Обеспечение спасательных операций на канатных дорогах
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Обеспечение спасательных
операций на канатных дорогах»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
.1 Материально-техническое оснащение при выполнении
спасательной операции на канатных дорогах
.2 Анализ методик проведения спасательных операций на
канатных дорогах
.2.1 Первый метод (описанный И.П. Шведчиковым)
.2.2 Второй метод. Эвакуация с канатной дороги методом
«Petzl»
.2.3 Третий метод. Эвакуация с канатной дороги методом
чешских спасателей, с помощью снаряжения фирмы «SingingRock»
.3 Виды канатных дорог
.4 Аварии на канатных дорогах
.5 Охрана труда спасателей во время проведения спасательной
операции на канатной дороге
Глава 2. Практическая часть
.1 Спасательная операция на канатной дороге «Ай-Петри»
.1.1 Алгоритм проведенной операции
.1.2 Алгоритм спасения, разработанный в дипломной работе
.2 Выбор снаряжения
.3 Классификация ЧС. Управление. Схема связи
.4 Передвижение спасателей. Расчет времени прибытия
спасателей
2.4.1 Расчет времени прибытия спасателей
2.5 Расчет времени спасательных работ
.6 Доврачебная помощь
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Канатная дорога - вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в
котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или
несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны
(кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли. Вагонные и кабинные
канатные дороги в ряде мест используются как городской транспорт.
Одним из наиболее перспективных видов эко-транспорта являются канатные
дороги и фуникулеры. Современные технологии и потребности городов в снижении
загазованности и транспортных заторов заставляют по-новому посмотреть на данный
вид транспорта. В первую очередь, важно преодолеть стереотип, что канатные
транспортные системы могут применяться исключительно в рекреационных зонах для
развлечения туристов.
Фуникулёр представляет собой рельсовое транспортное средство с канатной
тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Существует несколько типов фуникулёров. Наиболее распространённой является схема
с двумя вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через двигатель,
размещённый на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом
вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый
через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко
закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии.
Примером является киевский фуникулёр.
Всего на 2010 год в России функционируют около 400 канатных дорог на 109
курортах в европейской части страны и 49 - в азиатской.
Особняком стоят маятниковые дороги, где применяется несущий канат (гибкий
рельс) и тяговый канат, перемещающий подвижной состав. В качестве последнего
применяются вагоны вместимостью от 40 до 160 человек. На сегодня, абсолютным
рекордом стала дорога во Франции, с 2-этажным вагоном вместимостью 200 человек.
Ежегодно тысячи человек в различных странах мира попадают в аварии на
канатных дорогах, что приводит к необходимости проведения срочных многочасовых
спасательных операций.
Основными проблемами спасательных операций на канатных дорогах, на
сегодняшний день, являются длительность их проведения и недостаточная
подготовка специального персонала. Спасательные работы на канатных дорогах
занимают особое место среди ПСР на высотных объектах. Если подъемник выйдет из
строя, специально подготовленный персонал должен эвакуировать пассажиров
согласно плану эвакуации[2]. Максимально допустимое время, за которое пассажиры
должны быть эвакуированы, составляет 3,5 часа. В большинстве случаев все эти
действия выполняются техническим персоналом. В случае затруднений оператор
может связаться с организованной спасательной командой. Эвакуация с подъемника
требует владения специальной техникой перемещения по тросу. Для максимальной
эффективности эти действия производятся одновременно несколькими независимыми
группами, обычно состоящими из двух человек (один висит на эвакуационном тросе,
второй находится на земле, принимает пассажиров и руководит действиями своего
напарника).
Успех этих действий во многом зависит от следования инструкциям,
тренированности и практических навыков спасателей.
Объектом исследования данной работы является: исследование проведения
спасательной операции на канатных дорогах.
Предмет исследования: изучение и анализ нового оборудования, новых
методик, а также их применение для проведения спасательных операций на канатных
дорогах.
Цели исследования данной дипломной работы:
. Исследовать проведения спасательных операций на канатных дорогах.
. Проанализировать применение новых технологий и оборудования для
спасательных операций на канатных дорогах.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу для анализа подобных проведенных спасательных
операций на канатных дорогах.
. Ознакомиться с современными методами проведения спасательных операций
на канатных дорогах.
. Ознакомиться с современным оборудованием для проведения спасательных
операций на канатных дорогах.
. Составить свой алгоритм проведения спасательной операции на канатной
дороге «Ай-Петри».
. Сделать выводы и сформулировать рекомендации для проведения
спасательных операций на канатных дорогах.
Основные методы исследования, используемые в дипломной работе:
Теоретический метод - анализ литературы и интернет-источников (виды
канатных дорог, спасательные операций на канатных дорогах), нормативно-правовой
документации, документов, архивов МЧС России по Санкт-Петербургу.
Эмпирический (практический) - определение практическим путем времени
организации эвакуации пострадавших методом «Качели», спуска пострадавших на 140
метров.
В структуре исследования - 2 главы, 11 параграфов, 1 таблица, 29рисунков,
28исследуемых источников, 4 приложения.
Теоретические выводы в данной работе могут оказать большое влияние на
нашу специальность в области изучения профессиональных модулей «Тактика спасательных
работ», «Обеспечение жизнедеятельности в условия чрезвычайных ситуаций».
Данные рекомендации имеют важное практическое значение для проведения
практических занятий, при подготовке и проведении тренировочного процесса
спасателей, для приобретения опыта проведения спасательных работ. Они могут
быть предложены для использования в конкретных чрезвычайных ситуациях при
проведении спасательных операция на канатных дорогах.
Глава 1. Теоретическая часть
.1 Материально-техническое оснащение при выполнении
спасательной операции на канатных дорогах
Снаряжение, используемое спасателями во время проведения спасательной
операции на канатных дорогах, должно быть высокого качества т.к. работа будет
производиться в условиях горного рельефа.
Изучив
нормативные документы по охране труда, в частности “Правила по Охране труда при
работе на высоте “утверждённые Приказом Минтруда России №155н от 28 марта 2014
г. (приложение 1), мною выбрано следующее снаряжение как наиболее удобное и
безопасное для проведения спасательных работ на канатных дорогах:
1. Каска «Kappa» - быстрая и безопасная регулировка под любой размер[22].
─ мягкий и эластичный подбородочный ремень, комфортное оголовье
─ 8 сквозных окошек -«воздухозаборников» обеспечивают
прекрасную вентиляцию,
─ надежнейшая и удобная пряжка-застёжка,
─ затылочный пластиковый суппорт убирается внутрь,
обеспечивая компактность при перевозке каски,
─ четыре клипсы-фиксатора позволят закрепить на каске
любой налобный фонарик,
─ полностью съемные внутренние накладки и оголовье -
удобно мыть и чистить,
Рисунок 1.1 - Каска «Kappa»
2. Перчатки для работы с веревкой KongAlexGloves[4]. Стойкое к истиранию кевларовое
покрытие на ладони придает перчаткам долговечность. Большой, указательный и
средний палец обрезаны. Материал изготовления: замша, кевлар, нейлон.
Рисунок 1.2 - Перчатки KongAlexGloves
. Веревка страховочная статическая TENDON 10 мм[8]. С
низким растяжением и высокой статической прочностью, предназначена для
альпинизма, спелеологии, спортивного туризма. Технические характеристики:
диаметр - 10мм; материал - полиамид PA.
Рисунок 1.3 - Веревка страховочная статическая TENDON
10 mm
4. Карабин стальной.
С защелкой без крючка.
Допустимая нагрузка 50 kN по основной оси, 13 kN по
поперечной, 20 kN с открытой защелкой. Открытие защелки (d) 25 мм.
Вес: 255 гр.
. Карабин BIGCONNECTOR[16]
Большой, легкосплавный, автоматический, трубный, стальной монтажный
крюк-карабин с открытием 60 мм.
Полированный, 450 гр.
Рисунок 1.4 - Карабин BIG CONNECTOR
. Страховочная система EXPERT II[23]
Полностью регулируемая универсальная страховочная привязь для
промышленного альпинизма с широкими комфортными подкладками на поясном ремне,
ножных петлях и плечевых ремнях. Обеспечивает возможность позиционирования,
страховку при падениях и срывах и применима для самого широкого спектра работ
на высоте. Возможен вариант использования только нижней обвязки как
удерживающей привязи.
Рисунок 1.5 - Страховочная система EXPERT II
. Спусковое устройство типа I'D
Самоблокирующееся спусковое устройство. Устройство должно работать со
всеми одинарными динамическими и статическими веревками от 10,5 до 11,5 мм[9].
Многофункциональная рукоятка позволяет разблокировать веревку и контролировать
скорость спуска, удерживая рукой свободный конец веревки, либо зафиксировать
свое положение на веревке без дополнительных блокирующих узлов. Система
автоматического возврата рукоятки сводит к минимуму риск падения в случае
непроизвольных или ошибочных действий со стороны пользователя. Специальное
положение рукоятки на время хранения и переноски делает устройство наиболее
компактным. Защелка-предохранитель на подвижной боковой пластине помогает
предотвратить случайное выстегивание устройства и облегчает установку
устройства на веревку и прохождение промежуточных точек страховки. Поворотный
эксцентрик позволяет легче выбрать слабину веревки. RIG также может
использоваться для организации полиспастов и для коротких подъемов по веревке.
Вес: 380 г.
Рисунок 1.6 - Спусковое устройство типа I'D
. Ролик EASY LIFT
Ролик для спасательных работ на тросах горнолыжных подъемников.
Напрямую устанавливается на трос канатной дороги.
Может использоваться для эвакуации и спасательных операций.
Максимальный диаметр троса: 55 мм.
Шариковый подшипник
Допустимая нагрузка: 30 kN
Рабочая нагрузка: 5 kN
Рисунок 1.7 - Ролик EASY LIFT
. Транспортировочные средства «EVACUATION TRIANGEL SIT»[21].
Треугольник для экстренной эвакуации, с дополнительными лямками, только
для спасательных работ. Имеет дополнительные лямки.
Рисунок 1.8 - Треугольник спасательный
Средства для обеспечения спасательных работ:
. Покрывало «Изотермическое спасательное»[12].
Спасательное покрывало представляет собой полимерную пленку (160x210см.),
легкую, как пух, и прочную, как брезент, на которую путем напыления нанесен
металл. Пленка с одной стороны золотистого цвета, с другой - серебристого. Если
накрыться покрывалом золотистой стороной к телу - оно защитит от жары, если
серебристой - от холода.
Рисунок 1.9 - Покрывало
Особенности:
─ Спасательное одеяло, способно сохранять тепло человеческого тела
на протяжении 20 часов.
─ Тонкий слой нанесенного на поверхность пленки металла,
превращает пленку в гибкое зеркало, возвращающее тепло к телу.
─ На покрывале спасательном можно переносить пострадавших -
оно держит нагрузку до 200кг.
.2 Анализ методик проведения спасательных операций на
канатных дорогах
.2.1 Первый метод (описанный И.П. Шведчиковым)
Спасательные работы на канатных дорогах занимают особое место среди ПСР
на высотных объектах[18]. В первую очередь это определяется необходимостью
комплектации специальными техническими средствами: большими роликами, которые
могут быть установлены на несущих или тяговых канатах дороги, крюками для
страховки с большим раскрытием, комплектом веревок с длинами, определяемыми
конкретными условиями данной дороги, а также стандартным индивидуальным и
групповым снаряжением.
Во-вторых, в случае ЧП на канатной дороге в «подвешенном состоянии» могут
оказаться сотни людей, в принципе не подготовленных к длительному неподвижному
зависанию.
Расчетное время эвакуации от момента остановки дороги до эвакуации
последнего пассажира не должно превышать 3,5 часа. Поэтому действия спасателей
должны быть быстрыми, четкими, профессиональными, что зависит от тренировочного
процесса в группе спасателей, опыта проведения таких работ. [5 , стр. 179]
При большом объеме работ спасатели, обслуживающие дороги, должны
привлекать в помощь другие спасательные организации, общественные спас службы,
добровольцев.
Алгоритм действия спасателя на кресельной дороге:
1. Поднявшись по опоре до несущего каната, спасатель добирается
по нему до кресла с использованием ролика и большого крюка для страховки;
скорость его перемещения регулирует при помощи веревки спасатель, находящийся
внизу;
2. Приблизившись к креслу, спасатель надевает на зависшего
спасательный треугольник (или другую подвеску), и через свое тормозное
устройство спускает зависшего; тормозное устройство закрепляется либо на
ролике, либо на деталях кресла;
. Далее спасатель, перестегнув ролик и крюк на канат за подвеской кресла,
перемещается к следующему и повторяет операцию.
Действие при эвакуации из кабин вагончиков аналогичны, только
неоднократно повторяются в каждом. В этом случае было бы рационально
использование метода качелей, ускоряющего процедуру эвакуации и ротации
подвесных спасательных систем.
Рисунок 1.10 - алгоритм действий
1.2.2 Второй метод. Эвакуация с канатной дороги методом «Petzl»
Если подъемник выйдет из строя, специально обученный человек должен
эвакуировать пассажиров согласно плану эвакуации. Такой план подробно
объясняет, как проводить все операции и какие человеческие и материальные
ресурсы необходимо задействовать. В большинстве случаев эти операции может
провести технический персонал.
Максимальное время, за которое пассажиры должны быть эвакуированы,
составляет 3,5 часа (с момента поломки до момента эвакуации последнего пассажира).
Это время можно сократить и адаптировать к ситуации в зависимости от погоды,
типа оборудования и т.п. Если возникнут затруднения, оператор может связаться с
организованным спасательным отделением (горные спасатели, городские службы
помощи в чрезвычайных ситуациях и т.п.) [13].
Эвакуация с подъемника требует владения специальной техникой перемещения
по тросу. Для максимальной эффективности эти действия производятся одновременно
несколькими независимыми группами, обычно состоящими из двух человек (один
висит на эвакуационном тросе, второй находится на земле, принимает пассажиров и
руководит действиями своего напарника).
Успех этих действий во многом зависит от следования инструкциям,
тренированности и практических навыков технического персонала (учения должны
проводиться по крайней мере, раз в год).
Рисунок 1.11 - Снаряжения используемое «Petzl»
. «VERTEX BEST»: удобная каска с прочной подбородочной пряжкой для
уменьшения риска потери каски в случае падения.
. «NAVAHO BOD FAST»: обвязка для рабочего позиционирования и защиты от
падения, разработанная для работы в висячем положении.
. «ROLLCAB»: спасательный блок для тросов подъёмников.
.«I’D S»: универсальное самоблокирующееся спусковое страховочное
устройство с функцией анти-паник.
. «GRILLON»: регулируемая самостраховка с рукояткой для упрощения спуска.
. «BERMUDE»: спасательная косынка устанавливается легко и быстро.
Эвакуация с канатной дороги. Спасатель находится на тросе.
Рисунок 1.13 - Организация доступа к пострадавшему
Эвакуация с канатной дороги. Спасатель находится на земле.
Рисунок 1.14 - Организация доступа к кабине
Рисунок 1.15 - Спуск в кабину
Рисунок 1.16 - Эвакуация пострадавшего по тросу канатной дороги
1.2.3 Третий метод. Эвакуация с канатной дороги методом
чешских спасателей, с помощью снаряжения фирмы «SingingRock»[11]
Спасательные мероприятия являются уникальными во
многих отношениях. Говоря о работе на высоте прежде всего это деятельность,
когда жизни людей сохраняются, поэтому спасатели должны работать быстро, точно
и эффективно, чтобы держать себя и людей в безопасности. Поэтому спасатели
используют простейшие возможные методы. Одним из направлений деятельности
является эвакуация людей из Фуникулера. Ниже представлена система эвакуации,
подготовленная Пение Роком в сотрудничестве с Чешской спасательной
организацией. При эвакуации с подъемника или гондолы нужно использовать
специализированные спасательные методы и механизмы, которые будут эффективны
независимо от погодных условий. Успех операции по эвакуации начинается с
обучения, тренингов и практики обслуживающего персонала. Эвакуация с подъемника
требует конкретных методов для перемещения вдоль троса. Для максимальной
эффективности, эти операции совершаются одновременно несколько независимыми
командами.
Рисунок 1.17 - Спасатель на земле
Рисунок 1.18 - Спасатель на тросе
Эвакуация является командной работой и требует идеальной координации от
всех участников. Команда «SingingRock» сотрудничает с лыжными курортами по всей Чехии и помогает
улучшить методы спасения и разработать новые механизмы.
Вывод. Проанализировав три метода проведения спасательной операции на
канатных дорогах, я пришёл к выводу, что все методы идентичны, различия между
ними - в применении используемого оборудования.
Ведущие производители специального снаряжения находятся в постоянном
поиске новых технологий, нового оборудования.
Спасатели должны знать новинки и уметь работать с ними, а также постоянно
обучаться и тренироваться.
Современному обществу необходимы спасатели- специалисты высокого уровня,
отлично работающие в команде.
1.3 Виды канатных дорог
Бугельные подъемники.
Современные тенденции - это одноместные БКД со штанговыми бугелями,
производительностью до 900 чел./час. Одноместные БКД - более комфортны (т.к.
при двухместном бугеле дискомфорт из-за разного роста, веса, умения стоять на
лыжах), более экономичны по затратам электроэнергии (штанговый бугель весит
около 8 кг, а барабанный около 23 кг). Но основным выигрышем является при
штанговых бугелях возможность отцепки лыжника под шкивом верхней станции, что
позволяет использовать весь склон подъема и площадку высадки непосредственно на
вершине горы, а не на склоне! Скорость этих дорог в пределах от 1,8 до 2,5 м/с.
Другой современной тенденцией является широкое применение
высокоскоростных отцепляемых БКД со скоростью до 4,0 м/с. Эти дороги
используются при длине более 600 м, чтобы обеспечить быстрый по времени подъем
и свести к минимуму усталость лыжника при подъеме. При этом благодаря
отцепляемому цилиндрическому зажиму бугель отцепляется от тягового каната на
нижней станции и остается на, так называемом, накопителе. Поэтому на трассе БКД
столько бугелей, сколько поднимается лыжников, остальные бугеля находятся в
накопителе. Это значительно экономит электроэнергию.
В ночное время имеется так же возможность чистить трассу под БКД
ратраком, т.к. все бугеля находятся в накопителе нижней станции. Естественно,
что компоновка верхней станции так же позволяет отцепиться лыжнику от бугеля
под шкивом станции.
Кресельные дороги с фиксированным зажимом.
Этот тип дорог очень распространен в России и в других странах.
Сегодняшняя тенденция - это кресельная дорога с высокой пропускной
способностью, с максимальным комфортом и безопасностью, с минимальными
затратами при строительно-монтажных работах, с высокой степенью обобщающих
технических решений.
Такой тип кресельной дороги в Красной Поляне, г. Сочи. Название этой
канатной дороги -UNIFIX, то есть унифицированная кресельная дорога с
фиксированными зажимами.
Действительно с минимальным объемом строительной части обеих станций; с
внедрением новых систем безопасности; с независимой кинематикой основного и
вспомогательного приводов. Подвижной состав основной - 4-местные кресла, реже
2- и 6-местные. Скорость до 2,6 м/с, с применением посадочного ленточного
конвейера на нижней станции.
Дороги с отцепляемым подвижным составом.
Это кресельные и гондольные дороги. Они давно применяются во всех странах
и начали строиться в России. Важным элементом является унификация элементов
станций для разного подвижного состава и разных скоростей дороги. То есть любая
станция при этом компонуется изтиповых элементов, обеспечивая решение
поставленной задачи.
Канатная дорога TELEMIX, это дорога с совмещенным подвижным составом -
многоместные кресла, обычно 6-местные, и кабины, обычно 8-местные. Этот тип
дорог был востребован рынком, чтобы обеспечить одновременно проезд, особенно
зимой, лыжникам и пассажирам без лыж (дети, пожилые люди, экскурсионные
группы).
При этом, естественно, лыжники едут в креслах, не снимая лыж, а пассажиры
без лыж едут в закрытых кабинах. Особенностью этих дорог является более строгое
выполнение площадок посадки и высадки пассажиров на станциях и организация
пассажиропотока.
Канатная дорога FUNITEL - это дорога с многоместными кабинами, до 32 чел.
Она применяется для получения высокой производительности, до 4000 чел./час, и в
районах с высокой скоростью ветра. Обычные дороги эксплуатируются при скорости
ветра до 15 м/с, а FUNITEL - до 30 м/с. Чтобы выдержать такую ветровую нагрузку
и свести к минимуму поперечное раскачивание кабин при их движении, на FUNITEL
стоит система из двух тягово-несущих канатов.
Особняком стоят маятниковые дороги, где применяется несущий канат (гибкий
рельс) и тяговый канат, перемещающий подвижной состав. В качестве последнего
применяются вагоны вместимостью от 40 до 160 человек. На сегодня абсолютный
рекорд - дорога во Франции, с 2-этажным вагоном вместимостью 200 человек. Ее
показатели поражают: безопорный пролет 1850 м, скорость 12,5 м/с,
производительность 2000 чел/час, мощность привода 1100 кВт, диаметр несущего
каната 75 мм и тягового 2х45 мм. Дорога сдана в эксплуатацию в 2004 г. и сейчас
аналогичную заказывают в Японии и США.
1.4 Аварии на канатных дорогах
В горных, пересеченных и труднопроходимых местах для транспортировки
людей и грузов используются подвесные канатные дороги. Они бывают
одно - и двух канатными, с кольцевым и маятниковым движением вагонеток. В
пассажирских канатных дорогах применяются специальные вагоны, рассчитанные на
различное количество пассажиров (от 4 до 100). Протяженность таких дорог -
несколько километров, а высота подъема - до 3 км. Скорость движения вагонов -
от 2 до 12 м/с. В туристических центрах, расположенных в горах, широко
используются канатно-кресельные дороги с одно- и двухместными сиденьями, с
посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Скорость движения таких дорог
составляет 1.0-2,5 м/с. За 1 ч работы перевозится до 1000 человек. Высота
расположения пассажиров от уровня земли при передвижении по канатным дорогам -
от нескольких до десятков метров. Для перемещения горнолыжников к трассам
непосредственно на лыжах используются одноканатные буксировочные дороги.
Перемещение осуществляется со скоростью 1,5 м/с, при этом человек стоит на
лыжах и держится за подвески, прикрепленные к тяговому канату. В
отдельных случаях применяются комбинированные канатные дороги для одновременной
перевозки пассажиров и грузов.
Основные чрезвычайные ситуации, возникающие на канатных дорогах,
внезапная остановка движения тягового каната. Это приводит к зависанию вагонов
или кресел с людьми над землей. В подобной ситуации пострадавшие подвергаются
длительному воздействию неблагоприятных метеорологических факторов (холод,
дождь, ветер), испытывают дискомфорт и нервно-эмоциональное напряжение.
февраля 1998 года произошла катастрофа на канатной дороге в итальянских
Альпах. Американский боевой самолет, совершая учебный полет на низкой высоте,
"срезал" трос подвесной канатной дороги на лыжном курорте Чермис. В
результате рухнула в пропасть одна из кабин фуникулера, все ее 20 пассажиров
погибли.
ноября 2000 года в туннеле в районе горы Китцштайнхорн в австрийских
Альпах произошел пожар в фуникулерном поезде. Жертвами крупнейшего пожара на
канатно-рельсовой дороге стали 155 человек.
января 2003 года в Индии в штате Гуджарат семь человек погибли и 45
получили тяжелые ранения в результате обрыва канатов на 736-метровой канатной
дороге и падения трех кабин, в которых находились 68 человек. 16 человек были
спасены вертолетами ВВС Индии.
апреля 2004 года произошла авария на Ереванской канатной дороге. Одна из
вагонеток упала с 15-метровой высоты на двор жилого особняка. Из находившихся в
вагонетке 8 человек двое погибли на месте, третий скончался в больнице.
сентября 2005 года девять человек погибли и семь серьезно пострадали в
результате обрыва канатной подвесной дороги в районе горнолыжного курорта
Зелбден в Тироле. Обрыв канатной дороги был вызван тем, что транспортный
вертолет потерял бетонный блок, который упал на одну из кабин.
апреля 2006 года на северо-западе Пакистана в результате обрыва троса
из-за перегрузки кабины на канатной дороге погибли десять человек. При обрыве
кабина ударилась об одну из опор и все пассажиры, находившиеся в ней, погибли
на месте.
Германия: туристы провели над пропастью почти сутки.
В Германии20 человек стали заложниками сломавшейся канатной дороги, на
которой произошла авария, в ходе которой в одну из кабин врезался парапланерист.
На стометровую высоту туристам передали еду, воду и одеяла. Стоит отметить, что
никто из них не пострадал.
Рисунок 1.19 - авария в Германии
По словам очевидцев, из-за сильного ветра он не справился с управлением.
Пострадавшие провели между небом и землей более 18 часов, прежде чем спасатели
смогли добраться до места инцидента.
Приступить к спасению немедленно вертолету помешали сложные погодные
условия. Кроме того, еще около 30 человек застряли в другой кабине,
находившейся ближе к земле, куда спасатели добрались гораздо быстрее.
Авария на канатной дороге в китайской провинции Гуанцзи. Почти 6 часов на
высоте 30 метров под проливным дождём - не о таком приключении мечтали туристы,
которые оказались на сломавшейся канатной дороге в китайской провинции Гуанцзи.
Когда механизм вышел из строя, на фуникулёре протяжённостью полтора километра -
не было свободных кабинок. В плену между небом и землёй оказались 80 человек, в
том числе дети.
Рисунок 1.20 - авария в Китае
Сначала оператор канатной дороги пытался сам исправить поломку, но через
40 минут сдался и вызвал спасателей. На место прибыли больше 200сотрудников
экстренных служб, но и у них на то, чтобы спустить всех, ушло 5 часов. В итоге
никто не пострадал.
1.5 Охрана труда спасателей во время проведения спасательной
операции на канатной дороге
К спасательным работам допускаются, спасатели:
─ обладающие альпинистской подготовкой, достаточной для
выполнения спасательных работ или имеющие стаж верхолазных работ;
─ лица, допускаемые к работе впервые или после длительного
перерыва, должны работать под непосредственным надзором опытных спасателей.
Спасатели один раз в 3 года должны проходить курс занятий по обучению
безопасным методам обеспечения основной технологии проведения АСР на высотном
объекте. А также прошедшие учебные и тренировочные спасательные работы на
канатных дорогах, которые должны проводиться не реже одного раза в 12 месяцев
[1].
Спасатели, применяющие способ подъема и спуска по веревке, должны быть
обучены:
─ правилам выбора и применения точек закрепления;
─ организации несущих и страховочных систем, в соответствии с
особенностями объекта работ;
─ поведению при наличии опасностей окружающей среды, в
частности, обусловленных другими технологическими процессами;
─ поведению при прохождении узлов;
─ способам страховки на страховочной веревке;
─ поведению при спасательных и транспортировочных работах на
соответствующих высотных объектах;
─ соблюдению допустимых напряжений для электрических
проводников согласно соответствующим стандартам.
Работы на открытых объектах на высоте следует проводить с особой
осторожностью при скорости ветра более 10 м/с, в гололед, при грозе, тумане.
Характер спасательных работ, местные условия, включая условия окружающей среды,
не должны ухудшать эффективность несущей и страховочной систем.
Для обеспечения безопасности АСР на ВГПО следует выполнять определенные
специальные требования, основные из них сводятся к следующему.
Наряду с методами безопасного выполнения работ спасатели должны владеть
также методами транспортировки пострадавшего на высотных объектах, а также
методами оказания доврачебной медицинской помощи.
Выполнять работы на высоте разрешается составом не менее двух человек.
К работающему на высоте спасателю, как минимум один его коллега, должен
иметь возможность попасть не позже, чем через15 минут.
Выводы
Спасатели, принимающие участие в спасательных работах на канатных
дорогах:
─ должны иметь первую и вторую группы по безопасности работ на
высоте с применением систем канатного доступа. Периодическое обучение с
использованием систем канатного доступа, осуществлять не реже одного раза в три
года [3],
─ проводить учебные и тренировочные спасательные работы на
канатных дорогах, не реже одного раза в 12 месяцев,
─ Использовать новейшее оборудование ведущих производителей,
знать и уметь пользоваться новейшими методиками по проведению спасательных
операций на канатных дорогах, так как тысячи человек в различных странах мира
попадают в аварии на канатных дорогах, что приводит к необходимости проведения
срочных многочасовых спасательных операций.
Глава 2. Практическая часть
.1 Спасательная операция на канатной дороге «Ай-Петри»
.1.1 Алгоритм проведенной операции
Место аварии: 11 августа 2013 года произошла авария канатной дороге Мисхор
- Ай-Петри, Крым, Украина [15].
Рисунок 2.1 - канатная дорога Мисхор-Ай-Петри
Время: Инцидент произошел в воскресенье между 14.00 и 14.30. Последний
пассажир с застрявшей канатной дороги Мисхор - Ай-Петри был снят в 0.40 ночи.
Спасательная операция началась в 17 - 00.
Подобный инцидент здесь произошел впервые[17]. Весной (март-апрель)
канатная дорога закрывается на профилактические работы. Каждый день, за 2 часа
перед началом работы, слесари производят техосмотр. В течение дня техосмотр
производится неоднократно.
Исходные данные.
Первый вагончик находился на высоте порядка 50м и над просекой -
прорубленная в лесу пожарная дорога, второй вагончик, который начинал
спускаться сверху - под ним находился крутой сыпучий склон, мелкие кусты и
высокие 20-ти метровые сосны. Высота до кабинки была примерно 125 метров на
момент начала работ. Позже это расстояние увеличилось до 140 метров, так как
стали спускать людей, кабинка стала легче и троса её немного приподняли.
Спасательная операция.
В вагончиках канатной дороги находились проводники и комплекты для
аварийного спуска людей. Проводники проходят инструктаж по возможной эвакуации.
Но в таких ситуациях очень важен опыт. Нужно грамотно одеть на людей
специальную систему, нужно грамотно закрепить верёвку, чтобы вся система спуска
работала правильно. Поэтому в таких чрезвычайных ситуациях должен работать
только опытный специалист. У проводников в кабинках имеются радиостанции и
спасатели проводили переговоры с проводниками, знали настроение и состояние
людей в кабинках, и поддерживали людей психологически. Вели диалоги и паники не
было. В специальном кресле через нижний люк людей спускали на землю, где их
помимо сотрудников МЧС встречали медики.
Рисунок 2.2 - эвакуация пострадавших с верхнего вагончика
Ветер, дующий между скал, где находился верхний вагончик, уносил в
сторону на 15-20 метров верёвку, приспущенную из вагончика. Трудность состояла
в том, чтобы поймать её.
Рисунок 2.3 - схема спасения пострадавших
Силы и средства: Операция по спасению людей проводилась ялтинской
коммунальной аварийно-спасательной службой (КАСС). Вся операция заняла в общей
сложности 9 часов. Для помощи пострадавшим также были привлечены другие службы:
МЧС, милиция и медики. Ялтинский горнолесной заповедник предоставил машины
повышенной проходимости.
Недостатки в работе спасателей:
─ использовали всего 1 спасательную косынку (Результат - спускали
пострадавших очень долго),
─ не использовали груз и «оттяжку»(дул сильный ветер, уносил
в сторону верёвку на 15-20 метров в сторону, среди 20-метровых сосен ее было
очень трудно поймать при спуске веревки),
-не использовали новейшее оборудование и технологии. Для максимальной
эффективности эти действия производятся одновременно несколькими независимыми
группами, а данная операция проводилась последовательно (сначала в нижнем
вагоне, затем в верхнем).
Спасатели до места аварии добирались 3 часа.
2.1.2 Алгоритм спасения, разработанный в дипломной работе
Анализ исходных данных: На пульт диспетчера поступил вызов о
заблокированных людях, в вагончиках канатной дороги.
Спасатели в количестве 9 человек незамедлительно выехали на место аварии.
Они разделились на две группы по 4 человека и руководитель.
Семь спасателей были доставлены к нижней станции, а двое спасателей в
объезд на автомобиле поехали на верхнюю станцию канатной дороги.
От нижней станции спасатели передвигаются на специальном транспорте
повышенной проходимости (на двух мотовездеходах).
Спасение из нижнего вагончика.
Четверо спасателей остаются в районе первого (нижнего) вагончика.
Из которого сотрудник канатной дороги скидывает спасателю конец верёвки,
имеющийся в вагончиках на этот случай (100 метров).
Методом «жумаринг» спасатель поднимается в вагончик и поднимает
дополнительное снаряжение.
Далее он наращивает верёвку и организует спусковую систему «Качели».
И начинает эвакуацию 35 пострадавших. На каждого пострадавшего одевается
спасательная косынка, затем его спускают вниз.
Каждого пострадавшего аккуратно спускают с оттяжкой на землю, где их ждет
горячий чай и тёплое покрывало.
Спасение из верхнего вагончика.
Другие трое спасателей, преодолевая лесную просеку на мотовездеходе и
пешком по горной тропе (600 метров) прибывают к верхнему вагону, который
расположен на высоте 125 метров.
Из верхней станции (по прибытию туда) двое спасателей организуют
страховочную систему и один из спасателей по тросу на специальном ролике
спускается со страховкой напарника 150 метров от верхней станции до вагончика,
имея с собой всё необходимое снаряжение.
По прибытию к вагончику спасатель перемещается в вагончик, организует
спуск пострадавших способом «Качели», а также наращивает верёвку (т.к. в
вагончике находилось только 100 метров веревки, а для спуска методом «Качели» с
высоты 125 метров необходимо 320 метров веревки).
На первого пострадавшего надевают спасательную косынку и начинают спуск.
Всего в вагончике находится 40 человек.
Следующие пострадавшие одевают спасательные треугольники и ждут своей
очереди на спуск.
Каждого пострадавшего аккуратно спускают с оттяжкой на землю, где их ждет
горячий чай, тёплое покрывало. Затем они спускаются 600 метров по горной тропе
в сопровождении спасателей, где их ждёт транспорт, на котором они добираются до
нижней станции.
.2 Выбор снаряжения
Общая экипировка спасателей. Головной убор (каска - 9 шт.) защищающая от
попадания прямых солнечных лучей и защиты головы от воздействия физических
факторов. Комбинезон (9 шт.) - должен быть выполнен из прочной и лёгкой ткани и
комфортно использоваться в летнее время года. Перчатки (9 шт.) для работы с
верёвкой. Обувь (ботинки - 9 шт.) Со специальной скальной подошвой типа Vibram[24] и дышащей мембраной типа Gore-Tex[25] и высокой голенью.
. Альпинистское снаряжение: веревка статическая - 1 шт. по 55 метров
(для нижнего вагона), 1шт.- 320 метров (для верхнего вагона), прусик
страховочный - 4 шт., карабины - 30 шт., трубные карабины 4-шт, усы
самостраховки - 6 шт., системы индивидуальные 6 шт., спусковое устройство типа
восьмёрка с рогами с двух сторон - 4 шт.[14], спусковое устройство I’D - 4 шт., ролик специальный - 2 шт., рюкзак- 9 шт., петли
специальные- 4 шт.
. Транспортировочные средства: косынки 6 шт., мягкие носилки 2 шт.
. Средства обеспечения работ: нож[28]- 9 шт., фонарь налобный[27]- 9 шт.,
мобильная аптечка - 2 шт., спасательное покрывало-50 шт., генератор - 1шт.,
световая башня - 1 шт., портативные УКВ радиостанции «VertexStandard VX-417»-9
шт. (приложение 2), термос с горячим чаем - 2 шт., стаканы одноразовые - 100
шт.
. Транспорт - машины повышенной проходимости -Мотовездеход «YamahaViking
700 EPS» - 2 шт.[26].
2.3 Классификация ЧС. Управление. Схема связи
спасательный операция канатный дорога
─ Мероприятия по организации ПСР этой ЧС и
включают в себя следующие основные этапы:
─ получение и анализ информации о ЧС,
принятие решения;
─ передвижение спасателей и техники к
месту проведения работ;
─ непосредственное проведение ПСР;
─ эвакуация пострадавших, их
транспортировка;
─ оказание первой медицинской и психологической
помощи пострадавшим.
Поисково-спасательные и аварийно-восстановительные
работы начинаются сразу же по прибытии спасателей в зону ЧС. Они должны
выполняться непрерывно и в любых условиях.
Классификация чрезвычайных ситуаций:
. По масштабу:
─ локальная
─ местная
─ территориальная
─ региональная
─ трансграничная.
. По причинам их возникновения:
─ техногенные
─ природные
─ эпидемиологические
─ социальные
К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10 человек,
но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но
не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не
более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона
ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
В моём случае на канатной дороге зависло 75 человек, поэтому она
относится к местной ЧС техногенного характера.
Управление ПСР.
При управлении ПСР руководитель ПСР должен ясно понимать, что может
произойти с пострадавшими и иметь ясное представление о находящихся в его
распоряжении силах и средствах. Меры реагирования должны соответствовать
прогнозу развития ситуации[20].
Руководитель поисково-спасательных работ, РПСР- лицо, назначенное для
координации поисково-спасательных операций в конкретном районе. Обладает всей
полнотой прав и обязанностей согласно Закону «Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей» как руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации. Обычно
находится непосредственно в районе работ. Поддерживает связь с координатором
ПСР. Обязанности РПСР:
─ собрать максимальный объем информации об объекте поисков, районе поисков;
─ разработать и согласовать с координатором поисков план
проведения поисково-спасательных работ;
─ в начале активной фазы поисков выдвинуться в район ПСР,
организовать первый и последующие операционные периоды, спасательные,
транспортировочные работы;
─ в процессе работы аккумулировать все полученные
информационные материалы;
─ составить подробный отчет по результатам ПСР.
Руководитель ПСР- специалист, назначенный для руководства ПСР.
Подчиняется РПСР. Может одновременно исполнять обязанности РПСР.
Участник ПСР- спасатель, сотрудник взаимодействующего ведомства,
добровольный помощник, участвующий с согласия руководителя поисков в проведении
поисково-спасательных работ.
Для обеспечения связью при проведении ПСР необходимо иметь 8-9 каналов
УКВ-связи.
Таблица 2.1 - Обеспечение связью при ведении ПСР
Руководитель ПСР
|
Руководители на направлениях и участках
|
Штаб руководства
|
Ведомственные оперативные группы, подразделения
обеспечения.
|
Штаб руководства
|
ОД органа управления, ответственного за ПСР на территории
субъекта РФ
|
Руководители ПСР на направлениях
|
Руководители ПСР на участках
|
Руководители ПСР на участках
|
Руководители на рабочих местах
|
Штаб руководства
|
Руководитель полётов авиасредств.
|
Руководитель полётов авиасредств
|
Экипаж авиасредств
|
Связь - это важнейший элемент четкой организации и
оперативного проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных
работ. Одним из основных видов связи является радиосвязь. При выдвижении в зону
ЧС она может быть налажена KB- и УКВ-радиостанциями из командно-штабных машин
или других транспортных средств.
При совершении марша связь обеспечивает:
─ своевременную передачу распоряжений
подразделениям при подготовке к маршу;
─ непрерывное управление в движении, в
местах погрузки (выгрузки) в транспорт (железнодорожный, авиационный и др.) и в
местах отдыха;
─ своевременное получение данных о ЧС от
подразделений разведки и непрерывное управление ими;
─ управление подразделениями технического
и тылового обеспечения;
─ прием сигналов оповещения.
Порядок проведения радиопереговоров устанавливается
заблаговременно и доводится до командиров экипажей, станций, операторов связи и
других задействованных специалистов. В ходе проведения ПСР узлы и станции связи
разворачиваются, как правило, с ходу, причем все их элементы - одновременно.