».
Этническое тесно переплетается с социальным. Этнокультурные традиции передаются в процессе воспитания ребенка, они определяют морально-этические и эстетические воззрения семьи и этноса в целом, его психологию. Непосредственно или опосредованно процесс общения осуществляется через литературу, публицистику, музыку, живопись и т.д.
Этническая специфика проявляется в своеобразных чертах культуры, а также во всем многообразии психологических ментальных поведенческих характеристик этноса (А. Анерт, У.А. Винокурова, Л.Р. Голдберг, М.А. Мокаева, А.Д. Шмелев).
В настоящее время в структуру этнической психологии, как правило, включают:
) специфические качества национального характера;
) национальное самосознание;
) национальные чувства и настроения;
) национальные интересы;
) национальные ориентации, традиции, привычки.
Для использования этнопсихологического подхода в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) следует произвести детальный анализ ключевых понятий этнопсихологии, а также дифференцировать ее категориальный аппарат. Как известно, в исследованиях данного понятия ведущими являются такие термины, как: «этнос», «идентичность», «национальный характер», «ментальность», «ценность» и другие.
К основополагающим этнопсихологическим понятиям относятся такие, как: «этнос», «нация», «этническая группа», «этнические интересы», «этническая психология», «личность», «идентичность», «этническая культура», «деятельность», «общение», «традиции» и т.д.
С точки зрения А.О. Бороноева, в предметную область этнопсихологии следует включить «не только социально-психологические черты этнических общностей, их влияние на поведение личностей, но и социально-психологические процессы и особенности этнического развития и межнационального общения».
При таком подходе предполагается изучать не только сущность этнопсихологии, но и ее функции, то есть пути влияния на формы национальной культуры, быта, ценностной ориентации индивидов той или иной общности, в целом образа жизни.
Также в связи с изучением национального самосознания рассматривается проблема «нация-личность» (А.О. Бороноев трактует нацию и этнос как нечто тождественное), то есть осознание национальной общностью своих качеств и на этой основе сознательную идентификацию индивидов с той или иной общностью. Исследование этнического самосознания, как одного из ведущих факторов межэтнических отношений субъектов в обществе, имеет достаточно разработанную теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Чебоксаров и другие). С 70-х гг. XX в. этническое самосознание на основе эмпирических исследований активно изучали отечественные этносоциологи Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и другие. С середины 80-х гг. XX в. в отечественной психологии появилось этнопсихологическое направление исследований, в которых изначально этническое самосознание, а позже этническая идентичность стали центральными объектами изучения (В.С. Агеев, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и другие).
Кроме того, предполагается изучение социально-психологических явлений при межэтническом взаимодействии. Применительно к межэтническому общению нам близок подход, используемый в социальной психологии, выделяющий три вида общения: 1) коммуникативное; 2) интерактивное; 3) перцептивное.
Коммуникативное общение - обмен информацией, продуктами духовного производства, идеями, чувствами и т.д. Интерактивное общение основано на совместной деятельности (различие в трудовых навыках, привычках, национальном опыте организации труда, его темпах, в характере общения). Третьим видом этнической коммуникации является перцептивный вид - восприятие и понимание друг друга представителями разных этносов. К нему относятся вопросы по исследованию закономерности общения и социально-психологических аспектов взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп в конкретных ситуациях. Большое внимание здесь уделяется исследованию проблемы межэтнических стереотипов.
. Использование данных этнопсихологии в расследовании преступлений
Носителем этнопсихологических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства.
Этнические стереотипы - это схематизированные типы поведения, характерные для представителя какого-либо этноса.
В современном научном понимании менталитет - это совокупность символов, закрепленных в сознании людей в процессе общения путем многократного повторения; менталитет раскрывается через систему взглядов и оценок. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведения людей - представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения и принятия решения, означающих на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Ментальность относительно этноса - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.
Этнические и ментальные стереотипы поведения упрощают объективную реальность, создают закономерные категории и схемы представлений, облегчая мыслительные процессы, действуют автоматически и весьма эффективно (своего рода «алгоритмизация деятельности»). Если у субъекта уже есть сформировавшиеся стереотипы поведения, при определенных событиях он не начинает исследовать реальность, вырабатывая новые механизмы реакции и взаимодействия, а сразу же применяет к ним готовые модели поведения.
Высокая сплоченность и замкнутость преступных групп с этнической компонентой основываются на этнической и ментальной общности, зачастую родственных и земляческих связях, служат одной из существенных причин актуальности использования знаний из области этнологии при расследовании уголовных дел.
Посредством использования знаний из области этнологии (этнопсихологии, этнолингвистики) можно увеличить эффективность раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, сформированной на основе этнической принадлежности, а также уменьшить вероятность нарушения прав и законных интересов граждан.
Особый интерес для производства по уголовным делам имеют индивидуальные этнопсихологические закономерности и ментальные стереотипы, которые определяют поведение подозреваемых (обвиняемых) как в процессе совершения и сокрытия преступления, так и в ходе производства отдельных следственных действий.
Так, с учетом влияния этнопсихологических факторов необходимо организовывать тактику проведения следственных действий в отношении представителей тех или иных этносов.
В ходе расследования преступлений с этнической компонентой знания из указанной области могут существенно помочь в ходе установления схем взаимодействия внутри преступной группы, распределения ролей между ее членами, а также значительно увеличить эффективность мер, направленных на устранение противодействия расследованию. Например, для успешного проведения обыска немаловажное значение имеют не только особенности устройства жилища, но и информация о конструкции жилья, о том, в каком районе оно расположено, на какие зоны разделено, кто имеет доступ в жилище.
Информация о типичных местах и способах сокрытия, свойственных для представителей конкретного этноса, дает возможность определять наиболее вероятные места нахождения скрываемых предметов, следов обладания ими, прогнозировать участие в противодействии расследованию.
Так, В.А. Пономаренковым приводятся особенности производства обыска в жилище цыган: орудия, ценности, фиктивные документы традиционно хранятся около палатки или дома, но весьма необычным способом (зарываются в землю, на этом месте в последствии разжигаются костры, прячутся в перинах, подушках). В частных домах цыган при обыске рекомендуется с большим вниманием относиться к придомовому пространству, где среди всевозможного мусора, дров и тому подобного часто прячут запрещенные к обороту предметы. При обыске жилого помещения необходимо особое внимание обращать на полы, стены, покрывающие их ковры, которые рекомендуется снимать для тщательной проверки. Также рекомендуется тщательно проверять щели и пустоты в полу и стенах.
При расследовании рекомендуется уделять особое внимание поведенческим особенностям подозреваемых (обвиняемых) лица, его социальной роли в преступной группе с учетом этнических особенностей. Весьма полезным будет учет темперамента, свойственного представителям определенного этноса, а также особенностей вербального и невербального общения.
этнопсихология преступление сознание
Заключение
Этнопсихология как наука, сопряженная с социальной психологией и психологией личности, должна быть ориентирована на значения и смыслы исходного психического явления «мы и они». Б.Ф. Поршнев доказывал, что «первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представлений о «них». В то же время для этнической психологии безусловное значение имеет «мы» - именно «мы» определяет этническую идентичность.
Именно идеи о человеке, действующем во взаимодействии со своим этносом, должны быть в основе методологических принципов при построении курса этнопсихологии. Этнопсихология призвана отвечать на вопрос: как порождались глубинные этнопсихологические феномены, которые формировали этническое самосознание, означаемое местоимением «мы».
Предметная область этнопсихологии развивается постоянно - она не остается неизменной: задачи формируются в зависимости от исторически развиваемых знаний и от характера социального заказа.
Этнопсихология сегодня в своем арсенале имеет не только основополагающие идеи принципиального видения феноменов этнического самосознания, но и многие другие составляющие, выстраивающие дисциплину - этнопсихологию.
Таким образом, рассмотрев вопрос о предметной области этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов и межэтническом взаимодействии, к основным ее составляющим можно отнести:
) этническое сознание в его исторических формах;
) специфику его проявления в деятельности и общении;
) влияние этнического сознания на формирование личности и ее ценностей.
В заключение хотелось бы отметить о необходимости проведения комплексного исследования с участием представителей как юридических, так и психологических и иных наук для выработки углубленных методических рекомендаций, а также внедрения указанных рекомендаций в повседневную работу сотрудников правоохранительных органов.
Список использованной литературы
1.Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В. и другие. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений. - М., 2014.
.Баронин А.С. Этническая психология. - М., 2013
.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - М., 2012.
.Бороноев А.О. Основы этнической психологии: учеб. пособие. СПб., 2011.
.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 2014.
.Гнатенко П.И., Кострикова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Киев, 2014
.Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: философская и социально-психологическая характеристики. С.-Пб., 2013.
.Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: философская и социально-психологическая характеристики. С.-Пб., 2013.
.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С.-Пб., 2012.
.Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2014.
.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 2012.
.Малинаускас К.К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2014.
.Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональным педагогическим коллективом: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2012.
.Рубцов В.Г. Противодействие расследованию деятельности преступных формирований, организованных на этнической основе, и криминалистические методы его преодоления: дис. канд. юрид. наук. М., 2010.
.Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 2014.
.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2008.
.Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 2014.
.Шулындин П.П. Национальная психология. Сущность, структура, социальная роль: автореф. дис. канд. психол. наук. Горький, 2014.