Государственное управление и регулирование в сельском хозяйстве Республики Беларусь
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Содержание
Тема 1: Государственное управление и регулирование в сельском хозяйстве Республики Беларусь
.1 Понятие, содержание, принципы, методы и формы государственного регулирования в сельском хозяйстве и АПК
.2 Понятие, структура, виды и особенности аграрных и иных правоотношений при осуществлении сельскохозяйственной деятельности
.3 Система и компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сельском хозяйстве и АПК
.4 Понятие, система источников правового регулирования хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве и АПК, их особенности. Развитие законодательства о реформировании в аграрной сфере
.5 Правовое обеспечение развития социальной сферы села
.6 Правовое регулирование жилищного строительства в сельской местности. Правовой статус агрогородков
Тема 2: Правовое регулирование природопользования в сельском хозяйстве
.1 Понятие и состав земельного фонда. Компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель
.2 Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Правовые формы использования земли в сельском хозяйстве. Правовой режим земель, предоставляемых сельскохозяйственным организациям. Права и обязанности землепользователей. Защита прав землепользователей. Плата за пользование землей
.3 Пожизненное наследуемое владение земельными участками. Аренда земельных участков. Право земельного сервитута. Право постоянного и временного пользования земельными участками. Залог земельного участка
.4 Государственный земельный кадастр и мониторинг земель. Землеустройство. Контроль за использованием и охраной земель
.5 Правовое регулирование использования мелиоративных систем и проведения мероприятий по мелиорации земель в сельском хозяйстве
.6 Правовое регулирование сельскохозяйственного водопользования
.7 Правовое регулирование лесопользования и пользования растительным миром в сельском хозяйстве
.8 Правовое регулирование пользования животным миром в сельском хозяйстве
.9 Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
Тема 3: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве
.1 Аграрное предпринимательство: субъекты, организационно-правовые формы, особенности предпринимательской деятельности в аграрном секторе
.2 Понятие и виды субъектов сельскохозяйственной деятельности. Понятие агропромышленного комплекса (АПК)
.3 Правовое понятие сельскохозяйственной коммерческой организации, производителя сельскохозяйственной продукции
.4 Особенности и общая характеристика создания и прекращения деятельности сельскохозяйственных организаций
.5 Правовое положение государственных сельскохозяйственных унитарных предприятий
.6 Правовое положение селхозпроизводственных кооперативов (колхозов)
.7 Правовое положение хозяйственных обществ и товариществ в сельском хозяйстве
.8 Правовое положение потребительских обществ и их союзов в сельском хозяйстве
.9 Правовое положение потребительских кооперативов в сельском хозяйстве
Тема 4: Правовое положение крестьянских /фермерских/ хозяйств
.1 Понятие и признаки крестьянского (фермерского) хозяйства
.2 Порядок создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства
.3 Порядок, условия предоставления и использования земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
.4 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
.5 Правоспособность крестьянского (фермерского) хозяйства
.6 Права и обязанности граждан по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства
.7 Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
.8 Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств
Тема 5: Правовое регулирование некоммерческой деятельности граждан в области сельского хозяйства и агропромышленного производства
.1 Правовые формы ведения гражданами садоводства и огородничества
.2 Понятие личного подсобного хозяйства граждан
.3 Правовой режим земель и имущества личного подсобного хозяйства
.4 Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан, ведения садоводства и огородничества
.5 Правовое регулирование ремесленной деятельности
.6 Правовое регулирование агроэкотуризма
Тема 6: Правовой режим имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций
.1 Формы и виды права собственности. Право государственной и частной собственности
.2 Характеристика вещных прав, используемых в хозяйственном обороте
.3 Понятие и классификация имущества сельскохозяйственных коммерческих организаций
.4 Правовой режим имущества государственных сельскохозяйственных организаций
.5 Правовой режим имущества сельскохозяйственных производственных кооперативов
.6 Защита права собственности и иных вещных прав
.7 Понятие разгосударствления и приватизации в сельском хозяйстве и АПК. Способы и порядок приватизации
.8 Правовое регулирование реорганизации и экономической несостоятельности (банкротства) убыточных сельскохозяйственных организаций
Тема 7: Правовое регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности
.1 Правовое регулирование племенной деятельности
.2 Правовое регулирование семеноводства и селекционной деятельности
.3 Правовое регулирование защиты растений
.4 Правовое регулирование ветеринарной деятельности
.5 Правовое регулирование генно-инженерной деятельности
Тема 8: Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных производителей
.1 Понятие и содержание производственно - хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей
.2 Осуществление государственного контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, ветеринарии, безопасности генно-инженерной деятельности, семеноводства и защиты растений (сельскохозяйственный надзор)
.3 Правовое регулирование рекламной деятельности субъектов АПК
.4 Лицензирование в сфере сельского хозяйства и АПК
.5 Правовое регулирование финансовой деятельности сельхозпроизводителей
.6 Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве
.7 Правовое регулирование налогообложения сельхозпроизводителей
.8 Правовое регулирование обязательного страхования сельскохозяйственной продукции
.9 Правовое обеспечение инновационной деятельности в АПК
Тема 9: Договорные отношения сельскохозяйственных организаций
.1 Роль договора в хозяйственных отношениях. Понятие договора. Заключение, изменение и расторжение договора. Понятие и стороны обязательства. Исполнение обязательств
.2 Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции
.3 Договор аренды. Договор финансовой аренды (лизинг). Договор подряда и его виды
.4 Правовое регулирование перевозки грузов
.5 Правовое регулирование материально-технического обеспечения производственного, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных организаций
.6 Правовое регулирование ценообразования в сельском хозяйстве
Тема 10: Правовое регулирование коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий
.1 Особенности коммерческой деятельности перерабатывающих предприятиях в отдельных отраслях
.2 Обеспечение сырьем и материально-техническими ресурсами на перерабатывающих предприятиях
.3 Интеграция и кооперация в АПК
.4 Внешнеторговая деятельность субъектов АПК
Тема 11: Правовое регулирование коммерческой деятельности предприятий агросервиса
.1 Система предприятий агросервиса
.2 Виды услуг и работ, выполняемых организациями агросервиса
.3 Порядок проведения тендерных закупок товаров
Тема 12: Правовое регулирование внутрихозяйственного управления и трудовых отношений в сельском хозяйстве
.1 Правовое регулирование внутрихозяйственного управления в селхоз организациях
.2 Правовое регулирование трудовых отношений в сельскохозяйственных производственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Трудовой договор
.3 Рабочее время и время отдыха в сельском хозяйстве. Заработная плата, гарантии и компенсации
.4 Охрана труда и здоровья работников сельского хозяйства. Правовое регулирование труда несовершеннолетних в сельском хозяйстве
.5 Роль обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в предотвращении производственного травматизма при проведении сельскохозяйственных работ
.6 Трудовая дисциплина и порядок разрешения трудовых споров работников сельского хозяйства
.7 Правовое обеспечение укрепления квалифицированными кадрами сельскохозяйственного производства
.8 Правовое регулирование социального обеспечения работников сельского хозяйства
Тема 13: Защита прав субъектов хозяйствования в АПК. Юридическая ответственность за правонарушения при осуществлении хозяйственной деятельности в АПК
.1 Гарантии прав и интересов сельскохозяйственных организаций
.2 Понятие аграрного, земельного и экологического правонарушения, их виды
.3 Прокурорский надзор за исполнением аграрного законодательства. Судебная и нотариальная защита прав и интересов субъектов АПК
.4 Разрешение хозяйственных споров судом
.5 Понятие и виды юридической ответственности за нарушение аграрного, земельного, экологического законодательства
.6 Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства
Тема 14: Основные черты правового регулирования хозяйственных отношений в сельском хозяйстве зарубежных стран
.1 Общая характеристика зарубежного законодательства в аграрной сфере
.2 Особенности аграрного реформирования в зарубежных странах
.3 Участники аграрных отношений и краткая характеристика их правового статуса
.4 Правовые формы агропромышленной интеграции
.5 Правовое регулирование кредитования сельского хозяйства
Тема 1: Государственное управление и регулирование в сельском хозяйстве Республики Беларусь
.1 Понятие, содержание, принципы, методы и формы государственного регулирования в сельском хозяйстве и АПК
Государственное управление агропромышленным производством - это деятельность системы государственных органов, осуществляющая воздействие на общественные отношения по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производственно - техническому обслуживанию сельского хозяйства и социальному развитию села.
В послед. годы Президент РБ, Правительство страны, Мин-во с/х-ва и продовольствия, местные испол. и распоряд. органы предпринимают меры по стабилизации и развитию агропром. произ-ва.
Наметились тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Сокращается убыточность отрасли. Наметились основные направления поддержки непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.
Совершенствование гос. регулирования развития АПК обеспечивается по сл. направлениям:
¾повышение эффективности механизма государственной поддержки сельского хозяйства;
¾совершенствование системы налогообложения;
¾совершенствование ценообразования; и др.
В целях развития АПК и совершенствования механизмов оказания гос поддержки субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства принят Указ Президента РБ от 17 июля 2014 г. № 347 «О гос аграрной политике». Гос аграрная политика является одним из направлений внутренней политики РБ, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности АПК на базе совершенствования специализации селхоз производства и его орг-экон структуры, рационального использования земель и государственной поддержки АПК.
Основными целями государственной аграрной политики являются:
повышение конкурентоспособности селхоз продукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продрынка и наращивания экспортного потенциала;
формирование эффективного рынка селхоз продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в том числе путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в АПК;
содействие структурным изменениям в АПК, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности;
поддержание паритета индекса цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые селхоз товаропроизводителями, и индекса цен на селхоз продукцию;
обеспечение права граждан на достаточное питание, в том числе путем оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
участие в гос. программах в АПК субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромыш производства, в целях реализации инвестиционных проектов на условиях конкурса;
последовательность мер государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Государственная поддержка включает прямые и косвенные меры.
Прямые меры государственной поддержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:
общегосударственных мероприятий;
непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
компенсации потерь банков и открытого акционерного общества «Банк развития РБ» при выдаче льготных кредитов субъектам, осуществляющим дея-ть в области агропромыш. произ-ва.
Общегосударственными мероприятиями являются:
мероприятия, предусмотренные в гос, отраслевых и региональных программах в АПК;
осуществление обязат страхования с гос поддержкой урожая сельхоз культур, скота и птицы;
проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
сохранение, рациональное использование хозяйственного потенциала селхоз земель селхоз назначения, вкл. мелиорированные земли, в том числе путем строительства, эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
поддержка производства сельскохозяйственной продукции в неблагоприятных для такого производства районах, в том числе преодоление последствий радиоактивного загрязнения земель;
поддержка образования, науки и инновационной деятельности в АПК;
информационное и маркетинговое обеспечение субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, оказание им консультационных услуг;
развитие социальной инфраструктуры сельских территорий; и др.
Оказание государственной поддержки непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, производится путем:
субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной (произведенной) и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции либо на единицу площади земельного участка, голову скота;
компенсации потерь селхоз товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на пром продукцию, работы (услуги), используемые селхоз товаропроизводителями, и цен на селхоз прод при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, прод, работ и меры регулирования цен на селхоз продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен;
оказания индивидуальной государственной поддержки.
Косвенные меры государственной поддержки включают:
применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве;
реструктуризацию (предоставление отсрочек (рассрочек) задолженности перед банками, поставщиками товаров (работ, услуг) и бюджетом, за исключением реструктуризации задолженности в виде индивидуальной государственной поддержки;
предоставление гарантий Правительства РБ, местных испол и распоряд органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропром производства;
регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;
осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; и др.
Выделяют основные правовые формы государственного управления:
¾правотворческая - деятельность государственных органов по созданию, изменению и прекращению правовых норм;
¾правоприменительная - это деятельность по реализации правовых норм;
¾правоохранительная - деятельность по обеспечению правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении управления сельским хозяйством государство применяет комплекс мер, методов и способов, повседневное действие всей совокупности государственного механизма управления сельским хозяйством. Государство осуществляет поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, контроль за ее качеством и другое, применяя методы запрета и предписаний. В процессе создания сельскохозяйственных организаций, регулирования трудовых, договорных и других отношений используются методы дозволения, добровольности на основе юридического равенства сторон и др.
Методы правового регулирования устанавливаются на различных этапах развития аграрных отношений в связи с разнообразием отношений и применяются в зависимости от вида аграрных отношений, субъектов и объекта правоотношений.
Под принципами понимают выраженные в нормах права, регулирующие аграрные отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в аграрном праве.
Принципы аграрного права:
¾обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений;
¾равенство участников аграрных отношений;
¾право добровольного выбора форм хозяйственной деятельности;
¾множественность форм и видов собственности;
¾государственное регулирование сельскохозяйственной деятельности;
¾демократизация системы управления АПК;
¾реальность и гарантир-ть субъективных прав участников аграрных правоотношений; и др.
Совершенствование механизма гос поддержки сельского хозяйства направлено на создание благоприятных условий для устойчивого и эффективного ведения селхоз производства в различных условиях всеми субъектами, повышение отдачи от вложенных средств за счет усиления взаимосвязи между объемами бюджетных ресурсов, направляемых конкретным субъектам, и показателями производства селхоз продукции, достигнутыми этими производителями.
Гос. поддержка селхоз товаропроизводителей вытекает из принципа аграрного протекциио-низма. Законодательство предусматривает экон, научно- технические и соц меры, гарантирующие приоритетное развитие сельского хозяйства.
Экономическая поддержка осуществляется следующими способами:
1)целевое бюджетное финансирование сельского хозяйства и АПК осуществляется из бюджета РБ и местных бюджетов в соответствии с законом о бюджете РБ на каждый год и решениями соответствующих Советов депутатов. Целевое финансирование предусматривает, в частности, расходы на сельское хозяйство и другие нужды АПК в соответствии с функциональной бюджетной классификацией; выделение защищенных расходов (например, на продукты питания); из республиканского бюджета финансирование и кредитование строительства жилья в сельской местности, развитие селхоз производства и др.; определение приоритетных направлений бюджетного финансирования из местных бюджетов; развитие социальной структуры агрогородков.
2)создание специальных фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, которые могут формироваться в денежной и натуральной форме.
Основным фондом является Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Он создается на каждый год в соответствии с законом о бюджете РБ и является республиканским целевым бюджетным фондом.
В соответствии с законом для оказания помощи юр и физ лицам, занимающимся произ-водством, заготовкой, реализацией, использованием семян, в случаях уничтожения либо повреж-дения посевов при стихийных бедствиях создается гос страховой фонд семян сортов и древесно-кустарниковых пород. Этот фонд является натуральным. Объемы формирования гос страхового фонда семян сортов и древесно-кустарниковых пород определяются министерствами, в компетенцию которых входят вопросы производства, заготовки, реализации и использования семян.
Порядок формирования страхового фонда семян определен Минсельхозпродом (постановление №79 от 28 ноября 2006г.).
3)обеспечение паритета цен (эквивалентного обмена) на селхоз и пром продукцию;
) помощь селхоз производителям со стороны государственных организаций
Законодательство предусматривает закрепление отдельных сельскохозяйственных организаций за руководителями республиканских органов управления, иных государственных организаций, разработку этими организациями мероприятий по оказанию закрепленным за ними сельскохозяйственным организациям помощи в укреплении их материально-технической базы, кадровом обеспечении и налаживании высокоэффективного сельскохозяйственного производства.
5)государственная поддержка отдельных отраслей сельскохозяйственного производства
Президентом РБ, Советом Министров РБ утвержден ряд программ, в которых содержатся прогнозные показатели по развитию с/х-ва и АПК, конкретные мероприятия по их обеспечению.
Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей:
¾льготное кредитование и субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным сельскохозяйственным производителям;
¾реструктуризация кредиторской задолженности организаций АПК;
¾компенсация части затрат по обязательному страхованию сельскохозяйственного имущества;
¾льготное налогообложение.
В целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития села, повышения эффективности работы АПК Указом Президента РБ от 1августа 2011 г. № 342 утверждена Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы.
Основными целями Государственной программы являются повышение экономической эффективности АПК, наращивание экспортного потенциала, повышение доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности и на этой основе обеспечение устойчивости социально-экономического развития села.
Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:
)формирование рыночного экономического механизма хозяйствования, обеспечивающего повышение эффективности агропромышленного производства, развитие предпринимательской инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности;
)обеспечение возможностей для повышения доходов сельских жителей, сближение уровня выполнения социальных стандартов в городах и на селе, стимулирование закрепления населения в сельской местности.
Для решения производственных задач предусмотрены:
совершенствование гос. регулирования АПК с учетом междунар практики и нормативной пра-вовой базы Единого экон. пространства РБ, Республики Казахстан и Российской Федерации;
совершенствование гос поддержки АПК, первоочередное ее оказание производствам и организациям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов, рост добавленной стоимости, а также имеющим важное социально-экономическое значение для экономики страны и региона;
развитие рыночных механизмов ценообразования, интервенционного регулирования сбалансированности рынка, мотивации труда работников и трудовых коллективов, увязанных с результатами финансово-экономического положения организаций;
совершенствование организационной структуры АПК на основе государственно-частного партнерства, развития продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней, объединяющих (кооперирующих) перерабатывающие, производящие и торговые организации;
увеличение объемов производства и сбыта продукции;
обеспечение безопасности и высокого качества продукции сельского хозяйства и продовольствия;
укрепление продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны с выходом на оптимальные параметры продовольственного снабжения населения;
активизация инновационной деятельности в АПК, его техническое переоснащение с переходом на адаптивные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции, приведение затрат на производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия к нормативному уровню;
формирование эффективной внешнеторговой политики, обеспечивающей рост экспорта, достижение положительного сальдо внешнеторгового баланса за счет рационального использования экспортного потенциала, оптимизации структуры внешней торговли, создания системы продвижения продукции сельского хозяйства и продовольствия на внешние рынки, включающей информационно-аналитические маркетинговые и логистические центры, совместные предприятия, биржи, финансово-промышленные группы, производственные и торгово-сбытовые корпорации, торговые представительства за рубежом и другое.
В целях формирования необходимых условий для жизнеобеспечения сельского населения, придания престижности сельскому образу жизни и труда, обеспечения установленных социальных стандартов всему проживающему в сельской местности населению планируется:
продолжить дальнейшую работу на базе уже созданных агрогородков, а также других сельских населенных пунктов по преобразованию их в центры высокоэффективного труда сельчан, достижению установленных социальных стандартов по обслуживанию всего сельского населения;
дополнительно создать в сельской местности рабочие места в сферах, не связанных с агропромышленным производством;
повысить эффективность и надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения и жилищного фонда;
повысить обеспеченность централизованным водоснабжением населения агрогородков и довести общую обеспеченность сельского населения централизованным водоснабжением до 65 процентов;
обеспечить до 85 процентов детей, проживающих в сельских населенных пунктах и нуждающихся в определении в учреждения образования для получения дошкольного образования, местами в учреждениях образования в данных населенных пунктах;
обеспечить оказание в установленном порядке гос поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем (предоставление служебных жилых помещений, построенных селхоз организациями, льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений), развитие форм внебюджетного финансирования строительства жилья;
расширить информационно-просветительскую и консультативную работу с молодежью по вопросам брака, семьи, воспитания детей;
повысить качество, доступность и расширить спектр медицинских услуг;
расширить торговую инфраструктуру, обеспечить выездное торговое обслуживание жителей малонаселенных пунктов, устойчивый рост объемов и качества бытовых услуг;
улучшить экологическое состояние сельской местности и мест отдыха населения;
обеспечить безопасность жизнедеятельности сельских жителей, в том числе повысить уровень защиты здоровья и жизни от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, снизить риск и минимизировать последствия аварий, катастроф и стихийных бедствий;
реализовать комплекс мер, направленных на снижение оттока населения из сельской местности, прежде всего молодых специалистов и квалифицированных кадров, и обеспечение притока молодежи в сельскую местность, в первую очередь за счет возвращения молодых людей, получивших образование и профессиональную подготовку.
Для обеспечения эффективного функционирования малых форм хозяйствования на земле помимо направлений и форм поддержки, предусмотренных для крупнотоварных организаций, предусматривается:
упрощенное ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности;
предоставление гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств, льготных кредитов для производства сельскохозяйственной продукции;
поддержка ведения личных подсобных хозяйств граждан, осуществляющих производство товарной продукции сельского хозяйства.
Обеспечивается контроль за выполнением требований к организациям и гражданам, которым предоставлены земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства и личного подсобного хозяйства, по сохранению почвенного плодородия, предотвращению распространения сорной растительности, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и животных.
Так, в целях создания условий для повышения эффективности работы организаций АПК Указом Президента РБ от17 июля 2014 г. № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций АПК» банкам предлагается предоставлять отсрочку исполнения обязательств по основному долгу на срок, не превышающий пяти лет юр лицам, приобретающим имущество неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций по долгосрочным инвестиционным кредитам, по кредитам, выданным на проведение закупок современной сельскохозяйственной техники и оборудования в целях передачи их на условиях финансовой аренды (лизинга) и др.
1.2 Понятие, структура, виды и особенности аграрных и иных правоотношений при осуществлении сельскохозяйственной деятельности
Аграрные правоотношения - правовая форма, выражающая и закрепляющая аграрные общест-венные отношения как экон. категорию и как разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения селхоз производства.
Основная особенность аграрных правоотношений в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и орган-управ отношений, которые традиционно относятся к трудовому, земельному, гражданскому, административному праву, обеспечивающих правовое регулирование селхоз производства.
Предмет аграрного права - группа многообразных общественных отношений в сельском хозяйстве, сельскохозяйственная деятельность.
Сельскохозяйственная деятельность - это не только деятельность по обработке земли, производству продукции, но и первичная переработка сельскохозяйственной продукции.
Специфические особенности аграрных отношений:
¾равенство форм и видов собственности и форм организации селхоз производства;
¾использование земли и других природных ресурсов в качестве осн. средств производства;
¾использование в качестве средств производства живых организмов;
¾сезонность сельскохозяйственного производства.
Основными элементами аграрных правоотношений являются:
- субъекты,
- объекты,
- содержание,
- основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
К субъектам аграрных правовых отношений, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, относятся юр. лица, включая их обособленные подразделения, осн. видами деятельности которых являются производство селхоз продукции, рыбоводство, заготовка и переработка селхоз продукции, производимой в РБ, предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, ветеринарных, мелиоративных услуг и услуг по обслуживанию сельского хозяйства, подготовка кадров для АПК, проведение научных исследований в области сельского хозяйства, а также граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства.
К селхоз товаропроизводителям относятся юр. лица, включая их обособленные подразделения, имеющие в наличии селхоз земли селхоз назначения и производящие селхоз продукцию.
Объектами аграрных отношений явл. разнообразные блага - земля как основное ср. производства, природные ресурсы, животные, семена, трудовая деятельность, социальная сфера и др.
Содержание аграрных отношений составляют права и обязанности их участников (субъектов).
Аграрные правоотношения делятся на 2 группы:
В свою очередь они подразделяются на различные по своему характеру и содержанию виды.
Внутренними (внутрихозяйственными) являются правоотношения, основанные на членстве в производственном селхоз кооперативе, крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также на трудовом договоре, складывающиеся по поводу использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хоз деятельности. Аграрные отношения внутри селхоз предприятия возникают не только между его членами или работниками, но его структурными подразделениями.
Внешние аграрные отношения - определенная совокупность отношений селхоз организаций, их объединений и других участников селхоз производства между собой, а также с другими организациями и государственными органами, гражданами: отношения в сфере осуществления права собственности и управления имуществом, договорные, налоговые, деликтные.
Договорные отношения урегулированы Гражданским кодексом РБ (договоры поставки, контрактации и др.), иными нормативными правовыми актами (договор аренды и залога земельных участков, договоры в сфере обслуживания сельскохозяйственного производства).
.3 Система и компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сельском хозяйстве и АПК
Гос регулирование в сельском хозяйстве и АПК осуществляют различные органы.
К органам общей компетенции относятся высшие органы власти и управления:
¾Национальное собрание Республики Беларусь,
¾Президент Республики Беларусь,
¾Совет Министров Республики Беларусь.
Высшие органы власти и управления обеспечивают разработку и реализацию государственной аграрной политики в ходе осуществления их общих полномочий по регулированию аграрных отношений, а также создают нормативно - правовую базу этой деятельности.
Следующую группу органов государства составляют органы местного управления и самоуправления, правоохранительные и судебные органы.
Органы местного управления и самоуправления на своей территории осуществляют управление местным хозяйством, в состав которых входят сельскохозяйственные организации иные товаропроизводители сельскохозяйственной продукции.
Правоохранительные и судебные органы действуют в сфере разрешения споров и обеспечения законности в аграрной деятельности.
К органам специальной компетенции относятся органы, наделенные специальными полномочиями в сфере многообразных аграрных отношений. Система органов специальной компетенции действует на республиканском и местном уровнях, а также разграничивается по объему компетенции (отраслевое и функциональное управление).
На республиканском уровне органом, который осуществляет комплексное отраслевое руководство сельским хозяйством и АПК в целом выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (Минсельхозпрод). Минсельхозпрод подчиняется Совету Министров РБ. Постановлением Совета Министров РБ от 29 июня 2011г. № 867 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Основными задачами Минсельхозпрода являются:
¾проведение единой гос политики, осуществление гос управления и регулирования в области с/х-ва, рыболовства, рыбоводства, производства пищевых продуктов, а также в области семеноводства, сортоиспытания, карантина и защиты растений, сохранения и повыш плодо-родия почв, племенного дела, ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, мелиорации, механизации и электрификации селхоз производства;
¾регулирование и координация деятельности республиканских органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Правительству РБ, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в его компетенцию;
¾совершенствование экон. политики и методов хоз-ния, осуществление мероприятий по повыш. Эф-ти произ-ва в области с/х-ва, рыбохозяйственной дея-ти и произ-ва пищевых продуктов;
¾создание условий для развития сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и производства пищевых продуктов;
¾обеспечение внедрения достижений науки и техники в области сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и производства пищевых продуктов;
¾создание условий для увеличения ресурсов продукции сельского хозяйства, рыбоводства и пищевых продуктов, улучшения снабжения населения республики продовольствием, обеспечение продовольственной безопасности;
¾привлечение инвестиций, в том числе иностранных, в сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность и производство пищевых продуктов;
¾увеличение объемов и конкурентоспособности экспортируемой продукции, развитие товаропроводящих сетей по реализации за рубежом продукции сельского хозяйства, рыбоводства и пищевых продуктов;
¾обеспечение выполнения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемых в соответствии с актами законодательства.
Функции Минсельхозпрода:
- участие в разработке и реализации государственных и отраслевых программ;
- координация деятельности организаций в области сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности, производства пищевых продуктов и ветеринарии;
- осуществление контроля в области безопасности генно-инженерной деятельности; контроля и надзора в области ветеринарии, в области семеноводства, карантина и защиты растений, включая контроль за обращением со средствами защиты растений, а также гос. фитосанитарный контроль; контроля за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и селхоз машин и оборудования;
- разработка основных направлений развития комплексной механизации, электрификации, газификации, теплоснабжения, энергосбережения и транспортного обслуживания сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и производства пищевых продуктов;
- осуществление других функций, предусмотренных актами законодательства РБ.
- Минсельхозпрод возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РБ. В Минсельхозпроде образуется коллегия в составе 21 человека. Для рассмотрения важнейших направлений развития науки и техники, определения научно-технической политики, экспертизы научно-технических разработок и рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта в Минсельхозпроде создается научно-технический совет из числа ученых, высококвалифицированных специалистов, а также представителей научно-технических обществ и других организаций.
- В структуру центрального аппарата Минсельхозпрода входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, управления, инспекции, отделы, секторы, группы.
- В систему Минсельхозпрода входят:
- комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов;
- государственные организации, подчиненные Минсельхозпроду, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;
- хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минсельхозпроду.
- К департаментам с правами юридического лица относятся:
- Департамент по мелиорации и водному хозяйству,
- Департамент по хлебопродуктам,
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора.
- В подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь находятся государственные организации:
- государственные учреждения: «Белорусская машиноиспытательная станция», «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений», «Республиканский нормативно-исследовательский центр», «Учебно-методический центр Минсельхозпрода» и др.,
- Гос. учреждения образования: «Белорусский республиканский учебный центр» Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Речицкий государственный аграрный колледж, Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж, Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия, Белорусский государственный аграрный технический университет и др.,
- гос объединения: Белорусское государственное объединение по племенному животноводству «Белплемживобъединение», Республиканские объединения «Белагросервис», «Белсемена»,
- ряд республиканских унитарных предприятий (сельскохозяйственных, перерабатывающих и др.),
- более 130 хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат РБ и переданы в управление Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ.
1.4Понятие, система источников правового регулирования хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве и АПК, их особенности. Развитие законодательства о реформировании в аграрной сфере
Под источниками права понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие обществ. отношения.
Верховенство среди законов принадлежит Конституции Республики Беларусь, согласно которой все законы и подзаконные акты не должны противоречить Конституции.
Среди относящихся к аграрному праву нормативных правовых актов Республики Беларусь следует отметить:
)Кодексы.
2)Законы.
3) Декреты, указы и распоряжения Президента РБ по регулированию аграрных отношений.
4) Среди подзаконных актов исполнительных органов власти ведущее место занимают Постановления Правительства, обязательные к исполнению на всей территории страны и регулирующие аграрные отношения.
5) Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь.
)К числу подзаконных актов относятся нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов, организаций.
К юридическим нормативным актам, выполняющим функции локальных источников аграрного права, в сфере трудовых отношений относятся коллективные договоры (соглашения), правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. Эти локальные источники обязательны для работников сельского хозяйства, должностных лиц и органов внутрихозяйственного управления. Особое место среди локальных источников занимают уставы сельскохозяйственных организаций, которые используются в качестве основного регулятора аграрных отношений для определения правового статуса различных организационно-правовых форм селхоз организаций.
Особое место среди источников занимают акты, которые сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате утверждения органами государства:
¾международные двусторонние договоры,
¾санитарные нормы и правила,
¾государственные стандарты, и др.
Аграрная реформа является неотъемлемой и составной частью экономической реформы в целом, поэтому в процессе ее осуществления затрагиваются не только вопросы селхоз землепользования и преобразования селхоз организаций, а также планирования финансирования, ценообразования, гос регулирования, управления сельским хозяйством и многие другие.
Целью современной аграрной реформы является переход к рыночным отношениям на основе создания эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.
Основные направления аграрной реформы:
- реорганизовать действующую систему административно-хозяйственного управления;
- создать благоприятные организационные и экономико-правовые условия для развития аграрного предпринимательства;
- осуществить процесс разгосударствления и приватизации гос агропромышленных предприятий;
- обеспечить защиту собственности в сфере агропромышленного производства;
- разработать эффективное аграрное законодательство.
В качестве объектов аграрной реформы выступают:
- отношения собственности;
- земельные отношения;
- организационно-правовая форма участников аграрных правоотношений;
- взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с государством;
- система государственных органов управления в сельском хозяйстве;
- экономические взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования.
В этой связи в процессе формирования правовой основы проведения аграрной реформы можно выделить несколько этапов.
1-й этап (начало 90-х г.).
Первым документом, положившим начало реформированию экономики, стала Программа перехода Белорусской ССР к рыночной экономике, одобренная Постановлением Верховного Совета БССР от 13 октября 1990 г., в которой были определены основные направления построения рыночной экономики, посредством развития предпринимательства, конкуренции, разгосударствления собственности, формирования новой денежно-финансовой политики и т.д.
Одновременно (в 1990 г.) была разработана и первая Программа перехода агропромышленного комплекса Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике. Предлагалось создать равные условия хозяйствования для государственных, кооперативных и личных хозяйств граждан; признать право собственности за сельскохозяйственными предприятиями на производимую продукцию и доходы, право выбора форм ее реализации, право частной собственности на землю; создать условия для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и др.
Положения вышеназванных Программ нашли свое отражение в принятых в дальнейшем законах «О собственности», «О предприятии», «О предпринимательстве», «Об аренде».
Были приняты важные аграрные законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О приоритетном соц-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса».
Активно осуществлялись преобразования земельных отношений. Кодекс РБ о земле 1990 г. закрепил право пожизненного наследуемого владения для крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан, право постоянного владения для селхоз предприятий, а также возможность дополнительно арендовать землю для ведения сельского хозяйства.
С принятием Постановления Верховного Совета РБ от 18 февраля 1991г. «О проведении зем реформы в республике» начался процесс перераспределения земель с целью создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе.
Принятие 16 июня 1993 г. Закона «О праве собственности на землю» ознаменовало собой ликвидацию и государственной монополии на землю (граждане получили возможность приобретать в частную собственность земельные участки для целей, указанных в законодательстве).
2-й этап (середина 90-х гг.)
Второй этап аграрной реформы начался с принятием Конституции РБ, закрепившей две формы собственности: гос и частную; право гос собственности на земли селхоз назначения.
В 1994 г. была разработана Концепция аграрной реформы в РБ, в которой содержались предложения и рекомендации по реформированию фин и кредит политике, зем отношений, системы ценообразования, снабжения АПК, закупок и сбыта селхоз продукции и многим другим вопросам.
В 1996 г. Коллегией Кабинета Министров РБ была одобрена Гос программа реформирования АПК РБ. Основной целью аграрной реформы Программа ставила постепенный переход в сфере агропром к рыночной системе хозяйствования, предполагающее свободное функционирование хоз. субъектов в рамках правового коридора при гос регулировании отдельных сторон их деятельности.
Начался процесс приватизации и разгосударствления предприятий, перерабатывающих селхоз продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, а также получило развитие законодательство по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства. Были приняты Законы «О племенном деле в животноводстве», «О ветеринарном деле», «О семенах», «О патентах на сорта растений».
3-ий этап
Принятие Гражданского кодекса РБ 1998 г., в котором был установлен исчерпывающий перечень орг-правовых форм коммерческих организаций. В связи с этим возникла необходимость приведения учредительных документов субъектов хоз. в соответствие с требованиями нового закон-ва.
С 1 января 1999 г. также вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь о земле, который существенно расширил права граждан в области земельных правоотношений, более детально регламентировал вопросы права частной собственности на землю.
С 2000г. в целях упрощения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей введен единый сельскохозяйственный налог.
В 2001 г. утвержден Примерный устав колхоза (селхоз производственного кооператива), который определил правовой статус колхозов с учетом нового гражданского законодательства.
В этот же период были приняты две новые Программы: Республиканская программа повышения эффективности АПК на 2000-2005 годы и Программа совершенствования АПК РБ на 2001-2005 годы. В целях ее исполнения было принято Постановление Совета Министров РБ, определившее дополнительные меры по реализации ее основных положений.
ноября 2002 г. принят Закон РБ «О личных подсобных хозяйствах граждан»
Указ Президента РБ от 27января2003г. № 40 «О совершенствовании управления организациями АПК» существенно изменил систему организаций, обеспечивающих деятельность предприятий АПК
С целью реформирования сельскохозяйственных организаций 9июня 2003г. принят Закон Республики Беларусь «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций».
4-ый этап
В целях создания условий для приоритетного соц-экон развития села, повышения эффективности работы АПК, обеспечения условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышения доходов сельского населения, создания основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе Указом Президента РБ от 25 марта 2005года №150 утверждена Гос программа возрождения и развития села на 2005-2010годы.
Законом РБ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства» от 19 июля 2005 г. внесены изменения в Закон РБ от 18 февраля 1991 г. <#"justify">1.5Правовое обеспечение развития социальной сферы села
Соц. развитие села охватывает комплекс отношений, возникающих в связи с созданием и исполь-зованием соц. инфраструктуры в сельской местности и обеспечением соц прав сельских жителей.
Социальная инфраструктура сельской местности, включая объекты коммунально-бытового, медицинского, жилищного, культурного, спортивного, оздоровительного и иного назначения, может создаваться и эксплуатироваться за счет бюджетных средств и за счет собственных средств сельскохозяйственных организаций.
С 1991года управление социальной сферой села осуществляется местными Советами депутатов. Постановлением Совета Министров РБ от 20 марта 1992г. №146 было утверждено Положение о порядке образования фонда социально - культурного развития села. Для финансирования социального развития села могут использоваться средства республиканского бюджета и местных бюджетов, специальные целевые фонды, собственные средства организаций и граждан.
Так, согласно Примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001г. №49, колхоз может по решению общего собрания объединять часть своих средств со средствами юридических лиц для строительства с долевым участием объектов социального назначения, проведения мероприятий, направленных на улучшений культурно-бытового обслуживания членов колхоза. Колхоз обязан оказывать своим членам материальную и иную помощь в социальной сфере.
Основные мероприятия Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010годы в социальной сфере предусматривали:
¾повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения,
¾совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов,
¾развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи, модернизация дорог и транспортного обеспечения,
¾развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания.
Указом Президента РБ «О поддержке развития в 2006-2010 годах бытового обслуживания населения в сельских населенных пунктах» от 18 апреля 2006 г. № 255 в целях повышения уровня бытового обслуживания населения и обеспечения выполнения гос соц. стандартов в сельских населенных пунктах установлено, что в 2006-2010 годах организациям бытового обслуживания населения, оказывающим услуги в сельских населенных пунктах, предоставляются субсидии за счет средств местных бюджетов на приобретение сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов и других товаров, предназначенных для бытового обслуживания.
Согласно вышеназванному Указу под сельской местностью понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, а также иных населенных пунктов, не относящихся к административно-территориальным единицам, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов.
Условиями выделения средств из местных бюджетов являются:
1)выполнение орг-ми бытового обслуживания - получателями средств доведенного в установлен-ном порядке прогнозного показателя по темпам роста реализации бытовых услуг населению;
2)образование (увеличение) доли коммунальной собственности в уставных фондах организаций бытового обслуживания негосударственной формы собственности - получателей средств.
В целях обеспечения внедрения в сельской местности социальных стандартов по бытовому обслуживанию населения создаются сельские комплексные приемные пункты по приему заказов на бытовые услуги (сельский КПП), которые являются объектами бытового обслуживания. Сельский КПП создается в качестве юридического лица или индивидуальным предпринимателем по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом. Основными задачами КПП являются наиболее полное удовлетворение потребностей в бытовых услугах сельского населения, расширение и внедрение в сельской местности новых видов и форм бытового обслуживания.
Непосредственно на сельском КПП должны оказываться следующие виды бытовых услуг: ремонт швейных изделий, обуви; услуги парикмахерских; ритуальные услуги.
На другие виды услуг, необходимые сельскому населению, должен производиться прием заказов, обеспечение которых происходит иными организациями и индивидуальными предпринимателями на основе договоров по оказанию бытовых услуг.
Указом Президента РБ от 23 декабря 2004 г. № 611 с изм. от 7 февраля 2006 г. № 78, от 11 февраля 2008 г. № 80 «О предоставлении комбинатам бытового обслуживания населения, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, льгот по уплате некоторых налогов и платежей» комбинаты бытового обслуживания населения, оказывающие бытовые услуги населению в сельской местности, в том числе в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при реализации товаров (работ, услуг). Высвобождаемые денежные средства аккумулируются на специальных счетах, открываемых обслуживающими банками комбинатам бытового обслуживания населения, имеют целевое назначение и направляются на развитие их материально-технической базы, выполнение мероприятий по внедрению социальных стандартов по бытовому обслуживанию населения и не подлежат взысканию в бесспорном порядке.
Социальная политика на селе включает в себя предоставление также ряда льгот гражданам, проживающим в сельской местности: льготные тарифы на использование электроэнергии; повышенные на 20% тарифные ставки руководителям, специалистам учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социального обеспечения; и др.
Дополнительные меры гос поддержки предусмотрены для малообеспеченных граждан. Так, Мин-вом труда и соц. защиты РБ постановлением от 9 апреля 2002года №61 утверждено Положение о порядке обеспечения малообеспеч граждан, проживающих в сельской местности, быто-вой, телевизионной аппаратурой и бытовыми радиоприемными устройствами по доступной цене.
Мероприятия Гос программой устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РБ от 1августа 2011 г. № 342 по развитию соц и инженерно-транс инфраструк-туры села направлены на развитие уже созданных агрогородков, а также зон их влияния (близлежа-щие села - в части инженерно-транспортных коммуникаций и других соцзначимых объектов).
Основными мероприятиями по развитию социальной сферы села являются:
¾обеспечение занятости населения и безопасности жизнедеятельности;
¾развитие системы социального и бытового обслуживания, электроэнергетики и газификации, связи и информатизации, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, розничной торговли и общественного питания
¾строительство жилья;
¾предоставление коммунальных услуг;
¾совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования;
¾юридическое обслуживание населения.
1.6Правовое регулирование жилищного строительства в сельской местности. Правовой статус агрогородков
Жилищные правоотношения в РБ регулируются Жилищным кодексом РБ от 28 августа 2012 года
Права и обязанности граждан и организаций в области жилищных отношений возникают на основании:
договоров и иных сделок, предусмотренных закон-вом, а также не противоречащих ему;
актов гос. органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов;
судебных решений, установивших права и обязанности в области жилищных отношений;
членства в организациях застройщиков, товариществах собственников.
Основаниями для возникновения права владения и пользования жилым помещением явл:
право собственности;
членство в организации застройщиков;
договор найма или поднайма жилого помещения;
завещательный отказ;
письменное соглашение о признании членом семьи;
иные основания, предусмотренные законодательными актами.
Граждане и организации в области жилищных отношений в соответствии с законодательством имеют право на:
строительство жилых домов, жилых помещений;
приобретение жилых домов, жилых помещений в собственность;
владение, пользование и распоряжение жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
защиту своих прав от неправомерных действий (бездействия) иных лиц, в том числе на судебную защиту своих прав и законных интересов;
реализацию иных прав в соответствии с законодательством;
самостоятельный выбор форм и способов улучшения своих жилищных условий, эксплуатации жилого помещения;
получение во владение и пользование жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательными актами;
получение кредитов (в том числе льготных) на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, одноразовых субсидий на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, финансовой поддержки (помощи) государства на погашение задолженности по кредитам (в том числе льготным), полученным на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений, и других видов государственной поддержки;
осуществление предпринимательской деятельности посредством предоставления мест для краткосрочного проживания с соблюдением требований, установленных Жилищным кодексом.
Граждане и организации в области жилищных отношений обязаны:
соблюдать требования Жилищного кодекса, иных актов жилищного законодательства и договорных обязательств;
обращаться в установленном порядке за государственной регистрацией прав на жилые помещения не позднее трех месяцев, если иной срок не установлен иными законодательными актами, со дня получения документов, необходимых для оформления прав на жилые помещения, или заключения гражданско-правовых договоров и в иных случаях;
использовать жилые, подсобные и вспомогательные помещения и находящееся в них оборудование в соответствии с назначением;
соблюдать установленные для проживания санитарные и технические требования, правила пожарной безопасности, природоохранные требования, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений и иные требования, установленные закон-вом;
вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением;
обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения работникам организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ в случае необходимости, снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения работникам, имеющим в соответствии с законодательными актами право доступа в жилое помещение в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, в целях спасения жизни и предотвращения вреда здоровью граждан и их имуществу, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами;
возмещать ущерб, причиненный ими помещениям других граждан и организаций в связи с владением и пользованием жилыми помещениями;
исполнять иные обязанности в соответствии с Жилищным кодексом и иными актами закон-ва.
Гражданам и организациям в области жилищных отношений запрещаются:
действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
хранение в жилых помещениях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов (за исключением средств борьбы с грызунами и другими животными), а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования;
переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений;
содержание во вспомогательных помещениях жилого дома животных, в том числе пчел;
самовольная установка на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций;
самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
самовольные переустройство и (или) перепланировка;
сушка белья во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома.
Граждане при осуществлении предпринимательской деятельности посредством предоставления мест для краткосрочного проживания обязаны обеспечивать соблюдение нанимателями (поднанимателями) жилых помещений установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности, природоохранных требований и правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
Владение и пользование жилыми помещениями осуществляются с учетом соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих в жилом доме. Гражданам запрещается курение во вспомогательных помещениях многоквартирных жилых домов.
Защита прав и законных интересов граждан и организаций в области жилищных отношений осуществляется в судебном, административном или ином порядке, не противоречащем закон-ву.
Граждане и организации вправе обратиться в суд, если считают, что действиями (бездействием) граждан, должностных лиц и (или) организаций ущемлены их права и законные интересы в области жилищных отношений.
Собственники жилых и (или) нежилых помещений, наниматели, поднаниматели жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
Строительство жилья в сельской местности ведется на льготных условиях селхоз. организациями (собственными силами или подрядным способом) и гражданами для собственных нужд.
В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы в сельской местности предусматривалось осуществлять преимущественно усадебное жилищное строительство (не менее 50% жилой застройки).
Указом Президента РБ от 30 августа 2005года №405 облисполкомам совместно с Минсельхоз-продом было поручено ежегодно устанавливать сельскохозяйственным организациям задания на строительство жилых домов (квартир) силами данных организаций без подрядных договоров.
Для материально-технического обеспечения жилищного строительства Совет Министров ежегодно устанавливает государственный заказ на производство основных строительных материалов, изделий и конструкций для возведения жилья в сельской местности.
Сельскохозяйственным организациям, иным юридическим лицам, осуществляющим строительство жилья на селе для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе в организациях АПК, а также сельскохозяйственным организациям в населенных пунктах до 20 тысяч человек для их работников предоставляются льготные кредиты в размере до 95% стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств с учетом стоимости хозяйственных построек сроком на 40 лет (Указ Президента РБ от 2 сентября 1996г. № 346).
Льготные кредиты могут также предоставляться сельскохозяйственным организациям на приобретение у физических лиц пустующих и не завершенных строительством жилых домов (квартир) в сельской местности. Льготное кредитование сельскохозяйственных организаций осуществляется Белагропромбанком, которому при необходимости облисполкомами и райисполкомами предоставляются гарантии по возврату выданных кредитов.
Предоставленные для проживания жилые дома (квартиры) могут быть переданы в собственность граждан по решению сельхоз организации о продаже жилого дома или переводе долга по льготному кредиту на гражданина по заявлению этого гражданина с согласия Беагропромбанка.
Служебные жилые помещения предоставляются селхоз организациями своим работникам, работникам здравоохранения, образования, участковым инспекторам милиции, состоящим в сельскохозяйственных организациях на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане могут самостоятельно вести индивидуальное жилищное строительство на выделенных им для этих целей в соответствии с земельным законодательством земельных участках.
Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.
Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по гос регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включиТ.
Конкретный размер земельного участка устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок, в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.
В соответствии с Указом Президента РБ от 3 февраля 2006г. №70 в целях упорядочения учета и сокращения количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными постройками в сельской местности исполнительными комитетами ведется регистр пустующих домов, находящихся в сельской местности. Под сельской местностью в данном случае понимаются территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, а также иных населенных пунктов, входящих вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсовета.
Пустующие жилые дома, расположенные в сельской местности, в судебном порядке должны признаваться бесхозяйными и передаваться в собственность соответствующих административно-территориальных единиц. Ветхие дома по решению суда могут быть изъяты у собственника путем их выкупа или передачи для продажи с публичных торгов.
Среди мер, направленных на реализацию целей Гос программы возрождения и развития села, было предусмотрено формирование на базе центров сельсоветов и центральных усадеб сельхоз организаций агрогородков. Агрогородок - благоустроенный населенный пункт, в котором должна быть создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения соц стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий. Агрогородки должны стать качественно новыми типами сельских поселений. В таких населенных пунктах должны быть:
¾центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;
¾центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);
¾улицы с твердым дорожным покрытием;
¾сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания;
¾пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;
¾объекты телефонной связи;
¾торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;
¾дошкольные учреждения и школы;
¾спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма;
¾объекты придорожного сервисного обслуживания;
¾учреждения культуры, центры традиционных народных промыслов и ремесел;
¾юридические и нотариальные услуги населению и др.
Агрогородки создаются, как правило, на основе исторически сложившихся центров сельского расселения и равномерно разрабатываются градостроительные проекты развития агрогородков. Критерии отнесения сельских н.п. к агрогородкам и их статус определен Законом РБ от 5 мая 1998г. « Об адм-территориальном делении и порядке решения адм-территориального устройства РБ».
Тема 2: Правовое регулирование природопользования в сельском хозяйстве
.1 Понятие и состав земельного фонда. Компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель
Все земли РБ составляют единый земельный фонд, имеют общий правовой режим. Согласно статье 6 Кодекса Республики Беларусь о земле земли РБ делятся на категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Главный критерий такого деления государственного земельного фонда - в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятся органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, согласно Указу Президента РБ от 17 июля 2006г. «О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие».
Перевод земель, зем участков из одной категории в другую производится в случаях изменения осн целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.
К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.
К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации гос. таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.
К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников. К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.
К землям запаса относятся земли, зем участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнит комитета, рассматрив как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.
Независимо от деления на категории земель земли РБ подразделяются на следующие