Развитие связной речи младшего школьника на занятиях дополнительного образования
Курсовая работа
Развитие связной речи младшего школьника на занятиях дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.Теоретические аспекты развития связной речи учащихся младших классов
.1 Понятие связной речи и ее особенности
.2 Формы, виды и свойства связной речи
.3Задачи по развитию связной речи
.4 Методические основы организации работы по развитию связной речи
. Значение устного пересказа и письменного изложения в развитии связной речи
.1 Устный пересказ как средство развития речи. Классификация пересказов
.2 Методические аспекты формирования навыка пересказа
.3 Письменное изложение и его значение в развитии речи
.4 Методические аспекты формирования навыка написания изложения
.Экспериментальное исследование уровня развития связной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
изложение связанная речь дополнительный урок
ВВЕДЕНИЕ
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. Проблема эффективной связной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа готовит молодого человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться, обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, связной речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
В связи с вышесказанным можно выявить актуальность этой проблемы. Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? И какие дополнительные факторы могут оказать огромное влияние на развитие связной речи, творческой речи.
Опыт творческой работы с детьми в качестве преподавателя театральной деятельности показывает, что речь у большинства младших школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театральной деятельности, воспитательные возможности которой огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит юного актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Эти вопросы и послужили основанием для выбора темы представленной практической работы «Театральная деятельность - как дополнительный фактор развития связной речи младших школьников»
Основная цель эксперимента - изучить, описать способы и приемы работы по развитию связной речи и формированию творческой речи младших школьников на занятиях по дополнительному образованию.
Задача эксперимента состоит в том, чтобы обучить младших школьников осмысленной интонационной выразительной речи и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова. Апробирование программы А.П.Ершовой «Уроки театра в начальной школе», программы Щеткина А.В. «Театральная деятельность».
Объект исследования является процесс развития связной речи младшего школьника на занятиях дополнительного образования.
Предмет исследования возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.
. Определить уровень развития речи.
. Подобрать методические приемы для развития речи и применить их на практике.
Методы исследования: анализ литературы, диагностика, анализ результатов, полученных в ходе исследования, тестирование, результаты сценической деятельности.
Важнейшими источниками исследования являются: литература по вопросам теории и методики проблемы: Выготский Н.И. «Мышление и речь», Леонтьев А.А. «Слово в речевой деятельности», Жинкин Н.И. «Психологические основы развития речи. В защиту живого слова», Ладыженская Т.А. «Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе», Колокольцев Е.Н. «Искусство на уроках театра», Колчев Ю.В. «Театральные игры в школе», Ершова А.П. «Уроки театра в начальной школе», Щеткин А.В. «Театральная деятельность для детей»; методический материал.
1. Теоретические аспекты развития связной речи учащихся младших классов
1.1 Понятие связной речи и ее особенности
Характеристика связной речи и ее особенностей развития содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М Леушиной, А.А. Леонтьевым и другими специалистами в области психологии, педагогики и лингвистики.
В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
По определению С.Л. Рубинштейна, связной называется такая речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Леонтьев А.А. определяет термин «высказывание» как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К характеристикам любого вида развернутых высказываний он относит: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от интеллектуального развития ребенка.
Основным условием коммуникативности речи является связность.
Выделяют следующие критерии связности устного сообщения:
смысловые связи между частями рассказа;
логические и грамматические связи между предложениями;
связи между частями (членами) предложения;
законченность выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения. Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, термин «связная речь» - это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь употребляется в нескольких значениях:
процесс, деятельность говорящего или пишущего;
продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
название раздела работы по развитию речи.
Как синоним используется термин «высказывание». Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника, т.е. коммуникативность.
1.2 Формы, виды и свойства связной речи
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая речь (диалог) - первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами. Это является главной особенностью диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Отличительными чертами диалогической речи являются:
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
ситуативность
разговорная лексика и фразеология
краткость, недоговоренность, обрывистость
простые и сложные бессоюзные предложения
Важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) - это связная речь одного лица. Коммуникативная цель монолога - это сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.
С.Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят:
литературную лексику
развернутость высказывания, законченность, логическую завершенность
связность монолога обеспечивается одним говорящим
непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. А. А. Леонтьев также отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций.
Наряду с существующими различиями исследователи отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. В процессе общения монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства .Эту взаимосвязь двух форм речи важно учитывать в методике обучения связной речи.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи в отличие отситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения:
источнику высказывания;
ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов:
описание
повествование
рассуждение
контаминацию (смешанные тексты).
В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Поэтому необходимо хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
по предметам
по картине
из личного опыта
творческие рассказы
В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается рассказывание, принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить, что связная речь включает в себя различные виды и формы речи. Каждая из них имеет свои особенности, которые предопределяют характер методики их формирования. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
1.3 Задачи по развитию связной речи
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф.А.Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
структурный (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога);
когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Остановимся кратко на характеристике задач связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладеют ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф.А. Сохин).
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
Итак, решив вышеизложенные задачи, можно выделить следующие речевые умения, которыми должен овладеть ребенок при формировании связной речи:
слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
формулировать в ответ собственное сужденное, правильно выражать его средствами языка;
менять вслед за мыслями собеседника тему речевого воздействия;
поддерживать определенный эмоциональный тон;
слушать свою речь, чтобы контролировать ее и вносить поправки.
1.4 Методические основы организации работы по развитию связной речи
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 -3 классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины. Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.
Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.
Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
2. Значение устного пересказа и письменного изложения в развитии связной речи
2.1 Устный пересказ как средство развития речи
Классификация пересказов.
Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказывания является его импровизационный характер. В этом трудность рассказывания и в этом же его воспитательная роль. Рассказывание повышает культуру речи больше, чем выразительное чтение.Именно в процессе рассказывания происходит обогащение словаря и фразеологии рассказчика. Из огромного запаса слов, составляющего словарь русского языка, каждый владеет сравнительно небольшим запасом слов, которые составляют его личный словарь. Существует несколько классификаций пересказов. Мы приводим классификацию, которую предлагает Найденов Б. С.
. рассказывание на основе личных впечатлений
. пересказ, близкий к тексту (подробный пересказ)
. краткую передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ)
. выборочный пересказ
. творческий пересказ
Кратко поясним каждый из видов пересказа.
Рассказывание на основе личных впечатлений
Этот вид пересказа предполагает изложение детьми фактов и впечатлений из личного опыта. Ребенку легче говорить или писать о хорошо ему известном, о том, что он сам наблюдал, чем понять авторский текст, осмыслить содержание и потом уже писать или рассказывать. Именно поэтому обучение пересказу целесообразнее начинать именно с данного вида рассказывания. Успех рассказывания зависит от трех моментов: ясности, с которой представляет себе ребенок то, о чем он говорит; степени его увлеченности рассказом; активности передачи своих мыслей и чувств.
Подробный пересказ-пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Он рассматривается как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний учащихся. Подробный пересказ способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Помимо того, что учащиеся знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают словами, необходимыми для связи одной мысли с другой, выражающими различные временные и. причинные отношения. Так появляются в речи детей местоименные наречия, союзы и другие грамматические категории, которыми дети овладевают практически.
- Краткий пересказ
Сложность задачи краткого рассказа (или пересказа) заключается, прежде всего в том, что она предполагает отбор материала необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого. Обращаясь к учащемуся с просьбой - рассказать кратко, учитель обычно формулирует эту задачу так: «Расскажи кратко, только самое главное, самое существенное». Какие-то части прочитанного, составляющие главное в его содержании, учащийся должен обязательно вобрать в свой рассказ, менее же существенные части этого содержания отсеять, не включать их в пересказ. Таким образом, чтобы выполнить краткий пересказ, учащийся должен осуществить, прежде всего, сложный анализ воспринятого содержания: выделить главное в нем и отчленить его от второстепенного. Так как второстепенные части, которые чаще всего дополняют главные и «идут» рядом с ними, не должны входить в пересказ, то учащийся должен самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей, т. е. произвести новый синтез выделенного для воспроизведения содержания, установить в нем новые связи.. Краткий пересказ всегда результат сложного переосмысливания прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.
Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. Само название этого вида пересказа свидетельствует о том, что основным, самым существенным признаком его является отбор, выбор. Прежде всего, перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те части его, те линии, которые относятся к заданной ему теме, на них сосредоточить свое внимание. Таким образом, он должен прежде всего осуществить сложный анализ всего содержания. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии или части содержания) он должен вслед за этим объединить таким образом, чтобы получился связный рассказ на заданную тему, т. е. осуществить синтез выделенного содержания. И, наконец, учащийся все время должен заботиться о том, чтобы в этот пересказ не включился тот материал, то содержание, которое хотя и было им воспринято рядом, но прямо с заданной для пересказа темой не связано, т. е. от учащегося требуется суметь абстрагироваться от определенных частей воспринятого содержания.
- Творческий пересказ
Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:
- пересказ от лица одного из персонажей
Работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей
- продолжение рассказа, судьбы героя
Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается (точнее, проектируется) дальнейшая судьба их любимых героев. Однако нельзя забывать, что младшие школьники имеют слишком малый жизненный опыт, им трудно предугадать судьбы литературных персонажей. Следовательно, предлагать детям продолжать судьбы героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.
- инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение.Оно состоит в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно проста обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
словесное рисование(«что я изобразил бы на картине»).Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете». Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины. Таким образом, под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. При творческом рассказывании делаются дополнения и производятся различные перестройки в исходном тексте.
2.2 Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьников, а также о способах наиболее эффективного его использования на уроках чтения.
Некоторые особенности методики работы по формированию навыка пересказа. Липкина А.И. и Оморокова М.И. среди таких особенностей отмечают следующие:
строгий отбор текстов, на которых лучше всего учить детей пересказу. Для этой цели не годятся, например, слишком короткие тексты, которые уже после первого или второго чтения запоминаются детьми дословно, как стихотворение, и поэтому последующее прочитывание и воспроизведение превращаются для учащихся в стереотипное, скучное занятие. Однако не следует брать и слишком объемные, насыщенные множеством деталей тексты. Они плохо запоминаются, дети теряют логику пересказа, путаются деталях.
Содержание каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям:
-во-первых, оно должно иметь определенную познавательную ценность
-во-вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение.
Липкина А.И. и Оморокова М.И. предлагают такие приемы активизации интереса учащихся к пересказу. Например, учитель помогает ученику и классу нарисовать в воображении определенную ситуацию, в которой оказывается рассказчик и из особенностей которой он должен исходить или живо представить себе, что его вызвали в телестудию для того, чтобы рассказать о прочитанном произведении, которое он считает очень интересным. В другом случае ученику предлагается рассказать о прочитанном событии таким образом, как будто бы он сам был очевидцем всего того, о чем рассказано в статье. Надо вооружить учащегося определенными приемами работы над читаемым текстом, приемами анализа его содержания, предваряющими пересказ.
Большие сложности у детей вызывает подготовка к пересказу. Стремясь запомнить весь текст, с возможной точностью, но не умея выделить в нем для этой цели опорные пункты, учащиеся весьма нерационально распределяют свое внимание и мыслительные усилия, когда читают текст, готовясь к пересказу. Ошибочная установка - все запомнить в равной степени- оказывается обычно для них непосильной. Каждая последующая часть текста запоминается хуже предыдущей вследствие утомления. Здесь могут помочь опорные слова, выделенные из текста, вопросы по смысловым частям или опорные картинки. Найти в тексте ответ на поставленный по его содержанию вопрос, подобрать относящееся к опорному слову или картинке содержание - задача сложная, и решение ее способствует формированию у школьников определенных способов работы над текстом. Младшим школьникам не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого из выведенных, в нем персонажей. Для облегчения этой задачи полезно сформировать у учащихся наглядные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, создания словесных образов по воображению. Необходимо помнить, что любой пересказ или рассказ на уроке чтения должен быть прежде всего средством общения. Задача, которая встает в связи с этим, заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учетом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали.
Очень важно в связи с этим воспитать у детей критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней. Работа над пересказом должна, строиться в определенной системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий в связи с пересказом, чтобы каждый последующий пересказ представлял собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующий.
Пересказ, который является механическим воспроизведением известного, ничем не способствует развитию речи. Даже пересказ, задача которого состоит в воспроизведении материала, максимально близкого к тексту, должен быть рассчитан на решение определенной задачи. Анализ методических аспектов формирования навыка пересказа позволяет сделать вывод, что пересказы занимают важное место на уроках чтения в начальной школе, так как служат эффективным приемом развития мышления и речи учащихся. Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому. Пересказ текста на уроках чтения зависит от ряда условий:
а) от задачи, которой подчиняется процесс чтения и подготовка пересказа;
б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс работы над пересказом
в) от особенностей текста
2.3 Письменное изложение и его значение в развитии связной письменной речи
Виды изложений
Изложение - это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.
Навыки связной письменной речи школьники приобретают на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Эта форма речевой деятельности предполагает более полнуюсформированность психических процессов, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений.
При проведении изложений ученикам предлагается определенный текст. Их задача сводится к тому, чтобы уяснить воспринятое содержание и суметь передать его. Выполняя поставленную задачу, ученики овладевают очень важным умением излагать связно и последовательно то, что они читают и слышат от других. Это умение необходимо в жизни. Оно имеет большое значение и для учебной работы школьников. Очевидна роль этого умения на всех уроках - при усвоении географии, истории, природоведения и других учебных дисциплин. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал полно, связно и логично или фрагментарно и беспорядочно. Однако сказанным не исчерпывается значение изложений как одного из видов упражнений по развитию речи учащихся. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре. То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначается для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями. Работая над изложениями, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся.
Виды изложений:
- по соотношению к объёму исходного текста - сжатое, подробное
по отношению к содержанию текста- полное, выборочное, с дополнительным заданием
по особенностям структуры текста - на основе описания, на основе повествования, на основе рассуждения
по осложнению языковыми заданиями - изложения, в которых необходимо употребить определённые языковые средства, изложения, в которых содержание передаётся в другой форме (например, от другого лица);
по месту проведения - домашнее, классное
2.4 Методические аспекты формирования навыка написания изложения у младших школьников
На всех годах обучения должна иметь место лексико-синтаксическая работа с учащимися. Важно учить школьников правильно строить простые распространенные предложения, распространяя их не только дополнениями и обстоятельствами, но и определениями. Большое значение для выражения сложных связей и отношений имеет умение строить предложения сложных конструкций. Лексическая подготовка школьников должна быть разноплановой. Прежде всего, необходимо готовить учеников к использованию большого количества слов для выражения своих мыслей, исключаяприэтом повторы. Неадекватные замены могут быть предупреждены, если будет проведена работа по подбору синонимов к именам существительным и глаголам. «Шаблонные» или «дежурные» слова часто имеют место в тех случаях, где нет словарной работы, направленной на точную правильную передачу содержания. Лексическая работа должна быть специально направлена на обогащение словаря учащихся именами прилагательными, которые не только украшают нашу речь, но и дают более точную оценку, характеристику предметов и явлений. Предварительная подготовительная работа, вводная беседа, выразительное чтение учителя должны подготовить учащихся к первому воспроизведению текста.
Основная цель первого чтения заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании рассказа. Поэтому к первому чтению предъявляются определенные требования. Чтение должно быть достаточно громким и выразительным, не прерываться объяснением непонятных слов и выражений, так как это рассеивает внимание учащихся. Правильному репродуцированию содержания должна способствовать вся дальнейшая работа по анализу произведения. Поэтому она направлена на понимание всего произведения, каждой его части, на выявление причинно-следственных связей и отношений, понимание последовательности изложенных событий. Этому способствует работа над планом. План помогает выделить главное в каждой части, правильно и последовательно передать содержание. Работа над планом варьируется в зависимости от года обучения школьников и характера текстов. В одних случаях учащиеся пишут изложения по готовому плану, выделяя части произведения, в других - план составляется коллективно или самостоятельно. Для коллективного составления плана текст разбивается на части, выясняется главное, основное содержание каждой части, даются заголовки, которые и являются планом.
Пониманию содержания способствует большая словарная работа. Прежде всего, уточняются значения отдельных слов и выражений путем подбора синонимов и словосочетаний. Школьники учатся выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей. Выясняется, почему автор излагает содержание именно этими словами, а не другими, насколько точно речь автора передает характеристику героев, основную мысль произведения, какие образные слова использует автор для описания природы, места событий и т.п. В некоторых случаях вводится устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключается в закреплении правильной и последовательной передачи содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения. Для того чтобы школьники грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка. Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускается никакая аналитическая работа.
Этапы работы над изложением:
1 урок
Объявление цели урока
Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план)
Вступительная беседа
Чтение текста
Беседа по тексту
Составление плана изложения
Работа по плану (деление текста на части, анализ)
Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте)
Анализ грамматических форм
-Устный пересказ
Орфография, пунктуация, лексическая работа
Повторное чтение текста
Написание изложения
урок
Анализ изложения.
Возможно также редактирование текста, его исправления
3. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи
Замысел эксперимента воплощаться через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится занятиям по сценическому мастерству, культуре и технике речи.
Педагогические цели :
Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
Создание атмосферы творчества;
Социально-эмоциональное развитие детей.
Педагогические задачи:
Создать условия для реализации творческих способностей учащихся
Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.
Гипотеза: Если по данным программам обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативно-языковой компетентности.
Диагностический инструментарий: диагностические карты, тесты, консультации с родителями учащихся, результаты сценической деятельности, участие в театральных постановках.
Критерии оценки результатов.
Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:
творческое развитие речи
диалоговая речь
монологическая речь
дикция
коллективное взаимодействие
эмоциональная восприимчивость
ритмопластика
участие в постановках
Данное исследование проходило в 3 этапа. Экспериментальное исследование проводилось в школе-гимназии №10 города Рудного. В тестировании и в диагностическом исследовании принимали участие учащиеся младших классов, участники театральной студии «Улыбка» школы-гимназии №10.
Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной творческой речи у учащихся младших классов, участников театральной студии.
Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс творческих занятий, театральных игр, упражнений, способствующих формированию и развитию связной творческой речи, методические приемы и способы достижения.
Контрольный этап - цель, которого определить эффективность занятий по театральной деятельности в формировании связной речи младших школьников.
Констатирующий этап.
В начале учебного года по плану учебно-воспитательной работы проводится педагогическая диагностика «Творческие способности» (см. Приложение.лист№1) с целью раскрыть художественно-образный потенциал детей и способность к театральным занятиям.
Формирующий этап
Исходя из результатов диагностирования, ставится задача общего плана для всего коллектива, то есть освоение программы по театральной деятельности. Выявлено, что трое учащихся из группы имеют низкий уровень и для них требуется индивидуальный подход, совместная работа с классным руководителем, логопедом, помощь родителей. Для каждого участника отдельно разрабатывается «Индивидуальная карта наблюдений», в которой выявляются проблемы, ставятся задачи и определяются способы достижения (см. Приложение.Лист№2).
Работа театральной студии идет сразу по нескольким направлениям:
театральная игра
основы театральной культуры
ритмопластика
работа над спектаклем
культура и техника речиЗадача раздела «Культура и техника речи» состоит в том, чтобы развивать логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки, чистоговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных звуков в конце слова, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас. Этому посвящены тематические занятия:
. «Учимся красиво говорить»,
. «Культура и техника речи»,
. «Мы в слова играем,
рифмы сочиняем»,
. «Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать»
.«Доскажи словечко»,
. «Литературная страничка»
. «Поэтическая страничка»
. Творческие игры со словами
.Театральные игры
по сюжетам известных сказок
Система упражнений и тренингов, развивающих речь детей.
. Упражнения на развитие речевого аппарата, развитие артикуляции: "Спрячь конфетку", "Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка",«Жало змеи».
. Упражнения на развитие речевого дыхание по системе Стрельниковой Л.Н.- «Дровосеки», «Лыжник», «Насос», «Свеча», «Листопад», «Лодочка».
.Упражнение на три вида выдыхания с использованием согласных звуков (дифференцированные звуки с-ш;ж-з;л-р;ч-щ;с-ч;).
.Работая над гласными звуками, необходимо четко их произносить: и,э,а,о,у,ы, затем чередовать гласные и согласные. Например: би-бе-ба-бо-бу-бы ,фи-фе-фа-фо-фу-фыи.т.д.
. Далее этот прием используется в словесной игре «Веселые стихи»:
Ут-ут-ут-налугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-птичкивесело поют,
Ят-ят-ят-злобно комары звенят,
Ит-ит-ит- заяц под кустом сидит.
.Упражнение на развитие силы, звучания и посыла голоса - «Колокол», «Гудок парохода» проходят также с использованием различных сочетаний гласных и согласных звуков и произносятся с разной интонационной выразительностью.
мы, мэ, ма, мо,му,мы
ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ни, нэ, на, но, ну, ны
пи, пе, пя, пе, пю
ппы, ппэ, ппа, ппо, ппу
ппи, ппе, ппя, ппе, ппю
.Ассоциации по звучанию букв (ветер, вой, волк, жужжание пчелы и т.д.);
.Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками:
Шесть мышат в камышах шуршат
Все бобры добры для своих бобрят
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу
Летели лебеди с лебедятами
.Скороговорки-диалоги, скороговорки - потешки:
Сочинял мышонок в норке
До утра скороговорки
Получилось ровно сорок
У него скороговорок.
Встретил друга я вчера,
Разговор был до утра.
Рассказал про вести я,
И про происшествия.
.Творческая игра «Ворона» (работа со звуками р, с).
.Формирование сценической речи отрабатывается на литературном материале. Это небольшие произведения детских поэтов. Например: К.И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Путаница», С. Михалков «А что у вас?», «Про девочку, которая плохо кушала», В. Берестов «Дракон»,С.Я. Маршак «Жадина», стихи А. Барто, богатые диалогами басни И.А. Крылова, например, «Стрекоза и муравей, «Слон и Моська», а также шуточные стихи на школьные темы.
Методические приемы развития связной творческой речи младших школьников
Подбираются творческие задания, направленные на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность. Творческие задания имеют целью свободное составление высказываний и предложений.
Виды творческих заданий:
- задаётся тема, предлагается картина;
- даются опорные слова или сочетания;
Например:
.Составь рассказ по сюжетным картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?
. Рассмотри картины известных художников, составь рассказ на тему "Почему дети любят театр?" (используя театральную терминологию)
. Сложи сказку и расскажи (с использованием сюжетов казахских и русских народных сказок и с иллюстрированным сопровождением)
. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
. Прочитай начало сказки.
…В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.
Однажды к мастеру пришел... .Придумай продолжение сказки и расскажи
. Прочитай и сравни два заголовка: "Набираем в коллектив", "Приглашаем детей в наш коллектив". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни, почему? Составь текст объявления, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения (возможно в стихотворной форме)
. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: народ, масса, касса, билет, вежливый, ответ, три, час, открылась, собрались, дайте, ряд, место.
.Рассмотри картину, в центре которой человек. Подумай о нем и составь рассказ «Есть характер у героя».
.Рассмотри картину, в центре которой изображено событие. Придумай историю, что произошло до и что будет после этого события.
.Тест «Основы театральной культуры».
. Озвучивание иллюстраций «Оживи картину».
.Озвучивание диафильма «Скажи так же».
.Чтение басен по ролям.
На занятиях по «Основам театральной культуры» дети знакомятся с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.
Предполагается, что в речь детей войдут понятия: театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, исполнитель, зритель, афиша, аплодисменты, грим, реквизит, декорации, прожектор, софиты, репетиция и многие другие; с театральными профессиями: режиссер, актер, музыкант, гример, костюмер, суфлер, осветитель сцены, художник-декоратор и мн. др. Следует закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей и поэтому дети посещают детские спектакли и представления, особенно профессиональных театров, тем самым предоставляется возможность заметить все различное и одинаковое. Не сравнивать себя, но увидеть образцы лучшего, профессионального исполнения, чтобы было очевидно, к чему самодеятельные юные актеры должны стремиться.
На первом этапе работы над будущим спектаклем происходит чтение и ознакомление с литературно-драматическим произведением. Дальнейшая работа строится вокруг анализа драматургической основы. Особое место отводится изучению монологической и диалогической речи по произведению. Эта творческая работа важна, так как заставит ученика думать, рассуждать, высказываться. По окончании этого этапа работы проводится диагностика «Речевая культура», используя методику Т.С. Комаровой. (см. Приложение.лист№3)
Заключительным этапом занятий первого полугодия является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки. В начальной школе готовится показ спектакля-концерта силами участников театральной студии с привлечением участников танцевальной студии, вокального кружка.
Этапы работы над спектаклем «Новогодние приключения Красной Шапочки» (см. Приложение.лист№4,5)
Цели и задачи:
Разнообразить театральную деятельность детей; стимулировать эмоционально-положительное восприятие детьми театрализованных игр, создавая зону совместных переживаний.
Учить языку чувств; обогащать словарной лексикой, отражающей язык чувств и эмоционального состояния человека. Учить анализировать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением и поступками других детей.
Развивать умение отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться) и побуждать детей находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, в речи и интонациях.
Воспитывать навыки коллективного творчества, доброжелательность и коммуникативность.
В январе месяце проводится промежуточный мониторинг с целью корректировки учебно-воспитательного плана работы театральной студии, индивидуальной и групповой работы с детьми. Результаты отражаются в картах, с результатами знакомятся классные руководители, специалисты и родители.
Контрольный этап.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика «Творческое развитие» чтобы получить общую характеристику того или иного качества у участников театральной студии, выявить различия, проследить траекторию индивидуального развития.
Результаты контрольного этапа отражены в таблице «Творческое развитие» (см.Приложение.лист№6)
Сравнительный анализ контрольного этапа
Периоды диагностики: сентябрь-январь-май
Творческое развитие речи.
Воспроизводит- 43%;0%;0%.
Понимает- 57%;50%;15%.
Применяет -0%;50%;85%.
Ритмопластика
Воспроизводит -57%;0%;0%.
Понимает -28%;71;15%.
Применяет -15%%;29%;85%.
Развитие эмоциональной сферы.
Воспроизводит -50%;0%.
Понимает-50%;50%.
Применяет -0%;50%;100%.
Дикция
Воспроизводит -50%;0%.
Понимает -50%;50%;15%.
Применяет -0%;50%;85%.
Диалогическая речь
Воспроизводит -50%;0%.
Понимает -50%;50%.15%.
Применяет -0%;50%;85%.
Монологическая речь.
Воспроизводит -50%;0%.
Понимает -50%;50%.15%.
Применяет -0%;50%;85%.
Выразительность речи
Воспроизводит -50%;0%.
Понимает -50%;50%.15%.
Применяет -0%;50%;85%.
Участие в спектаклях -100%
По результатам диагностики подводится итог и можно сделать следующий вывод: В 1-ом учебном полугодии, когда учащиеся только приступили к занятиям в студии, их теоретические и практические знания находились на уровне «воспроизведения». Постепенно вникали в смысл происходящего, привыкали к требованиям педагога-режиссера, учились приемам игры, как бы «срисовывая образ» по показу, овладевали культурой и техникой речи. В этот период дети в большинстве своем прислушиваются к мнению руководителя, следуя его советам и рекомендациям.
В январе месяце абсолютно все принимают участие в постановке спектакля «Новогодние приключения Красной Шапочки». Приобретается опыт, уверенность в собственных силах, появляется мотивация к дальнейшему совершенству. Проводится промежуточный мониторинг. По результатам которого можно сказать, что знания учащихся находятся на уровне «понимания» предмета, то есть следуя советам, осмысленно подходят к репетиционным занятиям и к работе над ролью, сценическим образом.
В мае месяце проходит показ следующего спектакля-мюзикла «Муха-Цокотуха». По результатам участия проводится итоговая диагностика «Творческие способности» (см. Приложение.лист№6).Уровень детей высокий, так как практически все, а это 12 человек из 14 участников театральной студии «применяют» полученные знания и навыки, только 2 человека по прежнему «воспроизводят» в силу несовершенства речевого аппарата и некоторой двигательной заторможенности.
Исполнительские достижения не фиксируются оценкой и не оцениваются, потому что у каждого учащегося, принимающего участие в работе школьной театральной студии была своя цель, своя задача. Младший школьник получил возможность самореализации, получил огромное удовольствие от занятий творчеством, проявил трудолюбие, ответственность, усидчивость, доброжелательность и своей игрой в спектакле доставил удовольствие другим детям и это главное их достижение!
Целью исследования было обучение младших школьников осмысленной интонационной выразительной речи, формирование связной речи, развитие познавательных и творческих способностей. Программы по театральной деятельности Ершовой А.П., Щеткина А.В., на которые опирается в работе педагог дополнительного образования, которые призваны не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой, полностью подтверждают то, что занятия театром имеют практическую ценность. Это исходит из исключительных особенностей театра как вида творчества.
Основным языком театра является игра-действие, а признаками -диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием формирования речевой деятельности и развития связной речи. Театральная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия для речевого развития (совершенствования диалогической и монологической речи, освоение способов выразительности речи, дикции, связности и логичности
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой проблемы. Дальнейшей разработки требуют вопросы, направленные на изучение особенностей развития речевой культуры младших школьников как средства коммуникативной активности не только во внеурочной деятельности, но и в урочной деятельности; использование театральной педагогики в организации технологии активного обучения младших школьников.
Занятия детей театральной деятельностью актуальны, поскольку в обучении детей по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения), коммуникативной активности. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Список использованной литературы
1.Выготский Н.И. Мышление и речь.-М.: Педагогика,1996
.Липкина А.И., Оморокова М.И., Работа над устной речью на уроках чтения.М.,1967
.Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения,М.:Просвещение,1969
.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова -М.,1969
.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности.-М.,1965
.Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. М.:Педагогика,1980
.Основы теории речевой деятельности./Под редакцией А.А.Леонтьева.-М.;1974
.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М.;1991
.Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования 2,3,4 класс.М.,2004
.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе.М.;1992
.Клюева Н.В. Учим детей общению.Ярославль,1996
.Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках театра.Киев,2006
.Колчеев Ю.В.,Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.М.,2000
.Методика выразительного чтения/Под общей ред. Т.В.Завадской,М.,1985
.Никитина А.Б. «Дети-театр-образование».М.,2008
.Щеткин А.В. «Театральная деятельность» М.,2001
.Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе: Сб.статей/Под ред.Н.И.Кудряшова-М.:Просвещение,1983
.Речевое развитие младших школьников./Сб.статей под ред.Н.С.Рождественского.-М.,1970