Стратегия и тактика избирательных кампаний Д. Трампа и Х. Клинтон
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
.1 Избирательная кампания: понятие и сущность
.2 Стратегия и тактика избирательных кампаний:
методологические аспекты
ГЛАВА II. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ Д. ТРАМПА И Х. КЛИНТОН)
.1 Анализ стратегии и тактики избирательной кампании Д.
Трампа
.2 Особенности избирательной кампании Х. Клинтон
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Последние президентские выборы в США по праву
считаются беспрецедентным явлением в истории страны, когда к власти, вопреки
воле американского политического истеблишмента, пришел бизнесмен и шоумен,
ранее не занимавший никаких государственных постов. Ряд политических экспертов,
исследовательских служб, прочивших уверенную победу кандидату от
Демократической партии Хилари Клинтон, к удивлению многих, ошиблись в
прогнозах.
Выборы характеризовались остроконкурентной борьбой в течение всего
двухгодичного электорального цикла, созданием ажиотажа у американских граждан
еще на этапе праймериз: политические дебаты кандидатов обретали форму в
протестных выступлениях различных слоев населения и выплескивались в публичное
пространство, а победа, отстававшего на предварительных голосованиях, Дональда
Трампа стала сенсацией, расколовшей американское общество на принципиальных
противников и сторонников нового президента.
Оценивая характер избирательной кампании в США, иностранные СМИ называли
президентскую гонку самой продолжительной, дорогостоящей и грязной в истории.
Избирательный процесс в Америке не обошли вниманием и российские
граждане. По данным ВЦИОМА более 40% россиян внимательно следили за выборами в
США и болели за одного из двух кандидатов.
Роль стратегии и тактики избирательной кампании в достижении успеха на
выборах невозможно переоценить. Важность и значимость данного вопроса ведет к
необходимости полноценного и комплексного исследования с целью выявления причин
успеха избирательной кампании Д.Трампа с одной стороны и поражения
избирательной кампании Х. Клинтон c другой.
Также представляется возможным апробирование наиболее успешных
тактических приёмов и комбинаций избирательной кампании Дональда Трампа на
предстоящих президентских выборах в России в 2018 году с учётом многочисленных
специфических особенностей нашей страны.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам стратегии и тактики
избирательной кампании посвящены труды Д. Фукса, Р. Роршнайдера, Т. Хираты, Ж.
Моссюз-Лаво, Д. Студлара, И. Слепенкова, Ю. Аверина, Б. Усманова, С. Фаера, Д.
Нолена, А. Цветнова, С.Ф. Лисовского, В. А. Естафьева, С.В Мироненко, И.В.
Поповой, В. Амелина, Н.Федоркина, О.П. Кудинова, Скрипкиной Ж.Б., Е. Малкина,
Е.Сучкова, В.Полуэктова, В.К. Шендеры, Е. Егоровой-Гантман, И.Минтусова,
Е.Минченко и многих других.
Объектом исследования является феномен избирательных кампаний.
Предмет исследования - особенности стратегии и тактики избирательных
кампаний (на примере избирательных кампаний Д. Трампа и Х. Клинтон).
Цель выпускной квалификационной работы - провести сравнительный анализ
стратегии и тактики избирательных кампаний Д. Трампа и Х. Клинтон. Для
реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть методологические аспекты стратегии и тактики
избирательных кампаний;
- проанализировать стратегию и тактику избирательной кампании Д. Трампа;
- выявить особенности избирательной кампании Х. Клинтон.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды российских
и зарубежных политтехнологов, политологов, социологов, в которых
рассматриваются определенные аспекты исследуемой проблематики. Цель, задачи,
объект и предмет исследования обусловили применение комплексного анализа,
основанного на сочетании различных подходов и методов. В основе исследования
лежат: общий политологический подход, сравнительный, диалектический,
аксеологический методы.
1. Сравнительный метод необходим для сопоставления двух ключевых
избирательных кампаний, выявления сильных и слабых сторон последних.
2. Диалектический метод используется с целью выявления всех
противоречий, содержащихся в исследуемом избирательном процессе.
3. Аксеологический метод позволяет обнаружить причины успеха
избирательной кампании Д. Трампа и поражения Х. Клинтон, обусловленные
особенностями менталитета, ценностных установок, электорального поведения
американского общества.
Научная
новизна:
- уточнено понятие «избирательные технологии», а также раскрыта сущность
исследуемого феномена;
- осуществлен анализ методологических подходов, используемых для
исследования различных аспектов стратегии и тактики избирательных кампаний в
политической науке;
произведен анализ избирательной кампании Д.Трампа, в ходе
которого выявлены особенности стратегии и тактики, применяемые его предвыборным
штабом. Подробно проанализирована тактика Д.Трампа, применяемая в ходе дебатов;
рассмотрены особенности избирательной кампании Х. Клинтон,
выявлены сильные и слабые стороны стратегии и тактики ее избирательной команды.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения
настоящего исследования могут быть использованы в качестве дополнительного
учебно-методического курса для студентов политологических факультетов ВУЗов,
для выступления на конференциях по данной проблематике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА I.
ФЕНОМЕН ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Избирательная кампания:
понятие и сущность
В современной науке существует несколько подходов к определению понятия
«избирательная кампания». Так, нам представляется наиболее оптимальным решением
начать с юридической трактовки данного определения.
Федеральный
закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" характеризует
выборы как «форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в
соответствии с Конституцией <#"896111.files/image001.jpg">
Приложение 2
Приложение 3