Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением социального и
познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.
В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении-всюду ребенок
сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание
детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А.В. Запорожец, В.С.
Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем
окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них
представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве
жизни в целом.
По мнению В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой
повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей - обязательное
условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно
систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать
уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о
труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного
отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с
трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с
опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В.Г.
Нечаева, Т.А. Маркова.
Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его
значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии
личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении
трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах
у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо
найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его
общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда,
определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование
образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал
К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и
методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что
знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование
у них правильного отношения к труду. [1, с 143]
Анализ исследований дает основание говорить о
том, что трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных
качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, Л.И.
Сайгушева); исследовался труд как вид детской деятельности (Т.А. Маркова, В.Г.
Нечаева, Д.И. Сергеева и др.); выделены виды труда дошкольников:
хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание;
рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р.С. Буре, Т.А.
Репина). В работах В.И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о
труде взрослых на основе причинно - следственных связей - преобразование
предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г.М. Годиной, Р.С.
Буре, В.Г. Нечаевой и др. показана роль социально - значимой мотивации как
основного компонента трудового процесса.
В новых социальных условиях, связанных с процессами
демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в
отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло
не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают
новые оценки результатов труда (выгодно - невыгодно и др.) и установки
взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах - «зеркало общества», поэтому в
сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации
педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на
переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных,
среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.
Это и определило выбор исследования.
Цель исследования - разработать рекомендации для
формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы трудового
воспитания детей старшего дошкольного возраста, обосновать педагогические
условия его осуществления.
Объект исследования - процесс формирования
представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности формирования
представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
. На основе анализа психолого-педагогической и
методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений о труде у
детей дошкольного возраста.
. Раскрыть педагогические условия,
способствующие развитию представлений о труде взрослых у дошкольников.
. Изучить состояние практики по развитию
представлений у старших дошкольников о труде взрослых.
. Раскрыть сущность, содержание и особенности
трудового воспитания в дошкольном возрасте;
Гипотеза исследования: Формирование трудовых
умений и навыков будет успешным и результативным, если:
− воспитатель использует различные
средства и формы организации трудовой деятельности дошкольников;
− воспитатель знакомит детей с
общественной значимостью труда систематически.
Методологическая основа исследования.
Проблема трудового воспитания рассматривается философами,
психологами, педагогами (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Л.С.
Выготский, Г.Н. Година, А.Н. Леонтьев, Д.В. Сергеева и др.). Они считают
трудолюбие основным элементом отношения к труду, чертой характера, одним из
ведущих качеств личности ребенка.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической
литературы; изучение, систематизация, обобщение, тестирование, анкетирование,
беседа; теоретическая и методическая интерпретация педагогического
эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов
исследования.
Практическая значимость исследования состоит в
том, что нами выявлены наиболее эффективные подходы, необходимые для
организации трудового воспитания детей в старшей группе ДОУ. Материалы
исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного и
семейного воспитания.
База исследования: МА
ДОУ
города Набережные Челны, «Детский
сад комбинированного вида №44» «Золушка».
Структура курсовой работы. Она состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы
формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
.1 Значение трудового воспитания для
развития детей
Существуют и объективные проблемы, затрудняющие
воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад
семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию
трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием
личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к
самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.
Таким образом, выявлены противоречия:[2,
141]
между социальной значимостью формирования
трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в
дошкольных учреждениях;
между необходимостью подготовки педагога,
воспитателя ДОУ к формированию трудолюбия детей и не разработанностью
теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного
базового качества ребенка.
Психология и трудовое воспитание, как и в любом
другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их
вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом
отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в
обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения
и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в
условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи
в сфере педагогических и психологических явлений.
Организация детского труда должна учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В
процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое. Такую организацию
труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать
сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое
другое.
Психологический аспект деятельности педагога при
воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении
воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью.
Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями,
направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников
проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных
воздействий.
Роль педагога состоит также в помощи ученику
повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся
добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах.
В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается
повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах
деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту
активность.
Учет роли самого ребенка в формировании его
личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления,
интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в
воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль
самовоспитания в формировании была как можно большей.
Формирование у детей дошкольного возраста
навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере
направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание
маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут
только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако
большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков,
приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из
важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что
облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.
При правильно организованном педагогическом
процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми
другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок
активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности
в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в
большей мере в младших группах детского сада.
Оценивая воспитательное значение
самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость,
направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к
систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые
обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это
помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Если дети выполняют элементарные трудовые
обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами
детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого
коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает
известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по
отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и. приобретает
умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по
самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка:
ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им
обходиться своими силами в большом и малом.
Самообслуживание-это постоянная забота о чистоте
тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и
сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать
гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по
самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского
сада и семьи.
Трудовое воспитание - важная составная часть
воспитания подрастающего поколения. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно
подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным
им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами
материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети
проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у
них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Для трудовой деятельности детей младшего
дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например,
ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки
на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве
трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне
действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у
детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и
организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить
последовательность действий), доводить дело до получения результата.
В труде дети овладевают разнообразными навыками
и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой
деятельности и т.д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том,
что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются
самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым
усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями
и навыками.
В процессе труда дети практически познают
свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений,
рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т.д. Они сравнивают,
сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные
"почему". У них развиваются любознательность, познавательные
интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.
Труд закаляет детей физически, так как многие его
виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и
т.п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для
формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с
накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся
быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь
тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения,
формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и
исполнительность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие
основные задачи трудового воспитания детей: [3,
с 145]
ознакомление с трудом взрослых и воспитание
уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
воспитание интереса к труду, трудолюбия и
самостоятельности;
воспитание общественно-направленных мотивов
труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему
общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых,
пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние
моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а
затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о
сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение
взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям,
каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу
до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им
произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и
красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим
на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Знания дошкольников о труде взрослых должны
оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду,
однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой
деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети
ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения
результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие,
умение выполнять порученное дело до конца, те отступая перед трудностями.
Программа "От рождения до школы"
раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети
каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки
и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки
влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и
отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье,
стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие
вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его
затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность
обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их
возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную
ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере
роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой
деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп
выполняемой работы.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель
формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно,
приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать,
чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно
справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность
в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка
проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет
чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Необходимо помнить о том, что труд должен
приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности
другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в
коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда
в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем -
втроем, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников). В процессе
такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей
ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать,
распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь
совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт
взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
Труд детей в детском саду многообразен. Это
позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их
всестороннее воспитание.
.2 Педагогические подходы к
формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы
позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде
взрослых.
Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на
расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений
дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они
живут. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении.
Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о
которых следует рассказать детям.
В дальнейшем роль ближайшего окружения была
экспериментально обоснована в трудах Р.О. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А.
Марковой и др.
Воспитанию положительного отношения к труду
взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В.А.
Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения утверждаются в детском сознании
только тогда, когда ребенок своими руками создает что-то нужное и полезное
народу, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за умножение
богатства Родины».
В работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной отмечается
основной компонент трудовой деятельности - социально значимая мотивация и в
связи с этим обосновывается методика включения детей в трудовую деятельность
через показ значимости и ценности процесса и результата труда. [4,
с 207]
В
исследовании Д.В. Сергеевой системно раскрывается методика организации ручного
труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике выделилась научная школа, показывающая роль
знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка - дошкольника.
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой
ознакомление с трудом взрослых строится на причинно - следственных связях:
преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт. [5,
с 301]
В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой
подчеркивается роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования
качеств личности: трудолюбия, заботливости, внимания и др., раскрывается
методика формирования представлений. Она включает в себя проведение этических
бесед, рассматривание картин, создание проблемных ситуаций и др. Эти ученые
подчеркивают роль экскурсий, которые в наглядной форме показывают возможность
ознакомления детей с профессиями.
В работе А.М. Виноградовой подчеркивается
необходимость поддерживания и развития интереса ребенка к труду взрослых,
организуя с этой целью экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение
художественной литературы. На конкретных зримых примерах важно подвести малышей
к пониманию доступных им понятий (любой труд почетен; труд людей взаимосвязан и
служит общему благу; людей труда уважают; уважение к труду проявляется в
бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также к посильному
участию самого младшего члена семьи в делах взрослых.
Совершенно очевидно, что работа педагогов
детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести
желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Важно
донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом - это фактор
огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на
производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается
и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда
повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. Знакомство ребенка с трудом
взрослых - один из источников воспитания в нем бережного отношения к
общественному добру.
Бережливость по данным Т.А. Марковой, Р.С. Буре
формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно, чтобы ребенок
на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других. Макаренко говорил:
«Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в
этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от
того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде,
насколько он к этому труду будет подготовлен». В программе «От рождения до
школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы) тема труда связана с разными темами.
Благодаря этому ознакомление с трудом взрослых осуществляется в течение года на
недостаточно широком материале. К развитию представлений и понятий о жизни и
деятельности людей программа подходит с мировоззренческой позиции: дети должны
усвоить основной смысл труда в нашем обществе и его некоторые особенности. Так
как последнее предполагает совокупность не отдельных фактов, а последовательно
взаимосвязанных знаний, раскрывающих доступные детям закономерности, то
систематическое планирование различных видов деятельности на занятиях и вне их
является необходимым в практике воспитания.
Через ознакомление детей с родным городом,
селом, жизнью разных народов, населяющих нашу страну, раскрывается особенность
труда и его значение в жизни людей. Все это дает основание полагать, что в
значительной части занятий, направленных на ознакомление детей с общественными
явлениями и развитие у них соответствующих представлений, должны содержаться
сведения о труде и его особенностях.
Наблюдения за трудом взрослых, которые
проводятся в соответствии с программой «От рождения до школы» (под ред.
Вераксы), знакомят ребят с трудом людей различных профессий вне дошкольного
учреждения. При проведении наблюдений важно обращать внимание не только на
внешнюю сторону труда взрослых, но и давать пояснения, какое значение он имеет,
как взрослые ответственно относятся к своему делу, как организован их труд.
В работе С. Котлярова говорится, что сообщение
определенных знаний об окружающем, развитие у детей тех или иных представлений
не ограничивается рамками занятий. Большое место должна занимать в этом
повседневная работа. В исследованиях Р.И. Жуковской, Крулехт Н.Д. подчеркивается,
что большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за
деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями
достичь такого же результата. Так повышается интерес старших дошкольников к
труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей
интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата
высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них
навыкам.
Результатом обучения, прежде всего, является
развитие различных видов познавательной деятельности или отдельных ее
элементов: понятий, представлений, различных умственных действий.
В работе С.А. Козловой раскрываются наглядные
методы, которыми пользуются воспитатели при ознакомлении детей с трудом
взрослых. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении,
относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и
кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие
в функции самостоятельных методов: показ образца - задания, способа действия и
др.
Наиболее действенные способы ознакомления детей
с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений
такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых
доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому
поведению взрослых.
В исследованиях С.А. Козловой подчеркивается
постепенность в расширении сведений при ознакомлении с трудом взрослых. Следует
иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают
отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование
представлений о труде, ценностного отношения к нему.
Детей вначале привлекает внешняя сторона труда -
видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его
отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от
внимания детей.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание
детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для
воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их
собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются
особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально
насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это
усиливает стремление детей сохранить, возможно, дольше блеск натертого пола,
белизну чисто выстиранной скатерти, об этом говорится в работах Л.А. Венгер,
Крулехт Н.Д.
Наблюдения за трудом взрослых положительно
влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам. Дети осторожно
поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить;
если кто-либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.
Важным средством развития представлений о труде
взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые
действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии - один из основных видов
занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень
трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что
они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и
явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению
интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его
значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное
соприкосновение с их трудом. Неслучайно известный отечественный психолог В.А.
Петровский предлагает изменить трудовое воспитание на деловое, показав сущность
труда. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие
исследователи: Р.С. Буре, Г.М. Година, Д.И. Сергеева и др. Они придавали
огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.
[6, с 147]
И вместе с тем современная практика дошкольного
образования далеко не всегда последовательно и систематично использует
экскурсии как средство развития представлений о труде взрослых у старших
дошкольников, часто ограничиваясь плановыми занятиями в рамках ДОУ.
Эмоциональность наблюдений на экскурсиях
повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В
процессе деятельности они лучше познают явления, об этом говорят Крулехт Н.Д.,
Шатова.
У детей особенно возрастает интерес к
наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое
участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих
действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих
небольших обязанностей в детском саду и семье. Участие детей в труде можно осуществить
в процессе многих экскурсий.
Экскурсии - один из основных видов занятий и
особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и
сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это
своего рода занятия под открытым небом.
Как показал анализ педагогической литературы,
экскурсия как форма организации образовательной работы с детьми зародилась и
широко использовалась в школе при изучении естественных наук (географии,
ботаники, зоологии, позднее природоведения). Однако, как показали работы Р.С.
Буре, С.Н. Николаевой, характер познавательной деятельности детей на экскурсии
- непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их-оказался
доступным и детям дошкольного возраста. Знания, формируемые на экскурсии в
форме представлений разной степени обобщенности, отвечают требованиям программ
воспитательной работы с дошкольниками. Все это сделало экскурсию одной из
важных форм организации обучения в детском саду.
В работе Д.В. Сергеевой раскрывается то, что организуют
экскурсии и для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых,
результатами их труда, для ознакомления с яркими общественными событиями и
явлениями. [8, с 142] Основное значение экскурсий заключается в том, что они
обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об
окружающей жизни. В соответствии с этим основным методом, используемым на
экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно возникает по ходу
экскурсии. Фронтальные наблюдения и составляют основную структурную часть
экскурсии. В зависимости от цели и конкретного содержания на экскурсии
выделяется время для сбора природного материала и самостоятельных наблюдений.
Включаются также игровые упражнения, способствующие выявлению или закреплению
представлений о качествах наблюдаемых объектов. По ходу экскурсии воспитатель
дает пояснения, иногда и рассказывает детям о наблюдаемом. При ознакомлении с
трудом взрослых, как правило, с детьми беседует работник, труд которого
наблюдают дети. При возможности полезно включить в ход экскурсии
непродолжительное посильное участие детей в труде взрослых (покормить животных,
помочь принести материал и т.д.).
Включение в ход экскурсий разнообразных заданий
детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче -
обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых
объектах.
Восприятие на экскурсии основных объектов
требует большой сосредоточенности внимания детей, организованности поведения. К
тому же дети сталкиваются с самыми разнообразными объектами и явлениями, иногда
и не запланированными для ознакомления. Все это создает определенные трудности
в проведении экскурсии и обуславливает необходимость тщательной подготовки
воспитателя к ее проведению.
В работе В.Г. Нечаевой отмечается, что воспитатель
должен напомнить детям обязательно правила поведения на улице. При подготовке к
экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты
удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
В работах Р.С. Буре, Т.А. Марковой показано, что
преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке
познакомить детей с объектами и явлениями. [9,
с 149]
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса.
Экскурсию провести значительно труднее, чем
занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя
и детей.
Подготовка воспитателя заключается, прежде
всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает
воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей
местности.
Методические основы организации экскурсий
разрабатывались в исследованиях Сергеевой Д.В., Годиной Г.Н. Определяя место
экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не
отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места
экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Авторы
подчеркивают, что продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону)
не должна превышать в старшей и подготовительной к школе группах 40-50 минут.
При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы не было знакомо воспитателю место
экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте
будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты,
намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном
круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,
устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха
детей.
Предварительное ознакомление с местом будущей
экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и
продумать приемы ее ведения. Для того, чтобы экскурсия была интересной,
воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
Подготовка детей начинается с сообщения
воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что
узнают, что нужно собрать.
Конкретное руководство ходом экскурсии связано с
теми методами, которые используются в процессе ее проведения. Как показывают
исследования Т.А. Марковой, С.Н. Николаевой, особого внимания требует
организация детей. Каждый раз, проводя наблюдения, воспитатель размещает детей
таким образом, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Использование
воспитателем разнообразных приемов возбуждает умственную активность и
поддерживает интерес к наблюдению. Детям можно предлагать индивидуальные
задания. Многократное восприятие объектов в разных условиях, чередование
заданий при небольшом объеме содержания обеспечивают успех экскурсии.
Последующая работа по углублению и закреплению
представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в системе занятий и в
повседневной жизни; в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах,
труде детей. В заключение на занятии целесообразно проводить итоговые беседы.
Сложность экскурсии, как формы организации
обучения, делает ее доступной только в средней и старшей группах. Своеобразные
экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах
участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под руководством
воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма ограничены.
Правильно проведенная экскурсия оставляет
глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей,
оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения
наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и
ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения.
Удачная экскурсия, конечно, является основой
процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он
проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный
пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии)
обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность
приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако,
интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в
различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения,
полученные во время наблюдений.
Таким образом, ознакомление детей с трудом
взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Экскурсии
выступают важнейшим средством, условием формирования у дошкольников
представлений о труде взрослых. Они позволяют в естественной обстановке
познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию
наблюдательности, возникновению интереса. Теоретический анализ проблемы
показал, что успешность использования этой формы работы зависит от содержательной
и процессуальной ее проработанности.
педагогический трудовой старший
дошкольник
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по организации трудового воспитания в старшей группе ДОУ
2.1 Диагностика уровня формирования
трудовых умений и навыков старших дошкольников
На первом этапе экспериментальной
работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения
к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования явился детский
сад №44 «Золушка», г. Набережные Челны. Диагностика была проведена в старшей
группе детского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого
являлось изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем
эксперименте принимали участие 20 детей из двух групп - контрольной и
экспериментальной. (Таблица 2.1).
Было выделено четыре методики для
выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у детей
старшего дошкольного возраста.
. Беседа
Цель: выявить уровень
сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
Материал: Иллюстрации с простым,
доступным сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.
Задачи: Сформировать у детей понятие
о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
. Наблюдение
Цель: выявить умения и отношения
детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.
Материал: Иллюстрации с изображением
процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника,
экскурсия на пищеблок.
Задачи: сформировать у детей
положительное отношение к труду взрослых.
. Анкетирование
Цель: выявить отношение детей
старшего дошкольного возраста к поручениям в семье. Материал: анкетирование
родителей и детей.
Задачи: сформировать у детей
положительное отношение к выполнению поручений в семье.
. Игра
Цель: выявить сформированность
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
посредством строительно-конструктивной игры.
Материал: предварительная беседа о
профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для
строительно-конструктивной игры.
Задачи: сформировать у детей
положительное отношение к труду посредством строительно-конструктивной игры.
Анализ результатов оценивался по
трехбалльной шкале. [10, с 256]
балл - низкий уровень
балла - средний уровень.
балла - высокий уровень
Результаты оценивания детей по
методикам представлены в таблицах.
Для детей седьмого года жизни это не
очень хорошие результаты
Рис. 2.1 В сравнении с контрольной
группой результаты положительные
На основании данных методических
приемов было проведено диагностирование детей и выделено три уровня
сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста.
Низкий уровень сформированности
положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от
какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и
систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень
создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с
окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно
объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от
других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным
содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности
деятельности, низким качеством исполнительных операций.
Средний уровень сформированности
положительного отношения к труду образуется при специальном педагогическом
воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго
регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением
возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний
уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности,
так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются
умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи,
построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их
трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под
руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества,
любопытства, воображения, инициативы ограничены.
Высокий уровень сформированности
положительного отношения к труду возможен только при развивающемся
взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной
трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей
элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к
рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских
деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей
социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.
Так же на основании данных методик
был проведён сравнительный анализ групп направленный на выявление уровня
сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного
возраста. Анализ результатов оценивается по трех бальной
шкале: [11,
с 192]
балл - низкий уровень
сформированности положительного отношения к труду.
балл - средний уровень
сформированности положительного отношения к труду.
балла - высокий уровень
сформированности положительного отношения к труду.
Рис. 2.2 Уровень сформированности
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольная группа
Рис. 2.3 Уровень сформированности
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная группа
Как показывают результаты
обследования, уровень сформированности положительного отношения к труду у
экспериментальной группы выше, чем у контрольной.
На этом констатирующий этап
эксперимента был закончен. Далее проводилась работа только с детьми
экспериментальной группы.
.2 Организация и методика проведения
трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был
организован формирующий эксперимент, который проводился в течении одного месяца.
Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой
строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной
группе работа проводилась обычным порядком.
Для экспериментальной группы была
определена строительно-конструктивная игра "Пароход". Цель игры
заключалась в выявлении положительного отношения к труду у детей старшего
дошкольного возраста. Игра проводилась в свободное от занятий время во второй
половине дня. При организации игры учитывались следующая группа показателей: [12, с
200]
1. Содержание игры;
2. Способы решения детьми игровых задач;
. Взаимодействие в игре.
Первая группа показателей определяла содержание
игры. Содержание игры наблюдалось исходя из следующих показателей:
) возрастные особенности детей;
2) как у детей возникает замысел игры (дети
сами придумывают или им подсказывает
воспитатель);
) сколько игровых задач ставит ребёнок.
(построить пароход, распределить роли и
начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются);
) насколько разнообразны поставленные
игровые задачи (проводилось
наблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны);
) степень самостоятельности детей в
постановке игровых задач (сами дети ставят
задачи или при помощи взрослого)
Таким образом, выделенные показатели дают
представление о содержании строительно-конструктивной игры.
Вторая группа показателей содержит способы
решения детьми игровых задач.
Для выяснения способов решения игровых задач
были поставлены следующие вопросы: [13, 201]
) насколько разнообразны (или однообразны)
игровые действия
детей;
2) степень обобщенности игровых действий
(развёрнутые или обобщенные);
3) распределение ролей в игре. (сами дети
договариваются или при помощи
взрослого).
Выделенные показатели позволяют определить
уровень сформированности у детей игровых задач.
Третья группа показателей характеризует
взаимодействие детей в игре:
) вся ли группа принимает участие во
взаимодействии в игре или только - часть детей берёт на себя инициативу;
2) какова длительность взаимодействия детей
в игре.
Итак, рассмотренные группы показателей дают
разностороннее представление о степени сформированности у детей
строительно-конструктивной игры.
Для проведения диагностирования
строительно-конструктивной игры «Пароход» как средства положительного отношения
к труду был использован метод беседы с детьми о содержании игры.
Целью беседы, было выявление знаний о речном
транспорте, о профессии капитана или моряка.
Предварительная работа: Рассматривание
моделей пароходов, сравнение пароходов прошлого и настоящего, рассматривание
картин, фотографий, иллюстраций с изображениями пароходов, чтение
художественных произведений о работе морского или речного транспорта. Были так
же рассмотрены виды водного транспорта, а затем дети определили, пароход какого
вида они будут строить. Так же были обговорены основные детали парохода.
Таким образом, на основании беседы был проведен
диагностический анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделено
три уровня развития игры: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень включенности в
строительно-конструктивную игру.
У детей возникают разнообразные игровые замыслы.
Они при их реализации комбинируют знакомые и мало знакомые события. С особым
интересом дети отображают в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые
эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети всегда ставят
самостоятельно. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач,
они легко варьирует их в зависимости от возникшей ситуации. Также хорошо
сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли
используются разнообразные ролевые действия, передается настроение, характер
человека, то есть любые действия эмоционально выразительны. Легко, чаще по
собственной инициативе, дети вступают в ролевую беседу с взрослыми и со
сверстниками. Она интересная и длительная. Вступая во взаимодействие, дети
ставят и принимают игровые задачи, умеют тактично от некоторых отказываться.
Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут
вступать и в кратковременное взаимодействие.
Средний уровень включенности в
строительно-конструктивную игру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у
детей менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего они вступают в
кратковременное взаимодействие.
Низкий уровень включенности в
строительно-конструктивную игру. Низкого уровня развития
строительно-конструктивной игры не зафиксировано.
.3 Результаты анализа проведенного
исследования (контрольный этап)
Проведённая диагностика строительно-конструктивной
игры в старшей группе детского сада «Золушка» г. Набережные Челны показала, что
на начальном этапе эксперимента высокий уровень строительно-конструктивной игры
показало незначительное количество детей, большинство показало средний уровень.
Рис. 2.4 Распределение детей по уровням
включенности в строительно-конструктивную игру до начала эксперимента
Полнота развития строительно-конструктивной
игры, ее влияние на положительное отношение к труду, её воспитательная ценность
повышается при условии планирования развития игры педагогом.
Осуществляя руководство игрой, рекомендуется
планировать: [14, с 30]
. задачи руководства игрой;
2. методические приёмы, с помощью которых
будут решаться
. поставленные задачи.
Что бы определить задачи руководства игрой, надо
хорошо знать, как развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить
диагностика.
Рекомендуется составлять календарные планы
руководства игрой (на 1-2 дня), что бы воспитатель знал и учитывал игровые
замыслы детей во время планирования методических приёмов. Содержание приёмов
воспитатель может изменить, ели у детей появиться другой замысел игры.
Кроме календарного плана может быть составлен
кратковременный перспективный план. Он нужен для того, что бы во-первых, видеть
перспективу развития игры в течении определённого времени, во-вторых, для
осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания
игры.
С детьми экспериментальной группы была
апробирована строительно-конструктивная игра "Пароход", суть которой
заключается в формировании у детей положительного отношения к трудовой
деятельности, возникающей во время игры, положительного отношения к труду
взрослых.
Реализация этой игры помогла детям почувствовать
взаимосвязь игровых действий с конструктивными и трудовыми.
В ходе игры детям приходилось ставить игровые
задачи, для реализации этих задач детям приходилось изготовлять различные
атрибуты, нужные для полноценного развития игры. На этом этапе дети занимались
ручным трудом. Они изготавливали флажки, бинокли, кораблики (шлюпки). К
развитию игры были так же привлечены родители, которые помогали выполнить более
сложные атрибуты: фуражки, накидки на плечи (для моряков), штурвал.
Таким образом, под влиянием педагогического
воздействия, направленного на обогащение строительно-конструктивного опыта,
деятельность детей существенно изменяется, она учит уважать мнение товарищей по
игре, учит обращать внимание на взаимосвязь игры с трудовой деятельностью, как
детей, так и взрослых, и приобретает характер целенаправленной, богатой по
содержанию трудовой деятельности.
Распределение детей по уровням включенности в
строительно-конструктивную игру и сформированности положительного отношения к
трудовой деятельности в конце экспериментальной работы.
Рис. 2.5 Уровень включенности в
строительно-конструктивную игру
Рис. 2.6 Уровень сформированности положительного
отношения к трудовой деятельности
Как видно из диаграммы 2 и 3 в конце экспериментальной
работы наблюдается значительная разница в показателях контрольной и
экспериментальной групп. В контрольной группе включенность детей в
строительно-конструктивную игру и сформированность у них положительного
отношения к труду практически не изменилась. По-прежнему высокий уровень
показало меньшее количество детей. Большинство составили средний и низкий
уровень.
В экспериментальной группе положение существенно
изменилось. Большинство детей показали высокий уровень включенности в
строительно-конструктивную игру, причем не на начальном этапе а в развернутой
строительно-конструктивной игре. Остальные дети показали средний уровень.
Сформированность положительного отношения к
труду так же значительно выше у детей экспериментальной группы:
человек имеют высокий показатель, что означает
высокую социальную и интеллектуальную активность, сформированную систему знаний
о трудовой деятельности детей и взрослых;
человека показали средний уровень
сформированности положительного отношения к трудовой деятельности, что так же
характеризуется значительными успехами в их развитии.
В отличие от детей контрольной группы, в
экспериментальной группе низкого уровня сформированности положительного
отношения к труду не выявлено. Все дети экспериментальной группы отличаются
умением понимать простые связи и закономерности, способны к рассуждениям,
умозаключениям, выводам. Все дети благодаря их вовлеченности в
строительно-конструктивную игру умеют ставить и решать игровые задачи,
используют разнообразные ролевые действия, передают характер и настроение
человека, легко вступают во взаимодействие друг с другом.
Таким образом, данные нашего исследования
показали, что процесс развития конструктивных умений у детей старшего
дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства. Под
педагогическим руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие
методы и приёмы, которые содействовали бы лучшему развитию
строительно-конструктивных умений детей. Игра − как ведущий вид
деятельности направлена на познание ребёнком окружающего мира, путем активного
участия в труде и повседневной жизнедеятельности детей
Вопросы трудового воспитания дошкольников на
современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом,
так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное
внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе
и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Значение труда как фактора развития личности
ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда.
Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы
не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу:
систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по
нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.
Работа запланирована и ведется в нескольких
направлениях: с детьми, коллективом и родителями.
Цель трудового воспитания дошкольников -
формирование положительного отношения ребенка к труду.
И реализуется через решение следующих задач:[15,
с 54]
) Обучение трудовым умениям и навыкам, их
дальнейшее совершенствование;
2) Воспитание интереса к труду, трудолюбия,
ответственности, самостоятельности;
) Ознакомление с трудом взрослых,
воспитание уважения к труженику и
результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;
) Формирование взаимоотношений и
приобретение социального опыта
взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений
трудиться в коллективе и для коллектива.
Считаем, что для того, чтобы ребенок захотел
трудиться, должны быть созданы необходимые условия:
. Создание эмоционально-положительной
обстановки в процессе труда;
2. Подбор оборудования для труда;
. Создание мотивации трудовой
деятельности;
. Систематическое включение каждого
ребенка в труд на правах партнера;
. Создание в группе трудовой атмосферы,
постоянной занятости, стремление к полезным делам;
. Учет нагрузки, состояния здоровья,
интересов, способностей ребенка;
. Поощрения в процессе и по результатам труда;
. Демонстрация заинтересованности
педагога.
По своему содержанию труд детей дошкольного
возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе, ручной и художественный труд.
Содержание труда реализуется в разных формах
организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации
труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный,
коллективный труд.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется
с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую
деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых: [16, с 201]
. НОД;
2. Совместная деятельность в процессе
режимных моментов в течение всего дня;
. Наблюдения за трудом взрослых;
. Организация трудовой деятельности и
посильной помощи взрослым;
. Экскурсии;
. Художественные средства (изо, музыка,
художественная литература и др.);
. Дидактические, настольные, творческие
игры;
. Рассматривание картин, иллюстраций,
картинок;
. Использование ИКТ
Наша гипотеза о том, что формирование трудовых
умений и навыков будет успешным и результативным, если воспитатель использует
различные средства и формы организации трудовой деятельности дошкольников и
систематически знакомит детей с общественной значимостью труда
Действительно, труд
детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость −
необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Гипотеза и подтвердилась в ходе
исследовательской работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие представлений о труде взрослых
относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их
социального развития в целом. В дошкольной педагогике имеется много средств для
реализации этой задачи: занятия, этические беседы, вечера развлечений и др.
Непреходящее значение в этом плане имеют экскурсии, дающие ребенку
непосредственно увидеть трудовые действия взрослых, результаты их труда, а на
этой основе обогатить образное миропознание детей, сформировать ценностное
отношение к профессиям. [17, с 200]
Развитие дошкольников посредством экскурсий
возможно лишь при развитии интереса к труду взрослых, расширении представлений
о социальной значимости, процессе организации труда, орудиях труда.
Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания
экскурсий и методам исследования.
В ходе констатирующего эксперимента было
выявлено, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых
(содержание, орудия труда, процесс организации). Наблюдение за работой
воспитателей с точки зрения использования в воспитательно-образовательном
процессе экскурсий дали следующие результаты: практические работники в полной
мере не представляют содержания работы по использованию экскурсий с целью
обогащения представлениями о труде взрослых, формирования ценностного отношения
к человеку - труженику.
Основными формами ознакомления с трудом взрослых
являются занятия. Таким образом, работа по организации экскурсий с целью
обогащения детей знаниями о труде взрослых не находит должного места в
воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Констатирующий
эксперимент показал необходимость проведения целенаправленной работы по
обогащению детей знаниями о труде взрослых, процессе организации, орудиях
труда.
При рассмотрении данной проблемы мы пришли к
заключению, что использование экскурсий будет эффективным при специально
организованной педагогической работе.
Для достижения поставленной цели мы использовали
экскурсии на почту, в магазин, на остановку, в парикмахерскую. При ознакомлении
с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные (показ
иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы
педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных
представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре,
Р.С. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада/Буре, Р.С.,
Г.Н. Година. - М: Просвещение, 1983.-143с.
2. Вифлеемский,
А.Б. Трудовые отношения в ДОУ/ А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина.- М: ТЦ Сфера,
2004.-141с.7- (Библиотека руководителя ДОУ).
. Воспитание
дошкольника в труде/под ред. В.Г. Нечаевой.-2-е изд., перераб. и доп.- М:
Просвещение, 1980.-207с.
4. Закрепина,
А.В,. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: метод. Пособие / А.В. Закрепина.-
М.: Дрофа, 2007.-142 с.- (Дошкольник).
. Комарова,
Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации
для занятий с детьми 2-7 лет /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова.- М:
Мозаика-Синтез,2006.-67 с: ил.- (Библиотека Программы воспитания и обучения в
детском саду).
. Крулехт,
М.В. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской
деятельности / М.В. Крулехт.-СПб: "Детство-Пресс", 2002.- 153 с.:
ил.- (Библиотека программы "Детство").
. Куцакова,
Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: пособие для педагогов ДОУ
для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова.-М: Мозаика-Синтез,
2008.-137с.-(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
. Куцакова,
Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3-7 лет / Л.В.
Куцакова.- М: Мозаика-Синтез,2012.-128 с.-(Библиотека программы воспитания и
обучения в детском саду).
. Маркова,
Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: книга для воспитателя детского сада
/ Т.А. Маркова.- М: Просвещение,1991.-109с.
10. Мир
детства. Дошкольник / [сост. Л.Е. Журова, Т.С. Комарова; под ред. А.Е.
Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец].-2-е изд.,доп.-М: Педагогика,1987.-256с.:
ил.
11. Нравственное
и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб.
заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.
Козловой.-М: Академия, 2002.-192 с.
. Ежкова,
Н.С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. / Н.С. Ежкова - Тула: ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, 2000.
. Козлова,
С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова: 3-е изд.,
исправ. и дополн. - М.: Академия, 2001.
. Кошелева,
А.О возможности развития эмоций в игре. /А.Д. Кошелева, Л. Абрамян. //
Дошкольное воспитание.- 1982.- №3 - с. 30
. Маслов,
С.И. Выполнение студентами научно - исследовательской работы по педагогике:
методические рекомендации для студентов. - Тула: Из - во Тул. гос. пед. Ун-та
им. Л.Н. Толстого, 2001. - 54 с.
. Меренков,
А. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе /
Дошкольное воспитание 2001 №8.
. Мир
природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное
пособие для педагогических училищ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева - СПб.:
Детство - пресс, 2000.
. Патриотическое
воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие
для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2001-2005 годы» / Под. ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой.
- М.: АРКТИ, 2003.
. Педагогический
энциклопедический словарь / Б.М. Бим - Бад - М.: Большая российская
энциклопедия, 2002.
. Селиванов,
В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенина - М.: Академия, 2000.
. Талызина,
Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений -
3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001.
. Подласый,
И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебн. пособие для студентов
учебн. заведений - М.: Владос - пресс, 2001 (Внимание, экзамен!)
. Патриотическое
воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие
для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2001-2005 годы» / Под. ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой.
- М.: АРКТИ, 2003.
. Педагогический
энциклопедический словарь / Б.М. Бим - Бад - М.: Большая российская
энциклопедия, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультации для родителей
Значение игр и занятий со строительным
материалом. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых
игр. В нём, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В играх
детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто
подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в
других действуют с предметами, передавая взаимоотношения взрослых в процессе
труда. Стройка сама по себе может увлечь детей. В этом случае все внимание
детей сосредотачивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона
выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребёнок
заселяет жильцами дом, садится в автомобиль, дает гудок парохода. Для
строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни,
ветки деревьев; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда и пароходы. С
развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда
удовлетворяет детей, им хочется, что бы сделанная постройка имела как можно больше
сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей
необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают
возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые строительные
замыслы.
Конструирование из строительного материала
становиться наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими
постройками и сооружениями взрослый не только помогает детям понять их
значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные
качества, знакомит детей с этими качествами.
Строительные игры ценны тем, что доставляют
большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством
радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое,
конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение,
так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного
достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно
перевоплощаются в своих любимых героев: либо это лётчик, сооружающий себе
самолёт, либо это капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали
строящегося парохода.
На протяжении всего дошкольного возраста
строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое
удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для
осуществления их созидательных замыслов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План-конспект занятия: Водный
транспорт
Задачи:
) расширение знаний детей о транспорте;
) развитие внимания, ориентации в пространстве,
мышления,
развитие речи.
Материалы и оборудование: картинки с
изображением различных видов транспорта; магнитная доска, магниты, листочки с
заданиями, простые карандаши.
Ход занятия
1. Беседа о видах транспорта.
Слово “транспорт” означает - перемещение.
Поэтому транспортом обычно называют то, что перемещается в пространстве: ездит,
плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Основные виды транспорта - это наземный,
воздушный и водный транспорт. Отгадайте, пожалуйста, загадки:
У него два колеса, и седло на раме,
Две педали есть внизу. Крутят их ногами.
Что это? Правильно, велосипед.
Для этого коня еда - бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дороге он несется.
Вы угадали - это автомобиль.
Велосипед и автомобиль - наземный транспорт.
Какие наземные транспортные средства вы еще знаете? (Автобус, троллейбус,
трамвай, мотоцикл). Хорошо. Подумайте теперь, что это:
Он летает, но не птица, он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть, как большая стрекоза.
Правильно, вертолет.
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. Конечно, это самолет.
Давайте расскажем стихотворение о самолете (дети
выполняют движения в соответствии с текстом):
Руки в стороны - в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре - Полетел наш самолет.
Самолет и вертолет - это воздушный транспорт.
Отгадайте еще одну загадку, пожалуйста.
Я выросла в лесу, в безмолвной тишине.
Теперь я вас несу, по голубой воде.
Правильно, это лодка.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.
Конечно, это подводная лодка. Лодка, подводная
лодка, судно, парусник - все это водный транспорт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Графический диктант
А теперь я загадаю вам графическую загадку.
Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его
на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно.
клетки вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вверх,
1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 -
вправо, 5 - вниз, 3 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 1 - влево, 1 -
вниз, 7 - влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 - вверх, 1 - влево, 1 - вверх.
Что у вас получилось? Правильно, кораблик.
Игра “Плавает - не плавает".
Встаньте, пожалуйста. Напоминаю правила игры.
Если то, что я называю, плавает - хлопаем, если не плавает - топаем.
Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря,
корабль, теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник,
монета, моторная лодка, сахар, бумажный кораблик.
Молодцы. Садитесь на свои места, пожалуйста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Беседа о составных частях корабля
Знаете ли вы, из каких частей состоит корабль?
На палубе корабля расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее капитан
корабля подает команды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут
вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно
судна укладываются грузы. Каждый кораблю оборудован спасательными шлюпками,
жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к
берегу или к другому кораблю. На корабле есть якорь. Его на цепях спускают на
дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется
за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля
расположены иллюминаторы - маленькие круглые окна, которые нужны для освещения
кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы
задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля
находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля -
двигатель. Он расположен в машинном отделение. Мощные насосы подают масло,
жидкое топливо, охлаждают воду. Упражнение на словообразование.
Подумайте, если корабль из металла - то он
какой? Правильно, металлический.
Из пластмассы? Из дерева? Из бумаги? Из резины?
Судно с парусом? Лодка с мотором?
Подведение итогов занятия по следующим разделам:
. виды транспорта,
. составные части корабля,
. материалы, из которых делают корабли,
. виды кораблей
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица
2.1
Список детей контрольной и экспериментальной
группы
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
имя
ребенка
|
возраст
|
имя
ребенка
|
возраст
|
Даша
Я.
|
6
лет 4 мес.
|
Настя
Д.
|
6
лет 8 мес.
|
Алена
Д.
|
6
лет 6 мес.
|
Антон
С.
|
6
лет 4 мес.
|
Таня
М.
|
6
лет 8 мес.
|
Миша
А.
|
6
лет 3 мес.
|
6
лет 3 мес.
|
Катя
К.
|
6
лет 2 мес.
|
Оксана
Л.
|
6
лет 2 мес.
|
Саша
Т.
|
6
лет 8 мес.
|
Андрей
Г.
|
6
лет 7 мес.
|
Маша
К.
|
6
лет 3 мес.
|
Андрей
И.
|
6
лет 3 мес.
|
Миша
П.
|
6
лет 7 мес.
|
Сергей
Л.
|
6
лет 8 мес.
|
Семен
С.
|
6
лет 4 мес.
|
Настя
Ф.
|
6
лет 5 мес.
|
Настя
К.
|
6
лет 3 мес.
|
Марина
П.
|
6
лет 7 мес.
|
Лена
С.
|
6
лет 7 мес.
|
Таблица
2.2
Выявление уровня сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста детьми контрольной
группы
Имя
ребёнка
|
Баллы
|
Даша
Я.
|
1
|
Алена
Д.
|
2
|
Таня
М.
|
3
|
Саша
Д.
|
2
|
Оксана
Л.
|
2
|
Андрей
Г.
|
1
|
Андрей
И.
|
1
|
Сергей
Л.
|
2
|
Настя
Ф.
|
1
|
Марина
П.
|
3
|
Таблица
2.3
Выявление уровня сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста детьми
экспериментальной группы
Имя
ребёнкаБаллы
|
|
Настя
Д.
|
2
|
Антон
С.
|
2
|
Миша
А.
|
3
|
Катя
К.
|
2
|
Саша
Т.
|
2
|
Маша
К.
|
3
|
Миша
П.
|
3
|
Семен
С.
|
2
|
Настя
К.
|
1
|
Лена
С.
|
3
|
Таблица
2.4
Уровень сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Контрольная группа
Имя
ребенка
|
Методики
|
Общий
балл
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Даша
Я.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
6
|
Алена
Д.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
9
|
Таня
М.
|
3
|
3
|
2
|
2
|
8
|
Саша
Д.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
7
|
Оксана
Л.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Андрей
Г.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
6
|
Андрей
И.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
7
|
Сергей
Л.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
9
|
Настя
Ф.
|
1
|
1
|
1
|
3
|
6
|
Марина
П.
|
1
|
2
|
3
|
2
|
8
|
Таблица
2.5
Уровень сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная
группа
Имя
ребенка
|
Методики
|
Общий
балл
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Настя
Д.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
11
|
Антон
С.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
7
|
Миша
А.
|
2
|
1
|
3
|
2
|
8
|
Катя
К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
9
|
Саша
Т.
|
1
|
2
|
3
|
3
|
9
|
Маша
К.
|
1
|
1
|
2
|
3
|
7
|
Миша
П.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
7
|
Семен
С.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
9
|
Настя
К.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Лена
С.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
Таблица
2.6
Распределение детей по уровням включенности в
строительно-конструктивную игру до начала эксперимента
Группа
|
Количество
детей
|
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
экспериментальная
|
10
|
2
|
8
|
0
|
контрольная
|
10
|
2
|
6
|
2
|
Таблица
2.7
Уровень сформированности положительного
отношения к трудовой деятельности
Группа
|
Количество
детей
|
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
экспериментальная
|
10
|
7
|
3
|
0
|
контрольная
|
10
|
3
|
5
|
2
|