Книги о природе для детей и особенности работы с ними
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Контрольная работа
ПМ 1. Преподавание по программам начального общего образования
МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Тема: «Книги о природе для детей и особенности работы с ними»
Ангарск, 2017
Оглавление
Введение
. Книги о природе в работе с детьми младшего школьного возраста
. Особенности работы с книгами для детей о природе
Заключение
Список литературы
Введение
Формирование экологической культуры выдвигается в наши дни как одна из важнейших задач сохранения окружающей среды современной России. Утилитарно-прагматический взгляд на природу, присущий современному человеку, потребительское (порой переходящее в варварское) отношение к ней, обостряют экологическую ситуацию. Слова - «экологический кризис», «экологическая катастрофа» мы слышим повсеместно. Поэтому пропаганда экологических знаний и норм поведения стала конкретной повседневной практикой, а книга - одним из главных инструментов пропаганды. Особенно актуальна такая ознакомительно-просветительская работа в сфере экологического образования подрастающего поколения. Выявление закономерностей, путей и особенностей функционирования книги как важнейшего элемента экологического просвещения является, таким образом, вкладом в разработку одной из первостепенных проблем развития российского общества.
В воспитании любви к природе у младших школьников большую роль призваны сыграть учителя. И в этом деле ближайший помощник учителя научно-популярная и художественная литература о природе. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Есенина, Бажова, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса детей к природе.
Литература о природе представляет собой уникальную энциклопедию биологических знаний для детей. С помощью книг о природе решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.
Цель работы - изучить особенности работы с книгами о природе, предназначенными для детей.
1. Книги о природе в работе с детьми младшего школьного возраста
Книги о природе занимают важное место в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [1, с. 16].
Основоположниками детских книг о природе являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.
Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Педагоги используют произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира [3, с. 51].
Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает младших школьников. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).
Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.
Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки». «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка». У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе - «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др. [3, с. 54].
Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства он полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным. При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как «Военная собака», «Верный Трой», «Томка»; кошка описана в таких произведениях, как «Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»; образ медведя в рассказах «Медведь-рыбак», «Медвежата», «Медвежонок». О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах «Олешки», «Лесной котенок», «Про зайчат», «Волчишко», «Друзья», сборник «Про больших и маленьких» («Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят»), о птицах - «Хитрая мама», «Четыре утки», «Пунька и птицы», «Сорока", «Яшка». Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой [4, с. 19].
Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. Одним из циклов для детей является цикл «Про животных», «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона» и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).
Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос» и другие. Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. В частности произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др. [6, с. 34].
Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина для детей огромно: его стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романов «Евгений Онегин» и «Цыганы», «Зимняя дорога» развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях [5, с. 84].
Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно с детьми при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней («Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Соловьи»). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: «Перед дождем», «На ручей, рябой и пестрый…» и др.
Говоря о книгах о природе, которые педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии. Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Можно использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели…», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака…» и др.
Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». У А.А. Фета великолепные произведения о природе «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет…», «Мама! Глянь-ка…» и многие другие [5, с. 89].
Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы - «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.
«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Осень», «Весна» - эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы нашей русской природы переданы в таких известных детских стихотворениях выдающегося поэта Есенина, как «Береза», «Поет зима, аукает», «Нивы сжаты», «Черемуха» и другие.
В работе по изучению с детьми окружающего мира, природы можно использовать следующие стихотворения:
И.З. Сурикова «Детство» и «Зима». Стихотворение «Зима» реалистично описывает данную пору года, в нем отмечаются ее характерные черты: «стали дни коротки, солнце светит мало…».
А. Блока «На лугу», «Ворона», «Зайчик», «Снег да снег», «Ветхая избушка». Стихотворения Блока для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса.
2. Особенности работы с книгами для детей о природе
книга школьник воспитание природа
Работа с книгами начинается с отбора педагогом литературы о природе для чтения с детьми. Здесь следует учитывать следующие важные факторы о литературе:
ее связь с содержанием программы по природоведению;
возможности использования данной литературы для раскрытия причинно-следственных, в том числе и экологических связей;
показ практического использования данной научной информации человеком;
возможности применения этих сведений в непосредственной практической деятельности ребенка;
доступность изложения научных сведений и языка произведений данному возрасту учащихся [2, с. 38].
Проблема поиска методических путей формирования у подрастающего поколения интереса к работе с научно-художественными и научно-популярными книгами о природе всегда актуальна среди методистов-естественников. В результате было сегодня предложен ряд приемов привлечения внимания ребенка книге, которые прочно вошли в школьную практику. К ним относятся следующие:
прямое задание читать ту или иную книгу;
рекомендательные списки книг, в том числе и книг о природе;
выставки книг;
читательские конференции;
беседы о книгах;
выступление старшеклассников перед младшими школьниками;
использование прочитанного детьми на уроках;
встречи с авторами книг;
викторины и олимпиады;
вечера занимательной науки и техники;
использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом научно-популярных произведений;
написание сочинений;
подготовка к урокам природоведения докладов, сообщений [7, с. 81].
Чтобы развить у детей интерес к книгам о природе, рекомендуется преднамеренно создавать перед ними проблемные ситуации, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие [8, с. 29]. Такими приемами могут быть следующие:
. Работа с названием книги (произведения), выявление в ней загадочности, проблемы.
. Если к книге (произведению) есть эпиграф, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги (произведения) с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предположили по эпиграфу.
. Сообщение интересных сведений об авторе.
. В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, постановке опытов побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-популярной книге.
. Чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать «а что же дальше».
. Организация такой практической деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной литературе. Например, поручение ухаживать за комнатными растениями вызывает необходимость узнать биологические особенности этих растений, чтобы осуществлять правильный уход. Аналогичная ситуация складывается, если в школе есть животные или животных по просьбе ребенка завели дома.
. Применение различных форм занимательности, когда она «связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия», т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.
Как видно, для всех приемов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса «что это такое?», «что это означает?», «что дальше?» и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению научно-популярной литературы. При систематическом их применении они закрепляют и совершенствуют этот интерес [8, с. 32].
Побудить интерес к книге о природе могут: анализ иллюстраций в книге для чтения; использование при первичном знакомстве со сказкой иллюстраций с опорой на текст; сравнение иллюстраций в книге для чтения с целью выбрать такую, которая более убедительно и выразительно изображает сказочные персонажи; «воссоздание» зрительно художественного образа сказки на материале нескольких рисунков, специально предложенных ученикам; устное иллюстрирование и графическое иллюстрирование прочитанной сказки; озаглавливание иллюстраций словами из текста сказки; «защита» своего рисунка; конкурс на лучший рисунок и лучшую «защиту» [9, с. 46].
Для первоклассников можно использовать дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомления с окружающим миром. Это могут быть творческие игры, игры с правилами. Применимы здесь и кроссворды с загадками, кроссворды со считалками, кроссворды старичка-лесовичка, кроссворды «составь из пропущенных букв новое слово» и т.д.
Наряду с индивидуальными формами необходимо использовать и коллективные формы работы. Например: коллективное чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в классе учащимися; коллективное составление рассказа учащимися по материалам научно-популярной литературы, доклады, рассуждения, внеклассное чтение; классный час, посвященный ответам и вопросам учащихся по научно-популярной литературе и т.д. [10, с. 117].
Очень важна и работа учителя с родителями по формированию интереса детей к работе с научно-художественной и научно-популярной литературой о природе. Педагог должен популяризировать домашнее чтение, обучить организации чтения в семейном кругу (объяснить родителям важность нормирования интереса у детей к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе). Для этих целей проводятся родительские собрания, совместные экскурсии с родителями, чаепития, посвященные осени, весне, зиме и т.д., анкетирование родителей с целью выяснения интересов их и детей к чтению научно-популярной и научно-художественной литературы о природе.
Заключение
Экологическое образование является сегодня обязательной составляющей образования любого человека. Цель такого образования - сберечь природу от всевозрастающего антропогенного влияния. Ведь природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей. Она еще и обогащает человека интеллектуально, нравственно, эстетически, духовно и т.д.
Экологическое образование посредством изучения книг о природе является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности учебного заведения. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В отечественной педагогике существует целая плеяда выдающихся русских писателей, из под пера которых, вышли великолепные детские произведения и целые книги о природе. Среди таких писателей в первую очередь можно выделить В.В. Бианки и М.М. Пришвина. Именно они стояли у истоков детской книги о природе. Не отставали от них и Е. Чарушин, Б. Житков, К. Паустовский и другие. Эти писатели знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. А поэты А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенин и другие, погружают детей в мир природы при помощи чудесных стихотворных форм.
Список литературы
1. Бибикова, Н.Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Бибикова. - Ставрополь, 2005. - 24 с.
. Гирусов, Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию [Текст] / Э.В. Гирусов. - М.: Наука, 1996. - 76 с.
. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) [Текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Знание, 1986. - 112 с.
. Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации [Текст]: автореф. дис ... д-ра. пед. наук / А.Н. Захлебный. - М., 1986. - 32 с.
. Каропо, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников [Текст] / Г.Н. Каропо. - Минск: НМО, 2009. - 184 с.
. Левин, В.А. История и психология формирования экологической культуры [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Наука, 1999. - 105 с.
. Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? [Текст] / М.Х. Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 282 с.
. Махмутов, М.И. Проблемное обучение [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
. Светловская, Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников [Текст] / Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
. Экологическое образование школьников [Текст] / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1983. - 163 с.