Теоретические подходы к изучению этнопсихологических знаний

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические подходы к изучению этнопсихологических знаний















Теоретические подходы к изучению этнопсихологических знаний

Содержание

Введение

. Связь этнопсихологии с другими науками

. Сферы практического приложения этнопсихологических знаний

. Использование данных этнопсихологии в расследовании преступлений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность преступника является одним из существенных составных элементов криминалистической характеристики преступления, поскольку представляет собой отправную точку анализа преступного поведения лица и оставленных им следов в результате совершенного преступления, один из основных объектов исследования для раскрытия преступления, а также профилактического воздействия.

Успех расследования уголовных дел в значительной степени зависит от подготовленности следователя к расследованию преступлений различного вида. С учетом возросшей активности преступных групп, созданных на этнической основе, весьма актуальным является вопрос изучения и применения на практике специальных знаний из области этнопсихологии. Сложность расследования преступлений такого вида заключается том, что следователь в ходе производства по делу должен учитывать не только индивидуальные качества и особенности конкретного подозреваемого, но и психологию этнической общности, к которой тот принадлежит, учитывать ментальность этого лица, степень и особенности их влияния на совершенное преступление.

Вопросы, связанные с содержанием и функциями этнопсихологии в жизни и отношении этносов всегда привлекали внимание специалистов в области гуманитарных наук. В настоящее время обозначился интерес к проблемам этнической психологии, связанный с тем, что этнопсихология со многими областями знаний имеет единый объект исследования. Она является смежной дисциплиной с такими науками, как: этнопедагогика, этнография, социальная психология, социология и другими, изучающими природу человека и его сущность. Таким образом, этническая психология или этнопсихология - это междисциплинарная наука, появившаяся на стыке социальной психологии и этнографии.

Цель данной работы - рассмотреть предметные особенности, аспекты, структуру и ключевые понятия этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов. В качестве научного направления данное понятие выделилось из социальной психологии и этнографии. Говоря о соотношении этнопсихологии и этнографии, необходимо учитывать, что эти науки имеют близость по объекту исследования, но каждая осуществляет свой подход к нему.

1. Связь этнопсихологии с другими науками

Подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются не на психологических закономерностях, а на социологических, что не позволяет точно осмыслить содержание собственно психологических механизмов, их формирование и функционирование.

Что же касается соотношения этнопсихологии и социальной психологии, то последняя изучает процессы развития и функционирования общей психологии личности и социальных общностей, а этнопсихология - духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности (в том числе и профессиональной), общения и в культуре.

Разделяя точку зрения Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, можно утверждать, что «этнопсихология должна аккумулировать в своей теории и конкретных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в социологии и этнографии. Но как отрасль психологической науки она может базироваться лишь на принципах и закономерностях, характерных для развития именно психологических явлений. Социологический же и этнографический подходы должны дополнять научные представления о происхождении, факторах образования, опосредования этнопсихологических феноменов».

У исследователей существуют различные трактовки этнопсихологии как отдельной дисциплины. С точки зрения Г.Г. Шпета, этническая психология - описательная наука, предметом которой являются типичные коллективные переживания: «...как бы индивидуально ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях, как откликах на происходящее перед их глазами, умами и сердцем». Э.А. Саракуев и В.Г. Крысько определяют этнопсихологию как науку, изучающую закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Н.М. Лебедева делает акцент на проявлении этнической и культурной принадлежности как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Т.Г. Стефаненко определяет специфику этнопсихологии как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей. А.С. Баронин считает, что «этнопсихология - наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям».

. Сферы практического приложения этнопсихологических знаний

Этническая национальная психология представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями «психический склад нации» или «национальный характер».

П.П. Шулындин полагает, что «национальную психологию можно определить как совокупность духовных образований, получивших доминирующее развитие и массовое распространение в рамках конкретной нации». К.К. Малинаускас подчеркивает, что данное понятие делает возможным социальное общение, взаимопонимание определенного социально-этнического образования, способствует его сплочению и является «одним из духовных механизмов устойчивости нации».

Ряд исследователей (А.О. Бороноев, П.И. Гнатенко, Л.О. Кострикова) рассматривают этнопсихологию как сложную многоуровневую систему. Так, П.И. Гнатенко и Л.О. Кострикова включают в национальную психологию следующие структурные элементы: 1) национальный характер, 2)национальные чувства, 3) национальное самосознание.

При рассмотрении структуры этнопсихологии целесообразно обратиться к положению, сформулированному А.И. Горячевой и М.Г. Макаровым, которые предлагают различать статическую и динамическую структуры национальной психологии. Статические элементы в отличие от динамических формируются не только под влиянием общественно-экономической формации, ее надстроечных элементов, но и как более устойчивое явление, определяющееся особенностями исторического развития этноса. К числу статических элементов этнопсихологии относят психический склад. Будучи основным элементом, он в то же время представляет собой структурное образование, которое определяется как «специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности».

Исходя из положения о том, что этнопсихология представляет собой сложное, динамическое, психоидеологическое единство, А.О. Бороноев выделяет два уровня национальной психологии. К первому относятся чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния сознания; второй уровень составляют элементы психического склада, преемственно обусловленные и выступающие как результат массового, народного опыта деятельности, общения и воздействия природно-экологических условий существования. «Этот уровень проявляется как характерное (характер) поведение, национальные традиции, обычаи, привычки, которые лежат в основе установок, ценностных ориентаций, но и каждый из названных элементов-категорий выстраивает целую систему».

Существенным является указание на то, что в национальной психологии отражаются географические, климатические и другие условия (Л.Н. Гумилев, В.Б. Касевич, В.Н. Разов) и положение о взаимообусловленности этнопсихологии и национальной культуры (В.Н. Разов, К.К. Малинаускас и другие).

Одним из интересных аспектов этнопсихологии является этнонациональное формирование человека как личности. Исследователи полагают, что каждый индивид, развиваясь, подвергается двоякой детерминации: объективно-культурной и культурно-психологической. «Объективно-культурную детерминацию составляют материально-вещная среда, объективированные элементы национальной культуры, природно-ландшафтные условия и т.д. Вторая линия детерминации - элементы национального сознания, социально-исторической памяти». Объективно-культурная детерминация имеет тесную связь с конкретными условиями жизнедеятельности, формами культуры.

Традиционно выделяемое этнопсихологическое понятие «этническая самоидентификация» близко понятию «этническое поле», теоретически разработанному в отечественной этнологии Л.Н. Гумилевым. «Этническое поле, - писал Л.Н. Гумилев, - то есть феномен этноса как таковой, не сосредотачивается в телах матери и ребенка, а проявляется между ними. Поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную этническую среду, перестроится именно оно, а не темперамент, способности, возможности». Новорожденный имеет унаследованный от предков генотип, но не ощущение «своего» и «чужого», которое, согласно Л.Н. Гумилеву, является отличительной чертой этноса. Поэтому не вызывает сомнения тот факт, что для осознания индивидом себя как представителя того или иного народа «основное значение имеет воспитание на ранних этапах биографии особи».

Этническое тесно переплетается с социальным. Этнокультурные традиции передаются в процессе воспитания ребенка, они определяют морально-этические и эстетические воззрения семьи и этноса в целом, его психологию. Непосредственно или опосредованно процесс общения осуществляется через литературу, публицистику, музыку, живопись и т.д.

Этническая специфика проявляется в своеобразных чертах культуры, а также во всем многообразии психологических ментальных поведенческих характеристик этноса (А. Анерт, У.А. Винокурова, Л.Р. Голдберг, М.А. Мокаева, А.Д. Шмелев).

В настоящее время в структуру этнической психологии, как правило, включают:

) специфические качества национального характера;

) национальное самосознание;

) национальные чувства и настроения;

) национальные интересы;

) национальные ориентации, традиции, привычки.

Для использования этнопсихологического подхода в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) следует произвести детальный анализ ключевых понятий этнопсихологии, а также дифференцировать ее категориальный аппарат. Как известно, в исследованиях данного понятия ведущими являются такие термины, как: «этнос», «идентичность», «национальный характер», «ментальность», «ценность» и другие.

К основополагающим этнопсихологическим понятиям относятся такие, как: «этнос», «нация», «этническая группа», «этнические интересы», «этническая психология», «личность», «идентичность», «этническая культура», «деятельность», «общение», «традиции» и т.д.

С точки зрения А.О. Бороноева, в предметную область этнопсихологии следует включить «не только социально-психологические черты этнических общностей, их влияние на поведение личностей, но и социально-психологические процессы и особенности этнического развития и межнационального общения».

При таком подходе предполагается изучать не только сущность этнопсихологии, но и ее функции, то есть пути влияния на формы национальной культуры, быта, ценностной ориентации индивидов той или иной общности, в целом образа жизни.

Также в связи с изучением национального самосознания рассматривается проблема «нация-личность» (А.О. Бороноев трактует нацию и этнос как нечто тождественное), то есть осознание национальной общностью своих качеств и на этой основе сознательную идентификацию индивидов с той или иной общностью. Исследование этнического самосознания, как одного из ведущих факторов межэтнических отношений субъектов в обществе, имеет достаточно разработанную теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Чебоксаров и другие). С 70-х гг. XX в. этническое самосознание на основе эмпирических исследований активно изучали отечественные этносоциологи Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и другие. С середины 80-х гг. XX в. в отечественной психологии появилось этнопсихологическое направление исследований, в которых изначально этническое самосознание, а позже этническая идентичность стали центральными объектами изучения (В.С. Агеев, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и другие).

Кроме того, предполагается изучение социально-психологических явлений при межэтническом взаимодействии. Применительно к межэтническому общению нам близок подход, используемый в социальной психологии, выделяющий три вида общения: 1) коммуникативное; 2) интерактивное; 3) перцептивное.

Коммуникативное общение - обмен информацией, продуктами духовного производства, идеями, чувствами и т.д. Интерактивное общение основано на совместной деятельности (различие в трудовых навыках, привычках, национальном опыте организации труда, его темпах, в характере общения). Третьим видом этнической коммуникации является перцептивный вид - восприятие и понимание друг друга представителями разных этносов. К нему относятся вопросы по исследованию закономерности общения и социально-психологических аспектов взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп в конкретных ситуациях. Большое внимание здесь уделяется исследованию проблемы межэтнических стереотипов.

. Использование данных этнопсихологии в расследовании преступлений

Носителем этнопсихологических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства.

Этнические стереотипы - это схематизированные типы поведения, характерные для представителя какого-либо этноса.

В современном научном понимании менталитет - это совокупность символов, закрепленных в сознании людей в процессе общения путем многократного повторения; менталитет раскрывается через систему взглядов и оценок. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведения людей - представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения и принятия решения, означающих на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Ментальность относительно этноса - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Этнические и ментальные стереотипы поведения упрощают объективную реальность, создают закономерные категории и схемы представлений, облегчая мыслительные процессы, действуют автоматически и весьма эффективно (своего рода «алгоритмизация деятельности»). Если у субъекта уже есть сформировавшиеся стереотипы поведения, при определенных событиях он не начинает исследовать реальность, вырабатывая новые механизмы реакции и взаимодействия, а сразу же применяет к ним готовые модели поведения.

Высокая сплоченность и замкнутость преступных групп с этнической компонентой основываются на этнической и ментальной общности, зачастую родственных и земляческих связях, служат одной из существенных причин актуальности использования знаний из области этнологии при расследовании уголовных дел.

Посредством использования знаний из области этнологии (этнопсихологии, этнолингвистики) можно увеличить эффективность раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, сформированной на основе этнической принадлежности, а также уменьшить вероятность нарушения прав и законных интересов граждан.

Особый интерес для производства по уголовным делам имеют индивидуальные этнопсихологические закономерности и ментальные стереотипы, которые определяют поведение подозреваемых (обвиняемых) как в процессе совершения и сокрытия преступления, так и в ходе производства отдельных следственных действий.

Так, с учетом влияния этнопсихологических факторов необходимо организовывать тактику проведения следственных действий в отношении представителей тех или иных этносов.

В ходе расследования преступлений с этнической компонентой знания из указанной области могут существенно помочь в ходе установления схем взаимодействия внутри преступной группы, распределения ролей между ее членами, а также значительно увеличить эффективность мер, направленных на устранение противодействия расследованию. Например, для успешного проведения обыска немаловажное значение имеют не только особенности устройства жилища, но и информация о конструкции жилья, о том, в каком районе оно расположено, на какие зоны разделено, кто имеет доступ в жилище.

Информация о типичных местах и способах сокрытия, свойственных для представителей конкретного этноса, дает возможность определять наиболее вероятные места нахождения скрываемых предметов, следов обладания ими, прогнозировать участие в противодействии расследованию.

Так, В.А. Пономаренковым приводятся особенности производства обыска в жилище цыган: орудия, ценности, фиктивные документы традиционно хранятся около палатки или дома, но весьма необычным способом (зарываются в землю, на этом месте в последствии разжигаются костры, прячутся в перинах, подушках). В частных домах цыган при обыске рекомендуется с большим вниманием относиться к придомовому пространству, где среди всевозможного мусора, дров и тому подобного часто прячут запрещенные к обороту предметы. При обыске жилого помещения необходимо особое внимание обращать на полы, стены, покрывающие их ковры, которые рекомендуется снимать для тщательной проверки. Также рекомендуется тщательно проверять щели и пустоты в полу и стенах.

При расследовании рекомендуется уделять особое внимание поведенческим особенностям подозреваемых (обвиняемых) лица, его социальной роли в преступной группе с учетом этнических особенностей. Весьма полезным будет учет темперамента, свойственного представителям определенного этноса, а также особенностей вербального и невербального общения.

этнопсихология преступление сознание

Заключение

Этнопсихология как наука, сопряженная с социальной психологией и психологией личности, должна быть ориентирована на значения и смыслы исходного психического явления «мы и они». Б.Ф. Поршнев доказывал, что «первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представлений о «них». В то же время для этнической психологии безусловное значение имеет «мы» - именно «мы» определяет этническую идентичность.

Именно идеи о человеке, действующем во взаимодействии со своим этносом, должны быть в основе методологических принципов при построении курса этнопсихологии. Этнопсихология призвана отвечать на вопрос: как порождались глубинные этнопсихологические феномены, которые формировали этническое самосознание, означаемое местоимением «мы».

Предметная область этнопсихологии развивается постоянно - она не остается неизменной: задачи формируются в зависимости от исторически развиваемых знаний и от характера социального заказа.

Этнопсихология сегодня в своем арсенале имеет не только основополагающие идеи принципиального видения феноменов этнического самосознания, но и многие другие составляющие, выстраивающие дисциплину - этнопсихологию.

Таким образом, рассмотрев вопрос о предметной области этнопсихологии как науки о духовно-психологических чертах этносов и межэтническом взаимодействии, к основным ее составляющим можно отнести:

) этническое сознание в его исторических формах;

) специфику его проявления в деятельности и общении;

) влияние этнического сознания на формирование личности и ее ценностей.

В заключение хотелось бы отметить о необходимости проведения комплексного исследования с участием представителей как юридических, так и психологических и иных наук для выработки углубленных методических рекомендаций, а также внедрения указанных рекомендаций в повседневную работу сотрудников правоохранительных органов.

Список использованной литературы

1.Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В. и другие. Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений. - М., 2014.

.Баронин А.С. Этническая психология. - М., 2013

.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - М., 2012.

.Бороноев А.О. Основы этнической психологии: учеб. пособие. СПб., 2011.

.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 2014.

.Гнатенко П.И., Кострикова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. Киев, 2014

.Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: философская и социально-психологическая характеристики. С.-Пб., 2013.

.Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология: философская и социально-психологическая характеристики. С.-Пб., 2013.

.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С.-Пб., 2012.

.Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2014.

.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 2012.

.Малинаускас К.К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2014.

.Мокаева М.А. Этнопсихологические особенности в управлении многонациональным педагогическим коллективом: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2012.

.Рубцов В.Г. Противодействие расследованию деятельности преступных формирований, организованных на этнической основе, и криминалистические методы его преодоления: дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

.Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 2014.

.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2008.

.Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 2014.

.Шулындин П.П. Национальная психология. Сущность, структура, социальная роль: автореф. дис. канд. психол. наук. Горький, 2014.

Похожие работы на - Теоретические подходы к изучению этнопсихологических знаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!