Защита гражданских объектов во время вооруженных конфликтов
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Гомельский инженерный институт»
Кафедра «Гуманитарные науки»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»
ТЕМА: ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Гомель 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ДОГОВОРОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
. ОБЫЧНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
. ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы - рассмотреть историю защиты гражданских объектов во время вооруженных конфликтов.
Человеческая жизнь, без сомнения, намного важнее материальных ценностей. Тем не менее некоторым их них, которые являются частью культурного наследия, тоже требуется защита. Культурное наследие - это коллективная память человечества, его величайшие достижения, символ самой жизни. Если наследие уничтожается, страдает и человеческая жизнь.
1. ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ДОГОВОРОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Нормы, регулирующие защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, являются частью международного гуманитарного права.
Понятие «культурных ценностей» было введено в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. Вскоре оно стало объектом особых договоров, один из которых, в частности, был подписан в 1935 году в Вашингтоне - Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный как Пакт Рериха. МККК всегда признавал огромную ценность этого Пакта и его вклад в развитие правовой структуры, регулирующей защиту культурного наследия в случае вооруженного конфликта. Это фактически первый международный акт, полностью посвященный вопросу защиты культурных ценностей. До сих пор он остается уникальным соглашением в этой области - соглашением, которое было признано частью мирового сообщества еще до Второй мировой войны.
В сегодняшнем мире, буквально разрываемом на части насилием в самых разных формах, как никогда важно вернуться к тем основам правовой защиты, которые были заложены Пактом Рериха, и попытаться выработать способы минимизации вреда, наносимого нашему наследию и истории.
Согласно положениям статьи 1, Пакт Рериха действует как в мирное, так и в военное время и защищает исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения. Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье 1, может быть использован отличительный флаг [4]. В статье 2 подписавшиеся и присоединившиеся государства обязуются «предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения» [1]. В соответствии со статьей 5, «памятники и учреждения <...> перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях» [1]. Статья 4 обязует подписавшихся направить в Панамериканский союз (ныне Генеральный секретариат Организации американских государств) «перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором» [1]. Панамериканский союз, в свою очередь, был обязан «при уведомлении Правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах» направить им «перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информировать другие Правительства о любых изменениях в указанном перечне» [4].
Этот Пакт, тем не менее, не получил всестороннего применения. Первым договором, сформировавшим правовую систему защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, стала Гаагская Конвенция 1954 года [2]. Документ включает все основные правовые ограничения, применимые как к движимому, так и к недвижимому имуществу, подпадающему под определение «культурные ценности» (согласно статье 1). Этот договор, ратифицированный 123 государствами, включая Российскую Федерацию, до сих пор является краеугольным камнем права в этой области.
Последующие договоры продолжали развивать и расширять принципы, заложенные в Гаагской конвенции, и совершенствовать созданную этим соглашением систему защиты. Конвенция 1954 года была дополнена Протоколом, подписанным одновременно с самой конвенцией. Документ обеспечивает систему защиты, специально разработанную для тех случаев, когда территория одного государства оккупирована другим. За счет введения ряда обязательств для государств-оккупантов (а именно, обеспечение безопасности объектов культурного наследия и запрет на их вывоз).
Спустя два десятилетия после подписания этих договоров было принято решение включить в текст Дополнительного протокола Женевских конвенций 1977 года положение, относящееся к защите культурных ценностей в периоды международных и локальных вооруженных конфликтов (Дополнительные протоколы 1 и 2 соответственно). Это положение обеспечивает защиту культурного наследия в дополнение к принципу неприкосновенности всей гражданской собственности. В соответствующих статьях каждого протокола кратко и четко обозначены основные запреты: запрет участникам конфликта превращать объекты культурного наследия в военные цели и запрет совершать против них какие-либо враждебные действия. Последнее нарушение, согласно Дополнительному протоколу 1, может рассматриваться как военное преступление.
Римский статут, учреждающий Международный уголовный суд, также связан с предметом нашего рассмотрения, поскольку в нем оговаривается, что этот суд обладает юрисдикцией над нарушителями, которые в ходе международного или локального конфликта намеренно нанесли удар по гражданским объектам или «зданиям, предназначенным для религиозных, образовательных, художественных, научных или благотворительных целей, или историческим памятникам при условии, что они не являются военными целями». И наконец, Протокол 1999 года расширяет рамки защиты культурных ценностей, предусмотренные Гаагской конвенцией. Здесь разъясняются понятия обеспечения сохранности и уважения культурных ценностей. Документ определяет защитные меры в случае атаки и при ликвидации ее последствий; создает систему усиленной защиты ценностей культуры, представляющих особую важность для человечества; предусматривает индивидуальную уголовную ответственность и учреждает новые организации, которые отслеживают и контролируют применение норм защиты культурного наследия.
2. ОБЫЧНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международное гуманитарное право регулируется не только международными конвенциями (договорами), но и обычными нормами международного права.
На XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было объявлено, что «фундаментальные принципы [3] защиты и сохранения культурного наследия в ситуации вооруженного конфликта могут рассматриваться как часть обычного международного права» [1].
Международные нормы обычного права формируются государственной практикой и получают затем законный статус. В рамках международного обычного права разработаны отдельные универсальные положения, касающиеся защиты культурных ценностей:
. Каждый участник конфликта должен уважать ценности культуры.
. Использование особо важных объектов культурного наследия в целях, достижение которых, скорее всего, приведет к их повреждению и разрушению, запрещено (за исключением случаев, когда оно обусловлено крайней военной необходимостью).
. Каждый участник конфликта должен защищать культурные ценности.
. Оккупирующая держава должна предотвратить незаконный вывоз культурных ценностей с оккупированной территории, а также вернуть незаконно вывезенные ценности компетентным органам, представляющим оккупированную территорию.
3. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Международные организации, в частности ЮНЕСКО, Международный комитет Красного Креста, а также многие другие важные организации и ассоциации, такие как Международный Центр Рерихов и Международная ассоциация национальных комитетов Голубого Щита, активно способствуют распространению и соблюдению норм международного гуманитарного права в целом и защите культурных ценностей в частности. Чтобы поддержать и юридически оформить данную деятельность, были изданы следующие нормативные акты: «Руководство ЕС по содействию соблюдению норм международного гуманитарного права» (2005) [2], «НАТО STANAG 2449 LO - Обучение нормам права вооруженных конфликтов» (2003) и «Бюллетень генерального секретаря ООН: Соблюдение силами ООН международного гуманитарного права» (1999) [3].
4. ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Необходимо помнить, что успешная защита культурных ценностей возможна лишь в том случае, если гражданские и военные власти работают в тесном сотрудничестве, что, в частности, требует рассмотрения следующих вопросов:
назначение органов, ответственных за защиту культурных ценностей;
планирование и реализация предупредительных и превентивных мер, таких как составление, ведение, сохранение и обновление перечней культурных ценностей;
предусмотрение в бюджете средств на финансирование операции;
назначение специально подготовленного персонала, например уполномоченного по защите культурных ценностей;
надлежащая подготовка персонала в области защитных мер до развертывания операции.
При анализе ситуации среди прочих факторов во внимание должны быть приняты также:
идентификация и подтверждение подлинности культурных ценностей;
классификация культурных ценностей;
оценка состояния культурных ценностей;
исчерпывающая оценка возможных угроз;
меры, которые должны быть приняты при различных вариантах развития действий.
Необходимо предусмотреть меры по защите культурных ценностей, в частности, в случаях: возобновления военных действий; беспорядков и напряженной обстановки; уничтожения культурных ценностей в ходе этнических чисток; природных и техногенных катастроф.
Кроме того, на этапе планирования органы гражданского и военного планирования должны также рассматривать требования, выдвинутые национальными или международными органами, в частности ЮНЕСКО или специализированными организациями и учреждениями, в отношении составления, ведения, сохранения и обновления перечней культурных ценностей.
Также должны быть учтены дополнительные требования, такие как обеспечение достаточных людских ресурсов (в частности, квалифицированного персонала) и материально-техническое обеспечение (например, транспорт, карты, строительные материалы и оборудование, охранные знаки).
Не менее важно тесное сотрудничество гражданских и военных сил в деле реализации и укрепления норм права, регулирующих защиту культурных ценностей и изложенных в Гаагской конвенции 1954 года, а также Первом и Втором протоколах к ней, поскольку именно эти силы призваны обеспечить применение данных норм права в ходе выполнения боевых операций. Необходимая защита может быть предоставлена культурным ценностям лишь в том случае, если вооруженные силы получили надлежащую подготовку и исчерпывающую информацию о местоположении культурных ценностей на территории противника, а также если правила ведения боевых действий включают защиту культурных ценностей [4].
Во время операции важно создать постоянную военно-гражданскую связующую структуру, такую как Объединенный комитет, состоящий из гражданских и военных национальных и международных экспертов. Целями данной структуры должны быть координация, мониторинг и контроль осуществления мер по защите культурных ценностей в районе проведения операции. Кроме того, в функции комитета должно входить определение ценностей, находящихся под специальной и усиленной защитой, и планирование чрезвычайных мер по защите от огня, обрушения или любой другой потенциальной угрозы. Если угроза подтверждается, комитет обязан подготовить к эвакуации движимые культурные ценности или обеспечить их надлежащую защиту на месте. Также комитет должен назначить компетентный орган, ответственный за охрану культурных ценностей, рассмотрение вопроса о создании подразделения, ведающего защитой культурных ценностей в многонациональном штабе, а также предотвращение незаконного вывоза культурных ценностей.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПО ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Среди конкретных мер, которые должны быть приняты, можно отметить следующие:
создание и обновление перечней культурных ценностей, сопровождаемых микрофильмами документов, цифровыми фотографиями, оцифрованными документами и строительными планами;
документирование мер, принятых уполномоченными лицами;
чрезвычайное планирование в случае возобновления военных действий, массовых беспорядков и волнений, зачистки культурных ценностей, стихийных бедствий;
составление планов эвакуации;
обеспечение возможности осмотра культурных ценностей международными представителями во время международных операций.
Человеческие ресурсы и материально-техническая поддержка (в том числе финансовая) также играют чрезвычайно важную роль, что подразумевает:
обеспечение безопасности (охрана, установка ограждения);
обеспечение перевозки, предоставление убежища и т.д.;
оказание помощи другими средствами (освещение, рабочая сила, отопление, экстренное строительство, ведение документации и т.д.)
Обучение и подготовка кадров в этой связи предполагает:
общую подготовку подразделений, назначенных проводить операцию;
включение специального положения о защите культурных ценностей в «Руководство по применению силы»;
включение специального положения о защите культурных ценностей в «Памятную записку» командиров;
включение специального положения о защите культурных ценностей в «Солдатскую карту»;
издание руководства по защите культурных ценностей;
проведение на месте и/или содействие обучению, связанному с защитой культурных ценностей;
проведение учений по защите культурных ценностей в реальных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что культурные ценности имеют большое значение не только для отдельных государств, но и для международного сообщества в целом. Применение и соблюдение соответствующих правовых норм, касающихся защиты культурных ценностей, являются обязанностью как военных, так и гражданских лиц. Чтобы квалифицированно и серьезно подходить к исполнению данной обязанности, гражданские и военные участники должны располагать единой системой норм, позволяющей обеспечить защиту культурных ценностей на стадии планирования и проведения операций.
Разработка мер по защите культурных ценностей является динамичным процессом, который должен идти в ногу с развитием международного гуманитарного права, международных отношений, изменениями в политике и ведении войн. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать учреждения и организации, занимающиеся вопросами защиты культурных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
. Калугин, В.Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. - Минск: Светоч, 1993. - 336 с.
. Исакович, С.В. Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте / С.В. Исакович // Вестн. Киевск. ун-та. Серия: МО и МП. - 1976. - № 3. - С. 27 - 28.
. Григорьев, А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов / А.Г. Григорьев. - М.: Воениздат, 1992. - 31 с.
. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), Вашингтон, 15 апреля 1935 г. Пакт действует в 11 государствах Америки, включая США.