База данных 'Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,37 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

База данных 'Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра информационного права







Курсовая работа

БАЗА ДАННЫХ "НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"









Томск 2016

Оглавление

Введение

. Теоретические основы баз данных в юридической деятельности

.1 Понятие и сущность баз данных

.2 Специфика работы банков данных

.3 Система управления базами данных

.4 Правовые базы данных

.5 Базы данных по законодательству в интернете и на CD дисках

. История становления и развития Министерства юстиции РФ

. Характеристика банка данных "Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации"

.1 Описание банка данных и его функциональные возможности

.2 Поисковые инструменты для работы с Банком данных

Заключение

Список литературы

Введение

В мире циркулируют огромные потоки информации, которые постоянно увеличиваются. Исходя из этого, для обеспечения эффективной работы любой компании требуется организация управления данными. Уже в наши дни работа торговых, промышленных и финансовых компаний не обходиться без БД. Если бы не БД, то компании бы захлестнула волна информационной лавины. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Степень научной разработанности темы. Основными этапами создания баз данных в юридической отрасли занимались множество исследователей, труды которых представлены в разнообразных учебных пособиях, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Однако, мало уделено вниманию непосредственно изучению выбранной темы, что подтверждается скудным наличием литературы и источников.

Цель настоящей работы - комплексный анализ российской нормативно-правовой базы данных "Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации", а также в изучении его функционал и мнение экспертов.

В соответствии с поставленными целями в дипломной работе решаются следующие задачи:

изучить понятие и сущность баз данных в юридической деятельности;

рассмотреть модели баз данных;

исследовать основные требования к организации баз данных;

понять правовые базы данных;

проанализировать историю становления и развития Министерства юстиции РФ;

изучить описания банка данных и его функциональные возможности;

выполнить анализ поисковых инструментов для работы с банком данных;

проанализировать мнений экспертов по вопросу работы банка данных.

Предметом работы является банка данных "Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации". Объектом работы - принцип действия нормативно-правовой базой.

В ходе написания настоящей работы использовались данные официального сайта Министерства юстиции РФ, а также учебные пособия, монографии, периодические издания и публикации в сети Интернет.

Выбранный подход к рассматриваемой теме обусловлен большой заинтересованность научных кругов и недостаточной разработанностью, а также нерешенностью вопроса. По этой причине настоящая работа кроме учебной, имеет теоретическую и практическую значимость.

1. Теоретические основы баз данных в юридической деятельности

1.1 Понятие и сущность баз данных

Базы данных - это взаимосвязанные и структурированные данные, которые обеспечивают добавление выборки и отображение данных. Все сведения из одного файла БД могут управляться с помощью конкретной программы, в которой могут быть использованы такие объекты, как:

таблицы сохранения данных;

запросы, которые используются для извлечения и поиска нужных данных;

формы для добавления, просмотра и изменения табличных данных;

определенный формат форм для анализа и печати данных;

простота поддержания БД обеспечивается ее удачной разработкой.

Данные сохраняются в таблицах. В каждой таблице должна содержаться информация одного типа. Обновленная информация отобразиться во всей базе данных, если будет достаточно только в одном месте обновить конкретные данные. Перечислим основные требования к тому, как организовать БД:

1) Многосторонние связи. Те или иные логические файлы зависят от различных программистов. Эти файлы могут получиться из одной и той же совокупности данных. Существуют различные связи между элементами запоминаемых данных. Переплетения взаимосвязей, которые содержаться в некоторых БД, могут быть достаточно сложны. Возможность удобства представления тех или иных взаимосвязей и быстрота согласования внесения в них изменений должна обеспечиваться целесообразным методом организации данных. Получение из имеющихся данных нужных логических файлов и существующих между ними связей обеспечивается с помощью системы управления БД. Между способом физического хранения данных и представлением логического файла в прикладной программе должно существовать, пусть и небольшое, сходство.

) Производительность. Время ответа, которое будет удовлетворительно для диалога человек терминал, обеспечивается БД, которая специально разработана для использования терминала оператором. Пропускная способность также обеспечивается системой БД. На структуру БД накалываемые ограничения незначительны, если система рассчитана на поток запросов, который является небольшим. Если поток запросов в системе большой, на выбор организации физического хранения данных большое воздействие имеет пропускная способность. Это может относиться, к примеру, к системе резервирования авиабилетов. Время ответа не имеет большого значения в системах для пакетной обработки. Исходя из условий создания эффективной пакетной обработки, выбирается метод физической организации.

) Минимальные затраты. Чтобы уменьшить затраты на эксплуатацию и создание БД, нужно выбрать методы организации, минимизирующие требования, предъявляемые для внешней памяти. Физическое представление данных в памяти при использовании этих методов может очень отличаться от представления, используемого прикладным программистом.

) Преобразование одного представления в другое осуществляется программным обеспечением или микропрограммным или аппаратным средством. Здесь нужно будет выбирать преобразование одного представления в другое между экономией памяти и затратами на алгоритм преобразования

) Минимальная избыточность. До использования систем управления БД, которые были в системах обработки, в информационных фондах существовал высокий уровень избыточности. Множество избыточных данных содержалось в большинстве ленточных библиотек. Постепенно увеличивается возможность появления избыточных данных, по мере того, как возрастает количество информации при использовании БД, которая объединяется в интегрированные БД.

6) Возможности поиска. Самые различные вопросы могут быть обращены пользователем к БД по поводу хранимых данных. Типы запросов предопределены в большем количестве современных коммерческих приложений, поэтому для обработки с требуемой скоростью создается физическая организация данных. Обеспечение обработки этих запросов и формирование заранее незапланированных ответов - в этом заключаются возросшие требования к системам.

) Целостность. Большое значение имеет отсутствие разрушений между элементами данных и связей между ними, в случае, когда данные БД используются большим количеством пользователей. Возможность различных случайных сбоев и появление ошибок нужно учитывать. Чтобы без потерь восстановить данные в случае сбоев, в системе должно соответствующим образом разработано хранение данных и их обновление, а также процедуры включения данных. Целостность данных должна обеспечиваться вычислительной системой.

) Безопасность и секретность. Необходимо хранить данные в БД в сохранности и тайне, ведь запоминаемая информация для учреждения является очень значимой. Поэтому не следует допускать, чтобы она была похищена или утеряна. Нужно защитить информацию от программных или аппаратных сбоев, криминальных и катастрофических ситуаций, и некомпетентного или злонамеренного использования информации.

Безопасность данных - это защита данных от преднамеренного или случайного доступа к ней лиц, которые не имеют на нее права, включая неавторизованную модификацию и данных или вообще, их уничтожение.

Секретность - это право тех или иных лиц или организаций решить когда, как и какое количество нужной информации разрешено передать другим лицам или организациям.

) Связь с прошлым. Организация хранения данных, написание программ, процедур, требует значительных средств в организациях, которые эксплуатируют системы обработки данных. Чтобы можно было соответственно преобразовывать обрабатываемые данные, программное обеспечение БД должно работать с уже имеющимися на установке программами. Для этого условия необходимо наличие программной и информационной совместимости, иначе это будет сдерживающий фактор, когда потребуется переход к новым системам БД. Развитие средств управления БД не должно тормозиться проблемой связи с прошлым.

) Связь с будущим. Связь с будущим особенно значима. Данные и среда их хранения может поменяться в будущем по большинству направлений. С течением времени, любая компания имеет возможность испытать перемены. Для пользователей системами обработки данных такие перемены могут быть достаточно недешевыми. Развитие этих систем может тормозиться из-за больших затрат для осуществления даже самых простых изменений.

Являясь результатом вынесения изменений, преобразование данных, отладка и перезапись прикладных программ - основные статьи расходов. Перезапись всех прикладных программ кажется невозможной, так как их число со временем растет. При создании БД важно запланировать базу данных, так чтобы без модификации прикладных программ была возможность провести изменения.

) Простота использования. Необходимо, чтобы средства, используемые для представления общего логического описания данных, отличались простотой и изящностью. При создании интерфейса нужно ориентироваться на конечного пользователя БД, который может не обладать базой знаний, касающейся теории БД.

1.2 Специфика работы банков данных

Если баз данных существует не одна, а множество, необходима организация по их управлению. Именно с этой целью создаются банки данных.

Банком данных называется совокупность некоторого количества баз данных и средствами управления ими. Это связано с теми системами, где требуется обработка большого объема данных. В разных источниках данное понятие трактуется по-разному - где-то это просто совокупность БД, либо в них включаются организационные и технические средства.

Банк данных является автоматизированной информационной системой, которой присутствует централизованное хранение и коллективное использование данных.

Банки данных включают в себя:

справочник баз данных;

система управления базами данных;

библиотеки запросов и прикладных программ;

архив и система управления архивом;

языковые средства (языки запросов и ответов, язык программирования и язык описания данных);

персонал по обслуживанию банка данных.

Таким образом, банки данных обеспечивают централизованное накопление и коллективное многоцелевое использование данных. Существуют необходимые требования, которым должны соответствовать банки данных:

удовлетворение информационных потребностей пользователей, обеспечение возможности хранения и изменения крупных объемов той или иной информации;

соответствие нужному уровню достоверности хранимой информации и ее непротиворечивости;

обеспечение доступа к данным только тем пользователям, которые обладают соответствующими полномочиями;

осуществление возможности поиска информации по любой из группы признаков;

удовлетворение нужным требованиям производительности, когда обрабатываются запросы;

наличие возможности расширения и реорганизации, если изменились границы программного обеспечения;

обеспечение выдачи пользователям информации в той или иной форме;

гарантия удобства и простоты обращения за информацией внешних пользователей;

осуществление возможности одновременного обслуживания большого количества внешних пользователей.

Ядро банка данных - это база данных, представляющая собой совокупность данных, которые взаимосвязаны, и хранятся вместе, когда есть наличие минимальной избыточности, которая допускает использование их оптимальным образом для одного, либо нескольких приложений. Данные запоминаются таким образом, чтобы они от использующих их программ были независимыми, а также имелась бы возможность добавления новых или преобразования существующих данных. Что касается поиска данных, то для них используется общий управляемый способ.

Рассмотрим преимущества использования банков данных, которые будут доступны при их соответствующей организации:

обеспечение высокой доступности данных для всех сотрудников;

сокращение бумажного документооборота и получение любых документов по форме и содержанию;

перераспределение функций между сотрудниками и изменение характера функций, которые выполняются, и в дальнейшем, улучшается вся система управления предприятием.

Характер использование банком данных зависит от того, к какой из категории принадлежит пользователь. Пользователь-параметрист: меняют содержание БнД в процессе работы с базой данных, во время как иные пользователи только лишь используют информацию, которая хранится в БнД. Терминальный пользователь: взаимодействует с БнД как непосредственно, так и через посредников.

Специфический пользователь - это сотрудник информационной службы. Бывает, так, чтобы та или иная информация была скрыта от таких пользователей. Администратор БнД: ответственны за создание БнД и его сохранное функционирование, ее развитие, и соответствие требованиям регламента доступа к данным, которые хранятся.

Существует такое понятие, распределенные банки данных, которые расположены на нескольких компьютерах, которые соединены сетью. Такие банки данных используются в крупных компаниях и используются для работы большого количества удаленных пользователей, когда имеются большие объемы информации и когда присутствует территориальная или структурная разобщенность.

Распределенной системой Банков данных обеспечивается широкая возможность в управлении сложными многоуровневыми и многозвенными процессами и объектами. Это все благодаря тому, что такие базы данных являются более гибкими, ионии менее чувствительны к повреждению оборудования. К примеру, если нужно организовать сеть филиалов организации, распределенная обработка данных дает возможность разместить базы данных в узлах компьютерной сети, где располагаются филиалы. В организациях со сложной структурой распределение данных дается с помощью реализации вертикальных и горизонтальных связей между узловыми компьютерами.

.3 Система управления базами данных

Современную жизнь сложно представить без эффективного управления. Именно от систем обработки информации зависит эффективность функционирования любого учреждения и предприятия. Давайте перечислим основные требования к такой системе:

обеспечение получения по итогам работы детализированных и/или общих отчетов;

возможность простого определения тенденции к изменению необходимых показателей;

обеспечение получения без задержек срочной информации.

Среда Windows, в отличие от DOS, наиболее полно дает возможность пользования персональной ЭВМ, поэтому современные СУБД являются приложениями именно Windows. Массовый переход к среде Windows обусловлен уменьшением цены высокопроизводительных ПК, так как именно в этой среде нужно меньше думать о распределении ресурсов. Также снижение стоимости привело к тому, что СУБД и программное обеспечение стало менее требовательным к ресурсам аппарата ЭВМ.

Наиболее заметными представителями систем управления БД являются: Lotus Approach, Microsoft Access, Borland dBase, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, и БД Microsoft SQL Server и Oracle, которые используются в приложениях, которые построены по технологии "клиент-сервер". Любая СУБД имеет аналог, который выпускается другой компанией с аналогичной областью применения и возможностями. Разные приложения совместимы с большинством форматов представления данных, они реализуют, благодаря множеству конвертеров, импорт и экспорт данных.

Существуют технологии, которые позволяют применять возможности иных приложений, таких, как пакетов построения графиков, текстовых процессоров и так далее, а также встроенные версии языков высокого уровня (чаще - диалекты SQL и/или VBA) и создаваемые для приложений визуального программирования интерфейсов.

Используемый формат данных, на основе какого пакета или на каком языке написано то или иное приложение - все это не имеет большого значения. На данный момент существует известный и широко используемый "открытый подход", на котором основана быстрая разработка приложений" или RAD (от английского Rapid Application Development). Он подразумевает возможность и большое значение использования тех или иных технологий и программ, созданных для разработки систем обработки данных, которые являются более мощными и гибкими.

С помощью таких языков программирования, как Visual Basic 4.0 и Visual C++ есть возможность разрабатывать важные компоненты приложений, в которых значима скорость работы. Этого нельзя создать способами "классических" СУБД. Технология "клиент-сервер" также является современных подходом по управлению БД.

Таким образом, в настоящее время, разработка позволяет выйти за пределы того или иного пакета, а также на данный момент используются различные приложения, которые зависят от поставленной задачи. Общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений на сегодняшний день является достаточно важным.

1.4 Правовые базы данных

Справочно-правовые системы значительно повышают производительность труда юристов, когда требуется решение тех ли иных правовых вопросов, таким образом, эти системы делают жизнь специалистов проще. Одновременно с развитием российского законодательства в 80-90-х годах начали распространяться персональные компьютеры. Полная и актуальная правовая информация стала потребностью многих специалистов (юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций). Негосударственные компании широко обеспечили доступ к законодательству и создание рынка СПС в России, как в развитых зарубежных странах.

Агентство INTRALEX было первым разработчиком коммерческой правовой БД "Юридическая справочно-информационная система" (ЮСИС). Этот программный комплекс был представлен в 1989 году. Научно-производственное объединение "Вычислительная математика и информатика" (НПО "ВМИ") также является одним из первых разработчиков справочных правовых систем. СПС "Гарант" - это первая разработка НПО "ВМИ". В последующем, такая компания, как "Гарант-Сервис", распространяющая систему "Гарант" отделилась от НПО "ВМИ".

СПС КонсультантПлюс - это система нового поколения, которую НПО "ВМИ" разработало в 1992 году. Помимо раннего опыта последних десятилетий, эта система включала новые решения. Последние технологии и единственные в своем роде принципы организации сервиса были в основе именно КонсультантПлюс. Это был большой прорыв в создании системы доступа к правовой информации в масштабах РФ.

Самые сложные задачи были решены по ходу разработки такой справочной правовой системы, как Консультант Плюс. Эта программа дала возможность быстрого обновления информации на ПК по всей территории России. Вторым важным моментом являлось поддержка хорошего сервиса для самих пользователей. Как мы видим, была создана сервисная сеть распространения правой информации, а не просто единственный в своем роде продукт. Основы отрасли распространения правовой информации была заложены с помощью разработок системы Консультант Плюс.

На сегодняшний день Консультант Плюс является ведущей компанией по справочным правовым системам в России. Согласно данным ведущих исследовательских организаций, большинство пользователей из России предпочитают работать именно с системой Консультант Плюс (70-79%).

В России в наши дни представлены следующие основные СПС:

) "Гарант". В этой системе можно найти федеральные и международные документы, судебные решения, тексты указов президента, финансовые консультации. Эта система представляет собой объединенную базу. В этой программе более 1 050 000 региональных и федеральных российских нормативных документов. В СПС "Гарант" можно увидеть арбитражную и судебную практику, проекты законов, международные договоры, экономическая информация: материалы из профессиональной бухгалтерской прессы, формы документов, календарь бухгалтера, формы документов. Различные виды поиска также предоставлены в СПС "Гарант".

После утверждения региональными и федеральными органами власти, новые документы попадают в электронные базы СПС ГАРАНТ. Это осуществляется по договорам с самими органами власти. Имеется полное соответствие электронных и официальных текстов. В этих текстах можно увидеть справки, схемы, комментарии, которые связаны гиперссылками. Ежедневно СПС пополняется примерно на 8000 документов. Словесное обозначение ГАРАНТ признано высшей патентной палатой общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации с 1 января 1998 года. СПС ГАРАНТ разрабатывает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис".

) "КонсультантПлюс". В этой СПС можно увидеть судебные решения, международные и федеральные документы, фин. Консультации. Состоит из региональной, федеральной и местной БД.

) "Кодекс". Имеется множество нормативно-технических документов - СНиП, ГОСТ, РД и т. д., а также наблюдаются специализированные справочные системы, согласно различным отраслям - охрана труда, экология, строительство, электроэнергетика и т.д. Также мы можем найти федеральные и международные документы, финансовые консультации, судебные решения, тексты указов президента. КОДЕКС является информационно справочной системой по законодательству и нормативных актов РФ. Здесь поддерживаются следующие режимы поиска:

атрибутный поиск - номер, дата, кем был принят, название, по слову или словосочетанию или целому предложению;

интеллектуальный поиск - по свободным запросам пользователя.

Основное отличие СПС в большом количестве нормативно-технических документов - ГОСТ Р. ЕСКД ГОСТ ПУЭ СНиП РДС ФЕР СанПиН РД ВСН, НПБ, СП, СН, ГН, ВНТП, ОНТП, ИПБ, МДК, МДС, РНиП, МУ, ОНД, МУК, ОСТН, ЕНиР, ЕРЕР, ПМГ, ТТ, ТНПБ, ИТП, ПДК, а также специализированных справочных систем по отраслям.

Представлены федеральные и международные документы, финансовые консультации, судебные решения, тексты указов президента. Сотни измененных новых документов приходят из органов власти к специалистам консорциума "Кодекс". В соответствии с выбранным пользователями графиком обслуживания, все изменения добавляются БД "Кодекс".

1.5 Базы данных по законодательству в интернете и на CD дисках

На сегодняшний день есть 2 основных ресурса нормативных актов в электронной форме: это Интернет и компакт-диски БД. У каждого из этих источников есть свои достоинства и недостатки, поэтому нельзя сказать, какой из них лучше. Давайте рассмотрим такой источник информации, как компакт-диск. В качестве примера возьмем известную систему "Законодательство России".

Эта система - универсальная правовая база данных, в которой есть (согласно апрелю 2000 года) полные тексты по всем отраслям права, там насчитывается около 150000 нормативных правовых документов регионального и федерального законодательства. Все тексты классифицированы по общероссийскому рубрикатору. Эта система пересдается на диске ежемесячно с дополненной и обновленной базой данных нормативных правовых актов.

На последующие выпуски постоянным пользователям дается подписка на льготных условиях. В каждом выпуске "Законодательства России" включается электронное приложение, которое содержит новую юридическую информацию по проблемам применения Российского законодательства. Это приложение необходимо занимающимся юридическим самообразованием, но также оно нужно как справочное пособие всем пользователям.

Сейчас имеются следующие приложения:

регистрация предприятий в Москве;

информация для адвокатов Московского региона;

земельные отношения в Москве;

гражданское оружие в РФ;

прекращение и заключение трудового договора;

прием и оформление наследства;

экстремальные ситуации в торговле;

защита прав потребителя;

аренда жилых помещений;

судебная система РФ;

лицензирование некоторых видов деятельности и так далее.

Плюсом работы с компакт-дисками с БД является хорошая скорость работы. Но этот источник требует при любой установке наличие CD-ROM дисковода, что может помешать использованию БД в локальной сети. А если база находится в Интернете, то она доступна неограниченному числу пользователей. Есть производители БД на компакт дисках, которые предоставляют возможность использования CD-диска некоторому количеству пользователей в одно время, но такая опция стоит отдельных денег.

Другие производители говорят об этом несколько размыто. Возьмем цитату из лицензионного соглашения такого производителя: "ЗАО "Издательство "ЭЛЕКС" не возражает против использования диска CD-ROM "Законодательство России" для работы в локальной сети. Для этого, например, можно провести минимальную инсталляцию СПС "Законодательство России" на рабочих станциях с сетевого CD-ROM дисковода. Разработчики не гарантируют работу СПС "Законодательство России" в сетях различных видов и конфигураций и не принимают претензий по этому вопросу".

Для поиска по базам данных как на компакт дисках, так и в интернете существуют одинаковые параметры. Если вы хотите найти нужный документ, вам нужно ввести один из этих параметров:

тип искомого документа (инструкция, постановление, кодекс, протокол, правило, решение, закон, перечень);

орган, который принял документ (федеральное собрание, президент, правительство, органы прокуратуры);

дата принятия (день/месяц/год);

дата регистрации в министерстве юстиции (день/месяц/год);

ключевые слова в тексе или названии документа;

В особенности, если указано недостаточно атрибутов документов, то по заданным параметрам выйдет несколько документов, а не один. Автоматически будет составлен список соответствующих документов, из которого пользователю нужно будет выбрать тот, который его интересует. Представленные в перечне атрибуты документа не все могут быть использованы в той или иной базе данных - их может быть либо больше, либо меньше.

Обобщим недостатки и достоинства представленных способов доступа к базам данных на разных источниках. Первый минус компакт-дисков - это их ограниченный объем. Даже если текстовая информация не занимает много места на тех или иных электронных носителях, количество нормативных актов такое большое, что объема CD дисков (650 Mb) может быть недостаточно. Можно поместить и выпустить все законодательство на нескольких дисках, но будет не очень удобно все время заменять их в дисководе. По этой причине использовать интернет будет гораздо комфортнее. Весь неограниченный объем может храниться на жестких дисках серверов, на которых есть возможность хранения всего законодательства.

На выбор также может повлиять проблема скорости доступа к нормативным актам. Информация на CD-ROM дисководах передается пользователю со скоростью 5000-6000 Kb/sec, а скорость интернета в России не даст увеличить скорость более чем на 5 Kb/sec.

Чтобы использовать БД на компакт-дисках, можно просто купить его и постоянно им пользоваться, в то время как для работы с информацией в Интернете нужно регулярно делать абонентскую плату. Однако обновление законодательства через интернет достаточно оперативно, что и является достоинством пользования БД через Интернет. Нормативные акты, которые уже приняты, тут же попадают в базы данных и становятся доступными. Что касается версии на компакт дисках, то для того, чтобы увидеть обновления законов и нормативных актов, нужно совершить их повторную покупку.

2. История становления и развития Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I "Об учреждении министерств". Данный документ предусматривал в составе Правительства наличие должности министра юстиции. Он единовременно был и генерал-прокурором Российской империи. На Министерство юстиции возлагался функционал, предполагающий подготовку законодательных актов и управление деятельностью судов и прокуратуры. В его обязанности входили решения вопросов назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов. Кроме того, Министерство должно было контролировать их работу.

Первый министр юстиции и генерал-прокурор Российской империи - выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Занимаясь управлением всей системой юстиции, Министерство с самого начала своего возникновения значительную роль отводило улучшению законов. Известный государственный деятель М.М. Сперанский руководил кодификацией законодательства. Были изданы 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М.М. Сперанским было представлено Императору предложение о важности осуществления кадрового укрепления судов судьями и правоведами. Важно отметить, что для их подготовки требовалось непосредственное участие Министерства юстиции. После того, как в 1864 году в России была проведена судебная реформа, которую деятельно готовил и проводил Минюст, существенно увеличились полномочия Министерства юстиции.

Министерство юстиции сыграло важную, а порой и определяющую роль на каждом этапе становления судебной реформы. Оно руководило судебными органами, управляло межевой и тюремной частями, а также нотариатом. Минюст заведовал личным составом суда и прокуратуры, а также имело право назначать и увольнять:

следователей по важнейшим делам в окружных судах;

городских судей и членов уездных окружных судов.

Министерство занималось ведением институтов мировых судей и присяжных заседателей, было наделено правом прямого руководства деятельностью прокуратуры, а также могло управлять местами лишения свободы. Оно имело значительный перечень полномочий, позволяющих ему формировать и реализовывать правовую политику государства.

Министерство юстиции поспособствовало:

изданию Закона от 16 июня 1884 года, который усиливал наказание за служебные растраты и хищения, в частности для лиц привилегированных сословий;

отмене с 26 мая 1881 года публичного исполнения смертной казни;

в сфере гражданского права 19 мая 1881 года появились Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения были представлены на заключение Министерства юстиции до того, как они были вынесена на рассмотрение Государственным советом. С 1881 года Министерства юстиции стало не только оценивать законопроекты иных ведомств с точки зрения юридической стороны. Оно начало согласовывать их с уже имеющимися законами. Законотворчество Министерства юстиции конца XIX века - начала XX века можно охарактеризовать в виде повышенного внимания к личностным правам.

В 1897 году разработали законопроект, который регламентировал изменение порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов. В 1903 году был принят законопроект, который ведал вопросами условного осуждения, являя собой исключительную новизну и крайнюю демократичность института для России. Этот же год знаменовался разработкой Минюста в виде дисциплинарного устава, которая регламентировала наказания за служебные проступки. В 1904 году был разработан законопроект об особых изменениях в вопросах наказания и устанавливал порядок преследования государственных преступлений. Этот же год отмечается утверждением Минюста Правил о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

Середину XIX века можно обозначить как активное участие министров юстиции в вопросах международной деятельности:

занимались председательством в Международном трибунале;

являлись членами Международной палаты Третейского суда в Гааге.

Минюст сообщал министрам об утвержденных уставах новых организаций и обществ. Непосредственно министр каждую неделю отчитывался Императору докладами в личной и письменной форме, которые отражали состояние вверенных ему дел.

декабря 1895 года от Министерства внутренних дел было передано Министерству юстиции Главное тюремное управление, которое являлось "…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия".

По окончанию Октябрьской революции 1917 года Минюст преобразовали в Народный комиссариат юстиции. Были затрачены огромные усилия, что реализовать на практике Декрет № 1 "О суде", сформировать суды и подобрать для них персонал. Кроме того, важная роль отвелась и созданию новых законов. Постановление от 30 января 1928 года ВЦИК и СНК подчиняло наркому юстиции в виде заместителей прокурора и председателя Верховного Суда республики. Исходя из Положения о Народном комиссариате юстиции, которое было утверждено 26 ноября 1929 года, Верховный Суд являлся членом аппарата Наркомюста. В дальнейшем его полномочия были изменены.

В 1936 году прокуратуру выделили в качестве самостоятельного ведомства, после чего на Наркомат юстиции СССР возложили задачу по систематизации и подготовке материалов, позволяющих осуществлять кодификацию законодательства. До 1946 года законотворческая деятельность реализовывалась тремя главными направлениями:

подготовкой общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье);

подготовкой Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов;

осуществлением справочной работы по законодательству.

Система Минюста СССР предусматривает создание научно-исследовательских криминалистических лабораторий и Всесоюзных институтов юридических наук. Важно отметить, что благодаря инициативности Минюста РСФСР в 1957 году российское право впервые в тексте УПК РСФСР объясняло термин "презумпция невиновности". Посредством положения о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы наделялись правом указывать судам на правильное и единообразное использование судебной практики. Подобное отношение органов юстиции и судов критиковалось, что привело к упразднению Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития. Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.

Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России является федеральным органом исполнительной власти. Данное учреждение осуществляет функции:

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

занимается сферой исполнения уголовных наказаний;

регистрирует некоммерческие организации, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации;

выполняет функционал в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечивает установленный порядок деятельности судов и исполнение судебных актов и актов других органов.

Минюст России обладает также правоприменительными функциями и функционалом по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение - способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

3. Характеристика банка данных "Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации"

.1 Описание банка данных и его функциональные возможности

Банк данных "Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации" (далее - Банк данных) сформирован в рамках реализации проектов Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению правовой информации органам государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, а также оказания бесплатной правовой помощи.

Цель данного проекта - обеспечить широкий доступ организаций и граждан к достоверным исходным текстам правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации. В Банк данных включаются копии документов в графическом формате. Эти копии документов получаются путем сканирования исходных текстов ведомственных нормативно-правовых актов.

Тем самым достигается стопроцентная аутентичность документов банка данных достоверным первоисточникам, то есть пользователь видит акты в том самом виде, в котором они выпускаются государственными органами. Доступ к Банку данных предоставляется бесплатно и открыт круглосуточно.

Банк данных содержит графические копии страниц документов вместе с реквизитами документа, по которым документ можно найти. Основная страница Банка данных состоит из поисковой формы, предназначенной для поиска документов, и списка документов, включенных в последнее обновление Банка данных.

Щелчок мышкой в списке на названии документа открывает отдельное окно просмотра документа (для каждого документа - отдельное окно), при этом список документов остается доступным в старом (основном) окне. Подробнее о режимах работы с Банком данных изложено в следующем параграфе.

.2 Поисковые инструменты для работы с Банком данных

Документы включаются в Банк данных "как есть", с минимальной технической обработкой, исключающей какое-либо искажение исходного текста самого документа. Для работы с Банком данных, реализованы необходимые средства поиска правовых актов. Документы, включенные в Банк данных, могут быть найдены по следующим реквизитам:

принявший орган;

вид документа;

дата принятия;

номер в Минюсте;

дата в Минюсте;

номер документа;

название документа;

дата публикации в базе данных сайта Минюста России.

Страницы документов в Банке данных представлены в форматах: PNG и PDF. Формат PNG необходим для оперативного просмотра страниц в Интернет-браузерах и быстрой печати страниц документа средствами браузера, но с некоторой потерей качества. PDF-формат предназначен для просмотра и распечатки качественных копий правовых актов.

Для просмотра страницы документа или ее печати в этом формате необходимо предварительно сохранить на локальном диске компьютера PDF-файл документа. Далее PDF-файл может быть просмотрен на экране компьютера или распечатан на принтере с использованием приложения Adobe Reader (www.adobe.com) или любого приложения для просмотра PDF-файлов.

Банк поддерживает браузеры: Internet Explorer 10.x и выше, Firefox 31.x и выше, Google Chrome 31.x и выше, Opera 22.x и выше. Поддержка JavaScript должна быть включена.

Технические данные о страницах в формате PNG: 4-х цветные серые, с соотношением размеров сторон соответствующим формату А 4 в книжной и альбомной ориентациях. Технические данные о страницах в формате PDF: файлы содержат изображения по одному на каждую страницу PDF-документа. пользователь хранение юридический полномочие

Поисковая форма содержит поисковые поля всех реквизитов документа и дополнительные параметры поиска "порядок сортировки списка документов" и "число документов списка, показываемых в окне браузера". Поисковые поля реквизитов документа заполняются следующим образом:

Принявший орган - орган государственной власти, издавший документ. Поле имеет словарь со списком всех государственных органов, документы которых представлены в Банке данных. В словаре может быть выбрано только одно название. Для отмены выделения необходимо выбрать пустую строку словаря (первая строчка). Вид документа - вид документа: закон, указ и т.д. Документ может иметь несколько видов. Поле имеет словарь. Выбор вида документа аналогичен выбору принявшего органа.

Дата принятия отражает период, когда был принят тот или иной документ. Для этого поля существуют две опции:

выбрать точную дату;

выбрать диапазон дат.

Ввод даты можно осуществлять вручную в соответствующие текстовые поля в формате дд.мм.гггг или посредством элемента управления "календарь", который открывается при клике на текстовое поле. Номер в Минюсте - номер, под которым нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ (такие акты публикуются в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ). Поле не имеет словаря.

Дата в Минюсте - дата, под которой нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ (такие акты публикуются в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ). Значения для поиска задаются аналогично полю "Дата принятия". Номер документа - официальный номер документа. Поле не имеет словаря. Набор номера необходимо осуществлять с клавиатуры без пробелов.

Название документа - совокупность основных реквизитов (вид документа, принявший орган, дата принятия и номер документа), а также название, которое дано в тексте документа (в некоторых документах это название отсутствует). Для поиска по этому полю необходимо ввести одно или несколько слов, разделяя их пробелами. Слова связываются логическим условием И.

Для максимально эффективного поиска при запросе целесообразно набирать слово целиком. В этом случае будут найдены все документы, в названии которых есть словоформы искомого слова. Например, при вводе слова "край" будут найдены документы, содержащие в названии слова [Краснодарского] "края", [Ставропольском] "крае" и т.п. Если таких документов в банке нет, то поиск будет автоматически продолжен. Теперь слово "край" будет использовано как основа слова (без окончания), и будут искаться документы с названиями, содержащими слова с произвольными окончаниями к этой основе. Например, будут найдены документы, содержащие в названии слова "Крайний" [север].

Дата публикации в базе данных сайта Минюста России - дата, под которой нормативный акт опубликован на сайте Минюста России. Значения для поиска дат задаются аналогично полю "Дата принятия". Если какое-либо поисковое поле не заполнено, то происходит поиск документов с любым значением, относящимся к данному полю.

Список найденных документов отображается порциями. Число документов, отображаемых в окне браузера, может быть выбрано из списка "Показывать документов". Сортировка списка также определяется выбором из нескольких возможных вариантов в строке "Сортировать по полю". Для списков, состоящих из нескольких порций, поддерживается навигация в смежные порции и в начало и конец списка.

До начала процесса поиска ниже карточки находится список документов последнего обновления Банка данных. Поэтому для поиска свежих документов часто достаточно просмотреть данный список. Перейти на список документов последнего обновления можно и после начала работы с Банком данных, для этого достаточно нажать на кнопку "Очистить". В этом случае результаты поиска будут заменены на список последнего обновления. Кроме указанных выше, на странице имеются следующие кнопки:

О Банке - вызвать страничку, содержащую справку о Банке данных;

Помощь - вызов раздела Помощь (данный текст).

Для перехода к просмотру документа достаточно щелкнуть на названии нужного документа в списке, при этом открывается отдельная страница просмотра документа.

Окно просмотра документа - это отдельное окно (или вкладка) браузера (закрытие этого окна не приведет к потере результатов поиска в Банке данных). Вверху окна отображается название документа. В окне показываются одна или несколько страниц документа в формате PNG. Число страниц, отображаемых в окне браузера, задается выбором из списка "Показывать страниц". На странице представлена ссылка на PDF-файл документа.

Показанные в окне просмотра документа страницы можно легко распечатать, используя кнопку "Печать" меню браузера. Для печати документов с альбомной ориентацией страниц, необходимо предварительно выставить соответствующие настройки браузера.

Для качественной печати или другой работы с документом без использования Банка данных нужно сохранить графические копии страниц документа на локальном диске компьютера, пользуясь ссылкой окна просмотра документа "Для качественной печати: PDF-файл документа (размер файла …)"

Полученные PDF-файлы можно просматривать и распечатать с помощью общедоступного приложения Adobe Reader (www.adobe.com) или любым приложением для просмотра PDF-файлов.

С помощью банка данных "Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации" обеспечивается широкий доступ организациям и гражданам к получению достоверных исходных текстов правовых актов, которые были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Заключение

Нам часто приходиться иметь дело с данными из различных источников, связанных с той или иной деятельностью. Чтобы организовать эти данные, нам нужны организационные навыки и какие-либо знания. Серьезным прорывом по организации работы с декларативной информацией явилось появление БД.

БД позволяют хранить достаточно большие объемы информации одновременно. К тому же, существуют системы управления БД, так называемые СУБД, позволяющие управлять данными достаточно эффективно, а также извлекать эти данные из БД, которые записываются в базу необходимом порядке.

Есть много весомых причин, чтобы перевести имеющуюся информацию на ПК. На данный момент дешевле хранить информацию на файлах ЭВМ, чем на бумаге. БД дают структурировать, хранить информацию, и извлекать ее способом, который наиболее удобен для пользователя. Можно сэкономить время для получения нужной информации и сберечь большие средства, используя клиент-серверные технологии.

Основанные на комплексной обработке данных и централизации хранения, эти технологии делают более простым ведение и доступ. Также ЭВМ дает возможность хранения любых форматов данных, таких, как чертежи, текст, рукописи, аудиофайлы, фотографии и так далее.

В настоящее время, разработка позволяет выйти за пределы того или иного пакета, а также на данный момент используются различные приложения, которые зависят от поставленной задачи. Общее направление развития СУБД и других средств разработки приложений на сегодняшний день является достаточно важным.

Справочно-правовые системы значительно повышают производительность труда юристов, когда требуется решение тех ли иных правовых вопросов, таким образом, эти системы делают жизнь специалистов проще.

На сегодняшний день есть 2 основных ресурса нормативных актов в электронной форме: это Интернет и компакт-диски БД. У каждого из этих источников есть свои достоинства и недостатки, поэтому нельзя сказать, какой из них лучше. Чтобы использовать БД на компакт-дисках, можно просто купить его и постоянно им пользоваться, в то время как для работы с информацией в Интернете нужно регулярно делать абонентскую плату.

Обновление законодательства через интернет достаточно оперативно, что и является достоинством пользования БД через Интернет. Нормативные акты, которые уже приняты, тут же попадают в базы данных и становятся доступными. Что касается версии на компакт дисках, то для того, чтобы увидеть обновления законов и нормативных актов, нужно совершить их повторную покупку.

С целью формирования и упрочнения основ правового государства в России имеется Министерство России, в ведении которого на сегодняшний день находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

Минюст России обладает также правоприменительными функциями и функционалом по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Для реализации проектов Министерства юстиции РФ по предоставлению правовой информации органам государственной власти Российской Федерации, местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам, а также оказания бесплатной правовой помощи предусмотрен банк данных "Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации". С его помощью осуществляется обеспечение широким доступом организаций и граждан к достоверным исходным текстам правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Список литературы

.Гандерлой, Майк; Харкинз, Сьюзан Сейлз Автоматизация Microsoft Access с помощью VBA. - М., 2013. - 416 c.

2.Глушаков С.В. Базы данных / С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько. - М., 2011. - 504 c.

.Голицына О.Л. и др. Базы данных. - М., 2013. - 399 c.

.Гринченко Н.Н. и др. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access., 2012. - 613 c

.Данелян Т.Я. Информационные технологии в юриспруденции. -М., 2006. С.81

.Диго С.М. Проектирование и использование БД: Учебник для студентов вузов. - М., 1995. С.67

.Зубов В.И. Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2005. С.29

.Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных БД. Учебное пособие. - СПб., 1994. С.45

.Козлова И. Информатика: конспект лекций. М., 2008. С.77

.Кoндpашoв Б.П. Служба судебных приставов: история и современность // Журнал российского права. 2013. №2.

.Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. - М., 2003. С.265

.Михеева Е.В., Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. - М., 2006. С.74

.Нестеров С.А. Базы данных. 2013. С.52

.Новиков Д.Б., Камынин В.Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы "Консультант Плюс". - М., 1999.

.Прокушева А.П. Экономика информатики. - М., 2001.

.Хаббард, Дж. Автоматизированное проектирование баз данных / Дж. Хаббард. - М., 2013. - 296 c

.Шафрин Ю. Информационные технологии. - М., 2000.

.Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга. - М., 2000. С.79

.Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.garant.ru (дата обращения 15.12.2016).

.Информационно-правовой портал КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.12.2016).

.Информационно-правовой портал Кодекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kodeks.ru/ (дата обращения 15.12.2016).

Похожие работы на - База данных 'Нормативные правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!