Романтический конфликт стихотворения Ф.И. Тютчева 'Silentium!'
Реферат
Романтический конфликт стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!"
Комплексная цель реферативной работы: показать возможности различных методик анализа стихотворения, актуализировав методологический аспект, связанный с восприятием произведения Тютчева как романтического манифеста.
Новое обращение к стихотворению Тютчева "Silentium!" оправдано в связи с его особой значимостью. В отечественной критике и науке есть работы, содержащие глубокие и верные наблюдения об этом произведении1, однако существовавшие эстетические предпочтения и методологические ограничения сказались на его трактовках. В частности, восприятие Романтизма явлением преходящим, а произведений романтиков преимущественно конфликтными и отдаленными от реальности не позволяло осмыслить стихотворение "Silentium!" как программное. Такое его определение помогает более точно выявить художественное своеобразие произведения поэта.
Может ли оно быть воспринято как доминантное в художественном мире Тютчева? Особый статус произведения осознавался, но оно воспринималось только как кризисное, в частности, символистами, и в нем видели отношение к слову как неспособному выразить внутреннее содержание души поэта2. Оба эти положения не вполне соответствует художественной идее стихотворения.
Кризисное настроение и определение высказанного как лжи присутствуют в стихах Тютчева. Эти мотивы поддержаны культурным контекстом, созданным осмыслившими те же и близкие темы Жуковским, Карамзиным и Баратынским. Пигарев дополнил эти параллели напоминанием о стихах Шевырева и Лермонтова3. В ряду обратившихся к тем же мотивам оказался и Пушкин, однако его замечание "блажен, кто молча был поэт", не имеет отношения к онтологическому аспекту темы молчания поэта. Оно сопоставимо с более поздними пушкинскими высказываниями, например, в стихотворении 1830 года "Поэту", и выражает романтический конфликт поэта и толпы, а не отказ от обращения к людям по той причине, что слово не способно верно выразить поэтическое чувство. Существующее в контексте программных выступлений Пушкина со стихами "Пророк", "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту", "Из Пиндемонти", "Я памятник себе воздвиг…" его стихотворение 1824 года "Разговор книгопродавца с поэтом" представляет сомнение в нужности поэзии обществу, а не сомнение в возможностях поэтического слова. Пушкин был открыт миру людей, и слово его, исходящее от Бога и потому выразительное, предназначено для них, и потому столь напряженны мотивы их непонимания. Сравнение его стихов о поэте с тематически близкими им стихами Тютчева возможно, но основа для этого сравнения иная - это осмысление поэтами кризиса религиозного мироощущения, у Тютчева распространенного на процесс художественного творчества.
Понимание того, что проблематика стихотворения "Silentium!" была сужена, заставляет нас вновь обратиться к вопросу о контексте произведения. Чьи традиции развивал в своих стихах Тютчев? Было ли его произведение вариацией стихов Жуковского о "Невыразимом" и строк Пушкина, автора "Разговора книгопродавца с поэтом", воспринятых с онтологической точки зрения? Связано ли оно с выражением романтического конфликта поэта и толпы, широко распространенным в лирике его современников? В поисках ответов на эти вопросы, отметим как весьма существенное: интонации стихотворений Жуковского и Пушкина (второе из которых - диалог) драматичны, но несколько иначе, нежели это у Тютчева. Для Жуковского вопрос о слове именно онтологический, для него важно осознание несоответствия мысли и чувства высказыванию, которому неподвластно выразить "сие присутствие создателя в созданье" и которое есть в то же время стремление к такому выражению, хотя произведение и закончено утверждением: "…лишь молчание понятно говорит". Но стремление поэта выразить в слове духовное содержание проявилось и в создании им стихов о молчании, и в продолжении самого словесного творчества. В произведениях, созданных после 1819 года, времени написания стихотворения "Невыразимое" (опубликовано в "Памятнике отечественных муз, изданном на 1827 год Борисом Федоровым"), Жуковский признавался:
Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, -
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Поэт писал в стихах, преподнесенных Гете, осознавая совершенство его поэтического слова:
Тому, кто арфою чудесный мир творит!
Кто таинства покров с Создания снимает,
Минувшее животворит,
И будущее предрешает! 4
В стихотворении Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом", в сравнении с произведением Жуковского о невыразимом, предстала более напряженная и тоже кризисная ситуация. Она разрешена продажей не вдохновения, но рукописи, что не отменяет основного противоречия. Однако здесь происходит общение, слово обращено к людям, поскольку произведение отдано издателю. Новое напряжение того же конфликта поэта и толпы будет достигнуто в стихотворении "Поэту" (публикация в "Северных цветах" на 1831 год) с его близкими стихам Тютчева образами "минутного шума", призыва к поэту "живи один,… усовершенствуя плоды любимых дум", и высокой оценкой поэтического труда: "подвиг благородный".5
Особая степень драматизма и напряженности стихотворения Тютчева "Silentium!" наиболее близка интонациям Батюшкова, введшим кризисное состояние как таковое в русскую романтическую лирику ("Выздоровление", "Разлука", "Последняя весна", "Пленный" и др.). Как и у Тютчева, те стихи Батюшкова, которые связаны с мотивом молчания, многоплановы. В стихотворении "Есть наслаждение и в дикости лесов", созданном в 1819-м и опубликованном в "Северных цветах на 1828 год", старший поэт писал, обращаясь к природе:
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов
И как молчать об них - не знаю.6
Тот же философский аспект проблемы несказанности души, не привлекший Пушкина, в отличие от Жуковского, и затронутый Батюшковым, Тютчеву интересен, но в меньшей степени, чем проблема несохраненности души в слове, которое должно быть потому не просто не сказано, но утаено, сокрыто. Во времена непопулярности теории искусства для искусства исследователей смущала такая сила выражения верности искусству7. Тютчев приблизился в стихотворении "Silentium!" - без инвективности, но с драматизмом сознания возможного нарушения внутренней гармонии и творческого состояния, труда, его результата, - к строкам стихотворения Пушкина 1828 года, противопоставлявшего призывам "непосвященных", обращенных к поэту, декларацию жрецов искусства: "Мы рождены для вдохновенья, Для звуков чистых и молитв". Обоим поэтам близка и проблема утери связи с Богом. Пушкин не заострял ее как проблему именно поэта. Он выразил кризис сомнения человека в воле Боге в стихотворении "И путник усталый на Бога роптал" (цикл "Подражания Корану"), это кризис общий, он, конечно, связан и с творчеством, но опосредовано. В то же время Пушкин не раз обращался к мотивам временной утраты творческих ориентиров, когда поэт испытывает духовную жажду, погружен в "заботы суетного света", и он декларировал внушенность стихов свыше, призывая свою музу внимать велению Бога, сторонится мирской суеты:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца8.
Кризисные настроения, выраженные Тютчевым в стихотворении "Silentium!", также вызваны сознанием необходимости слышания поэтом божественного глагола. И потому оно не является единственно философствованием по поводу тождества слова и поэтического чувства, в нем выражено понимание, прежде всего, необходимости сохранения душевных дум поэта, и единственная возможность этого увидена в том, чтобы не говорить о них вслух. Поэт, приказывающий себе молчать, - это кризис, во многом более глубокий, чем высказанный Пушкиным в его программных стихах. Наиболее близки оба поэта в стремлении к выражению полноты духовной жизни. На наш взгляд, надуманные и безответственные замечания о полемике Тютчева с Пушкиным, о разногласиях поэтов, должно быть забыты, если учесть, например, и то, что Тютчев, близкий Пушкину в существенных аспектах темы поэта, позже цитировал представленное в форме молитвы воззвание Пушкина: "И празднословия не дай душе моей" 9. Тютчев писал: "Не дай нам духу празднословья!"10 А общий для обоих поэтов кризис был не разрешен, как это происходило у Пушкина, но уравновешен в стихотворении Тютчева о молчании представлением образа гармоничного и звучащего внутреннего мира поэта.
Несомненно то, что стихотворение "Silentium!" выделяется среди других обращений к теме назначения поэзии самого Тютчева и его предшественников своей декларируемой программностью. Оно предельно драматизировано и одновременно глубоко лирично, поскольку является взволнованным диалогом с самим собой11. И оно, также вследствие названных двух свойств, наряду с выражением конфликта, высоко гармонично. Его удивительный призыв, представленный в названии, отделенном латиницей от четырехкратного "молчи", которое развивает классически и классицистически заданную тему, и одновременно сравниваемый с этими многими "молчи" повтором слова со знаком восклицания: "…молчи!", - является контекстуальным синонимом этого повеления. "Скрывайся и таи" - это не о трудности выражения словом чувства и мысли. Это о сокрытии их от читателя, зрителя, от всех "других". И стихотворение звучит как зов векам также из древности на умолкшем языке: "Silentium!" Его название обобщает, и лирическое признание становится эпически мощным зовом и драматически явленным действием в не-действии, в усилении призыва, чем объясняется и наличие восклицательного знака.
Представление не осуществленных пока, но контрастных действий - или выхода к внешнему шуму, к другому, к миру, или молчания, любования звездами, питания ключевой водой, внимания пенью дум и вновь молчания - осуществлено в особой сюжетной и композиционной ситуации произведения. На синтаксическом уровне она выражена соседством императива и предполагаемого будущего события, до своего осуществления отменяемого рефренным императивом, что полно выражено в третьей строфе: умей - оглушит, разгонят - внимай и молчи.
Перед нами лирическое произведение, обнажающее основной конфликт романтиков, их основной кризис. Он связан, конечно, с разобщением личности и социума. Однако эстетически, и, следовательно, сюжетно и как имманентно присущая художественному миру стихотворения пред нами антиномия высказывания и молчания. И она связана далеко не только с тем, что слово не способно полно передать жизнь души и быть понято другими. Как это в стихах Жуковского о невыразимом, в стихотворении Тютчева полно явлен основной романтический идеал, который лирический герой видит в своей душе и утверждает его, этим свое декларируемое молчание, собственно, преодолевая. Парадокс произведения в том, что призыв к молчанию выражен как осуществляемое высказывание. Соглашаясь с наблюдением Зунделовича о развернутости, мы бы сказали точнее, обогащенности основного образа стихотворения "Silentium!" синонимами (молчи, скрывайся и таи) и зрительными, затем осязательными и, наконец, слуховыми впечатлениями (любуйся звездами, питайся ручьями, внимай пенью дум) 12, которые для поэта характерны, заметим, однако, следующее. Это обогащение, особенно при введении раскрывающих способности человека сравнений и параллелизмов, связано, во-первых, с озвучанием, высказыванием чувства и мечты, дум, и, во-вторых, - с созданием образа души во всем его великолепии и совершенстве. Так Тютчев осмысливает конфликт и создает основное в идеальном и художественно совершенном мире романтической поэзии - прекрасное сказание о прекрасной душе, достойной любования, сравнения с полнотой жизненных сил природы, усвоившей эти силы и порождающей думы, сравнимые с песнями, слушание которых есть высшее наслаждение. Эта полнота бытия в выражении бытийности, в таком выражении, которое, будучи лирикой, бытийно само по себе, а также образ прелести - все это, созданное Тютчевым, не разрешает заостренной и предельно усиливаемой им, доведенной до конфликта антиномии выражения-молчания. Но само явление этой полной и детализированной, точнее, конкретизированной в образе души героя гармонии, соотнесенной с прекрасным в своем ночном величии небом Божьего мира13, порождает надежду на преодоление диссонансов и дисгармоний. В их числе и то противоречие, которое заставляет поэта, творящего слово, сказать самому себе это сакральное: "Silentium!", повторенное многократными "молчи", "…. и молчи", "…и молчи", "…и молчи!"
В стихотворении соблюдено строго выверенное соотношение двух противоположных данностей: нахождение внутри своего мира и предположение об ощущениях вне его. По трем строфам строки, выражающие первое значение, распределены так: 6 - 1 - 4, а выражающие второе иначе: 0 - 5 - 2. В сумме строк двух строф: первой и второй, второй и третьей - противоположные данности уравновешены количественно: 6 + 1 = 7 и 5 + 2 = 7. При этом, хотя описание и рассказ о воздействии внешнего мира завершает эту парность, оно не преобладает, так как является только дополнительным, и оно иссякает как самостоятельная данность.
Наблюдения о композиции, трехчастной, скрепленной концевыми рифмами и последними строками, интонацией призыва, глагольными парами, смежной, точной, мужской рифмой, были осуществлены Н.В. Королевой, осветившей также историю публикации и изучения произведения. Здесь вызывает сомнение лишь заключение об отсутствии у поэта полемики. Она не представлена ораторски, но в стихотворении присутствует конфликт между двумя мирами, и это конфликт активный и достаточно напряженный. Верно замечание Королевой о несправедливости долгое время существовавших предположений о введении Тютчевым в состав ямбических стихов строк амфибрахия ("Встаю'т и захóдят онé", "Безмóлвно, как звéзды в ночи'", "Дневны'е разгóнят лучи'")14. Однако исследовательница предпочла прояснить логически ударения ("Поймéт ли óн, чéм ты' живéшь?", "Мы'сль изречéнная éсть лóжь"), что не соответствует реальному звучанию тютчевского ямба. Ею отмечена также важная для выражения гармонии музыкальность стиха, явленная подкреплением гласной смежной рифмы такой же ударной гласной в глубине строки, а иногда и подбором безударных:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои…
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне…
Таинственно-волшебных дум.
Их оглушит наружный шум…15
Изучая стихотворение Тютчева, Б.М. Эйхенбаум напомнил о присутствии того, к кому обращена проповедь поэта, о сочетании ораторской интонации с напевностью и о роли восклицаний16.
Весьма значимы наблюдения А.И. Журавлевой, отметившей форму двустиший, которые делают рифму в стихотворении Тютчева более заметной и возвращают после тех открытий Ломоносова, которые были восприняты Пушкиным (четверостишия и перекрестная рифмовка), к архаичным простейшим формам, известным, например, фольклору. Вместе с тем двустишие "тяготеет к афоризму и заведомо условно". Такая форма способствуют и проясненности ямба, предстающего как бы "в чистом виде"17.
Я.О. Зунделович отметил в стихотворении "Silentium!" повелительность, преобладающую над описанием молчания и придающую зрительности этого образа особый характер, поскольку она все более ослабляется. Тот же образ молчания развивают повторы вопросов и повторы повелительности, этой доминирующей тональности. Главным, по мысли исследователя, является призыв "лишь жить в себе самом умей". Абсолютизируя логически воспринимаемое им молчание, он противопоставляет "пение дум" смиряющему "молчи"18. Однако напряженный драматизм произведения и при анализе его ритма должен быть увиден более отчетливо и объяснен постановкой Тютчевым самой существенной проблемы литературы эпохи Романтизма.
Тютчев-лирик всегда мыслил проблемно. Он варьировал конфликт уже одним тем, что исследовал и изменял, доводя их до предела, те или иные приемы художественного выражения вопроса. В этом отношении он поэт поэтического приема и выявленной поэтической формы. Степень напряжения его поэтического слова всегда необычайно высока, оно неизменно очень выразительно, и нередко в произведении нет сюжетной гармонизации. Но в нем всегда есть катарсическое переживание, приводящее к осознанию гармонии как таковой или ее возможности, поддерживающей тот или иной ее образ, обязательно в стихотворении присутствующий.
Многочисленные сравнения, олицетворения, эпитеты и метафоры стихотворения "Silentium!" (чувства и мечты…в душевной глубине…встают и заходят,. как звезды; сердцу высказать себя; мысль изреченная; взрывая, возмутишь ключи, питайся ими; мир дум в душе; таинственно-волшебных дум; оглушит…шум, разгонят…лучи; пенье дум) связаны с речевой организованностью произведения, выраженной в ритме четырехстопного пиррихированного ямба, точной мужской рифме и смежной рифмовке. Рифма и рефренна, поскольку все три строфы завершены одинаково: в ночи - и молчи; ключи - и молчи; лучи - и молчи. Значимо то, что слово "молчи", которому сопутствует соединительный союз "и", приобретает значение причины и следствия: состояние молчания желательно и возможно, по причине и вследствие наличия в душе чувств, мечтаний, бьющих ключом. А в последней строфе к этому присоединено противопоставление, которое усиливает определение предписываемого основного действия: в тебе есть мир поющих дум, его разрушат наружный шум и дневные лучи, а сохранит молчание и потому: "Внимай их пенью - и молчи!"
В своем лирическом сюжете Тютчев более категоричен по отношению к поэту. Если Пушкин допускал временное неслышание поэтом гласа Аполлона и видел его в толпе, когда он "быть может, всех ничтожней", то для Тютчева невозможно подобное отступление от самого себя. В то же время Тютчев не называет своего героя поэтом, и видны лишь косвенные знаки особой жизни лирического "я" стихотворения "Silentium!" Таково его внимание к ночному небу, и таковы питающие ключи, восходящие, прежде всего, к образу кастальского ключа вдохновения, и наконец, таков мир "таинственно-волшебных" дум лирического "я", являющихся в ночи, и это ночь творчества.
Значительная роль античной образности в произведениях Тютчева, непосредственно представшей в образе ключей (Пигарев сравнил этот образ с родником Лермонтова, но скорее это именно ключи, соотносимые с Гиппокреной на горе Геликон и кастальским ключом на Парнасе. Батюшков использовал образ древнего мифа в "Послании к стихам моим": "Во сне и наяву Кастальский льется ток!" Пушкин обратился к тем же образам в посланиях Языкову и Великопольскому: "Нет, не кастальскою водой Ты воспоил свою камену; Пегас иную Иппокрену Копытом вышиб пред тобой"; "…Некто мой сосед В томленьях благородной жажды, Хлебнув кастальских вод бокал, На игроков, как ты, однажды Сатиру злую написал…". Первое было опубликовано в "Московском вестнике в 1827 году, второе - в "Северной пчеле" в 1828 году19), в стихотворении "Silentium!", проявляется также в выражении предощущения изменений, характерных для метаморфозы. Как прием она широко использовалась Тютчевым в его ранней лирике20. Здесь она в основе сюжета, поскольку показано двойное преображение, и это именно оно, трактуемое христианством не как внешнее изменение формы, что было известно античности, но как изменение души (в произведениях поздней античности, например, у Апулея в "Золотом осле", также представленное). В стихотворении Тютчева одно из таких явлений лирического "я" лишь предполагается, и это нисхождение, иссякание духовного, а второе, существующее расположение к приятию высокого и прекрасного, укрупняется, оно все более состоятельно и к нему призывает герой. И для него возможно только нахождение внутри себя, своего мира, и усугубления этого состояния именно как стояния. Статика ситуации молчания предельно выразительна. Но она и относительна, ведь внутренний мир предстает в своем особом бытии в соответствии с риторически выверенной ситуацией градации и некоего crescendo. В его осуществлении значимы соотношения двоичных и троичных данностей повествования. Они поддержаны формой двустишия и делением стихотворения на три строфы.
Призывая: "Молчи, скрывайся и таи", поэт предлагает скрывать "чувства и мечты". В первой строфе трехчленно соотнесение ее начала и конца: "Молчи… Любуйся… - и молчи", и третий трехчлен - это чувства, мечтания и звезды. Но как некое предположение одновременно контраста и его смягчения представлено двойное действие звезд: "встают и заходят оне", а глубина души сравнима с ночью, как безмолвное движение чувств и мечтаний - со звездами, тоже молчащими. И в последней строке герою предложено: "Любуйся ими - и молчи". Трехчлен и двухчлен отчетливы в первой и второй строках первой строфы, взаимно трансформируясь в средней ее части и в движении от начала к концу так, что двухчленность все же преобладает. Это связано с осознанием конфликтности внутреннего и внешнего миров, с заявлением антитезы выражения-молчания, такую конфликтность являющую и уточняющую как чуждость второго мира первому и второго члена антитезы - первому. Вместе с тем тройное, сюжетно значимое наименование молчания: "Молчи", "безмолвно", "и молчи" - предполагает разрешение противоречия.
Во второй строфе троична серия вопросов: "как понять", "как… высказать", "поймет ли"? И также три раза повторено основное в противопоставлении: "себя", "тебя", "ты". Дважды повторено: "другой", "он", а также действия: "Взрывая, возмутишь…", "Питайся ими - и молчи". Здесь конфликт выражен семантически: "Мысль изреченная есть ложь", и это контрастно основным реалиям - сердцу, душе поэта. Но с новым произнесением слова "молчи", оно озвучено в этой строфе в третий раз.
Наконец, в третьей строфе вновь трижды представлен внутренний мир: "в себе самом", "в душе твоей", "мир… дум" и три призыва обращены к слушающему, к лирическому герою, к себе: умей, внимай, молчи. Здесь и контраст явлен множествами: ты, твой мир, пение дум - наружный шум, дневные лучи. И двумя реалиями представлен внешний мир: "оглушит…шум", "…разгонят лучи", а потому: "Внимай… - и молчи!" Преодолением этой конфликтности становится композиция кольца всего стихотворения, последнее слово которого соотносимо интонационно с его названием, а лексически - с первым словом. В стихах повышена роль тире, которое разделяет с особой отчетливостью именно в третьей строфе жизнь внешнюю, дневную, шумную и - внутреннюю, ночную, молчащую, глубинную, духовную21. К человеку, живущему в свете, с другими, в шуме дня, обращено это "молчи". Когда же он в темноте и сиянии ночи, внимает свету звезд, уединен и напитан ключами, слышит "таинственно-волшебные думы", тогда он тот, кто слышит и содержательно иные обращения: "любуйся…, питайся ими…, внимай их пенью…". И в этой градации нарастает одновременно снимаемый ею же контраст: если первые слова рифм "ночи-молчи", "ключи-молчи" удваивали это второе повеление, его вызывая, то в последней строфе в рифме "лучи-молчи" заключено противопоставление, поскольку это лучи дня, приводящего шум и заглушающего звучание дум22. Но одновременно нарастает звучание, связанное с образом поющих дум, и потому новое "молчи", возвращающее к начальному слову стихов, усилено знаком восклицания и соотнесением с названием стихотворения. Этот возглас усилен как противопоставление шуму дня и как поддержание пения дум23.
Так все внешнее - его образ, действие, звучание - прекратилось, и все его проявления послужили развитию картины внутренней жизни в трехстрофном и этим тоже гармонизированном стихотворении. Называние и действование объединились в стихах, получивших название "Silentium!" ("Молчание!"), где действие как таковое лишь предполагается.
В произведении переосмыслена одическая композиция, когда, согласно наблюдениям М.Б. Гаспарова, пейзаж в духовной оде представал в движении от внешнего к внутреннему: "сначала картина красоты мира, потом вывод о величии его творца"24. Исследователь исключил из разбора стихи, где "основным содержанием является интериоризация", однако они-то и интересны, если помнить, что не "логика мысли и ассоциации чувства"25 лежат в основе стихов, включающих пейзаж как элемент, но такое же, как в развернутых пейзажных стихах, чувство сопричастности поэта миру Бога. Именно в них, переакцентирующих внимание на мир души поэта, и предстает одухотворенность поэта и нерасторжимая связь его с божественным. В стихах Тютчева о молчании мир души поэта получает права предстать первым и заместить образ Божьего мира именно потому, что душа поэта - часть прекрасного мира Бога, ночью яснее видимого и отчетливее слышимого в его глубоком безмолвии. Такое изменение русской одической традиции есть в то же время прямое следование ей. А кроме того, стихотворение, получившее латинское название, которое соответствует его афористическому стилю, напоминает всеми этими свойствами древнегреческие стихотворные назидательные изречения - гномы26.
Размышления о ритме стихотворения "Silentium!" отразили общее стремление исследователей видеть в стихах романтиков единственно контрасты, разделяющие и разрушающие мир, также и художественный27. С.Н. Бройтман назвал стихотворение в ряду тех, в ритме которых присутствуют "дерзкие тютчевские новации-архаизмы, неприемлемые для слуха его современников и эстетические вводящие хаос в само звучание стихов". Исследователь отметил уникальность пиррихиев на второй стопе, редких в четырехстопном ямбе; они ассоциируются с "архаическими" ритмическими формами XVIII века и нарушают "закон альтернирующего ритма", характерный для поэзии пушкинской поры28. Это наблюдение подкреплено ссылкой на заключение М.Л. Гаспарова29, но определяет ли такой ритм звуковое присутствие хаоса в стихах о молчании?
Обратимся к ритмическим свойствам произведения. По нашему мнению, в стихотворении "Silentium!" характерно не одно только наличие пиррихиев во второй стопе, но также обязательное начало и замыкание строк полной стопой ямба, правильное чередование строк с двумя видами пиррихиев, как и три нарушения этой правильности, особенности этих нарушений и движения видов пиррихиев от первой строфы к последней. В этих закономерностях обнаруживается такое индивидуальное изменение влиявшей на поэта традиции классицистической поэзии, которое характеризует его как творца новой, романтической эпохи, являющего ее яркие черты.
На наш взгляд, кольцевой характер ударных стоп ямба, отличающий строки Тютчева от пушкинских, например, в которых константно ударны вторая и четвертая стопы четырехстопного ямба, сильнее и выразительнее представляют не контрасты и хаос, но тенденцию гармонизации художественного события и художественного мира.
Это и видим в стихотворении "Silentium!", имеющего следующие ритмические свойства:
Молчи, скрывайся и таиÈ ﹷ / È ﹷ / È È / È ﹷ3
И чувства и мечты свои - È ﹷ / È È / È ﹷ / È ﹷ2
Пускай в душевной глубинеÈ ﹷ / È ﹷ / È È / È ﹷ3
Встают и заходят онеÈ ﹷ / È È / È ﹷ / È ﹷ2
Безмолвно, как звезды в ночи, - È ﹷ / È È / È ﹷ / È ﹷ2
Любуйся ими - и молчи. È ﹷ / È ﹷ / È È / È ﹷ3
Как сердцу высказать себя? È ﹷ / È ﹷ / È È / È ﹷ3
Другому как понять тебя? È ﹷ / È È / È ﹷ / È ﹷ2
Поймет ли он, чем ты живешь?