Индикаторы
экологических аспектов устойчивого развития (разработанные ООН)
|
1
|
Защита качества
пресноводных ресурсов и водоснабжения
|
2
|
Защита океанов,
всех видов морей и прибрежных зон
|
3
|
Интегрированный
подход к планированию и содержанию земельных ресурсов
|
4
|
Борьба с
опустыниванием и засухами
|
5
|
Устойчивое
развитие горных районов
|
6
|
Поддержка
сельского хозяйственного и сельского развития
|
7
|
Предотвращения
обезлесения
|
8
|
Сохранение
биологического разнообразия
|
9
|
Экологически
безопасное управление биотехнологиями
|
10
|
Защита
атмосферы
|
11
|
Экологически
безопасное обращение с твердыми отходами
|
12
|
Экологически
безопасное обращение с токсичными химикатами
|
13
|
Экологически
безопасное обращение с небезопасными отходами
|
14
|
Безопасность и
экологически безопасное обращение
|
"В начале 70-х годов прошлого века в рамках комиссии был
создан основной рабочий орган - "Старшие советники" правительств
стран ЕЭК по проблемам окружающей среды. Основными проблемами, которые
разрабатывались в ЕЭК в соответствии с его программой, были такие:
· обмен информацией в отношении политики и
стратегии в области окружающей среды стран-участниц ЕЭК;
· проблемы загрязнения атмосферы;
· развитие информации по вопросам окружающей
среды, необходимой для экономических исследований и разработки политики;
· управления природными ресурсами с точки
зрения экологических критериев;
· экологические аспекты планирования
экономического развития;
· разработка общего подхода к контролю за
выбросами токсичных химикалий и токсичных отходов в окружающую среду;
· исследования методов создания
"национальных стандартов по защите воды от основных загрязнителей;
· роль транспорта в городском окружающей
среде;
· экономическая оценка ущерба, нанесенного
окружающей среде;
· проблемы окружающей среды, которые
охватывают большие районы (общие водоемы и участки атмосферы), развитие
туризма" [9, с.427-428].
Кроме сотрудничества в рамках ЕЭК ООН, в странах Европы
действуют специальные региональные программы сотрудничества по охране природы,
которые осуществляются всемирными межгосударственными организациями (например,
ОЭСР, REC, ЮНЕСКО, МАГАТЭ):
· организация экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) - создана в 1961 г., участвуют 24 государства;
· региональный центр по окружающей среде для
Центральной н Восточной Европы - Regional Environmental Center for Central and
Eastern Europe (REC) - создан в 1990 r., участники - государства Центральной и
Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия,
Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша Румыния, Словакия,
Словения), США, Комиссия Европейских сообществ;
· программа ООН по окружающей человека среде
(ЮНЕП) учреждена на Стокгольмской конференции в июне 1972 г. Штаб-квартира
находится в г. Найроби (Кения), региональные отделения - в Женеве, Нью-Йорке,
Бейруте, Бангкоке, Мехико;
· международное агентство по атомной энергии
(МАГАТЭ) - создано в 1957 г.
Основные направления деятельности этих организации следующие:
ОЭСР - "анализ проблем экономики и охраны окружающей
среды (загрязнение атмосферы, утилизация опасных отходов и др.) и их решение;
разработка рекомендаций по совершенствованию методов охраны окружающей среды;
консультации; финансовая и техническая помощь; обмен информацией по
природоохранным вопросам, содействие в решении проблем экономического и
социального развития" [10, с.45-46];- "содействие сотрудничеству
между различными экологическими партиями, группами и движениями, оказание им
финансовой помощи в решении природоохранных проблем; осуществление проектов и
программ по предотвращению деградации и восстановлению природных ресурсов;
содействие развитию рыночной экономики; экологическое образование" [10,
с.46];
ЮНЕП - "проблема охраны почв и вод, борьбы с
распространением пустынь; проблема экологического образования, профессиональной
подготовки и передачи информации; торговый, экономический и технологический
аспекты проблемы окружающей среды; защита Мирового океана от загрязнения;
охрана растительного и животного мира, сохранение и поддержание генетических
ресурсов Земного шара; проблема энергии и энергетических ресурсов; оценка
природной среды и управление ею" [10, с.48];
МАГАТЭ - "выполнение программ, направленных на
обеспечение ядерной безопасности и охраны природной среды от радиоактивного
загрязнения, (разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных
электростанций, проводит экспертизу деятельности АЭС, оценивает их воздействие
на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности и проверяет
их выполнение)" [10, с.46].
В последние годы прослеживается тенденция увеличения
количества органов государственного управления, включая отраслевые
министерства, ответственные за состояние окружающей среды на "своем
участке", и расширения их функций в этой области. С Другой стороны,
практически во всех развитых странах появились центральные органы,
осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. В
Японии - это Управление по охране окружающей среды, во Франции -
соответствующее министерство, в Германии - Федеральное ведомство по окружающей
среде, в США - Федеральное агентство по охране окружающей среды, имеющее свои
отделения в ряде штатов. Структура федеральных органов, отвечающих за
природопользование представлена в Приложении Б [11, с.412]. В функции
вышеперечисленных ведомств входят: разработка природоохранных мероприятий,
анализ изменений экологической обстановки, утверждение актов экологической
экспертизы.
Таким образом, можно отметить, что государственное
вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый
характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяются цели
природоохранной политики, ее объекты (воздушный бассейн, водные системы,
земельные ресурсы, леса и др.), а также уровни осуществления
(общегосударственный, местный). Разработан инструментарий, включающий
мониторинг окружающей среды, управление процессами, финансирование и
стимулирование природоохранной деятельности.
2.4
Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
Регулирование природоохранной деятельности в развитых
государствах подкрепляется экономическим стимулированием (дотации на покупку
природоохранного оборудования, льготное целевое кредитование, налоговые
льготы).
В основу проведения экологической политики и ее
финансирования в большинстве развитых стран был положен принцип нормативного
качественного состояния окружающей среды, который достигается путем
установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим
стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящей как карательный,
так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного
кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей
за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафов. К числу внеэкономических
рычагов можно отнести прямые запреты на производство, административные решения
по закрытию предприятий, а также привлечение к уголовной ответственности.
"В качестве мер экономического стимулирования, создающих
внутренние побудительные мотивы возможно:
установление налоговых льгот по налогам, зачисляемым в
местный или региональный бюджет и предоставляемых соответствующими органами
власти;
развитие льготного налогообложения экологических видов
продукции или работ необходимо проводить одновременно с компенсацией выпадающих
доходов бюджета за счет введения косвенных налогов на экологически опасные
изделия или работы" [12, с.31].
В общем в странах с развитой экономикой сложилась система
экономических рычагов стимулирования и воздействия на окружающую среду, которая
представляет собой набор мероприятий налогового и кредитного характера. Среди
них наибольшее распространение получили те, которые связаны с предоставлением
прямой или косвенной помощи частному капиталу со стороны государства. Такая
политика, которая проводится в странах с классическими рыночными отношениями,
заключается в предоставлении экономической помощи и определенных льгот
предпринимателям, осуществляющим мероприятия, направленные на улучшение
состояния природной среды. Существует так называемое прямое и скрытое
субсидирование этих мероприятий. Основными формами предоставления прямой
экономической помощи государства частному предпринимательскому сектору с целью
стимулирования экологических капиталовложений в экономику стран Западной Европы
и Северной Америки является, во-первых, непосредственные целевые субсидии
(централизованные или местные), во-вторых, прямые займы для решения различных
природоохранных задач. "Стоит отметить, что среди всех зарубежных
экономических форм управления природопользованием (а их насчитывается в общей
сложности более полутора сотен) именно форма субсидий составляет примерно
30%" [10, с.421].
В странах ЕС в настоящее время уже состоялись прогрессивные
изменения в формировании национальной экологической политики. В частности,
ускоренными темпами вводятся эколого-безопасные технологии и методы
хозяйствования, используются эколого-экономические регуляторы, которые
стимулируют природоохранную деятельность товаропроизводителей и потребителей,
разрабатываются соответствующие законодательные основы рационализации
природопользования с учетом экологических требований и стандартов, укрепляется
информативная и статистическая база экологического управления и регулирования.
Сравнительный анализ использования экономических инструментов
регулирования природопользования в развитых странах представлен в табл. 2.3.
Экологическими критериями действенности мер экономического
стимулирования могут считаться: степень соответствия фактических уровней
ресурсопотребления, ресурсосбережения, энергоемкости сложившимся удельным
нормам по номенклатуре продукции и ресурсов; степень соблюдения принятых
нормативных нагрузок на состояние окружающей среды; доля производств,
учитывающих экологический фактор в своей деятельности; эффективность
капитальных вложений на природоохранные цели.
Таблица 2.3 Использование экономических инструментов
регулирования природопользования
Наряду с общими тенденциями в экологической политике и
экономическом управлении природопользованием в развитых странах существуют и
национальные особенности, присущие каждой стране. Так, например, в 1992 г. в
США был принят закон про экологические преступления, согласно которому наиболее
злостные нарушители наказываются штрафом до 25 тыс. долларов за каждый день
нарушения, а в условиях уголовной ответственности - до двух лет заключения.
"Так, например, деревообрабатывающей корпорации "Луизиана-Пасифик"
с годовым оборотом в 1,7 млрд. долларов пришлось оплатить штраф в 11 млн.
долларов. Кроме выплаты штрафа, корпорация взялась в течении двух лет
установить на своем производстве новое очистительное оборудование на общую
сумму 70 млн. долларов" [8, с.420]. В такой стране с развитой экономикой,
как Япония, экологическое право ориентировано главным образом на разработку
стандартов здоровья. Установлены ограничения выбросов и сбросов загрязняющих
веществ для отдельных отраслей хозяйства. Управлением по охране окружающей
среды разработаны законодательные акты по экологической экспертизе проектов и
программ. Приняты также законы: об осушении земель, о размещении промышленных
предприятий, об охране внутреннего моря, а также рекомендации правительства по
осуществлению экологической оценки производства. Под давлением общественности
разработаны самые жесткие санитарно-гигиенические стандарты качества воды. Еще
одной из особенностей экологической политики этой страны является широкое
использование системы компенсаций за ущерб от загрязнения окружающей среды.
Компенсация выплачивается потерпевшему фирмами-загрязнителями.
Таким образом, экономические механизмы обеспечивают баланс
интересов государства и хозяйствующих субъектов (природопользователей). При сохранении
общей суммы налогов целесообразно резкое изменение пропорций в пользу
увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде
всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых"
налогов. Эта доля должна расти и составлять существенную часть доходов
государственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздействие на
окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения
природоемкости экономики. "Как показали исследования в США, введение даже
ограниченного числа "зеленых" налогов позволило бы ежегодно собирать
дополнительно в федеральный бюджет 100 млрд. дол. Экологические акцизные налоги
широко распространились в европейских странах. Во Франции, Германии, Италии
действует налог на смазочные масла, в Норвегии и Швеции - на минеральные
удобрения и пестициды, за счет которых финансируется программа устойчивого,
экологосбалансированного сельского хозяйства, в Австрии и Великобритании введен
налог на пользование топливными и нефтяными продуктами" [4, с.54].
В связи с тем, что целью политики устойчивого развития в развитых
странах является поиск таких инструментов охраны окружающей среды, которые
позволили бы добиться равновесия между требованиями экологической и
экономической эффективности, экологические или "зеленые" налоги могут
выполнять как стимулирующую роль для развития эколого-сбалансированных
производств и видов деятельности, так и "подавляющую" для
природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок,
с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное делают рыночные
механизмы - воздействуют на поведение производителя и потребителя, на спрос и
предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности.
2.5 Рыночные
механизмы эколого-экономической политики
Если обратиться к мировому опыту, то можно заметить, что
первоначально сформировавшийся механизм административного управления
природопользованием постепенно претерпевает изменения и эволюционирует в
сторону развития рыночных методов. Так например, "в США, ФРГ и других
странах с рыночной экономикой встала задача преобразования существующих в этих
странах административных систем управления в области охраны окружающей среды.
Отличительной чертой таких преобразований было широкое использование экономических
регуляторов для поощрения экологического предпринимательства при сохранении
государственного контроля и нормирования в этой сфере" [6, с.230].
Основная направленность экологической политики Евросоюза -
стимулирование производителей и потребителей к рациональному использованию
природных ресурсов, применению природосберегающих технологий, т.е. переход на
экоориентированные технологии. С 1990-х годов в экологической политике ЕС
обозначился отход от прямого администрирования к более гибким, в т. ч. включающим
рыночные элементы, механизмам (например, к торговле квотами выбросов парниковых
газов, основанным на принципе "разделенной ответственности" между
участниками - правительством, бизнесом, общественностью, потребителями).
"Можно привести следующую классификацию современных действующих рыночных
инструментов:
· торговые разрешения, введенные для
снижения выбросов (например, квоты на выбросы СО2) или экономии
природных ресурсов (например, квоты на вылов рыбы);
· экологические налоги, введенные для
изменения цен и, таким образом, политики потребителей и производителей;
· экологические взносы, введенные, чтобы
полностью или частично покрыть расходы на экологические службы, меры по
сокращению загрязнения водных ресурсов, на захоронение отходов;
· экологические субсидии и льготы, созданные
для стимулирования развития новых технологий, создания новых рынков
экологических товаров и служб, а также для поддержки достижения высоких уровней
защиты окружающей среды компаниями;
· схемы ответственности и компенсации, цель
которых - обеспечить адекватное возмещение последствий деятельности, опасной
для окружающей среды, а также расходы на предотвращение и восстановление
ущерба" [13, с.315].
Как показывает опыт природоохранной работы в США и других
странах, особую роль при этом принадлежит продаже прав на загрязнение. США, к
примеру, перешли к торговле излишками сокращения выбросов начиная с 1984 года.
Суть такого подхода состоит в том, что фирма, сумевшая снизить суммарный выброс
загрязняющего вещества на своем предприятии ниже установленного ему уровня,
имеет право продавать излишки сокращения выбросов, например, соседней фирме
данного региона или использовать их в интересах реконструкции или расширения
собственного производства. Данный подход позволяет сократить суммарный выброс
загрязняющих веществ при меньших затратах. В основе политики торговли излишками
сокращения выбросов лежит процедура компенсации и так называемой
"бабл-принцип" или "принцип пузыря". В этом случае в
качестве источника загрязнения берется не отдельная труба, а все предприятие
или даже предприятия отдельного региона.
Следует отметить, что подобного рода методы не являются чисто
рыночными в том смысле, что правила, их использования устанавливаются
государством, а основой остается уровень экологических стандартов. Их рыночный
элемент состоит в том, что компания могут продавать "излишки"
загрязнений друг другу, т.е. какой-либо фирме может быть более выгодно купить
"сэкономленные" другой фирмой загрязнения взамен установки
дополнительного очистного оборудования. К середине 80-х годов, к примеру, общая
экономия от всех "пузырьков" в США составила более 1 млрд долларов.
Политика торговли правами на загрязнение предполагает также использование
метода, согласно которому фирма, уклоняющаяся от установки собственного очистного
оборудования, должна оплатить часть стоимости такого оборудования,
установленного на предприятиях других фирм. К началу 90-х годов в США было
заключено более 10 тыс. подобных сделок.
В ряде стран Евросоюза введен "углеродный налог". С
января 1990 г. в Финляндии, согласно законодательству, данным налогом
облагаются ископаемые топлива (исключение автомобильные топлива). В мае 1990 г.
в Швеции была установлена самая высокая ставка по "углеродному
налогу" среди всех стран ЕС, что существенно повысило доходы, используемые
в дальнейшем на природоохранные цели. Также применяется налог за выброс серы
вследствие сжигания угля, торфа, нефти. "Углеводородный налог" введен
в Норвегии в 1991 г. В настоящее время им облагается использование минерального
топлива как в бытовых, так и в промышленных целях; каменного угля; бензина;
дизельного топлива; нефти и газа, добываемых на морских платформах.
Опыт зарубежных стран показывает, что природоохранная
политика, основанная на фундаментальном правовом законодательстве, эффективно
использует экологическое налогообложение. Экологические налоги в различных
формах и степени внедрения существуют во всех странах ЕС. В настоящее время в
некоторых странах Евросоюза происходит переход на реструктуризированный,
увеличенный налог за загрязнение окружающей среды. В таких странах, как
Великобритания, Италия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Германия, Швеция,
Норвегия, существует практика замены части налогов на труд, капитал
экологическими налогами (например, за загрязнение окружающей среды). С середины
90-х г. в Евросоюзе на уровне стран-членов введен ряд экологических налогов,
включая налоги на энергию (акцизные пошлины на машинное топливо и налоги на
выброс углекислого газа), транспортные налоги. При этом конкретно налоги за
загрязнение окружающей среды и природопользование играют незначительную роль
для получаемого от них дохода. Эти экологические налоги составляли в 2008 г. от
5 до 13 % от общего объема налоговых поступлений в 15 странах-членах ЕС.
"Экологизация" налоговых систем Швеции, Дании,
Норвегии, которая включает переход от налогообложения доходов в сторону
косвенного налогообложения, увеличение числа экологических налогов, отмену
субсидий "экологически грязным областям", повлияла на состояние
окружающей среды в этих странах. В ряде стран (Германия, Франция,
Великобритания, Нидерланды) введено налогообложение всех вредных производств,
иногда величина экологических расходов предприятий-загрязнителей достигает 50%.
В Дании применяются налог на потребление энергии (кроме
природного газа и бензина) и налоги на выбросы или сбросы.
Принцип "загрязнитель платит" лег в основу
экологических платежей в Нидерландах. В этой стране распространены следующие
налоги: на топливо (добыча каменного угля), на энергию, на отходы, на бытовые и
грунтовые воды, акцизы с нефтепродуктов, транспортный налог.
В США применяется специальный экологический налог. За
последнее десятилетие достаточно широкое развитие получила практика
финансирования экологических программ за счет введения специальных налогов.
"Суперфонд", самая известная в США федеральная программа,
финансируемая преимущественно за счет налогов, существует уже более 20 лет. Ее
цель - очистка старых и заброшенных мест захоронения отходов и других
территорий, где имеется существенное загрязнение. Для штатов применяются
некоторые дифференцированные налоги:
на опасные химикаты (штат Висконсин - 2000 $ на каждый
активный компонент ядохимиката; штат Айова - на азотные удобрения 0,75$/т);
отчисление фиксированного процента на реализацию
экологических программ (штат Делавер - 2,9% от налогов идут на борьбу с
химическими отходами; штат Миссури - 2,9% от продажи недвижимости; некоторые
штаты отчисляют 1-2% с продажи топлива и/или автомобилей; штаты Вашингтон,
Айдохо, Миннесота отчисляют с продажи табачных изделий).
В штатах Нью-Джерси, Вашингтон, Луизиана с недавнего времени
используют систему платы за загрязнение, основанную на определении предельного
уровня издержек предприятия на природоохранные мероприятия.
Отличительной особенностью США в области взимания
экологических платежей является установление платы за предоставление права на
загрязнение атмосферы - свыше 30 штатов взимают плату за сброс сточных вод, 35
штатов - за пользование питьевой водой, около 20 штатов - за размещение опасных
и твердых отходов и т.д. Все эти платежи дают весьма существенный доход,
использующийся для природоохранной деятельности.
Предоставление налоговых льгот - широко распространенный на
практике инструмент. Он подразумевает предоставление льгот и ускоренной
амортизации "экологически чистым" предприятиям. Например, в некоторых
странах ЕС на данную статью расходов в бюджете отводится фиксированный процент
от капитальных вложений на охрану окружающей среды: Норвегия - 1,6%, Швеция -
5%, Германия - 9%.
В странах, не входящих в Евросоюз, величина фиксированного
процента от капитальных вложений на охрану окружающей среды составляет: Япония
- 2,6%, США - 4,5%.
Одним из стратегических направлений реализации экологических
преобразований является развитие предпринимательства. Важным звеном в
обеспечении экологической безопасности и оздоровления окружающей среды является
создание экологического предпринимательства, под которым понимается
деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг,
направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.
"В Канаде, к примеру, действует более 3500 компаний, выпускающих
оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В Японии
начиная с 1988г. действует специальный экспертный совет по экологическому
бизнесу" [6, с.319]. С введением в Японии строгих ограничений в области
охраны окружающей среды предприниматели стали активно способствовать внедрению
новых технологий в этой сфере. Такая деятельность в настоящее время носит
название "экобизнес". Самым доходным экологическим бизнесом в Японии
является производство оборудования по контролю за загрязнением окружающей
среды, которое считается одним из самых совершенных в мире. Особенно это
касается оборудования для удаления и утилизации бытовых отходов. Следует
отметить, что рынок "экобизнеса" пока не определен; поэтому для его
развития необходимы государственное регулирование и финансовая помощь, включая
субсидии, кредитование, уменьшение налогов.
В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, связанных с
экологическим предпринимательством, общий объем продаж которых превышает 40
млрд." евро в год. В США экологическое регулирование, затронув практически
все отрасли хозяйства, дало импульс интенсивному развитию новой и весьма
выгодной сферы приложения капитала. Наблюдается рост числа фирм,
специализирующихся на консультативном обслуживании по вопросам экологии, в том
числе компаний, занимающихся утилизацией отходов. Экологически ориентированная
продукция в США удерживает прочные позиции в выпуске как товаров промышленного
назначения (очистная техника, контрольно-измерительное оборудование, чистые
технологии и новые материалы и т.д.), так и потребительских товаров (от
натуральных продуктов питания до безвредных красок).
Раздел 3.
Практическое задание
Задача 1
Определить годовой экономический ущерб от загрязнения р.
Днепр промышленным предприятием, если годовой объем сточных вод составляет
1238300 м3 с концентрацией нефтепродуктов 55 мг/л, твердых веществ 90 мг/л.
В теплый период года (с апреля по сентябрь) объем сточных вод
уменьшается до 1/3 годового, а концентрация нефтепродуктов снижается до 29
мг/л.
Решение:
Для вычисления экономического ущерба от загрязнения р. Днепр
используем формулу
Υв = γ · δk · Μ, где
Υв - это экономическая оценка
годового убытка;
γ - денежная единица,
составляющая 443 грн. / усл. т.;
δk - константа, которая
имеет равное значение (0,34);
Μ - приведенная масса
годового сброса примесей данным источником в р. Днепр (грн. /год).
n
Приведенная масса вычисляется по формуле Μ = ∑ Ai · mi
i=1тв.
вещ. =1238300*90*10-6=111,447 (т/год)неф. прод. т.п. =
183*412766,6*29*10-6=2190,552 (т/год)неф. прод. х. п. =
182*825533,4*55*10-6=8263,589 (т/год)неф. прод. =2190,552+8263,589=10454,141
(т/год)
М= 111,447*0,05+10454,141*20=209088,392 (грн. /год)
γ = 443 грн. / усл. т.; δk = 0,34;в=443*0,34*209088,392=31492893,603 грн. /год
Ответ: годовой экономический ущерб от загрязнения р. Днепр
промышленным предприятием составляет 31492893,603 грн. /год.
Задача 2
Определить годовой экономический ущерб от загрязнения
атмосферы свалкой твердых бытовых отходов (ТБО) в пригородной зоне, если
известно, что при сгорании ТБО выделяется: древесной пыли - 0,5 т в год,
двуокиси кремния - 0,9 т, фенолов - 0,4 т на год.
Температура выбросов - 100°С, скорость оседания частиц - 21
см/с. (Справочные данные: значения модуля скорости воздуха 3 м/с, среднегодовая
температура воздуха на территории 21°С).
Решение:
Для вычисления годового экономического ущерба от загрязнения
атмосферы свалкой твердых бытовых отходов в пригородной зоне используем формулу
Υamм = γ · δ · ƒ · Μ, где
Υamм - величина ущерба, грн.
/год,
γ - денежная оценка
единицы выбросов, составляющая 33 грн. / усл. т.;
δ - показатель
относительной опасности загрязнения атмосферы;
ƒ - поправка, учитывающая
характер рассеяния примесей в атмосфере;
Μ - приведенная масса
годового выброса из источника, усл. т. /год.
М=0,5*19,6+0,9*83,2+0,4*310=208,68
γ = 33 грн. / усл. т.; δ - табличное значение, которое составляет 8, ƒ - 10, так как скорость оседания частиц равна 21 см/с.
amм=3,3*8*10*208,68=55091,52 грн. /год
Ответ: годовой экономический ущерб от загрязнения атмосферы
свалкой твердых бытовых отходов в пригородной зоне составляет 55091,52 грн.
/год.
Задача 3
Определить размер платежей за месяц за загрязнение жилой зоны
районного центра с размером населения 120000 чел. железнодорожным транспортом,
если объем дизельного топлива, которое потребляется, составляет 500 т в месяц.
Решение:
Для вычисления размера платежа за месяц от загрязнения жилой
зоны районного центра железнодорожным транспортом используем формулу
п
Пвп = ∑ Мі х Нпі, где
і = 1
Нпі - ставки (проиндексированы ставки) налога в текущем году
за тонну і-того загрязняющего вещества, в гривнах с копейками.
Мі = 500 т. /месяц. Предположим что содержание серы в
дизельном топливе более 0,2 масс. %, тогда Нпі = 79,90 грн. /т. Проиндексируем
ставку налога, тогда
Нпi=79,90*1,12=89,48*1,13=101,11*1,14=115,26 грн. /т.
Пвп = 500 * 115,26 = 57630 грн.
Ответ: размер платежей за месяц за загрязнение жилой зоны
районного центра составляет 57630 грн.
Задача 4
Свалка твердых бытовых отходов со специальным защитным
оборудованием расположены на расстоянии 2,0 км от города. Определить размер
месячных платежей за размещения твердых бытовых отходов, если ежемесячный объем
отходов II класса опасности в пределах лимита составляет 50 т.
Решение:
Для определения размера месячного платежа за размещение
твердых бытовых отходов используем формулу
п
Прв = ∑ (Нпі х Млі х Кт х Ко), где
і = 1
Нпі - ставки (проиндексированы ставки) налога в текущем году
за тонну і-того загрязняющего вещества, в гривнах с копейками; Млі - объем
отходов і-того вида в тоннах (т); Кт - корректирующий коэффициент, который
учитывает расположение места размещения отходов; Ко - корректирующий
коэффициент, равный 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, не
обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных
объектов.
Нпі = 29,96 грн. /т.
Проиндексируем ставку налога, тогда Нпі = 29,96 * 1,12
=33,55*1,13=37,91*1,14=43,21 грн. /т.; Млі =50 т.; Кт = 3, так свалка отходов
расположена в 3-х км. зоне от города; Ко = 3, так как высоко небезопасный
уровень опасности отходов.
Прв= 43,21 *50*3*3=19444,5 грн. /мес.
Ответ: размер месячных платежей за размещения твердых бытовых
отходов составляет 19444,5 грн. /мес.
Выводы
На всех ступенях эволюции общества человек был тесно связан с
окружающей средой. Однако лишь с переходом к индустриальной цивилизации
воздействие человека на природу несколько усилилось, что привело к разрушению и
деградации природных систем и поставило человечество под угрозу экологического
кризиса. Современная экологическая угроза обусловлена сочетанием локальных и
глобальных экологических проблем, решение которых необходимо осуществлять
совместно.
В целом экологическая политика остается важнейшим
направлением деятельности развитых стран. В этой области сформирована обширная
система экологического законодательства, нормы которой успешно реализуются на
практике. Система регулирования природопользования в высоко развитых странах
является наиболее диверсифицированной и гибкой, оперирует значительным спектром
экономических рычагов и инструментов, в первую очередь стимулирующего плана,
которые способны преодолеть экологические проблемы и поднять эффективность
привлечения природного фактора в восстановительный процесс.
Приведенное исследование показало, что характерными чертами
эколого-экономической политики в развитых странах являются:
строгий контроль за соблюдением
эколого-экономических нормативов;
- отказ от прямого государственного вмешательства в
процесс природопользования;
государственные структуры экономически стимулируют и
поддерживают природоохранную деятельность частного сектора с помощью субсидий,
налоговых льгот, кредитов, режима ускоренной амортизации природоохранного
оборудования, купли-продажи прав на загрязнение;
использование регуляторов, которые заставляют
загрязнителей ограничивать свою экологодеструктивную деятельность, а также
регуляторов, которые заставляют природопользователей улучшать состояние
окружающей среды;
предоставление инвестиций частному сектору для
приобретения и освоения технически усовершенствованного, экологически
безопасного оборудования;
ценовое стимулирование производства экологически
чистой продукции и обеспечение ей льготных условий на рынке.
Список
использованных источников
1. Экономика
природопользования: Конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения
специальности: 7.03050401, 8.03050401 "Экономика предприятия" (ЭПР),
Специализация: Экономика предприятия топливно - энергетического комплекса
(ЕПЕК) / Сост.: А.В. Ляхов. - Донецк: ДонНТУ, 2012. - 163 с.
2. Лукьянчиков
Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования: Учебник для
студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" - 4-e изд.,
перераб. и доп. - Золотой фонд российских учебников - 687 с.
. Васильева
Е.Э. Экономика природопользования / Белорусский государственный университет,
экономический факультет. Учебно-методический комплекс - Минск, 2002. - 119 с.
. Аюшиева
Л.К. Совершенствование системы налогообложения в целях экологизации экономики
// Вестник Бурятского госуниверситета УДК 336.22+338: 574, 2012, №2, с.53-55.
. Гурьева
М.А. Экологизация экономики: международный опыт // Армия и общество, 2012, №2,
с.1-12.
. Лукьянчиков
Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования: Учебник для
вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 454с.
. Сафранов
Т.А. Экологические основы природопользования: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - Львов: "Новый Свет - 2000", 2003. - 248с.
. Данилишин
Б.М., Хвесик М.А., Голян В.А. Экономика природопользования: Учебник. - К.:
Кондор, 2010. - 465с.
. Дубас
Р.Г. Экономика природопользования. Учебное пособие. - (2-е изд. стереотип.). -
К.: КНТ, 2009. - 448с.
. Поддубный
И.А., Слюсаренко В.К. Международная эколого-экономическая деятельность: Учебное
пособие. - Х.: ИД "ИНЖЭК", 2005. - 200с. Руск. яз.
. Бобылев
С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. Учебник. - Москва, 2003. -
567с.
. Зерщикова
М.А. Формирование механизма эколого-инновационной деятельности в регионе //
Инженерный вестник Дона выпуск1/том15/2011. - с.26-32.
. Матвеева
Е.В. Экологическая политика Евросоюза. Международные отношения. Политология.
Регионоведение // Вестник Нижегородского университета и м.Н.И. Лобачевского,
2010, №6, с.311-317.
Приложения
Приложение А
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Приложение Б
ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ США,
ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ