.
Опыт показывает, что, опираясь на достоверно установленную и количественно определенную в модели закономерность, можно получить более стабильные прогностические оценки, чем при простой экстраполяции.
В криминологическом прогнозировании применяется также метод экспертных оценок, заключающийся в обобщении мнений специалистов, базирующихся на их профессиональном мастерстве, интуиции, научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью.
Ценность этого метода, прежде всего в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только "официальные данные", но и свои опыт и интуицию.
Вывод: В различных областях знаний применяются многообразные модели типа макетов, воссоздания экспериментальных образцов в определенном масштабе и др. В исследованиях социальных процессов модель выражается чаще всего в логической либо знаковой форме.
Наиболее распространены математические модели. Примером простейшей математической модели в криминологии является уровень преступности, т.е. показатель ее интенсивности в расчете на количество населения.
. Виды криминологического прогнозирования и прогнозов
В настоящее время в зависимости от объекта исследования выделяются три основных вида криминологического прогнозирования: прогнозирование развития науки криминологии, прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения.
Прогнозирование развития науки криминологии включает прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки криминологии.
Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования (с определением конкретных показателей) ее состояния в целом и отдельных ее видов: первичной и рецидивной; преступности взрослых и несовершеннолетних; мужчин и женщин; отдельных групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах и административно-территориальных образованиях, на различных объектах и т.п.
В самостоятельный вид выделяется прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.
Если при прогнозировании преступности в целом основой для построения прогноза является изучение совокупности преступлений, а конечным результатом - суждение о вероятностном количестве преступлений в будущем, то при прогнозировании индивидуального преступного поведения акцент переносится на конкретное лицо, от которого можно ожидать совершения преступления, и его личностные характеристики.
Базой для решения такой прогностической задачи становится научная статистическая группировка и типологизация личности, определение степени криминогенности той или иной категории лиц.
При индивидуальном прогнозировании речь идет не об однозначном прогностическом выводе, а о наиболее вероятных вариантах возможного поведения конкретной личности в будущем, установление которых представляет большую сложность.
В индивидуальном криминологическом прогнозировании следует выделить два его основных направления: определение вероятности совершения преступления лицами, которые ранее уже совершили преступления, и определение вероятности преступного поведения со стороны лиц, ранее не совершавших преступлений.
Эти особенности определяют необходимость применения разных способов и методов прогнозирования, т.к. набор характеристик лиц, совершивших преступления, существенно отличается от характеристик лиц, еще не вставших на преступный путь.
Большую определенность в этом отношении представляет прогнозирование рецидива со стороны лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Здесь важно учитывать, что изучение личности отбывшего наказание в определенной мере уже проводилось в ходе предварительного расследования, на стадии судебного рассмотрения дела, в процессе отбывания наказания.
В материалах расследования преступления и главным образом в обвинительном заключении и специальной справке, прилагаемой к оконченному уголовному делу, содержатся данные, характеризующие личность обвиняемого. Изучение личности подсудимого также является одной из задач судебного следствия, что находит отражение в материалах судебного разбирательства.
При освобождении лица, отбывшего наказание, администрация исправительно-трудового учреждения на основе изучения личности осужденного, наблюдения за его поведением в процессе отбытия наказания и оценки эффективности применяемых к нему исправительных мер дает каждому освобожденному соответствующую характеристику, отражающую степень его исправления и перевоспитания.
Этот документ по сути уже содержит прогноз вероятного поведения лица после освобождения и, в частности, вероятность совершения нового преступления. Поскольку данный прогноз не основывается на научно обоснованных методиках оценки личности освобождаемого, такие вероятностные суждения принято называть интуитивным прогнозом. Однако игнорировать их не следует.
Криминологическое наблюдение за большой группой лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений, например, показало, что по истечении семи лет после освобождения 67% лиц, отбывших наказание впервые, и 60% рецидивистов, в отношении которых в характеристиках указывалось, что они не совершат новых преступлений, действительно не допустили рецидива.
В то же самое время 49% лиц, отбывших наказание впервые и 55% рецидивистов, в отношении которых прогноз был неблагоприятным, совершили повторные преступления.
Опыт прогнозирования индивидуального преступного поведения показывает, что наиболее полные данные о ранее судимых лицах можно получить на основе их комплексного изучения на всех стадиях уголовного судопроизводства, в ходе отбывания наказания, а также после отбытия наказания, т.е. в обычных жизненных условиях.
Дополнительные трудности возникают при прогнозировании поведения лица, хотя ранее и не совершавшего преступлений, но криминогенная направленность которого не вызывает сомнений. В этом случае объем прогностической работы значительно увеличивается, а сама она усложняется. Тем не менее, и здесь отказываться от прогнозирования нельзя, поскольку имеются реальные возможности получить важную информацию профилактического характера.
Задача криминологов состоит в повышении эффективности прогностической работы в указанном направлении путем разработки более совершенных методик криминологической диагностики личности, оценки степени вероятности совершения преступлений лицами, отнесенными к категории профилактируемых, и выделения на этой основе в особую категорию лиц, нуждающихся в интенсивном профилактическом воздействии. Определенная научно-исследовательская работа по этому вопросу уже проведена и дала свои положительные результаты.
Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов (периодов упреждения) может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Цель краткосрочного прогнозирования состоит, прежде всего, в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем (от 1 месяца до 1 года) по детализированным показателям. Для достижения этой цели разрабатываются краткосрочные прогнозы, позволяющие определять направленность предупреждения преступности.
В практической деятельности все большее применение находят также сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц).
Они получили название "оперативных прогнозов". Такой прогноз очень удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митингов, празднеств, спортивных мероприятий и т.п.).
Среднесрочное прогнозирование охватывает период от 1 до 5 лет.
В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено на более отдаленную перспективу и позволяет определять стратегию борьбы с преступностью.
Наряду с периодом упреждения в основе выделения разных видов криминологических прогнозов лежат объект прогнозирования и его направленность. По объекту прогнозирования можно выделить прогнозы: преступности, личности преступника, факторов преступности (например, криминогенных явлений в экономике), последствий преступности (например, числа жертв автотранспортных преступлений), мер борьбы с преступностью (например, изменений в уголовном законодательстве).
По направленности прогнозирования выделяются прогнозы: поисковый, базирующийся на условном продолжении в будущем тенденций преступности (например, объема преступности), и нормативный, основанный на заранее определенных целях, нормах, идеалах (например, снижения преступности, положительных изменений в ее структуре при осуществлении тех или иных мер).
Вывод: Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования ее состояния в целом и отдельных ее видов: первичной и рецидивной; преступности взрослых и несовершеннолетних; мужчин и женщин; отдельных групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах и административно-территориальных образованиях, на различных объектах и т.п. Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждение преступности
Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений - это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.
Программирование осуществляется республиканскими и местными органами исполнительной власти на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.
Согласно Варчука Т.В: "планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание, и развитие позитивных объективны, и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей" .
Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.
План - это решение, содержащее указание о путях его реализации.
Таким образом, необходимым элементом плана является, и комплекс организационных мер по обеспечению выполнения намеченной программы.
Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.
Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:
) обоснование программного решения проблемы;
) формирование целей программы;
) разработка вариантов программы;
) разработка проекта программы;
) разработка сценария реализации программы.
Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.
Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.
Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.
Наиболее распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства.
Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно - отраслевой подход.
Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства.
В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению системы такого планирования.
Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.
Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками.
Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.
Мероприятия текущего плана должны быть всегда строго индивидуализированы и применительно к конкретной обстановке борьбы с преступностью.
Текущие планы строятся на основе краткосрочных прогнозов и в зависимости от характера их обычно на те же сроки. В деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, наибольшее распространение получило текущее квартальное, полугодовое и годовое планирование.
Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.
Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе, и в рамках планов социального развития регионов, и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный, и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном, и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.
Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.
Криминологическое планирование, реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) "и имеет следующие виды:
.по уровню масштабу:
региональное,
местное,
на отдельном объекте;
.по органу власти, утверждающему план (программу);
.по составу участников и их роли:
комплексное, межведомственное, ведомственное;
по направленности:
.территориальное или отраслевое;
.по предмету:
охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;
.по срокам:
долгосрочное,
среднесрочное,
краткосрочное.
Базой криминологического планирования является прогноз, данные о преступности, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с нею. При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции.
Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.
Планы же детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы,
предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность,
сроки исполнения, ответственных исполнителей.
Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки.
Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения.
Таким образом, среднесрочное и долгосрочное криминологическое планирование имеют форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели, комплекс вытекающих из них задач, систему участников, направлений, средств (мер) их решения, обеспечение.
Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства.
Такие планы включают в себя как решения экономических, социальны, идеологических задач, одновременно направленных на устранение причин преступности, так и меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов, а также по искоренению из сознания людей пережитка прошлого, в том числе расширение правовых знаний и воспитание правовой культуры.
В настоящее время развивается практика создания единого плана, в котором содержатся разделы о мероприятиях по предупреждению правонарушений.
Планы составляются с учётом одного из основных принципов планирования - выделения ведущих направлений, т. е. актуальных задач, которые необходимо решить в определённый срок. Реальные возможности общества на каждый период ограничены.
Поэтому одновременное и интенсивное решение всех задач борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их разрешению. Выделение ведущих направлений способствует концентрации сил средств на решении узловых вопросов.
Ведущие направления определяют на основе изучения преступности, оценки эффективности средств борьбы с ней, криминологических прогнозов и с учётом реальных возможностей решения тех или иных задач.
Последним звеном в системе планирования является реализация плана. Организация работы исполнителей и нахождение оптимальных вариантов их деятельности обеспечивается контролем исполнения.
Поэтому контроль выполняет и регулирующую задачу, внося коррективы в намеченную плановую программу в соответствии с изменениями в законодательстве и с учётом процессов, происходящих в состоянии, в структуре и динамике преступности. Регулирующая функция контроля особо важна при реализации перспективных планов, исполнение которых рассчитано на длительное время.
Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам.
Цель прогнозирования - выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности.
План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д.
Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.
Криминологический прогноз по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Криминологический прогноз является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.
Таким образом, криминологическое прогнозирование обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.
Этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно-количественных характеристик обязательно предшествует прогнозирование, представляющее собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации.
Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.
Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.
По признаку или уровню принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.
В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).
В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:
устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;
оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.
Таковыми являются, профилактические операции, ежегодно проводимые ОВД ПМР.
Такие как: Мак, Арсенал, Квадрат, Квартира, Подросток, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.д.
В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:
общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;
меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;
индивидуальные.
Общегосударственные - это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.
Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.
Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.
Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.
По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, организационно -управленческими, культурно - воспитательными, правовыми и иными.
Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).
Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.
К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.
В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.
Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.
По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.
Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.
Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.
Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение.
Профилактика - это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.
Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.
Наконец, пресечение - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях.
Цель во всех случаях одна - не допустить совершения преступления либо его повторения.
Предупреждения преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений.
Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.
Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.
Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.
Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.
В сфере политической - это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.
В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:
устранение резкого социального расслоения общества;
поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;
обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;
ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.
Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.
Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.
Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.
Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.
При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.
Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).
В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.
В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.
За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.
Вывод: Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.
Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется на обще - социальном уровне.
При этом сильной стороной такого предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер, а также способность на основе взаимного дополнения придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.
Основная ударная сила обще - социального предупреждения направлена на причины и условия преступности.
Заключение
Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями.
Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.
Целями криминологического прогнозирования являются:
установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.
обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
принятие длящихся управленческих решений;
выработку общей концепции борьбы с преступностью;
установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
определение возможностей появления новых видов преступлений и "отмирания" имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это.
Таким образом, криминологический прогноз по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями.
Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Криминологическое прогнозирование обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью. Поэтому, изучение данной темы имеет большое значение для исследования, прогнозирования развития преступности, планирования мер по ее нейтрализации и предупреждению.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный, процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. По признаку или уровню принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению. Специальные, конкретные, предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.
Литература
Нормативно - правовые акты:
1.Конституция ПМР, принята на всенародном референдуме 24.12.1995 года и подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами ПМР от 30.06.2000г №310-КЗИД (газета "Приднестровье" от 12 июля 2000года,13 июля 2000года № 132-133); от 13 июля 2005года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7); от 4 июля 2011 года №94-К-ЗИД-V(САЗ 27-11).
2. Конституционный закон ПМР: "О прокуратуре ПМР". 31.07. 2006 г. 66 - КЗ - 1У (САЗ 06 - 32), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2011 года №67-КЗ-V (САЗ 11-21); от 17 июля 2012 года № 138-КЗИД-V (САЗ 12-30); от 8 октября 2012 г. № 187-КЗИ-V (САЗ 12-42); от 26 октября 2012 г. № 204-КЗИД-V (САЗ 12-44).
.Конституционный закон ПМР: "О Верховном Суде ПМР" от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 27 июля 2007 года № 264-КЗИ-IV (САЗ 07-31).
. Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 30 января 2003 года № 229-ЗИ-III (САЗ 03-5); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 31 марта 2003 года № 257-ЗИД-III (САЗ 03-14); от 1 июля 2003 года № 302-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 30 июля 2004 года № 450-ЗИД-III (САЗ 04-31); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 октября 2004 года № 475-ЗИД-III (САЗ 04-41); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 18 марта 2005 года № 548-ЗИД-III (САЗ 05-12); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 4 октября 2005 года № 636-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 27 октября 2005 года № 652-ЗД-III (САЗ 05-44); от 16 ноября 2005 года № 664-ЗД-III (САЗ 05-47); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 22 февраля 2006 года № 4-ЗД-IV (САЗ 06-9); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 1 ноября 2006 года № 116-ЗИД-IV (САЗ 06-45); от 26 марта 2007 года № 194-ЗД-IV (САЗ 07-14); от 27 июля 2007 года № 262-ЗИД-IV (САЗ 07-31); от 31 июля 2007 года № 271-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 18 февраля 2008 года № 398-ЗИ-IV (САЗ 08-7); от 28 марта 2008 года № 432-ЗИ-IV (САЗ 08-12); от 30 апреля 2008 года № 456-ЗД-IV (САЗ 08-17); от 14 мая 2008 года № 464-ЗИ-IV (САЗ 08-19); от 30 июля 2008 года № 513-ЗИД-IV (САЗ 08-30); от 17 февраля 2009 года № 660-ЗИ-IV (САЗ 09-8); от 24 февраля 2009 года № 669-ЗИД-IV (САЗ 09-9); от 2 марта 2009 года № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10); от 23 марта 2009 года № 689-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 24 марта 2009 года № 690-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 2 апреля 2009 года № 697-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 3 апреля 2009 года № 703-ЗИ-IV (САЗ 09-14); от 8 апреля 2009 года № 713-ЗИ-IV (САЗ 09-15); от 22 апреля 2009 года № 729-ЗИ-IV (САЗ 09-17); от 6 мая 2009 года № 749-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 июля 2009 года № 800-ЗИ-IV (САЗ 09-28); от 25 сентября 2009 года № 870-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 19 октября 2009 года № 887-ЗИ-IV (САЗ 09-43); от 11 декабря 2009 года № 913-ЗД-IV (САЗ 09-50); от 11 января 2010 года № 1-ЗИД-IV (САЗ 10-2); от 29 января 2010 года № 12-ЗИ-IV (САЗ 10-4); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 51-ЗИД-IV (САЗ 10-15); от 26 мая 2010 года № 86-ЗИ-IV (САЗ 10-21); от 23 июня 2010 года № 107-ЗД-IV (САЗ 10-25); от 30 июня 2010 года № 115-ЗИ-IV (САЗ 10-26); от 15 ноября 2010 года № 208-ЗИД-IV (САЗ 10-46); от 11 мая 2011 года № 41-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 43-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 45-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 47-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 24 мая 2011 года № 64-ЗД-V (САЗ 11-21); от 12 июля 2011 года № 109-ЗИ-V (САЗ 11-28); от 27 июля 2011 года № 133-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 29 июля 2011 года № 142-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 30 сентября 2011 года № 162-ЗИ-V (САЗ 11-39); от 19 октября 2011 года № 184-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 24 ноября 2011 года № 211-ЗИ-V (САЗ 11-47); от 20 февраля 2012 года № 11-ЗИ-V (САЗ 12-9); от 5 марта 2012 года № 21-ЗИ-V (САЗ 12-11); от 2 апреля 2012 года № 41-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 5 июля 2012 года № 127-ЗИД-V (САЗ 12-28); от 5 июля 2012 года № 130-ЗД-V (САЗ 12-28); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42).
.Уголовно - процессуальный кодекс ПМР от 27 декабря 2002 года № 217-ЗИ-III (САЗ 02-52); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 20 июня 2003 года № 291-ЗИД-III (САЗ 03-25); от 1 июля 2003 года № 300-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 1 июля 2003 года № 301-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 1 августа 2005 года № 605-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 4 октября 2005 года № 635-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 3 апреля 2007 года № 201-ЗИД-IV (САЗ 07-15); от 18 апреля 2007 года № 204-ЗИ-IV (САЗ 07-17); от 14 июня 2007 года № 226-ЗИ-IV (САЗ 07-25); от 2 августа 2007 года № 277-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 2 августа 2007 года № 280-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 6 ноября 2007 года № 330-ЗИД-IV (САЗ 07-46); от 6 мая 2008 года № 458-ЗД-IV (САЗ 08-18); от 25 июля 2008 года № 494-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 4 декабря 2008 года № 615-ЗД-IV (САЗ 08-48); от 16 января 2009 года № 649-ЗИД-IV (САЗ 09-3); от 24 февраля 2009 года № 670-ЗД-IV (САЗ 09-9); от 23 марта 2009 года № 685-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 3 апреля 2009 года № 700-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 6 мая 2009 года № 745-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 мая 2009 года № 746-ЗИД-IV (САЗ 09-19); от 12 июня 2009 года № 779-ЗД-IV (САЗ 09-24); от 6 августа 2009 года № 832-ЗИД-IV (САЗ 09-32); от 11 января 2010 года № 2-ЗИ-IV (САЗ 10-2); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 52-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 28 апреля 2010 года № 62-ЗИД-IV (САЗ 10-17); от 22 июня 2010 года № 105-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 22 июня 2010 года № 106-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 23 июня 2010 года № 108-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 15 ноября 2010 года № 209-ЗИ-IV (САЗ 10-46); от 8 декабря 2010 года № 248-ЗИ-IV (САЗ 10-49); от 29 марта 2011 года № 21-ЗД-V (САЗ 11-13); от 11 мая 2011 года № 46-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 50-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 17 мая 2011 года № 53-ЗИ-V (САЗ 11-20); от 6 июня 2011 года № 84-ЗИ-V (САЗ 11-23); от 22 июля 2011 года № 120-ЗИД-V (САЗ 11-29); от 19 октября 2011 года № 185-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 25 октября 2011 года № 192-ЗИ-V (САЗ 11-43); от 24 ноября 2011 года № 208-ЗД-V (САЗ 11-47); от 30 ноября 2011 года № 223-ЗД-V (САЗ 11-48); от 13 февраля 2012 года № 6-ЗИ-V (САЗ 12-8); от 20 февраля 2012 года № 15-ЗД-V (САЗ 12-9); от 14 марта 2012 года № 27-ЗИД-V (САЗ 12-12); от 30 марта 2012 года № 40-ЗИД-V (САЗ 12-14); от 4 апреля 2012 года № 42-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 17 апреля 2012 года № 46-ЗИ-V (САЗ 12-17); от 19 июля 2012 года № 140-ЗД-V (САЗ 12-30); от 31 июля 2012 года № 152-ЗИД-V(САЗ 12-32); от 11 марта 2013 года № 57-ЗИД-V (САЗ 13-10).
.Закон ПМР " о милиции " от 18 июля 1995г. (СЗМР 95-3) с изменениями и дополнениями внесенными Законами ПМР от 6.01.1996 г. (СЗМР 96-2);от 25 ноября 1996 г.№20-34 (СЗМР 96-4);от 10 апреля 2000 г.№277-34 (СЗМР 00-2);от 21 апреля 2004 г.№405-ЗИД-III(САЗ 04-17); от 16 июня 2004 г. №429-34-III (САЗ 04-25);от17 августа 2004 г.№466-ЗИД-III (САЗ 04-34);от 5 ноября 2004 г.№490-ЗИД-III(САЗ 04-45);от 21 июля 2005 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 05-30);от 24 марта 2006 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 06-13);от 3 апреля 2006 г.№18-ЗИД-IV(САЗ 06-15);от 22 декабря 2006 г. №136 ЗИД-IV (САЗ 06-52);от 6 ноября 2007 г. №329-ЗИД-IV(САЗ 07-46);от 5 мая 2009 г. №743-ЗИД-IV (САЗ 09-24);от 12 июня 2009 г. №773-34-IV (САЗ 09-24); от 25 мая 2010 года № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21).
.Закон ПМР: "Об оперативно - розыскной деятельности в ПМР" от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV "Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике" (САЗ 08-13) с изменениями и дополнением, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 14 октября 2009 года № 884-ЗИД-IV (САЗ 09-42); от 28 апреля 2010 года № 63-ЗИ-IV (САЗ 10-17); от 26 октября 2012 года № 207-ЗИД-V (САЗ 12-44).
.Закон ПМР: "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 20 ноября 2002 года № 205-КЗ-III "О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики" (САЗ 02-47) с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20); от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 6 декабря 2007 года № 358-КЗИД-IV (САЗ 07-50); от 14 января 2009 года № 647-КЗИД-IV (САЗ 09-3); от 27 апреля 2010 года № 59-КЗИ-IV (САЗ 10-17); от 22 декабря 2006 г. №136-ЗИД-IV(САЗ 06-52); от 27 июля 2010 года N 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30).
9.Закон ПМР "О наркотических средствах и психотропных веществах". 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).
10.Закон ПМР: "О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем" от 06.04. 2008 г. № 704 - З - 1У (САЗ 09 - 15); от 10 декабря 2010 г. N 256-ЗИД-IV (САЗ 10-49); от 9 августа 2012 г. N 168-ЗИД-V (САЗ 12-33).
.Закон ПМР "О противодействии терроризму" от 5 ноября 2007 г. N 328-З-IV (САЗ 07-46)
.Указ Президента ПМР №228 от 11 апреля 2011 года (САЗ 11-15) "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР".
.Указ Президента ПМР от 13 августа 2012 года № 529 (САЗ 12-34) "Об утверждении Положения "О правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории ПМР".
14.Указ Президента ПМР №196 от 31.03.2011 г. О внесении дополнения в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 23 августа 2006 года N 457 "Об утверждении Положения о Комиссии по защите прав несовершеннолетних". <http://www.president.pmr-gov.org/zakon/?category=2&id=1977>
.Указ Президента ПМР №104 от 17.02.2011 г. О внесении изменений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 7 апреля 2003 года N 153 "О создании Республиканского межведомственного совета по профилактике правонарушений среди детей и молодежи". <http://www.president.pmr-gov.org/zakon/?category=2&id=1770>
.Указ Президента ПМР № 872 от 11 ноября 2011 года (САЗ 11-45) "Об утверждении положения о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений".
16.Приказ МВД ПМР №330 от 6.11.1997 г. (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений).
.Приказ МВД ПМР № 503 от 11 декабря 2007 г. (САЗ 08-2) "О внесении изменений в приказ министерства внутренних дел ПМР от 13 февраля 2002 года № 32 (САЗ 02-09)" "Об утверждении инструкции "По организации и осуществлению органами внутренних дел борьбы в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их прекурсоров"
.Приказ МВД ПМР № 196 от 5 июля 1993 г. Об утверждении Инструкции по организации работ дежурных частей министерства ОВД, городского - районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения).
19.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. Об утверждении Инструкции Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики.
.Приказ МВД ПМР № 330 от 6 ноября 1997 г. "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений".
У ч е б н о - м е т о д и ч е с к а я и н а у ч н а я л и т е р а т у р а :
1.Алексеев А. Н. Криминология. Учебник. Москва. 2009 год. С. 76.
.Алексеев А.М., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Учебник для ВУЗов. М.: Норма.2001.
.Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 2002 г., с. 12.
.Анденес И. Криминология. Москва.1976 год С.112.
5.Балала В.А., Берилл Т.М., Калякин О.А., Карамануца В.И., Федорчуков
6.Белинский Я. Криминология: курс лекций. Питер, 2002 год.
.Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // М. 2003г.
8.Бурлаков В. Н. Криминология: Учебник для вузов. - Санкт-Петербургский Государственный Университет, Питер, 2003.
9.Варчук Т. А. Криминология. Москва, 2002 год. С.80.
.Гундаров И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. М. 1995.
.Даль В.И. Толковый словарь. Т. 3. М., 1955. С. 387
.Долгова А.И. Криминология: Учебник для ВУЗов, 3-е издание.-М.:Норма.2005.
13.Долгова А.И. Криминология: Учебник для ВУЗов, 2-е издание.-М.:Норма.2003
.Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 2006 г.
15.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально -политический журнал. - 2005. - № 2.
.Иншаков С. М. Учебное пособие. Криминология. Москва. 2005 год. С 132.
.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник / М.: Юристъ, 2007 г.
.Кузнецова Н.Ф., Лунеева В.В. Кримонология. Учебник - М.: Вольтерс Клувер, 2005 г.
.Лесникова Д.А. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. Москва, 2006 год.
.Орехов В.В. Криминология. М., 2002. С. 93-95.
.Растегаев А. Анализ общеуголовной корыстной преступности. М., 2006 г.
.Титов А. С. Общие меры предупреждения преступности. М., 2002, С57.
.Токарев А. Ф. Общее предупреж. преступлений: деятельность органов внутренних дел. М, 2001.С-97.
.Доклад Министра внутренних дел ПМР на Коллегии МВД ПМР 27 февраля 2012 г.
.Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР 29.01.2013 г. ИА "Лента ПМР", 30.01.2013 г.