Анализ творческой деятельности как основы инноваций
Содержание
Введение
. Теоретические основы инновационной деятельности
.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности
.2 Виды инноваций и их классификация
. Особенности творческой деятельности в инновациях
.1 Соотношение: творчество, инновации и предпринимательство
.2 Творческая деятельность как основа эффективной
инновационной деятельности
. Анализ основных направлений инновационной деятельности на
примере туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур
.1 Общая характеристика туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур»
и основных направлений его деятельности
.2 Анализ инновационной деятельности и управления инновациями
на туристическом предприятии ОДО «ОЛАН-Тур»
.3 Пути совершенствования инновационного менеджмента на
туристическом предприятии ОДО «ОЛАН-ТУР»
Заключение
Список литературы
Введение
Инновационная деятельность - необходимый компонент политики государств и
отдельных предприятий. Без этого компонента любое предприятие обречено на
разорение, а государство на отставание от инновационно-приверженных стран. И,
несмотря, на распространение в последнее время различных научных работ по этой
теме, инновационная сфера требует еще более глубокого и детального
исследования. Остаются в России так же и проблемы практического применения
инноваций, и основная из них, в том, что нету связи российского бизнеса с
наукой. Словом, над инновационной сферой в России нужно работать не покладая
рук. Очень хочется надеяться, что уже в ближайшем будущем российские
предприятия будут занимать лидирующие строчки в рейтингах самых успешных
компаний, а наша экономика сможет обеспечивать российскому народу высочайший
уровень жизни. Таким образом, вопросов об актуальности и надобности
инновационной деятельности предприятий и инновационной приверженности
государств осталось немного.
Суть инновационного процесса состоит в целенаправленных действиях,
связанных с инициацией и разработкой нового продукта или услуги, реализацией на
рынке и её дальнейшим распространением.
Инновационный процесс представляет последовательную совокупность действий
от идеи нововведения до проектирования, создания, реализации и распространения
этого нововведения. Эти этапы от замысла до его осуществления мы рассмотрим
ниже. Другими словами говоря, инновационный процесс - это деятельность
экономического субъекта, то есть процесс, который состоит в разработке и
реализации результата научного исследования в новый или усовершенствованный
продукт либо услугу, реализуемую на рынке, или технологический процесс, который
используется в производственной деятельности.
Инновационный процесс включает семь компонентов, соединённых в единую
последовательную цепочку, которые и образуют его структуру. К ним относят:
инициирование инновационной идеи; маркетинговые исследования; освоение и выпуск
инновации; реализация произведённой инновации; инновационное продвижение;
оценка экономической эффективности; распространение.
Продвижение инновации - это система мероприятий, которая направлена на ее
реализацию. После этого проводится экономический расчёт ее эффективности.
Инновационный процесс завершается распространением (диффузией) нововведения.
Объектом в настоящем исследовании являются инновации.
Предметом исследования являются особенности творческой деятельности как
основы инноваций.
Цель исследования заключается в анализе творческой деятельности как
основы инноваций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность инноваций и инновационной
деятельности;
- обозначить виды инноваций и их классификацию;
- рассмотреть соотношение: творчество, инновации и
предпринимательство;
- проанализировать творческую деятельность как основу
эффективной инновационной деятельности.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
- теоретический анализ литературы для
обоснования теоретических и практических направлений исследования;
- систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
1.
Теоретические основы инновационной деятельности
1.1
Сущность инноваций и инновационной деятельности
Слово «инновация» позаимствовано с английского языка. У британцев
innovation - изменение, нововведение. Мы также подразумеваем под ним
определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той
или иной сфере деятельности.
Инновация
- это принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также
техники управления и организации труда. Основана на использовании передового
опыта и современных достижениях науки. Цель - повысить качество продукции,
<#"881600.files/image001.jpg">
Рис. 1. Компонентная теория творчества
Творчество. В 1983 году была сформулирована компонентная теория
творчества, которая признана одним из главных теорий творчества отдельных
личностей и организаций. Теория претерпела значительную эволюцию с тех пор, но
основные компоненты остались неизменными.
Творчество требует слияния четырех компонентов:
) внутренняя мотивация;
) высокий уровень знаний отрасли;
) мастерство в использовании творческого мышления;
) среда с высоким содержанием опор для творчества.
Понятия творчество, инновации и предпринимательство связаны между собой.
Выражение, связывающее эти понятия, может звучать так. Предприниматель,
используя творчество как ресурс, внедряет инновации в целях повышения большей
эффективности деятельности. Процесс, даже если он творческий, ради процесса не
имеет значения.
2.2
Творческая деятельность как основа эффективной инновационной деятельности
Творчество, нахождение новаторских, прогрессивных
выходов из создавшейся ситуации всегда было основным условием развития
общества. Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее
новых форм.
В общепринятом смысле творчество - условный термин для
обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или
комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области
отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. Творчество
заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью
регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная
регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в
деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.
«Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и
формировании на его основе новых комбинаций» (А. Матейко). «Творчество -
деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности,
обладающие общественной значимостью» (С.Л. Рубинштейн) .
Большая роль в интенсивном развитии экономики
принадлежит творческому труду инженерно-технических работников на предприятиях
и в научно-исследовательских организациях. Результаты этого труда - новые
конструкторские или технологические решения, научные закономерности, физические
явления - позволяют более полно удовлетворять насущные, и что особенно важно,
будущие потребности покупателей.
Уровень развития производства и нарастание
информационных процессов, когда специалист не в состоянии используя
традиционные методы, «переварить» такое количество информации, определяет
актуальность освоения нового, более творческого подхода к организации
информационно-профессиональной деятельности. При этом конкурентоспособный
специалист должен обладать способностью к ранжированию информации, интуитивным
чутьем на ее актуальность, умением в окружающей действительности уяснить
наиболее злободневную проблему и сформулировать профессиональную задачу,
определить основные информационные источники. Информация должна быть воспринята
инженером, «пропущена через себя», из нее отобрано самое ценное.
Создание инновационного продукта немыслимо без
развития креативности специалиста. Креативность - это одна из своеобразных
сторон человеческого ума, отличная от тех качеств сознательной деятельности
человека, которые обозначены термином интеллект.
Творческий процесс - это не теоретизирование, не
манипуляция понятиями и словесными формулировки, а процесс целенаправленной,
практически полезной деятельности, дающей результаты сейчас, в конкретных
условиях жизненных обстоятельств, которые меняются ежечасно и ежесекундно.
Творческая компетентность специалиста - это
способность к прогрессивному преобразованию действительности на основе
креативности мышления и совокупности знаний, умений, навыков по разработке
инновационных продуктов, и психологической готовности к такому преобразованию в
современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и в
трудовом коллективе. Показатель творческой компетентности специалиста - его
важнейшее личностное качество, определяющее готовность выявлять и анализировать
актуальные проблемы в научной и производственной сферах, находить способы и
средства для творческого их решения.
Структура творческой деятельности по созданию
инновационного продукта (креативный процесс) представляет собой сложное,
многоуровневое, системное образование, в центре которого находится креативность
как общая универсальная способность к профессиональной творческой деятельности
(творческая компетентность). Определяющим компонентом креативности является
соответствующий уровень интеллектуальной активности, основанный на творчестве
как свойстве личности и на владении технологией творчества.
Формирование творческой компетентности, необходимой
для создания подлинно творческих инновационных объектов возможно через решение
творческих задач. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с
удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется
вовлечение личности в мыслительный процесс. Следствием установки у специалиста
на преодоление препятствий и решение проблемной ситуации является возникновение
активной мыслительной деятельности.
Задачи, с которыми встречается специалист инноватики в
профессиональной деятельности, так и в учебной практике весьма разнообразны по
содержанию и форме, но все они включают в себя:
- предметную область - совокупность
фиксированных и предполагаемых объектов разного характера, о которых явно или
неявно идет речь в задаче;
- отношения, которыми связаны объекты
предметной области;
- требование или вопрос - указание о
цели задачи;
- оператор задачи - совокупность тех
действий, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы выполнить ее
требование. Решение задачи и состоит в том, чтобы найти оператор.
Пидкасистый П.И. в качестве отличительного признака
творческой задачи, по сравнению с нетворческой, указывают на наличие
интуитивного мышления, скачка, озарения (инсайта), происходящего при решении
творческой задачи. По мнению А.Ф. Эсаулова, инсайт (генетическая интуиция)
является способностью человека внезапно и невыводимо из его прошлого опыта
найти оператор творческой задачи.
Энгильмейер П.К. подчеркивал, что в процессе
размышления над задачей изобретателю как «откровение» приходит в голову
конкретный путь ее решения. Однако ссылка на характерный для внезапного решения
интуитивный проблеск новой идеи в виде «озарения» никак не раскрывает самого
анализа того процесса, который приводит к решению. Для психологического анализа
важен не сам по себе факт «озарения», а не сразу раскрывающиеся обстоятельства,
которые опосредуют и предвосхищают искомое решение. Такое предвосхищение
вначале может быть лишь приблизительным, но именно оно как бы проторяет путь к
выявлению особенностей мыслительного поиска, лежащего в основе достигаемого
решения. Детерминированный процесс решения происходит не сразу, а постепенно, в
виде конкретных стадий, в проявлении которых раскрываются новые условия его
осуществления.
В современных условиях решение творческих задач
выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и
способностей, необходимых в профессиональной деятельности инженера, но и
становится специфической формой познания действительности. Человек, воспитанный
в условиях творческого отношения к действительности, способен на самые
неожиданные открытия и свершения, которые будут двигать общество вперед по пути
прогресса.
3. Анализ
основных направлений инновационной деятельности на примере туристического
предприятия ОДО «ОЛАН-Тур»
.1 Общая характеристика
туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур» и основных направлений его
деятельности
Общество с дополнительной ответственностью «ОЛАН-Тур»
г. Москва является коммерческой организацией, которая была открыта в 1993 г. и является
одним из старейших туристических предприятий в городе. Предприятие имеет
самостоятельный баланс, печать, расчетный счет. Основным видом деятельности
предприятия является оказание туристических услуг населению. На осуществление
туристической деятельности предприятие имеет лицензию, выданную Министерством
спорта и туризма РБ.
Сферой деятельности предприятия является:
услуги туроператора по организации выездного туризма;
услуги туроператора по организации внутреннего
туризма;
услуги туроператора по организации въездного туризма;
услуги турагента.
Организация деятельности предприятия и предоставление
услуг осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления туристских
услуг», утвержденными директором ОДО «ОЛАН-Тур». Все документы оформлены в
соответствии с требованиями Положения о лицензировании туристской деятельности
и требованиями межгосударственных стандартов. На предприятии имеется также
устав и учредительный договор - основные документы, регламентирующие
деятельность предприятия. Процесс продажи туристского продукта в ОДО «ОЛАН-Тур»
проходит следующим образом. Для того, чтобы приобрести путевку, потребителю
необходимо прийти в офис компании, где ему предложат тот продукт, который
удовлетворит его потребность. В офисе менеджер помогает клиенту определиться с
направлением, отелем и временем отдыха. Затем клиент оформляет заявку на визу.
В заявке клиент обязательно указывает свои ФИО, адрес, контактные телефоны,
место работы, а также в какую страну (туристическое направление) и отель он
хочет приобрести путевку, на сколько человек и на какой период.
ОДО «ОЛАН-Тур» реализует путевки по следующие
туристическим направлениям:
Основные летние направления: Болгария, Турция,
Черногория, Хорватия, Греция, Тунис, Испания.
Основными зимними направлениями являются: Болгария
(горы и лечение), Египет, Греция, Израиль, Индия, Малайзия, Шри Ланка, Куба,
Мальдивские острова, Куба, Сингапур, Чехия, Польша, Австрия, Андорра.
После того, как клиент оставил свою заявку, она
поступает к ведущему специалисту. По мере поступления заявок специалист
бронирует требуемые номера и по телефону информирует клиента о возможности
выкупа путевки. Путевка может быть выкуплена уже в течение двух недель после
бронирования. Путевка также может быть реализована по безналичному расчету. Для
этого после бронирования номера клиенту выставляется счет, который он должен
оплатить в течение трех банковских дней. Сотрудники предприятия осуществляют
оказание туристских услуг в соответствии с утвержденными директором Правилами
предоставления туристских услуг, инструкциями о мерах пожарной безопасности и
по охране труда.
Сотрудники ОДО «ОЛАН-Тур» знают и выполняют:
порядок оформления договоров;
правила бронирования билетов и услуг;
правила страхования туристов;
правила оформления туристской документации (страховых
полисов и др.);
правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
правила перевозки туристов и багажа, инструкции по
обеспечению безопасности на маршруте, рекомендации по предупреждению
инфекционных заболеваний;
соблюдают профессиональную этику в процессе
обслуживания потребителей, обладают способностью избегать конфликтных ситуаций.
Конкретно ни планового ни экономического отдела фирма
не имеет, в виду немногочисленности персонала. Поэтому всеми перспективными
планами занимается директор совместно с менеджером «ОЛАН-Тур». Со слов
директора - «сезонность бизнеса - самая большая опасность, которая подстерегает
агентство». У них имеется своя статистика - количество людей, едущих отдыхать
летом, несравнимо с зимой. Пики продаж приходятся на вторую половину апреля,
июль - начало августа, сентябрь, конец ноября - начало декабря. И для того,
чтобы стартовать весной, подготовку надо начинать еще осенью. Соответственно,
чтобы выжить в зимнее время года, персонал агентства начинает весной
планировать туры на осенне - зимние месяцы. Это и горнолыжные курорты, и
лечебно - оздоровительные, и экстремальные, а также деловые и познавательные. В
офисе предприятия созданы комфортные условия для работы, и имеются
оборудованные рабочие места для персонала.
Необходимо отметить, что компания «ОЛАН-Тур» уже
завоевала свою нишу в туристическом бизнесе, что следует из большого количества
клиентов и их хороших отзывов. Как уже отмечалось, ОДО «ОЛАН-Тур» было основано
в 1993 г. и за годы своего существования имело и имеет много конкурентов, но
по-прежнему получает прибыль. Основными конкурентами компании являются:
«Гулливер», «Колумб», «Горизонт-Тур», «XX1 век», «Ветразь».
В городе Москва сосредоточено множество других
туристских фирм, что, с одной стороны, способствует усилению конкуренции, а с
другой стороны, позволяет оперативно решать возникающие вопросы, поскольку
некоторые из них являются важными партнерами. По сравнению с другими
туристическими компаниями «ОЛАН-Тур» имеет преимущества:
многолетний опыт работы,
индивидуальный подход к каждому клиенту,
высококлассные специалисты,
разработка программ по индивидуальным пожеланиям
клиента,
сотрудничество только с самыми надежными операторами,
возможность расчета как VIP, так и эконом-варианта
любого тура,
работа как за наличный, так и за безналичный расчет,
заключение договора на комплексное туристическое
обслуживание организаций, предприятий и их сотрудников.
Расположение предприятия выгодно с позиции
транспортной доступности. Наличие развитой транспортной сети предоставляет
потенциальным потребителям возможность достигнуть места назначения без особых
трудностей из разных точек города.
Отдел маркетинга ОДО «ОЛАН-Тур» ведет активную работу
по поддержанию конкурентоспособности своей организации. Для оценки своих
сравнительных преимуществ перед конкурентами специалисты тщательно продумывают
и учитывают следующие факторы конкурентоспособности:
.Наружная реклама и информация;
.Внешний вид менеджеров;
.Интерьер офиса;
.Энтузиазм и отзывчивость;
.Профессионализм;
.Знание направлений;
.Объяснения страхования, визовых требований;
.Условия оплаты;
.Использование компьютера;
.Использование каталогов;
.Соответствие запросу клиента;
.Использование кредитных карточек.
Особое внимание ОДО «ОЛАН-Тур» уделяет рекламе. Услуги
турфирмы рекламируются на телеканале «ВЕСТА», в различной периодической печати,
а так же на рекламных щитах в центре города. Основной статьей расходов на
рекламу является пресса. В области печатной рекламы планируется изготовление
листовок, визиток, конвертов для путевок и т.д. для работы с клиентами и
партнерами. Почтовые рассылки отдел маркетинга планирует провести как для
постоянных клиентов (к летнему сезону и Новому году), так и для потенциальных
корпоративных клиентов. Отдел маркетинга ОДО «ОЛАН-Тур» проводит рекламные
мероприятия как в местном, общереспубликанском, так и в международном масштабе,
что позволяет максимально охватить потенциальную целевую аудиторию и сделать
эту работу более эффективной.
Направления рекламных мероприятий:
подготовка и размещение в печатных средствах массовой
информации блоков и статей о направлениях деятельности ОДО «ОЛАН-Тур» в области
туризма. Основными средствами размещения выступают специализированные издания
«Туризм и отдых», «Отдых»;
проведение прямых почтовых рассылок информации о
направлениях деятельности турпредприятия в области туризма;
участие ОДО «ОЛАН-Тур» в международных туристских
выставках на территории Республики Беларусь.
Основными органами, регулирующими деятельность ОДО
«ОЛАН-Тур» являются: Министерство спорта и туризма, горисполком и райисполком.
Предприятие несет ответственность перед органами исполнительной власти и
населением за выполнение установленных нормативов государственных стандартов в
области туризма, являясь основным туристическим предприятием, осуществляющим
туристические услуги.
Таким образом, важной ответственной задачей для
туристических предприятий, в том числе ОДО «ОЛАН-Тур», является создание
репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество
обслуживания клиентов обеспечивается коллективными усилиями работников всех
служб предприятия, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации,
проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и
внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента
и совершенствованию качества предоставляемых туристических услуг.
3.2 Анализ инновационной деятельности
и управления инновациями на туристическом предприятии ОДО «ОЛАН-Тур»
«Новые впечатления, социальные контакты и спокойная
обстановка - три главных фактора туристической поездки. Именно на этой почве
необходимо начинать инновационную деятельность и управлять ею» - говорит
генеральный директор туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур».
К инновациям в сфере туризма относятся все изменения
(новшества), которые впервые нашли применение на туристском предприятии и
приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под
инновацией в туризме понимается целый ряд нововведений: новые или улучшенные
виды туристской продукции (продуктовые инновации), туристские услуги (инновации
услуг), производственные процессы и технологии (процессные и технологические
инновации), измененные социальные отношения на туристских предприятиях
(социальные или кадровые инновации), производственные системы.
Давайте рассмотрим, какие из этих инноваций нашли
применение на туристическом предприятии «ОЛАН-Тур» и приносят пользу
предприятию.
В настоящее время появляется огромное количество
совершенно новых туристических направлений:
. экотуризм,
. этнографическое, археологическое, флористическое
направления;
. на туристический рынок выносятся предложения
фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров.
Развиваются лечебный, образовательный, экологический и
другие виды культурно-познавательного туризма.
Туристическое предприятие ОДО «ОЛАН-Тур» все шире
начинает использовать эти новые туристические направления при разработке своих
экскурсионных маршрутов. Примерами могут служить:
Фототуры по Европе (Чехия, Австрия, Германия).
Фототуры по Европе будут интересны начинающим фотографам, а так же любителям
путешествий;
Религиозные туры с посещением таких святых мест как
Греция, Кипр, Италия, Египет, Турция, Болгария, Иордания, Сербия, Черногория,
Дивеево, Троице-Сергиева Лавра, Смоленск, Русские Палестины.
Новшество этих лет - туры выходного дня в Европе,
когда туристы просто вылетают на 2-3 дня погулять в Вене, Праге, Париже или
другом европейском городе.
Одним из широко внедренных нововведений на туристском
предприятии ОДО «ОЛАН-Тур» стало создание «пэкидж-туров». ПЭКИДЖ-ТУР -- любой
тур (индивидуальный или групповой), включающий в себя некоторый набор услуг
(перевозка, размещение, питание, экскурсии и т.д.), общая продажная стоимость
которого равна стоимости его элементов. Предложение "Пэкидж-тура" не
ограничивается солнечными Турцией и Египтом. Предприятие предлагает и такие
направления, как Китай, Гоа, Мальдивы, Вьетнам, Марокко, Испания, Черногория,
ОАЭ, Греция, Болгария, Доминиканская республика, Израиль, Кипр, Куба.
Известная поговорка насчет того, что «за Ваши деньги -
любой каприз», здесь как никогда актуальна. Туристическое предприятие
«ОЛАН-Тур» начинает использовать новое направление в обслуживании клиентов -
обслуживание на уровне VIP. VIP-туристы - это отдельная категория
путешественников, которые привыкли к высочайшему уровню сервиса. Именно поэтому
данное предприятие готово помочь в любое время суток - поддержать,
порекомендовать, снабдить справочной информацией. Что касается инноваций услуг,
совсем недавно это предприятие начало предлагать услуги по предоставлению
трансфера Гомель-Москва-Гомель и Гомель-Киев-Гомель. Это может быть доставка
туристов от отеля к экскурсионному объекту, транспортное обслуживание по
маршруту: гостиница - бизнес-центр или выставочный комплекс для представителей
делового туризма и т.д.
Все вышеперечисленное является продуктовыми
инновациями туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур».
Нашли свое применение на данном предприятии и
маркетинговые инновации. ОДО «ОЛАН-Тур» использует новых маркетинговые подходы
с усовершенствованием в ценообразовании, предложении, продвижении, оплате
турпродукта. Например, льготное ценообразование для постоянных клиентов или
система продаж «все включено» (allinclusive), когда заплатив за путевку, не
придется дополнительно оплачивать питание и дополнительные услуги отеля. Однако
само наполнение понятия «все включено» будет отличаться в зависимости от
страны, отеля, его уровня и звездности.
Для продвижения своего продукта, для того, чтобы о нем
узнали потенциальные клиенты «ОЛАН-Тур» использует следующие средства рекламы:
Каталоги путешествий - в них содержатся описания
туристических товаров и услуг, иллюстрации, цены. Каталог включает
иллюстрированные описания различных маршрутов, отелей, экскурсионные программы,
транспортные услуги, даты отъездов.
Однако необходимо отметить, что турагенство «ОЛАН-Тур»
не использует такие распространенные средства рекламы, как брошюры и уличные
рекламы. Сувенирная (различные календари, ручки) и компьютерная (собственный
сайт) виды рекламы также не используются этим турагенством. На мой взгляд, это
большой минус для предприятия, ведь большинство потенциальных клиентов прежде
чем посетить турагенство, предпочитают почитать необходимую информацию на
сайте.
Если анализировать инновации процесса и инновации в
управлении туристическим предприятием, то ОДО «ОЛАН-Тур» не спешит существенно
улучшать технику и технологии в процесс оказания услуги (комплекса услуг) или
совершенствовать порядок организации и управления деятельности фирмы. Если
европейские компании туристского профиля почти всю свою деятельность ведут на
интернет-уровне, то в Белоруссии данная система развита еще относительно слабо
и совершенно не развита на предприятии ОДО «ОЛАН-Тур».
На сегодняшний день в туристской индустрии
используется достаточно много новейших инновационных компьютерных технологий:
глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные
коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы
менеджмента и др. Наиболее распространенные следующие системы глобального
резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Высокая надежность и удобство
компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System)
способствуют их быстрому и широкому распространению. Однако ни одно
туристическое предприятие города Барановичи не вышло на такой высокий уровень,
чтобы внедрить эту инновацию, ведь это требует значительных затрат. Основной
целью современного инновационного менеджмента на туристическом предприятии ОДО
«ОЛАН-Тур» является правильная организация управления этими инновациями.
Для эффективного управления инновациями на
туристическом предприятии «ОЛАН-Тур» главное -- это высочайший профессионализм
сотрудников и личная заинтересованность персонала в предоставлении наиболее
комфортных и наименее затратных услуг по организации туров. Ведь управление
инновациями в большей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет
оттенок индивидуальности менеджера.
Управление инновациями на предприятии «ОЛАН-Тур»
представляет собой сочетание различных функций: маркетинг, планирование,
организация, разработка, контроль.
Чтобы грамотно провести маркетинговое исследование
«ОЛАН-Тур» идет по такой простой схеме: желание потребителей - исследование
рынка - получение прибыли путем внедрения новых форм и удовлетворения желаний
покупателей. На этом этапе анализируется экономическая целесообразность
внедрения нового продукта, степень его коммерческой ценности; изучаются
возможные потребители, экономические и социальные последствия реализации
проекта (насколько они отвечают потребностям общества).
После изучения туристского рынка с помощью
маркетингового исследования данное предприятие грамотно планирует появление и
разработку нового продукта. Для этого оно составляет бизнес-план (в данном
случае он называется инновационным проектом), который определяется тремя
основными элементами:
) целью разработки и внедрения проекта;
) планом-календарем всех планируемых мероприятий;
)источниками финансовых средств.
Планирование заключается в разработке основных
направлений инновационной деятельности в соответствии с намеченной стратегией
развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом на рынке. Это система
расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для
достижения намеченных целей.
Планирование базируется на проведении систематических
исследований состояния рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих
экономические, политические, демографические и другие аспекты. Управление
инновационными процессами также требует более глубокой оценки рисков и выбора
путей их снижения.
Эффект от внедрения нововведении проявляется не только
в экономической, но и в социальной сфере, где за счет повышения доходов более
полно удовлетворяются общественные потребности. В общем виде экономическая
эффективность инноваций на предприятии «ОЛАН-Тур» определяется сопоставлением
экономических прибылей с затратами, вызвавшими результат.
Таким образом, управление инновационной деятельностью
на предприятии «ОЛАН-Тур» представляет собой систему взаимосвязанных действий,
организационных, производственных, коммерческих, технологических и другие
мероприятий, приводящих к внедрению и распространению инноваций.
.3 Пути совершенствования
инновационного менеджмента на туристическом предприятии ОДО «ОЛАН-ТУР»
В настоящее время туризм в России становится одной из
важных отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов
обслуживания клиентов. Одним из факторов успеха инноваций является их
реализация и практическое применение. Однако не все компании охотно применяют
инновации в своей деятельности. Эту тенденцию можно проследить на примере
использования компаниями глобальных систем бронирования. Некоторые турагентства
относятся к ним с определенным недоверием, хотя с их помощью они получают
выигрыш в стоимости, скорости и эффективности. Системы также позволяют искать,
находить и получать практически мгновенно письменные подтверждения
бронирования. Но многие турагенты полагают, что гостиницы закладывают в банки
данных недостоверную информацию о вместимости, уровне загрузки гостиничного
фонда и завышенные цены. Вследствие этих и других причин они предпочитают
использовать телефон при бронировании, хотя это обходится дороже. Многие также
не желают терять ценные личные контакты с деловыми партнерами и доверять их
"бездумной" технике.
Также инновация - это прежде всего риск и немалый,
поэтому компании не спешат применять инновации на практике. Любая инновация,
особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так
как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия,
поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе
мешает фирмам обращаться к новым механизмам. Чаще всего в основе отрицания
инновации лежит социально-психологический аспект: оценивая свои возможности,
достаточное количество сотрудников организации склонны считать, что они не
имеют необходимых при внедрении инноваций умений и навыков. Это вызывает
опасение оказаться лишним и как следствие - сопротивление изменениям.
Но существует и другая точка зрения на значение
инновации. Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты,
утверждают, что создание и продвижение нового туристского продукта,
использование современных технологий в менеджменте - не только желательная
деятельность организации, но и необходимая.
Жесткая конкуренция на современном белорусском рынке
обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары,
повышать качество обслуживания клиентов.
Так как туристский рынок - рынок нестабильный,
поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях, турфирмы
должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на
новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать
способностью к созданию новых методов работы и разумно управлять этими
инновациями.
При грамотном подходе к созданию инновации и
управлении ею она может принести немалый доход и немалую пользу.
К сожалению, в нашей стране туристический бизнес по
многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение
экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо
разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу
туристских услуг только в последние годы начали обучать на университетском
уровне. В этих условиях тем более актуальным представляется освоение
зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых
тенденций развития индустрии туризма.
Таким образом, использование зарубежного опыта
является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования
инновационного менеджмента на туристическом предприятии, в том числе и
туристическом предприятии ОДО «ОЛАН-Тур».
Успешное развитие туристских организаций предполагает
широкое использование новейших технологий, ускоряющих обмен информацией на
расстоянии. Многие зарубежные туристические предприятия используют достаточно
много новейших инновационных компьютерных технологий: глобальные компьютерные
системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы
мультимедиа, SmartCards, информационные системы менеджмента и др. Наиболее
распространенными системами глобального резервирования являются: Amadeus,
Galileo, Wordspan. Высокая надежность и удобство компьютерных систем
резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и
широкому распространению. Если европейские компании туристского профиля почти
всю свою деятельность ведут на интернет-уровне, то в России данная система
развита еще относительно слабо. Многие гостиничные предприятия создали свои
собственные сайты в Интернете. Это направление следует рассматривать как весьма
перспективное. На Web-сайтах туристических компаний и объектов размещения можно
видеть интерьер заказанного гостиничного номера, каюты круизного лайнера, можно
уточнить перечень услуг вплоть до меню в ресторане. Посещение интернет-форумов
на туристических Web-сайтах позволяет из первых уст бывалых путешественников
узнать полезные детали, которые пригодятся в поездке и при посещении той или
иной страны. С развитием телекоммуникаций в мире не остается информационных
тайн. В Европе также наблюдается в последнее время электронное наступление на
туристский бизнес. Появилась электронная коммерция. Ее преимущества очевидны -
это экономия на выплате агентских комиссионных, уменьшение расходов на издание
рекламно-информационных материалов, создание нетрадиционных сбытовых каналов и
т.д. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации, около 25% - 40%
всех продаж туристских услуг в ближайшем будущем будут реализовано через
электронную коммерцию.
Еще одним из основных направлений совершенствования
инновационного менеджмента в гостиничном и туристском бизнесе является
внедрение мультимедийных технологий, в частности - справочников, буклетов,
каталогов. В настоящее время туристские фирмы и гостиницы Росии не широко
используют справочники и каталоги в книжном исполнении, на видеокассетах, на
лазерных дисках, в сети Интернет. Хотя использование мультимедийных технологий
дает возможность оперативно предоставлять потенциальному гостю информацию, тем
самым, позволяет быстро и безошибочно выбрать тот туристский продукт, в котором
нуждается гость. Электронные каталоги по гостинице позволяют виртуально
путешествовать по номерам различных категорий, залам ресторанов,
конгресс-центрам, вестибюлю, посмотреть полную информацию о гостиничном
предприятии, ознакомиться со спектром предоставляемых услуг, системой льгот и
скидок. Развитие и подготовка специализированного персонала,
высококвалифицированных кадров - также необходимое условие для управления
инновациями. Новый потенциал для подготовки специалистов данной области
формируется на первой стадии, но активация персонала - это достаточно
длительный процесс. Для эффективности инноваций необходимо не только находить
новые открытия, но и углублять знания о существующих ресурсах. Мир бизнеса
меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы быть
профессионально-компетентными современному менеджеру, а так же любому работнику
сферы туризма, необходимо постоянно пополнять свои знания. Разработка программы
тура может быть улучшена и усовершенствована, если тщательно продумать доступ
туристов к различным сферам и областям развлечений, причем идеи могут подавать
сами туристы. Багаж знаний, опыт и индивидуальные представления туристов об
отдыхе иногда являются основой для открытия новых возможностей того или иного
тура. Разумеется, успех обеспечен, когда коллектив будущей компании высокопрофессионален
и креативен, обладает большим опытом в данной области деятельности, поэтому
необходимо уделять внимание программе по усовершенствованию людских ресурсов;
профессиональную переподготовку в области информационных технологий прошли
работники отелей. Хотя конечный результат зависит только от качества работы
менеджмента. Работа персонала туристической фирмы в области инноваций должна
заключается в ежегодном анализе рынка потребителей с географической,
социо-экономической точек зрения, а также изменений систем дистрибьюции,
вопроса свободного времени, изменения вкусов и доходов потенциальных
потребителей. Отдельному анализу подвергаются конкуренты и их деятельность.
Политика компании по управлению персоналом должна быть подчинена развитию у сотрудников
способности по-новому взглянуть на традиционное и общепринятое, замечать
отклонения от привычной нормы, идти на осмысленный риск ради завоевания новых
позиций и целей в избранной сфере деятельности, выделять из массы случайных и
хаотичных явлений полезные и перспективные. Для усовершенствования
инновационного менеджмента руководителям необходимо пересмотреть общую
концепцию фирмы, возможно увеличить затраты на рекламу и новое оборудование,
сделать все возможное для привлечения новых клиентов (расширить рынок сбыта).
Для управления инновациями очень важно правильная организация маркетинговой
деятельности. Многие туристические предприятии проводят крупных рекламных
кампаний через рекламных агентов во всех крупных городах Европы (реклама на ТВ,
радио, масштабная печатная реклама, реклама на биллбордах, транспорте, в метро;
выпуск рекламных и исторических фильмов на CD-ROM). Большое внимание уделяется
мероприятиям паблик рилейшнз (выступления представителей предприятия по ТВ, на
радио; систематическая работа с журналистами). Эти маркетинговые инновации
являются важными направлением совершенствования инновационного менеджмента для
туристического предприятия ОДО «ОЛАН-Тур». Не менее важным для управления
инновациями на туристическом предприятии является участие во всех туристических
выставках и ярмарках, в том числе и ведущих международных туристских выставках.
Таким образом, инновация - необходимый пункт в
программе развития и реализации туристского продукта на рынке. Главная цель
турфирмы - выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь
максимальное количество потребителей. Именно с помощью совершенствования
инновационного менеджмента туристическое предприятие может достичь поставленных
целей, привлечь новых покупателей, увеличить свой доход.
Заключение
В последнее время все чаще можно услышать понятие «инновации», которое
означает какие-либо изменения, нововведения и употребляется как самостоятельно,
так и совместно с такими словами, как деятельность, процесс, решения и т.д. Что
же это такое и насколько необходимо?
Общество устроено так, что находится в постоянном развитии. Меняются
потребности, меняется содержание деятельности человечества… Соответственно,
изменения касаются практически всех сфер жизни. Почти в любой книге по
экономике можно встретить мнение, что инновации - превращение возможного
научно-технического прогресса в реальный, который воплощается, в свою очередь,
в новых продуктах производства или технологиях. Это способствует развитию не
только определенного процесса, но и всего человечества в целом.
Любое новое знание, полученное в результате тех или иных исследований,
обогащает представление людей о них самих и об окружающем мире. Однако далеко
не каждое из этих открытий может быть применено для усовершенствования жизни
общества и для реализации практических потребностей каждого конкретного
человека. Те же нововведения, которые сразу или с течением времени находят свое
воплощение в виде какого-либо усовершенствованного продукта, получили название
инновации.
Инновационная деятельность, согласно одному из самых распространенных
определений, представляет собой вид деятельности, основной целью которой служит
поиск и реализация каких-либо нововведений для повышения качества продукции, а
также для совершенствования организации и технологической оснащенности
производства.
Любая инновационная деятельность включает в себя несколько обязательных
этапов и компонентов. На первом этапе происходит выявление тех проблем, которые
мешают дальнейшему развитию предприятия, организации или учреждения. Следует
помнить о том, что самая совершенная техника или технология рано или поздно
устаревает. Поэтому, чтобы тот или иной процесс продолжал приносить прибыль и
удовлетворенность, необходимо периодически внедрять в него новые компоненты.
После выявления основных проблем наступает стадия зарождения
инновационных идей. Основными источниками таких идей могут быть какие-то
внешние события (например, неудача в тендере), изменения в структуре
производства или отрасли, научные открытия, демографические и другие социальные
изменения в окружающем пространстве.
После оформления всех идей в какие-либо конкретные задания или проекты
наступает стадия организации и управления инновациями. Управление инновационной
деятельностью предполагает создание оптимальных условий для всех участников,
занимающихся разработкой и внедрением нововведений в производственный или
организационный процесс. Кроме того, в рамках управления происходит поиск и
аккумулирование необходимых финансовых, методических и кадровых ресурсов,
подготовка условий для коммерческого внедрения тех или иных инноваций.
Инновационная деятельность очень многообразна и многоярусна. Чтобы она
привела к желаемому результату, необходимо иметь четкое представление об
инновациях, понимать, чем последние отличаются, например, от простых
видоизменений.
Основные виды инновационной деятельности классифицируются в зависимости
от возможных технологических параметров, а также по типу новизны, которую
данные инновации представляют для рынка в целом.
В первом случае инновационная деятельность предполагает внедрение нового
типа продукции, материалов или комплектующих. Кроме того, технологические
нововведения могут предполагать появление новых производственных линий,
технологий или изменение организационной структуры предприятия.
С точки зрения новизны для рынка инновации могут представлять собой
абсолютно новые явления (как для данного конкретного предприятия, так и для
данной отрасли в стране). Максимальную же ценность представляет собой
инновационная деятельность, которая ведет к появлению чего-то нового для данной
отрасли в масштабах всего мира.
Список используемой литературы
1. Абчук, В.А. Менеджмент / В.А. Абчук. - СПб.: Союз,
2010. - 46 с.
. Аверченко, В.И. Инновационный менеджмент / В.И.
Аверченко. - М.: Проспект, 2011. - 391 с.
. Баранчеев, В.П. Инновационный менеджмент / В.П.
Баранчеев. - М.: Финстатинформ, 2010. - 297 с.
4. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. - М.:
Экономика, 2010. - 344 с.
. Вольский, А. Инновационный фактор обеспечения
устойчивого экономического развития / А. Вольский. - М.: Аспект Пресс, 2010. -
257 с.
. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.:
ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
7. Грачев, М.В. Инновационный менеджмент / М.В. Грачев.
- М.: Дело, 2010. - 317 с.
. Гребцова, В.Е. Менеджмент / В.Е. Гребцова. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2010. - 288 с.
9. Гурков, И.Б. Инновационный менеджмент / И. Б. Гурков.
- М.: Теис, 2010. - 493 с.
. Ермасов, С.В. Финансовое стимулирование
инновационной деятельности / С.В. Ермасов. - М.: Дрофа, 2010. - 388 с.
. Забелин, П.В. Основы инновационного менеджмента /
П.В. Забелин. - М.: Вершина, 2011. - 337 с.
. Иванус, А.И. Гармоничный инновационный менеджмент /
А.И. Иванус, А.П. Стахов. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 247 с.
. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент / С.Д.
Ильенкова. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 391 с.
. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И.
Кокурин. - М.: Экзамен, 2010. - 366 с.
15. Лапшина, О.В. Инновационный менеджмент / О.В. Лапшина.
- М.: ЭКСМО, 2010. - 467 с.
16. Максимов, Н.Н. Теоретические основы инновационной
деятельности / Н.Н. Максимов // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 340-343 с.
17. Панасенко, С.В. Инновационный менеджмент / С.В.
Панасенко. - М.: Проспект, 2011. - 387 с.
. Фатхутдинов, Р.А. Инновационных менеджмент / Р.А.
Фатхутдинов. - М.: Дело, 2010. - 297 с.
. Чайковская, Н.В. Дисциплина инновационного рынка:
формирование и эффективность / Н.В. Чайковская. - М.: Луч, 2010. - 564 с.
. Шифрин, М.Б. Инновационный менеджмент / М.Б. Шифрин.
- СПб.: Питер, 2010. - 359 с.
. Янсенин Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. /Ф. Янсен.
- М.: ИНФРА-М, 2011. - 308 с.
. Гуглев А.В Инновационный менеджмент : учебник / А.В
Гуглев. - М.: Дашков и К, 2010. - 336 с.
. Афонин И.В. Инновационный менеджмент : учебное
пособие / И.В. Афонин. - М. : Гардарики, 2011. - 224 с.
. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия
: учеб. пособие для студентов вузов / А.И. Базилевич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- 231 с.
. Бовин А.А. Управление инновациями в организации :
учеб. пособие / А.А. Бовин. - М. : Омега-Л, 2010. - 415 с.