Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Курсовая работа
Название дисциплины - Конституционное
право
Тема - Конституционные основы
местного самоуправления в Российской Федерации
Введение
Проблема. Задачи органов местного самоуправления, заключаемые в функциях
местного самоуправления как политико-правового института, определяются
целесообразностью их изучения, продиктованные своей основой с целью определения
функций органов местного самоуправления. Понятие «структура системы местного
самоуправления в РФ», как составляющий элемент данной структуры, в качестве
содержания законодательной её регламентации, заключается в изучении
характеристических особенностей органов, которые призваны решать вопросов
местного значения.
Докторальное толкование «местное самоуправление в РФ», обусловленное
своим нормативно-правовым регулированием, выражается анализом взаимодействия
всех субъектов, которые складываются на уровне местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления, выражаемые определением содержания
данной терминологии, включаемые в себя анализ полномочий органов местного
самоуправления в РФ. Полномочия органов местного самоуправления по принятию
нормативных правовых актов, характеризуются изучением вопросов
нормативно-правового регулирования местного самоуправления как политико-правового
института, обусловленные анализом возникающих противоречий.
Отдельные государственные полномочия, которые являются наделёнными на
органы местного самоуправления в спектре современного законодательства РФ,
выражены наделением, делегированием, передачей, возложением и предоставлением,
подлежат изучению при учёте социально-политических факторов в комплексном
подходе, а также использовании сложившегося в отечественной правовой науке
понятийного аппарата.
Актуальность. Проблема исследования функций местного самоуправления
выражается своей актуальностью для органов местного самоуправления при
обосновании планирования своей деятельности в условиях дефицита
квалифицированных кадров на муниципальном уровне. Актуальность изучения
проблематики понятия структура системы местного самоуправления в РФ
представляет собой исследование отношений терминологий «местное самоуправления
в РФ» и «системы местного самоуправления в РФ» в их докторальном толковании, в
рамках данного политико-правового института.
Изучение понятия «местное самоуправление в РФ» является актуальным в
современной политико-правой и социально-экономической действительности
российской государственности. Анализ полномочий органов местного самоуправления
представляется актуальной в свете необходимости докторального осмысления
законодательной базы, то есть базу регулирования вопросов местного значения в
РФ. Исследования полномочий органов местного самоуправления по принятию
нормативных правовых актов выражается своей актуальностью как анализ обеспечения
функционирования приоритетной, современной и эффективной системы местного
самоуправления в РФ, в соответствии с существующими положениями
нормативно-правовых актов.
Степень разработанности проблемы. Отсутствие научных исследований,
которые рассматривают функции местного самоуправления, выявляющие сущность
местного самоуправления, определяя его роль относительно потребностей
социальной системы, рассматривают местного самоуправление со стороны его формы,
содержания, которым является разносторонняя деятельность, функционирование
самой системы и её элементов. Немногочисленное содержание академического
интереса к проблеме структуры системы местного самоуправления в РФ при наличии
совокупности сложившихся правовых традиций в реализации местного самоуправления
РФ своей структуры. Наличие многочисленных исследований, ограничивающихся
изучением хозяйственно-экономического содержания данного понятия «местное
самоуправление в РФ», определяется отсутствием изучения развития местного
самоуправления в РФ как политико-правового института.
Цель исследования. Всестороннее исследование конституционной конструкции
основ местного самоуправления в РФ, при повышении практических знаний и
профессионализма в процессе принятия управленческих решений на уровне местного
самоуправления, затрагивающих права и свободы граждан, для выявления
оптимизации конституционного функционирования местного самоуправления, как
одного из основных факторов, обеспечивающих общественное спокойствие в условиях
экономического кризиса.
Задачи исследования:
) теоретические конституционные основы политико-правового института
местного самоуправления в РФ - понятие и структура местного самоуправления в
РФ, а также цели функций местного самоуправления;
) прикладные аспекты конституционных основ местного самоуправления в РФ -
понятие полномочий местного самоуправления, наделение органов местного
самоуправления в РФ отдельными государственными полномочиями конституционные
гарантии местного самоуправления.
Методы исследования. Изучение и анализ научной литературы, изучение и
обобщение отечественной практики, сравнение, анализ, синтез и интервьюирование.
Практическая значимость. Исследование функций местного самоуправления в
комплексной разработке теории местного самоуправления, носят практический,
прикладной характер, в связи с тем, что развитие РФ в рамках демократического,
правового государства во многом зависит от эффективности организации системы
органов местного самоуправления, деятельность, которой приобретает особое
значение в сфере местного самоуправления, находясь в стадии реформирования.
1 Теоретические конституционные основы политико-правового института
местного самоуправления в РФ
.1 Понятие местного самоуправления в РФ
местный самоуправление
полномочие россия
Что представляет собой понятие «местное самоуправление в РФ»?
Конституционно-правовое
регулирование понятия местное самоуправление, обусловленное самостоятельным
решением населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами посредствам
референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие
органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ). Законодательное
регулирование понятия местное самоуправление (ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ),
характеризуемое одной из основ конституционного строя РФ, которая признаётся,
гарантируется и осуществляется на всей территории РФ, выражается: - формой
осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность
решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических
и иных местных традиций, в пределах Конституции РФ, ФЗ (ФЗ в случаях,
установленных законами субъектов РФ).
Поэтому,
самостоятельность местного самоуправления, наличествуя своими пределами,
которые установлены Конституцией РФ и федеральным законодательством,
характеризует интеграцию местного самоуправления в общую систему управления
делами общества и государства.
«Европейская
хартия местного самоуправления» в ст. 3 подчёркивает, что местное
самоуправление - это право и реальная способность его органов регламентировать
значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под
свою ответственность и в интересах местного населения.
Следовательно,
нормативно-правовое регулирование понятия местного самоуправления базируется на
таких трёх ключевых категориях как самоуправление, самоорганизация и
самоответственность.
Докторальное
толкование понятия «местное самоуправление» находится:
)
в совокупности взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые
выступают в качестве составных частей совокупности местных сообществ жителей,
муниципальных образований, их внутренних субъектов;
)
в институтах, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе
отправления самоуправленческих функций; 3) в совокупности организационных форм
местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой
обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Собственная
позиция по вопросу понятия «местное самоуправление в РФ», заключается в
следующем. В содержании прав и способности органов местное самоуправление в РФ
регламентировать значительную часть публичных дел, управлять ею, действуя в
правовом поле, в своей компетенции, в интересах местного населения, обеспечивая
самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения и в
системе управления обществом и государством организационное обособление
управления местными делами.
Таким
образом, понятие местное самоуправление в РФ характеризуется формой
осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в своём правовом
поле, обусловленное самостоятельным и под свою ответственность решением
населением вопросов местного значения непосредственным образом и/или через
органы местного самоуправления, отталкиваясь от интересов населения, учитывая
исторические и другие местных традиции.
1.2 Структура системы местного самоуправления в РФ
Отдельные теоретические положения вопроса системы местного самоуправления
в РФ находят своё содержание в понятии самоорганизующейся системы способной при
активном взаимодействии со средой изменять свою структуру, при этом сохраняя:
) свою целостность, действуя в рамках закономерностей, присущих
окружению, выбирать одну из возможных линий поведения; 2) неполноценную
самоорганизацию, так как право само представляет собой динамическую, в
известной степени саморегулирующуюся, самонастраивающуюся систему; 3) выборе
одной из возможных линий поведения; 4) устойчивость в форме реализации
способности приспособления к изменяющимся условиям, в определении всех
связующих элементов системы, принципов, общих правил, по которым действуют все
элементы системы как единый организм, а не как автономные образования.
Поэтому, дальнейшее исследование понятия системы местного самоуправления
в РФ целесообразно реализовывать через характеристику нормативно-правового
регулирования таких элементов системы местного самоуправления как формы
осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального
образования, это деятельность органов местного самоуправления, инициативные
формы участия жителей в местном самоуправлении и деятельность муниципальных
служащих.
Следовательно,
формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями
муниципального образования, регламентируются гл. 5 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ,
где в совокупности особое место занимают: 1) местный референдум (ст. 22 ФЗ от
06.10.2003 № 131-ФЗ); 2) муниципальные выборы (ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ);
)
отзыв выборных лиц местного самоуправления (ст. 24 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ),
включая другие формы осуществления местного самоуправления.
Законодательно
является предусмотренным участие населения в осуществлении местного
самоуправления и непосредственное осуществление населением местного
самоуправления, основанные на принципах:
)
законности, т.е. соблюдение положений Конституции РФ, ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, а также других
нормативных правовых актов в процессе осуществления местного самоуправления
(ст. 33 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ);
)
добровольности, то есть непосредственное участия населения в осуществлении
местного самоуправления и осуществление населением местного самоуправления без
наличия принуждения со стороны органов местного самоуправления и органов
государственной власти граждан к участию и осуществлению местного
самоуправления (ч. 2 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Нормативно-правовое
регулирование такого элемента системы местного самоуправления в РФ как
деятельность органов местного самоуправления, определяется организацией
деятельности: 1) выборных коллегиальных органов, то есть представительный
орган, ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ; 2) выборные единоличные органы (глава
муниципального образования, ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ; 3) невыборные,
сформированные или назначенные выборными органами либо в другом порядке,
который является предусмотренным порядком, согласно уставу муниципального
образования - глава местной администрации, местная администрация (ст. 37 ФЗ от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Законодательная
регламентация такого значимого элемента системы местного самоуправления как
инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении, представленная
территориальным общественным самоуправлением (ст. 27 ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ), характеризует деятельность,
когда
органы местного самоуправления реагировать на неё обязаны, однако не правомочны
на принятие к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном
порядке, а также по мотивам нецелесообразности - отказ от реализации тех либо
других предложений. Нормативно-правовое регулирование элемента системы местного
самоуправления - деятельность муниципальных служащих (п. 1 ст. 2 ФЗ от
02.03.2007 № 25-ФЗ) определяет профессиональную деятельность граждан: 1)
осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы; 2)
замещаемых путём заключения трудового договора или контракта; 3) имеющая цель -
обеспечение исполнения решений, принятых населением непосредственно, органами
местного самоуправления, обеспечение гражданам условий для реализации
инициативных форм участия в местном самоуправлении.
Поэтому,
структура системы местного самоуправления в РФ - это совокупность системы
местного самоуправления, выраженная инициативными формами осуществления
местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования
через деятельность органов местного самоуправления и муниципальных служащих,
реализуя различными предназначением и участками применения инфраструктуры
муниципальных образований.
.3 Понятие функции местного самоуправления и их цели
Существующие в немалом числе исследования по местному самоуправлению
однозначно не определяя его функции в своём политико-правовом институте в
обществе и системе публичного властвования, обуславливая отсутвие в правовой
науке единого мнения относительно терминологии, систематизации, содержания
функционального назначения местного самоуправления, не разграничивает их в
качестве системы политико-правового института и функции его органов.
Каковыми являются характеристические особенности функций местного
самоуправления? Местное самоуправление в качестве целостной системы является
социальным, а также политико-правовым институтом, имея условный характер, так
как функциональное предназначение системы местного самоуправления проявляются
через функциональное предназначение органов местного самоуправления.
Теоретическое же толкование данной проблемы характеризуется своей
многоаспектностью, позволяя отдельным авторам анализировать его в качестве
одной из основ конституционного строя, право населения на самостоятельное
решение вопросов местного значения, форму народовластия, разновидность
социального управления, деятельность граждан по самостоятельному разрешению
вопросов местного значения, институт гражданского общества.
Нормативно-правовое регулирования проблематики функций местного
самоуправления заключается в регламентации «расходных» полномочий местного
самоуправления - реформирование ЖКХ, социальная сфера, управление муниципальной
собственностью, транспорт, разработка генеральных планов, планов развития
территорий и иные полномочия местного самоуправления (ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ).
Некоторые авторы не акцентируют своё внимание на понятии «функции
местного самоуправления», характеризуя их такими двумя видами взаимодействиями
как взаимодействия между элементами системы в рамках сложившейся структуры и
взаимодействия системы с другими системами, когда стоит дифференцировать
функциональное предназначение местного самоуправления в системе местного
самоуправления и функциональное предназначение элементов данной системы.
Поэтому, общие социальные функции местного самоуправления,
характеризующиеся основополагающими функциями местного самоуправления,
обусловленные удовлетворением базовых потребностей населения муниципального
образования, путём законодательного, посредствам организационно-материальных, а
также других ресурсов.
Следовательно, экономическая функция местного самоуправления,
обусловленная результативностью осуществления, находящаяся в прямой зависимости
от финансово-материальной самодостаточности муниципального образования,
определяется способом организации органов местного самоуправления.
Таким образом, функция демократизации местного самоуправления, выраженная
в наиболее приближенной к населению, обусловленная объективным вовлечением
населения в управление своей территорией для удовлетворения основных
потребностей политической жизни муниципального образования, характеризующаяся
максимальной приближенностью к объектам управления, объективно требующая децентрализации
органов местного самоуправления от органов государственной власти в РФ.
Итак, функции органов местного самоуправления представляют собой
объективно характеризуемые, получившие нормативно-правовое закрепление и
направления деятельности муниципальных органов, которые являются организационно
обеспеченными направления деятельности, при использовании форм представительной
демократии и непосредственном участии жителей, включающие в себя воздействие на
общественные отношения для удовлетворения основных жизненных потребностей
населения и улучшения условий его проживания.
2 Прикладные
аспекты конституционных основ местного самоуправления в РФ
.1 Полномочия местного самоуправления
Каким образом реализуются полномочия органов местного самоуправления?
Традиционно полномочия органов местного самоуправления в науке
конституционное (государственное) права дифференцируются на «собственные»
(полномочия органов местного самоуправления непосредственно связаны с
предметами ведения муниципального образования) и «делегированные» - отдельные
государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного
самоуправления. Реализация «собственные» полномочия органов местного
самоуправления имея непосредственную взаимосвязь с предметами ведения
муниципального образования, наличествуя своими основным ядром, выраженных в
полномочиях по решению вопросов местного значения, сопряжена с противоречиями в
законодательстве, которые касаются вопросов местного значения, прав органов
местного самоуправления. «Иные» же вопросы, являясь, определённым резервом для
муниципальных образований в вопросах местного значения, отнесённые к ведению
муниципального образования тогда, когда они являются принятыми к исполнению на
данном уровне, существуют в период до их изъятия из этого ведения и передачи в
ведение иного субъекта права.
Законодательное регулирование вопросов местного значения в качестве
правовой категории, которая имеет отношение к компетенции муниципальных
образований, характеризуется: 1) понятием полномочий непосредственно органов и
должностных лиц местного самоуправления (ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ);
2)
иные вопросы, которые являются не отнесенными вопросами к компетенции органов
местного самоуправления и иных муниципальных образований, органов
государственной власти и не исключенные из их компетенции ФЗ и законами
субъектов Федерации. (ч. 2 ст. 14.1, ст. 15.1, 16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ);
3) вопросы по конкретным сферам управления, определяясь объёмом содержания
данных вопросов - примерами могут служить ЗК РФ, ЖК РФ и иные
нормативно-правовые акты; 4) вопросы, не отнесенные к вопросам местного
значения, то есть создание музеев муниципального района, участие в организации
и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных
предприятий и учреждений и иные вопросы (ч. 1 ст. 14.1, ст. ст. 15.1 и 16.1 ФЗ
от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Отмечая
собственную позицию относительно полномочий органов местного самоуправления,
необходимо выделить то, что ключевую роль в самоуправленческой деятельности
играют именно органы местного самоуправления, где содержание наиболее полно
отражается в полномочиях или в конкретных правах, а также обязанностях данных
органов.
Поэтому,
полномочиями органов местного самоуправления являются собственные полномочия
(полномочия органов местного самоуправления непосредственно связаны с
предметами ведения муниципального образования), делегированные полномочия
(отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы
местного самоуправления) и иные вопросы как определённый резерв для муниципальных
образований в вопросах местного значения, отнесённые к ведению муниципального
образования (Приложение Г).
Как
осуществляются полномочия органов местного самоуправления по принятию
нормативных правовых актов?
Законодательное
регулирование понятия муниципального правового акта, выражается решением,
которое является принятым решением по вопросам, принятыми непосредственным
образом населением муниципального образования по вопросам местного значения и
органом местного самоуправления и/или должностным лицом местного
самоуправления:
)
местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления ФЗ и законами субъектов РФ,
отнесённым уставом муниципального образования, руководствуясь ФЗ к полномочиям органов
местного самоуправления и/или должностных лиц местного самоуправления (ФЗ от
06.10.2003 № 131-ФЗ);
)
документально оформленным, обязательным с целью исполнения на территории
муниципального образования, устанавливающие (изменяющие) общеобязательные правила
либо правила, которые имеют индивидуальный характер (ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ);
)
ведение регистра законодательством субъекта РФ, путём реализации полномочий
органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения,
осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств регионального
бюджета (подп. 64 п. 2 ст. 26.3 и ч. 2 ст. 43.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Возможности
издания главой муниципального образования муниципальных правовых актов от
собственного имени законодательно характеризуется как полномочия по изданию
постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности
представительного органа муниципального образования в случае, если глава
муниципального образования исполняет полномочия:
)
председателя представительного органа (постановлений) и распоряжений местной
администрации;
)
главы местной администрации (ч. 4 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Докторальное
толкование проблематики полномочий органов местного самоуправления по принятию
нормативных правовых актов включает в себя определение отсутствия легальной
дефиниции муниципального нормативного правового акта, законодательного
закрепления признаков муниципального нормативного правового акта, решение
вопроса о квалификации муниципального правового акта в качестве нормативного
либо его правоприменительного значения.
Судебная
практика относительно вопроса полномочий органов местного самоуправления по
принятию нормативных правовых актов разрешает понять суть термина
муниципального нормативного правового акта при помощи базовых признаков
нормативных правовых актов, выявленных судебной практикой, которая определяет
существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт:
)
издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной
власти, органом местного самоуправления либо должностным лицом;
)
наличие в нормативный правовой акт правовых норм или правил поведения, которые
являются обязательными правовыми нормами либо правилами поведения для
неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применения,
направленные на урегулирование общественных отношений или на изменение
(прекращение) существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от
29. 11. 2007 год № 48).
Следовательно,
полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых
актов выражается нормативностью, связанной собственно с установлением
нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения субъектов,
рассчитанных на неоднократное их применение, индивидуализированным в отношении конкретного
объекта регулирования, которое находится в регламентации местного
самоуправления (Приложение Д).
Чем выражается наделение органов местного самоуправления в РФ отдельными
государственными полномочиями?
Актуальность исследование поставленного вопроса включает в себя
взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в РФ
сквозь призму институт наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями.
Нормативно-правовое регулирование наделение отдельных государственных
полномочий, возложенных на органы местного самоуправления в РФ, определяется
ключевым понятием в законодательстве РФ, передающим смысл осуществления
органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
представляет собой понятие «наделение» и «передача» (Конституция РФ и ФЗ от
06.10.2003 № 131-ФЗ) (Приложение Е).
Юридическая литература обуславливает таких несколько основных подходов к
характеристике наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями как тождественные категории, различные понятия,
элементы наделения государственными полномочиями («делегирование» и
«передача»), «передача» - родовое понятие по отношению к видовым понятиям
«наделение» и «делегирование», вместо понятия «наделение» более удачным
представляется использование термина «делегирование государственных
полномочий».
Поэтому,
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями, обусловленное регламентацией в Конституциях и Уставах субъектов
Федерации, которые являются принятыми законодательными актами, согласно
Основному Закону РФ, выражаемое делегированием, передачей, возложением и
предоставлением данных полномочий (региональное законодательство), а также
предоставлением в распоряжение, поручение кому-нибудь другому (федеральное
законодательство) (Приложение Ж).
.3 Конституционные гарантии местного самоуправления
Вопрос изучения конституционных гарантий местного самоуправления
включающий в себя исследование данных необходимых условий, которые
обуславливают основные признаки института местного самоуправления, вбирающий в
себя анализ таких определённых гарантий местного самоуправления как обеспечение
конституционных основ, а также принципов местного самоуправления, являющихся
закреплёнными за местным самоуправлением прав посредствам нормативно правовых
актов.
Актуальность и значимость проведение исследования конституционных
гарантий местного самоуправления, представляющая собой изучение особенностей
деятельности местного самоуправления, имеющая свою объективную необходимость,
выраженная в дальнейшем укреплении и развитии РФ как современного
демократического государства.
Основной Закон РФ, определяющий права и свободы в разнообразных
выражениях, регламентирующий одни как права, закреплённые в качестве гарантий,
а другие - в роли объекта охраны (защиты) со стороны государства (закона),
характеризуя признание тех либо других прав, обуславливает то либо иное право в
качестве своеобразной его гарантии, невозможности его отрицания (Конституция
РФ).
Проблематика гарантий местного самоуправления в качестве предмета
исследования на докторальном уровне, выражаемая отсутствием единообразного
подхода к терминологии «гарантии местного самоуправлении», не исчерпывая её
содержания, характеризуется:
) совокупностью правовых норм, которые гарантируют реализацию местного
самоуправления; 2) условиями, средствами, механизмами, обеспечивающие
реальность прав, а также обязанностей местного самоуправления, возможность их
реализации, включая наличие правовых средств их защиты;
) факторами, которые обеспечивают реальность прав и обязанностей местного
самоуправления, а также возможность их фактической реализации гражданами,
должностными лицами и органами местного самоуправления.
Что касается авторской позиции по проблеме конституционных гарантий
местного самоуправления, то здесь целесообразно выделить то, что гарантиями
местного самоуправления являются созданные государством условия, которые
являются необходимыми условиями, а также средства, снабжающие фактическое
осуществление, включая всестороннюю охрану прав местного самоуправления.
Поэтому, теоретическое толкование гарантий местного самоуправления,
заключаемое в их нормативном закреплении, сориентированное на предоставление
местному самоуправлению реализации своих прав, представлено таким немаловажным
элементом системы гарантий местного самоуправления как механизм судебной
защиты.
Нормативно-правовое регулирование такой конституционной категории как
гарантии местного самоуправления, находясь в диспозициях Основного Закона РФ и
ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, регулируются положениями о гарантиях и защите прав
местного самоуправления, которая реализуется:
1)
в основании конституционного строя, то есть местное самоуправление (ст. 12
Конституция РФ); 2) в судебной защите местного самоуправления (ст. 133
Конституция РФ); 3) средства обеспечения права населения на самостоятельное
решение вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституция РФ);
)
способа обеспечения непосредственного действия прав и свобод человека и
гражданина (ст. 18 Конституция РФ). Следовательно, конституционно правовой
аспект гарантий местного самоуправления в РФ, выражаясь в императивном способе
своего регулирования (форма общеобязательного предписания, адресованного РФ,
как демократическим государством), своей деятельностью гарантирующее местное
самоуправление, в качестве одной из основ конституционного строя, конкретизируя
эту норму, при установлении гарантированного права местного самоуправления на
судебную защиту. Таким образом, гарантии местного самоуправления,
характеризуемые подсистемой общих гарантий, выраженные сложившимися
господствующими общественными отношениями экономического, социального,
политического характера, связаны с конкретными правовыми механизмами
функционирования местного самоуправления сквозь призму общественных связей
публичного управления общественной жизнью (Приложение И).
Заключение
Выводы. Местное самоуправление в РФ как форма осуществления народом своей
власти, которая обеспечивается в своём правовом поле, обусловлено
самостоятельным и под свою ответственность решением населением вопросов
местного значения непосредственным образом и/или через органы местного
самоуправления, отталкиваясь от интересов населения, учитывая исторические и
другие местных традиции.
Структура системы местного самоуправления в РФ в качестве совокупности
системы местного самоуправления, выраженной инициативными формами осуществления
местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования
через деятельность органов местного самоуправления и муниципальных служащих,
реализуется различными предназначением и участками применения инфраструктуры
муниципальных образований.
Функции органов местного самоуправления представляют собой объективно
характеризуемые, получившие нормативно-правовое закрепление и направления
деятельности муниципальных органов, которые являются организационно
обеспеченными направления деятельности, при использовании форм представительной
демократии и непосредственном участии жителей, включающие в себя воздействие на
общественные отношения для удовлетворения основных жизненных потребностей
населения и улучшения условий его проживания, представлены:
) основополагающими функциями, то есть общие социальные функции местного
самоуправления, характеризуются удовлетворением базовых потребностей населения
муниципального образования, путём законодательного, посредствам
организационно-материальных, а также других ресурсов;
) экономической функцией, обусловленная результативностью осуществления,
находящаяся в прямой зависимости от финансово-материальной самодостаточности
муниципального образования, определяется способом организации органов местного
самоуправления;
) функцией демократизации местного самоуправления, как объективное
вовлечение населения в управление своей территорией для удовлетворения основных
потребностей политической жизни муниципального образования, при децентрализации
органов местного самоуправления от органов государственной власти в РФ.
Полномочиями органов местного самоуправления являются собственные полномочия,
делегированные полномочия и иные вопросы как определённый резерв для
муниципальных образований в вопросах местного значения, отнесённые к ведению
муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативных
правовых актов выражается нормативностью, связанной собственно с установлением
нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения субъектов,
рассчитанных на неоднократное их применение, индивидуализированным в отношении
конкретного объекта регулирования, которое находится в регламентации местного
самоуправления.
Наделение
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,
обусловленное регламентацией в Конституциях и Уставах субъектов Федерации,
которые являются принятыми законодательными актами, согласно Основному Закону
РФ, выражаемое делегированием, передачей, возложением и предоставлением данных
полномочий (региональное законодательство), а также предоставлением в
распоряжение, поручение кому-нибудь другому (федеральное законодательство).
Конституционные
гарантии местного самоуправления, характеризуемые подсистемой общих гарантий,
выраженные сложившимися господствующими общественными отношениями экономического,
социального, политического характера, связаны с конкретными правовыми
механизмами функционирования местного самоуправления сквозь призму общественных
связей публичного управления общественной жизнью, представлены:
)
экономическими гарантиями как единство экономического пространства, поддержка
конкуренции, предпринимательской, а также другой хозяйственной деятельности,
многообразие и равноправие форм собственности, включая и муниципальную
собственность, их равная правовая защита, которая обеспечивает развитие
стабильной материально-финансовой основы местного самоуправления;
)
политико-правовыми гарантиями в качестве совокупности правовых норм, которые
обеспечивают деятельность всей системы местного самоуправления, регулируемые
Основным законом РФ, ФЗ и подзаконными актами, законами и подзаконными актами
субъектов РФ, уставами муниципальных образований, преследуя достижение общей
цели:
а)
обеспечение полноценной деятельности местного самоуправления в решении вопросов
местного значения; б) защиту местного самоуправления и судебную защиту;
)
социальными гарантиями, выраженные в организации условия с целью общественного
развития на территории того либо другого муниципального образования; 4)
организационными гарантиями, определяемые гарантиями местного самоуправления,
которые создают условия для использования демократии гражданами местного
самоуправления в непосредственной форме и в представительной форме с целью её
осуществления и проявления;
)
культурно-духовными гарантиями местного самоуправления, являющиеся осознанием
населения системы культурных ценностей, ориентаций человека в обществе, включая
решение вопросов местного значения;
)
специальными (юридическими) гарантиями, включающие в себя совокупность правовых
норм, которые обеспечивают возможность эффективной реализации прав местного
самоуправления, закрепляющих правовые возможности их судебную защиту,
закреплённые в форме конкретных требований, адресованных всем возможным
субъектам конституционно-правовых отношений. Практическая значимость.
Вышеуказанные выводы носят практический, прикладной характер, в связи с тем,
что развитие РФ в рамках демократического, правового государства во многом
зависит от эффективности организации системы органов местного самоуправления,
деятельность, которой приобретает особое значение в сфере местного
самоуправления, находясь в стадии реформирования.
Глоссарий
№ п/п
|
Новое понятие
|
Определение
|
1
|
Конституционные гарантии
местного самоуправления
|
подсистема общих гарантий,
выраженные сложившимися господствующими общественными отношениями
экономического, социального, политического характера, связаны с конкретными
правовыми механизмами функционирования местного самоуправления сквозь призму
общественных связей публичного управления общественной жизнью
|
2
|
Культурно-духовные гарантии
местного самоуправления
|
осознание населением
системы культурных ценностей, а также ориентаций человека в обществе, включая
решение вопросов местного значения
|
3
|
Местное самоуправление в РФ
|
форма осуществления народом
своей власти, которая обеспечивается в своём правовом поле, обусловленное
самостоятельным и под свою ответственность решением населением вопросов
местного значения непосредственным образом и/или через органы местного
самоуправления, отталкиваясь от интересов населения, учитывая исторические и
другие местных традиции
|
4
|
Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями
|
регламентация в
Конституциях и Уставах субъектов Федерации, которые являются принятыми
законодательными актами, согласно Основному Закону РФ, делегирование,
передача, возложение и предоставлением данных полномочий (региональное
законодательство), а также предоставлением в распоряжение, поручение
кому-нибудь другому (федеральное законодательство)
|
5
|
Организационные гарантии
местного самоуправления
|
гарантии местного
самоуправления при использовании демократии в непосредственной и
представительной формах, создающие условия с целью осуществления и проявления
гражданами их местного самоуправления
|
6
|
Политико-правовые гарантии
местного самоуправления
|
совокупность правовых норм,
которые обеспечивают деятельность всей системы местного самоуправления,
регулируемые Основным законом РФ, ФЗ и подзаконными актами, законами и
подзаконными актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований,
преследуя достижение такой общей цели как обеспечение полноценной
деятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения,
защиту местного самоуправления и судебную защиту
|
7
|
Полномочия органов местного
самоуправления по принятию нормативных правовых актов
|
нормативность, связанная
собственно с установлением нормативными правовыми актами общеобязательных
правил поведения субъектов, рассчитанных на неоднократное их применение,
индивидуализированным в отношении конкретного объекта регулирования, которое
находится в регламентации местного самоуправления
|
8
|
Социальные гарантии
местного самоуправления
|
гарантии местного
самоуправления, организовывающие условия с целью общественного развития на
территории того либо другого муниципального образования
|
9
|
Специальные или юридические
гарантий местного самоуправления
|
совокупность правовых норм,
которые обеспечивают возможность эффективной реализации прав местного
самоуправления, закрепляющих правовые возможности их защиты, включая судебную
защиту, получившие закрепление в форме конкретных требований, адресованных
всем возможным субъектам конституционно-правовых отношений
|
10
|
Структура системы местного
самоуправления в РФ
|
совокупность системы
местного самоуправления, выраженная инициативными формами осуществления
местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования
через деятельность органов местного самоуправления и муниципальных служащих,
реализуя различными предназначением и участками применения инфраструктуры
муниципальных образований
|
11
|
Функции органов местного
самоуправления
|
объективно характеризуемые,
получившие нормативно-правовое закрепление и направления деятельности
муниципальных органов, которые являются организационно обеспеченными
направления деятельности, при использовании форм представительной демократии
и непосредственном участии жителей, включающие в себя воздействие на
общественные отношения для удовлетворения основных жизненных потребностей
населения и улучшения условий его проживания
|
12
|
Экономические гарантии
местного самоуправления
|
Список
использованных источников
1 «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в
Страсбурге 15.10.1985) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания
«Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституция РФ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] /
Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный
ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный
ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный
ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный
ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]
/ Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституция РТ от 06.11.1992 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституция РБ от 24.12.1993 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от
05.04.1994 года // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».
Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституции Адыгеи от 10.03.1995 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституция РМ от 21 09. 1995 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Конституция РА (Основной Закон) (принята Законом РА от
07.06.1997 № 21-4) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед.
Обновление 13 .08. 2013
Конституция РК от 11. 11. 2008 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Краснодарского края от 10.11.1993 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Ленинградской области: Областной закон от 27.10.1994
года № 6-оз // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед.
Обновление 13 .08. 2013
Устав Иркутской области от 19.01.1995 года // СПС «Гарант» [Электронный
ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Нижегородской области от 18.04.1995 года // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав Архангельской области от 23.05.1995 года // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав (Основной закон) Алтайского края от 05.06.1995 года №
3-ЗС // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед.
Обновление 13 .08. 2013
Устав (Основной закон) Амурской области от 13.12.1995 года //
СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13
.08. 2013
Устав Ярославской области от 23.05.1995 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Пермской области от 27.07.1995 года № 136 // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав (Основной закон) Орловской области от 26.02.1996 года №
7-ОЗ // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед.
Обновление 13 .08. 2013
Устав Кировской области от 27.03.1996 года № 12-ЗО // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав Ивановской области от 08. 05. 1996 года № 20-03 // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав Тверской области от 05.11.1996 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Кемеровской области от 09.04.1997 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Смоленской области от 15.05.2001 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Вологодской области от 03.10.2001 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Устав Тульской области от 12.11.2001 года № 265-ЗТО // СПС
«Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08.
2013
Устав Курганской области от 28.11.2004 года // СПС «Гарант»
[Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013
Административное и муниципальное право [Текст] : информ.-
аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Логос»». - М.: Логос, 2011. - ISSN
5628-2691, 2011, № 12, 15
Баглай, М.В. Конституционное право РФ [Текст] : учебник /
М.В. Баглай - М.: Норма, 2010. - 800 с. - ISBN 5-89123-491-2.
Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное
правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России [Текст] :
монография / Н.С. Бондарь - М: НОРМА, 2012. - 168 с.
Габричидзе, В.Н. Конституционное право современной России
[Текст] : учебник / В.Н. Габричидзе - М.: ДИС, 2011. - 492с. - ISBN
5-7975-0274-7.
Государственная власть и местное самоуправление [Текст] :
информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Дингрей»». - М.: Дингрей,
2012, - ISSN 2673-6820, № 5, 9.
Журнал российского права [Текст] : информ.- аналит. журн. /
учредитель ООО «Компания «Диана»». - М.: Диана, 2010. ISSN 2941-7386. 2010, №
12
Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] : учебник
/ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - М.: Юристъ, 2011. - 678 с. - ISBN 5-98553-004-3.
Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в РФ [Текст] :
учебник / Н.М. Колосова - М.: Городец, 2010. - 288 с. - ISBN 5-8401-0007-2.
Конституционное и муниципальное право [Текст] : информ.-
аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Мираж»». - М.: Мираж, 2011, ISSN
3381-4590. 2011, № 2
Конституционное право РФ. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие
/ Под ред. Б.Н. Топорнина - М.: Академкнига, 2010. - 538 с. - ISBN
5-7975-0638-6.
Михайлов, В.И. Проблемы правового регулирования
территориальной основы местного самоуправления в субъектах РФ [Электронный
ресурс] : дис. ... к.ю.н. М., 2010. - 134 с.
Муниципальная служба: правовые вопросы [Текст] : информ.-
аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Кристалл»». - М.: Кристалл, 2011.
ISSN 1725-9907. 2012, № 2
Российский юридический журнал [Текст] : информ.-аналит. журн.
/ учредитель ООО «Компания «Локос»». - М.: Локос, 2010. ISSN 1736-8450. 2010, №
5
Тимофеев, Н.С. Местное самоуправление в России: основы и
пределы (конституционно-правовые аспекты) [Электронный ресурс] : автореф. дис.
... д.ю.н. / Н.С. Тимофеев - М., 2010 - 129 с.
Усанов, В.Е. Конституционное право РФ [Текст] : учебник /
В.Е. Усанов, С.В. Хмелевский - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 501 с. - ISBN 5-8323-0095-5.
Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения
государственной власти между РФ и её субъектами [Текст] : монография / В.А.
Черепанов - М.: МЗ Пресс, 2010. - 264 с.
Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст] : учебник /
В.Е Чиркин - М.: Юристъ, 2011. - 568 с. - ISBN 5-7357-0204-1.
Список
сокращений
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс;
ЖК - жилищный кодекс;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
ЗК - Земельный кодекс;
ЗТО - Закон Тульской области;
оз - областной закон;
ООО - общество с ограниченной ответственностью;
ПК - Пермский край;
РА - Республика Алтай;
РБ - Республика Башкортостан;
РК - Республика Коми;
РМ - Республика Мордовия;
РТ - Республика Татарстан;
РФ - Российская Федерация;
СПС - справочно-правовая система;
ФЗ - Федеральный закон.
Приложение А
Понятие местного самоуправления в РФ
Приложение Б
Структура системы местного самоуправления в РФ
Понятие функции местного самоуправления и их цели
Приложение Г
Полномочия органов местного самоуправления
Приложение Д
Полномочия органов местного самоуправления по принятию нормативных
правовых актов
Приложение Е
Сущность, видовой состав и форма Конституции РФ
Нормативно-правовое
регулирование наделение отдельных государственных полномочий, возложенных на
органы местного самоуправления в РФ
|
Характер наделения
|
Нормативно-правовое
регулирование
|
Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей
необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств,
подконтрольной государством
|
«Европейская хартия
местного самоуправления», ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, ст. 132 Конституция
РТ, а также иные Конституции и Уставы субъектов Федерации
|
Возложение и наделение отдельных
государственных полномочий органам местного самоуправления
|
Конституция РБ, Степное
Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994 года, Устав
Смоленской области от 15.05.2001 года
|
Возложение, делегирование,
наделение, передача, предоставление отдельных государственных полномочий
органам местного самоуправления
|
Устав Пермской области от
27.07.1995 года № 136
|
Возложение, наделение,
передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
|
Уставы Пермского края от
27.04.2007 № 32-ПК, Красноярского края от 05. 06. 2008 года, Курганской
области от 28.11.2004 года и Тульской области от 12.11.2001 года № 265-ЗТО
|
Делегирование и наделение
отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
|
Конституции Адыгеи от 10.
03. 1995 года, Уставы Архангельской области от 23.05.1995 года и Самарской
области от 18. 12. 2006 года № 179-ГД, Уставы (Основной закон) Орловской
области от 26.02.1996 года № 7-ОЗ, Рязанской области от 18. 11. 2005 года
|
|
Делегирование, наделение, передача
отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
|
Конституции РА, РМ, Уставы
Вологодской области от 03.10.2001 года и Ивановской области от 08. 05. 1996
года № 20-03, а также Устав Ленинградской области: Областной закон от 27.10.1994
года № 6-оз
|
|
Наделение, передача,
предоставление отдельных государственных полномочий органам местного
самоуправления
|
Уставы Краснодарского края
от 10.11.1993 года, Кировской области от 27.03.1996 года № 12-ЗО
|
|
Передача и наделение
отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
|
Конституция РК, Уставы
(Основные законы) Алтайского края от 05.06.1995 года № 3-ЗС, Амурской области
от 13.12.1995 года, Уставы Иркутской области от 19.01.1995 года, Кемеровской
области от 09.04.1997 года, Нижегородской области от 18.04.1995 года,
Тверской области от 05.11.1996 года, Ярославской области от 23.05.1995 года
|
|
Передача отдельных
государственных полномочий органам местного самоуправления ФЗ, Законы
субъектов Федерации
|
п. 8 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003
№ 131-ФЗ
|
|
Приложение Ж
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями
Приложение И
Гарантии местного самоуправления
Гарантии местного
самоуправления
|
1
|
2
|
Культурно-духовные гарантии
|
охрана объектов культурного
наследия, то есть памятников истории и культуры, муниципального или местного
значения, которые являются расположенными объектами на территории
муниципального образования (п. 13.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
|
сохранение и использование,
а также популяризация таких объектов культурного наследия как памятников
истории и культуры, которые находятся в собственности муниципального
образования (п. 13 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
Организационные гарантии
|
решение вопросов
самостоятельного определения населением структуры органов местного
самоуправления (ст. 131 Конституции РФ)
|
|
самостоятельность местного
самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. 12 Конституции РФ)
|
|
так называемое выделение
органов местного самоуправления из системы органов государственной власти
(ст. 12 Конституции РФ)
|
Политико-правовые гарантии
|
признание публичного
характера муниципальной власти разграничение полномочий между РФ, органами
государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления
(ст. 4 - 6 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
|
разделение властей по
вертикали, в качестве составной часть политико-правового режима государства,
часть которого - отделение муниципальной власти (ст. 10, 12 Конституции РФ)
|
Ограничительные гарантии
|
запрете на ограничение прав
муниципальных образований, которые являются закреплёнными в Основном Законе
РФ и ФЗ (ст. 43 Закона о местном самоуправлении 2003 г.)
|
Социальные гарантии
|
развитие системы социальных
служб (ст. ст. 7 и 71 Конституции РФ)
|
|
установление пособий и
субсидий, поддержка семьи, материнства и детства (ст. ст. 7 и 71 Конституции
РФ)
|
Специальные или юридические
гарантии
|
судебные гарантий местного
самоуправления право на обращение в судебные органы с соответствующими
обращениями, обуславливая судебный порядок отмены решений, которые являются
принятыми решениями населением (органами местного самоуправления) (ст. 133
Конституции РФ) гарантии обеспечения исполнения муниципальных правовых актов,
принятых органами местного самоуправления (ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
|
|
|
гарантии ответственности за
ущерб, причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов
гарантии судебного обжалования законов и иных нормативных правовых актов
федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней по вопросам
местного самоуправления гарантии судебного обжалования муниципальных правовых
актов (гл. 25 ГПК РФ)
|
|
|
гарантии судебной защиты
прав граждан и органов местного самоуправления при принятии устава
муниципального образования гарантии судебной защиты прав и интересов
муниципального образования при временном осуществлении органами
государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
(ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
|
|
гарантии судебной защиты
прав граждан на осуществление местного самоуправления и иных прав граждан на
территории муниципального образования
|
Экономические гарантии
|
возможность нахождения в
муниципальной собственности земли, а также иных природных ресурсов (ст. 9
Конституции РФ)
|
|
право установления местных
налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ) право на дотации и субвенции (ст.
36, 37 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
|
|
признание, а также равная
защита государством муниципальной собственности наряду с другими формами
собственности (ст. 8 Конституции РФ)
|
|
самостоятельное решение
населением вопросов владения, пользования, а также распоряжения муниципальной
собственностью (ст. 130, 132 Конституции РФ)
|