск 11. Список статей по итогам круглого стола
«Энергетическая безопасность: национальные, региональные и международные
аспекты» / Отв. ред. К.Р. Вода, Ю.Д. Квашнин. - М.: ИМЭМО РАН. - 2013. - 121с.
4. Новикова А.А. Сборник пятой
конференции молодых японоведов «Новый Взгляд», 12-13 декабря 2013 г., Москва/
отв. Ред. Новикова А.А. Отд. яп. культуры «Japan
Foundation» ВГБИЛ, отделение
востоковедения НИУ ВШЭ, Ассоциация японоведов. - М.: Спектр, 2014. - 308 с.
. Крутских А. В., Стрельцов
А. А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной
безопасности // Международная жизнь. - 2014. - № 11.
. Лавров С. Н., Ершова Н. В.,
Плотников А. Ю. Россия-Япония: от политического противостояния к экономическому
сотрудничеству / Рук.: С. Н. Лавров; под общ. ред.: С. Н. Лавров; науч. ред.:
С. Н. Лавров. М.: ТЕИС, 2013.
. Лавров С.Н. Россия-Япония:
от политического противостояния к экономическому сотрудничеству / под ред.
Лавров С. Н., Ершова Н. В., Плотников А. Ю. // М.: ТЕИС, 2013. С. 86-121
. Михеев В.В. Проблемы
безопасности и международного правового порядка в АТР: взгляд из Токио и
Москвы. / Сборник материалов российско-японского семинара «Роль России и Японии
в укреплении безопасности и правового порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе»
/ Отв. ред. - В.В. Михеев, В.Г. Швыдко. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. -54 с.
. Михеев В.В. Проблемы и
перспективы эволюции системы международной безопасности на транстихоокеанском
пространстве. / Сборник работ специалистов в области международных отношений и
связанных с ними экономических и правовых проблем / Отв. ред. - В.В. Михеев,
В.Г. Швыдко. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 76 с.
. Сазыкин Н.С. Сырьевые
ресурсы урановой промышленности капиталистических стран и их использование,
выдержка из книги / М.: Недра, 1968.
. Шерстюк В.П., Стрельцов
А.А. Актуальные проблемы обеспечения безопасности глобальной информационной
инфраструктуры // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические
науки. - 2006. - № 2.