Изучение опыта работы учителей.
Сроки выполнения работы: сентябрь 2014 - апрель 2015.
1. Поликультурное воспитание
.1 Сущность поликультурного воспитания
Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, духовного развития общества. Оно конструируется в социуме и имеет свои пространственные рамки.
Семья, детский садик, учебное заведение, дружеское окружение, система массовой информации (СМИ) - это все слагаемые социального пространства.
Социализация как вхождение человека в культуру - это непрерывный, поэтапный ход. Важны условия включенности ребенка в различные виды социокультурных отношений, как в процессе учебы, деятельности, так и общения, нужна максимальная поддержка в обеспечении его самореализации в ходе социального взаимодействия. Общеизвестно, что многоплановость социальных отношений, как плод исторического развития, основана на достижениях культуры. Она как бы зафиксирована, заложена в определенных традициях, ценностных приоритетах и т.д. Результатом разнообразия социальных стилей поведения, заключенных в образе жизни, мировоззрении, то есть в культуре, стало образование в динамической системе социума поликультурного пространства. Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников. [1]
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно - в 90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится в стадии становления. Опубликованы статьи, в которых обсуждаются отдельные вопросы о субъектах, функциях, содержании и целях поликультурного воспитания.
В наши дни существуют различные подходы в определении поликультурного (многокультурного) воспитания.
Поликультурное воспитание - это:
способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);
выбор интернационального воспитания, означающий интегративно- плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский);
формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов);
подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).
С точки зрения учителей, поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание - это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это - важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает в школьном коллективе разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Цель поликультурного воспитания - становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование ее общей культуры. Достижение цели поликультурного воспитания - это поэтапный ход.
Г.Д. Дмитриев, характеризуя ход многокультурного становления личности, называет его уровни: толерантность, постижение и принятие иной культуры и утверждение культурных различий. С моей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении - это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг - познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ученик осознает объективность культурного многообразия, ценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг - признание "другого". Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг - межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимному дополнению культур и их дальнейшему развитию.
Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп. [4]
Антипод поликультурного воспитания - педагогика этноцентризма. Крайний антидемократизм педагогического этноцентризма проявляется в виде идеологии расизма и гипертрофированного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы над другой. В теории и практике воспитания, кроме открыто проповедуемых расизма и национализма, наблюдаются "скрытый" расизм и "мягкая" дискриминация. Это происходит тогда, когда педагоги и учителя (порой неосознанно) потворствуют расистским и националистическим стереотипам, не занимают активной позиции в защиту культурно-образовательных прав этнических меньшинств, обходят молчанием их культуру.
В педагогической литературе порой содержатся негативные упоминания о национальных меньшинствах или вовсе игнорируется их существование. Попытки улучшать условия образования детей из расовых и национальных меньшинств вызывают тайный или явный отпор идеологов монокультурного воспитания. Они противятся устранению социальных, экономических, культурных, образовательных барьеров, порождающих культурно-образовательную дискриминацию, не позволяющих повышать уровень достижений в сфере воспитания и образования представителей национальных меньшинств.
На пути поликультурного воспитания стоит и этноцентризм малых этнических групп - их закрытость в отношении доминирующих наций и других малых этнических групп. Проявлением подобного этноцентризма оказываются зачастую особые учебные заведения для этнических меньшинств (афроамериканские и латиноамериканские школы в США, например). Подобные школы фокусируют воспитание и обучение преимущественно в рамках культуры меньшинства, изолируют от культурного диалога с доминирующей и другими малыми этническими группами.
В мировой педагогике нет единого взгляда на принципы поликультурного воспитания. Особенно это касается его субъектов.
Субъектам поликультурного воспитания могут быть присущи три основные характеристики:
) культурная общность;
) языковая общность;
) статус национального меньшинства или большинства. В поликультурном воспитании обычно задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие.
Разнообразие малых этнических групп порождено историческими, социальными, культурными и иными особенностями их возникновения. Среди них условно можно выделить следующие субъекты поликультурного воспитания:
. Группы, не обладающие государственно-культурной автономией: индейцы, народы Севера в США и Канаде, народности Севера и Дальнего Востока в России, датчане, валлийцы, ирландцы в Великобритании, аборигены Австралии, курды в Ираке и Турции, цыгане в Европе и прочие.
. Коренные группы, имеющие государственно-культурную автономию и самостоятельность: башкиры, калмыки, татары, якуты - в России, баски, каталонцы - в Испании, шотландцы - в Великобритании и прочие.
. Национальные меньшинства, оформившиеся на протяжении Нового и новейшего времени: афроамериканцы и латиноамериканцы - в США и Канаде, евреи - в Европе и США, армяне - в России, Западной Европе и на Ближнем Востоке, немцы - в России, корейцы - в России и Японии, русскоязычные общины - в СНГ и Прибалтике, китайцы, индийцы - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
. Иммигранты второй половины XX в. [6]
1.2 Принципы, функции, способы поликультурного воспитания
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями "плюрализм", "равенство" и "объединение":
) об уважении и сохранении культурного многообразия;
) о поддержке равных прав на образование и воспитание;
) о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.
Многоступенчаты цели поликультурного воспитания и при решении проблем равных прав на образование. Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальном развитии этнических групп посредством компенсирующего обучения.
Поликультурное воспитание - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, "передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма".
Поликультурное воспитание надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям.
Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.
Суммируя сказанное о функциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества. [11]
Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.
Поликультурное воспитание многодисциплинарно. Помимо языков, при его реализации изучается широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. Ученые из разных стран утверждают, что поликультурализм должен пронизывать все предметы учебной программы.
Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров: семьи, Церкви, общественных объединений, средств массовой информации. Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы и пр. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы, работа с источниками; при развитии навыков межкультурного общения - диалог и прочее.
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:
понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
способности общения;
осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества
готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.
В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального, так как делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями. Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании.
.3 Состояние и тенденции развития поликультурного образования в России
Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.
Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко, В.В. Шалин и др.). [11]
Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает более 140 тысяч человек. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп.
Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона "Об образовании". Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:
гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;
сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;
всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей. Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.
Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.
В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.
Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.
Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным исследования, проведенного в одной из школ г. Москвы, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку. Значительно искажена социальная перцепция этнических групп - в 71% ответов школьников присутствуют негативные гетеростереотипы, социальная дистанция проявляется и в стремлении иметь друзей своей национальности - 56%. Это наносит не только непоправимый вред процессу становления личности ребенка, травмирует его психику, затрудняет межличностные и групповые контакты, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, интолерантных людей, не умеющих строить позитивные межэтнические отношения.
Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поликультурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по поликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.
Выводы по первой главе
. Поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура.
Глобализация современного мира ведет к количественному и качественному изменению субъектов, нуждающихся в защите культурно-образовательных интересов. Если сегодня это этнические меньшинства отдельных государств, то в недалеком будущем это и ведущие этносы малых стран.
. Разобрав функции, цели, содержание поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.
. Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе.
. Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. [21]
поликультурный воспитание школьник образование
2. Практическая работа по изучению организации поликультурного воспитания младших школьников
.1 Анализ опыта учителей начальных классов в области поликультурного воспитания младших школьников
Мы изучили опыт учителя начальных классов Прохоровой Л.И. МБОУ СОШ №117 Авиастроительного района г. Казани в организации поликультурного образование в начальной школе. [22]
Она утверждает, что перед теми, кто работает в классах, где обучение и воспитание ведется на двух государственных языках, стоит множество проблем:
формирование поликультурной компетенции младших школьников,
поликультурное образование в деятельности классного руководителя,
диалоговое обучение,
сопоставительное изучение грамматики русского, татарского и английского языков;
формирование межличностного общения у младших школьников.
По ее словам, крайне важно, чтобы дети понимали: ценность в том, что мы разные.
К учителям приходят дети с начальными представлениями о природе; они умеют небольшой опыт социальных норм поведения во всех сферах жизни человека, полученный в учреждениях дошкольного воспитания и в семье. Именно в стенах школы учащиеся должны сформироваться как человек, личность, способная к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной "поликультурной" среде, понимающей и уважающей другие культуры.
Если личность не сформировалась в своей культурной национальной традиции, если не является носителем родной культуры, то такая личность, как мне кажется, не способна уважительно относиться к другой культуре, видеть в ней интересное, ценное, чувствовать и понимать её, быть открытой для восприятия культуры других людей. И, более того, быть готовым и открытым для приобщения к ценностям родной культуры других людей, представителей иной национальной культуры.
Первая составляющая в формуле поликультурного образования (по мнению данного учителя) - воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего, ценящего и культуры соседних народов. Ведь ребёнок начинает познание мира с того, что есть в семье, на его родной улице, в его родном городе, посёлке, крае.
С 2011 года в этой школе в начальном звене воспитание ведется по программе "Мы - юные жители Татарстана". Вот основные направления, вопросы, на которые учителя пытаются найти ответ:
Ученики 1-2 классов:
·расширение представлений о природе;
·ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре…;
·развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентационной), общественной.
Ученики 3-4 классов:
расширение представлений о человеке;
изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;
обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.
В своей практике Прохорова Л.И. применяет разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:
ролевые, деловые, образовательные игры (игры народов Татарстана, Поволжья, России)
экскурсии, походы по памятным местам: Казанский Национальный музей, музей Г. Тукая и др., Казанский Кремль, зоопарк, посещение кукольного театра, Театра юного зрителя и др.)
соревнования (Мини-Сабантуй, Масленица, Нэуруз и др.)
викторины (по татарским народным сказкам, по биографиям татарских, российских и зарубежным писателям);
заочные путешествия в 3-4 классах - путешествия по городам Татарстана;
проектные работы в 3-4 классах
акции милосердия (например, в 2-3 классах учащиеся активно принимают участие в акциипо сбору макулатуры, акциях "Кормушка", "Зеленый оазис" и др.)
В классе Л.И Прохоровой есть особые дни, когда они приглашают родителей в гости (на праздники "День Матери", "День защитников Родины", "Мои успехи в этом учебном году"). Совместно с родителями посещают музеи, зоопарк и др. Готовясь к мероприятиям, она с ребятами готовят материал на двух или более языках. Так, например, в 3 классе ко "Дню Матери" создали альбом-книгу "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны". Ребята сами написали сочинения о матерях на двух языках, подготовили стихи и песни на татарском и русском языках. Родителям очень нравится такие мероприятия. Решение задач, предусмотренных данной образовательной программой, позволит создать образовательное пространство для выполнения социального заказа в области этнокультурного образования и межнациональных отношений. Учителям необходимо формировать в школе доброжелательную среду, исключающую насилие как способ решения проблем, ориентирующую школьника на позитивное, толерантное восприятие мира. Такая среда способна подготавливать сознание ребенка к жизни в обществе конкретного типа с его конкретными социально-экономическими, политическими, культурно-образовательными и моральными ценностями.
Учитель начальных классов г. Кирова Мухачева Жанна Васильевна считает, что поликультурное образование дошкольников как целенаправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:
·культурологическую (формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи)
·образовательно-развивающую (осознание важности культурного многообразия для самореализации личности)
·гуманистическую (воспитание позитивного отношения к культурам других народов)
·коммуникативно-интеграционную (развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания)
Среди школьников есть дети различных национальностей, поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур их края, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей воспитания.
Работу с детьми она начала с самого раннего возраста. Используя фольклор (сказки, колыбельные песенки, пословицы), прививая детям любовь к своей семье, родному краю. Учитель ведет работу по теме "Моя родная школа". Со старшими дошкольниками проводит работу, используя проектную деятельность, которая предусматривает организацию экскурсий, просмотры видеороликов, выставки, встречи с выдающимися людьми.
В процессе такой работы появляется возможность закладывать у детей основы поликультурного образования.
Этому служат различные формы работы с детьми, предложенные Жанной Васильевной:
Дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы родного края, "Национальные жилища народов России".
Народные хороводные и подвижные игры: русские, татарские, удмуртские и др. Игры по произведениям писателей Вятского края позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений. Беседы: "Народные традиции и промыслы Вятки", "Мы живем в красивом крае ", "Вятские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Вятского края".
Ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов.
Проблемные ситуации: "Что будет, если… " (поменять народные костюмы).
Рассматривание картин художников Вятского края (Путешествие по "васнецовским" местам)
Отгадывание и составление загадок по теме.
Рассматривание наборов открыток "Прогулки по старой Вятке" в рисунках Татьяны Дедовой.
Чтение книг "Старая Вятка". Посвящается 825-летию первого православного поселения на Вятской земле.
"Кикиморские сказки" книга Кировского автора Натальи Русиновой.
Изготовление народных игрушек: НОД - "История русского мячика", "Народная кукла".
Создание макета: "Жизнь и быт народов России".
"Путешествие в прошлое".
Рисуем рисунки и раскрашиваем (Книга - раскраска "Наш любимый город" создана при участии депутата Кировской городской Думы Владимира Садакова).
Путешествие по историческим местам города (Используем брошюру "Наш любимый город", которая создана при участии депутата Кировской городской Думы Ивана Строя).
Посещение музеев города.
Родители воспитанников принимают активное участие в семейных проектах.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Активно участвуя в жизни школы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность, решают задачи поликультурного воспитания. Таким образом, целостная система позволяет в условиях школьного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Благодаря работе по данной теме, дети понимают, что добро созидает, а злом мы разрушаем мир в своей душе, в мыслях, чувствах.
Дети Жанны Валерьевны дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Она верит, что детские навыки общения воспитанники перенесут во взрослую жизнь.
Проведенная работа позволила убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса, который ориентирует педагогов, родителей и детей на поликультурную компетентность.
Я изучила программу поликультурного образования "РАДУГА" СОШ "Образовательный центра" с. Украинки Самарской области.
В реализации данной программы использовались следующие педагогические методы:
диалог
дискуссия
моделирование
ролевые игры
исторические рассказы
изучение обычаев, этикета разных народов.
Работа школы по данному направлению связана с организацией обучения в поликультурных классах, где для значительной части учащихся русский язык не является родным; осмыслением и разработкой содержания образовательной программы в соответствии со стандартами второго поколения (для начальной школы) с учетом поликультурной ориентации школы; развитием позитивной мотивированности учащихся к учению; формированием системы работы учителей, способствующей повышению качества образования.
Воспитательная работа раскрывается в основных аспектах, концептуально наиболее значимых для развития личности учащегося как гражданина России, как представителя своего народа, толерантно относящегося к культуре, ценностям и традициям других народов и культур.
Основное содержаниеПути, способы, формы реализации содержанияПланируемые результатыДуховно-нравственное воспитаниеОзнакомление учащихся с ценностями, традициями, духовными и нравственными основами жизнедеятельности человека, проявлениями его духовного и нравственного здоровья. Приобщение учащихся к коллективной творческой созидательной деятельности (разного содержания) как основы формирования нравственной и ценностно-волевой сферы личности ученика.Формирование и проявление более позитивного, осознанного, ответственного, нравственного отношения ученика к себе, к другим, к окружающему миру; желание быть созидателем, а не разрушителем.Гражданское воспитаниеРазвитие у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, формирование понимания и принятия общечеловеческих и национальных ценностей, развитие гражданской идентичности.Понимание своей сопричастности российскому народу, осознанное позитивное отношение к его ценностям и достижениям; ответственное отношение к своим обязанностям, долгу; ориентация на позитивные личные, учебные достижения.Воспитание толерантностиОзнакомление учащихся с понятием толерантность, разнообразием его проявлений и возможностей. Разъяснение необходимости толерантного поведения как проявления человечности, гуманности в современном объективно поликультурном мире Формирование моделей толерантного поведения, бесконфликтного взаимодействия с другимиПроявление учащимися толерантного поведения по отношению друг к другу, во взаимодействии с учителями, родителями, другими людьми, людьми разных национальностей.Воспитание на основе диалога культурОзнакомление учащихся с основами русской и других культур через урочную и внеурочную деятельность Формирование понимания богатства и разнообразия достижений поликультурного мира, его единства и необходимости сосуществования в нем многих народов и культур.Понимание учащимися ценностей, традиций, особенностей русской и иных культур Осознание культурного разнообразия и богатства современного мира Принятие значимости для развития человека и человечества разных культур.Социальная и психологическая работаВыявление и организация психолого-социального сопровождения учащихся разных групп риска - педагогически запущенных, опекаемых, с проблемами в развитии, имеющими эмоционально - волевые нарушения Выявление просоциальных проявлений учащихся, связанных с конфликтами на почве различных культур, национальных традиций, религиозных особенностей, гендерного поведения Налаживание взаимодействия с родителями, посещение семей Взаимодействие с органами внутренних дел, учреждениями дополнительного образования, психологомедико-социальной службой района. Снижение агрессивности, конфликтности, нерегулируемости поведения у учащихся Получение большей поддержки со стороны семей в преодолении негативных проявлений у учащихся Приобщение учащихся к внеурочной дополнительной деятельности.
Так же мы изучили отчет о реализации муниципальной инновационной площадки "Формирование целостного поликультурного пространства гимназии" МБОУ "Гимназия №32" за 2013-2014 учебный год.
Цель данной программы: формирование поликультурного пространства гимназии, использующего различные способы оптимального и интенсивного вхождения обучающихся в мир науки и культуры.
Основные задачи программы:
.формирование осознанных позитивных ценностных качеств личности обучаемого по отношению к российской культуре.
.Воспитание уважения к истории и культуре других народов.
.Воспитание учащихся в духе взаимоуважения, терпимости, гуманного межнационального общения.
.Создание предпосылок для интеграции учащихся в поликультурную среду.
Основное содержание программы:
.Реализация общих проектов и мероприятий школы, в которых интегрируются различные направления и различные типы участников.
.Организация различных форм совместной творческой работы детей и взрослых в рамках культурно - образовательных проектов.
.Разработка проектов социального партнерства.
.Организация культурно - образовательных мероприятий в ходе международного и межрегионального сотрудничества школы.
Образовательная деятельность МБОУ "Гимназия №32" направлена на подготовку подрастающего поколения к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ, формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.
В рамках этой программы осуществляется работа с педагогами (методические мероприятия, представление педагогического опыта по инновационной программе), с родителями (родительские конференции, активное участие родителей в воспитательных мероприятиях поликультурной направленности), расширение социального пространства (взаимодействие с ДДЮТ, областной библиотекой им. Островского, библиотекой им. Югова, драматическим театром, театром "Гулливер", с КГУ, с педагогическим колледжем).
В каждом месяце проводился мониторинг некоторых поликультурных компонентов с помощью различных методик. Выяснилось, что обучающиеся незнакомых или малознакомых людей характеризуют как доброжелательных. Обучающиеся оценивают мир, как справедливый. Во многих классах ведущим типом этнической идентичности является позитивная этническая идентичность, то есть сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
Вывод: ценностная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступать условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме.
.2 Мероприятия по поликультурному воспитанию младших школьников
Мною было разработано внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы, педагогов и родителей по поликультурному воспитанию на тему "Мы такие разные и в этом наша сила".
Целью данного мероприятия является формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся.
Перед собой я поставила следующие задачи:
. Овладеть основами национальной культуры и приобщить учеников к истории разных народов, представители которых обучаются в классе.
. Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.
. Показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них - это личность; содействовать осознанию школьником своей уникальности.
. Дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других; помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.
. Расширить кругозор воспитанников.
Планируемые результаты:
Личностные:
.Положительное отношение к культуре всех народов.
.Желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
.Самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
.Составлять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством воспитателя.
.Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.
.Осуществлять выбор под определённую задачу литературы.
.Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные УУД:
. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках проектной деятельности.
. Извлекать информацию, представленную в разных формах.
. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД:
.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
.Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное.
.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
.Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
.Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Заключение
Развитие воспитания в современном мире - многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Школа заметно меняет свой облик, который приближается к уровню современных социальных, политических, педагогических требований.
Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется иным содержанием.
Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Цель, поставленная на начало работы достигнута. Задачи решены. В дальнейшем планируем шире рассмотреть особенности содержания поликультурного воспитания.
Список использованных источников
Монографическая и учебная литература
.Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Е.В. Бондаревская. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / М.: Академия, 1999. - 208 с.
.Тишкова Л.П. Рекомендации по написанию реферата, курсовой и дипломной работ [Текст]: методические материалы для преподавателей и обучающихся учреждений среднего профессионального образования / Л.П. Тишкова. - Курган, 2012. - 44 с.
.Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Академия, 2006. - 352 с.
.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель. - М.: Генезис, 1998. - 145 с.
.Реан А. Психология и педагогика [Текст] / А. Реан, Н. Бордовская. - М.: Академия. - 2007. - 497 с.
.Крупенин А.Л. Эффективный учитель [Текст] / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. - Ростов на Дону. - 2005. - 132 с.
.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Генезис. - 2007. - 230 с.
.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. - М.: Академия. - 1999. - 192 с.
.Гусинский Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей [Текст] / Э.Н. Гусинский. - М.: Интерпракс. - 2004. - 134 с.
Периодическая литература
.Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России [Текст] / М.Н. Кузьмин // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 35-39.
.Иванова Н. В поликультурном мире [Текст] / Н. Иванова, И. Мнацаканян // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - с. 41-47.
.Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2008. - №4. - с. 14-21.
.Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4. - с. 3-10.
.Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России [Текст] / Л.Л. Супрунова // Мagister. - 2007. - № 3. - С. 79-81.
.Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе [Текст] / М. Г. Тайчинов // Педагогика. - 2008. - №2. - с. 35-42.
.Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2004. - №4. - с. 6-10.
.Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова // Возрастная психология. - 2003. - №3. - с. 78-82.
.Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Педагогика. - 2004. - №5. - с. 10-23.
.Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур [Текст] / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2000. - №2. - с. 3-10.
Справочно-информационная литература
.Воспитание в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа:://bubook.net/book/193-vospitanie-v-rossii-i-za-rubezhom-dzhurinskij-an/1-soderzhanie.html, свободный. - Загл. с экрана.
.Программа поликультурного воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сущность поликультурного воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Воспитание толерантной личности в процессе поликультурного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Нравственное воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Поликультурное воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Толерантность в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Воспитание школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Воспитание школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/76022, свободный. - Загл. с экрана.