Проблема трудоустройства молодежи в интернете

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема трудоустройства молодежи в интернете

Введение

В кризисных условиях мировой экономики проблемы с трудоустройством затронули не только работающее население, но и молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным кандидатам во много раз увеличило конкуренцию и сделало трудоустройство молодежи весьма затруднительным. В 2009 году учреждениями профессионального образования было подготовлено 1,7 миллиона специалистов. К середине сентября 11% выпускников ВУЗов не смогли найти работу, среди выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустроены 9%. По заявлению главы Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков на пресс-конференции, приуроченной к началу Всероссийского профсоюзного молодежного форума: «Статистика дает негативные показатели занятости молодежи. 27 процентов молодежи в возрасте до 30 лет не имеют рабочих мест, либо имеют нестабильный заработок. Это довольно тревожная тенденция».

Глава Министерства социального развития Татьяна Голикова отметила в своем докладе в рамках «правительственного часа», что число безработных РФ в 2009 году превысило прогнозный уровень на 200 тысяч человек. Финансирование выделено 78 субъектам РФ, которые разработали программ по снижению напряженности на рынке труда. Делаются шаги в процессе реформирования существующей системы трудоустройства. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) говорит о том, что общая численность безработных в России в августе 2009 г. увеличилась на 38,6% по сравнению с августом 2008 г. При этом в январе-августе 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. численность безработных россиян выросла на 42,5%.

Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. Организация процесса в ВУЗах, бизнес - структурах и государственных органах является так же важным аспектом в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов.

В условиях кризиса выйдет на поверхность феномен, тщательно маскируемый нынешней системой образования: до трех четвертей выпускников вузов не получают достаточных для профессиональной работы компетенций. В период быстрого роста без жесткого бюджетного ограничения, характерного для 2000-го - первой половины 2008 г., это маскировалось видимостью дефицита рабочей силы. Распространявшаяся по всей экономике волна денег и оптимизма вела не только к повышенному спросу на работников; предприятия боялись расстаться даже с наименее эффективными работниками, ибо цена рабочей силы постоянно шла вверх. В новом году перенасыщенность российских предприятий работниками сыграет злую шутку с теми, кто впервые выходит на рынок труда.

Говоря о вопросе трудоустройства, важно отметить, что нет универсальной технологии, являющейся эффективной в 100% случаев. Среди активно используемых технологий поиска работы - обращения в рекрутинговые агентства, поиск по объявлениям в газетах, с помощью Интернет-ресурсов, непосредственное обращение к работодателю. Каждая стратегия имеет право на жизнь, возможно так же применение нескольких технологий. В связи с широким внедрением Интернет-технологий в повседневную жизнь населения, необходимо исследовать этот вид СМИ как потенциальное поле столкновения интересов соискателей и работодателей.

Интернет - это новое СМИ, общедоступное средство массовой коммуникации, площадка экономических и политических операций, место проведения досуга и даже религиозных действий. Так как нас интересует процесс трудоустройства в Интернете, под термином «трудоустройство» мы понимаем систему мероприятий, проводимую государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Молодой специалист - в РФ - лицо, окончившее полный курс обучения и защитившее дипломный проект, сдавшие государственные экзамены в высшем учебном заведении.

Перспективным каналом информирования и просвещения является Интернет. Достаточно широк спектр различных вспомогательных Интернет - ресурсов: сайты компании, специализированные сайты по трудоустройству, а также специализированные сайты для молодых специалистов.

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.

1. Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов

молодой специалист трудоустройство интернет

В данном разделе мы рассматриваем социальную политику в отношении занятости молодых специалистов-выпускников ВУЗов.

Рассмотрим выпускника вуза как активного субъекта процесса трудоустройства. Во взаимодействии молодого специалиста с ближайшим окружением и другими элементами его социальной реальности можно выделить следующие типы взаимоотношений:

Выпускник - ВУЗ;

Выпускник - Центр занятости (Кадровое агентство);

Выпускник - ближайшее окружение;

Выпускник - Интернет;

Выпускник как субъект самозанятости.

Рассматривая меры государственной поддержки трудоустройства выпускников образовательных учреждений с точки зрения функциональной теории Р. Мертона, можно выделить следующие явные функции - снижение численности безработных выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения, получение ими опыта работы по специальности, привлечение молодых специалистов на село. Латентной функцией выступает пополнение областного бюджета за счет федеральных средств, идущих на компенсацию заработной платы выпускникам и налоговых вычетов. С точки зрения понимающей социологии меры государственной поддержки, направленной на содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений, можно рассматривать как систему, обеспечивающую социальные действия. М. Вебер говорит о социальном действии (общностно-ориентированном действии) в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей. «Немаловажным компонентом общностно-ориентированных действий является его смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим (субъективная) оценка шанса на успех собственных действий».

Реализуя программы поддержки трудоустройства выпускников образовательных учреждений, государство ориентируется на определенный результат, такой как приток молодых специалистов в сельскую местность, организация предпринимательской деятельности в сфере производства, получение выпускниками опыта работы с целью увеличения шансов трудоустройства на постоянные рабочие места.

Так же довольно расплывчато прописывается ситуация, когда работодатель отказывается принимать на работу выпускников образовательных учреждений. В этой статье (182) прописаны гарантии исключительно при трудоустройстве с помощью договоров (контрактов).

В дополнение к этим нормам приведем статью 25 Федерального Закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: «…В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год».

В целом система трудоустройства описывается в Федеральном Законе от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Этим законом прописывается межведомственное взаимодействие при создании программы совместных действий по содействию трудоустройству выпускников. Министерство образования и Министерство труда и социального развития ставят перед собой цели «совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

Если говорить о постановлениях правительства РФ, поднимающих вопросы трудоустройства, нельзя не отметить их рекомендательного или декларативного характера. Например, в Постановлении Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», прописано следующее: «Высшее учебное заведение обязано информировать студентов (при их обращении) о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство». Однако нельзя не выделить, например, Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. №659 «О мерах по поддержанию занятости населения», которое прописывало вполне конкретную деятельность для исполнения в определенные сроки: разработку комплекса мер по содействию в трудоустройстве выпускникам; проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений.

. Трудоустройство молодых специалистов: исторический аспект

О временах бывшего Советского Союза многие граждане нашей страны вспоминают с ностальгией и любовью. Это связано с тем, что в те годы протекало их детство, вихрем промчалась молодость, размеренно протекала семейная жизнь строителей коммунизма. Люди жили в ожидании светлого будущего в масштабах всей страны. В частном порядке каждый ожидал получение жилья, дачи, гаража, повышения по службе и других приятных мелочей. Не все могли мечтать о поездке за границу. Для многих, обычных работающих на военных заводах, путь за рубеж был навсегда закрыт. Никакой государственной тайны они не знали, работали обычными мастерами, слесарями, токарями на заводе, носящем название «Машиностроительный завод» или «Станкозавод», «Завод технологического оборудования» и др., входящий в Министерство Оборонной промышленности. Но это было не главным.

Перед гражданами бывшего СССР стояло несколько главных и второстепенных обязательных мероприятий. Главными являлись: провести сына в армию; сыграть свадьбу для дочки или сына.

Одной из важных проблем было поступление в вуз. Учеба была бесплатной, но, однако, затратной, в связи с проживанием в другом городе и небольших затратах на канцелярские принадлежности и материалы, одежду для учащегося. Оплата за обучение не требовалась. Необходимо было только оплатить проживание в общежитии и другие мелкие расходы.

Как не удивительно, но обеспечение жильем молодой семьи стояло на втором плане. Ведь все знали, что со временем, работая на одном предприятии 5-8 лет, можно было получить жилье. До этого времени молодежь проживала в общежитиях для одиноких граждан, в малосемейных общежитиях и отдельных квартирах гостиничного типа, ничем не отличающихся от квартир. Кроме того, существовала масса привилегий для молодых специалистов и их семей. Обычные работающие испытывали некую зависть к молодым специалистам, перед которыми открывались первоочередные льготы.

После окончания высшего учебного заведения, молодой специалист должен был отработать «по направлению» не менее 3-х лет. Если руководство хорошо встречало такого специалиста, предоставляло работу по специальности, то он оставался на таком предприятии надолго, а то и на всю жизнь. Молодым специалистам сразу предоставляли жилье в общежитии для одиноких или в малосемейном общежитии. Льготная очередь на получение жилья обеспечивала квартирами молодые семьи, а их детей - садиком, в первую очередь. В жилом массиве, привязанном к определенному предприятию, делалось все для активного отдыха, прекрасного времяпровождения молодых семей и их детей. Регулярно устраивались дискотеки, праздничные мероприятия в честь Нового года, общепринятых праздников, профессиональных торжеств. Нередкими были детские праздники и утренники на агитационных площадках и в школах.

Молодым специалистам не приходилось скучать, так как надо было работать на территории дачного участка, принимать участие в школьной жизни своих детей и общественно-политической жизни предприятия.

Особенностями труда и занятости советской молодежи являлись законодательное закрепление обязанности учиться и трудиться; законодательное закрепление обязательного срока отработки молодыми специалистами на предприятии; установление юридической ответственности, в том числе уголовной, за невыполнение обязанности трудиться, учиться, отработать после обучения на производстве; создание системы органов, занимающихся выявлением потребности в работниках и планированием распределения молодых специалистов на производства, применяющих меры наказания к нарушителям; воспитание молодых граждан в духе уважения к производительному труду; тесная связь обучения с производством на всех ступенях образовательной деятельности; установление обязанности родителей воспитывать детей в духе добросовестного отношения к труду. Именно такая политика советского государства способствовала обеспечению занятости молодых людей.

3. Социологический дискурс проблем трудоустройства молодежи в интернете

Основная функция социализации, считал Э. Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее «коллективного сознания». Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Опираясь на теорию морали, выступающую системой объективных правил поведения, ученый связывал действенность социальных норм с определенными механизмами интериоризации. Причем видел смысл воспитания не только в формировании самой способности растущего организма подчиняться власти общества, но и в широкой причастности общественной системы к выработке эталонов для подражания: воспитание, по его мнению, это не больше, чем образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же порчей.

Объяснение отклоняющегося поведения по Р. Мертону - «некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними». Таким образом, в рамках определенных социальных сетей, где невозможно наверняка проверить достоверность той или иной информации, при отсутствии прямого контроля, происходит искусственное формирование собственного престижа и статуса путем размещения провокационных сообщений и фото или агрессивного поведения по отношению к окружающим пользователям. Если руководствоваться понятиями Р. Мертона, Интернет выполняет ряд явных и латентных функций, как любая другая социальная структура. Среди явных можно выделить информационную, развлекательную, коммуникативную функции. Главная латентная функция Интернет - пространства - это контроль населения.

Изучая Интернет - коммуникации важно учитывать феномен «двойной возможности» (общая теория систем Никласа Лумана). В процессе отравления сообщения необходимо осознавать возможные различия в восприятии передаваемой информации. Так, одно и то же сообщение в рамках Интернет - сообщества может быть по-разному истолковано мужчинами и женщинами; лицами различных национальностей, видов деятельности, а так же занимающими различные позиции в обществе. С точки зрения теории систем Никласа Лумана, Интернет представляет собой окружающую среду по отношению к традиционным медиа. Интернет демонстрирует разнообразие интересов и даже реальностей аудитории, которую невозможно свести к общему знаменателю.

Главные недостатки молодого специалиста - это отсутствие практического опыта, часто непонимание целей профессионального развития, завышенные ожидания от работы. С другой стороны, работодатели хотят видеть понимание кандидатами своих целей, умение работать в команде и владение необходимыми знаниям и навыками. При столкновении этих противоположных по сути требований и ожиданий происходят конфликты между молодыми специалистами и работодателями. С точки зрения теории конфликта Дарендорфа, в данной ситуации существует две конфликтных группы - работодатель и соискатель. При столкновении интересов конфликтующих сторон возможно несколько вариантов для развития событий. Среди них конфликты, результатом которых становится непонимание между сторонами и, как следствие, соискатель не трудоустраивается на данную определенную вакансию. А так же возможен вариант, в рамках которого достигается компромисс, либо одна из сторон уступает, следствием которого становится трудоустройство и дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Бирмингемская школа славилась тем, что занималась действительно настоящей жизнью молодых людей. В результате же оказалось, что жизненные истории, которые исследовались учеными, могли быть отнесены лишь к одной (мужской) «половине» молодежи, следовательно, только на анализе субкультурных форм этой «половины» и были построены все их теории. Говоря о современном феномене медиа - глобализации, необходимо отметить практически полное отстранение членов Интернет - сообщества от существующих в реальном обществе стереотипов, связанных с гендерной окрашенностью. В Интернет - сообществе понятие «субкультура», традиционно являющееся мужским термином, стирает свою половую принадлежность. Пользователь становится активно коммуницирующим существом, не имеющим пола до тех пор, пока он самостоятельно не определит для себя эту социальную характеристику.

Виртуальная коммуникация в эпоху информационного общества имеет некоторые особенности: увеличение возможностей социализации личности; развитие производства знания; развитие сетевой экономики; превращение информации в один из основных ресурсов общества; изменение основных характеристик коммуникационной среды-времени и пространства. При рассмотрении Интернет - среды с точки зрения структурного функционализма важно отметить наличие четко просматриваемой структуры Интернет - пространства, и закрепленных за каждым его элементом определенных функций. Так, например, различного сорта обучающие сайты выполняют функцию социализации индивида. Изучая Интернет с позиций структурного функционализма Т. Парсонса, нельзя не обсудить вопроса норм и ценностей социальных систем. Если мы говорим о том, что Интернет - это единая социальная система, то, соответственно, в этой системе существуют определенные приписанные субъектами взаимодействия нормы и ценности. Интернет приобретает черты гибкой социальной системы, обеспечивающей широкие ролевые возможности, позволяющие различным индивидам проявить себя, не угрожая ценностям системы.

Если говорить о существовании Интернета как особого социального пространства, можно применить понятие «публичной сферы» Юргена Хабермаса. В рамках Интернет - пространства появляются публичные арены, способные функционировать лишь благодаря развитию видео и аудио сопровождения процесса коммуникации, пока что опиравшегося на текстовую коммуникацию.


Быть молодым специалистом на сегодняшний день трудно как никогда, ведь молодой специалист в первую очередь, это человек, с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не больше 30% выпускников на сегодняшний день имеют опыт работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70% сталкиваются с проблемой трудоустройства и занятости.

Молодёжь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой.

Полная и эффективная занятость молодёжи - условие повышения конкурентоспособности страны. Молодые люди будущее России, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие.

Молодые юноши и девушки уже сегодня во многом определяют политические, экономические социальные процессы в обществе. В то же время, молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

От первого шага зависит дальнейший трудовой путь. Здесь важно не оступиться и не избрать ту профессию, которая со временем будет тяготить. Необходимо найти себе дело - надежную опору на всю сознательную жизнь. Нынешней молодежи приходится начинать свою трудовую биографию в обстановке жесткой конкурентной борьбы. Работодатель вполне обоснованно отдает предпочтение взрослым - людям опытным, ответственным и дисциплинированным, хорошо ориентирующимся в смежных профессиях. Поэтому, большинству на первых порах молодому специалисту предлагают не очень высокую зарплату, что не устраивает выпускников учебных заведений.

Содействие в трудоустройстве молодежи всегда являлось приоритетным направлением деятельности службы занятости. Они проводят ряд мер по обеспечению стабильности на городском рынке труда, в том числе по содействию занятости студентов и выпускников учебных заведений. В целом ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная.
По данным Департамента семейной и молодежной политики только в городе Москва помощь в реальном трудоустройстве понадобится 9000 выпускникам.
Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности либо рассматривать как систему мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями, которые оказывают содействие населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Говоря о проблеме трудоустройства и занятости молодых специалистов, мы в первую очередь затрагиваем тему подготовки юношей и девушек к трудовой деятельность. Ориентирование молодежи на получение профессии начинается ещё в школе. Затем. Сменив социальный статус школьника на статус, студент молодежь начинает искать способы адаптации к своей бедующей работе. Многие начинают уже на 3-4 курах активно подыскивать себе постоянное место работы, другие же нацелены как можно больше пройти курсов, тренингов и даже получить второе высшее образование.

Отдельно выделяют сильные и слабые стороны молодых специалистов при трудоустройстве и уже не посредственной работе. С одной стороны очевидны преимущества молодежи: гибкий ум, чрезмерная активность и креативность, способность быстро адаптироваться к новым условиям. С другой стороны, отсутствие опыта, не готовность брать на себя ответственность негативно влияют на мнение работодателей о молодых специалистах.

На современном этапе трудоустройство и последующая занятость является частью жизни каждого человека, так как рано или поздно каждому молодому человеку необходимо сделать выбор не только куда пойти учиться, но и куда устроиться на работу. Для многих людей такой выбор, сделанный ещё в юношеские годы, прирастает в дело всей жизни. В России же такие люди встречаются. В результате анализа научной литературы и собственного исследования на тему трудоустройство и занятость молодых специалистов в современной России были сделаны следующие выводы:

Первое. Не смотря на первоначальную схожесть понятий «трудоустройство» и «занятость», они несут под собой абсолютно разные смыслы. Если в первом случае это процесс поиска и оформления на работу, то во втором случае это уже не посредственно деятельность, которая может иметь различные формы, как занятость на работе, так и процесс образования, службы в армии и т.д.

Второе. Трудоустройство и занятость молодежи имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, основная форма занятости молодежи - это, как правило, обучение. Во-вторых, основными особенностями молодых специалистов при первом трудоустройстве является, поиск работы для получения дополнительных материальных средств.

Третье. В настоящий момент, государство активно поддерживает российскую молодежь в вопросах трудоустройства и занятость. В первую очередь это выражается в таком государственном проекте как «Карьера», закрепленном в стратегии государственной политики, и других государственных учреждениях, способствующих трудоустройству молодежи.

Четвертое. Адаптация молодых специалистов это комплексное мероприятие по подготовке юношей и девушек к трудовой деятельности. Оно начинается ещё в школе, продолжается в вузе, но основная задача по адаптации молодых специалистов.

Пятое. Одна из главных проблем для молодых специалистов - это конкуренция с уже опытными работниками. Как правило, работодатели отдают предпочтение специалистам уже со стажем. Поэтому при трудоустройстве, молодежи необходимо оперировать своими сильными сторонами: креативность мышления, быстрая адаптация к изменению событий, владение новейшими технологиями в области своей специальности.

Молодой специалист, впервые попадая на рынок труда сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от того куда попробовать трудоустроиться и заканчивая проблемами, возникающими во время работы. Поэтому от того какая была проведена работа по адаптации молодого человека в школе, вузе и на работе, а так же от приложенных его собственных усилий будет зависеть и моральная удовлетворенность работника, и дальнейшее развитие фирмы, и даже процветание нашей страны.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон №36-ФЗ от 20 апреля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

2.Постановление Правительства РФ №264 от 5 апреля 2001 г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

.Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских ВУЗов // Социологические исследования. 2008. №8. С. 141.

.Грицюк М. На работу смолоду. Треть молодых специалистов не могут трудоустроиться по специальности //#"justify">.Каждый десятый выпускник ищет работу //#"justify">.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.

.Официальный сайт министерства здравоохранения и социального развития РФ #"justify">.Программа привлечения и поддержки молодых специалистов //#"justify">.Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. С. 360.

.Рыжикова З.А., Белоконная Л.А., Гуляева Г.В. Формирование информационной базы о потребности организаций в работниках по профессиональным группам // Вопросы статистики. 2009. №2. С. 31.

12.Трудоустройство молодежи в условиях экономического кризиса // #"justify">13.Черных А. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом «территория будущего», 2007. С. 19.

Похожие работы на - Проблема трудоустройства молодежи в интернете

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!