Маркетинговое исследование рынка строительной доски в России
Министерство
образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
Инженерно-экономический
институт
Кафедра
«Мировая и региональная экономика»
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
ТЕМА:
«Маркетинговое исследование рынка строительной доски в России»
по
дисциплине «Маркетинг»
Санкт-Петербург,
2015
Введение
покупательский рынок пиломатериал
конкурент
Строительная доска - Обрезная доска - это
разнообразие досок из различных пород лиственных и хвойных деревьев. Данный
пиломатериал изготавливается из не обрезной доски на лесопилках, а не обрезную
доску получают из бревен. Обрезная доска - пиломатериал, обладающий толщиной от
1 до 10 см и шириной, которая больше толщины пиломатериала в два раза. Обрезная
доска вырезается из бревен так, чтобы на ней не было коры, отсюда и название.
Применяется на всех этапах строительства, от фундамента и до крыши дома.
Маркировка пиломатериала делится на три сорта:
Сорт «A». Пиломатериалы первого
сорта используются для производства мебели, в строительстве (отделке помещений
<#"889586.files/image001.gif">
Уровень инфляции
год
|
%
|
2014
|
6,28
|
2013
|
6,45
|
2012
|
6,58
|
2011
|
6,10
|
2010
|
8,78
|
2009
|
8,80
|
2008
|
13,28
|
2007
|
11,87
|
2006
|
9,00
|
2005
|
10,91
|
2004
|
11,74
|
Росстат подвел итоги выборочного обследования
населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю апреля 2014
года.
Численность экономически активного населения в
возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2014г. составила 75,0
млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения
71,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и
4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели
работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в
обследуемую неделю).
Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных колебаний)
|
2014г.
|
2013г.
апрель
|
Апрель
2014г. к (+ , -)
|
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
|
апрелю
2013г.
|
марту
2014г.
|
Тыс.человек
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономически
активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)
|
74627
|
75228
|
75083
|
74960
|
75302
|
-342
|
-123
|
занятые
|
70447
|
70999
|
71059
|
70974
|
71121
|
-147
|
-85
|
безработные
|
4180
|
4229
|
4024
|
3986
|
4181
|
-195
|
-38
|
В
процентах
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень
экономической активности (экономически активное население к численности
населения в возрасте 15-72 лет)
|
68,1
|
68,7
|
68,6
|
68,5
|
68,3
|
0,2
|
-0,1
|
Уровень
занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)
|
64,3
|
64,8
|
64,9
|
64,8
|
64,5
|
0,3
|
-0,1
|
Уровень
безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
|
5,6
|
5,6
|
5,4
|
5,3
|
5,6
|
-0,3
|
-0,1
|
По сравнению с мартом 2014г. численность
занятого населения в апреле 2014г. уменьшилась на 85 тыс.человек или на 0,1%,
численность безработных - на 38 тыс.человек, или на 0,9%. По сравнению с
апрелем 2013г. численность занятого населения уменьшилась на 147 тыс.человек,
или 0,2%, численность безработных - на 195 тыс.человек, или на 4,7%.
Общая численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ, в 4,3 раза превысила численность безработных,
зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В
конце апреля 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения
состояло на учете в качестве безработных 933 тыс.человек, что на 0,9% меньше по
сравнению с мартом 2014г. и на 12,0% - по сравнению с апрелем 2013 года.
Как показывают материалы обследований населения
по проблемам занятости в апреле 2014г. около 72% безработных искали работу
самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже
обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных
мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2014г. составила
26,1%, среди безработных женщин - 31,2%. Наиболее предпочтительным является
обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в
апреле 2014г. его использовали 60,6% безработных. Поиск работы в средствах
массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы,
который использовали более трети безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди
безработных, по методологии МОТ, доля женщин в апреле 2014г. составила 43,8%,
доля городских жителей - 61,6%.
Безработица городского и сельского населения
характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по
сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В апреле 2014г. это
превышение составило 2 раза.
|
Всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
Городское
население
|
Сельское
население
|
2013г.
|
|
|
|
|
|
Январь
|
6,0
|
6,4
|
5,5
|
4,8
|
9,7
|
Февраль
|
5,8
|
6,1
|
5,4
|
4,7
|
9,0
|
Март
|
5,7
|
5,9
|
5,4
|
4,8
|
8,4
|
Апрель
|
5,6
|
5,8
|
5,2
|
4,4
|
9,3
|
Май
|
5,2
|
5,5
|
4,8
|
4,5
|
7,4
|
Июнь
|
5,4
|
5,8
|
5,1
|
4,6
|
8,0
|
Июль
|
5,3
|
5,8
|
4,8
|
4,6
|
7,5
|
Август
|
5,2
|
5,7
|
4,7
|
4,3
|
8,1
|
Сентябрь
|
5,3
|
5,6
|
4,9
|
4,5
|
7,7
|
Октябрь
|
5,5
|
5,5
|
5,4
|
4,6
|
8,3
|
Ноябрь
|
5,4
|
5,6
|
5,3
|
4,7
|
7,9
|
Декабрь
|
5,6
|
5,7
|
5,4
|
4,7
|
8,3
|
2014г.
|
|
|
|
|
|
Январь
|
5,6
|
6,1
|
5,1
|
4,5
|
9,1
|
Февраль
|
5,6
|
6,1
|
5,2
|
4,7
|
8,8
|
Март
|
5,4
|
5,9
|
4,7
|
4,6
|
7,8
|
Апрель
|
5,3
|
5,8
|
4,8
|
4,3
|
8,6
|
Возрастной состав безработных. Средний возраст
безработных в апреле 2014г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди
безработных составляет 22,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,7%, 20-24
лет - 18,3%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19
лет (31,8%) и 20-24 лет (11,7%). По сравнению с апрелем 2013г. уровень
безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 6,4 процентного пункта, в
возрасте 20-24 лет уменьшился на 0,5 процентного пункта.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет
уровень безработицы в апреле 2014г. составил 13,1%, в том числе среди
городского населения - 11,1%, среди сельского населения - 18,5%. Коэффициент
превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе
15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет
3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского
населения - 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди
безработных 29,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска
работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу
32,0% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной
безработицы составила 41,7%, среди городских - 25,9%.
Наличие опыта работы. В численности безработных
27,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2014г.
их численность по сравнению с апрелем 2013г. уменьшилась на 20 тыс.человек, или
на 1,8% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта
трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет,
43,3% - от 20 до 24 лет, 22,1% - от 25 до 29 лет.
В апреле 2014г. среди безработных доля лиц,
оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением
численности работников, ликвидацией организации или собственного дела,
составила 20,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с
увольнением по собственному желанию - 22,4% (в апреле 2013г. - соответственно
16,9% и 26,2%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий
уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном
федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
. Изучение спроса
.1 Исследование требований покупателей и уровня
покупательской способности на рынке пиломатериалов
Достаточно очевидно, что разные потребители
желают приобрести разные товары. Для того чтобы удовлетворить эти различные
потребности, организации-производители и организации-продавцы стремятся выявить
группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые
продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти
группы потребителей
Сегментация рынка заключается в разделении рынка
на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать
разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Рыночный сегмент - это группа потребителей,
характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукт и на набор
маркетинговых стимулов.
Главными доводами в пользу проведения
сегментации являются следующие:
Обеспечивается лучшее понимание не только нужд
потребителей, но и того, что они из себя представляют.
Обеспечивается лучшее понимание природы
конкурентной борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств
легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими
характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в
конкурентной борьбе.
Представляется возможность концентрировать
ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.
При разработке планов маркетинговой деятельности
учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего
достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности
на требования конкретных рыночных сегментов.
Для того чтобы исследовать сложившиеся
требования покупателей к пиломатериалам на рынке, был проведён сбор первичной
информации. В качестве метода сбора был выбран структурированный письменный
компьютерный опрос потребителей, который производился с помощью электронной
анкеты. Данный опрос производился однократно, анкеты заполнялись индивидуально
каждым респондентом.
Общее количество опрошенных респондентов
составляет 30 человек.
Характеристика анкеты.
Для опроса использовалась анкета размером в 10
небольших вопросов
. Ваш возраст?
до 18
от 18 до 25
от 25 до 50
от 50 и выше
. Ваш пол?
женщина
мужчина
. Сколько человек у вас в семье?
больше 3
больше 5
. Вы являетесь?
Ген. Директор Юр.лица
Менеджер по закупке
Бригадир строительной компании
Частный застройщик
. Какой сорт доски вы чаще покупаете?
. Какие породы древесины предпочитаете? (много
возможных ответов)
Лиственница
Хвойная
. Как часто вы покупаете пиломатериалы?
Ежедневно
Еженедельно
Ежемесячно
Раз в год и реже
. Какой размер доски для вас более актуален?
х 100-150 х 6000 мм
х 100-200 х 6000 мм
х 100-200 х 6000 мм
. В каком ценовом диапазоне чаще всего
приходиться вам покупать доску за куб метр?
-5500
-6500
-7500
и более
. В Где чаще всего закупаете доску? (много
возможных ответов)
Интернет
Крупные торговые сети(Максидом, Домовой и тд)
Напрямую с производства
Другие варианты
Итоги проведения опроса:
Подавляющее большинство покупателей
пиломатериалов (73%) покупают хвойную породу! 49% заказывают напрямую с
заводов, 35% совершают покупки в интернете, 16% делают покупки в торговых
сетях.
Касательно закупки результаты разделились
следующим образом руководителей компаний всего 7%. Большинство занимают
менеджеры по закупке 54%, закупленный материал используется как для
производств, так и для постройки домов.
% бригадиры строительной компании, как наиболее
осведомленные тонкостях строительства, бригадиры зачастую предпочитают сами
закупать материал.
Всего 16% населения предпочитают самостоятельно
выбирать материал для постройки собственного дома.
Самые покупаемый сорт доски оказался B-61%, на
это определенно повлияло соотношение цена-качества.%, такой низкий процент
говорит о том, что наш рынок предпочитает низкую цену, нежели высочайшее
качество, что не всегда уместно30%-очень часто используется для опалубки и
прочих черновых работ.
. Какие породы древесины предпочитаете? (много
возможных ответов)
Лиственница-53%
Хвойная- 47%
Здесь мнения разделились примерно одинаково
исходя из личных предпочтений каждого.
Периодичность закупки пиломатериала говорит о
спецификации деятельности компании и объеме производства. Исходя из эти данных
можно сделать вывод, что принято закупать пиломатериал объемными партиями, раз
в месяц.
Ежедневно - менее 1%
Еженедельно - 15%
Ежемесячно - 70%
Раз в год и реже - 14%
Покупка размера оказалась связана напрямую с
перевозкой! Огромный вес и объем создают определенные неудобства при доставке
груза. Выгоднее всего брать фуру без тента, в которую удобнее всего помещаются
именно 40см доски, отсюда и высокий процент.
х 100-150 х 6000 мм-14%
х 100-200 х 6000 мм-65%
х 100-200 х 6000 мм-21
Так как большинство потребителей являются
производителями или поставщиками строительных услуг, то цена закупки
соответственно ниже, ведь речь идёт именно об оптовых заказах
-5500-9%
-6500-55%
-7500-18%
и более-18%
.2 Анализ жизненного цикла товара
Во второй половине 2014 года российский бизнес
оказался в условиях геополитической и экономической напряженности. Современные
реалии характеризуются высокой неопределенностью при прогнозировании развития
мировых рынков сбыта продукции.
В особенной ситуации оказываются
экспортноориентированные производители. Из-за ослабления рубля валютная
выручка, полученная от экспортных продаж пиломатериалов, позволяет
производителям извлечь дополнительную выгоду. С другой - компании, находящиеся
в стадии реализации инвестиционных проектов, вынуждены обслуживать валютные
кредиты, взятые для покупки оборудования, зачастую, не имеющего российских
аналогов.
В этой связи особенно важно понимание
направлений развития основных мировых рынков хвойных пиломатериалов в
среднесрочной перспективе.
Мировой рынок хвойных пиломатериалов оценивается
в 300-315 млн. куб.м. По итогам 2015 года рост потребления хвойных
пиломатериалов на мировых рынках ожидается в пределах 5%. При этом уверенный
рост объемов потребления пиломатериалов в текущем году сопровождался заметной
динамикой снижения цен на ключевых рынках.
Ожидается, что Китай и Япония продолжат
оставаться наиболее привлекательными рынками сбыта лесопильной продукции для
российских производителей: Япония - как регион, потребляющий высококачественную
лесопильную продукцию, а соответственно, привлекающий поставщиков относительно
высокими ценами. Китай продолжит оставаться самым емким рынком,
характеризующимся максимальным приростом спроса в среднесрочной перспективе.
По итогам 2014-го официальный объем
промышленного производства в России составил 21,5 млн м³,
что на 1,4% меньше, чем в 2013-м. В настоящее время в стране работает порядка
10 000 предприятий, около 75% всего выпуска приходится на долю частных
лесопилок. При этом отчетливо просматривается стремление небольших организаций
объединяться, которое с наступлением кризиса будет только усиливаться.
Были и компании, которым ухудшение финансовой
ситуации в стране сыграло на руку. Речь, естественно, идет о предприятиях, ориентированных
на экспорт. Падение рубля позволило им усилить свою ценовую
конкурентоспособность на внешних рынках пиломатериалов. Крупнейшим импортером,
как уже было сказано, выступил Китай. Поставки туда увеличились в течение
2014-го сразу на 11%. Благодаря этому представителям РФ даже удалось немного
потеснить своих конкурентов из Канады.
Если же рассматривать отрасль с точки зрения
перспектив, то они здесь выглядят реально безграничными. На территории
государства располагается примерно 82 млрд м³
леса, что составляет где-то четверть мирового запаса. Максимальный размер
вырубки на сегодняшний день равен 500 млн м³
в год. Мощности всех предприятий РФ хватает максимум на 40% от этого числа.
Январь 2015 года и впоследствии первый квартал
2015 года принесли российским производителям пиломатериалов немало неприятных
сюрпризов. К их числу можно отнести повышение железнодорожного тарифа на 10% с
1 января 2015 года, сокращение объемов потребления пиломатериалов и строганой
продукции на внутреннем рынке (по оценкам автора, в среднем продажи
экспортоориентированных заводов на внутренний рынок могут достигать 20% объема
их производства), ценовое обрушение египетского рынка пиломатериалов,
переизбыток продукции лесопиления на рынках Юго-Восточной Азии и, как следствие,
падение цен и в этом важном регионе.
В силу политических и экономических событий в
Европе и России в начале 2015 года российские переработчики и потребители
пиломатериалов внутреннего рынка вынуждены были подстраиваться под повышение
рублевых цен экспортоориентированными лесопильными заводами.
Большинство крупнейших лесопильных предприятий в
России целенаправленно работают как на экспорт, так и на внутренний рынок, при
этом доля экспорта в их сбыте составляет примерно 80%. В ситуации, когда рубль
«полегчал» на 30% за три месяца (впоследствии падение рубля продолжилось), а
рублевые закупочные цены внутреннего рынка не изменились, любая продажа на
экспорт приносила дополнительную рублевую прибыль. И если до падения рубля
рублевые цены внутреннего рынка экспортоориентированных заводов рассчитывались
по средневзвешенному курсу валюты относительно рубля, то и после падения рубля
эти заводы в большинстве своем не изменили политику продаж продукции
лесопиления.
Конечно же, есть лесозаводы, работающие
исключительно на нужды внутреннего рынка. К ним можно отнести предприятия,
входящие в состав каких-либо холдингов и обеспечивающих нужды собственных
перерабатывающих производств, например, при изготовлении клееного бруса или
домокомплектов для деревянного домостроения. Другой тип заводов - малые и
средние предприятия лесопиления, у которых нет выхода на экспорт. Подход к
ценообразованию у таких предприятий, вероятнее всего, свой. Качество,
стабильность поставок и объемы выпуска продукции у предприятий, ориентированных
на внутренний рынок, несопоставимы с аналогичными показателями работы
современных экспортоориентированных «крупняков».
Производителям строганых изделий, традиционно
ориентирующимся на продажи готовой продукции в сетевой ритейл РФ, в январе 2015
года пришлось ограничить выпуск продукции или временно закрыть предприятия
из-за резкого падения спроса. Причиной стало снижение спроса сетевого ритейла,
а также сложности прогнозирования рублевой цены на перерабатываемое сырье (для
справки: контракты сетевого ритейла предполагают неизменность цен на период до
шести месяцев).
Производители каркасных деревянных домов и домов
из клееного бруса, вынужденно снижающие цены в межсезонье (январь - март), для
поддержания объема собственной переработки вынуждены были искать у производителей
пиломатериалов предложения по ценам 2014 года или снижать внутреннюю доходность
при продаже продукции собственного производства за счет увеличения затрат в
связи с ростом закупочных цен. В экстремальных случаях переработчик
пиломатериалов стоял перед выбором: нести убытки от закрытия бизнеса или от
увеличения закупочной цены.
2.3 Емкость рынка
На территории РФ расположено почти 25% мирового
леса, общий запас древесины составляет 82 млрд. куб. м при ежегодном допустимом
объеме рубки в размере около 0,5 млрд. кубов, из которых используются сегодня
менее чем четверть.
Сегодня в России насчитывается около 10 000
производителей пиломатериалов, при этом почти 75% продукции изготавливаются на
малых предприятиях - частных лесопилках. По данным статистики, доход
отечественных предпринимателей с 1 м3древесины составляет около $60, что в 5
раз меньше, чем средние показатели на мировом рынке пиломатериалов. Коротко о
результатах 2014 года
По данным Росстата, объемы заготовки кругляка и
производства пиломатериалов в 2014 г составили 82 млн. м3 и 15,7 млн. м3
соответственно. Хотя существенных изменений на рынке лесопильной отрасли по
сравнению с 2013 г и не произошло, есть и положительные тенденции - сокращение
убытков у многих лесозаготовительных предприятий. Ряд компаний провели
модернизацию производственных мощностей и подкорректировали линейку выпускаемой
продукции в соответствии с потребностями потребительского спроса.
Результат - положительный прирост по
производственным показателям.
Но лесоперерабатывающих предприятий с малым
объемом производства прошедший 2014 г был сложным по уже традиционным причинам:
повышение цены на ГСМ и, соответственно,
увеличение транспортных тарифов, расходов на доставку сырья и готовой
продукции;
увеличение стоимости аренды за право пользования
лесными ресурсами.
Перспективы развития рынка лесопильной
промышленности России
Усовершенствование производственно-технических
процессов
Устойчивая тенденция к замене устаревших
процессов рамного пиления к более техничным и продуктивным ленто- и
круглопильным технологиям. И, соответственно, увеличение объемов производимой
продукции.
Рост цен и востребованность хвойных пород
Рост цен на пиломатериалы глубокой переработки,
с тенденцией повышения стоимости внутреннего рынка РФ до среднеевропейского
уровня. Наиболее востребованными останутся материалы из хвойных пород из-за
низкой стоимости, доступности сырья и его легкости в обработке.
Полный цикл лесопереработки
Стратегия слияния, которая наблюдается в
лесопереработке в последние годы, вскоре наберет обороты. В результате
разрозненные мелкие предприятия будут вынуждены консолидироваться в комплексы,
где осуществляются несколько производственных процессов одновременно: от
заготовки леса до производства пиломатериалов и утилизации отходов.
Прогнозируется, что производство круглого леса
вырастет за ближайшие 16 лет в 2 раза. Со 145 млн. м3, обработанных в 2013 г,
до 300 млн. м3 в 2030 г. При этом прирост экспорта кругляка не будет существенным,
а увеличение выработки пойдет на внутреннее потребление.
Оптимистические прогнозы
Основы для оптимизма:
продвигаемая государством программа развития
малоэтажного деревянного домостроения, по которой до 2020 г выпуск домов из
дерева заводского изготовления планируется увеличить до 2,8 млн. м2/год. То
есть, в 2030 г. объем малоэтажного строительства из древесины составит 69 млн.
м2;
программа развития лесодорожного строения (с 200
км/год новых дорог на сегодня до 350 км/год в течение ближайших 5 лет), которая
включает освоение новых территорий леса силами предприятий
государственно-частного партнерства;
развитие безотходных технологий переработки
древесины с учетом требований охраны окружающей среды превратит утилизацию
отходов в прибыльный бизнес. Уже сегодня топливные брикеты и пеллеты пользуются
высоким спросом для котельных, предприятий малой энергетики, отопления частных
домов. В Европе топливные гранулы продают по €150-200/тонну. В России рынок
только развивается, цена закупки составляет 3000-3500 руб/тонну.
По этим предпосылкам рынок пиломатериалов РФ
увеличится до 40 млн м3.
Сегодня рост рынка пиломатериалов в России
обеспечивается в основном за счет среднеценового сегмента. Спрос на продукцию
прямо пропорционален размеру города и уровню развитости региона в РФ. Именно
поэтому рынок пиломатериалов в Москве и Санкт-Петербурге уже в 2014 году
оказался на уровне насыщения.
Все более растущая конкуренция между основными
игроками рынка вынуждает производителей искать новые комбинации по улучшению
производства не уменьшая качество и привлечения потребителей.
Международная торговля лесоматериалами
развивается весьма динамично. По данным ФАО, объемы мирового экспорта круглого
леса и хвойных пиломатериалов за последнее десятилетие в количественном
выражении возросли на 7 и 8 млн. м3 соответственно. Этому способствовали
постоянный рост мирового потребления пиломатериалов в различных секторах
экономики и возрастание значимости древесины как натурального, экологически
чистого универсального материала.
Вместе с тем на фоне долгосрочной тенденции
роста объемов мировой торговли лесоматериалами в отдельные периоды рыночная
конъюнктура по разным причинам складывалась неблагополучно, что вызывало
временное снижение объемов мировой торговли и цен, как, например, во время
мирового кризиса 2008 г.
Рынок круглых лесоматериалов
Международная торговля необработанной древесиной
сегодня развивается в условиях растущих объемов ее потребления. Ведущими экспортерами
круглого леса в мире являются Россия (18%), Новая Зеландия (11%), США (10%), а
главными импортерами необработанной древесины выступают Китай (35%), Австрия
(6%), Германия (6%). Китай развивает производство и экспорт готовой продукции,
изготовленной из импортированного древесного сырья.
Существенное влияние на мировой рынок круглых
лесоматериалов оказывают тарифные и нетарифные меры государственного
регулирования. Согласованная лесная политика европейских государств по вопросам
изменения климата, а также лесной сертификации и незаконных лесных рубок, в
свою очередь, оказывает существенное влияние на конъюнктуру рынка и динамику
мировых цен на лесные товары.
В 2013-2015 годах конъюнктура мирового рынка
необработанной древесины в целом была благоприятной для продавцов. В 2013 г.
цены имели тенденцию к повышению, объемы круглого леса по сравнению с
предыдущим годом в странах Европы и США увеличились соответственно на 12 и 25%.
Однако к концу 2013 г. цены на круглый лес снизились на всех на всех ведущих мировых
рынках. На примере Китая, являющегося ведущим импортером, можно проследить
снижение объемов мировой торговли данным товаром. В 2014 г. китайский импорт
хвойной древесины снизился на 15%, при этом объемы экспортных поставок на рынок
Китая из России и США снизились по сравнению с 2011 г. более чем на 20% и 25%
соответственно.
В течение 2014 г. цены европейского рынка на
необработанную древесину претерпели незначительные колебания (+/- 2%). В первом
полугодии они имели тенденцию к понижению, во втором полугодии несколько
возросли.
Оценивая перспективы развития рынка
необработанной древесины, следует учитывать , что для него нехарактерны
значительные колебания спроса и предложения. Ситуация, сложившаяся на рынке в
2013 г., когда цены на круглый лес существенно выросли, скорее является
исключением и объясняется последствиями кризисных явлений в экономике. Вместе с
тем конъюнктура мирового рынка необработанной древесины, безусловно, зависит от
факторов глобального характера и от состояния ряда отраслей экономики, в первую
очередь строительства.
Следует отметить, что в последние годы динамика
цен и состояние конъюнктуры рынка необработанной древесины не всегда совпадает
с аналогичными показателями рынка пиломатериалов. Главным фактором роста
объемов международной торговли в настоящее время является рост потребления
древесины в мире, и в ближайшие несколько лет эта тенденция на мировом рынке
сохранится. Эксперты полагают, что грядущий переход к устойчивой экономике в
Европе и США положительно скажется на развитии всего лесного сектора в
ближайшем будущем. Потребности Китая в древесине будут определяться растущим
внутренним потреблением, а это в свою очередь обусловит тенденцию к расширению
импорта. Стабильному развитию мирового рынка в целом будут способствовать меры
государственного регулирования импорта древесины в Европе.
Динамику рынка хвойного пиловочника европейского
и североамериканского регионов можно оценить по таблице 2, опубликованной по
результатам ежегодного совещания Комитета по лесному хозяйству и лесной
промышленности ЕЭК ООН 16-17 октября 2013 г. в Женеве:
Хвойный пиловочник
Рынок хвойных пиломатериалов
Для мирового рынка хвойных пиломатериалов
традиционно характерно большое количество поставщиков и достаточно высокий
уровень предложения. Согласно данным Food and Agriculture Organization of the
United Nations, ежегодно в мире производится 425 млн. м3 пиломатериалов.
Международная торговля пиломатериалами развивается в условиях сложившихся
товаропотоков. Ведущими экспортерами пиломатериалов в мире являются страны
европейского и североамериканского регионов: Канада (20%), Россия (16%), Швеция
(10%), Германия (6%), а импортерами - страны Азии (Китай - 20%, Япония - 6%),
Северной Африки и Ближнего Востока. При этом достаточно большая доля
международной торговли пиломатериалами приходится на внутрирегиональные
поставки, в том числе между европейскими странами и между Канадой и США.
В течение последнего десятилетия в торговле
хвойными пиломатериалами произошли значительные структурные изменения,
связанные не только с положением отдельных экспортеров и импортеров, но и
регионов. Так, по данным ФАО, в мировом экспорте существенно снизилась рыночная
доля североамериканских экспортеров: если в 2001 г. на их долю в мировом
экспорте приходилось около 40%, то в 2013 г. эти страны обеспечивали только 26%
объемов мировых поставок. Одновременно с этим доля европейских поставщиков
пиломатериалов на мировой рынок в указанный период возросла с 54 до 66%.
Интересно отметить, что значительные перемены
происходят в географическом распределении экспорта пиломатериалов, поставляемых
из скандинавских стран - Швеции и Финляндии. Их экспорт становится все больше
ориентированным на страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В
особенности это имеет место в периоды малоактивной конъюнктуры в Западной
Европе. Так, по итогам прошлого года, который характеризовался неактивной для
рынка пиломатериалов конъюнктурой, 44% объемов экспортных отгрузок хвойных
пиломатериалов было направлено за пределы Европы. В целом же за последнее десятилетие
доля экспортных поставок из Швеции и Финляндии в страны Северной Африки
(Египет, Алжир, Марокко, Тунис) выросла на 130%.
Говоря о среднесрочных перспективах развития
ведущих мировых рынков пиломатериалов и объемов международной торговли, следует
также учитывать специфику развития отдельных стран и регионов. Если для
государств СНГ, Ближнего Востока и Китая увеличение импорта является следствием
роста потребления в этих странах, то для ЕС, США и Японии динамика импорта
зависит от состояния общехозяйственной конъюнктуры, и прежде всего от деловой
активности в строительстве и секторе упаковки.
В 2013-2014 годах рынки пиломатериалов отдельных
стран имели следующие особенности. В первой половине 2013 г. динамика цен на
хвойные пиломатериалы на европейских рынках стран-производителей и стран
импортеров в целом была положительной. Определяющее влияние на конъюнктуру
оказывал устойчивый спрос на пиломатериалы на рынке строительных услуг ведущих
европейских стран - Франции, Германии, Италии, Швеции. Во второй половине 2013
г. конъюнктура европейского рынка хвойных пиломатериалов изменилась: рынок
пришел к стадии насыщения, что повлекло за собой снижение цен. В 2014 г. рынок
Европы в целом оставался стабильным, однако ведущие факторы, формирующие
рыночную конъюнктуру, уже не были столь благоприятными для продавцов. Затяжной
кризис европейской экономики оказал отрицательное влияние на спрос со стороны
главных для рынка пиломатериалов потребляющих отраслей - строительства и
сектора упаковки. Уровень цен на хвойные пиломатериалы в 2014 г. в странах
Европы в целом мало изменился по сравнению с предыдущим годом.
В 2014 г. ситуация на рынке пиломатериалов в
отдельных странах складывалась следующим образом.
Германия. Рынок пиломатериалов Германии в целом
характеризовался как стабильный, однако деловая активность несколько снизилась.
Решающим фактором, способствующим сохранению стабильности на рынке Германии,
являлся сбалансированный уровень объема заготовок древесного сырья в
соответствии с потребностями производства пиломатериалов. Цены на пиломатериалы
по сравнению с предыдущим годом в среднем по ассортименту снизились на 1-2%,
при этом на отдельные виды пиломатериалов (пиломатериалы строительного
назначения, заготовки для клееных деталей) цены несколько превышали уровень
предыдущего года.
Франция. Рынок пиломатериалов Франции в течение
года также характеризовался невысокой деловой активностью. Спрос со стороны
потребляющих отраслей в целом не был высоким, росли запасы на складах
производителей.
Испания. Рынок хвойных пиломатериалов Испании
уже в течение нескольких лет отличается крайне неблагоприятной для продавцов
обстановкой. Имеют место постоянные задержки платежей от импортеров по
заключенным контрактам. Испанскому рынку постоянно присущи низкий спрос и
избыток предложения, что вынуждает экспортеров, прежде всего шведских,
переориентировать свои поставки в другие регионы. В 2015 г. эксперты не
исключают, что снижение уровня предложения на рынке Испании в результате ухода
экспортеров постепенно может привести к удорожанию определенных сортов шведских
пиломатериалов, поставляемых на испанский рынок. Цены на шведские сосновые
бессортные пиломатериалы в течение 2014 г. практически не изменились и к концу
года составляли €275-280/м3 на условиях CIF Средиземноморский порт, пятый и
шестой сорта шведских сосновых пиломатериалов стоили соответственно €240/м3 и
€215-220/м3. Цены на еловые нестроганые пиломатериалы (в том числе пятого
сорта) составляли €225/м3 на тех же условиях.
Великобритания. Рынок крупнейшего импортера в течение
2014 г. оставался стабильным, спрос и предложение в целом были сбалансированы,
однако деловая активность на рынке не была высокой. Основным поставщиком
хвойных пиломатериалов является Швеция (48%), поставки которой ежегодно
увеличиваются на 4%.
Швеция. Крупнейший мировой экспортер хвойных
пиломатериалов. Объем экспортных поставок в 2012 г. снизился на 10% по
сравнению с предыдущим годом. В основном это вызвано уменьшением на 30%
экспорта хвойных пиломатериалов в страны Северной Африки (Египет, Алжир, Морокко,
Тунис, Судан и др.). В то же время объем поставок в Великобританию увеличился
на 4%.
. Изучение предложения
.1 Исследование производства товаров на местном
рынке
По мнению некоторых экспертов, рынок
пиломатериалов не насыщен, поскольку 300млн куб/метр в год является предельно
низким показателем. Для сравнения - объемы потребления в европейских странах
представлены на следующем изображении.
Что касается объемов производства, то наша
страна занимает 4 место во всем мире после США, Германии и Китая. В 2012 году
наши соотечественники выпили более 300 мл.. В последнее время уровень спроса
остается на прежнем уровне, потребители отдают предпочтение более дешевым
материалам.
На сегодняшний день на рынке наблюдается жесткая
конкуренция на фоне замедленных темпов роста, поэтому все его участники
основные силы направляют на снижение издержек и повышение ряда показателей
рентабельности не в ущерб качеству продукта.
Здоровая конкуренция приводит к положительным
изменениям на рынке, производители находятся в постоянном поиске новых решений,
расширяют ассортимент и привлекают тем самым потребителей.
Лидеры производства продукции представлены на
следующей диаграмме.
Большую часть сектора занимают именно частные
предприятия, за счёт высокого качества и низких цен.
Крупные производители в производственном
процессе используют готовый материал. Самостоятельной переработкой занимаются
единицы. Уже сегодня получила свое развитие мода на деревянные дома поэтому
перспективы развития рынка весьма обнадеживающие.
Компании
|
ПТП
Лес
|
Русский
Лес
|
Kromawood
|
|
Оценка
объективных параметров
|
|
|
|
|
1.
Уровень качества
|
Высокий
|
Высокий
|
Высокий
|
|
2.
Min. заказ
|
Любой
|
От
50 тонн
|
5
тонн
|
|
3.
Диапазон цены
|
7200-6500
|
7000-4500
|
7500-6700
|
|
4.
Страна-изготовитель
|
Россия
|
Россия
|
Россия
|
|
5.
Типовые разновидности
|
Обрезной
|
Обрезной
|
Обрезной
|
|
II.
Оценка рыночных параметров товара
|
|
|
|
|
1.Упаковка
|
Нет
|
Нет
|
Пакетирование
|
|
2.
Привлекательность для региональных дилеров
|
Нет
|
Высокая
|
Не
в достаточной степени
|
|
3.Активность
рекламы
|
Средняя
|
Низкая
|
Высокая
|
|
III.
Оценка товара в процессе потребления
|
|
|
|
|
1.Качества
товара, способствовавшие покупке
|
Доп.
услуги
|
Высокие
объемы
|
Известность
производителя
|
|
2.Качества
товара, препятствовавшие покупке и потреблению.
|
Малый
объем производства
|
Большой
минимальный заказ
|
Нет
|
|
Таблица 2
Характеристика результатов потребления
|
|
Фирмы
|
ПТП
ЛЕС
|
Русский
Лес
|
Kronawood
|
|
Уровень
обеспеченности товаром
|
91
|
80
|
98
|
|
Уровень
удовлетворенности покупкой
|
89
|
87
|
92
|
|
Уровень
соответствия заявленному качеству
|
99
|
97
|
100
|
|
Желание
повторить покупку
|
95
|
84
|
98
|
|
Желание
купить у другого производителя
|
52
|
61
|
33
|
|
Производители пиломатериалов в России и их доли
рынка
Одной из отличительных особенностей современного
рынка является отсутствие абсолютного лидера. Прочные позиции занимают компании
«ПТП Лес», «Русский Лес», «Kronawood», Гос.предприятия и другие.
Структура производства продукции по состоянию на
2014 год
На сегодняшний день на рынке наблюдается жесткая
конкуренция на фоне замедленных темпов роста, поэтому все его участники
основные силы направляют на снижение издержек и повышение ряда показателей
рентабельности не в ущерб качеству продукта.
Здоровая конкуренция приводит к положительным
изменениям на рынке, производители расширяют ассортимент и улучшают качество,
привлекая тем самым потребителей.
.2 Возможности расширения предложения за счет
импорта
По сообщению Федеральной таможенной службы
Российской Федерации импорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий в Россию по
результатам июля текущего года составил 536 млн. долл., что на 8% выше уровня
предыдущего месяца. В том числе поставки из стран дальнего и ближнего зарубежья
в июле соответственно составили 451 млн. долл.(+9%) и 85 млн. долл. (+3%). С
начала года, за период январь - июль 2012 года импорт продукции мировых
лесоперерабатывающих предприятий на российский рынок упал в сравнении с таким
же периодом 2011 года на 11%, составив 3,29 млрд. долл. Поставки за год сократились
только из стран дальнего зарубежья, спад составил 14%. Импорт же из стран СНГ,
напротив, вырос на 8%. Сальдо торгового баланса (превышение стоимости экспорта
над импортом) с начала года, по-прежнему положительное - на уровне 2,64 млрд.
долларов США. За июль месяц этот показатель вырос на 13% по причине увеличения
импорта на фоне суммарного снижения экспорта из России.
Основу импорта России составляют поставки мебели
(код 9401-9403). По итогам июля доля импорта мебели в суммарной структуре
поставок лесопродукции составила 51% (с начала года - 55%). В июле текущего
года мебели было ввезено на сумму свыше 272,8 млн. долл. Импорт мебели по
итогам июля подорожал в сравнении с таким же периодом годом ранее, причем из
стран дальнего зарубежья на 21%, а из стран ближнего зарубежья в 2,4 раза. С
начала года импорт мебели в Россию превысил 1,74 млрд. долл., в том числе из
стран дальнего и ближнего зарубежья соответственно 1,57 млрд. долл. и 164 млн.
долл.
Кроме мебели на российские производители
закупают шпон в основном в Финляндии, немногим меньше - из Китая и Италии. До
17% всего импорта лесопродукции продукции приходится на закупки складного
коробочного картона в основном в Китае, Швеции, Финляндии и Германии. До 13%
стоимости импорта - это поставки офсетной и мелованной бумаги в основном из
таких стран, как Финляндия, Китай и Германия. Последнее время растет импорт
древесных плит - ДСП и ДВП, рост в 2011 г. 9% и 6% соответственно. Почти
половина импорта ДВП осуществляется из Германии, четверть - из Китая, 14% из
Беларуси. Плиты ДВП поступают также из Бельгии и Польши, доля каждой из этих
стран по 7%. Поставки ДСП идут из Латвии и Польши - по 23% из каждой из стран,
10% из Германии. Беларусь и Китай также экспортируют ДСП в Россию, доли этих
стран в суммарном импорте ДСП по 8%. На 5% вырос импорт наукоемких видов бумаги
и картона, а также изделий санитарно-гигиенического назначения, различные виды
упаковочной бумаги и картона с многокрасочной печатью, пленочными и
водоотталкивающими покрытиями.
Данная новость отражает итоги импорта накануне
вступления в ВТО. Вступление в эту организацию предполагает снижение таможенных
пошлин, как на ввоз, так и на вывоз, что сделает импорт более доступным. К
сожалению, те сектора лесоперерабатывающей отрасли России, которые так и не
вышли на конкурентный уровень, теперь уже вряд ли будут расширять производство,
если не закроют вовсе.
3.3 Изучение правовых основ деятельности на
рынке
Особых ограничений для рынка пиломатериалоы как
таковых нет. Рынок регулируется на общеправовых основаниях.
При организации производства
пиломатериала в качестве бизнеса, при регистрации стоит отдавать предпочтение
организационно-правовой форме ООО
<http://biznes-prost.ru/ustavnoj-kapital-ooo.html>. При использовании ООО
будет легче разграничивать ответственность учредителей и гораздо легче
привлекать инвесторов к вашему бизнесу.
В процессе организации такого
предприятия, основным кодом деятельности ОКВЭД нужно указать пункт 20.10.1 Производство
пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство
непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины
.10.2 Производство пиломатериалов,
профилированных по кромке или по пласти; производство древесной шерсти,
древесной муки; производство технологической щепы или стружки
.10.3 Производство древесины,
пропитанной или обработанной консервантами или другими веществами
.10.4 Производство биотоплива
(топливные гранулы и брикеты) из отходов деревопереработки
.10.9 Предоставление услуг по
пропитке древесины
Форму налогообложения следует
первоначально выбрать «упрощенку» (15 процентов)
<http://biznes-prost.ru/prostaya-sistema-nalogovogo-oblozheniya.html>, но
при успешном росте вашей компании возможен переход уже на ОСНО.
3.4 Изучение и оценка деятельности на рынке
фирм-конкурентов на рынке пиломатериалов по методу 4P
В данной части работы проведём анализ и оценку
комплекса маркетинга четырех крупных компаний, производящих пиломатериалы и
реализующих их на рынке России.
На сегодняшний день на рынке
пиломатериалов присутствует четыре крупнейших компании: Компания ПТП ЛЕС,
Русский Лес, Kronawood <https://kronawood.ru/>,. По этим компаниям будет
произведен анализ 4р. Перечисленные производители пиломатериалов контролируют
примерно 70% российского рынка, что говорит о высокой степени присутствия в
отрасли большого количества брендов, принадлежащих узкому кругу компаний
Маркетинговая политика
фирм-конкурентов исследуется по методу 4P, который основывается на четырёх
основных «координатах» маркетингового планирования:
product - товар или услуга,
ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;
price - цена, наценки, скидки;
promotion - продвижение, реклама,
пиар, стимулирование сбыта;
place - месторасположения торговой
точки, каналы распределения, персонал продавца.
Таким образом, исследуется товарная,
ценовая, рекламная и сбытовая политика фирм.
Товарная политика (product).
ПТП ЛЕС выпускает пиломатериалы
разной калибровки, рассмотрим основной продукт:
Доска-Хвоя 40/50мм, 1-4 сорт 16-22%
Доска Хвоя 40/50мм, 5 сорт 16-22%
Русский Лес. выпускает пиломатериалы
разной калибровки, рассмотрим основной продукт:
Доска-Хвоя 40/50мм, 1-4 сорт 16-22%
Доска Хвоя 40/50мм, 5 сорт 16-22%
Kronawood выпускает пиломатериалы
разной калибровки, рассмотрим основной продукт::
Доска-Хвоя 40/50мм, 1-4 сорт 16-22%
Доска Хвоя 40/50мм, 5 сорт 16-22%
Все производители имеют широкий
ассортимент продукции, высокий уровень производства и смогут удовлетворить
нужды любого потребителя. Каждая компания способна производить нужный материал
в интересующих размерах и объемах, по этому на данном этапе сложно выделить
конкретного лидера. По рейтингу и узнаваемости среди покупателей можно особо
выделить Kronawood за счет объемного количества рекламы.
По имиджу среди фирм-производителей
на первое место также выходит компания Kronawood
Ценовая политика (price).
Рассматриваемая тройка лидеров имеет
практически одинаковые цены. Все их производство высокого качества,
представлено в широком ассортименте и продается, как было определено ранее, на
олигополистическом рынке, где изменение цены одним производителем сразу же
повлечёт изменение цены другого.
Лидером в ценовой политике
можно выделить компанию ПТП ЛЕС, так как проводится политика низких цен и вся
продукция ориентирована на среднего покупателя. Компания проводит агрессивную
маркетинговую политику на рынке. Для примера мы делали запрос на кубический
метр доски 40х100х6000: «Krоnawood» и «ПТП ЛЕС» стоят 6000, но компания ПТП
ЛЕС, готова предоставить грузчиков на своем складе и собственный транспорт, для
доставки менее 5 тонн. Из чего был сделан вывод, что расчет данной организации
идет больше на среднего потребителя, нежели чем на вагонные поставки.
Сбытовая политика (place).
Три рассматриваемых производителя
представляют собой крупные и давно укоренившиеся на рынке игроков компании,
имеющие тщательно сформированные и развитые каналы товародвижения. Во многих
городах России открыты их филиалы, налажена обширная складская сеть, сеть
посредников по сбыту выпускаемой продукции.
Можно в качестве лидера сбытовой
политики выделить компанию Русский Лес. У нее наиболее отлаженная система сбыта
в регионы, за счет наличия собственных тупиков для поездов. Возможно, именно
это помогает ей удерживать наибольшую долю российского рынка, пусть и с
небольшим отрывом в 3%.
А в качестве отстающего звена-
компанию ПТП ЛЕС, так как она обладает наименее сильной системой сбыта в
регионах
Рекламная политика (promotion).
Все без исключения компании,
входящие в тройку лидеров ведут деятельность по продвижению своей продукции. В
качестве компаний, которые используют рекламу в средствах массовой информации,
можно особо выделить компанию Kromawood
Система стимулирования сбыта
(использование акций и скидок) используется всеми компаниями. идет по пути
постоянного обновления бренда (проводит ребрендинг), компания не дает бренду
закостенеть. Также осуществляет продвижение продукции под несколькими
различными названиями- это маркетинговый способ привлечения внимания
существующих и новых потребителей. Одним из конкурентных преимуществ Kronawood
является наличие агентских сетей по сбыту своей продукции, в качестве агентов
они привлекают дизайнеров, бригадиров и т.д. .
«ПТП ЛЕС» имеет широкое локальное
производство, что позволяет им выделяться из сегмента - за счет широкого
покрытия одного региона. Компания предлагает множество сопутствующих товаров и
услуг по сниженным ценам- Это яркий пример удачной рекламной и маркетинговой
программы по продвижению продукта на отечественном рынке.
У компании Русский Лес наблюдается
отсутствие широкой известности у аудитории. Данная компания рассчитана на
экспорт и вагонные поставки по стране, для крупных производителей. По этому её
рекламная компания является отстающей, в общем понимании.
Вывод: выделив из трех рассмотренных
производителей конкретного лидера не сложно, таковым явлеется Kronawoo. Каждая
из компаний представляет собой сильного конкурента на рынке. Однако, самым
сильным игроком, способным охватить больший спрос, вести более гибкую ценовую
политику в России является компания Kronawood.
Заключение
В ходе данной работы был проведен
тщательный анализ рынка пиломатериалов на территории Российской Федерации.
Рынок пиломатериалов в России на
данном этапе успешно развивается. При этом 75 % всех продаж пиломатериалов
занимают 3 крупнейшие компании:
ПТП ЛЕС
Русский Лес
Kronawood
На рынке присутствуют около 500
мелких производств и компаний, чья доля в общей сложности составляет около 25%
На мой взгляд, неизвестной и недавно
открывшейся компании будет очень сложно в таких условиях развивать свой бизнес.
При этом лидирующие компании будут
успешно развиваться и прогрессировать на российском рынке.
На сегодняшний день самым сильным
игроком, способным охватить больший спрос, вести более гибкую ценовую политику
в России является компания Kronawood.
Производство и нужда в
пиломатериалах в России выше по сравнению с другими европейскими странами,
поскольку в России находится 25%; всех лесных ресурсов планеты. Покупку
пиломатериалов-доски, могут осуществлять в самых разных условиях, начиная от
собственного производства и заканчивая строительством дома. Даже при
экономическом спаде сильных обрушений данного рынка не планируется.
Список литературы
Таможенный
кодекс Таможенного союза по состоянию на 1 июля 2010 г. - М.: Эксмо, 2010. -
528 с.
О
формах таможенных документов [Электронный ресурс]: решение Комиссии таможенного
союза от 20 мая 2010 года № 260. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
ГОСТ
2695-83. Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия. - Введ.
1984-01-01. - М.: Стандартинформ, 2007. - 5 с.
ГОСТ
6564-84. Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля,
маркировка и транспортирование. - Введ. 1986-01-01. - М.: Стандартинформ, 2007.
- 6 с.
ГОСТ
6782.1-75. Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки. - Введ.
1976-01-01. - М.: Стандартинформ, 2003. - 9 с.
ГОСТ
6782.2-75. Пилопродукция из древесины лиственных пород. Величина усушки. -
Введ. 1976-01-01. - М.: Стандартинформ, 2003. - 14 с.
ГОСТ
8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия. - Взамен ГОСТ
8486-66; введ.01.10.06. - М.: Стандартинформ, 2006. - 6 с.
ГОСТ
24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры. - Введ. 1981-01-01. - М.:
Стандартинформ, 2007. - 3 с.
ОСТ
13-24-86. Доски необрезные. Способы учета объема. - Введ. 1999-01-01. - М.:
Издательство стандартов, 2004. - 17 с.
Блинов,
Н.М., Съедин СИ. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. - М.: РИО РТА, 2009. -
с.231
Бякин,
Г.И., Гурин В.Н., Малышев В.И. Нарышкин Е.М. Организация связи в таможенных
органах / Под науч. Ред.Г.И. Бякина. - Спб.: С. - Петерб. Филиал РТА, 2010. -
с.311
Внешнеэкономическая
деятельность предприятий /Под ред. Ищенко. - М.: Экономика, 2009. - с. 199
Габричидзе,
Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для
вузов. М.: 2008. - с.211
Демченко,
А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе //
Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной
научно - практической конференции. - М.: РИО РТА, 2010. - 197 с.
Ершов,
А.Д. Международные таможенные отношения. СПб.: 2009. - 172 с
Приложение 1
«Анкета для группы»
Характеристика анкеты.
Для опроса использовалась анкета размером в 10
небольших вопросов
. Ваш возраст?
до 18
от 18 до 25
от 25 до 50
от 50 и выше
. Ваш пол?
женщина
мужчина
. Сколько человек у вас в семье?
больше 3
больше 5
. Вы являетесь?
Ген. Директор Юр.лица
Менеджер по закупке
Бригадир строительной компании
Частный застройщик
. Какой сорт доски вы чаще покупаете?
. Какие породы древесины предпочитаете? (много
возможных ответов)
Лиственница
Хвойная
. Как часто вы покупаете пиломатериалы?
Ежедневно
Еженедельно
Ежемесячно
Раз в год и реже
. Какой размер доски для вас более актуален?
х 100-150 х 6000 мм
х 100-200 х 6000 мм
х 100-200 х 6000 мм
. В каком ценовом диапазоне чаще всего
приходиться вам покупать доску за куб метр?
-5500
-6500
-7500
и более
. В Где чаще всего закупаете доску? (много
возможных ответов)
Интернет
Крупные торговые сети(Максидом, Домовой и тд)
Напрямую с производства
Другие варианты
Матрица ответов
Варианты
ответа на вопрос
|
Респонденты
|
∑
|
∑-n
|
|
1
|
2
|
…
|
30
|
|
|
1.
Ваш возраст? до 18
|
|
|
|
|
0
|
0
|
от
18 до 25
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
от
25 до 50
|
|
|
|
|
21
|
70%
|
от
50 и выше
|
|
|
|
|
6
|
20%
|
2.
Ваш пол? женщина
|
|
|
|
|
6
|
20%
|
мужчина
|
|
|
|
|
24
|
80%
|
3.
Сколько человек у вас в семье? 2
|
|
|
|
|
6
|
20%
|
3
|
|
|
|
|
15
|
50%
|
больше
3
|
|
|
|
|
6
|
20%
|
больше
5
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
4.
Ваша должность? Ген. Директор
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
Менеджер
по закупке
|
|
|
|
|
18
|
60%
|
Бригадир
строительной компании
|
|
|
|
|
6
|
20%
|
Частный
застройщик
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
5.
Какой сорт доски вы покупаете? A
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
B
|
|
|
|
|
24
|
80%
|
C
|
|
|
|
|
3
|
10%
|
6.Какие
породы древесины предпочитаете? Лиственница
|
|
|
|
|
15
|
50%
|
Хвойная
|
|
|
|
|
15
|
50%
|
7.
Как часто покупаете пиломатериалы? Ежедневно
|
|
|
|
|
0
|
0
|
Еженедельно
|
|
|
|
|
3
|
10
|
Ежемесячно
|
|
|
|
|
18
|
60
|
Раз
в год и реже
|
|
|
|
|
9
|
30
|
8.
Какой размер доски для вас более актуален? 25х100х150х6000 мм
|
|
|
|
|
9
|
30
|
40х100х200х6000
мм
|
|
|
|
|
15
|
50
|
50х100х200х6000
мм
|
|
|
|
|
6
|
20
|
9.В
каком ценовом диапазоне вы закупаете доску за куб метр? 4500-5500
|
|
|
|
|
3
|
10
|
5500-6500
|
|
|
|
|
15
|
50
|
6500-7500
|
|
|
|
|
6
|
20
|
7500
и более
|
|
|
|
|
6
|
20
|
10.
Где чаще всего закупаете доску? Интернет
|
|
|
|
|
15
|
50%
|
Крупные
торговые сети
|
|
|
|
|
9
|
30%
|
Напрямую
с производства
|
|
|
|
|
6
|
20%
Похожие работы на - Маркетинговое исследование рынка строительной доски в России
|