Подготовка классных руководителей к педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута школьника

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подготовка классных руководителей к педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута школьника















подготовка классных руководителей к педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута школьника

Г.Н. Кучеренко, 51заместитель директора,

средняя школа № 59, г. Ярославль

О.В. Сидорова, учитель,

средняя школа № 59, г. Ярославль

Аннотация

индивидуализация образование социализация личность

В данной статье поднимается вопрос о необходимости подготовки педагогических работников к индивидуализации образовательного процесса. Представлены результаты теоретического анализа проблемы индивидуализации образования и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Рассмотрены современные научные взгляды на роль социального педагога в индивидуальном сопровождении обучающихся, сделана попытка систематизировать идеи, касающиеся рассмотрения образования как средства социализации личности. В статье представлен опыт ярославской школы № 59 по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута школьника в воспитательной работе. Авторами предложены принципы, функции, задачи и основные этапы сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Ключевые слова: общее образование, воспитательная работа, индивидуальный образовательный маршрут.

.N. Kucherenko, Deputy Directorschool № 59, Yaroslavl.V. Sidorova, Teacherschool № 59, YaroslavlTO CLASS TEACHERS TO PEDAGOGICAL SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES STUDENT OF THE SCHOOL. This article raises the issue of the need for training of teachers to an individualization of the educational process. The results of theoretical analysis of the problem of individualization of education and designing of individual educational routes of students. The modern scientific views on the role of the social teacher in an individual accompanied by students, made an attempt to systematize the ideas for the consideration of education as a means of socialization. The article describes the experience of the Yaroslavl school number 59 on the design and implementation of individual educational route schoolboy in educational work. The authors of the proposed principles, functions, tasks and milestones for tracking individual educational routes of students.: general education, mentoring, individual educational route.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально - педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях. В нормативных документах, модернизации российского образования, основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Основная задача школы - дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Реализация данной задачи связана с индивидуализацией образовательного процесса что можно реализовать в воспитательной деятельности образовательной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [1].

Использование индивидуальных образовательных маршрутов является одной из форм педагогического сопровождения обучающихся. При этом, как показал проведенный нами опрос, большинство педагогов испытывают трудности в построении индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Далее опишем наши предложения по структурированию индивидуального образовательного маршрута.

Прежде всего, в организации и сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов социальный педагог должен опираться на ряд принципов:

Принцип учёта наличного уровня развития обучающегося. Данный принцип предполагает выявление зон актуального и ближайшего развития ребенка, опору на его индивидуально-психологические и компенсаторные возможности.

Принцип вариативности форм организации образования. Данный принцип позволяет реализовывать право детей и их родителей на выбор формы получения образования, кроме того позволяет изменять форму получения образования в соответствии с динамикой развития обучающегося. Так, чаще всего, на начальном этапе ребенку, имеющему трудности в освоении образовательной программы, требуется индивидуальное обучение и сопровождение, на последующих - сочетание индивидуальной формы с подгрупповой, а в дальнейшем акцент делается на включение обучающегося в стандартные фронтальные формы обучения с дифференциацией заданий в соответствии с его уровнем достижений.

Принцип активного взаимодействия с семьёй учащегося. Введение этого принципа

необходимо в связи с признанием ведущей роли семьи в процессе педагогического сопровождения ребёнка, конструирования и реализации его образовательного маршрута. В связи с этим индивидуальный образовательный маршрут включает в себя разнообразные формы систематического сотрудничества с родителями (членами семьи) обучающегося, испытывающего трудности в освоении образовательной программы [2].

Данные принципы определяют структуру индивидуального образовательного маршрута, разработанного в нашей школе:

1.Самодиагностика, по результатом которой школьник планирует изменения своей личности.

3.Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования и результаты этой деятельности.

4.Планы и их реализация по сдаче норм ГТО.

5.Правила жизни, которые помогут школьнику на пути саморазвития.

6.Анализ собственных интересов и профессиональных предпочтений, программа действий по их реализации и развитию.

7.Рефлексивно-оценочный блок, завершающий каждый пункт образовательного маршрута, с обязательными видами оценки и самооценки деятельности, направлениями дальнейшего саморазвития.

Наш многолетний опыт работы по педагогическому сопровождению школьников подтверждает, что рассмотрение образования как средства решения задач социализации личности (адаптации и автономизации) позволяет переориентировать видение образовательных результатов с знаниево-предметной сферы в сферу достижения социальной успешности. Что ещё раз подтверждает необходимость развития воспитательной составляющей образования.

Анализ научных публикаций и опыта работы наших классных руководителей позволяет выделить основные концептуальные положения сопровождения школьников в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута:

во-первых, это признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих образовательных прав, прав на социализацию и культурное развитие;

во-вторых, это делегирование обучающемуся ответственности за качество собственного образования, за качество разработки и освоения им индивидуального образовательного маршрута;

в-третьих, это помощь школьнику в гармонизации внутреннего психического развития и внешних условий образовательной деятельности.

В условиях воспитательной работы основной задачей является управление процессом самоанализа и саморазвития обучающихся, что ставит перед педагогами принципиально иные задачи:

1.Организация, контроль и помощь в осуществлении самоанализа, целеполагания, планирования и рефлексии результатов саморазвития обучающегося. В данном случае классный руководитель выступает, как соорганизатор процесса саморазвития школьника.

2.Помощь обучающимся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Классный руководитель выступает здесь, как фасилитатор.

3.Организация консультирования обучающихся по возникающим затруднениям, помощь в конструировании эффективных образовательных стратегий, помощь в поиске ресурсов саморазвития. В данном случае классный руководитель выступает как коуч.

Процесс реализации данных задач в работе классного руководителя в самом общем виде можно представить в виде последовательности взаимосвязанных друг с другом этапов: целевого, организационно-содержательного, операционно-деятельностного и результативного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании, так и в соответствующих способах работы классного руководителя.

Так целевой этап в качестве первой и необходимой составляющей обусловлен, прежде всего тем, что, в соответствии с требованиями системного подхода, именно, цель является системообразующим фактором. Она становится исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, служит нормой контроля и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс [3].

Организационно-содержательный этап включает пять инвариантных взаимосвязанных блоков - проектировочный, диагностико-консультативный, организационно-мотивационный, программный (содержательный), организационно-методический, аналитический.

Операционно-деятельностный этап включает в себя методы и формы работы с учетом основных направлений реализации функций классного руководителя в процессе педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

Результативный этап предполагает оценку результативности эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы, а также совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, при необходимости, корректировку индивидуального плана саморазвития.

Таким образом, в условиях модернизации современное образование направлено на формирование социально ценных качеств личности - таких как самостоятельность, инициативность, ответственность, активность, мобильность. Поэтому очень важно научить школьника учиться самостоятельно, ориентировать его на активный поиск знаний, выявление собственных способностей и интересов, самоорганизацию и саморазвитие, и в этом ему могут помочь классный руководитель, при условии, что он принимает методологию и технологию педагогического сопровождения.


1.Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.

2.Селевко Г.К. Познай себя: Изд. 2-е. - М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2006. - 96с.

.Тарханова И.Ю. Образовательные цели личности в контексте социализации / И.Ю. Тарханова, И.А. Ардабацкая // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II.: материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль: Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 320 - 323.

Похожие работы на - Подготовка классных руководителей к педагогическому сопровождению индивидуального образовательного маршрута школьника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!