Организация внеклассной работы по физике в средней школе
Введение
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на конференции, вечере, с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет полистать дополнительную литературу.
Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этих требований содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности.
Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Возвращаясь к принципу развития познавательного интереса необходимо отметить, что сегодня особенно актуален призыв «Учить физике интересно!». Ведь через интерес к материалу и занятию пробуждается интерес к физике, а потом и к другим естественно - научным дисциплинам; ведь этот интерес порождает заинтересованность процессом обучения, самообразованием и через них - трудом, творчеством. Так, цепочка, у начала которой находится интересно организованное занятие или внеклассное мероприятие, завершается социально важным результатом: формированием желания и умения трудиться. Познавательный интерес занимает ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности; нет ни одной проблемы в учебной познавательной деятельности, которую можно было бы решать без опоры на интерес.
Всю совокупность внеклассных занятий по содержанию можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые учебные, из-за особых обстоятельств проводимые во внеурочное время. Они тесно связаны с уроками и направлены на то, чтобы все учащиеся овладели программным минимумом знаний, умений и навыков, что чрезвычайно важно для осуществления всеобщего среднего образования. Их участниками, как правило, бывают ученики, пропустившие занятия и отстающие, а так же хорошо успевающие ученики, получившие задания от учителя подготовить к одному из уроков сообщение, реферат или желающие обсудить какой-либо вопрос физики, решить задачу повышенной трудности и т.д. Основной формой занятий в этой группе служит консультация.
Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, содержание которых хотя и связано с уроками, но выходит за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения учащихся по физике и технике. Основная цель этих занятий - расширение кругозора школьников, развитие их творческих способностей, интереса к физическим и техническим знаниям, творчеству. Формы этой группы внеклассных занятий весьма разнообразны: физические кружки, вечера физики, конференции, олимпиады и конкурсы, недели физики в школе, выпуск стенгазет, бюллетеней по физике и технике, организация тематических выставок, изготовление физических приборов и пр.
1. Организация внеклассной работы по физике в средней школе
Развивать у учащихся интерес к науке, изучающей окружающий нас мир с его законами, прививать интерес к его познанию необходимо начинать не тогда, когда ребята приступают к изучению физики в 7 классе, а раньше. Конечно, младшие школьники на уроках природоведения изучают окружающий мир, но им никто не объясняет причину его изменения и не акцентирует внимание на том, что есть такая наука физика, которая может ответить на большинство вопросов учащихся. Поэтому в рамках недели физики можно организовать экскурсии младших школьников в кабинет физики, организовать проведение с ними познавательных бесед, привлекая к организации учащихся старших классов. Так же стоит отметить, что для младших школьников в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность, которая рождается из потребности во внешних впечатлениях. И, как следствие, младших школьников привлекает интерес и занимательность. Поэтому экскурсии в кабинет физики должны сопровождаться демонстрацией занимательных опытов с пояснениями в доступной форме. [1]
Познавательные беседы должны иметь игровые моменты, обязательно должна решаться какая-то проблема, ведь подлинный интерес к познавательному содержанию материала у ребят возникает только в тех случаях, когда линия действия персонажей связана с поиском решения научной проблемы и все события развертываются вокруг этой проблемы. Поэтому, предлагаемая разработка для младших школьников «Греет ли шуба?», сочетая в себе и элементы игры, и новизны, и постановку проблемы, поможет ребятам в ходе обсуждения с персонажами игры, где-то вспоминая и свой, пусть небольшой, житейский опыт, узнать, что шуба не греет потому, что если бы она грела (как плитка), то отдавала бы тепло. Оказывается шуба только мешает теплоте нашего тела уходить от него. В конце обсуждения учащиеся сами должны дать общий вывод.
Сложность данного мероприятия состоит в том, что ребята-ведущие должны быть общительны, находчивы, свободно беседовать с малышами и не паниковать, потому что нельзя предугадать все возможные «почемучки» ребят. При проведении данного мероприятия младшие школьники не только познают окружающий их мир, но и пытаются логически мыслить, излагать свою точку зрения, с помощью старшеклассников разбираются я явлением теплопроводности. Общение не с учителем, а с ровесниками своих братьев и сестер создает непринужденную обстановку. И, хотя в этом возрасте еще не сильно проявляется познавательная деятельность учащихся, но если у некоторых возникнет желание полистать журнал, например «Юный техник», «Техника-молодежи», можно говорить о том, что была проложена узкая тропинка к предмету «Физика» и надо эту тропинку расширять, чтобы к 7 классу ребята не боялись нового предмета, а имели бы за плечами уже какой-то багаж знаний. [2]
Подростка (7-8 классы) в обучении привлекает возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Поэтому познавательная потребность является одной из доминирующих потребностей данного возраста. При её удовлетворении у учащегося формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебному предмету. Подростка привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственный связи: «Физика нравится мне потому, что интересно знать обо всем, что меня окружает. Мне интересно, например, почему в одних предметах мы видим свое отражение, а в других нет».
Поэтому внеклассная работа строится исходя из того, что маленькие победы учащихся - похвала учителя за интересное сообщение, кроссворд и т.д. обеспечивает им такое эмоциональное состояние, которое закрепляет положительное отношение к предмету. Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, готовят сообщения к уроку. Конечно, где-то могут быть и ошибки, но необходимо приветствовать желание ребят заниматься этим.
Несколько лет назад учитель изготовил из склеенных спичек модель катапульты, его одноклассники с интересом рассматривали тонкую работу, проверяли действие, обсуждали.
Ребята с удовольствием изготавливают дидактический материал: карточки с «окошками» для проверки знаний формул, физическое домино, формулы на кубиках, тесты.
При проведении недели физики ребята рисуют стенгазеты, но необходимо помочь им определиться с материалом. При проведении внеклассного мероприятия, так как ребята в этом возрасте очень эмоциональны, проводить конкурсные программы пока не стоит, наиболее приемлемо проведение викторин, где могут быть и задания на знание формул «поднимись по лесенке» и «бег по кругу», когда ребята по очереди отвечают на вопросы, и «разгадай кроссворд», где можно использовать работы учащихся. Так как ребята очень стремятся походить на взрослых, можно провести конкурсную программу, которая поможет им самоутвердиться, пообщаться со сверстниками в составе команды и, конечно же, активизировать их познавательную деятельность.
«Здравствуй, физика!» - конкурсная программа для учащихся 7 классов. Подготовка команд заключается в выполнении домашнего задания - изготовить физическое лото. Назначаются ведущие и ассистенты-лаборанты, которые подбирают и изготавливают нужные для конкурса предметы: карточки с буквами, кубики с обозначениям физических величин и другие.
Интересно задание по составлению физических терминов из букв, предложенных ассистентами. Данное задание - на скорость выполнения.
Творческие способности участников проявляются в «конкурсе артистов», где необходимо придумать, как изобразить физический прибор, тело или явление.
Название конкурса «Знаешь ли ты формулы» говорит само за себя. Его особенность состоит в том, что на гранях кубиков написаны обозначения физических величин, используя которые составляются физические формулы (кто быстрее).
«Конкурс капитанов» - экспериментальный конкурс, где ребята показывают свое умение работать с приборами, комментировать выполнение задания.
«Кроссворд наоборот» - найти соответствие с номером ответа слова кроссворда. Это задание также на скорость выполнения.[4]
Задание-загадка для команд под названием «Черный ящик» предлагает ребятам по стихотворной строке с описанием угадать предмет. Творческий конкурс «Домашнее задание» заключается в оформлении карточек-полей для игры и фишек, которые ребята самостоятельно зашифровывают, рационально и аккуратно оформляют. По окончании конкурсной программы все желающие могут поиграть и проверить свое знание формул, физических величин.
Целью организации такого соревнования являются не количественные показатели, а активизация познавательной деятельности учащихся.
1.1 Виды организационных форм обучения физике
В основе организации процесса обучения в современной школе лежит классно-урочная система.
Возникла классно-урочная система на рубеже XVI-XVII вв. благодаря трудам великого педагога Я.А. Коменского. Данной форме обучения исторически предшествовали индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения. Индивидуально-групповая форма организации обучения постепенно заменялась групповой, которой, в свою очередь, пришла на смену классно-урочная система.
За прошедшее время классно-урочная система совершенствовалась и развивалась. Характерными признаками этой организационной системы обучения на сегодняшний день являются:
- постоянный состав учебных групп учащихся;
- учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;
- строго определенное расписание учебных занятий;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
- ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс;
- систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Классно-урочная система организации учебных занятий обладает целым рядом достоинств: она обеспечивает организационную четкость и упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса, систематичность и последовательность обучения, постоянное эмоционально-нравственное воздействие личности педагога на учащихся, взаимодействие между учениками в процессе коллективной работы и многое другое.
Основной организационной формой обучения в школе является урок.
Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников. [12]
Кроме уроков, которые проводятся в соответствии со школьным расписанием и в помещении школы, система учебных занятий включает в себя такие организационные формы, как экскурсии, факультативные занятия, практические занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, посещение лекций в культурно-просветительных учреждениях (например, в планетарии) и т.д. Так, лабораторные работы и работы физического практикума, число которых достаточно велико в курсе физики, - это формы практических занятий. Все эти формы занятий составляют единую организационную систему обучения, воспитания и развития школьников. При планировании учебной работы необходимо учитывать и использовать все формы организации учебных занятий.
1.2 Современный урок физики, как система, элементы которой направлены на достижение основных целей обучения
Прежде всего, современный урок рассматривается как система, все элементы которой направлены на достижение основных целей обучения, на формирование активно мыслящей, самостоятельной личности, обладающей развитыми творческими способностями, сами компоненты системы, и их структура разными авторами определяются по-разному. Так, И.Я. Лернер компонентами процесса обучения и, следовательно, урока как части процесса обучения считает учебный материал (его содержание), учителя и учащихся. М.И. Махмутов уточняет предложенную систему: структурными компонентами процесса обучения можно считать содержание учебного материала, методы обучения, способы деятельности, формы и средства обучения1. Более детально фиксирует компоненты урока Г.Д. Кириллова: цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации3. Однако, несмотря на различия в понимании содержания системы компонентов урока, педагоги и методисты сходятся в требовании единства и взаимосвязи между всеми компонентами.
Прежде чем определить систему современный урок физики, остановимся на одном чрезвычайно важном вопросе. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя на уроке - чего он хочет добиться, потом установить средство - что поможет достижению цели, а затем определить способ - как действовать, чтобы достигнуть цели. Очевидно, что нечетко сформулированная цель урока усложняет процесс деятельности учителя и искажает заранее планируемый результат. Однако, поскольку цель урока ставится заранее, до начала его практического осуществления (речь идет и о подготовке, и о проведении урока), мы позволим себе упростить систему и не рассматривать цель как компонент урока.
Итак, современный урок физики - это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.
Говоря о содержании учебного материала, следует иметь в виду два требования, которые позволяют сделать урок физики истинно современным. Первое требование заключается в соответствии содержания образования уровню современной науки - физики. В соответствии с Законом «Об образовании» учитель физики и школьная администрация вправе сами определять требуемый в том или ином учебном заведении уровень физического образования и соответственно учебники, и учебные пособия.[14]
Второе требование к содержанию учебного материала современного урока физики касается его структурирования. Выделив систему элементов научных знаний и способов умственной и практической деятельности, учитель должен определить логику, структуру развертывания этих элементов на уроке. Как известно, «набор» компонентов (в данном случае элементов знаний) не определяет свойств целого (содержания).
В зависимости от формы организации учебного процесса, структуры урока, этапов «разворачивания» учебных ситуаций урок приобретает тот или иной вид. Классификация уроков, определение их типов и видов является проблемой дидактики. Существует достаточно много различных классификаций уроков, зависящих от оснований классификации - по составу урока, этапам его проведения, его содержанию, способам проведения и т.д. Наиболее эффективной и логически стройной представляется классификация уроков по цели организации занятий, предложенная М.И. Махмутовым. В соответствии с этой классификацией все уроки можно разделить на уроки:
·изучения нового материала;
·совершенствования знаний;
·обобщения и систематизации;
·комбинированные;
·контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Главное назначение урока изучения нового материала (изучения, но не объяснения, изложения, усвоения и пр.) заключается в том, чтобы добиться овладения учащимися новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких задач, как усвоение новых знаний и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных отношений (см. таблица 1).
Основным содержанием урока совершенствования знаний, умений и навыков учащихся является применение знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний учащихся и многое другое, что способствует совершенствованию знаний школьников.
Таблица 1.
Типы и виды урока
Типы уроковВиды уроков1.Уроки изучения нового учебного материалаа) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) г) урок выполнения теоретических исследований д) смешанный урок (сочетание различных видов уроков на одном уроке)2.Уроки совершенствования знаний, умений и навыкова) урок решения задач б) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений) в) урок - лабораторная работа г) урок-экскурсия д) семинар3.Уроки обобщения и систематизации 4. Комбинированные урокиСюда входят основные виды всех пяти типов уроков5.Уроки контроля и коррекции знанийа) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) зачет г) зачетная практическая (лабораторная) работа д) контрольная работа е) смешанный урок (сочетание первых трех видов уроков)
Урок обобщения и систематизации знаний, сравнительно недавно появившийся в классификации уроков как самостоятельный тип, чрезвычайно актуален в связи с новыми целями образования, поставленными в последние годы перед школой. Развитие учащихся, формирование их умственных и творческих способностей невозможно без предъявления структуры знания и отраженных в ней этапов процесса познания.
Комбинированный урок организуется с целью решения в комплексе задач первых трех типов уроков.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков. На уроках контроля и коррекции знаний частично реализуются и функции других типов уроков.
Исходя из всего вышесказанного, основываясь на логике процесса обучения, дидактических и методических принципах обучения физике и закономерностях преподавания, можно определить основные правила организации современного урока физики.
Первое правило - определить цель урока. Поскольку в уроке отражаются образовательная, воспитательная и развивающая функции учебно-воспитательного процесса, целесообразно сформулировать образовательную цель (усвоение новых физических знаний, формирование умений и пр.), воспитательную цель (формирование мировоззрения, политехническое, эстетическое и нравственное воспитание и пр.) и цель развития (формирование приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы и пр.).
Второе правило - подготовить содержание учебного материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить систему задач, практических и самостоятельных заданий для учащихся; подготовить оборудование для урока (демонстрационный эксперимент, раздаточные материалы и пр.).
Третье правило - уточнить тип и вид урока. Последовательность решения дидактических задач должна приводить к достижению всех целей урока.
Четвертое правило - выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и уровнем подготовленности учащихся. [13]
Пятое правило - определить структуру урока, соответствующую целям, содержанию и методам обучения. Урок должен характеризоваться четкостью организации отдельных этапов уроки (начало урока, актуализация знаний, изучение нового материала закрепление и повторение, контроль знаний, домашнее задание и т.д.) и целостностью. Обязательно должна быть определена единая логика развертывания деятельности учителя и учащихся, что обеспечит эффективное управление учителем учебно-познавательной деятельностью школьников.
1.3 Структура урока физики как целостная система
Урок как педагогическая система имеет свой состав и свою структуру. Он состоит из разных частей, компонентов и элементов (вводной части, оргмомента, опроса, объяснения, средств, приемов и способов решения задач урока и т.п.), которые связаны и взаимодействуют в определенной последовательности. Состав урока, его отдельные элементы могут рассматриваться по-разному: как этапы урока, учебные ситуации, звенья учебного процесса и пр.
Структура урока рассматривается, вообще говоря, на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. Поскольку нас интересует (в рамках методики преподавания физики) структура современного урока физики, ограничим себя рассмотрением структуры урока на методическом уровне.
Уроки разных типов и видов имеют, безусловно, различную структуру; даже уроки одного и того же вида, решающие одни и те же дидактические задачи, использующие один и тот же учебный материал, могут иметь совершенно различный состав и структуру.
Рассмотрим более подробно структуру одного из самых типичных уроков физики - урока изучения нового материала и методическую работу учителя физики, связанную с подготовкой подобного урока.
1.Актуализация прежних знаний и способов деятельности учащихся предполагает воспроизведение и применение ранее усвоенных знаний (в любой форме), стимулирование познавательной деятельности школьников, их мотивацию и контроль со стороны учителя.
2.Формирование новых знаний и способов деятельности учащихся - центральный этап урока изучения нового материала. Методика организации изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знания), определение средств и методов обучения, форм организации учебного процесса.
.Применение новых знаний, включающее повторение и закрепление вновь изученного материала, организуется учителем в любой целесообразной для данного урока форме, с использованием любых дидактических средств обучения.
4.Домашнее задание - обязательный компонент урока физики. Изучение физики невозможно без самостоятельной домашней работы учащихся.
Прежде всего возникает вопрос: обязательна ли предложенная последовательность названных компонентов структуры? Всегда этапы урока соответствуют рассмотренной структуре? Разумеется, нет. Этапы урока учитель организует, сообразуясь с самыми разными факторами (цели урока, содержание учебного материала, уровень умственного развития школьников, и т.д.), которые в итоге и определяют последовательность учебных ситуаций. Так, домашнее задание совершенно не обязательно давать в конце урока. Иначе говоря, домашнее задание учитель дает в любой удобный для него момент урока.
Итак, в чем же состоит работа учителя физики в процессе подготовки и проведения урока изучения нового материала? Остановимся последовательно на каждом этапе урока.
. Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, типичный для традиционной, «старой» структуры урока. Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными для данного урока, т.е. «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация предполагает и психологическую подготовку ученика: возбудить интерес к изучаемой теме, создать эмоциональный настрой и т.д. Учителю на этом этапе урока необходимо также оценить степень готовности класса и отдельных учеников к восприятию нового материала.
Какими же способами, с помощью каких методических приемов можно организовать актуализацию?
Рекомендуется ограничить период актуализации знаний 5-10 минутами и проводить ее в форме фронтального опроса. Насколько правомерно игнорирование устного опроса? Или, быть может, он все-таки необходим, но организовывать его нужно как-то иначе, более современно?
Как подсчитал В.Ф. Шаталов, учащиеся разговаривают в течение школьного дня в среднем две минуты (!). Для того чтобы овладеть любым учебным предметом, в том числе и физикой, необходимо овладеть языком этого предмета. Лишь только ответы на вопросы учителя или краткие высказывания недостаточны для формирования и развития у учащихся языка физики. Надо школьников учить «говорить». Проведение устного опроса - один из путей развития речи ребенка. [11]
Итак, опрос необходим, но организовывать его надо так, чтобы учащиеся всего класса были вовлечены в работу, чтобы происходила именно актуализация знаний всех учеников. Опыт организации современных уроков физики дает возможность использовать целый спектр приемов подобной работы. Это реферирование и дополнение ответов товарищей, коллективная оценка с обоснованием полноты ответа, подготовка вопросов со стороны класса по ходу выступления отвечающего ученика и многое другое. Дело учителя определять дозу тех или иных способов актуализации знаний.
В процессе организации устного индивидуального или фронтального опроса учитель физики применяет самые разнообразные средства обучения и методические приемы. Широко используется работа с учебником (текстом, справочными материалами, заданиями и вопросами, графиками и рисунками), работа с раздаточными дидактическими материалами и пр.
Одним из способов актуализации знаний учащихся на уроках физики традиционно является решение задач. В процессе анализа и обсуждения физических задач учитель проверяет усвоение учащимися знаний и их подготовленность к изучению нового материала.
Многие учителя физики используют кратковременные практические работы, в процессе проведения которых осуществляется актуализация прежних знаний. Возможны и иные способы актуализации, в том числе и письменные работы учащихся, важно лишь, чтобы данный этап урока соответствовал своей цели - актуализации знаний и способов деятельности школьников.
. Второй компонент структуры урока изучения нового материала - формирование новых знаний и умений учащихся - является важнейшим, ключевым моментом урока. Данный этап урока требует от школьников большого умственного напряжения. Они должны воспринять новый материал и осознать его, зафиксировать для себя самое главное и важное, увидеть взаимосвязь и логику между отдельными элементами знания, понять роль опытов и демонстраций, используемых учителем, и т.д. В зависимости от методов, применяемых учителем в процессе объяснения, учащиеся могут привлекаться к самостоятельному поиску и решению творческих проблем.
Прежде всего учитель определяет основные элементы знаний, которые должны быть усвоены школьниками. Это могут быть факты, понятия, физические величины, законы, знания о способах действия и пр., но в любом случае на уроке изучения нового материала их будет не более двух-трех. В этом состоит первый методический шаг в подготовке учителя.
Для введения основных новых элементов знаний учитель в процессе объяснения использует демонстрационные опыты, математические выкладки, сравнения и аналогии, иллюстрирующие учебный материал, исторические справки и многие другие средства обучения. Для того чтобы помочь школьникам отделить главное от второстепенного, увидеть взаимосвязь между главными элементами знания, главными и второстепенными, учебный материал должен быть четко структурирован. Разработка логики, структуры учебного материала - второй шаг в подготовительной работе учителя, связанной с содержанием нового учебного материала. Соответственно логике «разворачивания» учебного материала учитель определяет систему методов и средств, а следовательно, и учебных ситуаций, которые будут организованы на данном этапе урока.
Следующая задача, которая должна стоять перед учителем физики, заключается в том, чтобы разработать наглядный образ вновь изученного материала. К сожалению, многие учителя об этом не заботятся. В VII-VIII классах школьники часто уходят с урока физики с тетрадью, в которой кроме даты и темы урока ничего не записано (на тех уроках, где нет решения задач). Задиктовывание формулировок или каких-либо важных положений не меняет сути дела. И формулировка, и другие утверждения есть в учебнике физики, и повторная запись их малоэффективна. В старших классах данная проблема не стоит так остро. Прежде всего, математическая логика в ряде случаев может соответствовать логике введения нового материала (понятия, закона, физической Величины др.) и создавать наглядный образ. Кроме того, уровень развития мышления старших школьников гораздо выше, чем в подростковом возрасте. У учителя появляется возможность использовать обобщающие схемы и таблицы; информация, поданная в обобщенном, структурированном виде, и представляет собой подобный образ.
Следует также иметь в виду, что структура учебного материалa, разработанная учителем «для себя» в виде плана, схемы и пр., как правило, не может быть экстраполирована на детское восприятие образа. Необходима самостоятельная разработка этого образа, который затем будет представлен на классной доске и зафиксирован в школьных тетрадях.
Использование «наглядных образов» позволяет сделать объяснение материала более наглядным, более понятным. Общеизвестно, что восприятие учащимися нового материала, сопровождающееся наглядными иллюстрациями, существенно повышает эффективность учебного процесса. Кроме того, подобного рода образы, раскрывающие логику и структуру процесса учебного познания, способствуют систематизации знания.
- Третий компонент структуры урока изучения нового материала - формирование умений и навыков, т.е. отработка и применение вновь полученных знаний и способов деятельности. На данном этапе урока учитель обсуждает изученный материал, работает с текстом учебника, решает качественные и вычислительные задачи, проводит кратковременные практические работы и т.д. Может также на данном этапе проводиться обобщение и систематизация как нового материала, так и изученного ранее. Методы, приемы, средства обучения, которые учитель физики использует для организации различных учебных ситуаций на данном этапе, очень разнообразны и зависят прежде всего от мастерства самого учителя. [8]
4.Домашнее задание - четвертый компонент методической структуры урока. Домашнее задание, домашняя самостоятельная работа учащихся является необходимой частью учебно-воспитательного процесса. Однако когда речь идет об обучении физике, т.е. об учащихся VII-XI классов, аргументы в пользу необходимости самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения домашнего задания с очевидностью превалируют. Наиболее существенные из них - воспитательные: некоторые обще-учебные умения должны превратиться в личностные качества школьника. Например: воспитание самостоятельности и ответственности, умение преодолевать трудности, распределять время, планировать свою деятельность и пр. Кроме того, учитель должен предоставить возможность школьникам додумать, разобраться во вновь изученном материале, принимая во внимание различную скорость восприятия нового разными учениками.
Практика работы школы показывает, что домашние задания, которые предлагают учащимся большинство учителей физики, носят стереотипно-шаблонный характер - перечень параграфов и упражнений или задач. Изображение домашнего задания в правом верхнем углу доски - плохая традиция школы. Это «слепая» часть зрительного поля, поскольку внимание распределяется по диагонали от левого верхнего края до правого нижнего. Если учитель не обратит внимания школьников на запись домашнего задания, то ученики вполне могут ее не увидеть.
Процесс обучения физике становится существенно более эффективным, когда учитель обдумывает не только объем, но и характер домашнего задания. Любое домашнее задание обязательно должно быть мотивировано, учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности. Можно сформулировать несколько правил, которые должен учитывать учитель при планировании домашнего задания. Среди них:
- домашние задания должны быть разнообразны по форме и характеру предполагаемой деятельности школьников;
- домашние задания должны быть максимально дифференцированы;
- необходимо обязательно контролировать выполнение домашнего задания (самыми разнообразными способами, с оценкой или без нее и т.д.).
Иными словами, подготовка, организация, планирование домашнего задания - самостоятельный компонент структуры и этапа урока физики.
Какими же могут быть эти разнообразные формы домашнего задания? Рассмотрим, например, как можно организовать работу учащихся с текстом параграфа учебника, который практически всегда задается учащимся на дом на уроке изучения нового материала. Вместо сухого указания «параграф номер...» учитель может предложить школьникам:
·- подготовить пересказ текста;
·- составить план ответа;
·- подготовить рассказ (о физической величине, понятии, законе) в соответствии с «обобщенным планом»;
·- подготовить рассказ о самом главном в параграфе за 2-3 минуты;
·- выучить наизусть (определение, формулу, вывод и т.д.);
·- ответить на вопросы после параграфа;
·- подготовить вопросы для своих товарищей по тексту;
·- разобрать самостоятельно фрагмент параграфа (или полностью);
·- разработать структурно-логическую схему учебного материала;
·- составить самостоятельно задачу на рассмотренную в тексте ситуацию или формулу и т.д.
Однако в процессе обучения физике возможны нетрадиционные структуры изучения нового материала. Кроме названной выше лекции изучение нового материала может быть организовано учителем в ходе практической или лабораторной работы, на уроке решения задач, в процессе самостоятельной исследовательской работы и пр. Очевидно, что структура урока в подобных случаях несколько меняется.
1.4 Обобщающий урок физики
Обобщающий урок физики - сравнительно новый тип урока, по многим признакам отличающийся от традиционного повторительно-обобщающего урока. Целью повторительно-обобщающего урока является, прежде всего, повторение и закрепление материала, а также его обобщение в том или ином систематизированном виде (чаще всего с помощью таблиц, в которые заносится изученный школьниками учебный материал). Организуется подобный урок в конце изучения темы или раздела курса. Целесообразность повторительно-обобщающих уроков не вызывает сомнения; они достаточно популярны среди учителей физики.
Однако обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. В чем же наиболее существенные отличия?
Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На обобщающем уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Отдельные элементы системы (наблюдаемые явления, опыты, фундаментальные физические опыты, понятия, законы, методы физики и пр.) должны быть взаимно увязаны и структурированы. Причем именно структурирование знания, выстраивание его в определенной иерархической зависимости, когда знание представляется не в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала (что, как правило, имеет место на уроках повторения), а в соответствии с его познавательным значением, и является основной отличительной особенностью обобщающего урока. Изученный школьниками материал должен предстать перед ними в виде своего рода «вида сверху», когда основной физический материал выступает явно и четко, во взаимных связях; материал же второстепенный, обусловленный, строго говоря, методической целесообразностью, уходит в тень.
Обобщение, систематизация физического знания одновременно способствуют осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания. В этом состоит вторая существенная особенность обобщающего урока. Как уже говорилось ранее, содержание физического образования имеет в качестве неотъемлемого компонента знания методологического характера. Процесс познания в физике находит отражение в содержании учебного материала в самых разных формах (рассказ об истории того или иного открытия, борьбе идей и мнений, путях развития и становления физического знания и пр.), однако именно на обобщающем уроке логика процесса познания предъявляется учащимся в наиболее открытом виде.
Третьей существенной особенностью обобщающего урока физики, отличающей его от уроков повторения, является углубление приобретенных ранее знаний. При этом речь идет не о введении новых элементов знания (что в принципе возможно), а о понимании сущностных, наиболее значимых характеристик и связей, отраженных через структуру знания.
Таким образом, идея структурирования элементов физического знания является основной методической идеей разработки содержания обобщающего урока физики. [15]
Отметим также, что обобщающий урок физики не обязательно должен завершать изучение той или иной темы или раздела курса физики. Обобщающий урок может быть организован, например, на самом первом занятии: обобщенный материал темы преподносит учащимся в «готовом» виде сам учитель физики. Очевидно, что в этом случае речь идет об обобщении учебного материала, но не знаний учащихся. Обобщение знаний может проводиться, вообще говоря, на любом этапе изучения темы на уроке любого типа.
Остановимся более подробно на разработке структуры учебного материала обобщающего урока физики. Обобщение физических знаний может осуществляться на основе различных принципов, идей и на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий, отдельных физических картин мира и, наконец, на уровне единой современной физической картины мира. Рассмотрим урок обобщения знаний на уровне физической теории, поскольку она является основной структурной единицей учебного материала в школьном курсе физики.
Следует учитывать, что обобщение на уровне фундаментальных физических теорий (классической механики, термодинамики и статистической физики, электродинамики, квантовой физики) в школе не всегда возможно. Если обобщение классической механики и элементов молекулярно-кинетической теории доступно для учащихся - эти теории достаточно полно представлены в школьном курсе физики, то обобщение вопросов электродинамики осуществить сложно, а квантовой физики - просто невозможно. Теоретическое обобщение следует проводить прежде всего на уровне частных локальных физических теорий, таких, например, как электростатика, СТО, теория Резерфорда - Бора, теория фотоэффекта и пр., входящих в состав фундаментальных теорий.
Структура физической теории, представленная в виде основания, ядра, выводов и интерпретации теории, может быть использована для организации содержания обобщающего урока. Однако в силу «статичности» подобной структуры методологический характер знания, диалектика взаимосвязей отдельных элементов знания в них отражены слабо. Подобное обобщение материала может быть полезным для учителя физики при отборе основных элементов знаний, но мало эффективно для учащихся [11].
Более интересной и более целесообразной в познавательном и воспитательном отношении является структура знания (на уровне теории), представленная в динамике цикла познания: опытные факты -> гипотезы -> теоретические следствия -> эксперимент. Эта структура дает возможность не только повторить с учащимися основные элементы учебного материала, но и показать их методологическую значимость. Нельзя допустить, чтобы изученный материал предстал перед учениками как равнозначный перечень фактов, идей, законов и рассматривался как завершенная статическая схема, лишенная внутренних противоречий и проблем. Методологически чрезвычайно важно показать школьникам не итоги познания науки, а пути ее становления, динамическую структуру знания. Ученики должны получить знание о причинах развития физики, об источнике знания и критерии его истинности, о том, что знания объективны и содержат элементы относительного абсолютного, о развитии знания и познаваемости мира.
При обсуждении с учащимися обобщаемого материала прежде всего подчеркивается роль исходного факта в построении теории и в познании в целом. Факты представляют собой «строительный материал», из которого затем создается наука. Фактами могут быть как наблюдения, так и специально организованные эксперименты, называемые обычно в физике фундаментальными опытами. Общим для наблюдений и экспериментов, лежащих в основе теории, является то, что их результаты не могут быть объяснены уже существующими теориями. В этот момент возникают ситуации, которые физиками обычно характеризуются как «опасные скачки» и даже «безумные скачки» в истории физики.
Еще раз отметим, что обобщение учебного материала, осуществляемое на обобщающих уроках физики, может проводиться на разных уровнях. На уровне понятий обобщается материал при рассмотрении, например, видов взаимодействий или сил, видов движений и пр. Очень важны обобщающие уроки, в которых обобщение проводится на основе рассмотрения основополагающих философских положений: материя и ее виды; связь материи и движения; законы сохранения в физике как иллюстрация несотворимости и неуничтожимости материи и т.д. Немаловажны и обобщающие уроки политехнического характера, когда материал структурируется в соответствии с логической схемой: основные направления научно-технического прогресса -> виды производства -> технические объекты и процессы.
1.5 Учебные экскурсии по физике
Одной из организованных форм обучения физике в средней школе являются учебные экскурсии. До начала 90-х годов экскурсии включались в учебную программу по физике в качестве обязательной составляющей, и в каждом классе отводилось на проведение экскурсий определенное число часов. Сегодня же в существующих альтернативных вариантах программ, как правило, нет жестких требований к проведению учебных экскурсий, и в ряде программ экскурсии даже не упоминаются.
Изменения в системе обучения физике в общеобразовательных учреждениях, естественно, коснулись и экскурсий по физике. Если раньше учебные экскурсии носили в основном политехнический и профориентационный характер, то сегодня их целевой спектр значительно расширился. В частности, экскурсии по физике могут носить в условиях современной школы культурологическую, эстетическую и нравственно-этическую направленность. [6]
Организация и проведение экскурсии, как правило, включают четыре основных этапа:
- планирование экскурсии;
- непосредственная подготовка;
- проведение экскурсии;
- подведение итогов экскурсии.
Как любая другая форма учебной деятельности, экскурсии по физике должны быть органично включены в канву учебного процесса, поэтому планировать их следует в начале учебного года. Следует продумать цели конкретной экскурсии и в соответствии с избранной целью определить место и время ее проведения. Тематику экскурсий целесообразно определять комплексно, сообразуясь как с содержанием текущего учебного материала, так и с перспективой: опираясь на учебную программу, желательно запланировать взаимосвязанную тематику экскурсий на весь период обучения физике - сначала в основной школе, а затем на период обучения в старших классах.
Второй этап содержит два основных вида деятельности учителя. Во-первых, учитель должен решить организационные вопросы - договориться в учреждении, где проводится экскурсия, о дне и времени ее проведения, согласовать и решить вопросы финансирования экскурсии, получить разрешение на проведение экскурсии у администрации школы и т.д. Во-вторых, на этапе подготовки следует поставить определенные учебные задачи перед учащимися, составить список вопросов, ответы на которые дети должны получить во время экскурсии и которые затем послужат тезисами для обсуждения результатов экскурсии.
Учащиеся до экскурсии должны ясно представлять себе, на что им следует обратить внимание и в какой форме готовить отчет по экскурсии.
Во время третьего этапа, поскольку основные содержательные вопросы учителем уже разрешены, следует уделять особое внимание организационным вопросам. Во время проведения экскурсии учитель несет ответственность за здоровье и жизнь учащихся, по этой причине необходимо внимательно наблюдать за поведением учащихся, за соблюдением ими требований безопасности. Непосредственно перед началом экскурсии дети должны получить исчерпывающие инструкции по этому вопросу.
Заключительный этап экскурсии является чрезвычайно важным с точки зрения решения образовательных задач. Именно подведение итогов с учащимися позволяет обобщить и систематизировать увиденное ими на экскурсии, расставить нужные акценты, выделить основное.
Формы подведения итогов могут быть достаточно разнообразными: сочинения, фото- и видеорепортажи, газеты и др., но обязательно с последующими дискуссиями по их материалам.
Интересна практика организации межпредметных учебных экскурсий. В этом случае описанная работа на всех этапах проводится учителем физики совместно с коллегами. [1]
Объектами экскурсий могут быть научные лаборатории, конструкторские бюро, музеи, выставки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные площадки, пригородные объекты.
Учебные экскурсии вносят разнообразие в учебный процесс, способствуют развитию любознательности учащихся, которая при определенной систематической работе может перерасти в устойчивый интерес к учебному предмету. По этой причине учитель не должен отказываться от проведения учебных экскурсий по физике, даже если они не предусмотрены программой, а в меру собственных сил и возможностей конкретной школы, конкретного региона планировать и проводить учебную экскурсионную работу.
2. Обзор методической литературы
В настоящее время методическая литература, журнал «Физика в школе» и приложение «Физика» к газете «Первое сентября» предлагает разработки внеклассных мероприятий для повышения интереса к предмету, укреплении знаний учащихся по предмету в игровой форме, способствующих развитию кругозора, творческой активности учащихся и лучшего понимания окружающего нас мира.
Из книг для учителя стоит обратить внимание на «Занимательные вечера по физике в средней школе» И.Л. Юфановой, Москва, Просвещение», 1990 г. и книгу из серии «Библиотека учителя физики» И.Я. Ланиной «Не уроком единым: развитие интереса к физике», Москва, «Просвещение», 1991г. [4]
Книга «Занимательные вечера…» рассказывает об одной из форм внеклассной работы учителя - проведении физических вечеров, приводятся методические рекомендации по подготовке и проведению вечеров по физике, а также сценарии к отдельным вечерам.
Сценарий вечера «Невероятные путешествия» предполагает его проведение после изучения раздела «Кинематика» в 9 классе, так как конкурсные задания предусматривают знание учащимися основной задачи механики, понятия «система отсчета», умений строить графики. Программа вечера разбита на две части, включающие в себя такие конкурсы как «Движение и наблюдатель», «Донесение», «Любители животных», песенно-литературный конкурс и другие.
Вечер по динамике «Эффекты взаимодействий» предлагает заострить внимание учащихся не только на двух видах взаимодействия, изучаемых механикой Ньютона, но и на том важном факте, что действие одного тела на другое не является односторонним - тела взаимодействуют, сообщая друг другу ускорения. Вечер посвящен рассмотрению разнообразных взаимных действий тел друг на друга, в конкурсах речь ведется о законах динамики и о тех физических понятиях, которые связаны с взаимодействиями. Программа предполагает углубление знаний о 3-ем законе Ньютона - учащиеся должны перетянуть канат; подготовка к конкурсу « Интервью с космонавтом» требует от них ознакомиться с книгами, написанными космонавтами Ю.А. Гагариным, Г.С. Титовым, Г.Г. Береговым, А.А. Леоновым, а также с журнальными статьями о проблемах космических полетов.
Содержание вечера «Человек и энергия» определяется в соответствии с познавательными и воспитательными целями изучения данной темы в (классе. Так как энергия - это наиболее важное физическое понятие в науке, то оценка его важности для физических и биологических процессов - первая тема для обсуждения на данном вечере. С энергией тесно связано и понятие механической работы, поэтому в одном из конкурсов учащиеся вычисляют работу в различных, жизненных ситуациях. Интересны задания, в которых физические законы помогают познать самого себя и свои физические возможности.
Большое воспитательное значение имеют конкурсы, показывающие, как борются ученые, отстаивая свои идеи; конкурсы, демонстрирующие логику развития любых научных открытий.
Также на данном вечере рассматриваются технические данные машин и механизмов, облегчающих труд человека.
Занимательный вечер «Красота и гармония веществ в природе» проводится с учителем химии в конце I полугодия X класса. Участников этого вечера прежде всего удивляют резким несоответствием между сравнительно небольшим числом химических элементов (106) и многообразием окружающего мира.
Совпадения модельных представлений с реальными явлениями усиливают познавательное значение вечера в формировании мировоззрения учащихся. На примере воды предлагается задуматься над источниками красоты окружающих предметов. И, прежде всего, источником красоты является человек, его мысль, его удивительные способности.
В основу сценария вечера «Туда, где не слышно голоса» положена занимательная книга чешского писателя Л. Соучека с одноименным названием, посвященная развитию средств связи: телеграфу, телефону, радио, а также их изобретателям. Члены команд и зрители в процессе вечера знакомятся с историей развития средств связи. Удается проследить эволюцию средств связи - от проводной связи к радиосвязи, в том числе космической, поговорить о современных средствах связи.
Содержание вечера «Тайны световых лучей» опирается на необыкновенное разнообразие оптических явлений и их большое значение в жизни людей, доступность многих опытов и успехи отечественной промышленности. Девиз вечера - каламбур «Свет - это самое темное пятно в физике» внесет в атмосферу вечера шутку, смех.
В конце каждого сценария приводятся ответы на вопросы и конкурсные задания.
Книга И.Я. Ланиной «Не уроком единым…» интересна тем, что в ней описаны различные формы внеклассной работы по физике: физические вечера, конференции, устные журналы, выставки и т.д.; рассказано об организации и методике проведения всех предлагаемых видов внеклассной работы; подобрана литература для подготовки того или иного мероприятия; даны планы некоторых выставок, конференций, отдельные разработки и указания по организации вечеров, экскурсий, декады физики в школе и так далее.
В первой главе приводятся методики проведения научных конференций, вечеров занимательной физики, конкурсных вечеров, комплексных вечеров и конференций, КВН и физического хоккея. Очень интересен сценарий проведения конференции «Наука и нравственность», посвященной гуманистическим проблемам научного творчества. У Учащихся формируется представление о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной поэзии ученого.
Особого внимания заслуживают и вечера занимательной физики с описаниями значительного количества занимательных опытов и фокусов. [5]
Вторая глава посвящена проведению физических выставок в школе. Эта форма внеклассной работы относится к наиболее редко применяемым формам. Приводятся примеры проведения физических выставок «Физика в твоей будущей профессии», «Физика в профессии врача», «Физика и спорт», «Физика и музыка» и другие. Проведение выставок играет большую роль и в профориентационной работе, помогает почувствовать красоту науки и самого процесса познания.
В третьей главе приводится методика проведения в школе декады физики. Даются описания конкурса кроссвордов, рефератов, научных проектов, что способствует развитию творческой активности и самостоятельности учащихся; организации выставки книг по физике; часа открытых дверей в кабинете физики; работы школьного радиоузла.
Организации школьного научного общества посвящена четвертая глава данной книги. Приводится устав физического научного общества с указанием целей, вопросов членства, организационной структуры и премирования участников. Даны методики работы различных секций: «Лекторское бюро», «Теоретический отдел», «Библиографический отдел» и других.
Пятая глава рассказывает о возможности осуществления межпредметных связей во внеклассной работе по физике, что позволяет в большей степени стимулировать самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение пройденного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение знаний учащихся в результате организованного общения. Приводится методика организации и проведения коллективного творческого дела, посвященного вопросам освоения космоса.
Шестая глава посвящена нетрадиционным формам внеклассной работы: устный журнал и физический «огонек». При организации устного журнала широко применимы технические средства: диа- и кинофильмы, магнитофонные записи. На его страницах могут звучать и исторические сведения, и интересные факты, и комментарии к опытам, встречи с гостями и другое.
Физический «огонек» может включать как конкурсную программу, требующую специальной подготовки, так и конкурсы-экспромты. Эти мероприятия являются одними из самых популярных среди учащихся.
В научно-теоретическом и методическом журнале «Физика в школе» один из разделов содержания носит название «После уроков». В нем приводятся сценарии различных внеклассных мероприятий. Так в №1, 1997 г. физический спектакль «Заседание КОАПП» показывает физику в живой и неживой природе, укрепляет межпредметные связи, знакомит с элементами бионики, развивает умения учащихся пользоваться дополнительной научно-популярной литературой.
В №3, 1997 г. представлен план проведения вечера «Кошка и физика», который интересен тем, что на закономерностях поведения кошки расширяются и углубляются знания по физике, при работе с научно-популярной литературой ребята учатся готовить сообщения, выделять главное. Учащиеся готовят доклады, оформляют их, комментируя иллюстрации. Задания к вечеру готовят по группам, и по окончании работа оценивается жюри. Раздел «После уроков» есть почти в каждом номере журнала. [7]
В газете «Физика» - приложении к газете «Первое сентября» внеклассной работе посвящен раздел «Игры? Не только…». Из публикаций: в № 41, 1999 г. приводится сценарий «Интеллектуальный марафон» для 11 класса. Начинается он исторической справкой от времен Архимеда до наших времен, затем учащиеся выступают с сообщениями о применении лазера, литографии, приводят примеры забавных и поучительных историй, произошедших с учеными-физиками. Далее учащиеся делятся на две команды и проводится «Интеллектуальный бой», включающий в себя задание по объяснению демонстрируемого явления; литературное задание; задание на знание физических формул и умение применять их при решении задач. Мероприятие заканчивается сообщениями ребят и подведением итогов «Интеллектуального марафона». [10]
В № 44, 1999 г. предлагается занятие-игра для 10 класса «Звездный час». К части заданий готовятся плакаты и учащиеся, отвечая на вопросы, должны поднимать номер ответа, соответствующий правильному ответу на плакате. Ребята в процессе игры показывают знание физических явлений, измерительных приборов, терминов; выполняют опыты и, работая с литературными отрывками, выделяют физические явления и их характеристики.
Внеклассная работа в 9-11 классах, тоже основываясь на особенностях личности старшеклассников, может строиться следующим образом. Старшеклассники вполне могут справиться с оформлением школьного стенда по физике, готовить информационные листки. Ведь в этом возрасте у ребят усиливается общественная направленность личности ученика, потребность принести пользу другим людям. Они с удовольствием откликаются на просьбу помочь или в изготовлении плаката, или в организации мероприятия. Старшие школьники ярко проявляют свою самостоятельность и поэтому рефераты по предмету носят более научный характер, для их написания ребята пользуются литературой не только из школьной библиотеки, но и из юношеской и городской. А работа с научной литературой способствует формированию у учащихся обобщенной и систематизированной картины мира. Старшеклассники очень стремятся к общению со взрослыми сверстниками, пытаются как-то отличаться от всех, поэтому с энтузиазмом они принимают участие в организации и проведении познавательных бесед для младших школьников, проявляя свою творческую натуру, раскованность, коммуникабельность. Ведь по отношению к малышам они чувствуют себя очень взрослыми. Ребята сами могут придумать себе и костюмы, что-то добавить к сценарию. Проведение конкурсных программ и вечеров для старшеклассников несет в себе содержательную сторону познавательной деятельности учащихся. Ребята стремятся не только показать знание формул, умение решать задачи, что представляет собой то или иное явление, а стремятся разобраться в разных точках зрения и составить свое собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных заданий. И если ребята чего-то не поняли, то заставить это сделать бывает очень трудно. Поэтому предлагаемый сценарий конкурсной программы для учащихся 9 классов и поможет ребятам найти «физику» в литературе, поэзии, народном фольклоре, прозе. (Приложение 3). Ребята должны усвоить, что физика тесно связана не только с естественно - научными предметами, но и гуманитарными. Итак, «А, ну-ка, физики!».Перед началом проведения конкурсной программы, обращение ведущих заставляет участников и болельщиков задуматься над смыслом обучения. В «Разминке» командам задаются вопросы, и темп вопросов и ответов должен быть быстрым, мобилизующим ребят думать. В «поэтическом конкурсе» участникам предстоит найти в стихотворных строках физическое явление, объяснить смысл происходящего. Используются как тексты поэтов-классиков, так и современных авторов. В конкурсе «Автора!» учащиеся должны определить автора или фразы, ставшей «крылатой», или формулировки физического закона.«Сказка ложь, да в ней намек...» предлагает ребятам объяснить происходящее в отрывке сказки. Читая сказку, не видишь физических явлений, происходящих в ней, а, изучая физику, сказка может являться и обучающим моментом.
Конкурс болельщиков предлагает вспомнить пословицы, песни, стихи, где упоминается о движении. В качестве домашнего задания ребятам предлагается поставить пьесу (5-10 минут) с эпизодами уроков физики или как учитель физики может провести любой другой урок (физкультуру, литературу, технологию). Здесь проявляется умение ребят фантазировать, творить.[16]
Конкурс капитанов «К барьеру!» предлагает ответить на загадки, отгадками на которые являются физические приборы, машины, физические явления.
Задание «Черный ящик» прячет изобретение первой половины ХХ века, получившее широкое распространение в наше время. Команды задают вопросы и получают только ответ «да» или «нет». В конце конкурсной программы, можно и в паузах провести ряд интересных опытов, с объяснением увиденного.
Общий итог конкурса - видеть физику вокруг нас: в литературе, детских песенках, пословицах, сказках и понять, что она способна объяснить буквально все. Конечно, большую роль играют ведущие, задающие темп, четко знающие сценарий и конкурсы, умеющие общаться с залом и решать спорные моменты. Старшие школьники уже не так импульсивны как подростки и такие программы всегда проходят в меру весело, в меру шумно. [10]
обучение физика урок экскурсия
Заключение
Внеклассная работа дает широкий простор для развития общеобразовательного воспитания, она организуется с учетом интересов учащихся. Ученики в яркой и увлекательной форме расширяют и углубляют свои знания, полученные на уроках, видят их широкое применение на практике и в жизни. При этом раздвигаются страницы учебника и зажигается стремление как можно больше понять и узнать. Это требует от учителя большой творческой инициативы и подготовки.
Хорошо провести внеклассное мероприятие учителю бывает труднее, чем дать обычный урок. Внеклассная работа требует и участия учеников в подготовке: оформлении кабинета, демонстрации опытов, выпуска стенгазеты, подготовки докладов и сообщений. И только взаимное и заинтересованное сотрудничество двух сторон: учителя и учеников приведет всех к общему результату - проведению действительно интересного, полезного, увлекательного и познавательного мероприятия.
Соответственно конкретным условиям педагогического труда, интересам учащихся и собственным замыслам, учитель находит наиболее эффектные формы внеклассной работы по предмету.
Такая работа полезна не только для учащихся, но и для учителя. Она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
Список используемых источников
1.Браверман Э.М., методическое пособие «Внеклассная работа по физике: содержание и методика проведения», М., «Высшая школа», 1990 -361с.
2.Бугаев А.И., учебное пособие «Методика преподавания физики в средней школе», М., «Просвещение», 1981 -230с.
.Круглов Ю., хрестоматия «Русское народное поэтическое творчество», Ленинград, «Просвещение», 1987 -182с
.Ланина И.Я., «Не уроком единым», М., «Просвещение», 1991 -259с.
.Петрушкин С.Ф. Балакова С.В., пособие «Энциклопедия коллективных творческих дел», Брянск, 1997 -359с.
.Сикорук Л.Л. «Физика для малышей», М., «Педагогика», 1979 -190с.
.Журнал «Физика в школе», № 4, 1997 -19с.
.Журнал «Физика в школе», № 5, 1995 -25с.
.Журнал «Физика в школе», № 2, 1993 -33с.
.«Физика», приложение к газете «1 сентября», № 44, 1999 -3с.
11. Воронов В.К. Подоплелов А.В. учебное пособие « Современная физика», М., «КомКнига» 2005 г 512с
12. Крынецкого И.Б. Cтруков Б.А. учебное пособие «Общая физики», М., «Инфра-м», 2008г 599с
. Пинский А.А. Граковский Г.Ю. «Физика», М., «Инфра-м» 2006г, 560с
. Бардовский Г.А. Бурсиан Э.В. учебное пособие «Общая физика», М., «Владос-Пресс», 2001г. 296с.
.Смондырев М.А. Калашников Н.П. учебное пособие «Основы физики», М., «Дрофа» 2004г, 464с