банковские карты защищаются от незаконного доступа к счетам картодержателей. С использованием специального кода, это 4-знaчнoe число, с его помощью обладатель карты получает доступ к своему счету через банкомат для снятия наличных [14, c. 162].
Банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. На карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.
На одном счете клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт одной или разных платежных систем, выданных банком клиенту.
Эквайринг - деятельность кредитной организации, включающая в себя проведение расчетов, с предприятиями и организациями торговли /услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и выдачу наличных денег держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Указанные расчеты с предприятиями и организациями торговли / услуг проводятся в рублях.
Совокупность пластиковых карт, методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства образуют платежную систему.
В заключении можно сказать, что банковские карты представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями и внедрение нового экономического института благотворно сказывается на развитии банковского дела в стране. Преимущества, связанные с использованием пластиковых карт, очевидны. Это, в первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют. В России, как в развивающийся стране на рынке пластиковых карт необходимо полностью идти к цивилизованному денежному обращению и превращать пластиковые карты в общепризнанный инструмент жизнедеятельности человека.
2.Анализ организации безналичных расчетов в ПАО Сбербанк
.1Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк
ПАО Сбербанк - самый крупный банк в Российской Федерации, с самой крупной сетью подразделений, предлагающий весь спектр инвестиционно-банковских услуг. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк РФ, владеющий 50% уставного капитала плюс одной голосующей акцией; свыше 40% акций принадлежит зарубежным компаниям. Почти половина российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходятся на ПАО Сбербанк.
Полное фирменное наименование банка: Публичное акционерное общество «Сбербанк России» [38].
Сокращенное наименование банка: ПАО Сбербанк.
В настоящее время, несмотря на далеко не выдающееся качество обслуживания в большинстве отделений (за исключением услуг для VIP-клиентов), банк лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц (свыше 1 млн.). На рынке частных вкладов ПАО Сбербанк является монополистом - контролирует 45% рынка (основная масса депозитов «физиков» приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит сказать, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через ПАО Сбербанк зарплату получают около 11 млн. человек, а пенсии - 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн. пластиковых карт, количество установленных банкоматов превышает 19 тыс. Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2014 года составила свыше 260 тыс. человек [38].
Основные направления банковской деятельности:
- корпоративный бизнес: обслуживание расчетных и текущих счетов, открытие депозитов, предоставление всех видов финансирования, выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортных операций клиентов, услуги инкассации, кассовые услуги, конверсионные услуги, услуги по переводу средств населением в пользу юридических лиц, операции с векселями и другие.
розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам - физическим лицам по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанью банковских карт, операциям с драгоценными металлами, сберегательными сертификатами и векселями, купле-продаже иностранной валюты, платежам, денежным переводам, в том числе без открытия банковских счетов, хранению ценностей и другие.
операции на финансовых рынках: с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой; размещение и привлечение средств на межбанковском рынке и рынках капитала и другие.
В рамках перечисленных направлений деятельности ПАО Сбербанк предлагает широкий спектр банковских продуктов и услуг.
Помимо банковских операций банк осуществляет:
- выдачу поручительств за третьих лиц;
приобретение прав требования от третьих лиц;
доверительное управление денежными средствами;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность;
другие операции и услуги.
В банке функционирует достаточно сложная структура управления так как организация является самой крупной в банковской системе России следи коммерческих банков [38].
Общее собрание акционеров является высшим органом управления банка. На общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности банка. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, определен Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) и уставом банка [3].
В соответствии с уставом общее руководство деятельностью банка осуществляет наблюдательный совет. В компетенции наблюдательного совета относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности банка, назначения членов правления и досрочное прекращение их полномочий, вопросы созыва и подготовки общих собраний акционеров, рекомендации по размеру дивидендов по акциям, периодическое заслушивание отчетов президента, председателя правления банка о деятельности банка и другие вопросы. Комитеты наблюдательного совета являются органами, созданными для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции наблюдательного совета, и подготовки рекомендации по ним. Формирование комитетов осуществляется ежегодно из числа членов наблюдательного совета банка. В состав каждого комитета включаются независимые директора. Комитеты способствуют рабочему взаимодействию с органами управления банка. Руководство текущей деятельностью банка осуществляется президентом, председателем правления и правлением банка.
В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в банке функционирует ряд коллегиальных рабочих органов (комитетов), подотчетных правлению ПАО Сбербанк, основными задачами которых является решение вопросов проведение единой, согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности банка. Коллегия является площадкой для активного обсуждения стратегических вопросов развития банка и выработки оптимальных решений, учитывающих особенности регионов [20].
Рассмотрим финансовое состояние ПАО Сбербанк приведенных в таблице 3.
Таблица 3. Основные финансовые показатели ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млн. р.
Показатель201220132014Отклонение 2013 от 2012, %Отклонение 2014 от 2013, %Активы13 581 754,016 275 097,021 746 760,019,833,6Прибыль до налогообложения474 709,0502 789,0429 206,05,9-14,6Прибыль после налогообложения346 175,0377 649,0311 213,09,1-17,5Капитал1 679 091,01 987 749,02 311 530,018,416,2
Прирост активов в 2012 году по отношению к 2013 году составил 19,8%, а в 2014 году по отношению к 2013 году темп прироста увеличился до 33,6%. Отклонение капитала банка в 2013 году по отношению к 2012 году составило 18,4%, а в 2014 году по отношению к 2013 году темп прироста сократился до 16,2%.
Рассмотри динамику и структуру балансовых показателей банка в таблице 4.
Таблица 4. Динамика активов ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014Отклонение 2013 от 2012Отклонение 2014 от 2013сумма%сумма%Денежные средства725,0717,01 241,0-8,0-1,0524,073,0Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации381,0409,0370,028,07,0-39,0-9,0Обязательные резервы122,0112,0143,0-10,0-8,031,027,0Средства в кредитных организациях81,094,0356,013,016,0262,0278,0Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыли или убыток102,0145,0826,043,042,0681,0469,0Чистая ссудная задолженность9 773,011 978,015 890,02 205,022,03 912,032,0Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи1 542,01 744,01 745,0202,013,01,00,1Инвестиции в дочерние и зависимые организации281,0311,0386,030,010,075,024,0Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения362,0404,0366,042,011,0-38,0-9,0Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы438,0468,0479,030,06,011,02,3Прочие активы178,0316,0407,0138,077,091,028,0Всего активов13 582,016 275,021 747,02 693,019,05 472,034,0
Активы банка в 2013 году увеличились на 19% по отношению к предыдущему периоду, тогда как в 2014 году рост составил 34% по сравнению с 2013 годом. Основными факторами роста активов банка являются: увеличение чистой ссудной задолженности, которое составило 32% в 2014 году и 22% в 2013 году, рост вложений в ценные бумаги на 0,1% в 2014 году и на 13% в 2013 году. Также в 2014 году наблюдается значительный прирост денежных средств. Увеличение темпов прироста совокупных активов обусловлено увеличением прироста по основным статьям активов.
Как видно на рисунке активы демонстрируют устойчивый рост.
Рассмотрим анализ структуры активов ПАО Сбербанк в таблице 5.
Таблица 5. Структура активов ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014сумма%сумма%сумма%Денежные средства725,05,0717,04,01 241,05,7Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации381,02,0409,02,5370,01,7Обязательные резервы122,00,8112,00,6143,00,6Средства в кредитных организациях81,00,594,00,5356,01,6Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыли или убыток102,00,7145,00,8826,03,8Чистая ссудная задолженность9 773,071,011 978,073,015 890,073,1Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи1542,011,01 744,010,01745,08,0Инвестиции в дочерние и зависимые организации281,02,0311,01,9386,01,7Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения362,02,6404,02,0366,01,6Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы438,03,0468,02,8479,02,2Прочие активы178,01,0316,01,9407,01,8Всего активов13 582,0100,016 275,0100,021 747,0100,0
Наибольшую долю в структуре активов банка занимает чистая ссудная задолженность (73%), которая держится на том же уровне в исследуемом периоде. Чистые вложения в ценные бумаги занимают 10% актива баланса банка, что свидетельствует о высокой инвестиционной активности банка.
Проанализируем динамику собственных средств предствленных в таблице 6.
Таблица 6. Анализ динамики собственных средств ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014Отклонение 2013 к 2012Отклонение 2014 к 2013сумма%сумма%Средства акционеров68,068,068,00000Эмиссионный доход228,0228,0228,00000Резервный фонд3,03,04,0001,033,33Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии до продажи26,0-8,0-197,0-34,0-30,0-189,0611,0Переоценка основных средств84,083,081,0-1,0-1,0-2,0-2,41Нераспределённая прибыль прошлых лет895,01 183,01 489,0228,025,0306,025,87Неиспользованная прибыль (убыток) за отчётный период346,0378,0311,032,09,0-67,0-17,72Всего источников собственных средств1 651,01 935,01 982,0284,017,047,02,43
Из данных динамики собственных средств можно сделать вывод, что в промежутке с 2012 по 2013 гг. наблюдается увеличение некоторых показателей, таких как: «нераспределённая прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет» и «неиспользованная прибыль (убыток) за отчётный период».
Таблица 7. Анализ структуры собственных средств ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014сумма%сумма%сумма%Средства акционеров68,04,068,03,068,03,4Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников)000000Эмиссионный доход228,013,0228,012,0228,011,5Резервный фонд3,00,13,00,14,00,2Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи26,01,5-8,0-0,4-197,0-9,9Переоценка основных средств84,05,083,04,081,04,1Нераспределённая прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет895,054,01 183,064,01 489,075,1Неиспользованная прибыль (убыток) за отчётный период346,021,0378,019,0311,015,7Всего источников собственных средств1 651,0100,01 935,0100,01 982,010,0
По данным таблицы наибольшую долю в структуре собственных средств занимает реинвестированная прибыль, при этом наблюдается устойчивый рост удельного веса по статье нераспределенная прибыль прошлых лет, а доля неиспользованной прибыли отчетного периода имеет тенденцию к снижению. Также снижается доля сумм переоценки основных средств акционеров, эмиссионного дохода. Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи представляет, отрицательную величину, что свидетельствует об убытках от инвестиционной деятельности.
В 2014 году норматив достаточности капитала банка существенно сократился с 12,87% до 11,5%, хотя по прежнему соответствует требуемому значению в 10%.
Таблица 8. Анализ динамики привлечённых средств ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014Отклонение 2013 от 2012Отклонение 2014 от 2013сумма%сумма%Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации1 368,01 967,03 516,0599,043,01 549,078,7Средства кредитных организаций605,0630,0795,025,04,0165,026,2Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями9 462,011 128,014 027,01 666,017,02 899,026,0Вклады физических лиц6 288,07 586,07 999,01 298,020,0413,05,4Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток25,034,0618,09,036,0584,01 717,0Выпущенные долговые обязательства332,0404,0513,072,021,0109,026,0Обязательство по текущему налогу и прибыль002,0002,00Отложенное налоговое обязательство0043,00043,00Прочие обязательства115,0145,0216,030,026,071,048,9Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон21,031,036,010,047,05,016,0Всего обязательств11 930,014 340,019 764,02 410,020,05 424,037,8
Исходя из таблицы 8, обязательства банка показывают положительную динамику за исследуемый период: в 2013 году рост обязательств составил 20% по сравнению с предыдущим периодом, а в 2014 году 37,8% по сравнению с 2012 годом. Основными факторами роста являются: рост кредитов и депозитов ЦБ, который составил в 2013 - 43%, а в 2014 - 78,7% по сравнению с 2011 годом. Имеет тенденцию к снижению депозиты физических лиц (в 2013 году вклады составили 20% по сравнению с предыдущим периодом, а в 2014 году - 5,4% по сравнению с 2013 годом)
Таблица 9. Анализ структуры привлечённых средств ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг., млрд. р.
Показатель201220132014сумма%сумма%сумма%Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации1 368,011,41 967,011,73 516,017,8Средства кредитных организаций605,05,0630,02,5795,04,0Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями9 462,079,011 128,077,614 027,071,0Вклады физических лиц и ИП6 288,052,07 586,020,97 999,040,5Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль и убыток25,00,234,00,09618,03,1Выпущенные долговые обязательства332,02,7404,01,3513,02,6Обязательство по текущему налогу и прибыль00002,00,01Отложенное налоговое обязательство000043,00,2Прочие обязательства115,00,9145,00,3216,01,1Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами оффшорных зон21,00,131,00,0936,00,2Всего обязательств11 930,0100,014 340,0100,019 764,0100
Как показывает таблица 9, наибольшую долю в структуре привлеченных средств занимают средства клиентов, не являющихся кредитными организациями, их удельный вес, на конец 2013 года составил 77,6%. Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации также составили значительную долю в структуре привлеченных средств в 2014 году. Удельный вес по вкладам физических лиц и ИП в 2014 году составил 40,5%. Выпущенные долговые обязательства в 2014 году составили 2,6%. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами оффшорных зон составили в 2014 году 0,2%.
2.2Анализ форм безналичных расчетов в ПАО Сбербанк
Большую часть денежного оборота составляет безналичный, на долю которого в России падает более 90%. Соответственно, экономические процессы в хозяйстве страны опосредуются преимущественно безналичными платежами и расчетами, осуществляемыми через банковские счета.
В ПАО Сбербанк применяются следующие виды безналичных расчетов:
расчеты платежными поручениями;
расчеты аккредитивами;
расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банка самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банк не вмешивается в договорные отношения клиентов.
Все формы безналичных расчетов реализуются путем применения следующих расчетных документов:
платежных поручений;
аккредитивов;
платежных требований;
инкассовых поручений.
Документы на бумажном носителе оформляются на бланках, утвержденных законодательством. Отклонения от указанных размеров могут быть незначительными при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми [28].
Клиент имеет право отозвать платежные поручения, получатели средств, расчетные документы, принятые Банком в порядке расчетов по инкассо, не оплаченные из-за нехватки средств на счете плательщика и помещенные в архив.
Неисполнение таких документов может быть возвращено из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка, забрать часть сумм по расчетным документам не разрешается.
Рассмотрим структуру банковских счетов, открытых ПАО Сбербанк представленную в таблице 10.
Таблица 10. Количество банковских счетов, открытых в ПАО Сбербанк
Показатель201220132014Темп прироста 2013 к 2012 г.Темп прироста 2014 к 2013 г.Тыс. ед.%Тыс. ед.%Общее количество счетов, тыс. ед., из них168369,0179821,0200508,011452,06,820687,011,5- клиентам - юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями2123,02200,02320,077,03,6120,05,4- клиентам - физическим лицам166226,0177601,0198166,011375,06,820565,011,6Количество счетов, открытых ПАО Сбербанк в расчете па 1 жителя, ед.1,21,31,40,15,50,110,5
Согласно данным таблицы 10, количество открытых счетов имеет положительную динамику (увеличение в 2014 г. составило 11,5% против 6,8% в 2013 г.). Преобладают счета, открытые физическим лицам (увеличение за 2013 г. составило 11,6%), тогда как счета юридических лиц увеличились на 5,4%.
Рассмотрим количество и объем платежей клиентов ПАО Сбербанк с использованием платежных поручений, поступивших в ПАО Сбербанк по способам поступления в таблице 11.
Таблица 11. Количество и объем платежей клиентов по способам поступления
показатель201220132014Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Платежные поручения, поступившие в баше355,377196,2347,891228,0386,1110420,1Электронным способом, из них206,962655,2235,974815,8276,392049,5- через сеть Интернет93,428390,8122,638680,3163.452709,2- с использованием мобильных телефонов3,76,7322,84,71,6Поступившие от клиентовЮридических лиц, не являющихся кредитными организациями, из них297,875840,1295,589727,8322,4108483,5- электронным способом195.562199,1217,474609,4249,591810,6-из них через сеть Интернет88,928298,1112,438569,6146,552545,0Физических лиц, из них57,41356,152,31500,263.71936,6-электронным способом11,3456,018,5206,426,8239,0-через сеть Интернет4,492,810,21 10,816,9164,2-с использованием мобильных телефонов3,76,73,22,84,71,6
Как показывают данные таблицы 11, наибольшая часть платежей поступила электронным способом (в 2014 г. 276,3 млн. ед. из 386,1 млн. ед. всех поступивших платежей), основным из которого являлись поступления через систему Интернет (за 2014 г. - 163,4 млн. платежей против 122,6 млн. платежей в 2013 г.).
Наибольшая доля платежей, как в количественном, так и в суммарном выражении поступило от клиентов - юридических лиц.
Проанализируем динамику платежей, проведенных в ПАО Сбербанк представленную в таблице 12.
Таблица 12. Динамика платежей, проведенных в ПАО Сбербанк
показатель201220132014Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Кол-во, млн. ед.Объем, млрд. руб.Всего, из них945,5107021,11187,0106062,81232,0121454,7- платежных поручений338,9103890,5372,1102880,7407,4117837,5- платежных требований, инкассовых поручений45,4741,845,6443,439,3479,8- аккредитивов012,1037,4054,6- чеков01,200,700,2- банковских ордеров285,31596,3323,91642,5358,71858,0- документов физических лиц275,9779,2445,51058,2426,5426,5
В среднем ежедневно осуществлялось 4,4 млн. платежей на сумму 1730 млн. рублей (в 2013 году - 3,9 млн. платежей на сумму 1267 млн. рублей). Средний размер платежа составил 132,4 тыс. рублей (в 2013 году - 106,4 тыс. рублей).
Таблица 13. Доходы ПАО Сбербанк от открытия и ведение счетов и кассового обслуживания за 2012-2015 гг.
Показатель2012 г., млн. руб.2013 г., млн. руб.2014 г., млн. руб.2015 г., млн. руб.Отклонения 2015-2012млн. руб.%Вознаграждение за открытие и ведение счетов11885,719078,023179,427840,315954,6134,0Вознаграждение за расчетное и кассовое обслуживание102484,6146167,8118419,3223177,5120692,9117,8Итого114370,4165245,8241598,7251017,8280647,5119,5
Из таблицы 13 видно, что вознаграждение за открытие и ведения счетов 2015 году увеличилось по сравнению с 2012 годом на 15 954,6 млн. руб., вознаграждение за кассовое обслуживание в 2015 году увеличилось по сравнению с 2012 годом на 120 692,9 млн. руб.
Таблица 14. Комиссионные доходы ПАО Сбербанк 2012-2015 гг.
Комиссионные доходы2012 г., млн. руб.2013 г., млн. руб.2014 г., млн. руб.2015 г., млн. руб.Отклонения 2015-2012млн. руб.%За проведение операций в валюте34,7861,482,3124,489,62257,7За оказание услуг:по брокерским договорам3261,35405,88772,013093,99832,6301,5по другим операциям44143,042087,639875,440124,4- 4018,6- 9,1Итого47439,0847554,748729,753342,75903,6212,4
Из таблицы 14 видно, что за проведение операций в валюте доходы в 2015 г. увеличилмсь в 3,6 раза по сравнению с 2012 г. и составили 124,4 млн. руб. За оказание услуг по брокерским договорам комиссионные доходы увеличились на 9832,6 млн. руб., а по другим операциям сумма комиссионных доходов снизилась на 9,1%.
Наиболее значимой услугой Банка с точки зрения количества операций остается прием платежей населения (денежных переводов в пользу юридических лиц). При этом наблюдался стабильный рост количества платежей, произведенных в безналичной форме (рост количества платежей со счетов клиента превысил 70%). Данная динамика в значительной мере обеспечивается за счет расширения спектра возможных платежей в информационно-платежных терминалах, развитием мобильного и интернет банкинга, а также активного роста клиентской базы услуги «Автоплатеж».
С учетом высокой доли Банка на рынке платежей в бюджетную систему страны оптимизации коснулись и сервисы данной сферы. Благодаря запуску федерального сервиса, по совершению платежей в Федеральную Налоговую Службу по индексу документа доля безналичных платежей в бюджет за год выросла с 2,5% до 8%.
Новшеством 2012 года стала возможность погашения кредитов, выданных другими банками, через информационно-платежные терминалы. За год было погашено кредитов сторонних банков более чем на 15 млрд. руб.
В 2012 году Банк успешно развивал услугу «Автоплатеж», позволяющая автоматически оплачивать жилищно-коммунальные услуги, услуги фиксированной и сотовой телефонии, услуги сети интернет со счета карты. Число клиентов, пользовавшихся этой услугой на 1 января 2013 года, превысило 6,7 млн. человек.
В декабре 2012 года ПАО Сбербанк сделал важный шаг к увеличению своего присутствия на быстрорастущем рынке интернет-платежей: принято решение объединить инфраструктуру Банка с интернет-технологиями компании Яндекс. ПАО Сбербанк подписал соглашение о приобретении доли 75% минус 1 рубль в компании «Яндекс Деньги».
В 2012 году объем денежных переводов между физическими лицами вырос наполовину. Наиболее динамично развивались переводы с карты на карту в виду их удобства: рост объема переводов за год более чем в 2,5 раза почти до 1 трлн. руб.
В 2013 году произведены изменения по переводам «Блиц» - теперь это продукт «Колибри». Внутренние переводы «Колибри» доработаны для работы в онлайн-режиме: перевод по стране занимает менее 10 минут.
Для удобства клиентов введена возможность устанавливать суточный лимит на сумму Автоплатежей за сотовую связь. 21,5% платежей за сотовую связь проводится с помощью «Автоплатежей». Количество клиентов, пользующихся услугой «Автоплатеж» за сотовую связь, превысило 10,8 млн чел. В целом доля Банка на рынке платежей за сотовую связь превысила 30%.
Банк развивает функционал услуги «Автоплатеж ЖКХ» - увеличилось число организаций, в пользу которых можно подключить сервис. Количество клиентов услуги «Автоплатеж ЖКХ» возросло до 2 млн. чел. Запущена автоматическая оплата кредитов сторонних банков. В ПАО Сбербанк впервые запущен «Автоплатеж» по свободным реквизитам, что позволяет автоматизировать любой регулярный платеж клиента [38].
ПАО Сбербанк стал лидером по приему платежей за услуги ЖКХ, где банк занимает 35% рынка, и за сотовую связь - 39% рынка. Этот результат был, достигнут благодаря активному развитию безналичных платежей через каналы SMS-сервиса «Мобильный банк» и Сбербанк Онлайн. Всего на услугу «Автоплатеж» подписано 19,6 млн. клиентов Сбербанка (+35% за год). Количество подписчиков на услугу «Автоплатеж - Сотовая Связь» достигло 12,9 млн. человек. Услугой «Автоплатеж ЖКХ» пользуются 6,7 млн. человек в более чем 100 городах России.
В 2014 году существенно увеличился объем переводов. Прирост составил 60%, общая сумма переводов за год - 4,3 трлн. руб. Рост обеспечен в основном переводами по картам.
Росту объемов безналичных платежей и переводов способствовало развитие услуг дочерней компании ПАО Сбербанка «Яндекс Деньги». В 2014 году в рамках программы интеграции с «Яндекс Деньги» продолжилось совершенствование платежных решений ПАО Сбербанк, расширение линейки совместных сервисов и охвата клиентской базы. ПАО Сбербанк стал основным каналом пополнения электронных кошельков «Яндекс Деньги» с объемом пополнения более 1 млрд. рублей ежемесячно. Активно развиваются направления дистрибуции цифровых товаров партнеров «Яндекс Деньги» в Сбербанк Онлайн и тиражирование решения «Оплати через Сбербанк» в продуктах «Яндекс Деньги» [38].
ПАО Сбербанк запустил новую технологию, благодаря которой упростился процесс выплаты заработной платы сотрудникам клиентов. Предприятию достаточно предоставить в Банк по системе Сбербанк Бизнес Онлайн реестр - список сотрудников и сумм к выплате. После этого в онлайн-режиме при условии наличия средств на расчетном счете предприятия заработная плата мгновенно зачисляется на карты сотрудников. Процесс полностью автоматизирован, в нем не принимают участие операционные работники Банка, и полностью исключена вероятность операционных ошибок.
По итогам 2012 года доля ПАО Сбербанк на рынке выплаты пенсий увеличилась на 5,3%, впервые превысив планку в 50%, и на 1 января 2013 года составила 51,4%. В 2012 году для получения пенсии через Сбербанк привлечено 3,3 млн. пенсионеров (без учета смертности), из них более 1 млн. через консультационные точки в подразделениях ПФР.
За 2012 год Банк увеличил долю на рынке выплат заработной платы на 5,7 п.п. и превысил отметку в 37%. Более 28 млн. физических лиц регулярно получают заработную плату на карты Банка.
Количество работающих зарплатных карт за 2013 год возросло на 1,9 млн. до 21,1 млн шт. Объем перечислений заработной платы вырос на 28% до 6 273 млрд руб.
Число пенсионеров, получающих социальную пенсию через ПАО Сбербанк, увеличилось. Одновременно возросла доля пенсионеров, получающих пенсию через ПАО Сбербанк.
2.3Анализ системы безналичных расчетов с использованием банковских карт
Рост доли непроцентных доходов - одна из стратегических целей ПАО Сбербанк.
Наконец 2014 года доля чистых непроцентных доходов в Операционном доходе до резервов розничного бизнеса составила 22,5%.
Основным фактором роста непроцентных доходов в розничном бизнесе являются операции с банковскими картами, эквайринг, платежи и переводы.
Рост эмиссии банковских карт существенно ускорил рост объемов операций по карточным счетам.
Таблица 15. Количество банковских карт, эмитированных ПАО Сбербанк и объем операций по картам за 2012-2014 гг.
Показатель2012 г.2013 г.2014 г.Отклонение 2013 от 2012Отклонение 2014 от 2013сумма%сумма%Дебетовые карты, млн. шт.72,480,587,38,110,06,87,8Кредитные карты, млн. шт.10,312,114,61,814,82,517,1Итого действующих карт сбербанка, млн. шт.82,792,6101,99,910,79,39,1Объем операций по картам, млрд. руб.12005,016511,022064,04506,027,35553,025,2
Проанализировав таблицу 15, за 2014 год рост эмиссии банковских карт вырос на 9%, а оборот по операциям с картами вырос больше, чем на треть. Доля безналичных операций в общем объеме оборотов по картам стабильно растет, и увеличилась в 2014 году с 19,5% до 23,8%.
По показателю количества выпущенных карт ПАО Сбербанк занимает первое место в Европе.
В 2013 году Сбербанк представил новые премиальные карты в рамках тарифного плана «Премьер»: Visa Platinum PayWave и World MasterCard Black Edition Paypass [14, c. 185].
С июля 2013 года кредитный лимит по кредитным картам устанавливается во время их выдачи. Клиенты могут получить карту и сразу совершить первую операцию. Карту можно оформить по паспорту и еще одному документу, а получить в любом офисе вне зависимости от места заказа. Карту можно заказать и через Сбербанк Онлайн и затем прийти за ней в отделение.
В 2014 году был запущен выпуск банковских карт российской платежной системы «Универсальная электронная карта» (ПРО100) по всей территории России; объем выпуска к концу года превысил 50 тысяч карт. Карты ПРО100 выпускаются в категориях «Личная» и «Зарплатная» и принимаются во всей эквайринговой сети ПАО Сбербанк, а также инфраструктуре банков, участвующих в Платежной системе «УЭК».
Таблица 16. Количество активных торгово-сервисных точек и оборот в эквайринговой торговой сети ПАО Сбербанк за 2012-2014 гг.
Показатель2012 г.2013 г.2014 г.Количество активных торгово-сервисных точек, тыс. шт.219316446Оборот в эквайринговой торговой сети, млрд. руб.92014921987
Как видно из таблицы 16, количество активных торгово-сервисных точек, привлеченных на эквайринговой обслуживание, за 2014 год увеличилось на 130 тысяч до 446,1 тысяч.
Общий комиссионный доход Сбербанка от услуг торгового эквайринга за 2014 год увеличился до 30,4 млрд. рублей (+43% к 2013 году). При этом доля ПАО Сбербанк на рынке эквайринга выросла на 3,2 процентных пунктов до 46,4%.
Годовой оборот по банковским картам в сети интернет увеличился с 17 млрд. руб. до 47 млрд. руб., а общее количество клиентов, пользующихся услугой интернет-эквайринг ПАО Сбербанк составило более 750 организаций.
В 2012 году Банком внедрена технология offline-оплаты в скоростных поездах «Сапсан», позволяющая проводить обслуживание банковских карт во время движения поезда в условиях отсутствия постоянной связи, запущены эквайринг бесконтактных карт MasterCard PayPass и Visa payWave и пилотный проект по применению технологии захвата подписи (замена бумажного чека на цифровую подпись).
В 2013 году банк продолжил развитие сети, принимающей бесконтактные карты MasterCard payPass и Visa payWave. В точках торговли и сервиса их принимают 433 тыс. терминала.
Совместно с ГУП «Московский метрополитен» Сбербанк реализовал пилотный проект по приему бесконтактных карт Visa PayWave и MasterCard PayPass в оплату билетов в киосках метро. 64 автомата по продаже билетов установлены на 10 станциях московского метро; в планах - оснащение автоматами всех станций столичной подземки [38].
В сотрудничестве с ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и компанией ООО «АСПАРК» Сбербанк приступил к приему банковских карт в парковочных автоматах Москвы. 350 автоматов, эквайринговое обслуживание которых осуществляет ПАО Сбербанк, установлены в пределах Садового кольца. В них можно оплатить парковку банковскими картами Visa и MasterCard с магнитной полосой и микропроцессором, а также бесконтактными картами Visa payWave / MasterCard PayPass.
В июле 2013 года на Большой Ледовой Арене Олимпийского парка Сочи впервые в России запущен прием карт на торговом аппарате самообслуживания, работающем без кассира. Всего на олимпийских объектах размещено более 150 таких устройств.
Банк успешно усвоил инновационную технологию мобильного эквайринга, которая позволяет проводить оплату товаров и услуг с помощью карт с магнитной полосой или чиповых карт с использованием мобильного телефона, как официальный эквайер Олимпиады 2014 года. ПАО Сбербанк в сотрудничестве с Оргкомитетом Сочи-2014 и билетным оператором Олимпийских Игр организовал оплату билетов на игры банковскими картами. Банк также обеспечивал эквайринг по обмену болельщиками приобретенных билетов на олимпийские мероприятия.
С июля 2013 года все новые карты Visa и MasterCard ПАО Сбербанк оборудованы чипом, что значительно повышает уровень безопасности хранящихся на карте данных и является действенным методом борьбы со мошенничеством. Карты с чипом обладают большей степенью защиты по сравнению с картами, содержащими только магнитную полосу: все операции требуют ввод ПИН-кода, информацию с чипа нельзя скопировать. Кроме того, вся сеть устройств самообслуживания и торгово-сервисных точек ПАО Сбербанк оборудована под прием чипов, что позволяет проводить операции именно по чипу, а не по магнитной полосе, которая остается на карте по требованиям платежных систем.
По всей сети выпускаются карты без ПИН-конвертов: в момент получения карты в отделении клиент может сам подобрать ПИН-код, который ему проще запомнить. Ранее эта технология использовалась для карт моментальной выдачи, теперь - для всех карт.
ПАО Сбербанком успешно запущен пилотный проект «Кампусная карта» в Марийском государственном университете. Студенты получили многофункциональную карту, которая является ключом к управлению банковским счетом и интегрируется в инфраструктуру университета: пропуск, зачетная книжка, доступ в электронную библиотеку [38].
ПАО Сбербанк намерен принять участие в эмиссии и эквайринге банковских карт платежной системы «Мир», оператором которой выступает дочерняя ЦБ РФ компания «Национальная система платежных карт» (НСПК)
В 2016 году ПАО Сбербанк запустит проект для начала эмиссии собственных карт «Мир» и их обслуживания в банкоматах и эквайринговой сети.
С 2010 года ПАО Сбербанк активно развивал собственный платежный проект ПРО100 - платежное приложение, используемое в рамках проекта «Универсальная электронная карта» (УЭК). Однако позже зампред правления ПАО Сбербанк Максим Полетаев сообщил, что перспектив развития проекта, утратившего актуальность в связи с запуском Национальной системы платежных карт, в банке не видят и намерены выйти из него.
Инновации смс-информирование клиента о выпуске карты на его имя, что позволяет значительно снизить риск несанкционированного выпуска банковских карт.
Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала.
В случае, если реестр платежей или электронный журнал поступают в кредитную организацию - эмитент до дня, предшествующего дню списания или зачисления денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации - эмитента открытого в кредитной организации, осуществляющей взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием платежных карт или дню поступления денежных средств, вносимых для расчетов с использованием предоплаченной карты, то расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, являются незавершенными до указанного момента со дня поступления реестра платежей или электронного журнала.
Внедрение платежных карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» ПАО Сбербанк. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и банку, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для ПАО Сбербанк - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажноденежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.
Только развитие инфраструктуры создаст предпосылки дальнейшего развития на рынке. Сегодня ПАО Сбербанк лидер по количеству обслуживающих банкоматов, и можно рекомендовать далее работать над развитием безналичных расчетов с использованием банковских карт, а именно устанавливать банкоматы на территории предприятий с достаточно большой численностью работающих либо вблизи открыть свое отделение. Также рекомендуется установить электронные терминалы в ближайших магазинах, и в других местах, где люди ведут свою активную жизнь. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране конечно отличается от ситуации, сложившейся в развитых странах. Безналичные расчеты для таких стран - это норма. В России же многие люди еще доверяют только наличным деньгам. ПАО Сбербанк как крупнейший банк страны выбрал правильный ориентир в развитии банковских пластиковых карт в России, через доступность и удобство для каждого человека.
Можно сделать вывод, что в настоящее время ПАО Сбербанк является крупнейшим банком Российской Федерации и Центральной и Восточной Европы, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России и входит в число крупнейших по капитализации банков мира.
Международные рейтинги ПАО Сбербанк отражают авторитет банка в мировом банковском сообществ, как одного из наиболее динамично и разносторонне развивающихся российских банков.
Анализ финансового состояния ПАО Сбербанк показал его надежность и конкурентоспособность на финансовом рынке, об этом свидетельствуют ключевые финансовые показатели.
По объему снятия наличных денежных средств держателями карт в банкоматах ПАО Сбербанк остается абсолютным лидером на рынке банковских карт.
Все эти достижения давно вывели ПАО Сбербанк в лидеры среди Российских банков, а также твердо закрепили его позиции на мировой арене.
3.Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов в ПАО Сбербанк
3.1Проблемы и пути совершенствования организации безналичных расчетов в ПАО Сбербанк
ПАО Сбербанк является крупнейшим банком Российской Федерации, а также одной из крупнейших системообразующих компаний страны. Анализ работы банка за исследуемый выявил ряд проблемных областей, без преодоления которых нельзя говорить о совершенствовании организации безналичных расчетов. Основные проблемы ПАО Сбербанк представлены в таблице 17.
Таблица 17. Проблемные области безналичных расчетов ПАО Сбербанк
Проблемная областьПути решенияНеобходимость повышения эффективности использования клиентской базы и знаний о клиентах.- сбор и хранение информации о клиентах, с использованием современных инструментов анализа клиентских данных; - использование собранной информации для формирования адресного предложения каждому клиенту; - повышение качества организации работы с клиентами; - развития навыков продаж; - формирования эффективной менеджмента;Недостаточная надежность и масштабируемость процессов и систем. Сложная, неоднородная ИТ-архитектура может стать причиной повторяющихся сбоев в обслуживании клиентов.- сокращения сроков между разработкой продукта и его выходом на рынок - своевременное реагирование на быстро меняющуюся потребность клиентов. - повышение надежности банкаНедостаточная зрелость управленческих систем и процессов- развитие системы управленческой отчетности; - развитие системы управления процессами, ресурсным планированием; - модернизация системы управления; - развитие корпоративной культурой.Недоиспользование резервов системы управления расходами- реализация цели в области повышения финансовой эффективности работы; - проведение факторного анализа расходов организации; - использование возможностей для более эффективного управления затратами.
В экономической литературе все проблемы в этой области принято делить на 4 группы: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим проблемы организации безналичных расчетов в ПАО Сбербанк по указанным выше группам.
К психологическим проблемам относятся, прежде всего, слабая защищенность от мошенничества пластиковых карт ПАО Сбербанка. В результате плательщику чисто психологически надежнее всего иметь кошелек со средствами, а не платежную карту. Существует так же психологическая проблема, связанная с использованием интернета для организации безналичных расчетов. Встречаются две крайние точки зрения, первая из них: «Интернет - это опасно, и он не нужен». Вторая противоположна: «Интернет - это перспективно, и нужно развивать Интернет-бизнес чего бы нам это ни стоило». Все эти выражения свойственны людям, которые впервые начинают пользоваться с интернетом. Отрицание целесообразно для тех, кто еще не представляет толком, что же такое эта сеть. Последствием первого из затруднений является технологическое отставание банка, а результатом второго - расходование значительных средств без видимой отдачи. Есть единственный верный способ, позволяющий выработать более профессиональное отношение к Интернету, - нужно просто продолжать его освоение, сначала изучая, затем стараясь создать и что-то свое.
Кадровые проблемы - это проблемы связанные с качеством и оперативностью решения любой задачи, напрямую зависящий от квалификации специалистов. Нехватка менеджеров-консультантов, которые на сегодняшний день, к сожалению, не во всех отделениях банка консультируют и предлагают клиентам помощь в подключении к услуге «Сбербанк Онлайн». Благодаря квалифицированным менеджерам-консультантам можно увеличить базу пользователей системы, если они поставят перед собой основную задачу: которых будут являться - подробное разъяснение клиентам порядка пользования интернет-банкингом, демонстрация проведения операций. Менеджеры обязаны доступно донести до населения эту информацию, так как большинство населения считает данную услугу сложной, ненадежной и бессмысленной. Важным финансовым аспектом интернет-банкинга является то, что от участника системы электронных расчетов, как правило, требуется резервировать некоторую денежную сумму. Так, в случае межбанковских расчетов зарезервированные средства это остатки на корреспондентских счетах, для клиентов банка - это лимиты остатков на счетах. Для удобства онлайновых расчетов часть средств приходится исключать из активного обращения.
К финансовым, можно отнести проблемы рентабельности и стоимости организации безналичных расчетов.
Основной проблемой безналичных расчетов является большой объем документооборота. ПАО Сбербанк снижает операционные издержки, уменьшает бумажный документооборот, привлекает новых клиентов, упрощает управление безналичными расчетами с помощью применения электронных денег. Целью организации являются увеличение количества банковских автоматов, магнитных карточек, терминалы электронных платежей [16].
К числу технических проблем относятся то, что не все расчетно-кассовые центры заменили устаревшую и низко производительную технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвязей и формированию единой сети, это приводит к задержке расчетов с предприятиями. Представив в ПАО Сбербанк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской о приеме поручения и печатью банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. ПАО Сбербанк ведет расчеты через расчетно-кассовые центры, такие бухгалтерские проводки лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются расчетно-кассовыми центрами и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств в корреспондентского счета ПАО Сбербанк. В документообороте иногда происходят заминки. Иногда ПАО Сбербанк задерживает платежные поручения на стадии передачи их в расчетно-кассовый центр и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И, наоборот, поступившие через расчетно-кассовый центр на счет предприятия средства, ПАО Сбербанк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. У клиента нет возможности определить, когда его средства поступили из расчетно-кассового центра в банк, а когда на его расчетный счет. Проблема состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах. Следовательно, необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей.
Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.
ПАО Сбербанк, необходимо работать над внедрением передовых технологией, стремиться перенять международный опыт безналичных расчетов. В частности изучить организацию работы созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки передачи, хранения и контроля информации. Так же необходимо использовать международный опыт по обеспечению безопасности информации и увеличивать долю безналичных, вытеснения из платежного оборота не только наличные деньги, но и чеки.
В ПАО Сбербанк широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности должны стать одной из главных задач для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.
В ПАО Сбербанк роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок и выполнения, принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара и денег, объединяющего всю банковскую систему.
Для ПАО Сбербанк безналичные расчеты - это один из главных участков деятельности, во многом обеспечивающий эффективность работы организации, так как наибольший удельный вес в общей сумме доходов ПАО Сбербанк составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентов.
Первое направление должно проводится под девизом: «С клиентом на всю жизнь». Основной задачей ПАО Сбербанк по реализации этого направления является необходимость строить доверительные отношения с клиентами. Сегодня ПАО Сбербанк клиенты не очень доверяют, т.к. не дается полная информация, недостаточный уровень подготовки менеджеров, не даются конкретные советы каждому из клиентов с учетом его потребностей. Если банк будет работать над проблемами клиентов, тогда намеченные стратегии будут выполнены. И в будущем банк достигнет запланированных результатов по привлечению клиентов, увеличению количества услуг. Необходимо создать систему оценки качества, такая система поможет банку получать обратную связь от клиентов, на основе чего банк будет понимать, что и в какой области нужно изменить [13, c. 20].
Необходимо развивать цифровые продукты и технологии, чтобы клиенты могли пользоваться услугами банка в любое время и в любом месте. ПАО Сбербанк должен развиваться в таком направлении, чтобы клиентам было просто и удобно обслуживаться в банке и они могли рекомендовать ПАО Сбербанк своим друзьям и знакомым.
Второе направление, совершенствования безналичных расчетов в ПАО Сбербанк можно назвать коротко: «Команда и культура». ПАО Сбербанк должен стремиться к тому, чтобы рос уровень профессионализма работников, и чтобы сотрудники, выслушав клиента, смогли предложить ему удобный, приемлемый алгоритм расчетов, а не заставлять клиентов вникать самим в технологические процессы. ПАО Сбербанк должен стать хорошим советником для клиентов. Для решения этой задачи необходимо:
прислушиваться к мнению клиентов по вопросам организации безналичных расчетов;
сделать безналичные расчеты понятными и удобными для клиента;
создать систему качества, результативности.
Третьим направлением совершенствования безналичных расчетов в ПАО Сбербанк должно стать обеспечение технологического прорыва В этой области ПАО Сбербанк необходимо сделать расчеты гибкими, эффективными по затратам, совершенствовать автоматизированную банковскую систему, обеспечить защиту и безопасность базы данных, т.к. в настоящее время участились проблемы мошенничества. Поэтому необходимо создать такую защиту, что бы клиенты могли полностью доверять банку, люди должны быть уверенны в том, что их денежные средства будут защищены от кражи мошенников.
Четвертым направлением совершенствования безналичных расчетов на наш взгляд является обеспечение финансовой результативности. Финансовый результат должен достигаться не за счет увеличения доходов на обслуживание банковских счетов, комиссионных сборов, а за счет совершенствования системы управления расходами и доходами. К сожалению, в ПАО Сбербанк стремительно растут доходы от открытия счетов и кассового обслуживания за счет роста тарифов.
С каждым годом все больше доходов банк получает от открытия счетов и кассовое обслуживание клиентов, можно сделать вывод, что в дальнейшем доходы будут увеличиваться. Если динамику за исследуемый период с 2012 по 2014 г. распространить на 2015 г., то доходы от этих операций возрастут с 241 598,7 млн. руб. до 251 017,8 млн. руб.
Необходимо научиться более совершенно планировать уровень затрат банка, нельзя увеличивать доходы за счет комиссионных банка, потому что чем больше комиссия, тем меньше будет у банка клиентов.
Как показывает рисунок, сумма комиссионных сборов так же имеет тенденцию к росту. Методом экстраполяции рядов динамики определен прогноз суммы доходов от комиссионных сборов в 2015 г. в сумме 53 342,7 млн. руб.
Пятым направлением в области совершенствования организации безналичных расчетов можно считать обеспечение достижения стратегического направления банка под названием: «Зрелая организация». В рамках этого направления банк должен сформировать такие алгоритмы безналичных расчетов, которые бы устраивали всех клиентов.
Современные тенденции развития безналичных расчетов в ПАО Сбербанк обусловлены интенсивным развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструментов, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного обращения, на основе использования так называемой безбумажной технологии, важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем.
В ПАО Сбербанк уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. В настоящее время ее обороты нельзя назвать очень большими, поэтому необходимо более интенсивно в перспективе развивать эту услугу банка. Интернет-банкинг является наиболее совершенным и перспективным воплощением технологии «домашний интернет». Интернет-банкинг не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом, он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В ПАО Сбербанк подобные услуги оказывают всем клиентам физическим и юридическим лицам. ПАО Сбербанк позволяет клиентам получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другой банк, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь. Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности, согласно которой многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.
Созданные зоны самообслуживания позволяют снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием.
Со стороны управления ПАО Сбербанка, должен быть обеспечен эффективный и постоянный контроль за функционированием системы безналичных расчетов по розничным платежам, направленный на формирование заинтересованности и укрепление доверия к национальной валюте.
С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования безналичных расчетов, необходимо осуществлять своевременную и качественную работу по совершенствованию безналичной системы в ПАО Сбербанке.
3.2Совершенствование организации безналичных расчетов с помощью банковских карт в ПАО Сбербанк
Развитие системы безналичных расчетов находит государственную поддержку. Ведь именно государство более чем кто либо заинтересовано в широком привлечении средств населения в банк, сокращении наличной денежной массы в стране и затрат на ее поддержание. Поэтому, правительство нашей страны заинтересовано в развитии платежной системы.
В период введения США санкций против России отдельные международные платёжные системы, работающие на финансовом рынке России, подключились к этим санкциям, заблокировав с марта 2014 года работу карт банка «Россия» и СМП-банка, что показало уязвимость нашей банковской системы. Поэтому, встал вопрос о создании в стране национальной системы платёжных карт, независимой от состояния международных отношений. Такая системы создана и ПАО Сбербанк подключился к этой системе.
Создана карта «Мир», которая планируется к приёму на всей территории России, по ней можно будет совершать привычные платёжные операции (снимать наличные, оплачивать покупки в торговых сетях и интернете, осуществлять бесконтактные и мобильные платежи…). А в дальнейшем планируется её продвижение и в международных платежах.
В 2016 году ПАО Сбербанк планирует запустить проект для начала эмиссии собственных карт «Мир» и их обслуживания в банкоматах и эквайринговой сети.
Несмотря на значительный количественный рост показателей, характеризующих развитие безналичных расчетов с использованием банковских карт (количество карт, оборот и т.п.), нельзя не отметить и негативные тенденции.
По-прежнему держатели карт отдают предпочтение операциям по снятию наличных безналичным платежам в торгово-сервисной сети. Это обусловлено, прежде всего недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские карты, а также привычкой населения рассчитываться наличными. Сдерживающим фактором развития безналичных расчетов с использованием карт, в сфере розничных платежей являются различия в технологических платформах платежных систем, функционирующих на территории Российской Федерации. Это препятствует формированию единой инфраструктуры, обеспечивающей взаимный прием и обслуживание карт банков - участников различных платежных систем. Отсутствие технического взаимодействия между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в границах области (района, города), но и к удорожанию инфраструктуры, обслуживающей розничный платежный оборот.
Одним из самых существенных факторов, негативно влияющих на развитие безналичных расчетов с использованием карт, является мошенничество. Чаще всего банки сталкиваются с интернет-мошенничеством. Делая покупку через Интернет, держатель карты не подозревает, что номером его карты могут воспользоваться мошенники. Для этого им достаточно подсмотреть и запомнить реквизиты карты: номер, срок действия, имя и фамилию держателя, а также трехзначный код, указанный на оборотной стороне карты, на том месте, где должна стоять подпись держателя. Есть несколько способов, при помощи которых преступники получают доступ к реквизитам банковских карт - номеру, сроку действия, имени владельца, PIN-коду и CVV2-коду.
К факторам, влияющим на уровень мошенничества, можно отнести низкий уровень обучения кассиров предприятий торговли (услуг), принимающих к оплате карты.
Год за годом совершенствуются методики похищения денег из банкоматов, производители придумывают решения этих проблем, сегодня банки начали серьезно задумываться об их предотвращении. Задачи банков по сохранности по-прежнему делятся на две основные категории:
физическая защита собственно корпуса с купюрными кассетами внутри;
защита интеллектуальной составляющей, то есть программного обеспечения, клиентских карт от разнообразных форм подделки и хищения средств и пр.
Для повышения безопасности безналичных расчетов ПАО Сбербанк следует провести следующие предложения.
Лидером по надежности среди систем безопасности, безусловно, остается видеонаблюдение за банкоматом.
Дальнейшая борьба и максимальное искоренение преступлений против сохранности банкоматов и платежных карт - это даже не проблема производителей банкоматов, хотя роль их нововведений в сфере безопасности трудно переоценить.
Должна активизироваться работа самих банков по замене стандартных магнитных карт на чиповые.
Направлением совершенствования безналичных расчетов является улучшение интерфейса программного обеспечения, необходимого для совершения безналичных платежей. Страхование платежных карт представляет собой отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением пластиковыми картами. Страхование пластиковых карт имеет свою специфику и может быть отнесено, согласно классификации, приведенной в действующей редакции закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», к страхованию имущества юридических лиц и к страхованию финансовых рисков
Комплексность рассматриваемого вида страхования обусловлена, главным образом, наличием двух групп рисков, на случай наступления которых проводится страхование. Первая группа содержит имущественные риски, включающие утрату карточки по причине:
утери держателем;
хищения вследствие противоправных действий третьих лиц: кражи, грабежа, разбоя;
случайных механических, термических повреждений, размагничивания и т.п.;
неисправной работы банкомата.
Вторую группу составляют финансовые риски, выражающиеся в неприведенных расходах в связи с несанкционированным использованием карточки после ее утери или хищения, наступивших в результате:
получения третьими лицами наличных денег из банкомата после ввода ПИН-кода держателя карточки, когда держатель карты в результате насилия или под угрозой такого насилия в отношении себя или своих близких вынужден сообщить третьим лицам ПИН своей карты;
оплаты третьими лицами товаров и услуг в торгово-сервисной сети.
Страхователями при страховании держателей выступают физические и юридические лица, получающие банковские карты для расчетных операций, производимых в пределах, внесенных на счет средств или в размере кредитного лимита сверх внесенных средств.
Страхованию подлежат карты различных видов, различного назначения, различных платежных систем и различных категорий.
Размер страховой суммы по страхованию держателей платежных карт зависит от перечня выбранных страховых рисков и вида карты. По программе страхования от имущественных рисков страховая сумма устанавливается в размере платы за пере выпуск банковской карты, в связи с ее утратой или хищением, в соответствии с тарифами. По программе страхования от финансовых рисков страховая сумма определяется в размере согласованных со страхователем лимитов ответственности, исходя из предполагаемой суммы убытков, которые он может понести при наступлении страхового случая.
С точки зрения страховщиков основными препятствиями для расширения страхования платежных карт является высокий уровень мошенничества со стороны держателей карт [33].
Другие банки предлагающие услуги на Липецком рынке банковских карт, предлагают очень удобные условия страхования. При этом сумма страховки остается в пределах разумного и это привлекает клиентов. В частности предлагается возмещение сумм поступивших на платежную карту, если в течение 3-х дней деньги со счета карты будут списаны в результате мошенничества.
Моё видение по совершенствованию безналичных расчетов в том, что наличные деньги совсем уйдут из оборота. Намного удобней расплачиваться везде и всегда платежной картой.
Плюсы использования платежных карт заключаются:
электронные деньги не смогут подделывать. В последнее время наблюдается очень много поддельных наличных денежных средств;
безопасность. Безопасней хранить деньги на карте, а не в кошельке. Пластиковая карта при возникновении факта утери или хищения позволит держателю блокировать ее использование, тем самым обеспечивая сохранность наличествующих финансов. Далее любой банк всегда восстановит украденную либо нечаянно потерянную персональную пластиковую карту;
практичность и удобность. Удобней носить с собой карту, а не целый кошелек мелочи. Не нужно искать определенной суммы в кошельке, а достаточно простой предоставить карту, ввести ПИН-код и нужная сумма автоматически спишется с карты.
В ПАО Сбербанк существует много различных карт, но нет такой, кредитной, которая подошла бы большинству клиентам банка. Ниже представлена таблица с описанием предлагаемой карты которую, можно назвать «Всем и каждому».
Таблица 18. Кредитная карта «Всем и каждому»
Название картыВсем и каждомуВалютарублиПлатежная системаMasterCardЛьготный период100 днейЗащита чипомдаГодовое обслуживание0 руб.Выпуск дополнительных картдаСрок действия карты5 летКредитный лимит100 тыс. руб.Процентная ставка15%
Выбрана система MasterCard так как, это международная платёжная система, представленная в 210 странах мира. С помощью неё можно совершать безналичные расчеты, оплачивать покупки в интернете, переводить денежные средства. Это обеспечивает пользователям безопасную работу в любой точке мира.
Выгода для клиента в том что, при расчете этой картой 1% от суммы покупки возвращается обратно на карту. Выгода для ПАО Сбербанк состоит в том, что все больше клиентов будут пользоваться картами ПАО Сбербанка на выгодных условиях, это приведет к переводу на безналичный расчет, что сократит расходы банка на содержание филиалов.
Для улучшения процесса работы с платежными картами возможно проведение следующего ряда мероприятий: совершенствование способов обслуживания клиентов, предоставление выгодных условий приобретения платежных карт, увеличение числа организаций, сотрудничающих с платежной системой, повышение заинтересованности клиентов банка в использовании платежных карт, разработка программ по уменьшению мошенничества с платежными картами.
Можно сделать вывод, что платежные карты - самая перспективная форма безналичных расчетов, но они, как и другие виды безналичных расчетов имеют большой ряд проблем связанных с их применением. Проблемы обусловлены недоверием со стороны клиентов к электронным расчетам и их сложностью, несмотря на это системы электронных расчетов развиваются очень большими темпами, это связанно с быстрым развитием интернета. Применение интернета дает банку возможность усовершенствовать работу электронных систем обслуживания клиентов, предоставляя клиенту дополнительные удобства в управлении своим счетом для проведения операции, клиенту достаточно нажать на соответствующую клавишу.
ПАО Сбербанк использует не все возможности, которые дает система безналичных расчетов и использование платежных карт. В настоящее время очень востребованы на Липецком рынке банковских карт платежные карты банка «Русский Стандарт» и «Альфа-Банк» которые постоянно меняют условия пользования этими картами и создают дополнительные удобства для клиентов, предоставляют различного рода скидки. Например, в «Альфа-Банк» льготный период кредитной карты составляет 100 дней, и беспроцентный период распространяется на снятие наличных без комиссии.
Заключение
В первой главе были рассмотрены теоретические основы организации безналичных расчетов, сущность и принципы безналичных расчетов, формы и способы организации безналичных расчетов.
Было выяснено, что безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляются без использования наличных денег, путем перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях.
Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость.
Изучены формы безналичных расчетов, которые можно подразделить на основные: аккредитив, чек, платежное требование.
Рассмотрены безналичные расчеты с использованием банковских карт, платежные карты классифицируются по разным критериям на целый ряд видов.
В теоретической части были сделаны выводы о том, что банковские карты представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями. Внедрением нового экономического института благотворно сказывается на развитии банковского дела в стране. Преимущества, связанные с использованием платежных карт, очевидны. Это, в первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений.
Во второй главе объектом исследования выступал ПАО Сбербанк, на примере которого исследовались безналичные расчеты.
Был произведен анализ финансового состояния банка и рассмотрена динамика прибыльности банка.
В ходе проведенного анализа финансового состояния банка было выявлено, что динамика ключевых показателей баланса изменилась.
Произошел рост активов, что является положительным моментом и говорит о том, что банк обладает достаточно большим количеством денежных средств, которые он может разместить с целью получения прибыли. Данный рост обусловлен ростом величины обязательных резервов банка, чистых вложений в ценные бумаги, средств кредитных организаций и прочих активов.
Возросли и обязательства ПАО Сбербанка, это связано с тем, что произошел рост безналичных расчетов, безналичных переводов, вкладов физических лиц, прочих обязательств. Привлекательные условия для платежной карты привлекли клиентов, что привело к росту средств клиентов в банке.
Наибольшую долю в структуре активов банка занимает чистая ссудная задолженность, чистые вложения в ценные бумаги занимают 10% актива баланса банка, что свидетельствует о высокой инвестиционной активности банка
При рассмотрении динамики показателей прибыльности банка было выявлено, что произошел рост чистых процентных доходов, это обусловлено превышением процентных доходов над процентными расходами.
Проанализировав динамику обязательных нормативов банка, было выявлено, что достаточность собственных средств банка превышают нормативное значение, это обусловлено ростом величины капитала банка.
В динамике показателей мгновенной и текущей ликвидности так же наблюдается превышение над нормативами, что говорит о достаточности у банка текущих активов для покрытия своих краткосрочных обязательств.
Высокие показатели обязательных нормативов говорят о устойчивой финансовой системе банка.
Произведя анализ безналичных платежей, было выявлено, что наибольшая часть платежей поступила электронным способом, основным из которого являлись поступления через систему интернет.
Наибольшая доля платежей, как в количественном, так и в суммарном выражении поступило от клиентов - юридических лиц.
Рассмотрена и проанализирована организация безналичных ПАО Сбербанк. Выявлено, что банк использует основные формы расчетов: аккредитив, чек, платежное требование, платежные карты.
Проанализировав деятельность банка, и изучив организацию безналичных расчетов, были выявлены проблемы и предложены пути их решения. С целью привлечения клиентов банк должен работать над тарифами по обслуживанию счетов и кассовому обслуживанию, так как это способствует росту клиентской базы. Банку не следует увеличивать доходы за счет комиссионных сборов, потому что чем больше комиссия, тем меньше будет у банка клиентов. Предложено так же внедрение новой карты на выгодных условиях: увеличение лимита, срока погашения, перечисления 1% от суммы.
Для совершенствования организации безналичных расчетов с платежными картами можно привести ряда мероприятий: совершенствование способов обслуживания клиентов, предоставление выгодных условий приобретения платежных карт, увеличение числа организаций, сотрудничающих с платежной системой, повышение заинтересованности клиентов банка в использовании платежных карт, разработка программ по уменьшению мошенничества с платежными картами.
Развитие и внедрение предложенных мероприятий по организации безналичных расчетов позволит банку увеличить их объем, а так же сроки использования, а также увеличить свою прибыль.
Все предложенные мероприятия реальны и экономически эффективны, они могут быть использованы в ПАО Сбербанк.
Проделанная работа дает возможность понять, что выбранная тема является актуальной, так как изучение организации безналичных расчетов показывает, что безналичные расчеты являются перспективным и развивающимся направлением в ПАО Сбербанк.
Таким образом, поставленная цель выпускной квалифицированной работы была достигнута, а задачи решены.
Список использованных источников
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2): фед. закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.).
О банках и банковской деятельности: фед. закон от 02.12.1990 г. №395-1 (ред. от 03.12.2012 г.).
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): фед. закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.).
О национальной платежной системе: фед. закон от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ;
О правилах осуществления переводов денежных средств: положение Банка России от 19.06.2012 г. №383-П.
О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России: положение Банка России от 12 марта 1998 г. №20-П
Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт: положение Банка России от 24.12.2004 г. №226-П
О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: положение Банка России от 16.07.2012 г. №385-ТТ.
Антонов Н.Г., М.А. Пессель Денежное обращение, кредит и банки:
М.: АО «Финстатинформ», 2012. -348 с.
Арская Е.В., Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учебное пособие /Е.В. Арская. - М.: Дашков и К, 2012. - 392 с.
Бакирь М.Я. Кредитная работа в банке: методология и учет.
М.Я. Бакирь. - М.: Кнорус, 2012. - 134 с.
Березина М.П. Безналичные расчеты в России: особенности организации и направления совершенствования // Финансы и Кредит, - 2013. - №5. - С. 24.
Булатов М.А. Совершенствование безналичных расчетов // Бухгалтерия и банки. 2014. - №4.-С. 28
Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский А.Ю. и др. Пластиковые карты. - М.: «БДЦ-пресс», 2013. - 285 с.
Гвелесиани Т.В. Бухгалтерский учет и отчетность в банках: учебное пособие /Т.В. Гвелесиани. - М.: Форум, 2012. - 336 с.
Девятаева Н.В. Проблемы совершенствования системы безналичных расчетов в России/ Н.В. Девятаева // Деньги и кредит. - 2011. - №9. - С. 3-11
Девятловский В.Н. Принципы организации безналичных расчетов/ В.Н. Девятловский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. - №12. - С. 107-109
Ефимова Л.Г. Банковские сделки. Комментарии законодательства и арбитражной практики. М.: Экономика, 2012.С. 72
3 агвоздкин С.Ю. Новые технологии в банковской сфере // Банковские технологии. - 2013. - №3. - С. 27.
Золотова Е.Д. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках: учеб. пособие./ Е.Д. Золотова. - М.: Финансы и статистика, 2012 -208 с.
Ивасенко А.Г, Безналичные расчеты: состояние, проблемы и перспектвы: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. -286 с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: М.: Финансы и статистика, 2013. - 559 с.
Колесников А.А. Банковское дело: М.: изд. «Финансы и статистика», 2014. - 362 с.
Лаврушин О.И. Банковское дело: М.: изд. «Финансы и статистика», 2012. - 286 с.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: М.: изд. «Финансы и статистика», 2013. -312с
Мерцалова А.И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: учебное пособие /А.И. Мерцалова. - М.: Инфра-М, 2012. - 415 с.
Никулина И.А. Расчетное правоотношение как институт финансового права/ И.А. Никулина // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: С.ГАП. - 2012- №3 - С. 84-90
Образцов М.В. Цели и методы за платежными документами / Деньги и Кредит. 2014. - №1.-С. 15.
Парфенов К.Г. Банковский учет и операционная техника в коммерческих банках: - М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 2013. - 289 с.
Савинская Н.А., Национальная платежная система России: проблемы и перспективы развития /под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра окон, наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 131
Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: М.: изд. «Банки и биржи», 2012. - 402 с.
ТамаровМ. А. Наблюдение как задача Центрального Банка по совершенствованию и развитию платежных систем/ М.А. Тамаров // Финансы и кредит. - 2014. - №2. - С, 15-25
Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: учебное пособие. М.: изд-во Эксмо, 2012. - 272.с.
Трачук А.В. Перспективы развития безналичных розничных платежей/ А.В. Трачук // Финансы и кредит. - 2014. - №7. - С. 24-32
Тагирбеков К.Р. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник. - М.: Издательство «Весь Мир», 2012. - 848 с.
Чураков М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчетов/ М.С. Чураков // Банковское право. -2013. - №2. - С. 25-30
Чураков М.С. К вопросу о состоянии и правовых проблемах совершенствования расчетно-платежной системы России / М.С. Чураков // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». - 2014. - №2. - С. 115-122