Защита прав потребителя гражданско-правовыми методами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,89 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав потребителя гражданско-правовыми методами

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования










Курсовая работа

на тему: Защита прав потребителя гражданско-правовыми методами












г. Москва, 2014

Содержание

Введение

1. Понятие и содержание защиты прав потребителей

1.1 Права потребителя и защита его прав как теоретические понятия

1.2 Способы, формы и методы защиты прав потребителей

2. Конкретные методы защиты прав потребителей

2.1 Защита прав потребителей органами исполнительной власти

2.2 Защита прав потребителей органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей

2.3 Судебная защита прав потребителей

3. Практическое применение способов гражданско-правовой защиты прав потребителей

3.1 Общие и конкретные сведения о процессе судебной защиты граждан в отношениях между потребителем и производителем

3.2 Практика судебной защиты прав потребителей гражданско-правовыми способами

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Еще в недавнем времени о понятии защита прав потребителей знали немногие. Государство не ставило своей целью защищать этих объектов гражданско-правовых отношений. В настоящее время можно с полной уверенностью сказать о том, что защита прав потребителей стоит на первом месте в социально-экономической политике государства. Задача государства - обеспечить эту защиту. Это нужно в первую очередь для того, чтобы производитель перестал настойчиво диктовать условия, в частности, покупок потребителям, как это было еще совсем недавно в девяностые годы.

Преобразование экономики Российской Федерации было ознаменовано в частности принятием Закона № 2300-1 "О защите прав потребителей" 07.02.1992 года. Ранее, как уже было сказано, в приоритете и у государства, и у закона, соответственно, стояли интересы производителя и в том случае, если закон противоречил этой идее, то его действие немедленно прекращалось.

После перестройки необходимо было максимально расширить и увеличить права потребителей в отношениях с производителями продукции и закрепить эту идее в законе. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" позволил говорить не только об усилении социальных гарантий граждан, но и о процессе повышения ответственности производителей за свою работу и услуги, что позволило ожидать результата в виде качественной продукции и услугах. Данный закон также вносил многочисленные изменения в условия договоров по поводу сроков, информировании, ответственности за какие-либо нарушения с той или иной стороны и многое другое.

Целью данной курсовой работы является исследование понятий, форм, методов, способов защиты прав потребителей, а также рассмотрение процессуальных особенностей дел в этой сфере и выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.

Исходя из целей моей курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи:

·подробно рассмотреть законодательство, которое регулирует отношения связанные с защитой прав потребителей;

·рассмотреть законодательство, которое регламентирует процессуальный порядок защиты прав потребителей и разобраться почему его важно знать;

·изучить особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей в суде на примере;

·ознакомиться в целом с судебной практикой по делам о защите прав потребителей;

·подвести итог и выводы по рассмотренным проблемам и вопросам.

Актуальность выбранной темы основывается на том что, количество споров и нарушений в отношениях между потребителем и производителем лишь растет, вне зависимости от того, что существует большое количество нормативных актов, которые могут и должны регулировать данные отношения.

Предметом данной практической курсовой работы является само право потребителей на должное качество товаров, работ, услуг, на информацию о производителе. Предметом моей работы также можно считать сам процесс защиты прав потребителей при продаже вещей или товаров, при выполнении работ и оказании услуг, а также юридическая ответственность изготовителей и иных лиц за нарушение прав потребителей.

Объектом курсовой работы - это то к чему предъявляются требования по качеству, в соответствии с законодательством Российской Федерации, сама продукция, работа, услуги.

На сегодняшний день есть достаточное количество научных работ по теме защиты прав потребителей, их авторами являются Решетникова Ирина Валентиновна, Корнилов Эдуард Геннадьевич и многие другие. В своих работах они внесли множество предложений и идей по совершенствованию этой сферы. Несмотря на это в литературе и в науке нет достаточных данных о всех проблемах и недостатках этой области, соответственно есть большое пространство для рассмотрения и разработки проблем, вопросов, пробелов этой сферы.

Структура данной курсовой работы: две главы. В первой главе рассматривается само понятие прав потребителей, понятие и сущность защиты прав потребителей, объекты защиты прав потребителей, способы, методы и формы защиты прав потребителей. Во второй главе содержатся особенности обращения за защитой нарушенных прав (досудебная и судебная защита, рассмотрение круга лиц, участвующих в делах по защите прав потребителей и особенности доказывания по делам о защите прав потребителей в суде.

1. Понятие и содержание защиты прав потребителей

1.1 Права потребителя и защита его прав как теоретические понятия

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

·"регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),

·устанавливает права потребителей на покупку и приобретение товаров (работ, услуг) необходимого качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов,

·определяет механизм реализации этих прав".

Регулируют данную сферу также Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности к примеру, Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

защита право потребитель судебный

Необходимо помнить, что гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) содержит единые правила для всех видов деятельности, а Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" содержит несколько уточняющие нормы о правах потребителя, например, право на возмещение морального вреда, а также он устанавливает общие правила ответственности изготовителей, исполнителей, импортеров и продавцов.

Соответственно, если общие нормы о правах потребителя, которые содержаться в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001), должны соблюдаться во всех случаях, то ответственность, которая предусмотрена Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" применяется, только если иная ответственность не установлена специальными законами.

Гражданский кодекс РФ (часть вторая, раздел 4 "Отдельный виды обязательств") в главе 59, пунктах 2, 3 и 4 говорит в целом о ситуациях, которые могут быть в связи с причинением вреда при исполнении определенных обязательств. Это могут быть и договорные обязательства и внедоговорные. При том нужно знать, что размер возмещения вреда может быть в последующем увеличен или уменьшен, например, если гражданин, на которого была возложена обязанность возмещения вреда, имеет право на уменьшение размера данного возмещения, если трудоспособность потерпевшего возросла от момента присуждения ему возмещения вреда.

1.2 Способы, формы и методы защиты прав потребителей

В сфере защиты прав потребителей используются различные гражданско-правовые способы защиты. В настоящее время нашему государству известны следующие гражданско-правовые способы защиты прав потребителей: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов находят частое применение в сфере защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой, а также практикой деятельности органов исполнительной власти, общественных организаций и органов местного самоуправления. К тому же нужно отметить, что особенностью этих гражданско-правовых способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или даже все в совокупности.

Одним из способов защиты прав потребителей можно считать информирование потребителей об их правах, способах их реализации, защиты и ответственности за нарушение прав. Например, на практике, создаются новые общества по защите прав потребителей и осуществляется поддержка уже существующих обществ, куда со своими проблемами и вопросами может обратиться любой гражданин нашей страны и получить необходимую ему информацию. К тому же часто осуществляется, например, выпуск соответствующей литературы за государственный счет, которая разъясняет вопросы по защите прав потребителей.

Наше российское законодательство стремится максимально оградить каждого потребителя от приобретения некачественного товара, работ или услуг, так как условия о качестве вещи или работе часто в договорах конкретизировано не прописываются.

Если в договоре отсутствуют условия о качестве товара, работы или услуги продавец обязан передать потребителю товар или выполнить работу, услугу, пригодный для целей, для которых такой товар, работа или услуга обычно используется.

2. Конкретные методы защиты прав потребителей

2.1 Защита прав потребителей органами исполнительной власти

На сегодняшний день каждый гражданин имеет реальную возможность доказать свою правоту как в судебном, так и во внесудебном порядке. Потребителю принадлежит право самостоятельно выбирать форму защиты своих прав, способ защиты, полагаясь только на свои внутренние убеждения целесообразности и правильности выбора.

Согласно статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) органы, которые осуществляют функции по контролю и надзору в области защиты прав лиц потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях. Также в Кодексе РФ об административных правонарушениях сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих фукнкции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей имеют право:

"1) руководитель федерального органа исполнительной власти, его правопреемники и заместители;

) руководство структурных подразделений, филиалов или представительств федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав граждан, а также их преемники и заместители;

) руководство территориальных органов федерального органа исполнительной власти, а также их преемники и заместители;

) руководство структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав граждан в отношениях между потребителем и производителем".

Глава 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" - государственная и общественная защита прав потребителей - а именно статья 40 поясняет, что "государственный надзор Российской Федерации в области защиты прав потребителей ведется федеральным органом исполнительной власти, имеющим на то собственные полномочия в соответствии с порядком, который определен Правительством Российской Федерации". Государственный надзор РФ в области защиты прав потребителей включает в себя, в частности, например, собрание и проведение контроля и проверок соблюдения исполнителями требований, установленных российским законодательством, применение пресечения нарушений обязательных требований и так далее.

2.2 Защита прав потребителей органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей

На территории каждого муниципального образования органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей вправе рассматривать жалобы и всевозможные вопросы потребителей, что сказано в статье 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". Они могут обращаться в суды в целях защитить права какого-либо потребителя. И в случаях выявления по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

Согласно статьи 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Данные общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

2.3 Судебная защита прав потребителей

Конституция Российской Федерации гласит, что суды являются органами государственной власти, которые осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел.

Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел. Порядок производства подобных дел во всех судебных инстанциях Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей". Статьями 147, 148, 149, 150, 151, 152 и 153 Гражданского Процессуального кодекса предусмотрены правила, в соответствии с которыми осуществляется любая подготовка гражданских дел по искам о защите прав потребителей к суду. При этом необходимо учитывать как общие, так и специальные нормативные положения, содержащиеся в Законе РФ "О защите прав потребителей", положения иных нормативно-правовых актов, которые осуществляют регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

В добавок, нужно знать понятие юридическая заинтересованность в исходе дела - это некий критерий для отделения всех участников судебного процесса от лиц, непосредственно участвующих в деле.

Каждый гражданин, являющийся потребителем, может предъявлять иск по защите собственных прав суд самостоятельно или через представителя.

Согласно статьи 17 (Судебная защита прав потребителей) Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом. "Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

·жительства или пребывания истца;

·заключения или исполнения договора.

Согласно российскому законодательству о налогах и сборах освобождаются от уплаты государственной пошлины граждане по искам, связанным с нарушением их прав как потребителей, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей, а также иные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей".

3. Практическое применение способов гражданско-правовой защиты прав потребителей

3.1 Общие и конкретные сведения о процессе судебной защиты граждан в отношениях между потребителем и производителем

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", защита прав потребителей осуществляется судом.

Вначале суд возбуждает гражданское дело по исковому заявлению гражданина или по заявлению организации, к которой обратился этот гражданин обратился за защитой своих прав. В российском законодательстве сказано, любой гражданин вправе в установленном Законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Статья 131 Гражданского процессуального кодекса РФ говорит о том что должно быть указано в исковом заявлении. Это:

·наименование суда, куда направляется заявление;

·наименование истца, место жительства физического лица или местонахождение организации, наименование представителя и его адрес;

·наименование ответчика, его место жительства или местонахождение организации;

·само нарушение или угроза нарушения прав истца;

·обстоятельства, на которых основываются требования истца и доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;

·цена иска, если ему необходима оценка;

·сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику;

·перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем в порядке, установленном законом.

В соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ № 2300-1 при подаче исков о защите нарушенных прав потребитель входит в перечень субъектов, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины на основании ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 46 Закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей", в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера, которые не связаны с денежным взысканием, их целью являются признание действий исполнителя/продавца/изготовителя противоправными в отношении всех потребителей, то есть и тех, которые заключили с ним договор и тех которые намеревались заключить с ним договор и прекращение подобных действий.

При нарушении прав потребителей, которые установлены Законом РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем/продавцом/изготовителем суд имеет полное право взыскать с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.

Когда судом принимается такое решение о взыскании штрафа, он в резолютивной части своего решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей, предъявившего иск в интересах потребителя, или органа местного самоуправления, если этот иск в интересах потребителя был заявлен органом местного самоуправления.

3.2 Практика судебной защиты прав потребителей гражданско-правовыми способами

Мною было рассмотрено постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2010 года № КА-А40/13813-10 по делу № А40-29182/10-84-112, которое затрагивало сферу защиты прав потребителей. Согласно данному постановлению, открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания", заявитель, подало кассационную жалобу на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2010 года о "признании незаконным постановления Московского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 17.02.2010 № 71, касающегося привлечения к административной ответственности".

По итогам проверки всех материалов дела, предметом разбирательства по данному судебному делу были законность и обоснованность постановления от 17.02.2010 № 71. В данном постановлении допускалась возможность привлечения к административной ответственности открытое акционерное общество за нарушение требований регламента и иных правил при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг гражданам или совершение этого без сертификата соответствия, которое должно удостоверять безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья граждан.

Согласно договору аренды, который был заключен между подвижным составом 27 июня 2008 года № Д-690 Приг/НЮ с открытым акционерным обществом "РЖД", открытому акционерному обществу был передан в аренду подвижной железнодорожный состав в целях осуществления перевозки пассажиров в пригородном и местном железнодорожном сообщении и оказания пассажирам иных услуг.

В результате осмотра этого пригородного поезда "Москва-Узуново", который проходил 21 января 2010 года, было установлено, что в вагонах № 07, 03, 04, 10, 06, 01 обнаружили щели и дыры между рамой и открываемой створкой окна, в результате чего в пассажирский салон проникал снег и температура в салоне вагонов зафиксирована гораздо ниже нормы. Данный факт является нарушением пунктов 6.6.18, 6.8.5, 6.8.3 "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", которые были утверждены 03 марта 2003 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Следовательно, и суд первой инстанции, и апелляционный суд вынесли решение, у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности.

Благодаря доказательствам найденным при рассмотрении этого дела факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП, подтвержден. Также необходимо заметить, что при расследовании дела об административном правонарушении нормы процессуального права нарушены не были.

Подводя итоги, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2010 года по делу № А40-29182/10-84-112 необходимо оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" оставить без удовлетворения.

Следовательно, из вышесказанного можно сделать следующие выводы, что, во-первых, компанией "Центральная пригородная пассажирская компания" были нарушены условия договора с гражданами. Во-вторых, при осмотре и поиске доказательств нарушений, всегда необходимо помнить о правилах процедуры осмотра, иначе кассационную жалобу заявителя суд мог бы удовлетворить, несмотря на то, что ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" нарушала условия договора с гражданами.

Заключение

Закон РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" - это один из самых нужных и полезных законов для жизни каждого гражданина Российской. Широта его применения не знает границ. Он настолько важен для нас, потому что мы постоянно на протяжении всей жизни вступаем в отношения где мы являемся потребителем, а другой стороной отношений выступает производитель или продавец или исполнитель. Не всякий продавец является добросовестным, но зачастую интуиция нас подводит и мы не замечаем того или иного нарушения с его стороны, а когда замечаем, то не знаем что делать. В такие моменты обязательно нужно обратиться к Закону РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей", который подскажет как вести себя в той или иной ситуации. Закон РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" защитит каждого, кто в этой защите нуждается. Также не следует забывать о том, что многие отношения, на которые распространяется действие данного Закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей", регулируются и специальными законами.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что во-первых правовое регулирование защиты прав потребителей, должно быть максимально конкретизировано в целях информирования потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, а также в целях защиты потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Мною было раскрыто также само понятие прав потребителей и защиты его прав. Также было раскрыто понятие методов, форм и способов защиты прав потребителей. В частности, способами защиты прав потребителей являются признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие. А формами защиты прав потребителя являются внесудебная или судебная формы, и это на усмотрение самого потребителя. Также в работе раскрыта деятельность органов, которые регулируют данные отношения.

Достаточно углубленно мною был изучен и рассмотрен Закон № 2300-1 "О защите прав потребителей" 07.02.1992 года

Также мною был рассмотрен вопрос, касающийся особенностей доказывания по делам о защите прав потребителей. При предъявлении требований потребитель должен доказать факт приобретения товара в соответствующем торговом месте и подтвердить ненадлежащее качество приобретенного товара. В процессе, согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ, подлежат доказыванию наличие гарантийного срока, факт отказа руководителем или должностным лицом произвести удовлетворить законные требования потребителя.

Можно с уверенностью сказать, что спустя времен перестройки законодательство ф области защиты прав потребителей значительно улучшило положение потребителя и в отношении увеличения его прав по поводу качественного товара и по поводу нарушений со стороны производителя.

Список использованных источников и литературы

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы "Гарант"

2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета, Федеральный выпуск №3088,20 ноября 2002

.Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // Российская газета, 01.12.2008

.Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2010 № КА-А40/13813-10 по делу № А40-29182/10-84-112 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"

.Гришаев, С.П., "Права потребителей. Повторительный курс в вопросах и ответах" // 2008

.Иванова, Е.А., Игнатьева, М.А., Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" / Е.А. Иванова, М.А. Игнатьева, // Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 07.06.2008

.Райлян, А.А. Потребительское право России. Основные положения // М: Юридический центр Пресс, 2005

.Распопин, А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя // Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2006

.Семенихин В.В. "Защита прав потребителей" ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2010) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"

.Смагина, И.А., Предпринимательское право / И.А. Смагина // - М.: Омега-Л. 2008

Похожие работы на - Защита прав потребителя гражданско-правовыми методами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!