Вопросы формирования экологического мышления в рамках географического образования при реализации учебно- воспитательного процесса.
С.Г. Крылова,
преподаватель географии МОУ
Лицея №6, г. Волгоград
Вопросы
формирования экологического мышления в рамках географического образования при
реализации учебно- воспитательного процесса.
Необходимо учесть , что в настоящее
время биосфера Земли постепенно превращается в техносферу: искусственные
городские, промышленные, сельскохозяйственные ландшафты получают всепланетное глобальное
распространение. Разум сделал человека могущественным, при этом экологические
проблемы возникли вопреки желанию человека, из - за недостатка мудрости. Таким
образом, возникла потребность в
экологическом мышлении.
Экологическое мышление - это образ
жизни, обуславливающий принципы нашего взаимодействия с природой. Оно
определяет и стиль жизни: труда, быта, отдыха, межличностных
взаимоотношений. Оно напрямую связано с возможностью реализации целей развития
общества и каждой личности. Чтобы сохранить человечество и окружающую среду в будущем,
всем нам необходимо осознать реальное положение человека как биологического
вида, существующего на планете наравне с
другими видами. А значит - нужны люди с новым мышлением.
В современном
географическом образовании формирование экологического мышления и развитие
экологических знаний неразрывно связаны между собой. При отборе
содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития)
необходимо учитывать следующие положения:
• цель экологического образования -
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• знания - не самоцель, они лишь
помогают сформировать у школьников определенное отношение к природе,
экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• содержание должно отличаться
научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления
об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения
особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено
мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• экологическое образование - часть
общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию
мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то
есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного
безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на
основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно -
следственных связей в природе;
• обучающийся должен осознать себя как
часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не
только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто
потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.
В своей
педагогической практике по формированию экологического мышления у учащихся активно применяю разнообразные методы и формы :участие в
экологических акциях, слётах юных экологов, экологических конкурсах сочинений,
экосказок и эссе, экологических викторинах, участие в фестивалях и форумах
экологической направленности, в конкурсах детского творчества (рисунков и
поделок), экологических проектах и исследованиях, конкурсах видеороликов и
презентаций и др. Указанные формы и методы учебной деятельности направлены на развитие творческих
компетентностей учащихся в сфере его собственных интересов, с учетом его личного выбора, как в учебное, так и внеурочное время. Ученики
получают возможность раскрыть свои способности, самореализоваться, сориентироваться
в окружающим их социуме, выразить свое собственное отношение к проблемам
окружающей среды.
Таким
образом, вся проводимая работа формирует у учащихся систему экологических знаний,
показывает пути и возможности их практического применения, позволяет отработать
правила личного природоохранного поведения в окружающем мире. Её итогом должно стать
формирование у школьников гуманного и разумного отношения к природе.
В целом экологическое образование
позволяет каждому из нас полнее реализовать развивающий потенциал экологических знаний,
обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников за
состояние природной среды.
Ведь современные школьники с экологическим мышлением - это
будущее страны - предприниматели, депутаты, простые граждане. Чем больше будет экологически грамотных людей, тем быстрее начнется переход от техносферы
к гармоничному сосуществованию Человека и Природы.
Список
литературы:
1. Дзятковская
Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации
экологического образования в Федеральных Государственных стандартах второго поколения.
М.: Образование и экология, 2011.- С.138
2. Котляков, В.М. География как важнейшая наука об
окружающей среде / В.М. Котляков // Экология и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 336 -42