Земельное право в современной России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Земельное право в современной России













Земельное право в современной России

Содержание

Введение

Что такое земельное право?

Понятие земельного права

Субъекты земельных правоотношений

Виды земельных правоотношений

Метод правового регулирования земельных отношений

Земельное право в системе права

Принципы земельного права

Законодательные источники принципов земельного права

Общеправовые принципы земельного законодательства

Отраслевые принципы земельного права

Особенности земельного права

Понятие земельного правоотношения

Классификация земельных правоотношений

Особенности земельных правоотношений

Право собственности на землю в современной России

Начало земельной реформы

Массовая приватизация земель

Земельный кодекс РФ

Заключение

Введение

Основы действующего в нашей стране земельного законодательства определены Конституцией РФ, которая исходит из того, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Согласно статье 9 Конституции РФ, природные ресурсы, в том числе и земля, могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Участниками земельных правоотношений могут являться: органы власти регионов Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современную эпоху всесторонний анализ особенностей земельного права, действующего в России, имеет особое значение.

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

.дано понятие земельного права;

2.определены принципы земельного права;

.выяснены особенности земельного права;

.проанализирована реализация права собственности на землю в современной России.

Что такое земельное право?

Самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли, понимаемой как природный ресурс и объект недвижимого имущества, называется земельным правом. Его целью является обеспечение экономического развития России, оптимальное сочетание интересов государства, общества и каждого конкретного гражданина.

Предмет земельного права

Для предмета земельного права характерен дуализм, поскольку оно регулирует сразу две группы отношений:

.использование земель;

2.охрана земель.

В первую группу входят вопросы предоставления участков гражданам и юридическим лицам и прекращения прав на использование земли, а также нормы ответственности за земельные правонарушения, особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.

Охрана земель связана со специальными экологическими требованиями, предъявляемыми ко всем правообладателям земельных участков. Причем, соблюдение и исполнение установленных нормативов позволяет обеспечить рациональное использование этих участков.

С одной стороны, земельное право регулирует отношения, связанные с управлением природными ресурсами государства. И это роднит его с водным, горным и лесным правом. А с другой стороны, существует тесная связь между земельным и экологическим правом.

Земельное законодательство

Основы действующего в нашей стране земельного законодательства определены Конституцией РФ, которая исходит из того, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Согласно статье 9 Конституции РФ, природные ресурсы, в том числе и земля, могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной или иных формах собственности.

А статья 36 основного закона нашей страны закрепляет за гражданами и их объединениями право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, если это не нарушает законные интересы других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Действующее в России земельное законодательство состоит из целого комплекса федеральных законов, а также нормативных актов субъектов Федерации. Центральное место в этой системе занимает Земельный кодекс РФ. Он рассматривает землю как объект права сразу в трех категориях:

.природный ресурс;

2.часть экологической системы;

.недвижимое имущество.

Во-первых, земля является компонентом природной среды, она может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, выступая при этом в качестве средства производства или территории, предназначенной для размещения различных объектов.

Во-вторых, земля - это неотъемлемая часть экологической системы, сохраняющая свои свойства, что позволяет создавать особо охраняемые природные территории, в том числе заповедники и заказники.

В-третьих, земельные участки представляют собой объекты недвижимости, которые могут принадлежать государству, юридическим или физическим лицам, а также находиться в гражданском обороте.

Основы земельного права

Земельное право основано на целом ряде принципов. Перечислим их все:

.учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

2.приоритет охраны земли над использованием ее в качестве объекта недвижимого имущества;

.дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

.участие граждан, общественных объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

.единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

.экологическая защита особо ценных земель и охраняемых природных территорий;

.платность использования земли;

.разграничение государственной собственности на землю, которая может находиться в хозяйственном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

.приоритет охраны жизни и здоровья человека;

.деление земель по целевому назначению на категории;

.сочетание интересов общества и законных интересов граждан как собственников земельных участков.

Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о ней как о природном объекте. Владельцы участков вправе распоряжаться своим имуществом, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не противоречит законным интересам других лиц. Земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые природные территории и участки, занятые объектами культурного наследия по закону запрещено использовать для иных целей.

В Российской Федерации выделяют девять основных категорий земель:

.сельскохозяйственные;

2.территории населенных пунктов;

.участки, занятые объектами промышленности, энергетики, транспорта и связи;

.особо охраняемые природные территории;

.участки, занятые объектами культурного наследия;

.лесной фонд;

.водный фонд;

.земли запаса.

Использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества. При этом гражданам России гарантировано право на свободное владение и распоряжение принадлежащими им участками.

Институты земельного права

Земельное право состоит из собственных институтов, природа которых обусловлена характером регулируемых ими отношений.

Общая часть земельного права складывается из института собственности на землю, ограничения вещных прав, оборота участков, управления земельным фондом, экологических требований и ответственности за допущенные правонарушения.

Особенную же часть земельного права представляют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых гражданам или юридическим лицам органами государственной и муниципальной власти по целевому назначению.

Понятие земельного права

Земельное право - это самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.

В список первоочередных интересов земельного права входят:

.охрана природных ресурсов;

2.право собственности и другие вещные права;

.порядок межевания участков;

.ограничения по использованию отдельных категорий земель;

.особенности гражданского оборота объектов недвижимости;

.работа органов государственной власти в экологической сфере;

.обеспечение рационального использования земель.

Ученые-юристы признают земельное право самостоятельной отраслью российского права, поскольку оно имеет собственный предмет - земельные отношения, а также специфические методы их регулирования.

Субъекты земельных правоотношений

Участниками земельных правоотношений могут являться: органы власти регионов Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица. Особенностями земельного права является то, что его субъекты также подразделяются на следующие категории:

.собственники владеют и распоряжаются принадлежащими им участками;

2.землепользователи обладают правами безвозмездного срочного или постоянного бессрочного пользования участками;

.землевладельцы получили свои наделы по наследству;

.арендаторы заключили договоры аренды или субаренды;

.обладатели сервитута имеют ограниченное право пользоваться участками, принадлежащими другим лицам.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения напрямую связаны с использованием и охраной земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории каждого конкретного государства. Такие отношения возникают между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Выделяют четыре группы земельных правоотношений:

.регулятивные;

2.правоохранительные;

.материальные;

.процессуальные.

Регулятивные правоотношения возникают при совершении субъектами различных действий, связанных с использованием и распоряжением земельными участками.

Материальные правоотношения основаны на нормах земельного права, устанавливающих существенные права и обязанности субъектов.

Процессуальные правоотношения предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений уполномоченных органов в области земельных отношений, а также процедуру разрешения земельных споров.

Правоохранительные отношения возникают при необходимости юридического воздействия в ответ на нарушения земельного законодательства, допущенные отдельными лицами - арендаторами или землепользователями.

Метод правового регулирования земельных отношений

Земельное право регулирует отношения, связанные с предоставлением и использованием участков, а также вопросы охраны земельных ресурсов. Такой дуализм отражается и на методах, используемых данной отраслью права.

Совокупность приемов и способов, с помощью которых конкретные законы и нормативные акты воздействуют на регулируемые отношения, называются методом земельного права. Среди этих приемов и способов есть как императивные, которые связаны с подчинением одного субъекта другому на основе властных полномочий, так и диспозитивные, предполагающие равноправие и осуществление свободной воли участников правоотношений.

Императивные методы связаны, например, с изъятием участка у арендатора или землепользователя органами государственной и муниципальной власти. Такое возможно в случае различных нарушений, связанных с использованием земли. При этом в зависимости от обстоятельств и виновности конкретного лица, процедура изъятия проходит с предоставлением соответствующей компенсации за участок или без таковой.

Диспозитивные методы действуют с того момента, как субъект преступил к использованию земли, и вплоть до прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Среди способов регулирования земельных отношений выделяют:

.установление рационального целевого использования земли;

2.введение разрешительных правил вовлечения земельных участков в оборот;

.ограничение прав собственности отдельных лиц на участки в интересах общества;

.договорное регулирование земельных отношений;

.обязательный государственный контроль и надзор за деятельностью землепользователей.

Значительное количество земель по-прежнему находится в государственной собственности, поэтому передача участков в частные руки является актуальной мерой, направленной на обеспечение рационального использования земель.

Земельное право в системе права

Комплексный характер земельных отношений выражается в том, что они определяются не только нормами земельного права, но также и положениями гражданского, экологического и административного законодательства.

Гражданское право с земельным сближает имущественная природа регулируемых отношений, поскольку участки, как объекты недвижимости, являются предметами различных сделок.

В процессе государственного управления земельным фондом, привлечения различных лиц к ответственности за те или иные земельные правонарушения применяются административные методы. Также в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов, уполномоченных управлять земельным фондом. Различия земельного и административного права заключается лишь в сфере применения методов регулирования.

Взаимосвязь земельного и экологического права обусловлена тем, что земля является неотъемлемой частью окружающей среды, находящейся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы. То есть, участки подлежат охране, и земельное право, регулируя их рациональное использование, одновременно обеспечивает и охрану этого национального достояния.

Кроме того, земельное право родственно отраслям, определяющим использование природных ресурсов, так как земля представляет собой не только объект недвижимости, но и залог будущего благосостояния общества и государства. Объекты лесного, водного и горного права тесно связаны с землей, что обусловливает сходство принципов, методов правового регулирования и единство целей, стоящих перед всеми природноресурсными отраслями законодательства.

Принципы земельного права

Руководящие идеи и положения, основные начала, определяющие направленность и конкретное содержание правового регулирования земельных отношений, называются принципами земельного права. Их классифицируют по принадлежности к общей или особенной его части.

Отраслевые принципы обусловлены спецификой регулируемых отношений, правовым режимом отдельных категорий земель в Российской Федерации. А общеправовые принципы определяются Конституцией РФ, международными нормативными актами, они характерны для многих отраслей права.

Законодательные источники принципов земельного права

К законодательным источникам принципов земельного права относятся:

.Конституция России;

2.Земельный кодекс РФ;

.федеральные законы, регулирующие земельные правоотношения;

.нормативные акты субъектов Федерации.

Основной закон нашей страны гарантирует право граждан и их объединений владеть, использовать и распоряжаться землей. А в случае отказа в предоставлении участка органами государственной власти или местного самоуправления гражданин вправе обратиться в суд для защиты своих законных интересов. Кроме того, в Конституции России утверждено право граждан на информацию о реализации общественного контроля в сфере земельного права.

Земельный кодекс РФ закрепляет и конкретизирует принципы земельного права. Например, в нем содержится положение о приоритете сельскохозяйственных угодий над другими категориями земель, а также устанавливается необходимость их целевого использования.

Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" провозглашает принцип равноправия всех форм земельной собственности и способов хозяйствования.

Общеправовые принципы земельного законодательства

.учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

2.приоритет интересов народов, населяющих территорию Российской Федерации, и защиты прав человека;

.целевое использование земель;

.устойчивость права собственности на землю;

.платное использование земель;

.равноправие всех форм земельной собственности и способов хозяйственной эксплуатации угодий;

.рациональное использование земель;

.подконтрольность государству процессов использования и охраны земель;

.комплексный подход к использованию земель;

.сочетание интересов государства, общества и граждан;

.плановость в использовании земель.

Рассмотрим общеправовые принципы земельного права более подробно.

. Земля воспринимается как важнейшая составная часть природы, используемая в сельском и лесном хозяйстве, а также как основа любой деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и одновременно как недвижимое имущество.

. Каждый житель России может владеть, использовать или распоряжаться земельным участком. Это право закреплено в части 1 статьи 36 Конституции РФ. Граждане и общественные организаций участвуют в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

. В отличие от любого другого имущества землю разрешается использовать исключительно по целевому назначению. То есть, на сельскохозяйственных угодьях нельзя производить лесопосадки или строить различные здания и сооружения. Также как земли лесного фонда недопустимо, например, распахивать в агротехнических целях.

. Право на землю гражданам нашей страны гарантирует Конституция России. Люди могут получить участки и осуществлять свободную хозяйственную деятельность, в пределах установленных законом полномочий.

. Платное использование земель является обязательным условием их эффективной эксплуатации. Собственники участков вносят в бюджет государства соответствующий налог, а арендаторы - установленную плату.

. Равноправное положение всех форм земельной собственности и методов хозяйственной эксплуатации угодий выряжается в отсутствии господства каких-либо способов организации агротехнического производства над другими.

. Рациональное использование земель необходимо для их эффективной эксплуатации, которая выражается в получении максимальных урожаев и повышении плодородных качеств сельхозугодий.

. Государство контролирует соблюдение земельного законодательства всеми субъектами правоотношений. Хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель, поднадзорна органам власти различного уровня.

. Комплексный подход к использованию земель объясняется тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью, что необходимо учитывать.

. Использование и охрана земель осуществляются в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение и распоряжение своим участком, если это не противоречит законным интересам других лиц и не наносит экологического ущерба.

. Муниципалитеты обязаны принимать программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв и охране земельных ресурсов. А уполномоченные государственные органы должны создавать схемы землеустройства и разрабатывать методы использования и охраны природных ресурсов.

Отраслевые принципы земельного права

Специфика правового режима участков, входящих в государственный земельный фонд России, порождает принципы, присущие особенной части земельного права. Перечислим их все:

.приоритет сельскохозяйственных угодий над другими категориями земель;

2.территории поселений (городов, поселков и сел) относятся ко второй по значимости категории земель в России;

.третьими по ценности для государства и общества являются участки, занятые объектами промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения;

.важное место среди других категорий земель занимают особо охраняемые территории природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

.лесной фонд и его земли являются элементами экологической системы России;

.правовой режим земель водного фонда регулируется как водным, так и земельным законодательством, поэтому территории, занятые морями, реками и озерами, отнесены в отдельную категорию земель;

.вся остальная территория нашей страны, пока не занятая хозяйствующими субъектами, лесами и объектами водного фонда, относится к землям запаса, которые составляют своеобразный резерв России на будущее.

земельное право кодекс россия

Особенности земельного права

Главной целью действующего в России земельного права является обеспечение рационального использования и охраны земель. Кроме того, данная отрасль законодательства ставит перед собой задачу защиты прав собственников и арендаторов земли, сохранения окружающей среды, повышения плодородия почв, развития различных форм хозяйствования.

Предметом земельного права является особый вид общественных отношений, связанных с оборотом, использованием и охраной земель.

Понятие земельного правоотношения

Земельные правоотношения складываются между органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами по поводу распределения участков, распоряжения объектами недвижимости и их экологической защиты.

Особенностью земельных правоотношений является то, что различные властные структуры могут одновременно выступать и как регулирующие организации, и как владельцы данных объектов недвижимости.

Полномочия субъекта земельных отношений зависят от того, является он собственником участка или нет. Однако все владельцы, землепользователи и арендаторы обладают схожими правами и обязанностями. К ним относятся:

.право самостоятельно хозяйствовать на земле;

2.право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ;

.обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц;

.обязанность не наносить ущерба окружающей среде.

Кроме общих прав и обязанностей каждый собственник, землепользователь или арендатор имеет специальные полномочия и сферу ответственности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка, его особенностей и т.д.

Классификация земельных правоотношений

Характер земельных правоотношений зависит от степени взаимной обязанности их участников. По этому критерию они подразделяются на равноправные и императивные.

Равноправные земельные отношения возникают, как правило, между собственниками или арендаторами участков. Например, хозяйствующие субъекты, чьи владения расположены по соседству, вправе согласовать между собой порядок использования смежных территорий. Партнерские отношения также складываются между арендатором и арендодателем, колхозом, совхозом и трудовым коллективом, работающим на условиях внутрихозяйственного подряда. Все участники этих правоотношений обязаны уважать законные интересы друг друга и добиваться взаимного согласия.

Императивные земельные отношения основаны на подчиненности одного субъекта властным полномочиям другого. Так, уполномоченные органы управления могут давать указания землепользователю, контролировать его действия. Должностное лицо землеустроительной службы вправе требовать от хозяйствующего субъекта прекращения работ, наносящих вред сельскохозяйственным угодьям. А собственник или арендатор должен подчиняться таким требованиям.

По функциональному назначению земельные правоотношения подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Первые выражаются в совершении субъектами позитивных действий и основаны исключительно на нормах земельного законодательства.

Правоохранительные отношения, в свою очередь, несут в себе элементы административного права. Они возникают в случае различных нарушений, допущенных хозяйствующими субъектами, собственниками или арендаторами участков. Обязанность юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства лежит на властных структурах. А органы землеустроительной службы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной земель, например, вправе принять предупредительные меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

Земельные отношения также можно подразделять на имущественные или неимущественные - по критерию содержания.

Таким образом, среди разнообразных земельных отношений специалисты выделяют:

.равноправные;

2.императивные;

.регулятивные;

.правоохранительные;

.имущественные;

.неимущественные.

Особенности земельных правоотношений

В основе земельных отношений находится право собственности на конкретный участок. Но по своему содержанию они не ограничиваются лишь сферой использования и охраны земель. Земельные отношения охватывают более широкий спектр жизни и деятельности граждан России.

Часто с реализацией земельных отношений сопряжено использование водных или горных природных ресурсов, объектов недвижимости, особо охраняемых территорий (заповедников, заказников). Поэтому статья 3 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в подобных случаях используются нормы водного, лесного, горного или экологического законодательства.

А непосредственно земельные отношения, возникающие в связи с использованием любого природного объекта, могут быть урегулированы положениями земельного права. Обычно, использование определенной категории земель определяется нормами соответствующего законодательства. Так, Лесной кодекс РФ определяет особенности правового режима земель лесного фонда, закрепляет их классификацию на лесные и нелесные территории. А Водный кодекс РФ, со своей стороны, устанавливает особенности правового режима земель водного фонда, а также утверждает экологические требования, действующие в зонах санитарной охраны источников водоснабжения.

То есть, иногда земельные отношения могут быть определены не только положениями земельного права, но и нормами других природно-ресурсных отраслей законодательства России.

При регулировании земельных отношений особое внимание уделяется юридической процедуре перераспределения земель, изъятию и предоставлению участков, организации и планировке территории, межеванию объектов землеустройства, а также составлению точных карт. Данные виды отношений относятся к земельно-процессуальным.

Статья 3 Земельного кодекса РФ, которая содержит положение о регулировании имущественных отношений, напрямую связана с действием статьи 129 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится, что право на землю и другие природные ресурсы может отчуждаться или переходить от одного собственника к другому, в соответствии с нормами земельного права и других природно-ресурсных отраслей законодательства.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками, а также процедура заключения сделок с данными объектами недвижимости регулируются, как правило, соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, одной из главных особенностей земельных правоотношений является их комплексный характер, поскольку объект регулирования - земельные участки - являются и неотъемлемой частью экосистемы, и одним из видов собственности.

Право собственности на землю в современной России

Масштабная земельная реформа, проведенная в современной России после 1993 года, ознаменовала собой процесс прекращения государственной монополии на землю и переход ее в частные руки.

В юридической науке нет однозначного отношения к последней земельной реформе: одни ученые положительно оценивают ее результаты, другие считают их весьма спорными.

Начало земельной реформы

Старт земельной реформы стал возможным после принятия Конституции России на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года. В основной закон нашего государства вошли положения, напрямую касающиеся земельных отношений.

Например, статья 9 Конституции РФ определила землю как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории страны. А статья 36 предоставила гражданам и их объединениям право свободно владеть, использовать и распоряжаться земельными участками, если при этом не нарушаются законные интересы других лиц и нормы экологического законодательства.

Так собственники, землевладельцы и арендаторы получали возможность самостоятельно возделывать свои участки и реализовывать произведенную на них продукцию. Наиболее широкие полномочия появились у собственников земли, они стали обладателями следующих прав:

.свободно хозяйствовать;

2.использовать общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся на участках;

.возводить строения и сооружения;

.проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы;

.участвовать в решении вопросов мелиорации земель;

.право на возмещение стоимости участка в случае его выкупа для государственных или общественных нужд;

.отчуждать государству, передавать в аренду, а также приобретать земельные участки;

.право собственности на посадки сельскохозяйственных культур.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" утвердил неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц. Именно в этом документе земля впервые была признана объектом недвижимости, на который распространяются все имущественные права.

Собственники смогли свободно распоряжаться своими участками и совершать с ними различные сделки: дарить, продавать, обменивать, сдавать в залог, завещать, вносить в уставной капитал сельхозпредприятий.

Первый этап земельной реформы в России был завершен весной 1994 года. За короткий срок почти все колхозы и совхозы были реорганизованы, а сельскохозяйственные угодья - переданы в собственность граждан.

Массовая приватизация земель

Второй этап земельной реформы, проведенной в современной России, стартовал с подписанием Указа Президента РФ № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". С этого момента в нашей стране начался процесс массовой приватизации земель.

Целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" была утверждена постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 года. В ее задачи входило:

.повышение эффективности использования земель;

2.увеличение инвестиционного, социального и производительного потенциала различных категорий земель;

.вовлечение земельных участков в экономический оборот;

.повышение плодородия почв и охрана земель;

.приватизация участков гражданами и юридическими лицами;

.создание системы государственного земельного кадастра, регистрации прав на участки и сделок с ними.

Программа была нацелена на укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю, развитие рынка недвижимости, реформирование агропромышленного сектора экономики.

января 2000 года был принят федеральный закон "О государственном земельном кадастре". Земельный кадастр был создан для информационного обеспечения, государственного управления земельными ресурсами, надзора за использованием и охраной земель. В Едином государственном реестре земель содержится подробные сведения обо всех земельных участках, находящихся на территории России, независимо от формы собственности.

Земельный кодекс РФ

Принятие Земельного кодекса РФ, состоявшееся в 2001 году, стало еще одной вехой проведенной в нашей стране земельной реформы. Этот документ послужил основой для дальнейшего развития законодательства России в данной сфере общественных правоотношений.

Действующим Земельным кодексом РФ установлены принципы земельного права, определена новая идеология отношения к земельному участку как к объекту недвижимости. Если ранее было принято, что судьба земельного участка зависит от расположенной на нем недвижимости, то после принятия нового кодекса это правило было отменено. Продажа жилых домов, зданий и сооружений теперь возможна только совместно с участками, на которых они находятся. Земля и расположенные на ней строения признаются единым объектом недвижимости.

Статьи 15-24 Земельного кодекса РФ установили полный перечень титулов землепользования:

.право собственности;

2.право постоянного (бессрочного) пользования;

.право пожизненного наследуемого владения;

.аренда земельного участка;

.сервитут и срочное безвозмездное пользование земельным участком.

Собственниками земли в современной России являются федеральные и региональные органы государственной власти, муниципалитеты, юридические лица и граждане.

Причем, право частной собственности на землю доступно не только россиянам, но и иностранцам, и лицам без гражданства. Но есть и ограничения. Люди, не имеющие гражданства РФ, не могут владеть землей, расположенной на приграничных территориях и в специальных зонах, перечень которых установлен федеральным законодательством.

В целом, Земельный кодекс России впервые за всю историю развития отечественного права закрепил значимость и абсолютный характер земельных отношений. Этот нормативный акт установил необходимость рационального использования и экологической охраны земель, а также защиты прав собственности на данный объект недвижимого имущества.

Заключение

Итак, проанализировав особенности земельного права в современной России, можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли, понимаемой как природный ресурс и объект недвижимого имущества, называется земельным правом. Его целью является обеспечение экономического развития России, оптимальное сочетание интересов государства, общества и каждого конкретного гражданина.

Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о ней как о природном объекте. Владельцы участков вправе распоряжаться своим имуществом, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не противоречит законным интересам других лиц. Земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые природные территории и участки, занятые объектами культурного наследия по закону запрещено использовать для иных целей.

Земельные правоотношения напрямую связаны с использованием и охраной земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории каждого конкретного государства. Такие отношения возникают между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Земельное право регулирует отношения, связанные с предоставлением и использованием участков, а также вопросы охраны земельных ресурсов. Такой дуализм отражается и на методах, используемых данной отраслью права.

Комплексный характер земельных отношений выражается в том, что они определяются не только нормами земельного права, но также и положениями гражданского, экологического и административного законодательства.

Значительное количество земель по-прежнему находится в государственной собственности, поэтому передача участков в частные руки является актуальной мерой, направленной на обеспечение рационального использования земель.

Похожие работы на - Земельное право в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!