Основы логики
Задание 1
Дайте логическую
характеристику следующих понятий (то есть оцените, является ли каждое
из них по объему: общим, единичным или пустым;
по содержанию: конкретным или абстрактным, относительным или нет, собирательным
или нет, положительным или отрицательным.
.1. лес - общее, абстрактное,
положительное, собирательное, безотносительное
.2. ложь - общее, абстрактное,
отрицательное, относительное, несобирательное
.3. белизна - общее, абстрактное,
положительное, безотносительное, несобирательное
.4. чужестранец - общее,
относительное, конкретное, отрицательное, несобирательное
.5. композитор Фредерик Шопен -
единичное, конкретное, относительное, положительное, несобирательное
.6. волшебник - пустое, конкретное,
безотносительное, положительное, собирательное.
Задание 2
Рассмотрите правильность
определений. Если есть нарушение правил, то в чем они состоят: («есть
заменить на «это», если смысл суждения определения не поменялся, значит
определение верное, если поменялся, значит нарушено одно из 4 правил.)
.1. Покой есть отсутствие
беспокойства. Правила не нарушены.
.3. Железные дороги есть средства
сообщения людей между собой. Правила нарушены. Слишком многословное определение
выходит за рамки своего назначения и грозит превратиться в простое описание. В
определении надо избегать двусмысленных, расплывчатых терминов, которые можно
толковать по-разному. Нечеткое определение ведет к непониманию предмета, к
смутным представлениям и путанице.
.4. Невежество есть слепой
руководитель. Правила нарушены. Определение не должно быть только
отрицательным. Ведь целью определения является ответ на вопрос: чем является
данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и
перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное
определение отмечает лишь отсутствующие признаки, т.е. указывает, чем не
является данный предмет. Однако негативный момент в составе определяющего
понятия иногда необходим, он более четко выделяет предмет нашей мысли.
Например, понятие «невидимый мир» не дает позитивного представления об этом
мире, но подчеркивает сам предмет, который отображен в понятии.
.5. Аспирин есть жаропонижающее
средство. Правила не нарушены.
Задание 3
Выразите с помощью кругов
соотношение понятий по объемам:
Специалист (А), преподаватель (В),
балерина (С):
Маленькая порция, немаленькая
порция:
Посуда, чашка, тарелка:
Спортсмен, студент:
Квадрат, прямоугольный ромб:
обобщение
логика ограничение
Задание 4
Оцените, где имеет место операция
ограничения, а где - обобщение (Пределом ограничения является единичное понятие
Так, ограничением понятия \ «кража» будет \ «кража, совершенная Петровым». Если
же при обобщении мы перейдем к понятию, которое родом относительно исходного
понятия, то такс обобщения будет неправильным Нельзя, например, обобщая понятие
\ «кража», перейти к понятию \ «грабеж», поскольку грабеж не является родом для
кражи.)
.1. дождь - грибной дождь - теплый
грибной дождь - это ограничение.
.2. дождь - атмосферные осадки - это
обобщение.
.3 Ограничьте имя: «цветок» -
например роза.
Задание 5
Укажите, в каких примерах имеет
место деление понятий, а в каких - расчленение:
.1. Дерево состоит из корня, ствола
и кроны - расчленение
.2. Дом состоит из пяти квартир -
расчленение.
.3. Зрение бывает нормальное,
дальнозоркое, близорукое - деление
.4. Войны бывают справедливые и
несправедливые - деление
Задание 6
Определите вид суждения по
количеству и качеству, обозначьте их A, E, I, O и выразите распределенность
терминов в суждениях круговыми схемами, заштриховав ту область
применения, о которой говорится:
Некоторые растения являются
водорослями
Ни один рассказ этого автора не
переведен на иностранные языки
Реки - естественные пути сообщения
Большинство из нас не совмещают
работу с учебой.