Организация учебного процесса в многопрофильной гимназии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Факультет филологии и педагогики
Кафедра английского языка и МП
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
г. Кокшетау
год
Содержание
Введение
. Прохождение педагогической практики в многопрофильной
гимназии № 5 «Тандау», г. Кокшетау
.1 Описание общеобразовательного учреждения
.2 Этапы прохождения практики
.2.1 Пассивная практика
.2.2 Активная практика
.2.3 Оформление отчетной документации
.3 Анализ урока учителя и самоанализ урока
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Педагогическая практика является составной частью основной образовательной
программы подготовки специалиста по специальности 5В011900 «иностранный язык:
два иностранных языка» (английский, немецкий). Объемы и требования к
организации практики определяются государственным стандартом по соответствующей
специальности.
Педагогическая практика - важная часть образовательного процесса в подготовке
будущих учителей и преподавателей. Педагогическая практика организуется с
отрывом от учебных занятий на несколько недель. Студенты проходят практику в
общеобразовательных школах, гимназиях. Места прохождения практики
распределяются между студентами руководством факультета. Но иногда студенты
могут самостоятельно выбрать учебное заведение. На выпускных курсах студенты
имеют право проходить практику по месту жительства. В зависимости от будущей
специальности студенты-практиканты могут выполнять обязанности учителей или
преподавателей отдельных предметов.
Во время практики студенты пишут планы уроков, совместно с учителем или
самостоятельно проводят их, организуют досуговые мероприятия для детей,
проводят классные часы, родительские собрания, психологическую работу,
сопровождают детей на различных мероприятиях. Практиканты также проводят
несколько зачетных уроков в присутствии преподавателей своего факультета.
Актуальность прохождения практики педагога заключается в ознакомлении с
основными правилами образовательного процесса. На педагогической практике
(производственной) будущий педагог непосредственно включается в образовательный
процесс: проводит уроки, выслушивает мнение учащихся о своей работе, занимается
осуществлением внеклассных мероприятий. При этом он продолжает посещать уроки
руководителя практики от учреждения, анализировать их, вести конспекты.
Целями педагогической практики являются:
знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения
профессионального образования, школы;
смена социальной роли (переход от позиции «студент» к позиции
«преподаватель»);
непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного
заведения;
верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.
Задачи практики:
-создание целостного представления о педагогической деятельности;
развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических,
креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
получение практических навыков планирования учебно-воспитательной работы
в группе учащихся;
приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к
циклу уроков теоретического обучения;
получение навыков проведения уроков по избранному предмету в группе
учащихся;
изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного
заведения;
овладение современными технологиями обучения и воспитания.
Выполнение заданий на педагогической практике служит закреплению знаний,
умений и навыков общепедагогического характера, а также в области преподавания
иностранного языка в школе на ступени основного общего образования.
Из них наиболее важными, ключевыми (для первого выхода на практику с
проведением занятий), являются навыки:
· постановки целей занятия;
· выбора и реализации методов обучения и воспитания;
· расчета времени на те или иные этапы урока;
· организации учебной деятельности учеников;
· общения с учениками.
Выполнение заданий по психологии служит закреплению знаний, умений и
навыков в области общей, возрастной и педагогической психологии, наиболее
важными, ключевыми из которых являются навыки:
· работы с отдельными учащимися и коллективом класса;
· проведения психологического исследования, а также анализа
результатов своей деятельности.
Важными для первого выхода на практику являются рефлексивные навыки: оценка
удавшихся и неудавшихся попыток с целью корректировки последующих действий,
оценка своего состояния в те или иные моменты занятия и оценка состояния
учеников.
В связи с этим, общей целью выполнения заданий педагогической практики
является профессиональная рефлексия - на основе реальной пробы сил,
общего знакомства с образовательным учреждением и классом, к которому
прикреплен студент.
1. Прохождение педагогической практики в многопрофильной
гимназии № 5 «Тандау», г. Кокшетау
.1 Описание общеобразовательного учреждения
Государственное учреждение многопрофильная гимназия №5 «Тандау» отдела
образования города Кокшетау создана на базе школы- гимназии №5 решением акима
городка Кокшетау за №431 от 19 июля 1999 года.
Местонахождение: Акмолинская область, г.Кокшетау,
ул.Капцевича,141. Учреждение зарегистрировано в управлении юстиции города
Кокшетау, департаменте юстиции Акмолинской области БИН 970240004218, действует
на основании Устава.
Основным предметом деятельности является реализация
образовательных программ повышенного уровня начального, основного и среднего
полного образования, ориентированного на профильное обучения и максимальное
развитие творческого потенциала детей с целью продожения учебы в вузах и
ссузах, самоопределения на рынке труда. Право ведения образвоательной
деятельностью в сфере среднего общего и начального профессионального
образования определено лицензией - серии АА № 0004478 от 14.05.2002. Учреждение
зарегистрировано в налоговом комитете.
Тип здания 3-х этажное (ввод в эсплутацию 1966) с двумя
пристройками (ввод в эскплутацию 1991г), централизованное отопление,
водопровод, электроснабжение, канализация.
Эксплуатационная мощность 340 учащихся, число классов - комплектов
37, количество обучающихся в.т.ч.
-9 классы - 829 человек
-11 классы - 137 человек
Занятия проводятся в 2 смены. Начало занятий: 1 смена - 8.00, 2 смена -
14.15. На первой смене занимаются 1абвг, 3бв, 4а, 9-11 классы, на второй смене
- 2абвг, 3а, 4бвг ; 5-8 классы. Язык обучения смешанный.
Начиная с 8 класса, введено профильное обучение:
гуманитарное направление
естественно - научное
физико-математическое.
В гимназии классно - кабинетная система обучения. Есть кабинеты химии,
биологии, физики, хореографии, лингафонный, ИВТ кабинет, лекционный зал,
мультимедийный кабинет, библиотека, тир, кабинет психологии, медпункт, два
спортивных зала, столовая. В малом спортивном зале оборудован тренажер
спортивного лазания, Столовая рассчитана на 100 посадочных мест.
Учреждению предоставлен земельный участок площадью 1.4489 га
в постоянное землепользование - кадастровый номер земельного участка (код)
01-174-005-073 на котором расположены спортивные площадки (волейбольная,
баскетбольная, гимнастическая, легкоатлетическое ядро), корт, полоса НВА,
лесонасаждения, клумбы.
Гимназию обслуживают 123 работников в.т.ч. 75 учителей и 48
педагогического и обслуживающего персонала.
В 2014-2015 учебном году гимназия ставит следующие задачи:
. Продолжить совершенствование работы по обобщению и
распространению передового педагогического опыта в виде публикаций и участия
учителей в семинарах и конкурсах разных уровней.
. Систематизировать работу по внедрению элементов уровневых курсов на
уроках.
. Активизировать работу по научно-исследовательской деятельности, с целью
результативного выступления учащихся гимназии на областных, республиканских и
международных научных соревнованиях школьников.
. Продолжить работу по сохранению преемственности в работе с одаренными
детьми.
. Усилить работу по подготовке учащихся к предметным олимпиадам всех
уровней.
. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся на
каждом возрастном этапе развития личности.
. Проводить работу по формированию у учащихся способности к
самоопределению и саморазвитию.
. Продолжить работу по формированию у учащихся принципов взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав участников
образовательного процесса.
В МГ №5 «Тандау» за последние три года количественный состав
педагогических кадров держится в пределах от 85 до 75 человек. Все
педагогические работники имеют базовое педагогическое образование, среди них:
имеющих средне- специальное образование - 1 (технология). Процент высшего
образования 98,6 %.
Сведения о педагогических кадрах на наличие образования
Сведения
о педагогических кадрах на наличие категорией
В гимназии большое внимание уделяется молодым специалистам. Ежегодно на
работу принимаются выпускники различных вузов. Им определяются наставники,
открыта школа молодого учителя.
Администрация гимназии создает необходимые условия для развития
личности учителя, расрытия его творческих возможностей, профессионального
роста.
Трудовые отношения между работодателем и работниками строятся на основе
Устава образовательного учреждения, трудового и коллекивного договора, а также
ежегодно издаваемых приказов в начале учебного года «О порядке организации УВП»
Организация работы творческих групп, кафедр, ШМУ входит в структуру
научно - методической службы.
Из 72 учителей гимназии звание «Отличник просвещения РК» имеет 2 человека,
награждены Грамотой МОН - 2.
1.2
Этапы прохождения практики
.2.1 Пассивная практика
Установочная конференция
Для подробного инструктажа студентов о порядке прохождения педагогической
практики в начале практики проводится установочная конференция. Конференция
организуется факультетским руководителем практики с участием методистов при
возможном участии представителей деканата и учебного управления. Явка студентов
на конференцию строго обязательна. На установочной конференции зачитывается
приказ ректора Университета о направлении студентов на педагогическую практику,
указываются методисты по школам, даются подробные указания о прохождении
практики и оформлении отчетной документации.
В первую неделю практики студенты не проводят учебных занятий. Их основными
задачами на данном этапе являются:
. Знакомство с педагогическим коллективом и администрацией школы.
. Ознакомление с внутренним распорядком школы и графиком учебного
процесса.
. Знакомство с учениками.
. Изучение методических особенностей работы с классом.
Знакомство с педагогическим коллективом и администрацией школы.
Закрепленный за конкретной школой методист в первый день практики представляет
студентов-практикантов директору школы, либо лицу, его заменяющему. Директор в
свою очередь дает поручение завучу по учебной работе либо учителям-предметникам
о распределении студентов по классам. Познакомившись с администрацией школы и
учителем-предметником, нужно также представиться классному руководителю.
Вышесказанное в равной мере относится и к школьному психологу.
Получив указания руководства школы о закреплении за конкретным классом,
необходимо ознакомиться с учебным расписанием класса, а также с расписанием
других студентов-практикантов вашей группы. Следует точно знать расписание
звонков и расположение классов, в которых будут проходить занятия.
На данный момент в подавляющем большинстве школ введен особый пропускной
режим. Во избежание сложностей необходимо в первый же день оговорить с
администрацией порядок пропуска на территорию школы.
Необходимо выяснить, существуют ли в школе какие-либо особенности
распорядка, дополнительные требования к учащимся и учителям (например, форма
одежды, запрет на пользование мобильными телефонами и т.д.). Подробную
информацию об этом можно получить у администрации школы.
За время пассивной практики вы должны не только запомнить по списку имена
всех учеников закрепленного за вами класса, но постараться знать их в лицо.
Помимо этого, необходимо обратить внимание как на уровень подготовки всего
коллектива учащихся, так и на уровень знаний и способностей каждого конкретного
школьника. Процесс знакомства с учениками не может быть односторонним. Помните,
что любой новый человек в классе привлекает самое пристальное внимание
школьников. Во многом впечатления о студенте-практиканте складываются у
учеников уже во время пассивной практики. Правильно сформированный имидж будет
способствовать адекватному восприятию вас в качестве преподавателя. Будет лучше
если классный руководитель или учитель-предметник с самого начала практики представит
вас классу. Важно, чтобы ученики за время пассивной практики привыкли к вам, и
ваше появление в качестве учителя во время активной практики не вызвало
излишнего ажиотажа.
Выполнению поставленной задачи способствует посещение занятий по
различным, в первую очередь - гуманитарным, предметам в ходе пассивной
практики. Студент-практикант обязан посещать уроки своего класса по тем
предметам, которые ему предстоит преподавать. Посещение занятий по другим
предметам желательно для ознакомления с коллективом, но не носит обязательного
характера.
Следует помнить, что для посещения какого-либо урока необходимо получить
разрешение учителя, этот урок проводящего.
При наличии общих стандартов и правил стиль работы каждого учителя, тем
не менее, строго индивидуален. Безусловно, накладывает свой отпечаток на стиль
преподавания и специфика конкретного коллектива учащихся: уровень знаний
обучаемых, социальная и культурная среда, характерная для учеников данного
класса. В связи с этим не всегда допустимо применение шаблонных методов
педагогики и методики преподавания без адаптации их к конкретным условиям.
Значительную помощь здесь может оказать опыт и методические наработки учителей
школы, непосредственно работающих с данным классом. Следует обратить особое
внимание на то, как учитель-предметник ведет урок, в какой форме излагается
новый материал, какими методами привлекается внимание аудитории, как
поддерживается дисциплина в классе.
Однако следует отметить, что не всегда слепое копирование имеющихся
методов и форм работы учителя-предметника приводит к положительным результатам.
Здесь сказывается разница профессионального опыта и мастерства, авторитет среди
учащихся, знание специфики ученического коллектива. Поэтому прежде чем
перенимать и осуществлять на практике те или иные сложные формы работы
необходимо обсудить это с учителем-предметником и методистом.
Необходимо уточнить и уровень технической оснащенности школы: есть ли
возможность использования технических средств обучения (ТСО) и каких.
Рекомендуется выяснить, какие ТСО используются учителем-предметником при
проведении занятий в классе, за которым вы закреплены. Следует учитывать, что
использование ТСО и новейших информационных технологий значительно повышает
эффективность усвоения материала и стимулируют интерес учащихся.
Разъяснения по всем возникающим вопросам можно получить у
учителя-предметника, классного руководителя и закрепленного за вашей группой
методиста.
.2.2 Активная практика
В рамках активной практики студенты самостоятельно проводят учебные
занятия у закрепленного за ними класса. Основными задачами на данном этапе
являются:
. Подготовка к самостоятельному проведению занятий.
. Проведение занятий.
. Посещение уроков, проводимых другими студентами группы.
. Анализ проведенных уроков.
Подготовка к самостоятельному проведению занятий. Педагогическая
практика, особенно на четвертом курсе, достаточно непродолжительна. Поэтому
необходимо начать подготовку к самостоятельному проведению занятий еще в рамках
пассивной практики. Во-первых, следует согласовать с учителем-предметником срок
проведения первого занятия. Во-вторых, уточнить тему занятия. Если урок
предполагает изучение новой темы, уточнить, требуется ли проводить проверку
домашнего задания.
Следует перед проведением урока обсудить специфику изучаемой темы с
методистом и учителем предметником, тщательно выслушать их рекомендации и
учесть их при подготовке к уроку.
Для проведения уроков необходимым условием является написание планов.
Рекомендуется заранее показать учителю-предметнику развернутый план урока и на
основании полученных замечаний произвести необходимые исправления. Также
следует систематически представлять планы занятий и методисту.
Проведение занятий является важнейшей частью практики. В ходе урока
студент приобретает практические умения и навыки преподавания, а также ведения
воспитательной работы. Однако не следует забывать, что помимо этого проводимые
уроки есть часть единого учебного процесса. Обучаемые за этот период тоже
должны получить необходимые знания, умения и навыки.При проведении занятий
необходимо максимально использовать знания и умения, полученные в ходе занятий
по педагогике, возрастной психологии, методике преподавания предмета. Студентам
4 курса следует также опираться на опыт педагогической практики, полученный на
предыдущих курсах.
Следует отразить наиболее важные моменты урока:
Организационный момент (оргмомент) необходим для того, чтобы школьники
переключились с одного вида деятельности на другой (с отдыха на учебную
деятельность). Лучше, если оргмомент на вашем уроке будет соответствовать
привычным для школьников данного класса формам. Однако следует отметить, что
если учителю, преподающему в данном классе постоянно, сравнительно легко
установить порядок в классе после звонка, то для практиканта это может
представлять определенную трудность. В ходе оргмомента учитель приветствует
школьников, класс отвечает. Приветствие учителя вставанием считается
общепринятым, и хотя не является обязательным моментом. Оно позволяет
переключить внимание школьников с внеучебной деятельности на начало урока. В
рамках оргмомента часто проводится проверка посещаемости. Рекомендуется не
ограничиваться формальной перекличкой, а проявить интерес к причинам отсутствия
некоторых школьников.
Проверка домашнего задания в рамках гуманитарных дисциплин обычно
проходит в устной форме. Важно, чтобы в нее оказался вовлеченным весь класс, а
не только ученик, отвечающий у доски или с места. Следует постоянно фиксировать
внимание школьников на ходе ответа, задавать дополнительные вопросы и т.д. В
старших классах возможно назначение оппонента отвечающему.
Часто возникает вопрос: вызывать учеников для ответа по их желанию или
исходя из других принципов? Первый вариант более легок для практиканта, однако
следует учитывать, что подобный подход может привести к снижению познавательной
активности в некоторых классах. У школьников может возникнуть ложное чувство
уверенности, что их не спросят помимо их воли, а соответственно, им не грозит
плохая оценка за неподготовленность к уроку. Если подобная позиция приобретает
массовый характер, не только страдают знания школьников, но и рушится структура
урока. С другой стороны, в классах с хорошо развитой познавательной мотивацией
не следует ограничивать инициативу школьников, желающих ответить. Поэтому,
прежде чем принимать решения о принципах выбора отвечающих, необходимо взвесить
все «за» и «против», посоветоваться с учителем или методистом.
В ходе изложения нового материала необходимо постоянно контролировать
внимание учеников, оценивать уровень их интереса. Падение интереса к новому
материалу приводит к распылению внимания, переключению его на внеучебную
деятельность. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к плохому усвоению
материала и нарушению дисциплины.
Борьба за дисциплину должна вестись постоянно, однако при этом стоит избегать
крайностей, стараться действовать не принуждением, а убеждением. Помните, что
дисциплинарные нарушения могут нарастать лавинообразно и на определенном этапе
дисциплину уже невозможно восстановить до конца урока, а в некоторых случаях -
и до конца практики.
Еще одним важным моментом урока является постановка домашнего задания.
Обычно она проводится в конце урока, поэтому не всем студентам хватает времени
для качественного выполнения этого пункта. Напоминаем, что домашнее задание
должно быть объявлено громко и четко, желательно продублировать его на доске.
Требуйте от школьников полной записи заданий в дневник или рабочую тетрадь.
Известно, что прозвеневший звонок на перемену не должен означать для
школьников автоматического завершения урока. Объявить об окончании урока и
отпустить учащихся должен ведущий занятия практикант или учитель. Однако
необходимо помнить, что затягивание урока является методической ошибкой,
которой следует избегать.
Следует знать, что школа ответственна за жизнь, здоровье, а также
действия учеников в учебное время. Поэтому не следует досрочно отпускать
школьников с урока.
Посещение уроков, проводимых другими студентами группы важно, так как
практиканты получают возможность наблюдать за действиями своих товарищей,
учиться на их ошибках, помогать однокурсникам устранять эти недостатки. На
этапе активной практики посещение таких уроков более важно, нежели чем
пассивное присутствие на уроках своего класса по другим дисциплинам.
Анализ проведенных уроков. После проведенных уроков группа собирается
вместе с учителем-предметником и методистом и обсуждает результаты работы.
Следует внимательно выслушать поступившие замечания, проанализировать все
сложные ситуации и сделать соответствующие выводы. При анализе урока активное
участие должны принимать и практиканты, присутствовавшие на уроке. Обсуждение
должно проходить объективно и принципиально. Надо помнить, что основная цель
обсуждения - помочь студенту в овладении профессией, выявить недостатки его
работы и найти пути их устранения. Качественно проведенный анализ зачастую
является залогом успеха на следующих уроках.
1.2.3 Оформление отчетной документации
По окончании практики студентам предоставляется время для оформления
отчетной документации. Обычно этот срок не превышает одной недели. Конкретная
дата указывается в приказе о направлении на практику и озвучивается на
установочной конференции. Непредставление в срок необходимых документов
является основанием для снижения оценки за педагогическую практику.
Необходимо подготовить следующие документы:
развернутые планы уроков;
дневник практики;
характеристику с места практики;
отчет о прохождении педагогической практики.
Рассмотрим оформление перечисленных документов более подробно.
Конспект зачетного урока является важной частью отчетной документации.
Его качество влияет на оценку, выставляемую методистом, также он
рассматривается факультетским руководителем практики при возникновении спорной
оценки. Поэтому необходимо подойти к его составлению со всей ответственностью.
Конспект составляется в развернутом виде. Необходимо указать тему, цели,
форму, план урока, методические материалы, ТСО (если таковые использовались),
полностью раскрыть ход урока.
Дневник практики представляет собой перечень мероприятий, проведенных
студентом за время практики. В конце документа учителем-предметником и
методистом выставляются оценки за практику. Обратите внимание: оценки должны
быть заверены подписью лиц, их выставляющих.
Следует вносить в дневник практики не только сведения о проведенных
уроках, но и другие мероприятия, указанные в задачах пассивной и активной
практики. Если студентом проводилась какая-либо учебная или воспитательная
работа, помимо предписанной программой практики, ее также следует отразить в
дневнике. Дневник практики является необходимой частью отчетной документации
студента по педпрактике.
Характеристика с места прохождения практики составляется администрацией
учебного заведения и заверяется подписью директора (либо лица его заменяющего)
и печатью школы. Однако в ряде случаев студенту требуется знать основные
правила написания характеристик такого рода.
Отчет о педагогической практике пишется в определенной форме и
представляется факультетскому руководителю практики. В отчете следует отразить
все основные достижения практики, указать трудности. Представляет интерес
информация о специфике учебного заведения, отношении к практикантам
администрации школы и педагогического коллектива. Следует также указать общее
впечатление о прохождении практики и провести самооценку.
Отчет о педагогической практике предназначен только для внутривузовского
изучения. На основании отчетов не только оценивается работа, но и, возможно,
примется решение о направлении студентов в данную школу в дальнейшем.
К отчету о педагогической практике допустимо приложить дополнительные
материалы (фото, видео и т.д.) иллюстрирующие вашу деятельность в качестве
практиканта.
1.3 Анализ урока учителя и самоанализ уроков
Анализ урока учителя
Для проведения анализа урока учителя, я выбрала один из уроков
английского языка у 9 «В» класса, у Левковой Татьяны Николаевны. Темой урока
было «Cyber English» по учебнику английского языка “Laser B+” (Unit 12). На этом уроке сочетались контроль, формирование
знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков,
подведение результатов обучения, определение домашнего задания. Структура урока
включала в себя следующие этапы: организационный этап, проверка домашнего
задания, постановка цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщение и
систематизация знаний, выполнение задач стандартного и творческого типа,
подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его
выполнению.
Урок был очень качественно организован. И дети, и учитель были хорошо
подготовлены. Конечно, бывали моменты, когда ученики не знали ответа на вопрос,
но, в целом, класс был подготовлен очень хорошо.
Для проверки знаний учеников, учитель использовала разные подходы, такие
как, например, постановка прямых вопросов конкретным ученикам, вопрос,
обращенный к классу в целом. Она проверяла их готовность к работе с материалом,
выполнение домашнего задания. Класс работал очень активно. Правда, несколько
учеников по большей части молчали и отвечали лишь тогда, когда их спрашивали,
сами не проявляя активности. Но это компенсировали остальные учащиеся, которые
сами вызывались ответить и даже кричали с места без спроса, за что им не раз
делались замечания. Для активизации внимания учеников, учитель использовала
разные приемы. Она задавала много вопросов, ставила интересные задачи, всячески
поощряла активность детей. На этапе проверки знаний, учитель использовала
индивидуальный подход.
Что касается изложения нового материала, он был донесен до учеников очень
доступно, логично и последовательно. Лина Ивановна излагалась четко и ясно, не
допуская неточностей или ошибок и стараясь избрать при объяснении наиболее
понятные детям слова и выражения.
Для закрепления новых знаний учащимся было предложено выполнение
разнообразных упражнений, которые способствовали лучшему усвоению знаний.
Домашнее задание было дано ученикам в самом конце урока. Оно включала в
себя выполнение упражнений по учебникам, изучение лексики урока, работа с
текстом. Задание было дано для всех учащихся, не учитывая какие-либо
индивидуальные их особенности, так как в классе все дети находятся практически
на одном уровне знаний.
В ходе урока Татьяна Николаевна проявила свое мастерство, как педагог.
Она умело вела себя с детьми, использовала разные подходы для подачи и проверки
знаний. Она хорошо владела собой, была внимательна и наблюдательна.
Делая вывод, можно сказать, что, проведенный у 10 «В» класса, урок
английского языка был очень успешным и продуктивным.
Самоанализ урока английского языка в 9 классе по теме: «Dictionary corner». (Приложение 2)
Тип урока и его структура: закрепление новых лексических единиц, языковых
клеше в устной речи (закрепление новых знаний).
. Организационный момент.
. Фонетическая зарядка.
. Речевая разминка.
. Знакомство с новой темой.
. Развитие навыков монологической речи на основе просмотренного.
. Работа со словарем.
. Рефлексия.
. Подведение итогов урока.
. Домашнее задание.
Этот урок актуализирует введенную лексику и языковые клеше по теме в
устной речи, развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь.
Урок проводился в классе с расширенным изучением русского языка, но никак не
сказывается на изучении английского языка, так как преподается 3 часа в неделю.
В классе дети с мотивацией к учению. Цель урока - формирование
социо-культурной, лингвистической и речевой компетенций.
Компоненты цели:
• Образовательный: расширение лингвистического кругозора и
эрудиции обучающихся
• Развивающий: развитие языковых способностей и готовности к
коммуникации
• Воспитательный: создание условий для формирования интереса к
культуре стран изучаемого языка
• Практический:
Формирование и развитие умения учащихся понимать иноязычную речь на слух
Совершенствование потребления лексики по теме «Свободное время. Хобби»
Совершенствование работы с иноязычным материалом по таблицам и схемам
Отбор содержания, форм и методов обучения был произведен в соответствии с
целью урока. Главный этап - это активизация изученных лексических единиц и
языковых клеше в устной речи (развитие навыка устной речи). Время, отведенное
на все этапы урока, было распределено рационально. «Связки» между этапами урока
были логичны. Даже фонетическая зарядка и речевая разминка активизировали
изученную на предыдущих уроках лексический материал, необходимый для работы на
данном уроке. Отбор дидактического материала, наглядных пособий был произведен
в соответствии с целями.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся был организован
практически на всех этапах урока. В основном была задействована устная речь,
которая контролировалась учителем. Учащиеся были активны, справились со всеми
заданиями, в классе царила дружелюбная обстановка. Были применены необходимые
дополнительные средства обучения, отвечающие реальным потребностям учеников.
Преобладающий характер познавательной деятельности-творческий.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного
типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание
условий для обобщения раннее изученного материала по теме. На мой взгляд, такие
условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной
мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные,
групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников,
применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью
способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали
познавательные интересы учащихся.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную
активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший.
На мой взгляд, этот урок послужил толчком, опорой для дальнейшей познавательной
деятельности учеников.
Особый аспект на уроке имел здоровье сберегающий эффект: я постаралась
создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик может
не только сделать зарядку, но и выбрать её тип, а также выступить в роли
учителя.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю,
что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно
эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта,
культуры общения "учитель-ученик".
Хорошо развитая память учащихся обусловила включения в содержание урока
такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь по схеме
"ученик-ученик".
На данном уроке поставленные задачи оказались в основном решены.
Перегрузки учащихся как с физической, так и психической стороны не было,
благодаря смене видов деятельности и форм работы. В конце урока ребятам были
сообщены их оценки.
Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Я считаю,
что каждая из целей урока была достигнута.
Выводы и предложения
Процесс и качество практики был расценен мною как очень высокий. Мои
успехи в овладении педагогической умелости заметно улучшились, необходимо
улучшать лишь детали, в большинстве своем связанные с коммуникативной сферой,
другие требуют улучшения (темп речи, грамотность). Я сделала вывод по
завершении мной периода практики, я поняла, что хотела бы предложить сделать
практику более длительной, чтобы практиканты смогли погрузиться в атмосферу
школьной жизни с головой. И есть еще одно пожелание, давать более долгий срок
для наблюдения за работой школы, то есть увеличить пассивный этап.
Заключение
Время всегда пролетает незаметно, особенно когда
человек занят интересным делом. Вот и моя педагогическая практика на четвертом
курсе незаметно подошла к концу. За время прохождения практики я познакомилась
с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и
педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно-
воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации
образовательного процесса. Исследовал уровень развития учебного коллектива,
изучил особенности ученического коллектива.
Довольна ли я качеством проведенных мною уроков? В
целом да. Конечно, это были мои практически первые уроки английского, мне пока
что не хватало опыта, но с каждым уроком я чувствовала себя увереннее на месте
учителя, всегда старалась дать ребятам весь материал, который запланирован программой
по английскому, пыталась внести в структуру каждого урока новые и оригинальные
приёмы обучения, которые усиливают познавательный интерес учащихся и
способствуют более лёгкому усвоению материала.
Каждому учителю важно работать над собой, над методикой
преподавания своего предмета, анализировать каждую деталь в обучении. Только
постоянно анализируя свою профессиональную деятельность, соотнося цель и
результат, оценивая целостность каждого фрагмента образовательного процесса,
можно повысить эффективность уроков и стать успешным учителем.
За два месяца я очень подружилась с ребятами 9 «В».
Вместе с их классным руководителем мы следили за порядком в классе, выполнением
поручений ребят, руководили дежурством, помогали ребятам готовиться к
внеклассным общешкольным мероприятиям. Периодически я проверяла дневники
учащихся. Мной было проведено положенное количество классных часов и
мероприятий. Одним из классных часов для 9 класса «Социальные сети». Я полагаю,
что при известном уровне компьютеризации жизни современного общества это
мероприятие оказалось очень полезным для ребят в данном возрасте. В результате
они сделали для себя правильные выводы о вреде и пользе социальных сетей.
Таким образом, в данном учебном заведении я не только
получила хороший опыт преподавания английского и классного руководства, но
познакомилась с интересными людьми.
Список использованной литературы
1. Неживлева И.А. Интерактивные методы обучения иностранному
языку. URL: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2011/inostrannyj_jazyk_v_sisteme_srednego_i_vysshego_obrazovanija/interaktivnye_metody_obuchenija_inostrannomu_ja
zyku/45-1-0-1038 (дата обращения 23.11.2011)
. Неживлева И.А. Указ. соч.
. Скорина М.С. Интерактивные методы обучения иностранному
языку. URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (дата
обращения 23.11.2011)
. Учебник: «Laser B+», Michele Crawford
Приложение 1
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»
Дата: 22.02.16
Класс: 9 «В»
Цель: Предупреждение увлечения детьми социальными сетями.
Задачи: 1.Доскональное изучение взаимодействия социальной сети и человека
2. Выяснить причины интернет-общения.
Форма проведения: Рассказ
Приложение: Презентация (слайды, более глубоко раскрывающие речь
учителя, фотографии учеников из ВК, для привлечения внимания)
Вы задумывались над тем, что произойдет, если вы будете ставить «лайк»
под каждым постом, который увидите в новостной ленте социальных сетей?
Основатель компании Fueled Рамит Чавла (Rameet Chawla) нашел ответ на
этот вопрос, создав специальный скрипт, который «лайкал» каждое фото в
новостной ленте Instagram.
В результате у него появлялось по 30 новых подписчиков ежедневно. Также
его приглашали в новые сообщества. Люди начали узнавать Чавла на улицах. Он
получал множество сообщений, где подписчики просили его размещать больше постов
в сети. Казалось, что люди были растеряны, так как им тоже хотелось «лайкнуть»
что-нибудь в ответ.
«Лайки», комментарии и посты, которыми мы делимся в социальных сетях,
кажутся непоследовательными на первый взгляд, однако они несут очень важный
смысл. Наша активность в социальных сетях задействует то, что, собственно, и
делают нас людьми: наши пристрастия, желания, тревоги и радости.
Наша
тяга к социальным сетям имеет не только психологический характер. Она
проявляется и на уровне физиологии
<http://lpgenerator.ru/blog/2014/03/18/psihofiziologiya-emocij-na-sluzhbe-internet-marketinga-kak-chelovek-reshaet-komu-doveryat/>
благодаря двум веществам, производимым нашим мозгом: дофамину и окситоцину.
Дофамин
Раньше
ученые полагали, что дофамин - это гормон удовольствия, однако сейчас они
убеждены, что этот нейромедиатор отвечает за наши желания. Дофамин заставляет
нас желать и искать желаемое. Выработку дофамина стимулирует непредсказуемость,
небольшие кусочки информации, а также возможность получения вознаграждения. Все
это в избытке присутствует в социальных сетях. Влияние дофамина настолько
непреодолимо, что тяга к «репостам», «ретвитам» и «лайкам» у людей намного
сильнее, чем пристрастие к алкоголю и сигаретам.
Окситоцин
Этот
гормон иногда называют «гормоном объятий», так как он вырабатывается, когда
люди целуются или обнимаются. После 10 минут пребывания в социальных сетях
уровень окситоцина в крови человека возрастает на 13%. Этот скачок сопоставим с
повышением уровня данного гормона во время свадебной церемонии. Окситоцин
способствует снижению уровня стресса, возникновению чувства любви, доверия,
сочувствия. Все эти ощущения мы испытываем, находясь в социальных сетях.
Социальные
сети вызывают у нас множество приятных ощущений благодаря дофамину и
окситоцину. Но в то же самое время эти гормоны провоцируют возникновения
зависимости.
Почему
пользователи делают «репосты»: самопрезентация, укрепление отношений,
общественное признание
Если
мы так любим говорить о себе, что же заставляет нас делать «репосты» чужих
записей? Передать кому-либо информацию - это сильнейший импульс, и одно лишь
осознание того, что человек делится с другими чем-то важным, активизирует в его
мозге так называемый «центр удовольствия».
Во-первых,
«репосты» помогают нам проявить себя: 68% людей утверждают, что они делают
«репосты» для того, чтобы другие пользователи лучше их узнали. Однако самым
главным мотивом сделать «репост» остается желание быть ближе к людям: 78% пользователей
социальных сетей утверждают, что «репосты» помогают им строить отношения с
другими людьми.
Когда
мы размещаем посты с «правильным» контентом, мы завоевываем общественное
одобрение, что способствует повышению самооценки. 62% пользователей заявляют,
что они чувствуют себя более уверенно, когда люди положительно реагируют на то,
что они размещают в социальных сетях.
Селфи
Исторически
так сложилось, что портреты были символами нашего статуса, способными
контролировать то, каким образом нас воспринимали окружающие.
Сегодня
портрет - это способ понять, кто мы такие. Теория «зеркального “я”» (looking-glass
self) - это психологическая концепция, согласно которой у нас нет истинного
восприятия самих себя. Чтобы составить четкую картину о том, кто мы такие, нам
необходимо мнение окружающих.
Одной
из причин популярности селфи является в частности то, что глядя на человека, в
первую очередь мы смотрим на его лицо.
Кроме
того, хотелось бы добавить, что, у всех нас есть привычка оценивать собственную
значимость, сравнивая себя с другими. Это может привести к тому, что мы
почувствуем себя законченными неудачниками: ведь в социальных сетях люди
постоянно делятся самыми счастливыми моментами своих жизней, а мы не всегда
можем ответить им чем-то аналогично радостным. Мы неизменно сравниваем себя с
нашими друзьями. Социальные сети могут сделать нас неуверенными в себе, но в
целом они демонстрируют нам все лучшее, что есть в этом мире. Они учат нас
распознавать хорошее в себе и других людях.
Социальные сети позволяют нам стать немного ближе к
тем, с кем мы действительно хотим сблизиться.
Заключительная часть:
Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину при
работе в социальных сетях, сделав их другом, помогающим решать различные задачи
вашего развития, а не врагом вашей жизни и вашего здоровья.
практика студент урок классный
Приложение 2
2: 10.02.16
Grade: 9 “B”: Dictionary corner
Objectives:
To correct mistakes made at the previous lessonpractice
reading skillscheck understanding of the read textssecure the new words
The structure of the lesson:
1. Organization moment.
2. Warming-up:
. Quiz:
. Read texts:
. Doing exercises.
6. Dictionary corner
. Reflexion.
. Homework.
. Conclusion.
The structure of the lesson:
1. Organization moment:afternoon, pupils!are you today?down,
please!
. Warming-up: Song (Morandi/ Angels)
. Quiz: recycle, reduce, pollute, dispose, degrade,
solve, destroy.
. Read texts: pp. 116-117- оборудование- оклад- общительный- убедительный- прибыльный- доход, прибыльwith - иметь дело с regulations - строительные
нормы и правила
Planning application -
применение планирования
Temporary job - временная
работа
Wage -
жалованье, зарплата
Get by - сводить концы
с концами
Gain experience -
получить опыт
Self-employed - частный предприниматель
Distribute - распространять
Expand
- расширять
Driving licence -
водительские права
To be sacked from - быть уволенным
5. Doing exercises: ex. 2, 3; p. 117.2 p. 117
1) d
) a
) b
) c
) d. 3 p. 117
) civil servant
) waiter
) civil servant
) sales representative
) magazine publisher
) magazine publisher, sales representative
) civil servant
) magazine publisher
6. Dictionary corner: p 117
) Part-time
) Full-time
) Temporary job
) Self-employed
) Salary
) Wage
) Get by
. Homework
. Conclusion
Procedure of the lesson
Stages of the
lesson
|
Duration.
|
Teacher’s
activity.
|
Student’s
activity.
|
Used material.
|
1
|
2 min.
|
Organization
moment. Good afternoon,
students! How are you today? Take your seats, please. - It’s a nice day
today, isn’t it? - How are you? - Who is on duty today? - - What date is it
today? - - What is the weather today? - Who is absent today?
|
Good afternoon,
teacher. We are fine, thank you. Yes, it is. I am fine, thank you. I am on
duty today. Today is the 12-th of February. The weather is good. It is snowy
and cold.
|
|
2
|
2 min.
|
To sing a
song. Angels
|
The students
sing and translate the song.
|
Multimedia.
|
3
|
2min.
|
Quiz
|
Number of words
|
Copybooks.
|
4.
|
20min.
|
Familiarization
with the theme. Today
the theme of our lesson is Dictionary corner. Now look at the blackboard.
Here are some of words. Look at your texts and try to guess their meaning
|
Students answer
the questions.
|
Interactive
board.
|
5.
|
10 min.
|
Doing
exercises/ dictionary corner.
|
The students do
the task.
|
Worksheets.
|
6.
|
1min.
|
Summing-up. Say the marks.
|
|
|
7.
|
2min.
|
Reflexion. What was interesting and useful for you
today?
|
|
|
8.
|
1 min.
|
Giving
homework Write a short
composition about your hobby.
|
Put down the
h/w
|
|
9.
|
1 min.
|
Conclusion. Thank you for your work. The lesson is
over. Good-bye, my dear!
|
|
|