Хоровое произведение 'Русские деревни'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,26 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Хоровое произведение 'Русские деревни'














Аннотация на Хоровое произведение «Русские деревни»

Муз .Р. Щедрина

сл. И. Харабарова

Специализация «Хоровое дирижирование»




Выполнила студентка II курса

Тарасенко Ирина

. Информация о композиторе

ЩЕДРИН РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ

Родился 16 декабря 1932 года в Москве. Композитор, пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (13.04.1970).

Народный артист РСФСР (13.04.1976).

Народный артист СССР (2.09.1981).

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частным образом - у М. Л. Гехтман. Продолжил свое музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944-1950). В 1950-1955 годах учился в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин). В 1965-1969 годах - преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников - О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев.

Композиторской работе неизменно сопутствовали выступления Щедрина на концертной эстраде как исполнителя своих сочинений - пианиста, а с начала восьмидесятых годов и как органиста.

В 1973 году избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного председателя СК России.

В 1989 году от Союза композиторов он был избран народным депутатом СССР. Кроме того, имея собственную политическую программу, он вошел в известную Межрегиональную группу народных депутатов за перестройку в СССР, участниками которой состояли академик А. Сахаров, будущий первый Президент России Б. Ельцин, будущий мэр Москвы Г. Попов, философ Ю. Афанасьев. Знаменитая пара Майя Плисецкая (супруга) - Родин Щедрин в 1991 году из россиян получили литовские паспорта первыми. С 1990 года работает за рубежом; жил в Литве, ныне - в Германии.

Балеты:

«Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке П. П. Ершова, 1960).

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен» , 1967).

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972).

«Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова, 1980).

«Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, 1985).

Оперы:

«Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961).

«Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977).

«Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992).

«Очарованный странник» (по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002).

«Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006).

«Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2013).

«Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С. Я. Маршака, 1988).

Для голоса

«Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965)

«Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении В. Бокова (1965)

«Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002)

«Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002)

«Век мой, зверь мой!» Вокальный цикл на слова О. Мандельштама для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003)

«Клеопатра и Змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б. Пастернака (2012).

Хоры a cappellaДва хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного хора (1950)

«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954)

Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)

Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971)

«Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973)

«Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975)

«Строфы „Евгения Онегина». Шесть хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981)

«Казнь Пугачева». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачёва» (1981)

«Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982)

«Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988)

«Алый парус». Для детского хора на слова А. Грина (1997)

«Серенада». Для смешанного хора (2003)

Диптих на стихи А. Вознесенского (2003)

Два русских хора (2008)

«Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»

Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора

В данном произведении используется стихотворение Ивана Харабарова «Деревни русские».

Иван Харабаров

Поэт-шестидесятник, родился в 1938 году, погиб в 1969. Сборники издавались в XX веке: в 1958 году «Туесок» в Восточно-Сибирском издательстве, в 1962 году «Синие камни» в издательстве «Советский писатель»; в 1963 году «Утро в Ярославле» в Ярославском издательстве; в 1964 году вышла книга «Избранная лирика», в 1966 году «Зеленое дерево» в издательстве «Молодая гвардия»; в 1967 году «Черемша» в издательстве «Советский писатель». После смерти поэта в 1972 году в московском издательстве «Советский писатель» вышел сборник стихов «Белый Ключ». В Восточно-Сибирском книжном издательстве выпущена книга стихов Харабарова «Где жил я и рос…» (1975).

Деревни русские, мы все у вас в долгу -

Перед высокой вашей правотою,

Перед святою вашей чистотою,

Перед росой на утреннем лугу.

Деревни русские, мы все у вас в долгу -

Мне никуда от ваших глаз не деться.

Лишь я услышу, как звенит ручей,

Увижу крыши, сизый дым печей,

И заболит, и вдруг заноет сердце!

Испытанные бедами и грозами,

Умытые и ливнями, и росами,

Глядите вы из-под густых ветвей

Июльским утром, вечерами долгими

На нас глазами мудрыми и добрыми,

Как матери глядят на сыновей.

По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение , лаконичность выразительных средств, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей.

Хоровая миниатюра написана в трехчастной форме. Крайние части идентичны друг другу,а средняя часть контастра по отношению к ним, что обусловлено содержанием литературного текста.

Сочинение начинается двухтактовым вступлением. Величественно на динамике piano(тихо) -как бы небольшим эпиграфом на слова «Деевни русские мы все у вас в долгу..». Это место требует от композитора ясного показа художественного образа,так как именно начало задает характер всему произведению.



Настроение литературного текста передается благодаря звучанию басовой партии в низком регистре, что придает строгости, величественности и значимости музыке первой части. Темп - медленный. На слова «Перед высокой вашей правотою» в аккордовой фактуре, монолитно и плотно, на динамике ppp звучит хор.



Низкая тесситура басов будто высвечивает массивные русские деревни, их «святость». Фраза завершается на sb f, «Деревни русские!» - звучит как слава и поклонение этим родным для поэта местам.


Контрастность второй части проявляется не только в тональном, но и в метроритмическом плане- этому способствует новый темп ( «Подвижнее»).

Динамизируя вторую часть , композитор насыщает её многочисленными отклонениями.



Общехоровое crescendo начинается на слова «как звенит ручей» и развивается до 19 такта. К этому моменту хор подходит к кульминации на fff, которая насыщает гармонию 2 части яркими, резкими, щемящими интонациями скорби - «заболит, заноет сердце».

Поэтическая кульминация соответствует кульминации в музыке. Кульминация всего произведения в целом приходится на слова «Заноет сердце, деревни русские», где плотно насыщенная аккордовая фактура, яркая динамика, тесситурное повышение создают величественный образ русских деревень и всего русского народа.

На pp начинается третья часть - «испытанные бедами и грозами». Щедрин опять использует приём остинатного движения в партиях(альты и тенора).

Произведение заканчивается двухтактовым дополнением к третьей части на соль- мажорном аккорде. Затихая и сникая на ppppp звучит первоначальный возглас «Деревни русские».



Мелодический рисунок в этом произведении подчиняется тенденциям современного музикального письма. В мелодии нет особых скачков, она развивается в секундових интонациях. Наибольшей выразительностью ии экспрессией обладает мелодический рисунок второй части, где развитие темы, происходящее за счёт скачков, подчёркивается сменой гармонических функций.

Тональные краски - важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Щедрина. Переход между музыкальными предложениями часто происходит через плагальный оборот, что характерно для русской музики.(например переход 27-28 такт через с moll-G вгк). Композитор часто применяет «пусте аккорды» без терции либо квинты.

Отсутствие заданного метра в произведении говорит о чертах исконно народного пеня. Четкий размер появляется только во второй части - 4/4,и снова пропадает в третьей.

Фактура произведения -аккордовая, так как все голоса связаны между собой чёткими гармоническими вертикалями и двинуться все время паралельно.


Произведение исполняется смешанным хором a capella ( сопрано, альт, тенор, бас с divizi присутствует в каждом голосе). Смешанный хор выбран композитором не случайно - разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных красок, заложенную в этом сочинении.

Диапазон хоровых партий:

Сопрано: h-gis

Альты: g-c

Тенора: h-e

Басы: D-a

Общий диапазон хора :D -gis

У всех голосов приблизительно одинаковый ширины диапазон.

Наиболее удобная тесситура в партии басов, так как мелодия движется плавно по секундам и терциям.

Партия сопрано написана в основном в невысокой для сопрано тесситуре, в некоторых местах даже низкой - например начало произведения - нота h. Голосоведение плавное , за исключением скачкою во второй части, которые необходимо интонировать точно и устойчиво.

В партии теноров удобные тесситурные условия. Их звучание должно быть «прикрытым» и динамически тише остальных голосов, чтобы их тембр не выделялся, так как они находяться в удобных для голоса условиях.

Партия басов - фундамент всего хора, поэтому она очень важна для интонирования, низкая нота «ре» контроктавы предназначена для басов- октавистов, что придаёт хору богатое, архаичное звучание.

В партии басов используется чаще всего используется divizi( временное разделение партии) и октавные удвоения, что придаёт музыке ощущение пространства, широты и масштаба живописних русских деревень.

Для более полного отражения поэтического текста в музыке композитором выбрано два вида темпа - медленный и оживлённый, что представляет собой контрастное соотношение частей и смену характера.

Ритмический рисунок чаще остинатный. Характерно преобладание восьмих длительностей. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается, но не более чем на восьмую или четвертную паузу. Остановки эти естественны, они ассоциируются с кратковременным отдыхом, задумчивостью среди строк поэта.

В хоровом произведении « Русские деревни» используется дыхание на паузах( имитации) , по фразам, цепное дыхание в первой части(медленно) , требующее вокальной подготовки певцов. Звуковедение legato(связно) в первой части и немного маркатировано во второй( подвижнее). Связность во многом зависит от дикции.

Текст, слово является неотъемлемой частью любого хорового произведения. Необходимо следить за чётким произношением слогов в долю, а также присоединениям согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и максимально коротких согласных.

Особое внимание следует уделить согласным , особенно где есть скопление ; произносить их следует чётко, даже немного утрируя.

Следует также обратить внимание наокончания слов: детьСЯ, сердЦЕ, кчистотоЮ, правотоЮ, чтобы не выделять безударные гласне в конце слова, не «выпячивать» их.

Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: деревни, русские, пропитанные, праотою и т.д.

В целом, текст не сложен в исполнении но требует предельно чёткого произношения.

Дирижёру очень трудно сделать эту миниатюру цельным произведением- единым, законченным, глубоким по содержанию. Хоровая миниатюра должна звучать как самостоятельное произведение, а не отрывок; за короткий отрывок времени слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил в этот хор композитор. Вообще, любая миниатюра сложна для исполнения именно в плане цельности формы, глубины. А для этого дирижёру необходимо продумать и техническую, и художественную стороны произведения.

Основными трудностями является чистота интонирования остинатных фигур на одной высоте, правильное и чёткое произношение- дикция, наличие хроматизмов, исполнение точных имитаций. Всё это требует высокой вокальной подготовки певцов, гибкости голосов, чуткого, тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор Щедрина «Русские деревни» может исполняться только профессиональными коллективами.

Список литературы

щедрин хоровой хроматизм

1) П.Чесноков «Хор и управление им», Москва, 1961

) Конспект по хороведению,

) интернет энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/

) Краснощеков «Вопросы хороведения» ,Музыка, 1969

) Интернет ресурс «ПОЭТИКА РУССКИХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ РОДИОНА ЩЕДРИНА»://cyberleninka.ru/article/n/poetika-russkih-traditsiy-v-tvorchestve-rodiona-schedrina

) Хоровое творчество Радиона Щедрина

Похожие работы на - Хоровое произведение 'Русские деревни'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!