Сущность и задачи толкования Конституции Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты толкования конституции
1.1 Определение понятия "толкование"
1.2 Цель толкования Конституции РФ
1.3 Толкование конституционных норм и виды, способы толкования
2. Практика толкования Конституции Конституционным судом Российской Федерации
2.1 Конституционный Суд РФ - главный субъект толкования Конституции
2.2 Процедура толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ
2.3 Особенности толкования Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что толкование Конституции РФ имеет огромное значение в реализации права, так как гарантирует выражение правил и норм, изложенных в самом обширном источнике права - Конституции РФ, в общественную практику.
Толкование - это характерная деятельность юриста. Каждый юрист, работающий в законодательных или исполнительных органах, юрист-доктринер, юрист-практик, судья, адвокат и т.д. Нередко занимается толкованием правовых норм и фактов, которые определяют их применение.
Конституция является самым основным и значимым законом государства, располагающим высшей юридической силой. Поэтому, большое значение уделяется тому, чтобы разъяснить нормы права обществу.
Она несет в себе ценности и важнейшие ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция, раскрывается в правовых науках как Основной Закон государства, обладает важнейшими юридическими свойствами - верховенством и прямым действием; рассчитана на длительное и стабильное действие. Ее толкование - необходимая стадия процесса реализации, впрочем, как и любого иного нормативно-правового акта.
Целью курсовой работы является значение толкования Конституции в системе права. Толкование Конституции как вид правовой деятельности относится к числу малоисследованных проблем отечественной науки. До настоящего времени отсутствует комплексное представление о понятии, принципах, пределах, способах, стадиях и актах толкования Конституции.
Именно поэтому в своей работе автор постарается раскрыть специфику данного явления, исчерпывая сложившиеся значения об этом положении.
Задачами работы будут являться - выявление понятий толкования конституции, её предписаний в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает верное понимание закона у общества.
А так же автор полагает на основные уровни исследуемой работы:
·раскрыть положение "толкование" и определить цель толкования Конституции РФ;
·рассмотреть виды толкования Конституции РФ;
·изучить рамки и нормы толкования конституции;
·исследовать процедуру толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют нормативно-правовые акты, справочно-правовые системы, интернет-сайты органов государственной власти и организаций, деятельность которых связана с темой работы, со сбором статистической информации, с предоставлением экспертных оценок, а также труды следующих ученых - юристов:
Трубецкого Е.Н., Пиголкина А.С., Ткаченко Ю.Г., Вопленко Н.Н., Васьковского Е.В., Шульженко Ю.Л., Эбзеева Б.С., Хабриевой Т.Я., Васьковского Е.В. и др.
Структура курсовой включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
толкование конституция российская суд
1. Теоретические аспекты толкования конституции
1.1 Определение понятия "толкование"
Нормативное определение понятия "толкование Конституции Российской Федерации" в законодательстве отсутствует. Однако, существуют упоминания об этом явлении в нормативно - правовых актах. Рассмотрим доминирующие из них: В статье 106 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" говорится - "Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений". Мы видим в статье 36 Федерального конституционного закона от 21.07.94 №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" говорится о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием Конституционного Суда. В соответствии с частью 5 статьи 125 право толкования Конституции принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. В статье 3 ФКЗ "О Конституционном Суде" зафиксировано: "В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации".
Толкование правовых норм определяется как определение содержания нормативных правовых актов, устремленное на выявление выраженной в них воли законодателя.
В литературе обозначались такие главные особенности актов толкования конституционных норм, как их наибольшая юридическая сила, особый порядок производства, значимость последствий для правотворческих и правоприменительных органов. Они носят общеобязательный характер.
1.2 Цель толкования Конституции РФ
Выдающейся прерогативой толкования Конституции является - интерпретировать волю народа, эксплицированную в Основном Законе государства.
Толкование, исполняемое Конституционным Судом, имеет цель победить неясность в осознании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.
Существенность пояснения норм права вызвана рядом объективно воздействующих причин. На наш взгляд, можно выделить следующие:
üОбщий, теоретический склад норм права, необходимость познавания их смысла применительно к конкретной (иногда специфической) ситуации.
üВ нормативных актах воля государства обозначена через приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические
конструкции, систему отсылок, различные юридические фикции и т.д.
üНесовершенство, ошибки, упущения в правовых нормах.
üВзаимная обусловленность, координация общественных отношений, что вызывает необходимость системного подхода к пониманию правовых норм.
üОбщеобязательное толкование часто вызвано требованием обеспечения единообразного понимания и исполнения законодательных актов.
üПробелы, коллизии права.
Значительным множеством исследователей поддерживается мнение, что целью толкования является правильное, точное и единообразное понимание закона, выявление его содержания, которому законодатель посвятил в словесную формулировку. Похожее мнение в более категоричной форме выражено Трубецким Е. Н.: "выяснение духа закона, намерений и целей, имевшихся в виду законодателем, - вот истинная цель и основная задача всякого толкования".
Исходной позицией, основным принципом толкования Конституции может служить признание ее самодостаточности, то есть ресурсы для понимания Конституции находятся в ней самой. Прежде всего, эту роль выполняют ее принципы, которыми Конституционный Суд руководствуется в своей интерпретационной деятельности.
Толкование имеет двоякое содержание. С одной стороны, это внутренний познавательный процесс, состоящий в уяснении смысла юридических норм, установлении их содержания. С другой стороны, это внешнее выражение, результат познавательного (мыслительного) процесса, разъяснение содержания юридических норм.
На наш взгляд, здесь имеет смысл, вспомнить высказывание Ф. Ницше о том, что: "Толкование чего-либо является симптомом определенных физиологических состояний". То есть не стремление к адекватности видения, а "наши потребности, вот что истолковывает мир; наши влечения и их "за" и "против".
Специальную роль толкование играет в правотворческом процессе, где используется в целях устранения неясностей и возможных ошибок. Праву характерно такое свойство, как системность. Юридические нормы тесно взаимодействуют между собой, поэтому вновь создаваемая юридическая норма должна логически встраиваться в сложившуюся систему права. Толкование, раскрывая смысл уже существующих норм, позволяет выявить пробелы в правовом регулировании, способствует созданию более совершенных правовых предписаний. Также толкование - важный элемент реализации права в целом и правоприменения в частности. Оно является предпосылкой правильного и единообразного применения толкуемых юридических норм. Таким образом, толкование проникает во все стадии правового регулирования и является условием их осуществления.
1.3 Толкование конституционных норм и виды, способы толкования
Толкование права - одна из традиционных проблем юридической науки. Однако вопросы, касающиеся содержания, пределов, приемов, способов толкования российской Конституции, являются относительно новыми и дискуссионными.
Толкование основных норм призвано обеспечить, с одной стороны, стабильность, а с другой стороны - динамизм конституционного регулирования. Оно имеет принципиальное значение для правотворчества и правоприменения и не может быть проигнорировано в любой сфере общественной практики.
Толкование Конституции допустимо потому, что оно не произвольно, определяется смыслом и содержанием интерпретируемого акта. Главный принцип толкования мог бы звучать так: "В конституционной интерпретации судья не главнее Конституции, в законодательной интерпретации судья не выше главной цели законодательства"
Все постановления о толковании основных норм касались важных и политически значимых аспектов функционирования России как демократического правового государства, принципа разделения властей, защиты прав и свобод человека, развития федеративных отношений. Их позитивное значение не вызывает сомнений.
Существенное влияние на содержание итогов толковательной деятельности оказывают способы толкования.
Способ толкования - это совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте.
Вопросы дифференциации способов толкования являются одними из актуальных и дискуссионных проблем реализации Конституции. Несомненно, что необходимо разграничивать понятия способов, приемов, видов, методов толкования.
В теории права принято различать понятия "прием" и "способ". Способ толкования - это понятие, включающее в себя специальные технические средства - приемы познания. При этом каждый способ толкования выбирается и используется в связи с возникшей ситуацией.
В свою очередь, термин "прием" означает относительно самостоятельное конкретное познавательное действие, движение мысли интерпретатора. Таковыми являются: сравнение (сопоставление), аналогия, получение новых знаний при анализе имеющихся документов и др.
Остановимся на краткой характеристике основных способов толкования юридических предписаний через призму применения норм Конституции Российской Федерации.
В теории права выделяют следующие основные способы толкования:
Øфилологический;
Øсистематический;
Øлогический;
Øисторический.
Толковательный процесс, сосредоточенный на уяснение важнейших норм, начинается с филологического (лингвистического, грамматического, языкового, словесного) толкования, который является началом для последующей интерпретации текста. Суть этого способа толкования заключается в тщательной грамматико-синтаксической проработке "буквы" документа, в анализе слов, предложений и словесных формулировок. Прежде чем совершать те или иные логические операции с понятием для познания его смысла, необходимо сначала установить, что тем или иным словом, обозначено в конкретной правовой норме. В процессе употребления данного способа осуществляется лексико-морфологический анализ слов, специальных терминов, терминологических оборотов и синтаксическое уяснение конституционного текста. Кроме того, при этом выясняется структура построения предложений, употребления союзов, предлогов, знаков пунктуации и т.д. То есть первичным действием должно быть установление значения термина. Интерпретатор исходит из такого понимания термина, который установил законодатель, дав его легальное определение. Без использования данного способа не может осуществляться мыслительный процесс, направленный на уяснение смысла и определение значения словесных формулировок в целом. Поэтому не случайно, что Конституционный Суд РФ во многих постановлениях о толковании Конституции применял указанный способ.
Продолжением филологического способа в процессе толкования является логический способ, который носит самостоятельный характер. Его сущность состоит в применении законов и правил формальной логики. Он направлен на достижение истинности суждений при толковании базовой нормы, познание мыслей законодателя, заключенных в документально-языковую форму конституционного текста. Рассуждения и выводы интерпретатора должны следовать законам и правилам логики. Только в этом случае плод толкования можно расценивать в качестве верного и истинного. Нарушение логических требований дает основание считать излагаемые нормы неправильными, а суждения об их содержании - не истинными.
Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть выявлен только после обращения к другим статьям, в которых заключаются, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть уяснены без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Систематический способ толкования применяется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции работает правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы.
Выделяются следующие виды толкования:
) буквальное (содержание нормы адекватно ее языковому выражению, и результаты уяснения полностью соответствуют словесной форме правового явления);
) расширительное или распространительное (содержание предписания шире его выражения);
) ограничительное (содержание нормы уже ее выражения).
В процессе толкования любая норма должна интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противоречий с другими нормами Конституции, так как все ее элементы находятся во взаимозависимости.
2. Практика толкования Конституции Конституционным судом Российской Федерации
2.1 Конституционный Суд РФ - главный субъект толкования Конституции
Ответим на вопрос: Чем же обусловлен выбор наделения этим полномочием именно Конституционного Суда в России? Это связано с тем, что Суду принадлежит основная роль по обеспечению сдерживания и противовеса властей, обеспечению их сбалансированности, и в первую очередь в законодательной сфере. Важную роль играет также компетенция, которой наделен этот орган, и высокая квалификация его членов. Следует учитывать еще и аргументы правовой традиции, выработавшейся в большинстве современных демократических государств главным образом европейского континента.
Немаловажным является еще и следующее: "Конституционный Суд может выполнять свою главенствующую роль, т.к. практически все национальные законодательства предусматривают гарантии его независимости, свободы от политического, ведомственного, местного и иного давления. Несменяемость, неприкосновенность, материальная обеспеченность и другие средства правовой защиты судей позволяют последним вести беспристрастный поиск истины, выявление истинного содержания толкуемых норм". К тому же это единственный орган, который уполномочен Конституцией на осуществление такого рода деятельности. "Толкование Конституции РФ состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в Конституции позитивных правовых принципов. По существу, толкование Конституции - один из способов ее конкретизации, предшествующей приме - нению норм Основного закона". Автор полагает, что это определение объясняет термин "толкование". Но, более подходящим и объемным, на наш взгляд, значится положение Т.Я. Хабриевой, высказанное по этому поводу: "Толкование Конституции Конституционным Судом состоит в преодолении, в рамках, установленных законом, процедур и на основе использования всех известных науке приемов и способов, неопределенности понимания Основного закона или соотносимых с ним правовых норм, в казуальной или нормативной объективации подлинного их содержания с целью обеспечения конституционной законности и поддержания надлежащего конституционного правопорядка".
Лишение Конституционного Суда права на толкование Конституции неизбежно приведет к усилению роли казуального толкования Конституции (в том числе судами общей юрисдикции). Прецедент толкования тогда тем более будет приобретать черты нормативности. Не исключено и перенесение центра тяжести в понимании смысла конституционных установлений на правоохранительный аспект, присущий судебному толкованию, это неизбежно сузит и содержание конституционных норм.
2.2 Процедура толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ
Юридическая процедура - это нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, который четко изложен и закреплен в законах, подзаконных нормативно-правовых актах и направлен на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемых от нарушений правовыми санкциями.
Толкование права - интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0> самим интерпретатором и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).
Опишем процедуру толкования на основе ранее изложенных способов толкования.
Языковое толкование
Языковое толкование располагает постижение значения нормы права на основании анализа ее текста.
Существуют правила языкового толкования. Рассмотрим некоторые из них:
·Словам и выражениям закона надлежит придавать тот смысл, который они имеют в подобающем литературном языке, если нет причин для иного истолкования.
·Значение термина, определенное законодателем для одной отрасли права или одного закона, запрещается без достаточных оснований распространять на прочие отрасли или другой закон.
·Если в законе не обусловлено тем или иным способом значение юридических терминов, им подобает придавать смысл, в котором они применяются в юридической практике и науке.
·Тождественным формулировкам в рамках одного и того же акта воспрещается придавать различные значения, если из этого акта не вытекает иное.
·Непозволительно толкование смысла нормы права, при котором ее отдельные слова и выражения интерпретировались бы как излишние.
·Словам и выражениям закона надлежит придавать значение, в котором они употреблены законодателем в момент его издания.
Логическое толкование
Правила логического толкования развивали веками. Вот некоторые из них:
1.Логическое преобразование. Проведение этой логической операции не редкость в процессе толкования. Дело в том, что законодатель не всегда формулирует мысль, следуя всем языковым правилам. Отсюда и возникает нужда "развернуть" мысль законодателя: возобновить все части нормативного предложения, вывести из него логические результаты, из всеобщего положения вывести частные нормы, на основании отдельных тезисов выразить общее и др.
2.Выводы из понятия. Понятие - это свернутое суждение. При толковании происходит развертывание понятия в совокупности подробных суждений: дается анализ его признаков, производится их синтез (формулируется определение), устанавливается объем понятия, совершается сравнение с прочими понятиями, проводятся операции дедукции, индукции и делаются умозаключения из понятий сравнительно интересующего найденного действия, предмета;
3.Доведение до абсурда. Сущность предоставленного приема заключается в том, что тезис, предположительно парирующий содержание нормы, доводится до абсурда и этим обосновывается его ложность.
Систематическое толкование
Систематическое толкование предполагает рассмотрение и сравнение связей между частями нормы права (гипотезой, диспозицией, санкцией), между нормами права одного закона, а порой между нормами, находящимися в различных нормативных актах.
Выделим три вида связей:
Субординацию: одна норма подчиняется другой (например, возбудить уголовное дело можно, если содеяно преступление);
Координацию: нормы существуют независимо (например, допускается осуществлять свое право на высшее образование и право на труд, обретая при этом для сдачи сессии отпуск);
Конкретизацию: норма общего плана дешифрируется (например, высшее образование доступно получить на бесплатной и платной основе).
Историческое толкование
Интерпретатор выясняет конкретно-исторические обстоятельства, имевшиеся на время принятия толкуемой нормы, экономическую, социальную обстановку, основания, поводы, вызвавшие к жизни нормативные акты, ставшие объектом толкования. Понятно, что эти знания из текста толкуемого нормативного акта получить нельзя, следовательно, придется применять источники, находящиеся за границами системы права: проекты нормативных актов, пояснительные записки, протоколы заседаний правотворческих органов, доклады и содоклады, выступления в прениях по проекту нормативного акта.
Методы усвоения значения нормативных актов.
Они так же, как и способы, являются частью интерпретационной технологии.
Философский метод: происходит раскрытие истины смысла правовых явлений. В отличие от логической правильности определяется знание о сути нормативных предписаний, соответствуют ли они ходу общественного развития. Например, внесение последних изменений в избирательные законы направлено на ограничение свободы в этой сфере. Однако ход развития человечества свидетельствует о следующей закономерности: постепенное расширение свободы ускоряет общественное развитие;
Политический метод: в праве находят закрепление политические надобности и интересы, программы определенных социальных групп, их объединений и организаций. Их выявление способно существенно прояснить смысл тех или иных нормативных актов;
Этический метод: В основании многих норм права лежат нормы морали.
Социологический метод: Выяснение взглядов к закону со стороны тех, кому он направлен, путем применения социологических наблюдений, сравнений, выборочных опросов, тестирования, материалов юридической практики и др. Ведь закон предназначен для людей, если он массово отвергается, значит, им не интересен. Следовательно, и смысла в его существовании не наблюдается. Такие законы считаются "мертвыми".
Интеллект человечества и юридическая наука постоянно развиваются. Не исключено, что в ближайшем будущем технология толкования обогатится новыми способами и методами. Значит, проникновение в смысл норм права будет существенно глубже и точнее. Это доставит неоценимую пользу юридической практике и повысит ее эффективность.
2.3 Особенности толкования Конституции РФ
Говоря об особенностях актов толкования конституционных норм, можно выделить следующие:
. Они имеют наивысшую юридическую силу, соответствующую силе самого интерпретируемого акта - Конституции РФ;
. Рассматриваются в специальном процедурном порядке;
. Характеризуются значимостью последствий для нормотворческих и правоприменительных органов. Нормативные акты или отдельные нормы, как подмечает Т.Я. Хабриева, надлежат переосмыслению, а затем должны быть пересмотрены и повергнуты в соответствие с толкованием Основного Закона, осуществляемой Конституционным Судом;
. Не учреждают новых норм права, не аннулируют и не меняют их;
. Уточняют, конкретизируют правовые предписания;
. Не обладают самостоятельным регулятивным значением, а могут употребляться только касательно интерпретируемым правовым предписаниям;
. Дают возможность объективировать результат уяснения нормативных предписаний;
. Имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия правового предписания, т.е. распределяют его юридическую судьбу;
. Могут воздействовать на систему ценностей, сформировавшуюся в окружении;
. Способны санкционировать противоречия, возникшие между правовыми предписаниями.
Пишутся акты толкования в произвольной форме. Даже для актов судебного толкования не разработаны какие-либо формы, образцы, типовая структура.
Заключение
В проведенном исследовании были раскрыты важнейшие составляющие процесса толкования норм права. Выражено определение, наиболее глубоко отображающее суть и цель процесса толкования. Постигнуты причины, определившие необходимость толкования норм права. Основой необходимости толкования всегда выступает неясность смысла нормы права и воли законодателя, заключенной в нее. Толкование вызвано разъяснить значение и ликвидировать неясности, в некоторой степени конкретизируя положения правовой нормы. Целью толкования никогда не может являться изменение или дополнение смысла, заключавшегося в правовой норме. Толкование устремлено только на поиск настоящего содержания правовой нормы.
Проведено отображение главных имеющихся способов трактовки норм права. Открыты присущие критерии, предназначающиеся основой для систематизации приемов, употребляемых при толковании. Разъяснены основы методологии толкования, базирующиеся на употреблении совокупности способов, для более понятного и правильного понимания и разъяснения смысла и содержания нормы права.
Толкование является действенным способом решения вопросов юридических расхождений, что дает потенциал обнаружить дискуссионные и спорные нормы в законодательстве, найти связь общих и специальных норм, помогает правильно понять сферу их действия, на которых излучается их действие, содержание законодательных терминов. Кроме того, толкование норм права разрешает обнаружить и победить провалы и коллизии в праве, принять правовую норму, которая будет совершеннее и результативнее регулировать общественные отношения.
Следствием толкования должна выступать однозначность и абсолютная разборчивость сути нормы права. Особенность толкования по объему определена его связью с конечным итогом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования.
Без полного осмысления содержания норм права неосуществима их эффективная реализация, систематика, формирования правовой культуры и правосознания, разработки и принятия новых норм.
Толкование права составляет существенный объем деятельности многих юристов, оно имеет немалое значение в юридической науке и практике.
Безусловно, толкование норм права необходимый и безмерно важный феномен в жизнедеятельности людей. Так как не каждый человек с ясностью может определить, что же излагают юридические термины. Автор полагает, что это замечательная идея со стороны правительства - толковать нормы конституционного характера. Так как это интересно, познавательно и очень полезно.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.93. М. Эксмо, 2004.
2.Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ 1994, № 13, ст. 1447.
Литература:
3.Березина Е.А. Толкование договора как вид юридического толкования. - Екатеринбург, 2001.
.Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. - М., 1997.
.Вопленко Н.Н. Толкование права. - Волгоград, 2007.
.Залоило М.В. Журнал российского права, - М.: 2010.
.Колесников Е.В., Степанова Ю.В. Толкование конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики. - М., 2010.
.Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления - СПб., 2004
.Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. - М., 2001.
.Общая теория права: Учебник/ Под общ. ред.В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993.
.Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения - М., 1998.
.Прокофьев Г.С. Анализ юридического текста: некоторые вопросы теории толкования. - Cпб., 1995.
.Ткаченко Ю.Г. Нормы советского социалистического права и их применение. - М., 1955.
.Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - СПб.; 1998.
.Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М., 1998.
.Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. - М., 2003.
.Шульженко Ю.Л. Форма Российской Конституции и ее толкование - М., 2000.
.Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации - М., 2005.
Приложение
Автор полагает, что в дополнение ко всему сказанному нужно привести пример процедуры толкования Конституции РФ на практике, в виде постановления, изложенного на сайте [ <http://www.kodeks.ru/>] в виде судебной практики.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 1995 года N 12-П
По делу о толковании статьи 136 Конституции
Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А. Туманова, судей М.В. Баглая, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - В.Б. Исакова и О.О. Миронова, а также приглашенного в заседание представителя Президента Российской Федерации В.М. Савицкого, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3,пунктом 2 части второй статьи 21 и статьей 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом пленарном заседании дело о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции Российской Федерации, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции Российской Федерации.
Заслушав выступления судьи-докладчика В.Г. Стрекозова, представителей Государственной Думы и представителя Президента Российской Федерации, изучив представленные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
. Конституция Российской Федерации, регламентируя порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, определяет в статье 136, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия федерального конституционного закона установлен статьей 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
. Вместе с тем процедура принятия поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона.
Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации, установленный статьей 134 Конституции Российской Федерации, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным статьей 104 Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, согласно статье 136 Конституции Российской Федерации для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
. Согласно статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания статьей 136 и 108 Конституции Российской Федерации для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент Российской Федерации наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный статьей 136 Конституции Российской Федерации на процедуру принятия поправок.
В то же время поправки к Конституции Российской Федерации не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как статья 108 (часть 1) Конституции Российской Федерации прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесение в главы 3-8 Конституции Российской Федерации поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами. Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции Российской Федерации, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.
. Глава 9, в том числе статья 136, Конституции Российской Федерации предусматривает специальное регулирование по вопросу о поправках, дополняющее установленные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации формы реализации законодательных полномочий в сфере ведения Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.
. Законодатель вправе на основе и в рамках Конституции Российской Федерации урегулировать порядок направления поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации и проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также другие вопросы, связанные с порядком принятия поправок.
Вопрос о том, каким способом те или иные поправки учитываются в тексте Конституции Российской Федерации, также решается законодателем исходя из характера и содержания поправок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74, 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
. Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.
. Законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
. Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Текст документа сверен по:
Собрание законодательства
Российской Федерации, N 45, 06.11.95 г.