Применение интерактивного оборудования на уроках музыки как формирование ключевых компетенций учащихся
Применение интерактивного оборудования на уроках музыки как формирование ключевых компетенций учащихся
В настоящее время особое внимание уделяется использованию компьютерных технологий на уроках. Одной из задач учителя является обучать детей, двигаясь в "ногу со временем", используя компьютерные технологии в процессе обучения музыки. Одним из новейших мультимедийных средств, позволяющим учителю "разбудить" пассивных учеников, обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе, является интерактивная доска. Долгое время существовали грифельные и стеклянные доски, на которых писали мелом. "Венцом творения" в эволюции школьной доски стали интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера. В общеобразовательных школах ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету "Музыка", которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.
На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки музыки вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное "Я"?
Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности.
Преимущество преподавания предметов художественно-эстетического цикла с использованием информационно-коммуникационных технологий в настоящее время уже стало очевидным и не требует доказательств. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно, является качество используемых аудио- и видеоматериалов. С появлением ИКТ в образовании перед учителями музыки открылись новые возможности. Если раньше наглядный материал к урокам приходилось буквально по крупицам собирать, вырезая картинки из старых журналов, то сейчас, благодаря интернет-ресурсам и появившимся в продаже всевозможным электронным пособиям, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого-либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов. Всё это помогает учителю сделать материал урока более насыщенным, ярким, запоминающимся для ребёнка, расширить его кругозор, мотивировать на творческую деятельность.
Перед современным учителем встает задача, идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно, познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
·Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
·Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
Задания, созданные с помощью интерактивной доски, направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Это могут быть игры по обобщению и закреплению материала, развивающие интеллектуальную компетенцию у учеников. Интерактивная доска, являясь мультимедийной системой, обеспечивает возможность работы с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. Эти возможности доски способствуют формированию информационной компетенции. Интерактивная доска способствует развитию способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка, способствует овладению умений представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны изучаемого языка. Например, учащиеся могут прослушать рассказ анимированного персонажа. Затем дети должны выполнить соответствующие задания на интерактивной доске на доске. Кроме того, учащиеся могут совершить виртуальное путешествие по республикам, где они будут знакомиться с музыкальной культурой этих стран, выбирать и передвигать средства музыкальные инструменты и т.д.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться.
Целесообразным является практическая реализация выполнения конкретно деятельностно-практической стороны урока, которая возможна на этапах закрепления пройденного материала, а также в процессе усвоения новой темы. В этом случае учащимся предлагается материал для самостоятельного исследования, усвоения и закрепления новой темы. Специфика предмета "Музыка", методика его преподавания и методические приёмы позволяют в процессе урока предлагать учащимся выступить в качестве композитора, исполнителя, слушателя.
Мною практикуются такие формы работы на уроке музыки как: "Мастерская композитора", "Путешествие в Звон-город", "Симфонический оркестр - сказочник" и др. Они способствуют у школьников разного возраста пробуждению интереса к музыке, развитию музыкальных способностей, навыкам импровизации, сочинению музыки, а также демонстрируют электронное музыкальное творчество в виде компьютерных музыкальных аранжировок (для категории одарённых детей). Подобные формы работы способны удовлетворить всё возрастающий интерес к компьютерно-электронным технологиям, а также помочь учителю целенаправленно раскрыть творческий потенциал учащихся, тем самым, наполнив каждый урок рождением новой музыки. Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности позволяет автору приобщить таким образом к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих школьников, не имеющих никакой музыкальной подготовки. Это позволяет значительно расширить круг заинтересованных учащихся, вовлекает их в процесс музицирования, формирует достаточно хороший эстетический вкус, способствующий значительному повышению музыкальной культуры школьников и культуры общества в целом.
Наблюдения за учащимися в ходе интегрированных уроков музыки и информатики показали, что в момент создания музыкального произведения средствами новых компьютерных технологий активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. В процессе такой музыкальной деятельности учащийся "составляет" свою музыку из отдельных элементов музыкального языка, создавая целостный музыкальный образ, подчиненный творческому замыслу начинающего "творца-композитора", что способствует значительному повышению учебно-познавательной активности и интереса учащихся к музыке. Базовый компонент в системе школьного образования не предполагает дополнительного времени для творческой самореализации личности, следовательно, эту проблему может разрешить специальный интегрированный курс информатики и музыки. И хотя данный союз несколько необычен, но обещает колоссальные изменения в преподавании музыки как школьного предмета и общения с музыкой как с видом искусства, формируя у школьников высокую мотивацию, устойчивый познавательный, эстетический и музыкальный интерес.
Опираясь на собственный практический опыт следует отметить, что в таком взаимодействии главную нагрузку мог бы взять на себя, в рамках школьной учебной дисциплины, и предмет "Музыка", однако тогда, на наш взгляд, информатику следовало бы рассматривать как предмет эстетического цикла, а не как предмет, развивающий только логическое мышление и относящийся к точным наукам. Таким образом, умение учащихся работать с компьютером, свободное владение современными компьютерными технологиями, несомненно, будут способствовать их творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, изобретать, создавать, созидать. Современные интенсивные методики преподавания музыки органично сочетают в себе такие компьютерные технологии, которые построены на интерактивных функциях. Они обеспечивают обучаемому возможность интерактивного общения и способствуют формированию медиакультуры в художественно-эстетическом развитии.
Следует отметить ещё один важный аспект, способствующий эстетической направленности, а также интеллектуальному росту учащихся - научное общество, которое с каждым годом в гимназии привлекает всё большее число участников. Научное общество учащихся (НОУ) - это добровольное творческое объединение учащейся, стремящейся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники. На сегодняшний день достаточно большая группа учителей-предметников сш №22 работает с учащимися по своему предметному направлению. Интенсификация научной деятельности учащихся происходит за счёт использования новых современных компьютерных технологий. Они призваны, на данном этапе, видоизменять содержание образования, повышать познавательный интерес учащихся к различным научным областям, способствовать получению новых знаний по конкретному учебному предмету. Ведущими принципами в этой деятельности выступают: развитие творческих способностей учащихся, доступность информации, внедрение элементов опережающего обучения.
Для реализации указанных принципов необходима информационная поддержка системы образования новыми научными знаниями, доступ к которым в гимназии обеспечен и осуществляется через средства телекоммуникаций. Строгое соблюдение данных принципов способствует достижению качественно новых результатов в области научного исследования учащихся. Затронутые проблемы, касающиеся предмета "Музыка", широко рассматриваются в психолого-педагогической литературе, а область эстетики продолжает наиболее полно раскрывать законы эстетического освоения действительности, проявляющиеся в искусстве, субъектом которого всегда был и остаётся не просто человек, а человек чувствующий. Поэтому задача школы, учителя музыки и родителей всячески способствовать эстетическому воспитанию и образованию своих воспитанников, воздействуя на них всем комплексом средств разных видов искусств, а также искусств, представленных с помощью современных компьютерных технологий. Эстетическое воспитание и образование учащихся в современном веке на разных уровнях средствами новых компьютерных технологий, есть и остаётся одной из важных направляющих на пути восхождения Человека к ДУХОВНОСТИ. Процесс воспитания всегда связан с конкретным результатом, направленным на формирование личности человека. Ещё в древности философы представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей, вбирающих в себя гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. В связи с этим целеполагание воспитательного значения в педагогике направлено на формирование всесторонне развитой личности, что и является качественно ведущей идеей, идеалом, к которому стремится наше общество.
. Формы использования ИКТ на уроках музыки
Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Не следует также забывать, что урок музыки должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно-педагогическую идею. Поэтому я считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки:
1) Презентация о жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т.д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.
2) Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.
Виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям, таким как, "Учимся понимать музыку", "Музей музыкальных инструментов", "Шедевры музыки" и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Так на уроках музыки дети, знакомясь с музыкальными тембрами, могут не только увидеть музыкальный инструмент, услышать его звучание, но и увидеть то, как на нём играет музыкант-исполнитель.
3) Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash - технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.
4) Исполнение песен под караоке на уроках музыки. В конце 70-х гг. XX в. в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность - караоке. Само это название в переводе с японского означает "пустой оркестр". Каким же образом мы можем использовать караоке на уроке музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано.
Кроме исполнения хором той или иной песни, мы получаем также возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а припев будет петь весь класс. Это наверняка станет мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными "звездами", особенно привлекательно.
Еще одним интересным методическим приемом использования караоке на уроке музыки и во внеклассной работе становится конкурсное исполнение - "кто лучше споет" (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет провести такие мероприятия, как "Угадай мелодию", "Два рояля" и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей. видеоматериал музыка урок школьник
Зная особенности применения караоке, а также, имея в своем кабинете соответствующую аппаратуру, я успешно применяю эту технологию на уроках музыки.
. Примеры применения ИКТ при обучении музыки:
1.Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.
2.Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.
3.Разработка методических программных средств. Выпущены диски "Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка"" с методическими материалами учителям.
4.Разработка педагогических программных средств различного назначения.
.Разработка web-сайтов учебного назначения.
.Использование internet-ресурсов.
.Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
Традиционные методы обучения музыки включают три этапа: передача информации (объяснение), закрепление и контроль. Для каждого из этих этапов есть свои дидактические материалы.
современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ:
nПрименение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.
nКомпьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
nИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
nПомогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
nПозволяют наглядно представить результат своих действий.
Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения. Для большей убедительности, приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.
Этап "объяснение". Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты - выолняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)
Вспомогательный материал - сюда можно отнести обобщающие таблицы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока.
Этап "закрепление". Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, мелодии, а также фотографии, видео - и анимационные фрагменты.
Вспомогательный материал - обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления
Этап "контроль". Викторины, задания с выбором ответа, с использованием фото, видео и анимации, все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля.
Важным направлением в использовании ИКТ является интернет - обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных композиторов в развитие искусства, нет исторических справок, недостаточно материала о современной музыке. Необходимую информацию они находят в интернете.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.
Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать интернет в школе.
Использование интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В интернете можно найти тематические сайты, тесты, рефераты, минусовки, новые песни.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ - одно из средств активизации познавательной и творческой активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно придти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. В содержании образования усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, игра на синтезаторе. Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы.
На официальном сайте в предметных научно-методических журналах "Искусство в школе", "Искусство и образование", "Музыка в школе", газете "Искусство" (приложение к "1 сентября") опубликованы материалы для обсуждения - проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания музыкального образования, примерные программы. Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания культурного образования, различные модели культуросообразных образовательных учреждений, культурологический подход в преподавании общественных и художественно-эстетических дисциплин.
Создание уроков музыки - дело трудное, но очень увлекательное. И можно лишь позавидовать молодому учителю, только приступающему к творческой разработке собственных уроков: ему предстоит работа удивительно чистая, истинно человеческая, интересная и возвышающая личность
Заключение
В небольшом населенном пункте, где всего одна школа, учитель музыки несет нагрузку по выполнению не только педагогической функции, но и просветительской. Посредством активной музыкальной деятельности учащихся осуществляется связь с общественностью. На первом месте, конечно, концертные выступления учащихся. Благодаря новым музыкальным технологиям, детские концерты стали наиболее яркими, профессиональными и увлекательными.
Но, к сожалению, на практике существует ряд проблем.
Во-первых, оснащение школьных кабинетов необходимым техническим оборудованием, позволяющим использовать ИКТ на уроках, происходит не так быстро, как хотелось бы. В частности, кабинет музыки в нашей школе оснащён музыкальным центром и компьютером. Если ещё совсем недавно такое оснащение считалось очень хорошим, то сегодня его уже недостаточно для полноценного использования ИКТ. Отсутствие интерактивной доски или достаточного количества ноутбуков не позволяет охватить весь кабинет, сделать доступной мультимедию для практического применения каждым учеником в формате рабочего времени урока.
Во-вторых, учитель музыки вынужден сам осваивать многие программы для работы со звуком и изображением, порой делая это методом проб и ошибок. К сожалению, в содержании курсов повышения квалификации пока не предусмотрено обучение музыкальному программированию и редактированию.
В-третьих, составление презентаций отнимает много времени, поэтому к каждому уроку её не приготовишь, но без наглядности урок кажется "серым" не только детям, но и мне.
Но все это еще первые шаги и предстоит многое переосмыслить и сделать, чтобы предмет "музыка" занял свое достойное место в общеобразовательном процессе школы. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль учителя, которого не может заменить ни один компьютер.
В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень.