Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Армавирский государственный педагогический университет
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
Курсовая работа
"Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Армавир
Содержание
Введение
1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке
.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания дошкольников
.2 Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников
.3 Роль семьи в патриотическом воспитании детей
. Эмпирическое изучение уровня патриотической культуры дошкольников
.1 Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников
.2 Пути развития патриотической культуры дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Всё чаще с помощью телевидения в детские души вторгается реклама "красивой жизни", нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколениями. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий "человеческий капитал", ценный ресурс нашей страны, залог её будущего развития. Именно поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является наиболее актуальной задачей.
В "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации" констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому "патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества". Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Основной целью образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" является - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям и обычаям семьи, общества и государства в целом.
Одним из основных направлений реализации образовательной области
"Социально-коммуникативное развитие" является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом - воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи и группы детского сада. Постепенно у дошкольника складывается "образ собственного дома", с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство "родительского дома" и становится основой любви к Родине, формирует чувство защищённости.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребёнка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе "Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение имеет эффективная, слаженная и целенаправленная работа обоих субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Цель исследования: Раскрыть теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке. Объект исследования: Процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: Уровень сформированности патриотической культуры дошкольников. Задачами данной работы являются: 1. Раскрыть смысл и значение понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание".
. Выделить принципы, цели, задачи и содержание работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.
.Обосновать пути и средства патриотического воспитания дошкольников в семье, на занятиях и в повседневной жизни.
.Провести эмпирическое изучение уровня патриотической культуры старших дошкольников.
1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке
.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания дошкольников
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. Достаточно полным является следующее определение патриотизма:
Патриотизм - это любовь к своему отечеству, к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю.
Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость.
Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам, обычаям и традициям родной страны, привязанность к родным местам, желание укрепления чести и достоинства Родины, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность во благо Родине, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [28, с. 18].
Ещё один подход к пониманию патриотизма, относя его к нравственным качествам, включает любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит своё воплощение в гражданственности.
Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Патриотизм является одним из главных нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны, культуре, традициях и обычаях народа;
эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительных эмоций к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родной местности: городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде. [21, с. 9].
деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, бережное отношение к природе, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает гуманное отношение к окружающему миру.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Критерии и показатели патриотизма:
·Эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
·когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
·мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
·практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Итак, патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности взрослого и ребёнка, в которой признаётся субъектная позиция ребёнка и осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.
.2 Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников
Рассмотрим основные принципы патриотического воспитания дошкольников: 1. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие моральных качеств человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми. 2. Принцип культуросообразности - "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с историей, достижениями и развитием культуры современного общества, а также формирование познавательных интересов. 3. Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия( деятельности), в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. 4. Принцип гуманно-творческой направленности обеспечивает обязательное получение ребёнком определённых знаний о культуре народа путём взаимодействия с его культурной средой, при помощи творческих элементов (воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна).
5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определённого обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует самостоятельному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации. [22, с. 94].
Задачи патриотического воспитания:
1.формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
2.формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
.формирование духовно-нравственного отношения к природе родного места и чувства сопричастности к ней;
.воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, а также толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). [23, с. 30].
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. [25, с. 51]. Содержанием патриотического воспитания детей дошкольного возраста является:
·приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
·знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
·проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
·формирование бережного отношения к окружающей природе и всему живому;
·организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие и заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
·воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
·воспитание уважения к труду;
·развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
·формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
·формирование элементарных знаний о правах человека. [18, с. 9].
Воспитание любви к родному краю у дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающий организацию познавательной деятельности для детей по овладению доступным для их возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, накопление опыта участия в общественно-полезной деятельности.
Решение данных задач и обусловливает соответствующие направления воспитательной работы:
·вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально-положительного отношения к явлениям общественной жизни;
·стимулирование проявления старшими дошкольниками активного участия в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;
·организацию общественно-полезной деятельности дошкольников, способствующей накоплению опыта гуманного отношения к окружающему миру.
Для реализации патриотического воспитания и формирования любви к родному краю дошкольников необходимо:
·создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
·обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
·тесный контакт с семьей, опора на её традиции и опыт;
·последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека. [19, с. 40].
Таким образом, организация патриотического воспитания дошкольников должна осуществляться с опорой на методы, принципы и содержание обучения в детском саду.
1.3 Роль семьи в патриотическом воспитании детей
Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в частности, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили только потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее счастье людей. Их имена навсегда увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники культуры.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у будущего поколения чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений должны видеть в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребёнку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т.д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребёнка как образ Родины. [18, с. 10].
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причём воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.п.
Во время прогулок в парк, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные [26, с. 28].
Хорошо, когда домашние занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, народные обычаи, праздник русской масленицы, берёзки и т.д. Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. [23, с. 32].
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна в целом. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: "Вот здесь жил когда-то...", "Здесь строится...", "Это музей знаменитого писателя..." и т. д.
Большие возможности для патриотического воспитания в семье имеют обрядовые праздники. Ребёнку будет очень интересно участвовать в празднике Ивана Купалы, рождественских колядках, Масленицы. Это не только весёлые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогического опыта в формировании патриотических чувств ребёнка.
Большое значение имеет элемент наглядности в семейном воспитании. Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, фотографии народного костюма, предметы быта наших пращуров, дошкольники учатся видеть и ценить старину, понимать, как много лет нашему народу и сколько накоплено знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.
2. Эмпирическое изучение уровня патриотической культуры дошкольников
.1 Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка: он переживает то, что с ним происходит и им совершается, по-своему относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём, эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес ребёнка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут испытывать разные эмоции: радоваться или печалится, даже плакать или смеяться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в парк, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, любить и бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счёте, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интересней и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится процесс детского творчества.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотизма у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно, продемонстрировать детям основные права и обязанности современного человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.
Однако, если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомить их с особенностями родного края, пробудив в сердцах детей интерес к нему, показать им жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, прослушиванием музыки, изучением картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Средствами развития патриотической культуры дошкольников являются:
. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят.
. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
.2 Пути развития патриотической культуры дошкольников
Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: трудолюбие, добро, дружбу, взаимопомощь, гуманность, любовь. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчёркивал, что "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме ("Курочка ряба", "Репка"), и сказки с острым захватывающим сюжетом ("Кот, петух и лиса", "Гуси-лебеди"). С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, борьба мужества, стойкости и преданности над злом, каким бы страшным оно ни было. Тем же целям нравственно-патриотического воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость и лесть. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. [18, с. 15].
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал за ними. Эмоциональность рассказа, выразительность, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, а так же вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей. Эта внутренняя активность - "жизнь вместе с героем" - как бы поднимает все душевные силы ребёнка на новую ступень, даёт возможность интуитивно, чувствами познать то, что он ещё не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают не точны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки и действия. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения и моменты.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение и чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра). У детей трёх-четырёх лет интерес можно возбудить присказкой. Сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
У каждого народа свои сказки, но все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, гордость за своих героев и свой край.
Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
Героический эпос (былины) - замечательное наследие прошлого, свидетельство искусства народа и древней культуры. Он сохранился в живом и устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Своё название былина получила от близкого по смыслу слова "быль". Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри - необыкновенной силы мужчины, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Большая часть русских былин говорит о героических подвигах народных богатырей. Например, былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Вольге Буслаевиче, о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут и не льстят. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим самым святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа. Былинный эпос - это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения предков, на изучение традиций и поведения людей во времена существования монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей отчизне и всячески защищал её от врагов.
Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с самого детства, с колыбели, где закладываются основные личностные качества. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательной и образовательной информации.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности малышей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
В современном дошкольном учреждении есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: "народная музыка", "оркестр народных инструментов", "народный хор".
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Воспитатель широко может использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка должна звучать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться того, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости, любви к родному краю. А музыкальное искусство, в свою очередь, "шаг за шагом" может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением молодого поколения страны. [14, с. 31].
Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве, их использование в воспитательной работе с детьми.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, ёмкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многогранность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребёнка потребность найти её решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения.
Самым ценным во все времена в воспитании детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать то, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: "Нет в мире краше Родины нашей", "Родина любимая - мать родная" и др.
Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: "При солнышке тепло, при матери добро", "Другой матери не будет", "Счастья и доброту у матери найду" и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными благодаря общению детей с природой.
Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: "Без хозяина земля - круглая сирота", "Земля заботу любит", "По погоде и урожай" и др. Большое значение в учреждениях придается патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далёкого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьёзную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние на маленького человека. Напившись из чистого родника, ребёнок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Пословицы и поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. [32, с. 12].
Роль народных праздников и традиций в приобщении детей к народной культуре.
Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания, которая непосредственно связана с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует особенная русская традиция проведения этого праздника - это Рождественские Святки. Так, подготовка к Рождеству, как и было в народе, начинается заранее - ещё в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придаёт ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку дети знакомятся с русской духовной поэзией.
На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, можно собрать детей в гостиной детского сада, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Повара на кухне могут приготовить сочиво - традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достанется сочива по чайной ложечке, но впечатление у детей останется надолго. Воспитатель может рассмотреть с детьми икону Рождества Христова, рассказать им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было главнейшей традицией на Руси.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые должны быть сшиты по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинают интересное действо - игру - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. На праздниках, что характерно для народной традиции, не должно быть просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребёнка нет ярко выраженных музыкальных и актёрских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребёнок любого возраста и уровня развития должен найти необходимую ему возможность самовыражения.
Роль игры в познании окружающего мира.
Дошкольники познают окружающий мир, и помогает ему в этом игра. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры - своеобразная школа для ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители должны выходить с "экологическим патрулем" для очистки прилегающей территории. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а только то, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. воспитание патриотический дошкольник музыка
Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые воспитателю для руководства играми.
Итак, мы видим, что возможности организации патриотического воспитания в дошкольном учреждении огромны. Главное - понимать зачем это делать и не жалеть времени на поиск путей формирования будущего патриота, гражданина своей Родины.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, главными участниками воспитательного процесса являются семья и педагоги дошкольного образовательного учреждения, учитывая в первую очередь местные условия и возрастные особенности детей.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, страной. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения жительства, определённому кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: членами семьи, жителями дома, работниками искусств, музея, а также при знакомстве с местными достопримечательностями.
Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного места. Свою любовь к Родине, представление о том, чем она знаменита, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе педагоги передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Всеми доступными методами и средствами, которые перечислены в данной работе, можно и нужно пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, учёных, путешественников, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Список использованной литературы
1.Закон "Об образовании в Российской Федерации" , 29.12.2012, № 273-ФЗ
2.Постановление Правительства РФ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", от 5 октября 2010 г. № 795
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" , 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
4.Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012.- 374 с.
5.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 2010, № 5.
.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: Педагогика, 2011.- 146 с.
.Вересов Н.Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание, 2012, № 12.
.Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 2010.- 212 с.
.Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2012.- 468 с.
.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2011, № 3.
.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание, 2010, № 9.
.Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателя ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2012. - 104 с.
.Зубко Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности. // Праблемы выхавання, 2013, № 1.
.Иванова Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа: Пособие для воспитателе ДОУ /Сост. Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 96с.
.Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание, 2011, № 5.
.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.- М.: АРКТИ, 2010.- 178 с.
.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 2011. - 160 с.
.Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, 2013, № 10.
.Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ , 2009, № 1.
.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2011, № 1.
.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 255 с.
.Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- Мн.: Народная асвета, 2012.- 112 с.
.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка - Пресс, 2010.- 114 с.
.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание, 2011, № 4.
.Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М.: Владос, 2009.- 144 с.
.Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
.Патриотическое образование / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина.- М.: АПК и ПРО, 2011. - 100 с.
.Писарева ,А.Е. Живем в "Ладу": Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
.Рыбалова ,И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание, 2003, № 6.
.Сакавиченя ,О. Патриотическое воспитание дошкольников// Ребёнок в детском саду, 2011, № 2.
.Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2012.- 178 с.
.Стратаненко, Л. Как пробудить интерес к истории Отечества// Дошкольное воспитание, 2009, № 2.
.Федосеева, Л. Воспитание любви и уважения к матери // Дошкольное воспитание, 2010, № 9.
.Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. М.: Издательство Скрипторий, 2011.-112 с.