Единовременные социальные выплаты
Оглавление
Введение
1. Пособия как форма социальной защиты
1.1 Понятие пособия и его отличие от иных видов социального обеспечения, виды пособий и их общая характеристика
1.2 Региональные особенности назначения и выплаты пособий семьям
1.3 Единовременное пособие как особая форма социальной защиты
2. Виды и общая характеристика единовременных пособий
2.1 Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
2.2 Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека
2.3 Единовременные пособия вынужденным переселенцам
2.4 Единовременные пособия беженцам
2.5 Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
2.6 Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
2.7 Единовременное пособие на погребение
2.8 Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия, государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Однако действия со стороны государства, к сожалению, не могут полностью преодолеть кризис в социальной сфере, поскольку вплоть до недавнего времени эффективность подавляющего большинства социальных программ оставалась крайне низкой, а выделяемые из бюджета средства "распылялись" и не всегда доходили до своих адресатов.
В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.
Актуальность этой преддипломной практики заключается в следующем: так как пособие - это один из источников возмещения затрат поэтому тема пособий всегда актуальна.
Цель работы: исследование института Права социального обеспечения - единовременные пособия.
Объектом исследования является понятие и общественная значимость единовременных пособий.
Задачи исследования:
а) дать общую характеристику единовременных пособий;
б) на примере конкретных пособий рассмотреть методы определения размеров пособий;
Методологические основы практического исследования. При написании работы использованы общенаучные и частно-научные методы исследования: диалектический, аналитический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный.
единовременная социальная выплата региональная
1. Пособия как форма социальной защиты
1.1 Понятие пособия и его отличие от иных видов социального обеспечения, виды пособий и их общая характеристика
В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка;
пособие по безработице;
социальное пособие на погребение.
Единовременное пособие при рождении ребенка - один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка - оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве. Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).
На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.
В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями). Он предусматривает выплату социального единовременного пособия на погребение и устанавливает перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно.
1.2 Региональные особенности назначения и выплаты пособий семьям
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью и обязанностями друг перед другом, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей.
В РФ помощь семьям, имеющих детей на государственном уровне оказывается в 4-х формах:
в форме денежных выплатах на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
налоговых, жилищных, медицинских и других льгот семьям, имеющих детей;
бесплатных выдач семье детского питания, одежды, обуви и т.д.
в форме социального обслуживания семей (оказание конкретной жилищной помощи, юридической, педагогической, социальные услуги и т.д.).
На 2016 г. семьям, имеющих детей, на территории РФ выплачиваются следующие виды социального пособия, которые регулируются ФЗ "О социальных пособиях гражданам, имеющих детей" от 19 мая 1995 г. и к которым применяется районный коэффициент:
а) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, размер которого составляет 860 руб.;
б) государственное единовременное пособие при рождении ребенка, которое равно 15643 руб.;
в) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (размер этого пособия составляет 1,5 тыс. руб. на первого ребенка и 3 тыс. руб. для остальных, при условии, что один из родителей, либо родственников, опекунов, попечителей, усыновителей, до рождения ребенка не работал, не учился и осуществляет фактический уход за ребенком, а для ранее работающих лиц, эти выплаты исчисляются исходя из размера зарплаты: 40 % от зарплаты, но не менее 1,5 тыс. руб. и не больше 6 тыс. руб. на последующих детей не менее 3 тыс. руб., но не более 6 тыс. руб.);
г) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет (18 лет если учится в школе), размер данного пособия составляет 323 рубля 58 копеек;
д) пособие для молодых семей, где один из родителей проходит срочную службу, которое составляет 24 тыс. руб. (единовременно), ив последующем 9 тыс. руб. в месяц;
е) пособие по беременности и родам, которое выплачивается по больничному листу за 140 дней (роды без осложнений и одноплодные) в размере среднего заработка, но не более чем 23 тыс. руб.;
ж)"материнский капитал", размер которого с 2016 года проиндексирован и на сегодня составил 453 тыс. 026 рублей.
Кроме этих основных пособий, есть региональные денежные выплаты семьям, имеющих детей.
Многодетные семьи, нуждающиеся в особой социальной защите, в Серышевском районе получают дополнительные денежные выплаты. Так, в Серышево выплачивают по 200 рублей на каждого ребенка в семье.
1.3 Единовременное пособие как особая форма социальной защиты
Данный вид социальной защиты нередко отождествляют с обязательным государственным страхованием жизни и здоровья. Некоторые ошибочно считают, что единовременное пособие является одной из форм страхования.
Возмещение причиненного вреда - одна из форм гражданско-правовой ответственности. Она именуется внедоговорной ответственностью, т.е. это ответственность по обязательствам, возникшим не из договора, а по другим основаниям. Как подчеркивал известный ученый-цивилист О.С. Иоффе "внедоговорная ответственность осуществляется путем установления между сторонами особого обязательства - по возмещению причиненного вреда"
Для российского гражданского законодательства характерен принцип полного возмещения вреда. Реализация данного принципа при возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, повлекшего травму, увечье или смерть, весьма проблематична. Возмещение вреда в виде заранее определенной денежной компенсации не может привести к полному восстановлению нарушенного здоровья потерпевшего. Это обстоятельство также определяет характерную специфику рассматриваемой ответственности. Объем возмещаемого потерпевшему вреда складывается из нескольких частей: компенсации неполученного заработка или иных доходов, расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (ст.1085 ГК РФ). При таких условиях речь не может идти и не идет о какой-то фиксированной сумме, определенной в законе как полное возмещение вреда, причиненного здоровью.
Рассмотренные выше нормы, регулирующие правоотношения по возмещению вреда здоровью, свидетельствуют об их особенности, специфичности и невозможности их отождествления с правоотношениями по выплате единовременных пособий.
По мнению автора, выплата единовременного пособия выполняет функцию охраны жизни и здоровья человека. Эта функция, несомненно, реализуется во взаимодействии с другими гражданско-правовыми институтами, в том числе и с обязательствами по возмещению вреда. Именно в результате взаимодействия этих разноотраслевых институтов права, возможно, и необходимо обеспечение согласованности в регламентации правоотношений по возмещению вреда и правоотношений по выплате единовременных пособий, что исключило бы совершенно необоснованные выплаты.
Выплата единовременных пособий не имеет никакого отношения к страхованию и с выплатой страховых сумм никак не связана. Условия и порядок выплаты единовременных пособий принципиально отличаются от условий и порядка выплаты страховых сумм. Это совершенно иные правоотношения.
Единовременные пособия наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда установлены другими законами, входят в общий объем гарантированного государством возмещения вреда и не обусловлены какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд. Данная конституционная обязанность государства имеет публично-правовой характер и не тождественна обязанностям по возмещению вреда. Подобную характеристику денежным компенсациям, выплачиваемым во исполнение рассматриваемой конституционной обязанности государства, дает и Конституционный Суд Российской Федерации.
2. Виды и общая характеристика единовременных пособий
Эти единовременные пособия и ежемесячные компенсации введены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Они являются одной из государственных гарантий в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, т.е. системы мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок (ими признаются введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням).
При возникновении поствакцинальных осложнений, которые хотя и редки, но полностью не исключаются, граждане имеют право на две дополнительные выплаты. Одна из них именуется единовременным государственным пособием, а вторая - ежемесячной денежной компенсацией.
Единовременное пособие выдается в двух случаях.
Первый - это возникновение поствакцинального осложнения. Единовременное пособие в этом случае выдается с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в размере 10 000 руб.
Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право на получение единовременных пособий, утверждается Правительством РФ по представлению Минздрава.
Второй случай - это смерть вследствие поствакцинального осложнения. В этом случае членам семьи умершего выдается единовременное пособие, размер которого составляет с 1 января 2001 г. 30 000 руб. Это пособие выплачивается одному из членов его семьи (с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи) по решению органа социальной защиты населения. Круг членов семьи, имеющих право на получение этого пособия, определяется в соответствии со ст.50 и 51 Закона 1990 г.
Ежемесячная денежная компенсация устанавливается гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения. Эта компенсация, таким образом, является доплатой к пенсии. Ее размер одинаков для всех инвалидов - I, II и III группы - и составляет в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. 1000 руб. в месяц.
Выплата единовременных пособий и ежемесячной компенсации производится за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты населения по месту жительства их получателей. Порядок их выплаты утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1013.
Законом от 17 сентября 1998 г. предусмотрено также, что граждане, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Один из родителей либо иной законный представитель несовершеннолетнего имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакцинальным осложнением, также в размере 100% заработка, независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Выплачиваются пособия в таких размерах за счет средств государственного социального страхования, как и другие пособия по временной нетрудоспособности.
2.2 Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека
Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". В целях реализации этого закона Правительство РФ 20 июня 1997 г. утвердило следующие акты: Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти; Перечень предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение государственных единовременных пособий работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; Перечень категорий работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных или работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеющих право на получение государственных единовременных пособий в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей.
Правила предусматривают назначение таких единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций, указанных в соответствующих перечнях, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также в случае установления инвалидности, причиной которой явилось заражение вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей. Пособие устанавливается, кроме того, членам семей работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.
Единовременные пособия устанавливаются с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в следующих размерах: в случае выявления у работников заражения вирусом иммунодефицита человека (без установления инвалидности) - 10 000 руб. в случае заражения работников вирусом иммунодефицита человека, повлекшего установление инвалидности: I группы - 25 000 руб., II группы - 20 000 руб., III группы - 15 000 руб.
Размер единовременного пособия каждого члена семьи работников, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекций заболеваний, составляет с 1 января 2001 г.30 000 руб. При этом круг членов семьи, имеющих право на пособие, определяется по правилам ст.50 и 51 Закона 1990 г.
Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий указанным категориям работников и членам их семей утверждены постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. № 757.
Факт заражения ВИЧ-инфекцией, а также причина заражения и его связь с исполнением работником служебных обязанностей устанавливаются специализированным лечебно-профилактическим учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения, занимающимся вопросами ВИЧ-инфекции совместно с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Для получения государственного единовременного пособия граждане, имеющие право на его получение, обращаются с заявлением в орган здравоохранения субъекта РФ по месту жительства.
К заявлению прилагаются:
медицинская справка установленной формы, подтверждающая факт заражения ВИЧ-инфекцией (подлинник);
акт эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленный по форме, установленной Минздравом (подлинник);
справка с места работы, подтверждающая, что заявитель в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику или лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Члены семей работников, имеющие право на получение государственного единовременного пособия, прилагают к заявлению следующие документы:
копию медицинской справки установленной формы, подтверждающей факт заражения ВИЧ-инфекцией лица, умершего от связанных с ВИЧ-инфекцией заболеваний;
копию акта эпидемиологического расследования причины заражения ВИЧ-инфекцией и связи этого заражения с исполнением работником своих служебных обязанностей, составленного по форме, установленной Минздравом РФ;
справку с места работы, подтверждающую, что умерший в момент, когда произошло заражение, являлся работником предприятия, учреждения или организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, предприятия (производства), научно-исследовательской организации, другой организации, работа в которой связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
копию свидетельства о смерти лица, заразившегося ВИЧ-инфекцией при исполнении своих служебных обязанностей.
При необходимости могут быть затребованы другие документы.
Датой подачи заявления считается день представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате государственного единовременного пособия. Заявителю выдается расписка о приеме заявления и приложенных к нему документов.
Орган здравоохранения субъекта РФ в течение месяца со дня поступления документов принимает решение о выплате государственного единовременного пособия или об отказе в его выплате. При отказе в выплате пособия орган здравоохранения сообщает заявителю об этом в 2-недельный срок с объяснением причин отказа.
Выплата пособия производится органом здравоохранения субъекта РФ по месту жительства заявителя в месячный срок со дня подачи заявления за счет средств федерального бюджета.
Государственные единовременные пособия, выплаченные гражданам в соответствии с представленными ими документами с неверными сведениями, а также в результате сокрытия ими данных, влияющих на назначение пособия, подлежат возмещению указанными гражданами, а при отказе от добровольного возмещения - взыскиваются в судебном порядке.
2.3 Единовременные пособия вынужденным переселенцам
Согласно Федеральному закону от 20 декабря 1995 г. "О вынужденных переселенцах", вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Гражданин, получивший соответствующее свидетельство, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие 18 лет, имеют право, в частности, на получение единовременного денежного пособия в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. До 1 января 2001 г. этот размер мог быть ниже минимальной оплаты труда.
В соответствии с этим законом Правительство РФ утвердило 16 июня 1997 г. Порядок выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 999 единовременное денежное пособие выплачивается с 1 января 2001 г. в следующих размерах:
гражданину, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывшим с ним членам семьи, не достигшим 18-летнего возраста, в размере 100 руб. на каждого члена семьи;
малообеспеченным гражданам (одиноким пенсионерам, одиноким инвалидам, семьям, состоящим только из пенсионеров и/или инвалидов, одинокому родителю (заменяющему его лицу) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетным семьям с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа указанных лиц в размере 150 руб. на каждого члена семьи.
Формы заявления и соответствующей справки, необходимых для получения данного пособия, утверждены Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ.
Процедура подтверждения права на это пособие и его получение определены Правительством РФ.
Гражданин, получивший свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, подает соответствующее заявление в письменной форме в территориальный орган миграционной службы по месту пребывания лица на территории РФ с указанием в нем прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста.
При подаче заявления предъявляются следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.
Для рассмотрения заявления на получение пособия в размере, установленном для малообеспеченных лиц (одиноких пенсионеров, одиноких инвалидов, семей, состоящих только из пенсионеров и/или инвалидов, одинокого родителя (заменяющего его лица) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), могут быть затребованы дополнительные документы, подтверждающие право этих лиц на получение указанного размера пособия.
Территориальный орган миграционной службы в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и выдает заявителю справку на получение пособия установленного образца.
В справке указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество получателя пособия;
предназначенная к выплате денежная сумма;
территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия;
учреждение Сберегательного банка РФ, осуществляющее выплату пособия;
дата выдачи справки.
Справка удостоверяется подписью руководителя территориального органа миграционной службы, выдавшего ее, и печатью этого органа. Территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия, вносит соответствующие записи в учетную карточку заявителя и в свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем.
Справка, выданная территориальным органом миграционной службы, гарантирует лицу, указанному в ней, выплату в соответствующем учреждении Сберегательного банка РФ предназначенной денежной суммы. Справка действительна в течение двух дней со дня ее выдачи. В случае неиспользования заявителем справки в указанный срок территориальный орган миграционной службы, выдавший ее, продлевает срок ее действия.
Денежная сумма выплачивается лицу, указанному в справке на получение пособия, соответствующим учреждением Сберегательного банка РФ на основании этой справки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Обслуживание лиц по выдаче пособия производится соответствующими учреждениями Сберегательного банка РФ на основании соглашения, заключенного между Федеральной миграционной службой России и Сберегательным банком РФ. Выплата пособий производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Федеральной миграционной программы.
При отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, выплаченные в виде пособия денежные средства не возвращаются.
Гражданин, умышленно сообщивший ложные сведения или предъявивший заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для выплаты пособия, возмещает полученные средства территориальному органу миграционной службы, выдавшему справку на получение пособия.
2.4 Единовременные пособия беженцам
Согласно Федеральному закону "О беженцах", беженец - это лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Гражданин, получивший соответствующее свидетельство, и прибывшие с ним члены семьи имеют право, в частности, на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. До 1 января 2001 г. этот размер не мог быть ниже минимального размера оплаты труда (п.2 ст.6 указанного закона). В соответствии с этим законом Правительство РФ 23 мая 1998 г. определило размер единовременного денежного пособия и утвердило Порядок выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 999 единовременное денежное пособие выплачивается с 1 января 2001 г. гражданину, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнего возраста, в следующем размере:
а) 100 руб. - лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнеговозраста;
б) 150 руб. - малообеспеченному гражданину (одинокому нетрудоспособному пенсионеру или инвалиду, одинокому родителю с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семье с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнего возраста.
Форма заявления и соответствующей справки, необходимых для получения данного пособия, утверждены Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ.
Процедура подтверждения права на это пособие и его получение определена Правительством РФ.
Гражданин, получивший свидетельство, подает соответствующее заявление в территориальный орган миграционной службы, в котором состоит на учете, с указанием в этом заявлении прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста. При подаче заявления предъявляется свидетельство. Гражданин, получивший свидетельство на основании решения дипломатического или консульского учреждения Российской Федерации вне ее пределов, реализует право на получение единовременного денежного пособия после прибытия на территорию Российской Федерации.
Для получения пособия в размере, установленном для малообеспеченного лица (одинокого нетрудоспособного пенсионера и инвалида, одинокого родителя с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), могут быть затребованы дополнительные сведения, подтверждающие право этого лица на получение пособия в установленном для него размере.
Территориальный орган миграционной службы, в котором гражданин, получивший свидетельство, состоит на учете, в течение одного дня со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и выдает заявителю справку на получение пособия.
В справке указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество получателя пособия;
в) учреждение Сберегательного банка РФ, осуществляющее выплату пособия;
г) территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия;
д) дата выдачи справки.
Справка удостоверяется подписью руководителя территориального органа миграционной службы, выдавшего ее, и печатью этого органа. Территориальный орган миграционной службы, выдавший справку на получение пособия, вносит соответствующие записи в карточку учета гражданина, получившего свидетельство, и в его свидетельство.
Справка, выданная территориальным органом миграционной службы, гарантирует указанному в ней гражданину выплату в соответствующем учреждении Сберегательного банка РФ предназначенной денежной суммы при предъявлении свидетельства. Справка действительна в течение 7 дней со дня ее выдачи. В случае неиспользования заявителем справки в указанный срок территориальный орган миграционной службы, выдавший ее, продлевает срок ее действия, но не более чем на 5 дней, исключая выходные и праздничные дни.
Выплата пособия осуществляется учреждениями Сберегательного банка РФ на основании соглашения, заключенного между Федеральной миграционной службой России и Сберегательным банком РФ, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы.
При отказе в предоставлении статуса беженца гражданину, получившему свидетельство, выплаченные ему в виде пособия денежные средства не возвращаются.
Гражданин, умышленно сообщивший ложные сведения или предъявивший заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для выплаты ему пособия, возмещает полученные средства территориальному органу миграционной службы, выдавшему данному гражданину справку на получение пособия.
2.5 Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрен ряд льгот, в том числе в сфере социального обеспечения, которые предоставляются военнослужащим при увольнении их с военной службы. Среди этих льгот - выплата соответствующих пособий. Одни из них именуются "пособиями", а другие "социальными пособиями". Первыми признаются единовременные пособия, а вторыми - ежемесячные пособия, выплачиваемые в течение пяти лет или одного года.
Военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством РФ.
Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, до 1 января 2001 г. равное минимальной оплате труда, а с 1 января 2001 г. - 100 руб.; указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - до 1 января 2001 г. пяти минимальным размерам оплаты труда, а с 1 января 2001 г. - 500 руб.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:
при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 % суммы оклада денежного содержания;
за каждый год свыше 15 лет - 3 % суммы оклада денежного содержания.
Военнослужащим, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Порядок выплаты указанных социального пособия и оклада по воинскому званию определяется Правительством РФ.
Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом
Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. "О мерах по борьбе с терроризмом" Правительству РФ поручалось, властности, установить дополнительные меры социальной защиты граждан, привлекаемых к выполнению специальных задач при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом (п.2). Во исполнение Указа Правительство РФ приняло 22 января 1997 г. Постановление, которым определило меры социальной защиты указанных граждан, а в соответствующих случаях и их семей.
Гражданам, привлекавшийся к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, выплачивались единовременные пособия в двух случаях: в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) и в случае установления инвалидности до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период либо в связи с выполнением специальных задач.
Размер пособия при получении ранения зависел от его тяжести: при тяжелом ранении он составлял 10 минимальных размеров оплаты труда, при легком - 5.
Размер пособия при установлении инвалидности зависел от тяжести инвалидности: инвалидам I группы (наиболее тяжелая степень инвалидности) пособие выдавалось в размере 75, II группы - 50, III группы - 25 минимальных размеров оплаты труда.
Единовременные пособия выдавались также в случае гибели граждан, привлекавшийся к выполнению специальных задач, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания участия в выполнении специальных задач вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач.
Право на пособие имели жена (муж), дети, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся - 23 лет), либо дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отец и мать.
Размер единовременного пособия на каждого указанного члена семьи составлял 25 минимальных размеров оплаты труда.
Суммы пособий, подлежащих выплате, определялись исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на день наступления соответствующего события.
Указанные единовременные пособия устанавливались организациями, которые привлекали граждан к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, и выплачивались за счет этих организаций.
В 1998 г. был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом". Он вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 4 августа 1998 г. Этим законом определены, в частности, правовые основы борьбы с терроризмом, основные принципы этой борьбы, даны исчерпывающие определения терроризма. Им также установлена правовая и социальная защита граждан, которые участвуют в борьбе с терроризмом. Правовой и социальной защите подлежат:
а) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;
б) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;
в) члены семей указанных граждан, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.
Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом их правового статуса, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
Одной из мер социальной защиты является выплата соответствующих единовременных пособий.
При получении гражданином, принимавшим участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции увечья (ранения, контузии), которое повлекло за собой наступление инвалидности, этому гражданину за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством РФ.
Если гражданин, принимавший участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получил ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, то ему выплачивается единовременное пособие в размере 10 000 руб.
В случае гибели гражданина, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 руб., назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.
Указанным законом предусмотрено, что все законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с этим законом.
2.6 Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
Таких пособий два. Их выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г.
Гражданам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. Выпускники учебных заведений и учебно-воспитательных учебных заведений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве обеспечиваются единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. Помимо этого, они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (соответствующий перечень "натурального" обеспечения утвержден Правительством РФ).
2.7 Единовременное пособие на погребение
Пособие на погребение - одно из первых пособий, введенных в СССР по системе государственного социального страхования наемных работников. Его размер дифференцировался в зависимости от того, в какой местности осуществлялось погребение, каков возраст умершего и от некоторых других обстоятельств. В других странах тоже имеются подобные пособия. Источники их выплаты разные (средства социального страхования, работодателя или бюджета), как и уровень пособий (в одних странах они определяются с учетом сложившегося заработка, стажа работника и т.д., в других - устанавливаются в определенной твердой сумме, в третьих размер пособия выше в случае смерти работника и ниже - в случае смерти члена его семьи).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются ныне в России Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле".
Этот закон устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. В соответствии с ним либо предоставляются безвозмездно определенные услуги, перечень которых определен законом, либо выплачивается социальное пособие на погребение.
Перечень безвозмездных услуг включает четыре их вида:
а) оформление документов, необходимых для погребения;
б) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
в) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
г) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Эти услуги оказываются соответствующей специализированной службой. Стоимость услуг, согласно перечню, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ и возмещается специализированной службе соответственно пенсионным фондом РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; Фондом социального страхования РФ - на погребение умерших работающих граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; Государственным фондом занятости населения РФ - на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по представлению службы занятости - в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии (расчеты со специализированной службой осуществляются Пенсионным фондом РФ с последующим возмещением ему расходов Фондом занятости населения РФ); за счет средств бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Предельный объем возмещения стоимости услуг фондами - 1000 руб. Если в субъекте РФ стоимость услуг превышает эту сумму, субъект РФ возмещает специализированной службе за счет собственных источников стоимость услуг в части, превышающей 1000 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, указанный размер возмещения стоимости ритуальных услуг определяется с учетом районного коэффициента.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного их перечня, производится за счет лица, взявшего на себя обязанности осуществить погребение умершего.
Гражданам, получившим указанные выше услуги бесплатно, социальное пособие не выплачивается: они его заменяют.
Вместо предоставления услуг по погребению гражданам выплачивается социальное пособие на погребение, если оно осуществлено за счет их средств. Оно выплачивается супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. Размер пособия равен стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не может превышать с 1 января 2001 г. 1000 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размер социального пособия определяется с учетом районного коэффициента.
Срок обращения за пособием на погребение - 6 месяцев со дня смерти.
Назначение и выплата пособия производится в день обращения за ним на основании справки органа загса о смерти - органом, в котором умерший получал пенсию; организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Субъекты РФ вправе устанавливать доплаты к пособию на погребение, которое предусмотрено федеральным законом, и производить их выплату за счет собственных источников.
2.8 Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году
Единовременное пособие выплачивается за каждого родившегося ребенка женщинам в равной сумме, вне зависимости от их трудового статуса и уровня дохода
Сумма единовременного пособия с наступлением 2016 года сумма выплаты составляет 13087 рублей.
Родителям родившегося ребенка следует подавать документы по месту работы (службы) одного из родителей ребенка. А если оба родителя не трудоустроены - в УСЗН (управление социальной защиты населения) по месту жительства одного из родителей. В некоторых регионах вводится новый порядок получения пособий и обращаться необходимо напрямую в региональное отделение ФСС (фонда социального страхования)
Необходимые документы для получения единовременного пособия при рождении ребенка:
В зависимости от статуса трудоустройства родителей список документов отличается.
По месту работы, службы или учебы:
б) справка из ЗАГСа, выданная при регистрации ребенка;
в) свидетельство о рождении ребенка;
г) справка с места работы (службы) другого родителя о не назначении единовременного пособия - в случае, если оба родителя работают (служат);
д) если другой родитель официально не трудоустроен - справка из УСЗН о том, что он (а) не получал (а) данное пособие.
е) На детей одиноких матерей необходимо дополнительно представить: справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
В УСЗН по месту жительства одного из родителей - если оба родителя не работают (не служат):
а) заявление о назначении пособия;
б) свидетельство о рождении ребенка;
в) справка органа ЗАГС;
г) трудовые книжки с записями об увольнении обоих родителей; для не работавших - дипломы, аттестаты и другие документы, подтверждающие отсутствие у родителей трудовой деятельности.
д) на детей одиноких матерей необходимо дополнительно представить: справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
Сроки обращения и выплаты единовременного пособия на ребенка
Назначается при обращении за пособием в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка. Выплата единовременного пособия производится не позднее десяти дней после подачи всего пакета документов.
Заключение
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Единовременные - это пособия, которые вы получаете всего лишь один раз в фиксированной сумме.
Единовременные пособия наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда установлены другими законами, входят в общий объем гарантированного государством возмещения вреда и не обусловлены какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд. Данная конституционная обязанность государства имеет публично-правовой характер и не тождественна обязанностям по возмещению вреда.
Сейчас весьма остро стоит вопрос о реформировании системы социальной защиты граждан России. И здесь большое значение будет играть адресность пособий и компенсационных выплат, т.е. предоставление именно тем гражданам, которые действительно в них нуждаются, а так же повышение части из них до уровня прожиточного минимума.
Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальных пособий) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования сети учреждений социального обслуживания. По-прежнему болевой вопрос: достойное финансирование.
В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.
По результатам проведенного анализа государственных пособий для граждан, имеющим детей я пришла к выводу: статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Провозгласило положение о том, что №Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь". Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст.38). Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми. Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми и связи с рождением, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В 2006-2008 гг. в законодательство о пособиях были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов. Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающиеся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.
Отсутствие в законодательстве определения понятия "семья с детьми", а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий. Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. - 2014. - №10.
. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ (с изменениями от 24,25 июля 2012 г.).
. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 118 - ФЗ (с изменениями от 0.12.2005 № 155-ФЗ, от 06.12.2005 № 158-ФЗ, от 20.12.2005 № 168-ФЗ, от 31.12.2005 № 201-ФЗ, от 31.12.2005 № 205-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ).
. ФЗ от 12 января 1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
. Андриченко, Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы // Государство и право. - 1995. - № 5.
. Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право. - 2012. - № 12
. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения Под. Ред. д. ю. н., проф. М, 2004.
. Иванов, С.А. В Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения // Государство и права. - 2015. - № 5.
. Малеин, Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Государство и право. - 2010. - №6.
. Сергеева Т.Ю. Пособия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. № 13. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Контур, 2008.