Анализ региона Ханты-Мансийского автономного округа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА
«ЭКОНОМИКА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Региональная экономика
На тему: Анализ региона ХМАО
г
Оглавление
1. Макроэкономические характеристики региона
. Открытость экономики региона
. Отраслевая структура ХМАО
. Главный индикатор регионального развития ХМАО − разработка нефтегазовых месторождений
. Определите тип региона
. Межрегиональные связи региона
. Уровень инвестиционной активности
. Сравните основные показатели региона с другими регионами России
Список используемой литературы
1. Макроэкономические характеристики региона
Цель данной работы - дать комплексную характеристику экономики Ханты-Мансийского АО.
Ханты-Мансийский АО входит в состав Тюменской области. В Западно-Сибирском районе Тюменская область самая большая по территории 14352,1 тысяч квадратных километров. На этой площади могли бы разместиться Англия, Италия, Португалия, Франция, Германия, вместе взятые. Она включает в себя Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Плотность населения низкая - 2,2 чел / квадратный километр. Эта огромная территория поделена на 38 районов. Это уникальный по своим богатствам край. В его недрах сосредоточены мирового уровня запасы нефти и газа. Значительны запасы леса. Нефть, газ и лес являются основополагающими в специализации промышленного производства и образовании Западно-Сибирского ТПК.
Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации. Округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов ханты и манси. Входит в состав Уральского Федерального Округа. Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центре Западно-сибирской равнины. Округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Коми, Свердловской областью, Тобольским и Уватским районами Тюменской области, Томской областью и Красноярским краем. Дата образования округа - 10.12.1930 г.
В состав округа входят: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских поселений, 58 сельских поселений. Всего муниципальных образований - 106.
Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.
Численность постоянного населения округа на 01.01.2015 - 1536,8 тыс. человек.
Территория округа занимает площадь 534,7 тыс. км2 и сравнима с территорией Франции или Украины.
Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Ресурсы округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе экспортного потенциала России, так как здесь добывается 57% от всей добываемой нефти в Российской Федерации и 6,8 % от мировой добычи.
Ханты-Мансийский автономный округ относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей: по добыче нефти; по производству электроэнергии; по объему промышленного производства, по поступлению налогов в бюджетную сферу; по добыче газа; по объему инвестиций в основной капитал.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, разновидностям производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие 30 лет основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
Таблица 1. Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели2011 год2012 год2013 год2014 годВРП102,895,1101,3101,4Индекс потребительских цен111,0110,0107,7108,0Индекс промышленного производства100,498,5101,7100,5Индекс производства продукции сельского хозяйства106,7104,698,5103,0Инвестиции в основной капитал106,095,6106,8107,6Реальная заработная плата105,092,699,3100,4Реальные располагаемые денежные доходы населения110,790,590,5100,0Объем платных услуг населению104,7100,0103,0103,1
В сентябре 2014 году отгружено товаров собственного производства и выполнено работ (услуг) по полному кругу организаций - производителей промышленной продукции в объёме 1 881,6 млрд. рублей.
Индекс промышленного производства за 2014 год к аналогичному периоду 2013 года составил 98,1%.
Положительной динамикой характеризуется развитие в секторе промышленного производства - обрабатывающие производства - увеличение на 19,7%.
По виду деятельности производство и распределение электроэнергии, газа и воды индекс производства составил 100,6% к уровню предыдущего года.
Наибольшую долю в объеме промышленного производства из муниципальных образований автономного округа занимают Сургутский район (около 41,2%) и город Нижневартовск (15,2%).
В общем объеме промышленной продукции доля продукции, произведенной крупными и средними предприятиями, составляет за январь-сентябрь 2014 года 95,0%.
По итогам мониторинга социально-экономического развития ХМАО можно сделать заключение, что внешние и внутренние факторы развития благоприятствуют переходу экономики округа от спада к росту, причем развитие социальной сферы и экономики может проходить по умеренно-оптимистичному сценарию.
Повышение деловой активности экономики ХМАО, позитивные тенденции к росту внутрирегионального спроса, благоприятная рыночная конъюнктура цен на наиболее значимые энергоносители позволяет сделать прогноз о сохранение роста темпов объема промышленного производства в реальном секторе ХМАО. Развитие сырьевого сектора в среднесрочной перспективе останется основным движущим фактором экономического роста.
Есть основания полагать, что в долгосрочной перспективе сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающего сектора экономики ХМАО по сравнению с сектором добычи полезных ископаемых и выработкой энергетических ресурсов.
Также есть основания предполагать, что будут динамично развиваться сферы промышленного производства ХМАО, ориентированные на удовлетворение потребительского спроса. В 2014 году по сравнению с уровнем 2013 года прогнозируется рост производства продукции пищевой промышленности (1132%), производстве продукции из дерева и обработке древесины (127%), химическом производстве (135,5%), производстве и распределении газа, пара, горячей воды и электроэнергии (113,3%). Сохранятся на высоком уровне темпы роста производства пластмассовых и резиновых изделий (136%), производстве электрического и прочего оборудования (131%).
Промышленное производство Ханты-Мансийского автономного округа зависит, в значительной мере, от состояния доминирующего производства - в нефтедобыче и добыче природного газа. На долюнефтегазодобывающей промышленности приходится около 87,8% объема произведенной промышленной продукции.
Принимая в расчет обязательства по лицензионным соглашениям и динамику добычи нефти в ХМАО с начала 2015 года, объем добычи сырой нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа составит, по оценке на 2015 год, около 265,9 млн. тонн, объем добычи газа достигнет уровня около 31 млрд. кубических метров, что составит к уровню 2013 года около 103%.
2. Открытость экономики региона
макроэкономический регион инвестиционный индикатор
Ханты-Мансийский автономный округ поддерживает межрегиональные связи с 22 субъектами Российской Федерации в рамках 19-ти соглашений и 3-х договоров о сотрудничестве, а также с другими субъектами РФ вне рамок договорных отношений.
Наиболее эффективно выполняются соглашения в целях реализации, которых подписаны планы совместных действий: г. Санкт-Петербург, г. Москва, Свердловская, Тюменская, Челябинская области и Краснодарский край.
В течение года поступили предложения о сотрудничестве с Тамбовской, Псковской, Кировской областями и Республикой Северная Осетия-Алания.
Учреждено Представительство Республики Северная Осетия-Алания в ХМАО. На стадии согласования Соглашение о сотрудничестве автономного округа с Северной Осетией - Аланией.
Реализация цели по созданию условий для сохранения, установления и расширения прямых связей между муниципальными образованиями автономного округа и субъектов РФ осуществляется через комплексное развитие и укрепление торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества.
Ежегодно в городах и районах автономного округа проходят выставки ведущих предприятий субъектов РФ, представители муниципальных образований активно участвуют в различных спортивных соревнованиях и турнирах, в мероприятиях в сфере образования, здравоохранения, культуры в других регионах России.
3. Отраслевая структура ХМАО
Наибольшую долю в объеме промышленного производства из муниципальных образований автономного округа занимают Сургутский район (около 41,2%) и город Нижневартовск (15,2%).
В общем объеме промышленной продукции доля продукции, произведенной крупными и средними предприятиями, составляет за январь-сентябрь 2014 года 95,0%.
Таблица 2. Отраслевая структура промышленного производства
Виды деятельностиОбъем продукции по полному кругу предприятий, млн. рублейСтруктура, %Всего отгружено товаров, выполнено работ и услуг промышленного производства:1 881 755,0100,0в том числе:Добыча полезных ископаемых1 670 280,688,66Производство и распределение электроэнергии, газа и воды128 538,86,73Обрабатывающие производства:82 935,44,31из них:Производство пищевых продуктов2 651,40,04Швейное производство и производство обуви106,70,01Обработка древесины и производство изделий из дерева3 415,70,08Издательская и полиграфическая деятельность660,40,04Производство нефтепродуктов41 479,02,10Химическое производство671,50,04Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов)2 347,30,02Производство металлических изделий887,80,05Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования8 921,30,37Производство машин и оборудования18 246,40,87Производство транспортных средств и оборудования1 367,20,07Другие производства1 130,20,06
. Главный индикатор регионального развития ХМАО − разработка нефтегазовых месторождений
В объеме промышленного производства ХМАО доминируют предприятия по добыче нефти, а также природного газа.
С 1964 года, то есть с начала разработки месторождений нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа до 1 января 2015 года добыча нефти составила приблизительно 9894,0 млн. тонн.
С 2003 года на территории Ханты-мансийского автономного округа снижаются темпы роста добычи нефти. Основные причины этого снижения: значительная часть месторождений нефти и газа находится на поздних стадиях своей разработки (3-4 стадия); поздние стадии разработки характеризуются естественным (технологическим) снижением уровня добычи нефти и газа в связи со значительным обводнением и истощением запасов продукции.
Причиной снижения темпов добычи также обусловлена невыполнением планов по объемам бурения, обслуживанию действующего фонда скважин и вводу новых скважин.
Порождает негативные тенденции в экономики ХМАО недостаточное осуществление геологоразведочных работ, что влечет за собой отсутствие приготовления к разработке запасов нефти и газа, которые могли бы компенсировать текущую добычу путем своего ввода в эксплуатацию.
На территории автономного округа основной объём добычи нефти и газа обеспечивают 10 нефтяных компаний, вертикально интегрированных, добыча которых составила 99,3% от всей добычи нефти и газа по Ханты-Мансийскому автономному округу, и только 0,7% от всего объема нефти и газа добывается независимыми (частными) производителями, не входящими в вертикально интегрированные бизнес-структуры.
Финансирование геологоразведочных работ на углеводородное сырье в январе-сентябре 2014 года осуществлялось из трех источников: федерального бюджета, бюджета автономного округа и средств недропользователей. Общая сумма финансирования ГРР составила около 14,6 млрд. рублей, что на уровне января-сентября 2013 года.
Основными видами общераспространенных полезных ископаемых, добываемыми на территории автономного округа, являются пески для планировочных работ и, в меньшей степени, торф.
Добыча торфа, который применяется в основном для рекультивации земель, нарушенных при добыче, транспортировке нефти и обустройстве нефтяных месторождений, а также при озеленении населенных пунктов, увеличилась на 168%.
За 2014 год предприятиями, специализирующимися по переработке нефти, природного газа и газового конденсата переработано:
)на нефтеперерабатывающих заводах - 4,3 млн. тонн сырой нефти;
)на заводах, специализирующих стабилизацию газового конденсата - 5,0 млн. тонн конденсата природного газа.
Переработка поступающего с месторождений Ханты-Мансийского автономного округа газового конденсата производится на Сургутском заводе стабилизации газового конденсата (СЗСГК), который является лидером по производству светлых нефтепродуктов.
В 2014 году продолжены мероприятия по модернизации переработки нефтегазового сырья, которые в будущем позволяют изменять структуру объемов производства в направлении выпуска качественной продукции (например, автомобильный бензин класса Евро-3 и Евро-4).
5. Определите тип региона
Тип региона - «Богатые инвесторы».
К данному типу относятся 5 регионов РФ: Белгоpодская область, г. Москва, Новгоpодская область, Республика Татаpстан, Тюменская область.
Рассматриваемые регионы характеризуются высоким уровнем жизни населения и высокой инвестиционной активностью. Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня является самой низкой среди всех выделенных типов регионов (19,2%), а отношение среднедушевых доходов к прожиточному уровню и среднедушевых расходов к прожиточному уровню - максимальным (около трех), доля инвестиций в основной капитал - 24,3% против 18,0%, темпы роста инвестиций в основной капитал - 108,7% от средних российских, объем иностранных инвестиций более чем в два раза превосходит средний по России (4,8% против 2,0%). К данному типу относятся регионы как с относительно высокой, так и с низкой долей топливного сектора, тем не менее среднее значение данного показателя высоко - 22,4%. Уровень безработицы относительно низок (10,4% против 14,7%).
Таким образом, к данному типу относятся наиболее благополучные с экономической и социальной точки зрения регионы. Примечательно, что только два из пяти отнесенных к данному типу регионов имеют высокую топливную составляющую в ВРП - Татарстан и Тюменская область. Два других региона (Белгородская и Новгородская области) добились роста уровня жизни и экономического потенциала в первую очередь за счет развития на их территории новых производств (преимущественно с участием иностранного капитала). Москва относится к данному типу, поскольку ее экономическое положение определяется столичным положением и финансовым центром России.
6. Межрегиональные связи региона
Межрегиональное сотрудничество Ханты-Мансийского автономного округа с субъектами Российской Федерации осуществляется комплексно с участием территориальных и отраслевых органов исполнительной власти, руководителей муниципальных образований и хозяйствующих субъектов ХМАО. Наиболее значимые формы межрегионального сотрудничества следующие: организация и проведение отраслевых мероприятий, видеоконференций, круглых столов, обмен информацией и опытом, участие в региональных и международных проектах, увеличение товарообмена.
Межрегиональное сотрудничество на уровне исполнительных органов государственной власти проводится в различных сферах, но неизменно направлено на налаживание новых и расширение существующих взаимовыгодных, долгосрочных, добрососедских и равноправных взаимоотношений. По числу совместных мероприятий лидирующие позиции сохраняются за Тюменской, Челябинской и Свердловской областями, городами Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и за Краснодарским краем. Ключевые сферы сотрудничества ХМАО на межрегиональном уровне: здравоохранение, образование, связь, социальное обеспечение, транспорт и др.
Показателем сотрудничества ХМАО с другими субъектами Российской Федерации является товарообмен. Товарообмен ХМАО с другими регионами Российской Федерации на конец 2014 года составил 106941975,3 тыс. рублей.
Кроме того, внешнеторговый оборот ХМАО составил 19251,6 млн. долл. США, и это на 29,1% больше уровня 2013 года. При этом, со странами дальнего зарубежья ХМАО торговал в объеме 85,4% от общего объема товарооборота, со странами СНГ - 14,4%.
Импорт товаров и услуг в ХМАО составил 5,4% от внешнеторгового оборота, на экспортные поставки, соответственно, пришлось 94,6%. Коэффициент покрытия импорта товарами экспорта составляет 18,5 раза.
Развитие интеграционных процессов сотрудничества между ХМАО Уральским федеральным округом осуществляется по следующим стратегическим направлениям:
Нефтегазохимия. Создание нефтехимического машиностроения на базе предприятий Урала приведет к развитию нефтегазохимии на территории ХМАО и ЯНАО и усложнит производственные структуры нефтяных компаний.
Транспорт. Республика Коми, Свердловская, Томская и Тюменская области, ХМАО, ЯНАО и ФДС России подписали Соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры». Реализация данного соглашения приведет к расширению социально-экономических связей между указанными регионами, и это, в свою очередь, скажется на усложнении их экономик, что создаст условия для устойчивого развития этих субъектов РФ.
Энергетика. Расширение поставок на Урал энергоносителей и развитие на территориях Уральского региона, ХМАО и ЯНАО энергоемких производств, реально создающих новые межрегиональные хозяйственные связи, а следовательно, и новые транспортные коммуникации.
Промышленное освоение месторождений твердых полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала. Создание мощных интегрированных горнорудных, горно-металлургических и других корпораций приведет к более тесному экономическому сотрудничеству между ХМАО и Уральским регионом.
Машиностроение. Создание на базе предприятий Урала специализированных отраслей машиностроения для ТЭКа, транспортного строительства, автомобильного транспорта, горнорудного и лесного комплексов.
Лесной комплекс. Создание интегрированных деревообрабатывающих и лесохимических корпораций. Это даст импульс по развитию производств с широким ассортиментом продукции, что позволит ХМАО резко увеличить ее экспорт в страны Центральной Азии и западные районы Китая.
Развитие вышеперечисленных интеграционных процессов значительно расширит границы рынков сбыта продукции, производимой в Уральском регионе и ХМАО. Важнейшая для страны проблема рынков сбыта, которая в условиях глубокого системного кризиса государственной региональной социально-экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т.п.), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств ее решения. Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов РФ и между ними все в большей и большей степени становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике России.
Важным моментом политики ХМАО по развитию межрегиональных социально-экономических связей является его сотрудничество с югом Тюменской области. В основе социально-экономического развития юга области, исходя из анализа материалов по состоянию и развитию его экономики, должны лежать транспортные проекты:
- развития территориальных (межрайонных) дорог;
- развития федеральных автомобильных дорог и автодорожных коридоров;
- развития и реализации международных транспортных проектов: «Северный морской путь» - «Северный Транспортный Коридор» - «Транспортный коридор Берлин-Москва-Пекин».
Данные проекты не только свяжут транспортными артериями Европу и Азию, но и создадут новые рабочие места на юге области; город Ишим и поселки Вагай, Ярково могут стать транспортными центрами. Масштаб преобразований южных районов области может оказаться весьма существенным.
Создание единой развитой и надежной транспортной инфраструктуры в границах Тюменской области и за ее пределами должно стать одной из главных целей программы развития не только Тюменского региона, но и России в целом. Хорошая транспортная система активизирует все отрасли экономики, снижает инвестиционные риски, повышает шансы по возвращению займов и кредитов, а самое главное - создает высокий уровень социального развития.
Как уже отмечалось, автономные округа будут усложнять структуру своей экономики. Поэтому они должны кооперироваться с югом Тюменской области в тех видах хозяйственной деятельности, которые они не могут сами эффективно развивать на своей территории, чтобы получить необходимую для себя продукцию. Юг области, в свою очередь, за счет такой кооперации может получить соответствующие средства, необходимые для модернизации и развития его экономики.
Развитие экономического сотрудничества с ЯНАО имеет первостепенное значение для ХМАО, так как на территории Ямало-Ненецкого автономного округа начинается реконструкция действующих месторождений нефти и газа, освоение новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и в Надым - Пур-Тазовском междуречье, а также строительство газопровода в восточном направлении. Это обуславливает значительные транзитные транспортные перевозки через территорию ХМАО, что существенно повышает роль транспортного фактора в развитии округа.
Таким образом, реализация автономным округом (совместно с федеральным центром и другими субъектами РФ) внутрирегиональных и межрегиональных программ, особенно строительства магистральных автомобильных дорог и промышленного освоения месторождений твердых полезных ископаемых восточного склона Приполярного и Полярного Урала, одновременно с проведением должной социально-экономической инвестиционной политики позволит:
- усложнить социально-экономические системы многих субъектов РФ, повышая тем самым устойчивость развития таких территорий;
- объединить интересы Федерации, субъектов РФ, территорий местного самоуправления, отраслей экономики и отдельных предприятий, различных инвесторов, в том числе и зарубежных, в создании единой, развитой и надежной транспортной системы России;
- промышленно освоенным территориям с их сокращающимся сырьевым потенциалом устремиться в регионы с богатыми природными ресурсами, способствуя тем самым экстенсивному развитию таких территорий;
- расширить ассортимент и объемы товарных потоков между многими субъектами РФ;
- качественно изменить социально-экономическое состояние, поднять на более высокий уровень качество жизни населения и социального развития многих субъектов РФ;
- рационально располагать социально-экономические объекты по всей территории субъектов РФ;
- создать новые отрасли экономики;
- уменьшить удельные энергозатраты на формирование связей и отношений социально-экономических систем многих субъектов РФ;
- уменьшить себестоимость промышленной продукции, производимой на предприятиях многих субъектов РФ;
- стабилизировать работу органов государственной власти и местного самоуправления многих субъектов РФ.
. Уровень инвестиционной активности
Ханты-Мансийский автономный округ относится к регионам с высокой инвестиционной активностью, занимая лидирующее место в Российской Федерации по показателю инвестиций в основной капитал, рассчитанный на душу населения.
Величина инвестиций в основной капитал для всех видов предприятий и из всех источников финансирования в 2014 году составил 429,6 млрд. рублей; эта величина на 12,9 млрд. руб. больше, чем соответствующий объем инвестиций за 2013 год.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 281,2 тыс. рублей; это на 62 тыс. рублей больше по сравнению с 2013 годом. Прирост инвестиций обусловлен повышением деловой активности предприятий ХМАО.
Основной объем инвестиций осваивается предприятиями сырьевых отраслей, по преимуществу, нефтегазодобывающими компаниями - 80,2%. Объем инвестиций из собственных средств нефтедобывающих компаний направлен на приобретение технологического оборудования, строительство эксплуатационных скважин, выполнение работ по разведке новых и обустройству уже открытых месторождений нефти и газа.
По источникам финансирования основная доля объема инвестиций приходится собственные средства предприятий - около 81,6%, тогда как на привлеченные средства приходится около 18,2%, в том числе на бюджетные средства - около 4,5%.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал предприятий ХМАО отмечается в Нефтеюганском, Нижневартовском и Сургутском районах - на территориях этих районов осуществляются вложения в основной капитал нефтяных компаний с целью развитие производственных мощностей.
8. Сравните основные показатели региона с другими регионами России
Ханты-Мансийский автономный округ по своим потенциальным ресурсам, добычным возможностям, степени разведанности полезных ископаемых, развитости инфраструктуры производства и рентабельности освоения инвестиций в ближайшие 30-50 лет останется одной из ключевых ресурсных баз Российской экономики, способной обеспечить до 55% национальной добычи нефти и около 48% добычи природного газа.
По основным экономическим параметрам ХМАО существенно превосходит показатели в среднем по Российской Федерации и по Уральскому федеральному округу. Так, например, превышение значения индекса (ИРЧП) - индекса развития человеческого потенциала ХМАО над показателями регионов Уральского федерального округа и среднероссийским показателем объясняется значительным превосходством ХМАО по среднедушевым показателям внутреннего регионального продукта и средней продолжительности жизни населения.
Таблица 3. Сравнение ключевых индикаторов развития округа, России, регионов Уральского федерального округа
Объем ВРП на душу населения в % к РФОбъем экспорта на душу нас., в % к РФИндекс развития человеч. потенц. (ИРЧП)Объем инвест. В основной капитал на душу нас., в % к РФТемпы роста реальных доходов нас в % к 2012 г.Доля прибыльных организаций во всех отраслях экономики, в %2014 г.2013 г.Российская Федерация1001000,670100113,070,266,3Ханты-Мансийский автономный округ - Югра706,11038,50,773619,2111,076,571,0Ямало-Ненецкий АО644,8450,00,780953,0109,264,5159,03Тюменская область (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)211,276,70,696199,6111,373,2169,0Курганская область43,57,80,63343,1123,060,151,0Свердловская область95,059,00,65891,1110,071,0566,6Челябинская область80,357,30,66776,2118,270,863,2
Сильные стороны экономики ХМАО состоят в небольшом среднем возрасте человеческих ресурсов и неизношенности материальных активов. Немаловажное значение имеет стабильность исполнительной власти внутри региона, которая способна бесконфликтно работать со всеми хозяйствующими субъектами. Преимуществами экономики ХМАО также является наличии конкурентоспособных (даже на мировом уровне) бизнес-структур в нефтедобыче, страховых, лизинговых, авиатранспортных услугах, в строительстве промышленных объектов и объектов транспортной инфраструктуры. ХМАО располагает значительным потенциалом потребительского рынка, который обуславливается высокими доходами населения; причем потенциал потребительского рынка используется пока явно недостаточно.
С другой стороны, имеются и слабые стороны экономики ХМАО, которые заключаются в инфраструктурной неразвитости, недостаточной диверсификации, сильных внутрирегиональных социальных и экономических контрастах, расслоении населения по доходам и недостаточной инновационности бизнес-идей. По нескольким ключевым критериям инновационного развития (например, число патентов на 1 млн. жителей; доля осуществляющих технологические инновации предприятий; удельный вес в общем объеме производства инновационной продукции; доля докторов и кандидатов наук среди сотрудников, уровень энергоемкости производства) ХМАО имеет более предпочтительные позиции, чем любой другой регион Российской Федерации. Но, при этом, крайне низка результативность (отдача) от финансируемых за счет бюджета ХМАО опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
По типу своего социально-экономического развития ХМАО относится к сырьевым опорным регионам; но, при этом, является так же проблемным регионом Севера России. Основу экономики округа составляет добывающая и перерабатывающая промышленность, базирующаяся на разработке месторождений нефти и газа и имеющая четкую сырьевую направленность. Нефтедобывающая (моносырьевая) направленность экономики ХМАО, локальное и фрагментарное промышленное освоение территории региона привели к существенным диспропорциям в развитии социальной и хозяйственной инфраструктур региона:
- топливно-энергетическая ориентация промышленности;
- крайне низкое развитие производств товаров агропромышленного комплекса и товаров народного потребления, приведшее почти к полной зависимости ХМАО от ввоза товаров для населения из других районов России и из-за рубежа;
- слабое развитие связи и транспортной инфраструктуры.
ХМАО также сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и кадров рабочих специальностей. В нефтегазовом, лесном, рекреационном комплексах, социальной сфере прослеживается недостаток кадров высшей квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий.
Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание "нужных" им специальностей, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т.д.
Список используемой литературы
- Алексеев А.Л. География: население и хозяйство России / А.Л. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 359 с.
- Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / В.В. Воронин. - Самара: Луч, 2013. - 308 с.
- Ворошилов С.Т. Демография в России / С.Т. Ворошилов. − М.: Дело, 2014. - 317 с.
- Гладкий Ю.М. Социально-экономическая география России / Ю.Н. Гладкий. - М.: Гардарики, 2014 - 753 с.
- Гранберг А.Д. Основы региональной экономики / А.Д. Гранберг. - М.: Приам, 2013. - 451 с.
- Заварихин С.П. Ворота в Сибирь / С.П. Заварихин. - М.: Демос, 2014. - 110 с.
- Коренкова С.Ю. Социально-экономическая география / С.Ю. Коренкова. - Спб.: Питер 2012. - 432 с.
- Озорнова Л.Н. Восточные регионы России / Л.Н. Озорнова. - Новосибирск: Издательство Новосибирского госуниверситета, 2013. - 142 с.
Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <#"justify">Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМ АО - Югры АИС «Мониторинг ЮГРА», официальный веб-сайт http://www.monitoring.admhmao.ru