.
Цель данной работы - дать краткий обзор и оценку того, как личностно - ориентированные подходы способствуют становлению и развитию полиязкового пространства личности в образовательном процессе, в частности, при обучении английскому языку.
Для того, чтобы сразу обозначить контекст данной работы, остановимся поподробнее на терминологических аспектах изучаемого явления. Под полиязыковым образовательным пространством понимается пространство языков, на которых, включаясь в разнообразные отношения, говорят и взаимодействуют субъекты образовательного процесса в поисках личностного смысла получаемых знаний (Н.Е. Буланкина).
Таким образом, полиязыковое пространство можно определить как совокупность языков, находящихся друг с другом в некоторых отношениях. То есть элементами полиязыкового пространства являются языки (вербальные, невербальные), взаимовлияющие друг на друга.
Образовательное пространство можно определить как совокупность субъектов образовательного процесса, находящихся друг с другом в определенных взаимоотношениях. Элементами образовательного пространства являются обучающиеся и учителя, ТСО, УМК, которые также взаимно влияют друг на друга.
Если мы объединим полиязыковое и образовательное пространство в одно целое, то напрашивается следующее определение: полиязыковое образовательное пространство - это совокупность языков и субъектов образовательного процесса, находящихся во взаимодействии друг с другом.
Элементами полиязыкового образовательного пространства являются как обучающиеся, учитель, ТСО, УМК, так и вербальные и невербальные языки. Причем данные элементы находятся во взаимодействии.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Равноправное взаимодействие различных субъектов образовательного пространства - суть личностно-ориентированного подхода в становлении и развитии полиязыкового пространства личности.
Какова же главная функция полиязыкового образовательного пространства и какое место в его становлении играют личностно-ориентированные подходы? В новом тысячелетии России требуются связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранными языками как средством общения, следовательно, все внимание следует уделять развитию способностей школьников, умению применять полученные знания в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Теоретико-методологические основы эффективного взаимодействия педагога и учащихся. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
Учителя работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые иногда чувствуют свою беспомощность. Не всегда взаимоотношения со школьниками приносят радость. Многие психологи видят причину этого в авторитарности, имеющей место в нашем обществе и, как следствие, в школе. Попытки же отказаться от «командного» воспитания и обучения оборачиваются анархией, хаосом. Такое противоречие усиливает разъединенность, тревогу. В результате взрослые и дети не могут найти общего языка.
Почему так происходит? Нас самих воспитывали методами, основанными на принципах власти и дистанции, и многие из нас не видят в этом ничего плохого - выросли и стали хорошими людьми. При этом не все осознают, что взаимоотношения, основанные на авторитарности, лишали и детей, и учителей ощущения собственной ценности и значимости, укореняли представления об отношениях общества и личности, ставящие человека в позицию пассивного ожидания изменений и благ, а своим твердым обращением с человеком с детства лишали его способности доверять другим людям.
В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а именно - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей. Когда учитель действует на ученика не как на объект (педагогическое воздействие всегда односторонне - учитель - ученик) - не решает вместо ученика задачу, который затем лишь повторяет решение, а они вместе решают ее, причем учитель только помогает, - достигается продуктивное взаимодействие.
Кроме того, успешность обучения (и особенно, обучения иностранному языку) зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Однако совместная учебная работа детей на уроке, предполагающая обращение учеников друг к другу, обмен мнениями, действительно сотрудничество, встречаются редко. Дети работают рядом, но не вместе. Но именно взаимодействие их личностей, а также личности учителя, как элементов образовательного пространства, складывающееся между ними взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на уроке.
Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л. Рубинштейн, обращая внимание на то, что «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит».
Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать интеллигентного человека, человека, который может правильно, содержательно и интересно излагать свои знания, полученные самостоятельно из проработанного текста, от учителя и своих одноклассников. Современный человек должен также применять полученные знания в различных ситуациях и для различных целей, применять их гибко и творчески.
Когда мы говорим о сотрудничестве, совместной деятельности на уроке, вспоминаются сразу такие имена, как А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов. Они считали, что сотрудничество - это содружество воспитателей и воспитанников, а также основной принцип педагогического процесса и условие формирования нравственно ценных ориентаций.
Эти положения наиболее полно были разработаны С.Т. Шацким. Он считал, что детское воспитательное учреждение должно составлять своего рода сообщество детей и взрослых, занимающихся совместной творческой деятельностью. В центре концепции С.Т. Шацкого находится индивидуальность, с ее внутренним миром, потребностями и интересами. Необходимо, утверждал он, одновременно изучать потребности ребенка и по мере возможности удовлетворять их, развивая интересы, давать простор его творческим силам.
Психологические основы учебного сотрудничества на уроке. Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке. Опыт передовой практики обучения иностранным языкам показывает, что эффективность урока иностранного языка, как и всех уроков в целом, обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой иноязычной полиязыковой речевой деятельности. Мотивацию у детей можно создать за счет использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников. Потребность понимать фильмы на иностранном языке, возможность непосредственно общаться с иностранцами, писать письма по Интернету может также стать мотивом для изучения иностранного языка. Данная цель ориентирует на более широкое использование в учебном процессе материалов страноведческого и лингвострановедческого характера, а также материалов, связанных с культурой и историей страны изучаемого языка. Подобный подход предполагает тесную связь с другими дисциплинами школьного курса и даже их интеграцию (например, с литературой, историей, русским языком, географией), в результате чего у учащихся должно сложиться целостное представление о мире, людях, населяющих нашу планету, общечеловеческих ценностях, о мировой культуре, общих проблемах человечества. Этот подход предполагает весьма обширные знания по английскому языку, а также умение и навыки слушания, чтения, говорения и письма. Работа строится с учетом коммуникативной направленности, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности. При таком подходе особе внимание следует уделять сознательности и активности учащихся в овладении материалом
Следует учитывать еще одну особенность речевой деятельности. Речевая деятельность это процесс формирования и формулирования мысли. Поэтому предмет мысли ученика (то есть то, о чем он хочет сказать на иностранном языке, или то, что он хочет понять) должен быть ему интересен, ясен и доступен для понимания. Стремясь реализовать свою мысль или понять чужую, ученик ищет средства и способы для этого. Именно в это время учитель должен помочь ученику. Только после того, как учитель выявит у ученика специфическое состояние поиска (или сам спровоцирует возникновение такого состояния) и установит, что ученик «решает задачу» формулирования, ищет средства и затрудняется в их нахождении, он должен ему помочь. При этом меняется функциональная нагрузка учителя: на уроке он акцентирует внимание учеников не на выполнении упражнений, а на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания.
В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя раскованно и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.
Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, учителю в первую очередь необходимо понимать психологию каждого конкретного ребенка. Бездумное использование унифицированных рецептов по обучению и воспитанию не приносит желаемых результатов. Педагогическое мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к теме беседы, в целом к предмету, друг к другу и к учителю.
Важным является также умение учителя уйти от стереотипов в организации взаимодействия с учениками. Примером такого стереотипного поведения учителя может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими школьниками, а также наблюдаемый иногда либерализм при оценке их деятельности, даже в случае, когда они плохо подготовились к уроку.
Что касается взаимодействия учеников друг с другом, то урок иностранного языка с точки зрения организации межличностного общения учеников имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Ведь именно здесь появляется возможность поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями со сверстниками, выслушать их точку зрения, поспорить или согласиться, узнать многое о, кажется, уже давно знакомых людях. Да и учитель получает ценную возможность узнать больше о своих учениках, выявить их интересы, мотивы.
Однако в настоящее время на уроках иностранного языка учебное сотрудничество проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в ситуациях диалога на уроке можно наблюдать такую картину: «обращаясь» к партнеру по диалогу, ученик смотрит на учителя и, фактически, обращает свои реплики к нему.
Это явление имеет свое психологическое объяснение. К началу обучения иностранному языку в школе дети вступают в возраст, в котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Дети только начинают осваивать всю сложность и многообразие взаимоотношений людей в совместной деятельности и в коллективе. Предшествующий опыт взаимоотношений и взаимодействий в коллективе относительно беден и односторонен. Поэтому, начиная обучение иностранному языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иноязычного общения, но и культуре общения.
При организации учебного сотрудничества школьников друг с другом на уроках иностранного языка учителю следует учитывать общие психологические характеристики совместной учебной деятельности. Психологический анализ позволяет выделить ряд специфических форм организации коллективной деятельности и виды учебных задач и ситуаций, которые соответствуют особенностям взаимодействия учеников. Но как бы ни были просты или, наоборот, сложны формы организации, сотрудничество всегда предполагает, во-первых, наличие общего для группы участников предмета и продукта деятельности, во-вторых, распределение функциональных мест или ролей между членами группы, определяющих «позицию» и «отношение» каждого члена группы к предмету деятельности и к партнерам, и, в-третьих, совокупность активных взаимодействий между участниками, находящимися в определенных позициях. Единство и взаимосвязь содержания деятельности, структуры позиций и совокупности взаимодействий и определяет конкретную специфическую форму и тип организации учебного сотрудничества.
Поскольку общение невозможно без взаимодействия личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Вот почему учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповую формы работы, коллективные мероприятия, анализировать конфликты в случае их возникновения, предупреждать их, идти на компромиссы.
Учитель иностранного языка призван обучать детей не только умению пользоваться иным языковым кодом, но и самому общению. Это возможно лишь в том случае, если он обладает, наряду с профессиональными знаниями и умениями, культурой педагогического общения, которая тесно связана с его общей культурой, образованием и воспитанием.
Нельзя не согласиться с Ш.А. Амонашвили, утверждающим, что современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками лишь при условии, что он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с ними и терпимости к ним, если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение.
Итак, необходимо уйти от авторитарности в образовании. Авторитарность в воспитании и обучении ведет в дальнейшем к построению таких же отношений в будущей жизни с подчиненными, окружающими и собственными детьми.
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий, продуктивный. Он подразумевает позицию учителя рядом с учеником, активное участие самого ученика в деятельности, организуемой учителем, участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни, чувство ответственности за саморазвитие, равно как и саморазрушение, заботу о сохранении доброжелательных и теплых взаимоотношений.
Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственным за свое развитие и обучение, мы осознаем, насколько важно: приближаться к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на проблемы ребенка его глазами; поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью; вместе с ним планировать деятельность, доверять учащимся самостоятельно выдвигать ближние и дальние цели своего обучения, разделяя с ними ответственность за результаты; развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор, контролировать свою активность; сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность. Конечно, выполнить все вышеперечисленное непросто.
Каждый взрослый может создать доверительные отношения с детьми и совершенствовать их, увеличивая степень открытости, заботы и внимания друг к другу, свободы и взаимного тепла. Но как это сделать? Успех настоящего учителя состоит в том, что он позволяет ученику действовать самостоятельно в своем собственном пространстве. Когда два человека действуют вместе, их жизненные пространства соприкасаются - возникает общий коридор. Площадь этого совместного пространства влияет на результаты общего дела: чем больше пространства, тем больше возможностей для маневров и разнообразных усилий, ведущих к успеху. Совместное пространство может быть увеличено, если взрослый поможет ребенку освободиться от эмоционально-рефлексивных зажимов. Для этого нам предстоит стать зеркалом чувств ребенка - это позволит ему быть активным в общении с взрослыми. Ребенок может позволить себе быть активным, если общение с взрослыми наполнено открытостью, откровенностью и ясностью. Дети никогда не свободны от жизненных проблем - семейных, школьных, личных. Ребёнок не замыкается в своих проблемах и остаётся активным лишь тогда, когда он чувствует, что его принимают таким, каков он есть.
Учебное сотрудничество в процессе обучения иностранному языку. Роль учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Сотрудничество учителя и учащихся является одной из определяющих основ современного обучения. Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что весь педагогический процесс начинает рассматриваться как педагогика сотрудничества.
Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, В.А. Ядов, Д.И. Фельдштейн и др.). Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:
) «ученик - ученик»;
) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»;
) «учитель - ученик»;
) «учитель - учительский коллектив».
Необходимо подчеркнуть, что общение по линии «учитель - ученик» всегда дополняется общением по линии «ученик - ученик», что обусловливается самим общественным характером учебной деятельности.
В контексте личностно-ориентированных подходов к формированию полиязыкового образовательного пространства, всё большее значение приобретает именно линии взаимодействия ученик - ученик и общегрупповое взаимодействие в качестве полноправных векторов внутри такого пространства. Основная идея технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны такого подхода:
. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы. Например: Сравнительный анализ СМИ в США и России.; Российское телевидение в XXI веке. ; Брак, семья глазами подростков.; Музыка "Человек в современном мире" и т.д. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, обращаться к справочникам, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.
. Повышение значимости английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная работа готовит ребят к этому.
Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:
1.группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
2.если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
.учитель распределяет "роли" в группе;
.группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
.оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
.иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы;
.некоторые особенно удачные проекты записываются на видеокассеты;
.по итогам проектных работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.
Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения.
Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии.
Что касается ситуации сотрудничества учителя и ученика, то В.П. Панюшкиным была разработана динамика становления их совместной деятельности. Она включает шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся: первая фаза - приобщение к деятельности:
) разделенные между учителем и учащимися действия,
) имитируемые действия учащихся,
) подражательные действия учащихся;
вторая фаза - согласование деятельности учащихся с учителем:
) саморегулируемые действия учащихся,
) самоорганизуемые действия учащихся,
) самопобуждаемые действия учащихся;
Равноправное партнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя. Личностно-деятельный подход является основой учебного сотрудничества.
Перейдем теперь к рассмотрению формы сотрудничества, в качестве которой выступает педагогическое общение.
Педагогическое общение представляет собой одну из наиболее сложных областей человеческого общения. Оно рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности субъектов педагогического процесса. Общение является взаимодействием субъектов, вступающих в него как партнеры.
Обычно предполагается, что учителя делают большую часть работы, касающейся отбора материалов для занятия и содержания урока. В большинстве случаев обучение строится на печатных материалах. Некоторые авторы предлагают альтернативные варианты.
Во-первых, самим обучающимся предоставляется возможность отбора материала для занятий. В целом, обучающиеся сами принимают решения, касающиеся учебного процесса. Такой подход позволяет учащимся более активно и продуктивно участвовать в учебном процессе. Они сами становятся источником учебного материала. С помощью знаний и опыта учащихся улучшается качество учебного процесса, так как он становится более значимым и глубже прочувствованным учащимися. Учитель и учащиеся фактически меняются местами.
Данный подход тесно связан с самостоятельностью и независимостью учащихся, самонаправленным обучением.
Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является использование той информации, которую они сами принесли в класс. Все гуманистические подходы к обучению признают, что языковой вклад может основываться на опыте, знаниях и компетенции учеников. Что же касается подхода, предложенного, например, К. Кэмпбэлл и Х. Крыжевской, то здесь основная идея заключается в том, что вся деятельность учащихся может быть основана на их собственных знаниях, опыте и компетенции, будь то грамматические упражнения, подготовка к экзамену, игра или перевод. При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся несут ответственность за информационный вклад. На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты, упражнения. На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам.
Роль учителя
Учитель может быть активным участником группы, принимая участие в деятельности класса, предлагая свои идеи и мнения или личный опыт.
Учитель также может быть помощником и средством обучения, помогая учащимся грамматически правильно строить фразу или подсказывая незнакомые слова. Именно подсказка нужного слова, употребление которого вызывает сложности у учащегося, является эффективной.
В других случаях учитель может быть советчиком, инструктором, просматривая материал, приготовленный учащимися, перед работой с ним в классе. Это особенно важно при работе с грамматикой, при подготовке к экзамену.
Подход, ориентированный на учащихся, направлен на уменьшение традиционной дистанции между учителем и учащимся. В этом подходе преподавание и обучение тесно взаимосвязаны, и обе стороны принимают участие в учебном процессе в равной степени.
Преимущества подхода, ориентированного на обучающихся
1.Потенциал учащихся. Учащиеся имеют свои суждения, идеи, убеждения, личный опыт, компетенции - все это имеет большую значимость для них. Единственное, что им нужно на уроках иностранного, - это умение выразить уже имеющийся у них опыт и знания на другом языке. Подход, ориентированный на учащихся, призван помочь учащимся свободно выражать свои идеи на иностранном языке. Это более эффективный подход, нежели традиционное изучение тем.
Кроме личных интересов и особенностей, учащиеся являются носителями своей родной культуры и родного языка. Подход, ориентированный на учащихся, предполагает объединение родной культуры и родного языка с языком и культурой стран изучаемого языка.
2.Обучение сверстниками и исправления. Обучающиеся в группе имеют разный учебный опыт. Даже в группах с примерно одинаковым учебным опытом учащиеся имеют разный уровень языковой компетенции. Подход, ориентированный на учащихся, предполагает совместную работу учащихся и обучение одних учащихся другими. Деятельность в классе организована таким образом, что невозможно игнорировать знания, мнения и опыт других учащихся - они учат и исправляют друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
полиязыковой учебный иностранный учитель
Сотрудничество учителя и ученика - условие творческого освоения полиязыкового пространства.
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также обучения творчеству творчеством. Последнее направлено на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве в целях развития личностного языкового статуса.
Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество - это совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности, важным аспектом которой является полиязыковой и поликультурный компоненты.
Творческое взаимообогащение, проявляющееся в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании личностного языкового статуса в этом пространстве, становится одновременно важным условием и надежным критерием состоявшегося сотрудничества учителя и ученика. Это означает, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности. При этом, чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные профессиональные и коммуникативные задачи приходится решать учителю.
Организация, регулирование образовательного процесса и контроль за ним в школе требуют от педагога умения чутко реагировать на малейшие изменения, как положительные, так и отрицательные, в индивидуальном языковом статусе ученика. Учет личностного своеобразия языковой концептосферы учащихся (возраст, пол, социальный статус и т.д.) при коллективном характере обучения и воспитания в школе - фактор, о котором педагогу следует помнить при работе над совершенствованием собственных языковых стратегий для дальнейшей их реализации в реальном образовательном процессе.
Обучение искусству интерпретации, адекватного прочтения личностного языкового пространства - важная педагогическая стратегия, позволяющая осуществлять подлинную коммуникацию в процессе образования личности ученика.
Лишь сотрудничество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности. Именно в целостности и одновременно полифоничности образовательного пространства видится возможность наиболее полной реализации творческого потенциала учителя и ученика, а также эффективного становления языкового пространства развивающейся личности.
Создание атмосферы творчества, а точнее сотворчества учителя и ученика, являясь важнейшим показателем обновления современной общеобразовательной школы, может быть по праву признано ведущим принципом и условием реализации, предусматривающим всемерную интенсификацию обучения, активизацию резервных возможностей личности ребенка с последующей выработкой индивидуальной стратегии вхождения в единое языковое информационно-образовательное пространство. В связи с этим проблема непрерывного образования самого учителя, развития его профессионального мастерства, повышения его творческого потенциала как учителя-предметника, методолога, исследователя представляется как никогда актуальной.
Языковая и коммуникативная культура обоих участников образовательного пространства призвана сыграть значительную роль при создании атмосферы сотворчества, в основе которого лежит полноценное взаимодействие учителя и ученика. Работа по усовершенствованию языковой, речевой и коммуникативной культуры должна происходить в единстве с творческой направленностью учителя и ученика.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Campbell C., Kryszewska H. Learner-based teaching. Hong Kong: Oxford University Press, 2001.
2.Буланкина Н.Е. Проблема самореализации личности в полиязыковом информационно-образовательном пространстве. Новосибирск, 2000.
.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
.Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М., 1984.
.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии: Сборник / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975.
.Толстикова Т.А. Гуманно-личностная технология обучения английскому языку. Новосибирск, 2001.
.Филимонова Ю.В. Совместная деятельность учителя и ученика на уроке английского языка. Новосибирск, 2003.
.Филимонова Ю.В. Терминологические аспекты полиязыкового образовательного пространства. Новосибирск, 2001.
.Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. Вып. 2. Минск, 1987.
.Проблема интеграции языкового образовательного пространства в коммуникативное пространство. Новосибирск, 1999.
.Языковое и образовательное пространство: проблемы, поиски, решения. Новосибирск, 1999.