требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ.
Третий уровень самостоятельности - частично-поисковая самостоятельность. Учащийся на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности - умеет проводить сравнение, анализ, синтез. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность и на этом уровне присутствуют элементы творчества.
Четвертый уровень самостоятельности - это творческая самостоятельность, где в наибольшей степени развиваются творческие способности учащихся.
Таким образом статус факультативных занятий существенно повысился. Они призваны обеспечивать:
подготовку одаренных старшекурсников к централизованному тестированию;
подготовку одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам;
общекультурное развитие учащихся;
приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
коррекцию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Факультативы направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие навыков познавательной деятельности (экологической, военно-патриотической, семейной и др. направленностей). Направлены на развитие творческих способностей учащихся.
В каждой школе существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.
Школы имеют право самостоятельно определять количество факультативных предметов
Факультативные занятия являются сравнительно новым, но важным и перспективным элементом учебно-воспитательного процесса школы. В течение двадцати лет в этой области накоплен известный опыт и проведены некоторые эксперименты. Этот опыт и результаты экспериментов однако не нашли еще достаточного отражения в научных исследованиях. Думается, что разработка опыта и проблем факультативных занятии обогащает теорию учебного плана и структуру учебно-воспитательного процесса в целом и таким образом является вкладом в педагогику в целом.
2.История введения факультативов в образование и их развитие
.1 История внедрения факультативов в образование СССР
Существенным звеном в непрерывном обновлении содержания и методов обучения в советской школе является факультативное изучение некоторых предметов по выбору учащихся. Первые зачатки этого сравнительно нового в советской школе явления появились после опубликования закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", от 24 декабря 1958 г. Дальнейшее развитие этот вид организации учебного процесса получил после опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г, "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы", где сказано: "Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития много сторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся" (89). В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Учащимся VII -XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий" (9).
Министерство просвещения СССР и министерства союзных республик в конце 60-х годов уделяли много внимания этому виду работы школы. Была разработана и утверждена коллегией Министерства просвещения СССР инструкция по факультативным занятиям, на основе которой союзные республики выработали свои инструкции. В министерствах были составлены примерные тематики этих занятий и разработаны программы для целого ряда курсов. По некоторым курсам подготовлены учебники и учебные пособия, В институтах усовершенствования учителей развернулась работа по оказанию помощи учителям, преподающим факультативы,
В НИИ содержания и методов обучения АПН СССР был создан научно-методический совет по проблемам углубленного изучения предметов. Совет организовал всесоюзные конференции, на которых ученые-педагоги докладывали о своих экспериментах и обобщениях, а учителя-практики поделились своим опытом по преподаванию факультативов.
В центральных педагогических журналах ("Советская педагогика", "Народное образование"), в ряде сборников и в изданиях союзных республик опубликовывались статьи учителей и ученых.
Из ученых, более длительно занимающихся изучением проблемы факультативных занятий следует отметить М.А.Мельникова. Его интересовал первоначально проблема дифференциации учебного процесса в связи с производственным обучением. После опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе 1966 года, он организовал в школе № 710 гор. Москвы экспериментальное обучение факультативным курсам; результаты опыта были опубликованы в журнале "Советская педагогика". В этом же направлении работали А.М.Арсеньев и Д.А.Эпштейн.
Д.А.Эпштейн уделял особенно много внимания разработке содержания факультативных курсов по химии. И.Д.Зверев разработал проблему факультативных занятий в связи с развитием межпредметных связей и экологического образования. М.Н.Скаткин подошел к проблеме факультативов с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся. Вместе с Э.Т.Костяшкиннм он разработал модель школы будущего, указав при этом на особенно важную роль факультативов. С содержательными статьями, затрагивающими разные аспекты факультативных курсов, выступили О.Ф.Кабардин, В.М.Монахов, А.А.Кирсанов и др.
Сессия общего собрания АПН СССР в 1975 г. всесторонне обсудила доклад М.П.Кашина об итогах перехода советской школы на новое содержание обучения и дала высокую оценку значению факультативных занятий, обратив при этом внимание на серьезные недостатки в их развитии.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о коммунистическом воспитании молодого поколения, При выявлении характерных черт воспитания в период развитого социализма руководствовались решениями съездов (в частности ХХУ1 съезда) КПСС, пленумов, в частности июньского Пленума (1983 г.) и апрельского Пленума (1984 г.) ЦК КПСС, постановлениями партии и правительства в области народного образования.
При анализе общего направления воспитания опирались на учение марксизма-ленинизма о классовом характере воспитания и школы, на ленинский принцип историзма и на учение В.И.Ленина о двух культурах в классовом обществе. При анализе проблем воспитания всесторонне развитой личности мы руководствовались установками К.Маркса о динамичности машинного производства и вытекающими из этого требований к рабочему. При определении задач, связанных с формированием коммунистического мировоззрения мы брали за основу мысли Ф.Энгельса, высказанные в полемике с Е.Дюрингом против верхоглядства и безсистемности в обучении основам наук. В том же направлении нами был использован тезис Ф.Энгельса, высказанный в "Диалектике црироды", что в науке следует исходить из фактов, а не из теорий: закономерности надо выводить из фактов, а не выдумывать их. Большую помощь в ориентировании в проблематике современного школьного воспитания нам оказали труды выдающихся советских педагогов, в первую очередь Н.К.Крупской и А.С.Макаренко.
Методы исследования - при выявлении характерных черт, закономерностей и задач воспитания в советскую эпоху пользовались анализом трудов классиков марксизма-ленинизма и советской педагогики, а также руководящих документов КПСС (решения съездов, пленумов ЦК, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и пр.).
В 1967-68 году в учебные планы общеобразовательных школ были включены факультативные занятия.
Второй этап в становлении факультативных занятий начался в 1980 году и был связан с переходом средней школы на новую программу по математике. Третий этап начался с проведения всъезда работников народного образования, который проходил в Москве в декабре 1988 года. Реформой предусматривалось дальнейшее развитие всех форм дифференциации, в том числе и факультативов, основной целью которой является возможность углубленного изучения отдельного предмета
В 1990 году была опубликована новая программа факультативных курсов. Основной целью программы является углубление знаний по основному курсу, получаемых на уроках.
В 2002 году была принята общая Концепция модернизации российского образования. Разработкой ее основных положений занимаются видные современные ученые: Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.
Одним из приоритетных направлений реформирования средней школы названа профильная дифференциация обучения, именно она должна обеспечить условия для полной реализации индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, задатков, склонностей, способностей, формирования личности и т.п.
.2 Введение факультативов в Эстонскую ССР
В Эстонской ССР изучению теоретических основ факультативных занятий много внимания уделял Х.Ю.Лийметс. Он подошел к этой проблеме в первую очередь с точки зрения формирования ученического коллектива, активизации познавательной деятельности школьников и разработки местного, краеведческого материала на факультативных курсах, И.Э.Унт рассматривала в своей докторской диссертации ("Индивидуализация учебных заданий и ее эффективность", 1975 г,) и в своей монографии "Активизация учащихся на уроке" (1974) факультативные занятия как способ дифференциации учебного процесса, И,Э.Краав рассматривала факультативные занятия как форму дифференциации учебного процесса и их роль в школах с углубленным изучением некоторых предметов. Факультативы как прием индивидуализации учебных занятий рассматривает Х.Лахт. С точки зрения преподавания отдельных предметов рассматривают факультативы В.Маансоо (эстонский язык), О.При-нитс (математика), А.Г.Нахкур (эстонская литература), Э.Митт (математика), О.Ууемаа (психология), В,Паю (физика),
при выявлении современного состояния факультативных занятий в школах Эстонии, пользовались анкетным опросом среди руководителей школ, учителей и учащихся. С помощью Министерства просвещения Эстонской ССР были получены данные о состоянии факультативных курсов во всех школах республики. Данные были статистически обработаны и представлены в II таблицах и 12 приложениях. При проведении опроса получены данные от 70 учителей и 415 учащихся об их отношении к факультативным занятиям и пожеланиях по усовершенствованию этого вида учебно-воспитательной работы. Подобного же рода данные получили методом интервью от 30 руководящих работников народного образования.
теоретические установки, оценочные суждения и предложения насчет усовершенствования факультативных занятий в советской школе были выведены на основе изучения опыта передовых школ, как он отражается в научных исследованиях, статьях в научной периодике и в сборниках, в выступлениях учителей на конференциях, педагогических чтениях и т.п.
В течение двадцати лет в этой области накоплен известный опыт и проведены некоторые эксперименты. Этот опыт и результаты экспериментов однако не нашли еще достаточного отражения в научных исследованиях. Разработка опыта и проблем факультативных занятии обогащает теорию учебного плана и структуру учебно-воспитательного процесса в целом и таким образом является вкладом в советскую педагогику в целом.
Поскольку в Эстонской ССР факультативные занятия с самого начала (начало 60-х гг.) получили сравнительно большой размах и руководящие органы народного образования уделяли этому участку работы много внимания (собирая богатый статистический и методический материал).
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается богатым материалом, разработанным в данном исследовании и опорой на вышеприведенную методологическую основу, тщательной обработкой статистического материала.
Внедрение в практику.
Результаты проведенного исследования были изложены Тувике Кюлли Раймундовной, кандидатом педагогических наук, перед учителями на двух семинарах НИИ педагогики ЭССР на общественных началах и опубликованы в 4г-х статьях в республиканской педагогической периодике и двух статьях в центральных журналах ("Народное образование", 1983 г. и "Советская педагогика", 1984 г.). Подготавливается методическое письмо для школ по организации факультативных курсов.
На защиту выносятся следующие положения:
Более широкое внедрение факультативных занятий в процесс обучения и воспитания в современной советской школе может во многом содействовать повышению эффективности этого цроцесса как в аспекте содержания, так и методики.
Чтобы успешно справиться с этой задачей, надо неуклонно совершенствовать своеобразные черты этого вида работы (лучшего комплектования групп, актуальность и многообразность тематики, свобода выбора тематики учащихся и пр.).
В условиях острой идеологической борьбы и в свете грандиозных задач в развитии экономики и культуры в эпоху развитого социализма, следует отдавать предпочтение факультативам, которые непосредственно содействуют формированию коммунистического мировоззрения и сознательного отношения к будущему труду в эпоху научно-технической революции.
Имея в виду сравнительно ограниченную роль предметов эстетического цикла в общеобязательном учебном плане, правомерно держать в поле зрения руководства школы факультативы, которые приобщают учащихся к разным видам искусства; опыт эстонских школ в этой области заслуживает общесоюзного внимания.
Анализ рассматриваемой нами литературы позволяет сделать вывод, что большинство исследователей рассматривают факультативные занятия в первую очередь как средство развития многосторонних интересов и способностей учащихся; меньше внимания уделяется их социальной роли, как виду подготовки кадров для производства, требующего по-разному, в разных направлениях подготовленных специалистов.
Проведенные исследования в значительной степени обогатили педагогическую теорию и школьную практику по этой проблеме. Однако в ней все еще имеются белые пятна, требующие дальнейшего изучения.
В Германской Демократической Республике (ГДР) много внимания научной разработке проблемы факультативных курсов уделяется в связи с преподаванием отдельных дисциплин. Первоначально факультативы рассматривались как средство дифференциации учебного процесса. С этой точки зрения заслуживают внимания труды В.Киница ( w.Kienitz ) и В,Сальцведеля ( w.Saizwedel ). В последнее время этими вопросами занимается В.Науманн, который руководит соответствующим научным центром - при педагогическом институте в городе Гюстров.
В факультативных занятиях кроются значительные потенциальные возможности, более интенсивное и целенаправленное использование которых содействовало бы повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Заключение
В наше время одной из форм внешней дифференциации обучения является проведение факультативных занятий. Рассмотрим, какие функции выполняют факультативные курсы в наше, а так же каким принципами необходимо руководствоваться при организации факультативов в современной школе.
Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоятельное изучение некоторые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес. Учителя могут также составлять авторские программы.
Структура деятельности кружков и факультативов отличается от классных уроков и воспитательных мероприятий.
ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:
·предметно-повышенную: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
·мотивирующую: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
·общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
·профориентационную: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.
Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов.
Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учебниками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.
Принцип учета возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся.
Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.
Принцип соответствия законодательной и нормативной базе.
Обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании». Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Принцип ресурсной обеспеченности.
Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными предоставить учебные предметы на повышенном уровне или выдающими тем или иным ремеслом.
Принцип вариативности форм факультативного обучения.
Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базы, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой требований рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предоставляет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.
Принцип доступности.
Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.
Принцип индивидуализации обучения требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариантный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.
Принцип двойственного характера образовательного процесса предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариативного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.
Принцип занимательности в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемность ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.д.
Принцип безотметочного обучения. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т.п.
Принцип адаптивности педагогического процесса предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.
Принцип преемственности обучения в диаде «уроки-факультативные занятия». Для факультативов, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предполагает высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.
Целями факультативных занятий могут быть:
·подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
·подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
·формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
·общекультурное развитие учащихся;
·приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
·коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.
Организация факультативного движения является приоритетом образовательной политики на современном этапе. Это модель дифференциации обучения, в основе которой - факультативные занятия.
Таким образом, в свете факультативы являются неотъемлемой частью образования, которую необходимо развивать
Литература
1.Диссертация 1984 года на тему «Становление системы факультативных занятий по специальности: Общая педагогика, история педагогики и образования, код ... отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и ...».
.Пузакова Л. В. Диплом «Рассмотрение истории возникновения и развития факультативных занятий по математике в восьмых классах. Отбор их содержания, выбор методов и форм проведения. Разработка, творческое планирование и структура факультативного курса "Параметры в геометрии".Московский городской педагогический университет. 2011 г.
. Тувике К.Р. кандидат педагогических наук. Диссертация «Становление системы факультативных занятий в общеобразовательной школе (на основе опыта школ Эстонской ССР)». 1984 г.
.«Факультатив как форма организации дифференцированного обучения» г.п. Корма 2010 г. Печатается на основании решения районного методического совета отдела образования Кормянского районного исполнительного комитета.