проанализированы международно-правовые механизмы охраны окружающей среды.
Понятие экологического надзора
Экологический надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля за состоянием окружающей среды. Его суть состоит в наблюдении за исполнением действующих природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных объединений и граждан.
Министерства, государственные комитеты и ведомства осуществляют данную работу при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов от загрязняющих веществ. Они также следят за оснащением приборов, необходимых для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и опасностью физических, биологических и химических воздействий.
Надзор проводится при участии представителей санитарно-эпидемиологических станций, бассейновых территориальных управлений и инспекций по регулированию использования и охране вод, по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, санитарных лабораторий на промышленных предприятиях, а при их отсутствии - инженеров по охране труда.
Центральным звеном в процессе надзора за охраной труда является Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Его территориальные органы работают в республиках, областях, районах и городах.
Министерство осуществляет комплексное управление природоохранной деятельностью, корректирует и координирует деятельность всех федеральных ведомств. Оно утверждает экологические нормативы, правила и стандарты по использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения, проводит экологическую экспертизу планов развития и размещения производительных сил страны, контролирует соблюдение экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов.
Территориальные подразделения министерства экологии и природных ресурсов РФ, работающие в районах и городах, имеют право запрещать строительство и расширение предприятий, наносящих вред окружающей среде, останавливать работу цехов, заводов и других объектов в случаях грубого нарушения ими норм и правил охраны окружающей среды.
Методы и формы экологического надзора
Одним из важных мероприятий, обеспечивающих эффективный надзор за состоянием окружающей среды, является инвентаризация всех выбросов и сбросов, загрязняющих атмосферу и воду. Она проводится на производственных объектах на основании замеров и расчетов. При этом специалисты определяют виды вредных веществ, их количество и режим выделения.
Производственные объединения и предприятия обязаны регулярно представлять в заинтересованные организации сведения об исполнении мероприятий по уменьшению вредных выбросов, их количестве, характере, очистке и утилизации, давать характеристику источников выбросов и определять эффективность работы очистных установок.
С целью совершенствования и упорядочивания надзора за состоянием окружающей среды разработаны следующие нормативы:
.положение о государственном контроле за работой газоочистных и пылеулавливающих установок;
.правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания газо-пылеулавливающих установок;
.инструкция должностным лицам государственной инспекции по проведению обследования источников загрязнения атмосферы, газоочистных и пылеулавливающих установок;
.правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами;
.правила санитарной охраны прибрежных вод морей.
Надзор за состоянием окружающей среды ведут с помощью анализа проб воздуха, воды и почвы в местах использования вредных веществ, на сбросах и т.д.
Охрана окружающей среды на предприятии
Управление охраной природы на предприятии включает в себя следующие вопросы:
.планирование экологических мероприятий, определение заданий подразделениям предприятия по выполнению требований охраны окружающей среды, использованию попутных и побочных продуктов производства, технологических отходов, выбросов и сбросов;
.инженерное обеспечение работ по охране окружающей среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и производственные процессы, а также в приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями;
.перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения или полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов производства на окружающую среду;
.метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методами и средствами определения качества окружающей среды);
.материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды;
.обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обеззараживанию выбросов и отходов);
.повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в сфере охраны окружающей среды;
.надзор за исполнением мероприятий по охране окружавшей среды, включая контроль уровня выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;
.учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности;
.финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды;
.оценка эффективности управления охраной окружающей среды по экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям.
В исполнении указанных мероприятий на предприятии участвуют отделы главного технолога, главного конструктора, главного энергетика, главного механика, материально-технического снабжения, капитального строительства, заводская лаборатория и другие заинтересованные подразделения.
В улучшении экологических показателей промышленных производств, рациональном использовании ими природных ресурсов существенную роль играет экологический паспорт предприятия, обязательный с 1 января 1990 года. Этот документ дополняется и корректируется по мере изменения технологии производства, замены оборудования, устройства дополнительной очистки выбросов и сбросов и т.д. Экологический паспорт предприятия в обязательном порядке должен быть зарегистрирован территориальным органом министерства экологии и природных ресурсов.
Основные задачи и виды экологического надзора
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.
В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.
Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.
Задачи экологического надзора
Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.
Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная - идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные - выбрасываются в атмосферу.
Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля - выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.
В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
.предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
.предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
.предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.
Система экологического надзора
В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:
.наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
.обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
.прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
.обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.
Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.
Виды экологического надзора
Выделяют следующие основные виды экологического надзора:
.государственный;
.ведомственный;
.производственный;
. Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.
. Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.
Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и зеленых насаждений.
В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
. Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.
Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
. Общественный экологический контроль - это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.
Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
Механизмы реализации экологического надзора
В задачи экологического надзора входит наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.
Решение этих задач предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль за состоянием окружающей среды. Каждый из этих механизмов экологического надзора имеет специфические функции и собственные методы реализации.
Экологический мониторинг
Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнений атмосферного воздуха, почвы, водных объектов, последствиями влияния на растительный и животный мир.
Правовую основу экологического мониторинга представляет постановление Правительства России «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» от 24 ноября 1993 года и Положение о санитарно-гигиеническом мониторинге, принятое 6 октября 1994 года. Функции мониторинга возлагаются на Министерство экологии и природных ресурсов и другие уполномоченные государственные органы.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды следит за состоянием атмосферы, поверхностных вод суши, морей и океанов, почвы, околоземного космического пространства, координирует развитие и функционирование ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей среды, ведет государственный фонд данных о загрязнении.
Экологический мониторинг включает в себя наблюдение не только за всей биосферой, но и за отдельными ее компонентами - землей, лесом, реками, озерами и т.д. Например, мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеохимическими показателями их состояния, сбор и обработку полученной информации. Все это осуществляется для своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения эффективности водоохранных мероприятий.
Государственный и общественный экологический контроль
Со стороны государства экологический контроль ведется представительными и исполнительными органами власти и специально уполномоченными на то государственными органами в сфере охраны окружающей среды.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
.посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;
.проверять работу очистных сооружений, других обезвреживающих устройств и средств их контроля, проверять соблюдение нормативов качества окружающей среды и природоохранного законодательства;
.назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать надзор за исполнением выданных предписаний;
.требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации производственных объектов;
.привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности;
.принимать решения об ограничении, приостановлении или прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
В процессе формирования гражданского общества возрастает значение общественного контроля за охраной окружающей среды. Люди и их объединения наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии природы.
Общественный контроль осуществляется гражданами, объединениями, органами местного самоуправления. Порядок его организации и проведения регулируется федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года и другими нормативными актами.
экологический надзор контроль государственный
Чрезвычайные экологические ситуации
Экологическим правом предусматриваются зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий. Актуальными являются права граждан и действие организационного механизма при их возникновении.
Зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия объявляются указами Президента России по представлению специально уполномоченных на то государственных органов на основании заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с законом, в таких зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологических бедствий производится за счет непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также на средства целевых фондов бюджетов разного уровня.
Одни компенсационные мероприятия по реабилитации здоровья населения не улучшают экологическую ситуацию, которая складывается из качества окружающей среды, условий жизнедеятельности общества и тенденций его развития.
Программа мероприятий по реабилитации здоровья населения должна обсуждаться со всеми жителями пострадавшей территории. Именно в соответствии с волеизъявлением большинства граждан, их решимостью отстаивать экологические права должно планироваться их будущее.
Независимо от этого программа должна содержать конкретные предложения и расчеты по вопросам ликвидации источников-загрязнителей, трудоустройству работников, источникам получения продукции этих предприятий на других территориях. Программа должна опираться на строгий расчет финансовых потоков и их размеров: кто, в каком размере, на каком основании должен осуществлять финансирование мер по выходу региона из экологического кризиса.
В условиях чрезвычайной ситуации одним из наиболее сложных является вопрос ответственности за содеянное, за экологические правонарушения.
Материальная ответственность должна наступать для конкретного предприятия за реальное загрязнение с причинением ущерба. Если на территории оказалось достаточно много загрязнителей, то и больше оказывается предъявленных исков.
С некоторой долей настороженности государством используются льготы по стимулированию экологически полезной деятельности. Некоторые предприятия и организации освобождаются от части налогообложения за следующие мероприятия:
.внедрение безотходных технологий;
.выпуск экологически чистой продукции;
.вручение ценных природных комплексов в дар государственным органам, учреждениям, общественным организациям;
.уступка права собственности на земельные участки, оказавшиеся на территории национальных парков, заповедников и других особо охраняемых природных территорий.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
В юридической науке выделяют четыре основных вида юридической ответственности:
.гражданско-правовая;
.дисциплинарная;
.административная;
.уголовная.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения принято понимать правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
Основания возникновения юридической ответственности
Юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды возникает в результате совершения экологического правонарушения, то есть, виновного противоправного действия или бездействия, противоречащего нормам экологического законодательства.
Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности, когда нарушитель возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.
Другими случаями причинения вреда в результате деятельности, не содержащей состава правонарушения, являются действия в состоянии крайней важности или обоснованного риска для достижения общественно полезных целей. При их доказанности данные обстоятельства служат основаниями для освобождения от ответственности.
Достаточно проблематично определить в общем виде состав экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки. Общим для всех разновидностей экологических правонарушений выступает объект посягательства - общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Предмет экологических правонарушений также можно представить: в широком смысле им является окружающая среда и все ее элементы, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи.
В отношении объективной и субъективной стороны достаточно сложно выделить родовые признаки. К примеру, у экологических преступлений, за редким исключением, состав материальный. То есть, преступление считается совершенным при наступлении вредных последствий, следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательным. В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы, иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуется.
Разграничение экологических правонарушений и преступлений
Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. В Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы. К ним относятся, например, статья 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и статья 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».
И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, крайне важно наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных или иных тяжких последствий.
Различие экологических преступлений и административных правонарушений проявляется в субъективной стороне их составов, в частности, преступления характеризуются умышленной формой вины, тогда как административные проступки, посягающие на экологическую безопасность, могут быть совершены и по неосторожности.
Например, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений, которая предусмотрена статьей 256 УК РФ, и аналогичного административного проступка проводится по следующим признакам:
.наличие крупного ущерба;
.применение самоходного транспортного плавающего средства;
.использование взрывчатых и химических веществ, электротока или иных способов массового истребления живых организмов;
.совершение неправомерного деяния в месте нереста рыбы, на территории заповедника, заказника или в зоне экологического бедствия.
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном или административном порядке, производится по аналогичным признакам. В число отягчающих вину обстоятельств, способных привести к наступлению уголовной ответственности, добавляется добыча животных и птиц, охота на которых запрещена законом.
Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков состоит в более высокой степени их общественной опасности. К тому же, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.
Необходимо отметить, что не все составы преступлений, направленных против окружающей среды, содержится в главе 26 Уголовного кодекса РФ. Исключением является экоцид, предусмотренный статьей 358 УК РФ, отнесенный к числу преступлений против мира и безопасности человечества.
Под экоцидом принято понимать массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Состав экоцида является материальным, такое преступление считается совершенным с момента наступления неблагоприятных последствий.
Уголовная ответственность за экоцид наступает при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с действиями виновного лица. Одним из особенностей этого преступления является то, что в число его субъектов могут быть отнесены командующие Вооруженных Сил, а также должностные лица, занимающие высокие государственные посты в Российской Федерации.
Организация Объединенных наций признает экоцид международным преступлением, наряду с военными преступлениями и геноцидом.
За все время действия УК РФ не было зафиксировано ни одного приговора по статье 358, хотя отдельные случаи массового отрицательного воздействия на окружающую среду в последние годы происходили. Осторожность в применении данной нормы связана с тем, что для такой квалификации преступления, как экоцид, требуется высокая степень общественной опасности.
Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.
Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием цивилизации и благоприятным состоянием окружающей среды. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной сфере.
Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
Международно-правовая охрана окружающей среды - это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.
Предметом международного права окружающей среды является взаимодействие человечества с природой. В данном контексте деятельность мирового сообщества направлена на решение следующих задач:
.регулирование природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
.охрана природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий;
.взаимные консультации по важнейшим экологическим вопросам;
.мониторинг природной среды и обмен экологически значимой информацией;
.надзор за состоянием природы;
.применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.
Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов:
.флора и фауна (живая среда);
.морские и пресноводные бассейны, атмосфера, почва, околоземное космическое пространство (природная среда);
.искусственная среда, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой.
В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную или национальную.
Объекты и субъекты международных экологических правоотношений
Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.
Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования - это вся планета Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе регулирования, охраны и использования выделяют несколько категорий объектов:
.международные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
.природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки, озера, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
.национальные природные объекты и ресурсы.
Принципы международно-правовой охраны окружающей среды
Общепризнанные принципы международного права являются критериями регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая охрану окружающей среды и рационального природопользования.
К указанной категории относятся принципы:
.уважения государственного суверенитета;
.равенства всех государств;
.взаимной выгоды;
.невмешательства во внутренние дела другого государства;
.мирного разрешения споров.
Каждое государство, проводя в отношении национальной системы окружающей среды необходимую политику, при этом должно соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства большое значение приобретает соблюдение фундаментальных принципов международного права, так как из них исходят все договоры по защите окружающей среды.
Забота о благе нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности, а также обеспечить рациональное управление природными ресурсами.
Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных данной проблеме, следует обратить внимание на принятую 18 декабря 1962 года. Она называется «Экономическое развитие и охрана природы», в этой резолюции одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Данный международно-правовой акт определяет три важнейших момента:
.целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
.интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;
.концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.
В сентябре 1980 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Она призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всемирную хартию охраны природы. Этот документ рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.
По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.
Заключение
Итак, проведя исследование, мы пришли к следующим выводам.
Экологический надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля за состоянием окружающей среды. Его суть состоит в наблюдении за исполнением действующих природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных объединений и граждан.
Одним из важных мероприятий, обеспечивающих эффективный надзор за состоянием окружающей среды, является инвентаризация всех выбросов и сбросов, загрязняющих атмосферу и воду. Она проводится на производственных объектах на основании замеров и расчетов. При этом специалисты определяют виды вредных веществ, их количество и режим выделения.
Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.
Задачей экологического мониторинга является обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения принято понимать правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.