и сама форма его стихов, не сделанно музыкальная, как у Бальмонта, а естественно музыкальная, говорила о том, что ритм словно управляет поэтом, а тот бездумно и доверчиво отдается этому ритму». Гениальный поэт - лирик, он в то же время, как я уже упоминал, оказался одним из самых пророческих поэтов своей переломной эпохи. Блок ощутил и «подземный шорох истории» и «новый порыв мирового ветра». Трагическое ощущение жизни было присуще Блоку всю жизнь: «Вся современная жизнь людей есть холодный ужас… ужас надолго непоправимый» - писал он в одном из писем. Но и пророки ошибаются. «Одно из главных заблуждений поэта - поклонение Прекрасной Даме». На эту роль поэт выбрал вполне обыкновенную, плотскую и чувственную девушку, которой посвятил около 700 стихотворений! Она была для него «светлой», «таинственной», «лучезарной» и т. п. Но в то же время нуждалась в обычной семейной жизни и тех отношениях, которые Блок ей не мог дать. Первый сборник поэта «Стихи о Прекрасной Даме» выходит в 1904г. и становится одним из главных произведений русских символистов и шедевром любовной лирики.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду - тоскуя и любя…
Учение старшего наставника Вл.Соловьева о Вечной Женственности полностью владеет поэтом. Но далее в стихи входит тема города, Петербурга, его жителей, России… Социальные потрясения, переломные моменты истории постоянно находят отражение в творчестве Блока:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?..
Но Блок не мыслил себя вне родины, вне путей своей России:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
«Блок постепенно превращается из юного мечтательного отрока, влюбленного и тоскующего, в «угрюмого скитальца», в «печального» человека, расставшегося со своей мечтой и придавленного безысходной унылой действительностью». Он пишет цикл под характерным названием «Страшный мир» (1909 - 1916):
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Революция сломала Блока как поэта. Он предвидел потрясения, но эти потрясения уничтожили его. Блок остался в стране. Но его попытки приспособиться к новой жизни, закончились ничем, он умер от «бездонной тоски» (М. Горький), от нехватки свежего воздуха, которого его лишила новая власть в 1921г. Наш современник Корнилов вывел следующее: «Возмездие. Россия, мрак и Блок». Жизнь и смерть великого поэта в полной мере отразили трагедию всего русского народа того времени, времени потрясений и революций. Также как отразили небывалый взлет, расцвет русской культуры, поэзии в начале XX века и падение, смерть ее с приходом новой власти, с разрушением России как государства в 1917 году. Это был расцвет «Серебряного века» и смерть его.
Среди младших символистов помимо Блока выделяется имя А. Белого (Бугаева). Его стихи, так же как и творчество Блока, были провидческими. Он, как и Блок, жил в ожидании потрясений. На его творчество оказали влияние и Ницше, и Достоевский, и Шопенгауэр, и Вл. Соловьев… Колебания из стороны в сторону - характерная черта поэта. Искусство, творимое им, было фантасмагоричным. Он любил сталкивать мистическое и бытовое, часто совмещая их.
Андрея Белого лишь чую,
Андрея Белого боюсь…
С его стихами не кочую
И в их глубины не вдаюсь…
Так писал Игорь Северянин, выражая отношение многих читателей.
Биография Андрея Белого, впрочем, как и многих его коллег по литературному цеху, отразила все потрясения эпохи. От денди, кружащегося в вихре символизма, до жалкого существа, пытающегося приспособиться к советскому строю и погибшего под железной машиной большевизма.
Громким именем символизма и «Серебряного века» в целом был Вячеслав Иванов. Многие именно его, а не Брюсова, считали вождем и теоретиком символизма, и не без оснований. Именно у него в квартире собирался весь цвет тогдашней поэзии. Иванов много знал, читал и писал, считаясь сложным поэтом. Плюс к тому религиозность - считалась одной из сущностных черт его как поэта. После революции Иванов пробует жить в своей другой стране, но неудачно, сначала оказывается в психушке, затем эмигрирует в Италию. В первом же стихотворении, написанном за границей, он уподобляет «Россию сгоревшей Трое, а беглецов из России - спутникам Энея, вынесшим из пламени отеческих богов».
Но вернемся к течениям реки под названием «Серебряный век». Примерно в 1910 г. появилось новое направление - акмеизм. Яркими представителями акмеизма являлись Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий, Нарбут. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостное любование бытием» (Н. Гумилев).
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее надменную,
Моя единая отрада.
Победа, слава, подвиг - бледные
Слова, затерянные ныне,
Звучат в душе, как громы медные,
Как голос господа в пустыне…
Акмеисты пытались соединить предметное и поэтическое. По сути, у них не было столь организованного течения, как символизм, это была просто группа молодых, талантливых и очень разных поэтов, связанных личной дружбой. Они начали издавать свой журнал и альманах «Цех поэтов». Мандельштам свой первый сборник, вышедший в 1913г. назвал «Камень». Название, безусловно, перекликается с тютчевским камнем, который акмеисты кладут в основание своего здания. Тем не менее, в ранних стихах Мандельштама соседствовали и символизм, и акмеизм, но при этом так спокойно и без конфликтно, как само- собой разумеющееся:
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне, - и чем я виноват,
Что слабых звезд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час, его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность!
Блок выступил с критикой акмеизма, опубликовав очерк «Без божества, без вдохновенья». Впрочем, из всех он выделил Анну Ахматову, как исключение из правил. Она же до самых своих последних дней очень высоко оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни и в литературе той эпохи.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль.
И долговечней - царственное слово.
Ахматовское поэтическое литье - это действительно царственное слово с печалью пополам…
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
«Взволнованность чувств. Трепетность. Тончайший эротизм - стиль ранней Ахматовой».
Несомненно, именно в эти несколько лет перед революцией, творения Ахматовой, Мандельштама, Гумилева и других поэтов действительно сияли всеми гранями своего таланта. Это был расцвет, подъем, вершина. После революции акмеизм, как и весь остальной символизм официально закончился, был запрещен и замалчивался советской властью. Ахматова, оставшись в СССР, не печаталась, тихо и молча писала в стол, попав в своеобразные кандалы. Гумилев был одним из первых расстрелян, как враг народа в августе 1921г., в то же время, задыхаясь без воздуха свободы, умер больной Блок.
Все поэты «Серебряного века» так или иначе столкнулись с машиной большевизма, но, пожалуй, лишь Мандельштам был разорван этим «веком - волкодавом» в клочья. «Невозможно представить себе судьбу страшней мандельштамовской - с постоянными гонениями, арестами, бесприютностью и нищетой, с вплотную подступившим безумием, наконец, со смертью в лагерной бане, после чего его труп, провалявшись на свалке, был брошен в общую яму…» (С. Рассадин).
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера…
Почти одновременно с акмеизмом в начале XX века возникло еще одно течение - футуризм. Оно было представлено Хлебниковым, Каменским, Бурлюком, ранними Маяковским, Северяниным, Пастернаком и др. Целью этих поэтов была революция в искусстве. Они не признавали как старого буржуазного искусства, так и символизма с акмеизмом. Футуристы ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, фольклор и плакат, на агрессивную оппозиционность. Вот как звучат ранние стихи Маяковского «Ночь»:
Багровый и белый отброшен и скомкан
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Ранний Маяковский - бунтарь, громкий лирик, певец города…в советское время - он совсем иной, вожак масс, но привязанный веревочкой к новой власти, пытающийся стать ее поэтическим вожаком, но в итоге ставший одним из многих, чиновником, кликушей, «бандуристом на пирушке победителей» (М. Осоргин). Упрекавший С. Есенина в малодушии, Маяковский сам не мог сосуществовать с тоталитаризмом советской власти, справиться со своей личной несвободой и застрелился в 1930 г.
Настоящее признание к Игорю Северянину пришло после критики Льва Толстого в 1910 году, тогда великий моралист не скупился на слова: позор, разврат, пошлость!.. а Северянин «был всего лишь соловей русской поэзии…изобретатель и сочинитель новых рулад и изысков». Его сборники переиздаются десятки раз, бьют рекорды 1913-1918 г.г., это было его время, время его славы:
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!..
Поэзия Северянина музыкальна и чувственна, карнавальна, учитывает вкусы и пристрастия толпы, читателей. Но все закончилось быстро, революция застала его в Эстонии, там он и остался. Его слава сошла на нет, умер он в нищете и забвении.
История отечественного футуризма складывалась из «непростого взаимодействия и борьбы четырех основных группировок: кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Маяковский), эгофутуристы (Северянин, Игнатьев), «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев), «Центрифуга» ((Пастернак, Асеев)». Споры, неприязнь, колкие выпады в адреса друг друга не мешали мастерам пера творить и создавать свои шедевры.
Одним из тех, кто навсегда вошел в историю русской поэзии, кто остался с Россией в ее нелегкие годы и вкусил сполна советской эпохи, был лауреат Нобелевской премии мира по литературе 1958 года, Борис Пастернак. Футуриста из него не вышло, так же как не вышло и ангажированного властью поэта.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит…
Это ранние строки поэта. В дальнейшем, Пастернак, по его словам отказывается от романтической манеры письма, называя себя «свидетель». Он действительно был свидетелем истории и жизни России.
Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе…
Он остался в стране, жил с ней, был оставлен в покое до поры властью, даже разговаривал со Сталиным по телефону, защищая Мандельштама, был членом Союза писателей, но его практически не издавали: «дурак, герой, интеллигент…» - презрительно называл его Д. Бедный.
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить…
Пастернак умер в 1960 году, по счастливой случайности успев написать и сохранить лучшие свои творения. Он выжил в машине революции, как и Ахматова, и это удивительное благоволение истории позволило нам, потомкам, обладать драгоценными камнями его творчества.
Несколько обособленно от всех течений стоит Марина Цветаева - поэтесса от Бога, «единственная в своем роде в подлунном мире» (И. Бродский). Она начала рано писать стихи и засверкала уже в 16 лет. Появились первые сборники, дружба с Мандельштамом, Пастернаком, Ахматовой…
В утренний синий час
Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Ее стихи сверкают своей «серебристостью»:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Революцию она не приняла. Для Цветаевой она предстала в образе повальной пьяной оргии. Отношение к гражданской войне Цветаева выразила в стихах:
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю.
А далее - эмиграция, разлука, но издание сборников стихов, «начало более строгой, организованной и менее интимной поэтики». «Между советскими и западными воззрениями Цветаева легла яблоком раздора - от границы 17-го года ее оттаскивали в разные стороны». Но без эмиграции, без революции не было бы той М.Цветаевой, которая выросла из романтичной ветреной девушки. После 14 лет в эмиграции, где ей не удалось практически ничего издать, где ее не принимала поэтическая элита, кроме Ходасевича, Цветаева вернулась в СССР. Это был 1939 год.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Ох, нелегкое время выбрала Марина Ивановна для возвращения. Ее хватило только на 2 года. Тоталитарная система смела никому не нужную хрупкую поэтессу, к тому же не желавшую идти на компромиссы с властью. Не было постоянного жилья, денег, наступила война, эвакуация, безысходность… Марина Цветаева ушла из жизни в августе 1941г.
Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей…
Трагедия русского народа на сломе веков, когда под напором новой власти рушилась Россия, жизни людей не стоили и гроша, в полной мере нашла отражение в судьбах и творчестве поэтов «Серебряного века». Еще недавно властители дум и умов, они высоко парили и создавали новые течения и шедевры, вдруг их лишили воздуха и свободы полета, подвели к той черте, за которой или смерть физическая или смерть духовная. Это время было взлетом и падением, расцветом и упадком «Серебряного века».
Существует обратная сторона медали: личные судьбы и творчество поэтов - влияли на судьбы народа, России. Это спорный момент, но несомненно то, что часть вины в случившихся переворотах в России, приходится на интеллигенцию того времени, в которую входили и наши поэты. Академик А. Панченко пишет, что «интеллигенция проторила дорогу революции, увлекшись марксистскими идеями». Подтверждение мы видим у Брюсова в те годы:
Я действительности нашей не вижу,
Я не знаю нашего века,
Родину я ненавижу,
Я люблю идеал человека.
А вот стихи Бальмонта о Николае II:
Наш царь…
Зловонье пороха и дыма…
Наш царь - убожество слепое…
Многие представители «Серебряного века» призывали людей к бунту, жаждали его, раздували революционный пожар, который их же и сжег. Но они были дети своего времени, и их поэзия была неразрывно с ним связана.
«Серебряный век» закончился с революцией?!.. И да, и нет. Кто-то остался на родине (меньшая часть): Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин, Ахматова, Мандельштам, Пастернак… кто-то уехал в эмиграцию (большая часть): Бунин, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Шмелев, Аверченко…
«Серебристость» еще долго отражалась на произведениях тех поэтов и писателей, кто дебютировал в начале века. Она помогала их попутчикам и последователям, как например Булгаков, которого прямо хочется назвать писателем «Серебряного века», хотя это не так. Та же «серебристость» постоянно звучит в творчестве нашего современника И. Бродского, которого полноправно можно назвать наследником А. Ахматовой, и который умер только лишь в 1996г. Вот его стихи, написанные на ее 100-летие:
Страницу и огонь, зерно и жернова,
Секиры острие и усеченный волос -
Бог сохраняет все; особенно - слова
Прощенья и любви, как собственный свой голос
И заступ в них стучит. Ровны и глуховаты,
Затем, что жизнь - одна, они из смертных уст
Звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
За то, что их нашла, - тебе и части тленной,
Что спит в родной земле, тебе благодаря
Обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
Поэзия «Серебряного века», несомненно, будет еще долго служить нашим талантливым современникам как источник силы и вдохновения в их творческих полетах. Связь поколений современной России и России «Серебряного века» очень крепка и свидетельство тому множество стихов, песен, написанных в наше время. Пишутся и посвящаются, например Марине Цветаевой, все новые и новые стихи:
Марина…как шелест дыханья,
Прозрачная тень утром ранним,
Гора, устремлённая в небо,
Мечта, превращённая в небыль.
Мечта как окно в параллельность,
Атака на всё, что приелось,
Мечта безгранична как море,
Как горе, Марина, как горе.
Как странно, что мы так похожи,
Возможно, всё ложно и всё же,
Большое спасибо, Марина,
За всё, что ты мне подарила.
(Сергей Сырцов, Екатеринбург)
Появляются все новые песни на стихи Северянина, Пастернака, Цветаевой... Это, например, всем известная «Свеча горела на столе…», песни из кинофильмов Э. Рязанова и другие. Из последних, лично мне очень нравятся музыка и песни Ирины Богушевской, воплощенные в сборнике «Бразильский крейсер» (по заглавию стихотворения И. Северянина). А также сборник Александра Новикова «Ананасы в шампанском», написанный на стихи Ходасевича, Северянина, С. Черного, Н. Гумилева и др.
Поэзия начала XX века сейчас, в начале XXI века, в наше неспокойное время, когда пишется новая отечественная история, наполненная кризисами, взлетами и падениями экономики, исканиями новых путей развития, возвращения и осмысления забытых культурных ценностей, - особенно актуальна и ценна.
Закончить мне хотелось бы стихами Николая Гумилева, которые звучали со сцены Петроградского театра вскоре после его смерти в 1922 году, как прощальный аккорд всему «Серебряному веку»:
Так уйдем мы от смерти, от жизни.
Брат мой, слышишь ли речи мои?
К неземной, к лебединой отчизне
По свободному морю любви…
Использованная литература:
поэзия серебряный культура русский
1.Б. Тух. Путеводитель по Серебряному Веку. Октопус. Москва, 2005г.
.Ю. Безелянский. 99 имен Серебряного Века. Эксмо. Москва, 2008г.
.Н. Барковская. Поэзия Серебряного Века. Екатеринбург, 1999г.
.М. Соколова. Мировая культура и искусство. Академия. Москва, 2006г.
.А. Радугин. Культурология. Библионика. Москва, 2005г.
.М. Зуев. История России. Дрофа. Москва, 2001г.
.А. Панченко. О русской истории и культуре. Санкт-Петербург, 2000г.
.А. Жолковский. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. Советский писатель. Москва, 1992г.
.Г. Горчаков. О Марине Цветаевой глазами современника. Москва, 1989г.
.М. Цветаева. Стихотворения. Казань, 1983г.
.О. Мандельштам. Стихи. Пермь, 1990г.
.А. Блок. Стихотворения и поэмы. Современник. Москва, 1987г.
.И. Бродский. Пейзаж с наводнением. Азбука. Санкт-Петербург, 2012г.