означающему «мысль», «слово», «учение». Он многозначен: логикой могут отличаться не только мысли, но и поступки, и действия человека, развитие общества и культуры, связь знаков языка и т. д.
Логика - это философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления.
Статус и роль любой науки в познании характеризуются, прежде всего, ее объектно-предметной областью.
Объектом науки в широком смысле является область действительности, на которую направлены исследовательские усилия ученых.
Предмет науки, в свою очередь, - это определенная сторона объекта, способствующая его качественно-количественному уточнению.
Предмет науки уточняет ее объект, выделяет ее в ряду других наук, исследующих данный объект.
Объект логики - человеческое мышление. Мышление является объектом и других разделов философии и наук: онтологии, физиология, психологии, генетика, кибернетика и др.
Сущность мышления, его происхождение, отношение его к материальному миру и его познавательные возможности изучает онтология. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мышления на машинах.
Из всех сторон мышления прямое отношение к логике имеет его опосредованность, т.е. способность переходить от старых знаний к новым, не обращаясь, каждый раз непосредственно к опыту. Логика интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации. Поэтому она называется формальной логикой. Основательную и систематическую разработку формальной логики впервые осуществил Аристотель. Его работы объединены под названием «Органон» (орудие знания). В конце 16 - начале 17 века английский ученый Фрэнсис Бэкон создал «Новый Органон» - учение об индукции, обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов.
Таким образом, предмет логики - это сложная система, объединяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержания мыслей.
Предмет логики составляют:
) формы теоретического мышления - понятие, суждение, умозаключение;
) общие законы мышления, или принципы логики, называемые ее основными законами (к ним относятся законы тождества, исключенного третьего, противоположности и достаточного основания);
) всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом, такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.;
) структурные законы и правила отдельных форм мысли, например, закон обратного отношения объема и содержания понятия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т. д.;
) язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей;
) обосновываемые в логике теоремы и определения;
) логические ошибки, возможные в процессе мыслительной деятельности.
Определение предмета логики является важным вопросом. Определив предмет логики, на практике можно будет освоить ее прикладной характер, нормативные требования, вывести норму для мыслительного процесса экономистов и правоведов.
Рассмотрим абстрактное мышление в качестве объекта логики. В процессе своей жизнедеятельности человек накапливает знания, получаемые извне. Эти знания обеспечивают ему совершать правильные поступки для выживания. Среди таких знаний есть истинные знания, при использовании которых человек приходит к верному результату. Существуют так же очевидно истинные знания, получаемые человеком на основе ощущений. Это своеобразный психический процесс, отражающий свойства предметов или явлений в объективном мире, которые когда-либо воздействовали на органы чувств. Например, явление холода, вкус горечи, черный цвет.
Следующий психический процесс - это восприятие, представляющий собой отражение элементов окружающего мира, которые оказывают непосредственное влияние на органы чувств. Восприятие - это образы, возникающие в мыслях во время созерцания объекта. Это может быть образ леса, машины, дома и т.д.
И наконец, представление - это те же образы, но только тех предметов, которые воспринимались в прошлом. Это могут быть как воспоминания, так и фантазии, раскрывающие творческие способности человека. Фантазии могут возникнуть на основе прочитанной книги, благодаря словесному описанию или в другом случае.
Не все знания получены человеком лично. Кроме этого есть еще знания, полученные опосредованно, то есть от других людей, имевших такой опыт. К примеру, рассматривая историческую инсталляцию, можно мысленно перенестись в центр событий и воссоздать картину далекого прошлого. Это доказывает, что абстрактное мышление способно правильно отражать мир, а значит, оно является полноценным объектом логики.
Однако мышление, которое является сложным многогранным процессом, необходимо охарактеризовать и с других сторон. Абстрактное мышление характеризуется формами - понятием, суждением и умозаключением, рассмотрим их.
С помощью понятий определяются однородные предметы, или предметы, принадлежащие к одному классу. В языковой форме понятия выражаются словами или словосочетаниями. Например, «чашка», «капитан дальнего плавания» и т.д. С помощью суждения можно выразить форму мышления, которая характеризует свойства или взаимодействие предметов. Суждения бывают простые и сложные.
Простое суждение - «Тропический климат является жарким», и сложное - «Выпал снег, и посевы вымерзли».
Наивысшей формой мышления является умозаключение, с помощью которой одно или несколько суждений приводят к логическому заключению. Здесь суждения называются посылками, взаимодействие которых подчиняется определенным правилам. Вот как раз виды умозаключений и изучаются логикой.
Познание для человека является средством достижения истины. В процессе эволюции была сформирована определенная структура мыслительного процесса, учитывая природные закономерности и свойства мозга человека. Исторически сложилось так, что связью между элементами мысли является логическая форма. В каждом мыслительном акте выделяется как сам предмет, так и мысль о свойствах этого предмета. Мысль о предмете взаимодействует с другими мыслями, проводя доказательные рассуждения.
Законы логики отражают объективные закономерности во взаимоотношениях между структурными частями мысли.
Логика ограничивается лишь изучением взаимодействия и возникновения причинно-следственных связей между формами мыслей, а другие аспекты мыслительного процесса изучаются другими сопряженными науками - философией, генетикой, психологией. То есть предметом формальной логики являются законы и формы истинного мышления. К задачам формальной логики относится установление правил, обеспечивающих стройность и последовательность истинного мышления.
Можно сделать вывод, что логика изучает общезначимые формы и средства мысли, используемые для рациональных познаний в любой области жизнедеятельности. Отсюда следует, что к предмету логики относятся:
Законы, согласно которым функционирует познавательное мышление.
Понятие, суждение, и, конечно же, умозаключение, в качестве форм процесса мышления.
Методы обретения новых выводных знаний - сходства, различия в процессах изменения, остатках и др.
Способы доказательств верности обретенных знаний - к примеру, прямое, косвенное доказательство и др.
Следовательно, логика исследует закономерности и структуру мышления. На основе законов логики обуславливается совершение правильных поступков.
Значение логики состоит в том, что логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов.
2. МЫШЛЕНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. В основе познания мира лежит необходимость его практического изменения. Материалисты, представители философского направления, которое исходит из того, что материя первична, а сознание - свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга) - вторично, считают, что мир и его закономерности познаваемы. Научной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотографии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, т.е. если не существует их образов в сознании человека). Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи) Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе познания.
Основой познания является практика. Практика является движущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходимо для того» чтобы раскрыть «тайны» природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.
В настоящее время практика поставила перед человечеством глобальные проблемы сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.
Все науки, в конечном счете, возникли из практических потребностей людей математика - из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия - из потребностей мореплавания, медицина - из потребностей борьбы с болезнями.
Как осуществляется процесс познания. Познание осуществляется в двух основных формах - в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Практика не выделяется в особую форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой (как критерием истины). Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятии. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения и восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.
Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т. д.). Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств: В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Человек обычно различает 3-4 оттенка черного цвета, профессионалы - до 40 оттенков.
Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
3. ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ И ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.
Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «клевета» - понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон - это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Клевета есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Но эти различные явления мыслятся одним и тем, же способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, б, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение между указанным лицом и освобождением от уголовной ответственности отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков; эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) - так обозначается понятие о предмете суждения - и Р (предикат) - понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного типа: S - Р, где S и Р - понятия, входящие в суждения, а знак «-» - обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «-» - любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания.
Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Смирнов - свидетель» - с необходимостью вытекает новое суждение: «Смирнов не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Следовательно, можно выделить нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.
Рассмотрев основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в каждой из них нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления,- это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
При рассмотрении закона мышления необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения.
Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной.
Истинность мыслей по содержанию - необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен и из истинных суждений.
В одной из своих работ Ф. Энгельс раскрывает ошибку в рассуждениях своего идейного противника и в связи с этим проводит следующую аналогию: «Это вполне в духе того старого майора, который приказал позвать своего вольноопределяющегося: «Послушайте! Вы, говорят, доктор,- заходите же ко мне время от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдется, кого полечить».
Вольноопределяющийся: «Виноват, господин майор, я доктор философии!»
Майор: «Это для меня безразлично, доктор есть доктор». Ошибка в рассуждении майора связана с отождествлением нетождественных понятий: «доктор» в значении врач и «доктор» как человек, имеющий ученую степень доктора философии, что, конечно, не одно и то же. Поэтому из истинных суждений «доктор - это человек, который лечит» и «вольноопределяющийся - доктор» получено ложное заключение «вольноопределяющийся - это человек, который лечит». Понятие, которое должно связывать суждения, в действительности их не связывает. Рассуждение построено логически неправильно.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Так, в приведенном примере отождествление нетождественных понятий связано с нарушением требования закона тождества.
Закон мышления - это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Таким образом, верный результат в процессе рассуждения мы получим при соблюдении двух условий: 1) если мысли, из которых строится рассуждение, будут истинными по содержанию и 2) если процесс рассуждения будет логически правильным, т. е. подчиненным законам мышления. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности...».
Следует различать формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания, обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.), обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики - законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие - являются не только законами объективного мира; они действуют и в мышлении и являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет глубоко и полно воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, существующие в них внутренние противоречия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить диалектику вещей.
Законы и формы мышления представляют собой отражение в сознании человека свойств, связей и отношений предметов объективной действительности.
4. ЛОГИКА И ЯЗЫК
логика сознание суждение язык
Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Комплексное изучение языка осуществляется особой наукой - семиотикой (общей теорией знаковых систем), которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксис - это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка - эмоционально-психологические, эстетические, экономические и другие практически значимые отношения носителя языка к самому языку.
Языки делятся на естественные и искусственные.
Естественные, или национальные, языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передаче накопленной в процессе материально-практической деятельности информации и для удовлетворения потребности в общении между людьми. Естественные языки отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.
Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются не собственными средствами, а с помощью другого, как правило, естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называется метаязыком, а второй - языком-объектом. Метаязык при этом должен обладать более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.
Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике и т. д. Искусственный формализованный язык используется и логической наукой для теоретического анализа мыслительных структур.
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов, имена свойств, предложения.
Имена предметов - это отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы.
Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом.
По составу различают имена простые, которые не включают других имен («государство»), и сложные, включающие другие имена («спутник Земли»). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и бывает представлено в языке именем собственным (Аристотель,) или дается описательно (самая большая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета; в языке оно бывает представлено нарицательным словом (закон) либо дается описательно (европейское социалистическое государство).
Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» - к трехместным («Отец Дарит книгу сыну»).
Предложения - это выражения языка, посредством которых нечто утверждается или отрицается о явлениях действительности. Повествовательные предложения по своему логическому значению выражают истину либо ложь.
Алфавит языка логики предикатов, отражая и следуя за семантическими категориями естественного языка, включает следующие виды знаков (символов):
) а, b, с,... - символы для единичных имен предметов; их называют предметными постоянными(константами);
) х, у, z,... - символы общих имен предметов; их называют предметными переменными;
)Р1, Q 1, R 1, …; Р2, Q 2, R 2, …, Р n, Qn, Rn - символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 - одноместный, 2 - двухместный, п - местный. Их называют предикатными переменными;
)p, q, r - символы для высказываний, которые называют высказывательными или препозиционными переменными;
)", $ - символы для кванторов, " - квантор общности, он символизирует выражения: все, каждый, всякий, всегда и т. п. $ - квантор существования, он символизирует выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;
) логические связки:
Ù - конъюнкция (соединительное «и»);
Ù - дизъюнкция (разделительное «или»);
® -импликация (союз «если..., то...»);
º - эквивалентность (союз «если и только если..., то...»);
Ø - отрицание («неверно, что...»);
) технические знаки: (;) -левая и правая скобки.
Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.
Второй этап построения языка логики предикатов - это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.
С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить грамотно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика - необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог.
Мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.
Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.
Целью данной работы являлось изучение предмета логики. В ходе работы были изучены предмет, объект и значение логики, рассмотрено мышление как главный предмет изучения логики, раскрыто понятие о логической форме и логическом законе, рассмотрена взаимосвязь логики и языка.
И в заключение необходимо отметить, что человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых - парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. Но добыть истинное знание, пусть даже не полное, не окончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавших истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили эксперименты на себе. Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил о том, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абачиев С.К. Формальная логика с элементами теории познания: учебник для вузов / С. К. Абачиев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 635 с.
.Александров Д.Н.. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. - М.: Флинта Наука, 2002. - 168 с.
.Гетманова А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. - М.: КноРус, 2012. - 416 с.
.Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления/Д.А. Гусев. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 190 с.
.Демидов И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 347 с.
.Дмитревская И.В. Логика / И.В. Дмитревская. - М., 2013. - 384 с.
.Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов / А. А. Ивин. - М.: Высш. шк., 2004. - 304 с.
.Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2004. - 287 с.
.Логика: учебник для юридических вузов / Под ред. В. П. Сальникова. - СПб.: Лексикон, 2001. - 320 с.
.Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 240 с.
.Ломиворотов М. М. Логика для юристов: Учеб. пособие в схемах и упражнениях/М.М Ломиворотов. - Волгоград, 2006. - 32 с.
.Михайлов К.А.. Логика. Практикум: учебное пособие для бакалавров / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. - М.: Юрайт, 2012. - 509 с.
.Никифоров А. Л. Логика/А.Л. Никифоров. - М., 2001. - 224 с.
.Рузавин Г. И. Логика: Практический курс: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 256 с.
.Тымцяс В. Г. Логика: Курс лекций / В. Г. Тымцяс. - М.: ПРИОР, 1999. - 160 с.
.Челпанов Г. И. Учебник логики/Г.И. Челпанов. - М.: Прогресс, 1994. - 248 с.