ДОЗНАВАТЕЛЬ: ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОЗНАВАТЕЛЯ
В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения.
УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса.
В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.
В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понималось должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания.
Указанное определение трудно назвать удачным, так как им не охватывается лицо, назначенное на должность дознавателя, принявшее к своему производству уголовное дело либо производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
С учетом этого Федеральным законом от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» понятие «дознаватель» было скорректировано. В настоящее время под дознавателем понимается должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу (например, командиры воинских частей назначают в качестве дознавателей наиболее подготовленных офицеров).
В системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения дознания. Право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные.
Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст. 17 УПК РФ).
Как считает С.И. Гирько, дознание должен осуществлять преимущественно штатный дознаватель - процессуальное лицо, обладающее необходимой юридической квалификацией и профессиональными навыками по расследованию дел данной категории.
Более широкую возможность участия иных сотрудников в производстве дознания высказывает А.С. Есина, и мне представляется, что с ее мнением можно согласиться: «Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:
. когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
. когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю».
Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
В связи с тем, что большую часть преступлений, подследственных дознанию органов внутренних дел, расследуют сотрудники милиции общественной безопасности (МОБ), рассмотрим более подробно деятельность сотрудников дознания в данной структуре.
Закон не допускает возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов.
Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Это проявляется во взаимоотношениях с прокурором и начальником органа дознания. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний, на которое имеет право дознаватель, не приостанавливает их исполнения.
В соответствии с п. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.
По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (например, задержание - ст. 91 УПК РФ) или утверждаются начальником органа дознания (например, обвинительный акт - ст. 225 УПК РФ).
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание. В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Новый уголовно-процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ главы 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.
Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение.
Дознаватель в подобной ситуации обязан выполнять любое указание прокурора, независимо от их обжалования.
Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:
· рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
· ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
· принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
· производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
· применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством;
· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);
· обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель обязан:
· осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
· применять меры уголовно-процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 - 14 УПК РФ);
· информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
· в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
· выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
· заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК);
· разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 - 72 УПК РФ);
· осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Из анализа норм нового УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.
Дознание вправе производить дознаватели только тех органов, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. К ним относятся (ч. 3 ст. 151 УПК РФ):
. органы внутренних дел Российской Федерации;
. пограничные органы федеральной службы безопасности;
. органы службы судебных приставов;
. таможенные органы Российской Федерации;
. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации;
. органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Перечень органов дознания, обладающих правом производства дознания (с составлением обвинительного акта), исчерпывающий. В этом перечне нет других органов дознания, указанных в ст. 40 УПК РФ, так как они наделены правом возбуждения уголовных дел, производства неотложных следственных действий (в порядке ст. 157 УПК РФ), осуществления некоторых иных процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
Как и по любому другому уголовному делу, независимо от его подследственности, в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ. Дознавателю разрешается производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после возбуждения уголовного дела (гл. гл. 21, 22, 24-29 УПК РФ).
По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого прежде в порядке ст. 415 УПК РСФСР, как и само предварительное расследование в форме дознания заменило протокольную форму досудебной подготовки материалов. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта - постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела.
Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.
В юридической литературе нередко возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия своим сотрудникам.
Новый УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно - процессуальным законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41 РФ). К сожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это "возложение" должно происходить. Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам.
Необходимо отметить, что новое уголовно - процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно - розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
ГЛАВА 2. пути совершенствования работы подразделений дознания
Под эффективностью деятельности любого правоохранительного органа понимается степень достижения определенных законом задач, ради исполнения которых и функционирует данный орган. Успех работы сотрудников органов предварительного расследования во многом зависит от того, как будет организован их труд. О необходимости принятия мер к повышению продуктивности труда лиц, ведущих дознание, следователей пишет В.Т. Томин, при этом он подчеркивает, что такой труд должен быть максимально эффективен.
Повышение эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в ОВД, с точки зрения современных требований, непосредственно связано с проблемой оптимизации. Оптимизация процесса расследования предполагает повышение эффективности комплексом средств, наиболее выгодных, наилучших при данной ситуации.
Для того чтобы найти оптимальную величину из всех возможных, надо решить задачи на отыскание максимума или минимума, то есть наибольших и наименьших значений каких-либо величин.
Еще в 1981 году в рамках Всесоюзного координационного совещания, проходившего в Москве, учеными-юристами были выделены три группы систем расследования исходя из критерия степени сложности:
простые детерминированные (расследование очевидных преступлений);
сложные, поддающиеся описанию;
очень сложные, вероятностные.
Своеобразной единицей процесса расследования выступает управленческий цикл, который начинается с постановки задачи и завершается ее решением. Следовательно, оптимизация предварительного расследования начинается с оптимизации операций управленческих циклов, которые обеспечивают преодоление лицом, расследующим преступление, информационных барьеров и разного рода конфликтов организационного плана.
Суть оптимизации предварительного расследования состоит в максимизации информации, необходимой для решения задач уголовного судопроизводства, минимизации времени решения задач и влияний отрицательных факторов, мешающих успешной реализации этого процесса.
Мера оптимальности управления выражается в определенных критериях. Критерий оптимизации - это те или иные признаки, по которым можно судить об уровне эффективности действий лиц, участвующих в организации процесса расследования. Такими признаками будут: степень и время достижения цели; средства и усилия, потраченные на достижение цели и т.п. Критерии оптимизации задаются нормами уголовно-процессуального закона.
Другой аспект оптимизации предварительного расследования - практическое применение научных рекомендаций. Научная информация, адресованная практическим работникам, реализуется в расследовании через профессиональные и личностные качества дознавателя. Поэтому вопросы подбора кадров для работы по расследованию преступлений являются не только организационными, но и научными. Это обусловливает необходимость научной организации труда дознавателя и всей системы дознания в целом
Задачами научной организации управления и труда в подразделениях дознания являются:
создание аппарата дознания, оптимального как по структуре, так и по штатам укомплектованного квалифицированными работниками;
повышение уровня организации труда на основе внедрения в практику научных рекомендаций, распространения передового опыта, применения технических усовершенствований, средств оргтехники;
повышение результативности деятельности руководителей подразделений дознания, дознавателей путем оптимальной организации труда.
Для решения этих задач необходимо правильное определение управленческих функций подразделения и объема всей информации, которая в него поступает из вышестоящих структур. Анализ нового законодательства, изучение практики позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях управленческие функции отдела (управления) дознания осуществляются по следующим направлениям:
координация деятельности подразделений полиции общественной безопасности при ведении дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
организационно-методическое руководство подразделениями дознания нижестоящих органов внутренних дел;
контроль и принятие мер по обеспечению законности при производстве дознания и неотложных следственных действий подразделениями дознания милиции общественной безопасности;
совершенствование работы подразделения дознания, а также подразделений дознания нижестоящих органов внутренних дел на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации деятельности;
организация профилактики преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Все аспекты оптимизации предварительного расследования сводятся в конечном счете к проблеме совершенствования и подготовки кадров в целях успешного расследования преступлений своей подследственности.
Все более широкое применение находят достижения науки, новейшие тактические приемы расследования и раскрытия отдельных видов преступлений. На вооружение аппаратов расследования преступлений ежегодно поступает сложная криминалистическая техника, требующая от дознавателей соответствующего уровня знаний и практических навыков. Все это диктует необходимость систематически повышать квалификацию сотрудников органов дознания.
Важнейшей предпосылкой правильной постановки обучения является продуманная перспективная программа повышения профессиональных знаний, рассчитанная на длительный период, охватывающая наиболее актуальные проблемы практики борьбы с преступностью, совершенствования деятельности подразделений дознания.
Разработка таких программ требует всесторонней подготовки с тем, чтобы работники этих подразделений могли заранее внести обоснованные предложения, касающиеся тематики и форм предстоящей учебы. При разработке мероприятий по повышению деловой квалификации должны учитываться итоги борьбы с преступностью за прошедший период, когда становятся очевидными наиболее слабые стороны в деятельности подразделений дознания.
При формировании штатов подразделений дознания необходимо исходить из следующих основных принципиальных положений:
прежде всего, должно обеспечиваться соблюдение всех общеобязательных требований к возрасту, психическому и физическому состоянию, моральным и деловым качествам потенциальных сотрудников, которые предъявляются к любому лицу, поступающему на службу в органы внутренних дел;
учет личностных качеств, формирующих общегражданскую позицию: честность, принципиальность, порядочность, бескорыстность, чуткость к гражданам, пострадавшим от преступных посягательств, и адекватное, основанное на законе отношение к лицам, совершившим преступления; отзывчивость к обращениям товарищей по службе в плане оказания профессионального содействия;
надежность и, соответственно, глубокая ответственность за порученное дело, высокое качество выполняемой работы;
профессиональная компетентность, наличие, как правило, высшего или среднего специального юридического образования.
Необходимо отметить, что приказом МВД России от 30.09.94 г. №259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации» дознаватели отнесены к категории сотрудников, обязательным требованием к которым является наличие среднего юридического образования. Соответственно, старшие дознаватели, а также руководители подразделений дознания разного уровня относятся к категории сотрудников, обязательным требованием к которым является наличие высшего юридического образования.
Решение этой задачи должно идти через совершенствование форм и методов проведения занятий с личным составом органов внутренних дел. Причем этим занятиям необходимо обеспечивать практическую направленность по решению конкретных задач служебной деятельности обучающихся. Основное внимание должно уделяться активным формам обучения - проведению деловых игр, привлечению к занятиям сотрудников аппарата управления, пенсионеров, имеющих большой практический опыт работы в службах ОВД.
Как весьма удачную форму повышения уровня служебной деятельности сотрудников подразделениях органов внутренних дел. Помимо вопросов повышения профессионального уровня сотрудников, эта форма работы с личным составом решает и немаловажные вопросы материального стимулирования лучших сотрудников подразделений дознания.
Отнеся службы дознания к числу основных, Главное управление кадров МВД России осуществило разработку квалификационных требований к дознавателям в органах внутренних дел и выпускникам образовательных учреждений МВД России по специализации «дознание в органах внутренних дел».
Беспристрастный анализ указанных документов, сравнение их с аналогичными характеристиками других специалистов свидетельствуют о существенном отличии квалификационных требований к дознавателю от аналогичных требований к другим категориям работников ОВД. Представляется, что подготовка таких специалистов должна осуществляться в рамках широкого профиля, но при условии обязательной специализации дознавателей на последних курсах обучения в учебных заведениях.
Очевидно, что выпускники образовательных учреждений системы МВД России, проходившие обучение по Программе дознания, должны находить применение своим профессиональным знаниям, а значит, в обязательном порядке распределяться именно в подразделения дознания.
Руководители высшего звена обязаны создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у личного состава потребность к постоянному повышению своих профессиональных знаний и культурного уровня, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей. Начальники подразделений дознания, их заместители несут персональную ответственность за организацию непрерывного обучения работников, поддерживание их высокого профессионального уровня, своевременную переподготовку при изменении функциональных обязанностей.
Исследование проблемы подготовки кадров для службы дознания полиции общественной безопасности будет неполным, если не рассматривать качественные характеристики сотрудников этих подразделений.
В наиболее общем плане процесс развития профессиональных способностей дознавателя можно разделить на несколько этапов.
Еще в период обучения и воспитания в общеобразовательной школе формируются способности, на основе которых в дальнейшем развиваются такие важные качества, как наблюдательность, определенные свойства ума, обучаемость и т. д.
Новый этап развития личности молодых людей начинается с поступления в юридическое высшее учебное заведение. В этот период происходит овладение научными знаниями, формирование правовых убеждений, профессиональной направленности способностей. Именно поэтому на старших курсах необходимо вводить в программу обучения специализацию по расследованию преступлений в форме дознания, создавать специальные программы обучения для работы на этой должности.
Перечисленные этапы становления профессионализма в конечном счете сводятся к наиболее важной стороне личности дознавателя, которая непосредственно включается в процесс расследования и обеспечивает его законность и эффективность, - это профессиональное мастерство, то есть мастерство расследования преступлений.
Четкие контуры системы профессионального образования органов МВД России обозначились в 1991 году с разработкой и введением в действие его приказа от 10.07.91 г. №110, утвердившего «Наставление по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (далее - Наставление).
Все последующие изменения в этой системе выглядят производными, поскольку указанный нормативный правовой акт явился первым шагом в данном направлении. Указанным наставлением определены система профессиональной подготовки, а также ее виды.
К самостоятельным видам профессиональной подготовки наставлением отнесены: первоначальная подготовка; переподготовка; обучение в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре; служебная и боевая подготовка; физическая подготовка; самостоятельная учеба. Необходимо обратить внимание на очевидное достоинство данного нормативного акта, которое заключается не в спонтанном перечислении видов и форм повышения профессиональной квалификации, а в четкой последовательности начального, вузовского и послевузовского образования, а также способах поддержания сотрудниками органов внутренних дел своей физической и боевой формы.
Механизм отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные заведения МВД России, порядок сдачи вступительных экзаменов, а также прохождение обучения определены ведомственными нормативными актами МВД России, а также уставными документами самих учебных заведений. Выпускники таких учебных заведений на общих основаниях распределяются для службы в подразделения дознания разного уровня либо, осуществляя в них профессиональную деятельность, обучаются заочно.
При этом обучение по месту службы осуществляется со дня назначения сотрудника на должность и до его направления на курсовое обучение. Анализ наставления позволяет сделать вывод, что данный этап службы работника заключается, прежде всего в его ознакомлении с условиями службы, нормативной литературой, в выявлении его деловых и моральных качеств.
Курсовое обучение по разнарядкам ДКО МВД России обязаны пройти все вновь принятые на должности среднего начальствующего состава работники, включая сотрудников подразделений дознания. Причем наставлением определено, что такое обучение проводится в сроки, определяемые разнарядкой МВД России, но не позднее 6 месяцев со дня приема на службу.
Наиболее оптимальными формами повышения профессионального мастерства дознавателей являются
совместные с прокуратурой и судом совещания-семинары,
изучение изменений действующего законодательства, консультации по вопросам расследования отдельных видов преступлений, проводимые сотрудниками образовательных учреждений, прежде всего МВД России,
обеспечение методической литературой всех сотрудников подразделения дознания,
использование макетов уголовных дел по наиболее распространенным видам преступлений,
повышение квалификации в образовательных учреждениях МВД России.
Не менее важна организация периодической информации сотрудников подразделений дознания на местах о наиболее интересных методических пособиях. Необходимо добиваться ознакомления с ними всех дознавателей.
Совершенствование управленческой деятельности, решение многообразных, ответственных и сложных задач, стоящих перед органами внутренних дел, невозможны без кадрового, социально-правового, финансового и материально-технического обеспечения. Приказ МВД России от 14.06.2000 г. №642 регламентирует такие нормы.
Результаты работы органов дознания зависят и от уровня научно-технического обеспечения в двух аспектах - компьютеризация и состояние криминалистических средств:
автоматизация методик расследования отдельных видов преступлений;
организация автоматизированного обмена нормативно-правовой информацией;
ведение автоматизированных информационных систем для расследований;
создание автоматизированных рабочих мест для следователя (дознавателя) и руководителя подразделения.
В зависимости от конкретных следственных ситуаций автоматизированные методики предлагают алгоритм следственных действий с подробным изложением процессуального порядка и особенностей их производства. В них также включен различный справочный материал, необходимый при расследовании отдельных видов преступлений.
Очевидно, что такие разработки крайне необходимы в подразделениях дознания полиции общественной безопасности. Преступления, которое расследуют дознаватели - несложные, документы, составляемые в ходе дознания - более формализованные, а срок расследования - гораздо короче, чем по делам, относящимся к подследственности следователей. Компьютеризация подразделений дознания, программное обеспечение деятельности дознавателей резко повысили бы качество расследования, способствовали сокращению случаев различного рода нарушений законности, а в конечном итоге - служил бы дополнительной гарантией соблюдения законных прав и интересов граждан, участвующих в уголовном процессе.
Руководителям подразделений дознания органов внутренних дел следует соблюдать специализацию дознавателей при распределении уголовных дел.
Совершенствуя деятельность органов дознания, необходимо устранять и недостатки планирования, негативно сказывающиеся на результатах работы дознавателей. Многие процессуальные нарушения в значительной мере обусловлены дефектами планирования. Так, не выдвигаются и не проверяются все возможные версии; при планировании дальнейшего расследования на низком уровне производится систематизация имеющихся с распоряжения дознавателя материалов, не всегда своевременно учитываются вновь выявленные обстоятельства, существенно влияющие на направление расследования.
Планы следственных действий во многих случаях являются формальными и стереотипными. В основу рациональной организации работы дознавателя должно быть, положено планирование, которое должно быть обязательным, так как от правильной организации зависит качество работы. Представляется необходимым, чтобы начальниками подразделений дознания регулярно утверждались планы расследования дознавателей по уголовным делам, что не противоречит полномочиям указанных должностных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дознание - это форма предварительного расследования, выраженная в виде уголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, иначе - его процессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознания дознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту, осуществляющему производство, кругу расследуемых преступлений (подследственности) и объему прав участников процесса.
Процессуальные акты органов дознания и собранные ими доказательства в пределах предоставленной законом компетенции имеют такое же юридическое значение, как акты и результаты предварительного следствия.
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу. При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.
Органами дознания, т. е. органами, наделенными правом производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, являются: полиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы ФСБ РФ; начальники исправительно-трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции; таможенные.
Процессуальный порядок дознания, регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органов дознания и не зависит от их ведомственной принадлежности. Органы дознания как и органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.
При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.
В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.
Современная модель дознания, после ряда корректив уголовно-процессуального закона (увеличение срока, возможность его продления, отказ от критерия очевидности) в большей мере стала отвечать потребностям правоприменительной практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52.- Ст. 4921.
2.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 25.- Ст. 2954.
.О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3- ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.02.2015 № 3- ФЗ) // Собрание законодательства РФ . - 2011.- № 7. - Ст. 900.
.О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40- ФЗ (в ред. Федерального закона 22.12.2014 № 40 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ . - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
.О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.02.2015 № 3 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ .- 1998.- № 2 .- Ст. 219.
.О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 118- ФЗ) // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- Ст. 3590.
7.Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // Российская газета.- 2014 .- 14 нояб.
.Азаренок Н.В. К вопросу о типе современного российского уголовного процесса / Н.В. Азаренок // Российский юридический журнал.- 2010.- № 3. - С. 83-88.
.Башкатов Л. В. Комментарии у Уголовно-процессуальному кодексу / Л.В. Башкатов, М.В. Боровский .- М.: Проспект, 2010.- 222 с.
10.Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания / Д.А. Гришин // Российский следователь.- 2008.- №1.- С.10-11.
.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] А.Н. Гуев.- Режим доступа: #"justify">.Гуреев А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» [Электронный ресурс] А.Н. Гуреев .- Режим доступа: #"justify">.Есина А.С. Дознание в органах внутренних дел: учебно-практическое пособие / А.С. Есина.- М.: Проспект, 2005.- 192с.
.Зайцев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» /[Электронный ресурс].-А.И.Зайцев, М.Филимонова.- Режим доступа: #"justify">.Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия / А.П. Кругликов // Российская юстиция. -2006.- № 6.- С. 45- 46.
.Манова Н.С. Проблемы совершенствования процедуры дознания в российском уголовном процессе / Н.С. Манова // Законодательство.- 2009.- № 9. - С. 65-70.
.Мельников В.Ю. Следователь и дознаватель в уголовном процессе / В.Ю. Мельников// Уголовное судопроизводство.- 2008.- № 4.- С. 25-29.
.Одинцов В.Н. Проблемы определения уголовно-процессуального положения начальника органа дознания и дознавателя /В.Н. Одинцов// Российский следователь.-2009.- № 1.- С. 38-40.
19.Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации [Электронный ресурс] А.П. Рыжаков. - Режим доступа: <http://base.garant.ru/57571740/> (дата обращения: 15.02.2015).
.Срукова А.Х. К вопросу о статусе и функциях подразделений дознания в органах внутренних дел / А.Х. Срукова // Российский следователь.- 2008.- № 23. - С. 13-17.
.Чердынцева И.А. Особенности типологической характеристики уголовного процесса России / И.А. Чердынцева //Российский юридический журнал.-2009.-№1.-С.234-242.