Бюджетная система Российской Федерации
Оглавление
Введение
. Сущность и структура доходов федерального бюджета
. Анализ доходов федерального бюджета
.1 Анализ динамики доходов федерального бюджета за 2012-2013
гг.
.2 Анализ исполнения доходов федерального бюджета за
2012-2013 гг.
.3 Анализ структуры доходов федерального бюджета
. Проблемы и перспективы доходов федерального бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации. Они образуются за счет налоговых и
неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Основу поступлений в бюджет любого уровня составляют налоговые доходы.
Удельный вес налогов в общем объеме собственных доходов федерального и
регионального бюджетов составляет более 90%.
К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных налоговым
законодательством Российской Федерации федеральных налогов и сборов, в том
числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,
региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Под неналоговыми доходами понимаются поступающие в распоряжение
государственных и муниципальных органов власти.
К безвозмездным перечислениям относятся:
§ Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
§ Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
§ Субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ и другие
межбюджетные трансферты;
§ Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных
организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные
пожертвования.
На современном этапе отличительной чертой
бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении
национального дохода.
Материальной основой, позволяющей
образовать основной централизованный фонд денежных средств, который
обеспечивает финансирование нужд государства и выполнение его функций и задач,
являются доходы федерального бюджета. В этом и заключается актуальность данной
курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и
особенностей формирования доходов федерального бюджета и проведение анализа.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
. углубить теоретические представления о доходах федерального
бюджета;
. сопоставить и проанализировать статистические данные о
доходах федерального бюджета за 2012-2013 гг.;
. проанализировать проблемы в области формирования доходов
федерального бюджета;
Объект исследования данной работы - бюджетная система
Российской Федерации. Предметом исследования являются доходы федерального
бюджета.
доход федеральный бюджет
1.
Сущность и структура доходов федерального бюджета
Основные функции управления государством возложены на центральные органы
власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения
общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд -
федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении
Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды регионального развития.
Федеральный бюджет - центральное, стратегическое звено бюджетной системы
РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства
имеют его параметры - объем доходов и расходов, их структура, доля доходов
государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями
народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный
бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления
мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием
науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета - главный источник финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного
комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного
освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии
искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением
средств, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками
финансирования дефицита бюджета.
Как экономическая категория доходы бюджета - это экономические отношения,
возникающие между предприятиями, организациями, гражданами и государством в
процессе формирования бюджетного фонда страны.
Все доходы, поступающие в бюджет можно упорядочить:
. По времени (по частоте) поступления в бюджет:
§ ежедневные;
§ ежекадные;
§ ежемесячные;
§ ежегодные;
§ ежеквартальные;
§ разовые платежи.
. По отношению к плану:
§ запланированные доходы;
§ незапланированные доходы.
. По источникам:
§ местные;
§ региональные;
§ федеральные.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы бюджетов формируются за
счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет
безвозмездных перечислений. В доходы текущего года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются
доходы целевых бюджетных фондов.
Кратко рассмотрим принципы построения и структуру классификации доходов
бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ определяющих
источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из
подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по
источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по
уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример бюджетной
классификации доходов по группам:
· 1000000 - налоговые доходы;
· 2000000 - неналоговые доходы;
· 3000000 - безвозмездные перечисления;
· 4000000 - доходы целевых бюджетных фондов;
· 5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности.
К налоговым доходам, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ относятся
предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и
местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (ст. 41). К налоговым доходам
федерального бюджета, в соответствии со ст. 50 БК РФ также относятся:
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная
пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между
бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на
срок не менее трех лет. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные
(закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых
доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам субъектов РФ.
Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как
таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные
пошлин. В соответствии с бюджетной политикой к регулирующим доходам бюджета
относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются
нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты
на очередной финансовый год.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих
федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми
режимами:
· налога на прибыль организаций по ставке, установленной для
зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;
· налога на добавленную стоимость - по
нормативу 100%;
· акцизов на спирт этиловый из пищевого
сырья - по нормативу 50%;
· акцизов на спирт этиловый из всех видов
сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;
· акцизов на спиртосодержащую продукцию - по
нормативу 50%;
· акцизов на табачную продукцию - по
нормативу 100%;
· акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и
карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;
· акцизов на автомобили легковые и мотоциклы
- по нормативу 100%;
· акцизов по подакцизным товарам и
продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100%;
· налога на добычу полезных ископаемых в
виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
· налога на добычу полезных ископаемых в
виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по
нормативу 100%;
· налога на добычу полезных ископаемых (за
исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов
и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;
· сбора за пользование объектами водных
биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20%;
· сбора за пользование объектами водных
биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20%;
· водного налога - по нормативу 100%;
· единого социального налога по ставке,
установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет,
- по нормативу 100%.
Остальные налоги, в том числе подоходный налог с физических лиц, несут в
налоговой системе РФ незначительную Фискальную нагрузку.
Очевидно, что проблема налоговой составляющей в доходах бюджетов
многогранна, и одна из важнейших ее сторон улучшение ситуации с собираемостью
налогов, и в то же время снижение налоговой нагрузки в ВВП. От научного
обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления
и взимания, организация контроля за полнотой и своевременной мобилизацией
налоговых поступлений, по сути дела, зависит более 80% объема федерального
бюджета - основной государственной казны.
Основными неналоговыми доходами, включаемыми в федеральный бюджет,
являются:
· доходы от использования имущества, находящегося в
государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном
объеме;
· часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, - в размерах,
устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
· сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности,
связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий,
подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);
· таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100%;
· платежи за пользование лесным фондом в части минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;
· плата за пользование водными объектами - по нормативу 100%;
· плата за негативное воздействие на окружающую среду - по
нормативу 20%.
К доходам от использования имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, относятся следующие средства:
· арендная либо, иная плата за сдачу во временное пользование
имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных
организациях;
· плата за передачу государственного имущества под залог и в
доверительное управление;
· возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства
полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий по кредитам и
ссудам;
· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными
на возвратной и платной основах;
· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим
государству или муниципальным образованиям;
· дивиденды по акциям, принадлежащим государству.
В состав неналоговых доходов включены также доходы от продажи земли и
нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из
негосударственных источников, которые в соответствии с международными
стандартами статистики государственных финансов относятся к капитальным
доходам, и др.
В доходы федерального бюджета поступают:
· прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
· доходы от внешнеэкономической деятельности.
· доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы
осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов. Хотя
финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является
получателем таких средств, но в соответствии с ч. 3 ст. 47 Бюджетного кодекса
РФ «Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета,
бюджета государственного внебюджетного фонда.»
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно
от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных
государств и зачисляемые в соответствующий бюджет.
Безвозмездные перечисления классифицируются по источнику их получения:
· от нерезидентов;
· бюджетов других уровней;
· государственных внебюджетных доходов;
· государственных организаций;
· наднациональных организаций;
· средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды;
· прочих безвозмездных перечислений.
В доходы бюджетов могут входить безвозмездные перечисления по взаимным
расчетам.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной
деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывается в смете доходов и
расходов бюджетного учреждения, и отражаются в доходах соответствующего бюджета
как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ч. 2
ст. 42 БК РФ).
Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с
законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым
законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными
целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год.
К доходам государства, относятся государственные займы. Государственные
займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и
физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик
средств. В отличие от налогов государственный займ имеет добровольный характер
и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К
государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство
обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который
предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут
осуществляться в двух формах:
) путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг
для продажи широким слоям населения;
) путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи
национальному банку и коммерческим банкам.
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает
финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять
государственную социально-экономическую политику, обеспечивать
обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета
реализуется государственные программы по развитию и нормальному
функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии
военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению
научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных
программ.
Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их
полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются
гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном
бюджете.
Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные
таблицы 1.1.
Таблица 1.1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2014 г.
Виды доходов
|
Сумма (млрд.
руб.)
|
%
|
Всего доходов
|
11 891,6
|
|
Доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 380,0
|
36,8
|
Налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 423,3
|
20,4
|
Налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации
|
1 451,4
|
18,8
|
Налоги на
товары, ввозимые на территорию российской федерации
|
396,5
|
12,2
|
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
|
3,3
|
Прочие
|
1 000,8
|
8,4
|
Главным источником дохода являются доходы от внешнеэкономической деятельности,
что составляет 36,8% от общей суммы доходов по сравнению с другими видами
доходов.
Так же можно рассмотреть динамику доходов бюджета.
Рис. 1.1. Динамика доходов федерального бюджета.
2.
Анализ доходов федерального бюджета
В таблице 2.1 представлены официальные данные доходов федерального
бюджета за 2012-2013 гг., исходя из которых будет проводится полный анализ
доходов федерального бюджета за указанные года.
Таблица 2.1. Доходы Федерального бюджета за 2012-2013 гг. (млрд. руб.)
Показатели
|
2012
|
2013
|
|
назначено
|
исполнено
|
назначено
|
исполнено
|
налоговые
доходы
|
6 675,9
|
6 853,1
|
7 496,4
|
7 063,9
|
налоги на
прибыль, доходы
|
371,9
|
375,8
|
392,4
|
352,2
|
Налог на
прибыль организаций
|
371,9
|
375,8
|
392,4
|
352,2
|
налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 218,4
|
2 228,0
|
2 629,4
|
2 329,2
|
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
1 870,1
|
1 886,1
|
2 106,4
|
1 868,2
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию РФ
|
348,3
|
349,1
|
523,0
|
461,0
|
налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ
|
1 874,3
|
1 713,0
|
2 146,2
|
1 734,2
|
НДС на товары,
ввозимые на территорию РФ
|
1 818,7
|
1 659,6
|
207,5
|
1 670,8
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ
|
55,6
|
53,4
|
68,6
|
63,4
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 113,1
|
2 442,8
|
2 229,4
|
2 554,9
|
НДПИ
|
2 087,4
|
2 420,5
|
2 205,5
|
2 535,3
|
Регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о
разделе продукции
|
22,1
|
19,1
|
20,6
|
16,7
|
Водный налог
|
3,2
|
2,8
|
2,9
|
2,5
|
Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
государственная
пошлина, сборы
|
98,2
|
92,3
|
99,0
|
92,2
|
задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
1,2
|
неналоговые
доходы
|
5 093,3
|
5 937,6
|
5 199,8
|
5 905,0
|
доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 474,3
|
4 962,7
|
4 565,2
|
5 011,0
|
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
273,3
|
543,3
|
281,0
|
348,0
|
платежи при
пользовании природными ресурсами
|
73,7
|
101,3
|
75,7
|
245,1
|
доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
129,8
|
131,5
|
132,9
|
134,7
|
доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
|
95,9
|
120,4
|
98,3
|
106,3
|
административные
платежи и сборы
|
9,3
|
18,2
|
9,7
|
19,0
|
штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
8,2
|
20,7
|
8,2
|
24,2
|
прочие
неналоговые доходы
|
28,8
|
39,5
|
28,8
|
16,7
|
безвозмездные
поступления
|
9,9
|
64,6
|
9,6
|
51,1
|
безвозмездные
поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
0,0
|
31,0
|
0,0
|
3,6
|
безвозмездные
поступления от государственных (муниципальных) организаций
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,3
|
безвозмездные
поступления от негосударственных организаций
|
0,5
|
0,0
|
0,5
|
0,0
|
прочие
безвозмездные поступления
|
5,0
|
0,1
|
5,1
|
0,0
|
доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и
организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение прошлых лет
|
4,9
|
33,5
|
4,0
|
47,2
|
всего доходов
|
11 779,1
|
12 855,3
|
12 705,8
|
13 020,0
|
2.1 Анализ динамики доходов федерального бюджета за
2012-2013гг.
Данные анализа динамики доходов федерального бюджета представлены в
таблице 2.2.
Таблица 2.2. Анализ динамики доходов федерального бюджета за 2012-2013
гг. (млрд. руб., %)
Показатели
|
2012
|
2013
|
Абсолютное
отклонение
|
Темп роста
|
налоговые
доходы
|
6 853,1
|
7 063,9
|
210,8
|
103,08
|
налоги на
прибыль, доходы
|
375,8
|
352,2
|
-23,6
|
93,72
|
Налог на
прибыль организаций
|
375,8
|
352,2
|
-23,6
|
93,72
|
налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 228,0
|
2 329,2
|
101,2
|
104,54
|
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
1 886,1
|
1 868,2
|
-17,9
|
99,05
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию РФ
|
349,1
|
461,0
|
111,9
|
132,05
|
налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ
|
1 713,0
|
1 734,2
|
21,2
|
101,24
|
1 659,6
|
1 670,8
|
11,2
|
100,67
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ
|
53,4
|
63,4
|
10,0
|
118,73
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 442,8
|
2 554,9
|
112,1
|
104,59
|
НДПИ
|
2 420,5
|
2 535,3
|
114,8
|
104,74
|
Регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о
разделе продукции
|
19,1
|
16,7
|
-2,4
|
87,43
|
Водный налог
|
2,8
|
2,5
|
-0,3
|
89,29
|
Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
0,4
|
0,4
|
0,0
|
100,00
|
государственная
пошлина, сборы
|
92,3
|
92,2
|
-0,1
|
99,89
|
задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
1,2
|
1,2
|
0,0
|
100,00
|
неналоговые
доходы
|
5 937,6
|
5 905,0
|
-32,6
|
99,45
|
доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 962,7
|
5 011,0
|
48,3
|
100,97
|
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
543,3
|
348,0
|
-195,3
|
64,05
|
платежи при
пользовании природными ресурсами
|
101,3
|
245,1
|
143,8
|
241,95
|
доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
131,5
|
134,7
|
3,2
|
102,43
|
доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
|
120,4
|
106,3
|
-14,1
|
88,29
|
административные
платежи и сборы
|
18,2
|
19,0
|
0,8
|
104,40
|
штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
20,7
|
24,2
|
3,5
|
116,91
|
прочие неналоговые
доходы
|
39,5
|
16,7
|
-22,8
|
42,28
|
безвозмездные
поступления
|
64,6
|
51,1
|
-13,5
|
79,10
|
безвозмездные
поступленияот других бюджетов бюджетной системы рф
|
31,0
|
3,6
|
-27,4
|
11,61
|
безвозмездные
поступления от государственных (муниципальных) организаций
|
0,0
|
0,3
|
0,3
|
|
безвозмездные
поступления от негосударственных организаций
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
прочие
безвозмездные поступления
|
0,1
|
0,0
|
-0,1
|
0,00
|
доходы бюджетов
бюджетной системы рф от возврата бюджетами бюджетной системы рф и
организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение прошлых лет
|
33,5
|
47,2
|
13,7
|
140,90
|
всего доходов
|
12 855,3
|
13 020,0
|
164,7
|
101,28
|
Анализ динамики доходов федерального бюджета по данному разделу
показывает, что доходы по сравнению с 2012 г. увеличились. Общая сумма доходов
федерального бюджета увеличилась на 164,7 млрд. руб. или на 1,28%. Увеличение
доходов федерального бюджета произошло в основном за счет налоговых доходов на
210,8 млрд. руб. или на 3,08%. Но также произошли и уменьшения поступлений в
доходы федерального бюджета по неналоговым доходам на 32,6 млрд. руб. или на
0,55% и по безвозмездным поступлениям на 13,5 млрд. руб. или на 20,90%. Это
связано с сокращением поступлений по доходам имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности (-195,3 млрд. руб. или 35,95%), а
также по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (-14,1 млрд.
руб. или на 11,71%).
.2 Анализ исполнения доходов федерального бюджета за 2012-2013 гг.
Данные анализа исполнения доходов федерального бюджета за 2012 г.
представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Анализ исполнения доходов федерального бюджета за 2012 год
(млрд. руб., %).
Показатели
|
Назначено
|
Исполнено
|
Абсолютное
отклонение
|
Процент
выполнения
|
налоговые
доходы
|
6 675,9
|
6 853,1
|
177,2
|
102,65
|
налоги на
прибыль, доходы
|
371,9
|
375,8
|
3,9
|
101,05
|
Налог на
прибыль организаций
|
371,9
|
375,8
|
3,9
|
101,05
|
налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 218,4
|
2 228,0
|
9,6
|
100,43
|
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
1 870,1
|
1 886,1
|
16,0
|
100,86
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию РФ
|
348,3
|
349,1
|
0,8
|
100,23
|
налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ
|
1 874,3
|
1 713,0
|
-161,3
|
91,39
|
НДС на товары,
ввозимые на территорию РФ
|
1 818,7
|
1 659,6
|
-159,1
|
91,25
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ
|
55,6
|
53,4
|
-2,2
|
96,04
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 113,1
|
2 442,8
|
329,7
|
115,60
|
НДПИ
|
2 087,4
|
2 420,5
|
333,1
|
115,96
|
Регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о
разделе продукции
|
22,1
|
19,1
|
-3,0
|
86,43
|
Водный налог
|
3,2
|
2,8
|
-0,4
|
87,50
|
Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
0,4
|
0,4
|
0,0
|
100,00
|
государственная
пошлина, сборы
|
98,2
|
92,3
|
-5,9
|
93,99
|
задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
0,0
|
1,2
|
1,2
|
-
|
неналоговые
доходы
|
5 093,3
|
5 937,6
|
844,3
|
116,58
|
доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 474,3
|
4 962,7
|
488,4
|
110,92
|
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
273,3
|
543,3
|
270,0
|
198,79
|
платежи при
пользовании природными ресурсами
|
73,7
|
101,3
|
27,6
|
137,45
|
доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
129,8
|
131,5
|
1,7
|
101,31
|
доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
|
95,9
|
120,4
|
24,5
|
125,55
|
административные
платежи и сборы
|
9,3
|
18,2
|
8,9
|
195,70
|
штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
8,2
|
20,7
|
12,5
|
252,44
|
прочие
неналоговые доходы
|
28,8
|
39,5
|
10,7
|
137,15
|
безвозмездные
поступления
|
9,9
|
64,6
|
54,7
|
652,53
|
безвозмездные
поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
0,0
|
31,0
|
31,0
|
-
|
безвозмездные
поступления от государственных (муниципальных) организаций
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
-
|
безвозмездные
поступления от негосударственных организаций
|
0,5
|
0,0
|
-0,5
|
0,00
|
прочие
безвозмездные поступления
|
5,0
|
0,1
|
-4,9
|
2,00
|
доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и
организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение прошлых лет
|
4,9
|
33,5
|
28,6
|
683,67
|
всего доходов
|
11 779,1
|
12 855,3
|
1 076,2
|
109,14
|
По данным анализа исполнения доходов федерального бюджета за 2012 год
видно, что доходы увеличились, в общем, на 1076,2 млрд. руб. или на 9,14%. В
большей степени это обусловлено резким скачком роста неналоговых доходов
федерального бюджета на 844,3 млрд. руб. или на 16,58%.
Таблица 2.4. Анализ исполнения доходов федерального бюджета за 2013 г. (млрд.
руб., %)
Показатели
|
Назначено
|
Исполнено
|
Абсолютное
отклонение
|
Процент
выполнения
|
налоговые
доходы
|
7 496,4
|
7 063,9
|
-432,5
|
94,23
|
налоги на
прибыль, доходы
|
392,4
|
352,2
|
-40,2
|
89,76
|
Налог на
прибыль организаций
|
392,4
|
352,2
|
-40,2
|
89,76
|
налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 629,4
|
2 329,2
|
-300,2
|
88,58
|
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 106,4
|
1 868,2
|
-238,2
|
88,69
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию РФ
|
523,0
|
461,0
|
-62,0
|
88,15
|
налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ
|
2 146,2
|
1 734,2
|
-412,0
|
80,80
|
НДС на товары,
ввозимые на территорию РФ
|
207,5
|
1 670,8
|
1 463,3
|
805,20
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ
|
68,6
|
63,4
|
-5,2
|
92,42
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 229,4
|
2 554,9
|
325,5
|
114,60
|
НДПИ
|
2 205,5
|
329,8
|
114,95
|
Регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о
разделе продукции
|
20,6
|
16,7
|
-3,9
|
81,07
|
Водный налог
|
2,9
|
2,5
|
-0,4
|
86,21
|
Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
0,4
|
0,4
|
0,0
|
100,00
|
государственная
пошлина, сборы
|
99,0
|
92,2
|
-6,8
|
93,13
|
задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
0,0
|
1,2
|
1,2
|
-
|
неналоговые
доходы
|
5 199,8
|
5 905,0
|
705,2
|
113,56
|
доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 565,2
|
5 011,0
|
445,8
|
109,77
|
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
281,0
|
348,0
|
67,0
|
123,84
|
платежи при
пользовании природными ресурсами
|
75,7
|
245,1
|
169,4
|
323,78
|
доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
132,9
|
134,7
|
1,8
|
101,35
|
доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
|
98,3
|
106,3
|
8,0
|
108,14
|
административные
платежи и сборы
|
9,7
|
19,0
|
9,3
|
195,88
|
штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
8,2
|
24,2
|
16,0
|
295,12
|
прочие
неналоговые доходы
|
28,8
|
16,7
|
-12,1
|
57,99
|
безвозмездные
поступления
|
9,6
|
51,1
|
41,5
|
532,29
|
безвозмездные
поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
0,0
|
3,6
|
3,6
|
-
|
безвозмездные
поступления от государственных (муниципальных) организаций
|
0,0
|
0,3
|
0,3
|
-
|
безвозмездные
поступления от негосударственных организаций
|
0,5
|
0,0
|
-0,5
|
0,00
|
прочие
безвозмездные поступления
|
5,1
|
0,0
|
-5,1
|
0,00
|
доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и
организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение прошлых лет
|
4,0
|
47,2
|
43,2
|
1 180,00
|
всего доходов
|
12 705,8
|
13 020,0
|
314,2
|
102,47
|
По данным таблицы 2.4 показано, что исполнение доходов федерального
бюджета за 2013 год также превзошло назначенные данные на 314,2 млрд. руб. или
на 2,47%. В основном увеличение произошло также из-за неналоговых доходов на
705,2 млрд. руб. или на 13,56%. Но также произошло существенное уменьшение по
разделу «налоговые доходы» на 432,5 млрд. руб. или на 5,77%.
2.3 Анализ структуры доходов федерального бюджета
Таблица 2.5. Анализ структуры федерального бюджета за 2012-2013 гг.
(млрд. руб., %)
Показатели
|
2012
|
2013
|
∆ доли
|
|
Сумма
|
Удельный вес
|
Сумма
|
Удельный вес
|
|
налоговые
доходы
|
6 853,1
|
53,31
|
7 063,9
|
54,25
|
0,94
|
налоги на
прибыль, доходы
|
375,8
|
2,92
|
352,2
|
2,71
|
-0,22
|
Налог на
прибыль организаций
|
375,8
|
2,92
|
352,2
|
2,71
|
-0,22
|
налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
2 228,0
|
17,33
|
2 329,2
|
17,89
|
0,56
|
НДС на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ
|
1 886,1
|
14,67
|
1 868,2
|
14,35
|
-0,32
|
акцизы по
подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию РФ
|
349,1
|
2,72
|
461,0
|
3,54
|
0,83
|
налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ
|
1 713,0
|
13,33
|
1 734,2
|
13,32
|
-0,01
|
НДС на товары,
ввозимые на территорию РФ
|
1 659,6
|
12,91
|
1 670,8
|
12,83
|
-0,08
|
Акцизы по
подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ
|
53,4
|
0,42
|
63,4
|
0,49
|
0,07
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
2 442,8
|
19,00
|
2 554,9
|
19,62
|
0,62
|
НДПИ
|
2 420,5
|
18,83
|
2 535,3
|
19,47
|
0,64
|
Регулярные
платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о
разделе продукции
|
19,1
|
0,15
|
16,7
|
0,13
|
-0,02
|
Водный налог
|
2,8
|
0,02
|
2,5
|
0,02
|
0,00
|
Сборы за
пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов
|
0,4
|
0,00
|
0,4
|
0,00
|
0,00
|
государственная
пошлина, сборы
|
92,3
|
0,72
|
92,2
|
0,71
|
-0,01
|
задолженность и
перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
|
1,2
|
0,01
|
1,2
|
0,01
|
0,00
|
неналоговые
доходы
|
5 937,6
|
46,19
|
5 905,0
|
45,35
|
-0,83
|
доходы от
внешнеэкономической деятельности
|
4 962,7
|
38,60
|
5 011,0
|
38,49
|
-0,12
|
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности
|
543,3
|
4,23
|
348,0
|
2,67
|
-1,55
|
платежи при
пользовании природными ресурсами
|
101,3
|
0,79
|
245,1
|
1,88
|
1,09
|
доходы от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства
|
131,5
|
1,02
|
134,7
|
1,03
|
0,01
|
доходы от
продажи материальных и нематериальных активов
|
120,4
|
0,94
|
106,3
|
0,82
|
-0,12
|
административные
платежи и сборы
|
18,2
|
0,14
|
19,0
|
0,15
|
0,00
|
штрафы,
санкции, возмещение ущерба
|
20,7
|
0,16
|
24,2
|
0,19
|
0,02
|
прочие неналоговые
доходы
|
39,5
|
0,31
|
16,7
|
0,13
|
-0,18
|
безвозмездные
поступления
|
64,6
|
0,50
|
51,1
|
0,39
|
-0,11
|
безвозмездные
поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ
|
31,0
|
0,24
|
3,6
|
0,03
|
-0,21
|
безвозмездные
поступления от государственных (муниципальных) организаций
|
0,0
|
0,00
|
0,3
|
0,00
|
0,00
|
безвозмездные
поступления от негосударственных организаций
|
0,0
|
0,00
|
0,0
|
0,00
|
0,00
|
прочие
безвозмездные поступления
|
0,1
|
0,00
|
0,0
|
0,00
|
0,00
|
доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями
остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое
назначение прошлых лет
|
33,5
|
0,26
|
47,2
|
0,36
|
0,10
|
всего доходов
|
12 855,3
|
100,00
|
13 020,0
|
100,00
|
0,00
|
В структурном анализе видно, что основную долю доходов федерального
бюджета составляют налоговые доходы. На 2012 год процент налоговых доходов
составил 53,31%, а в 2013 г. увеличился на 0,94%, что соответственно составляет
54,25%. Процент поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет составляет
за 2012 год - 46,19%, и 45,35% за 2013 год соответственно. Очень мала доля
поступления безвозмездных перечислений в федеральный бюджет, что составляет на
2012 год 0,50%, а в 2013 году уменьшилась на 0,11% и составила 0,39% от общей
суммы доходов федерального бюджета.
3.
Проблемы и перспективы доходов федерального бюджета
Важнейшую роль в процессе распределения и использования доходов в любой
стране играют финансово-кредитная система, система ценообразования и ряд других
экономических инструментов. Ведущее положение в указанном процессе при этом
занимает бюджетно-налоговая система. Именно через государственную бюджетную
систему распределяется, перераспределяется и используется стоимость ВВП
(выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и национального
богатства). При первичном распределении чистого национального продукта
(национального дохода), как части стоимости ВВП, образуются доходы
хозяйствующих субъектов, а именно:
§ заработная плата работников;
§ доходы лиц, работающих по найму;
§ предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства,
торговли и других отраслей);
§ рента;
§ ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков и др.
На основе дальнейшего перераспределения указанных доходов через налоги и
неналоговые платежи мобилизуются значительные финансовые ресурсы в
централизованные фонды государства (государственный бюджетный фонд,
государственные внебюджетные фонды).
Как центральное и ведущее звено финансовой системы страны,
государственная бюджетная система служит в руках государства в качестве важного
экономического инструмента регулирования макроэкономических пропорций путем
перераспределения через нее денежных средств между отраслями экономики,
производственной и непроизводственной сферами, экономическими регионами,
отдельными социальными группами населения ит.д. Чем выше уровень централизации
доходов в государственной бюджетной системе, тем выше роль государства и
государственного регулирования в экономике, социальной сфере и других сферах
общественной жизни. Благодаря высокой доле участия в распределении и
использовании стоимости ВВП у государства появляются большие финансовые
возможности для обеспечения требуемых обязательств перед обществом и гарантий
социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что в РФ распределение стоимости ВВП и
перераспределение доходов происходило и по сей день происходит не только в
интересах государства, но в пользу крупных частных корпораций в лице олигархов,
криминальных и полукриминальных структур. Такая ситуация, в свою очередь,
предопределена тем, что, в условиях осуществления экономических реформ 90-х без
государственного контроля, наряду с легально-официальной рыночной экономикой
сформировалась коррупционно- теневая сфера экономики. Ее существование
препятствует обеспечению справедливого распределения и использования доходов
как в целом по стране, так и по ее регионам.
Одним из базовых критериев оценки оптимальности и справедливости
процессов распределения и использования доходов в любом государстве является
степень социализации общества через характеристику состояния качества жизни
населения (индекс развития человеческого потенциала). Последнее конкретно
выражается в таких показателях, как уровень жизни (уровень доходов) населения,
образованность, пенсионная обеспеченность, средняя продолжительность жизни и
пр. В этом отношении в современной России сложилась весьма парадоксальная
ситуация, заключающаяся в том, что до кризиса, при имевшихся высоких
макроэкономических и финансовых уровнях развития, страна по многим показателям
качества жизни населения продолжала с большим отрывом отставать от многих стран
мира. И эта тенденция наблюдается по сей день. Так, по уровню жизни населения
Россия находится на 61-м месте, средней продолжительности жизни - на 129-м
месте в мире ит.д. Получается, что сам по себе рост экономики и увеличение
доходов российского государства еще не является гарантом повышения качества
жизни населения, как это имеет место во многих социально - ориентированных
странах мира.
Первопричина неэффективности госрегулирования по обеспечению оптимального
и справедливого распределения доходов в современной России кроется в проводимой
государством налоговой политике. Создание новой налоговой системы в условиях
рыночных отношений и перестройка механизмов перераспределения доходов в пользу
богатых (олигархов) создали множество экономических и социальных проблем,
наиболее острой из которых, является чрезмерное социальное расслоение общества.
Необходимо отметить, что именно за счёт налоговых поступлений государство
удовлетворяет потребности своих граждан. Неудивительно ведь, доля налоговых
поступлений составляет от 70% до 90% всех доходов государства. Именно поэтому
налоговые поступления имеют очень большое значение для формирования бюджета,
чем меньше налогов поступает в федеральные, региональные, местные бюджеты, тем
меньше доходы на развитие страны и на удовлетворение потребностей граждан. Для
анализа и прогноза налоговых поступлений, как правило, используют не совокупное
поступление всех налогов, а их поступления по отдельным видам. Данный подход
позволяет произвести общую оценку наполняемости бюджета, проанализировать
эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы.
% налоговых поступлений в федеральный бюджет составляют косвенные налоги
в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и таможенных пошлин. Эти
налоги, включаемые в цены реализуемых товаров и продукции, а также в тарифы на
услуги и работы, выступают в качестве ценообразующих элементов, вызывающих, в
свою очередь, повышение указанных цен и усиление инфляционных процессов.
Косвенные налоги выполняют в основном фискальную функцию, т.е. являются более
надежными, сравнительно стабильными, не зависящими от инфляции источниками
пополнения доходов государственного бюджета. Поскольку конечными плательщиками
косвенных налогов выступают конечные потребители, население и государственные
бюджетные учреждения, то при взимании этих налогов снижаются реальные доходы,
прежде всего наименее обеспеченной части населения. Оплата косвенных налогов
независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче
плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает государственной казне,
т.е. эти налоги регрессивные по своей сути. Не трудно также заметить, что
оплата косвенных налогов приводит к сокращению платежеспособности спроса потребителей,
соответственно и объемов производства, реализации и потребления товаров, работ
и услуг, что, в конечном счете, влечет за собой сокращение налоговых
поступлений. Кроме того, поскольку конечными плательщиками косвенных налогов по
бизнесу являются также предприятия-производители, то указанные налоги
отрицательно влияют на финансовое состояние этих предприятий, что часто
заставляет их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от
которой государство не получает вообще никаких налогов. Все это говорит о том,
что косвенные налоги не только не стимулируют, но и сдерживают развитие
производства.
Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд
недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо
получает, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с
формированием доходной части бюджета, за счёт налоговых поступлений относятся
следующие проблемы:
. Органами федерального казначейства осуществляется учёт поступлений в
федеральный бюджет и контроль над использованием этих средств. Те средства,
которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда,
когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках
средств на лицевых счетах по учёту доходов федерального бюджета, перечисленных
на финансирование расходов.
. Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных
средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет
большое количество счетов по уровням органов казначейства.
. Остатки средств федерального бюджета, находящиеся на лицевых счетах
органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.
. Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по
уплате налогов и сборов. Причём такие правонарушения приобретают массовый
характер. Опасность таких правонарушений заключается в том, что они перекрывают
каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что
в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства
России и субъектов Федерации.
Для эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения
срока их прохождения до получателей, а также сохранности, обеспечения
централизованного учёта поступлений в бюджеты всех уровней и получения
оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета необходимо
оптимизировать потоки движения средств федерального бюджета и сосредоточить их
на едином казначейском счёте (ЕКС). Он открывается в учреждениях Банка России и
представляет собой счёт Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются
денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов
государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.
. Действия налогоплательщиков по сути направленные на уклонение от уплаты
налогов со стороны судебной системы признаются законными. Происходит это
потому, что в налоговом законодательстве существуют пробелы, которые помогают
уклониться от уплаты налогов. При этом никто не может сказать и оценить размер
потерянной налоговой базы. Для этого необходимо ввести принцип сохранения
налоговой базы. Данный принцип будет основан на том, что при невозможности
организации - плательщика надлежащим образом исполнять обязанности по уплате
налогов со сформированной налоговой базы, государством могут быть предъявлены
требования на уплату обязанным лицам, например, исполнительному органу
организации. Таким образом, будет достигнута самая главная цель - это
невозможность уклонения от уплаты налогов физическими лицами, фактически
осуществляющими свою предпринимательскую деятельность посредством создания
организаций.
Следует также отметить, что некоторыми учеными и специалистами
предлагается отменить НДС или снизить его основную налоговую ставку до 16% и
даже до 12% с целью повышения экономических стимулов у
предприятий-производителей к развитию производства. Если до недавнего времени
это считалось возможным, т.к. в случае отмены НДС или снижения его ставки,
выпадающие доходы бюджета можно было компенсировать за счет сверхдоходов,
полученных в результате повышения цен на мировом рынке по продаже (экспорту)
нефти, газа и пр., то сегодня, при падении цен на эти энергоносители и
существующем финансовом кризисе, вышеотмеченные предложения, как нам
представляется, уже становятся труднореализуемыми.
Нездоровая ориентация налоговой системы РФ проявляется также в том, что
доходы государственного бюджета формируются не столько за счет налогов от
природных ресурсов, налогов на имущество, на прибыль, на землю, на капитал и
других прямых налогов, как это имеет место в большинстве стран мира, сколько за
счет налогов на потребителя и на труд. Так, в стоимости производимого в России
ВВП 75% занимают природные ресурсы, что дают 13% налоговых поступлений, а за
счет труда создается 5% национального богатства, которая дает 2/3 всех
собираемых налогов. Только фонд зарплаты облагается налогами в размере 39% (13%
налогом на доходы физических лиц и 26% единым социальным налогом (до 2010
года).
Важной составляющей госрегулирования процессов распределения и
использования доходов является система ценообразования. В условиях рыночных
отношений в России создана сеть естественных монополий, породившая систему
корпоративного ценообразования, неподконтрольную государству и обществу. В
результате цены растут галопирующими темпами, такое явление как высокий уровень
инфляции стало для страны постоянным. Поскольку высокий уровень инфляции
обусловлен безудержным ростом цен на продовольствие и тарифы на коммунальные
услуги, то в рамках оптимизации государственной антимонопольной политики следует
добиваться замораживания цен внутри страны, прежде всего на топливо,
электроэнергию и газ. Кроме того, государство должно принять административные и
правовые меры по декриминализации товаропроводящей сети, т.е. по ликвидации
организованных преступных и мафиозных групп, контролирующих продовольственные
рынки в городах. Вместе с тем нельзя забывать, что одними административными
мерами проблему снижения цен, как и уровня инфляции, не решить. Реальный и
магистральный путь снижения цен на потребительские товары - это обеспечение в
первую очередь устойчивого развития производства - увеличения объемов продукции
сельского хозяйства, промышленности и других отраслей реального сектора
отечественной экономики.
Заключение
С самых древних этапов зарождения государственности и на всем протяжении
своего существования государство использовало самые разные, иногда довольно
изощренные, приемы добывания средств. Соответственно с развитием требующих
удовлетворения общественных потребностей менялись формы и виды государственных
потребностей.
Доходы современного государства чрезвычайно многообразны и в соответствии
с возникающими задачами анализа могут быть классифицированы по различным
признакам, как это продемонстрировано выше.
Поставленная в начале курсовой работы цель была раскрыта. В первой главе
курсовой работы была раскрыта сущность и структура доходов федерального
бюджета.
Во второй главе был произведен анализ доходов федерального бюджета, из
которого было выявлено увеличение доходов федерального бюджета по сравнению с
предыдущим годом в основном от налоговых доходов.
В последней главе были рассмотрены проблемы доходов федерального бюджета
и возможные способы их устранения.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о
там, что в настоящее время необходимо реформировать как налоговую часть
поступлений в федеральный бюджет, так и неналоговую.
Правильно организованная и реализованная налоговая и
бюджетная политика может привести к позитивным изменениям в социальной сфере и
увеличить доходы федерального бюджета. Необходима принципиально новая модель
управления государственным имуществом, реализация которой позволит добиться
эффективного выполнения государственных функций, оптимизации состава имущества,
рациональной структуры доходов бюджета и государства.
В целом вся система доходов федерального бюджета нуждается в
совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления
ими.
Список
использованной литературы
1) Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ.-1993.- 25 дек. (№237).
) Бюджетный кодекс Российской Федерации: [офиц. текст
по сост. на 20 апр. 2014 г.]// ПС «Консультант».
) Налоговый кодекс Российской Федерации: [офиц. текст
по сост. на 01. янв. 2015г.]//ПС «Консультант».
) Золотарева Г. Бюджетная система Российской
Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - КНОРУС, 2015. - 232
с.
) Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации:
учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2014. - 310 с.
) Поляк Г.Б. Бюджетная система Российской Федерации:
учебник для бакалавров / Г.Б. Поляк. - Москва: Проспект, 2015. - 440 с.
) Цыганков О.М. Источники доходов федерального бюджета
и меры их по увеличению / О.М. Цыганков. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 103
с.