Анализ страхов молодых родителей перед школьным обучением детей
МДОУ
«Детский сад №23»
Анализ
страхов молодых родителей перед школьным обучением детей
А.С. Данилова,
педагог-психолог
г.
Ярославля
В современном мире развитие детей происходит все
быстрее и во многом определяется воспитательным потенциалом семьи. Одновременно
с этим растут и требования, предъявляемые обществом к ребенку и его семье. На
разных жизненных этапах семья вынуждена приспосабливаться к новым условиям,
овладевать ранее неизвестными социальными ролями и функциями, вырабатывать
новые модели поведения. Находясь на старте обучения ребенка в школе, семья
несет на себе колоссальную нагрузку, поэтому вопрос подготовки ребенка и
родителей к новому этапу жизни является остроактуальным. школьник родитель психологический
Анализ литературы по проблеме готовности ребенка
к школе показал, что «готовность» является предметом исследования многих
выдающихся психологов, таких как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин и др., где готовность ребенка к обучению в школе подразделяется
на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых
включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны успешно
сочетаться в ребенке.
Родители уже в начале воспитательного процесса
должны обращать внимание на гармоничное развитие всех сторон личности ребенка.
А значит перед семьей стоит ряд непростых задач: физическое развитие,
удовлетворение и формирование новых познавательных интересов ребенка;
воспитание ответственности, самостоятельности, трудолюбия и других личностных
качеств, необходимых сначала для успешного школьного обучения, а потом и для
полноценной жизни.
В современных условиях решение этих и других
задач может стать непосильным грузом для молодых семей, поэтому основным
помощником в подготовке ребенка и родителей к школе является детский сад. Здесь
дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.
Кроме того, имеют уникальную возможность учиться выстраивать отношения в
коллективе со взрослыми и сверстниками.
Проведенный нами опрос молодых семей о
готовности к школьному обучению, позволил выявить ряд наиболее часто
встречающихся страхов молодых родителей, перед школьным обучением их детей:
· неуверенность в том, что учителя младших классов
хорошо понимают детей и имеют возможность точно оценить успехи каждого ребенка;
· ребенок будет учиться хуже других
детей;
· неуверенность в том, что дети в
возрасте 6-7 лет уже способны дружить (Рис.1).
Рис. 1 Страхи молодых родителей
перед школьным обучением их детей
Часто испытываемые родителями страхи передаются
детям, что негативно влияет как на период адаптации ребенка, так и на весь
последующий процесс обучения в школе.
Становится очевидным, что среди первоочередных
задач в работе с подготовительной группой на первый план выходит:
· оптимистично настроить родителей на предстоящие
изменения,
· сделать позитивное мышление в
отношении школы привычкой для каждой конкретной семьи,
· расширить знания родителей о
психологических особенностях детей 6-7 лет.
Помимо этого, опираясь на труды Ярославских
ученых И.Ю. Тархановой, О.А., Коряковцевой, М.А. Юферовой, Т.В. Бугайчук, Т.Г.
Доссэ, А.Ю. Куликова, нами планируется разработка программы по работе с
родителями, которая позволит снизить страхи родителей.
1. Дмитреева
В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей. - М.: Эксмо, 2007. - 352 с.
2. Коряковцева
О.А., Тарханова И.Ю. Непрерывное образование как средство социализации
взрослого человека // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №
8. С. 132-135.
. Коряковцева
О.А., Тарханова И.Ю., Доссэ Т.Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся:
возможности и перспективы//Ярославский педагогический вестник: научный журнал.
- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - № 5. С.99-102.
. Максимова
С. М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе. //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. -
Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 25-27.
. Настольная
книга специалиста по урегулированию конфликтов в образовательной организации
Уч.-метод. пособие / Юферова М.А, Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю.
.- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016 - 80с..
. Серова
Н. Н. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
[Электронный ресурс]. / URL: http://mybiblioteka.su/6-57417.html (дата
обращения 12.01.2017).
. Тарханова
И.Ю, Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. Концепция социализации
взрослых средствами дополнительного профессионального образования / / Ярославский
педагогический вестник. - 2016 - № 1 - с. 131 - 135.
. Юферова
М.А., Коряковцева О.А. Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость
личности //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015 г. том 21, №3 С.60-63.
Аннотация
Анализ страхов молодых родителей
перед школьным обучением детей. А.С.
Данилова, педагог-психолог, МДОУ «Детский сад №23» г. Ярославля
В статье ставится задача выявить основные страхи
молодых родителей перед школьным обучением их детей, рассмотреть условия
эффективного психолого-педагогического сопровождения молодой семьи, переходящей
на этап «Семья с детьми-школьниками».
Ключевые слова:
готовность к школьному обучению, молодая семья, дошкольный
возраст.
Analysis of fear to parents of
young children schooling.
A.S. Danilova, educational psychologist,
Kindergarten "Kindergarten №23»
Yaroslavlpaper seeks to identify the main fears of new parents to their
children's schooling, consider the conditions of effective
psycho-pedagogical support for young families, passing on the stage of
"Family with children of school age."
Keywords:
readiness for school, a young
family, preschool age.