Гражданско-правовая ответственность в сфере таможенного дела
Оглавление
Введение
Глава 1. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права
.1 Таможенное право Российской Федерации
.2 Таможенные правоотношения
.3 Нормы таможенного права
Глава 2. Понятие и состав нарушения таможенных правил
.1 Понятие противоправных действий в таможенной сфере
.2 Виды экономических преступлений в области таможенного дела
.3 Участники производства по делу о нарушении таможенных правил
Заключение
Список используемых источников
Введение
Тема курсовой работы. Гражданско-правовая ответственность в сфере таможенного дела.
Актуальность темы исследования. В гражданском праве выделяют договорную и внедоговорную ответственность.
К числу оснований гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела можно отнести:
) противоправный характер поведения нарушителя либо наступление специально оговоренных последствий. Теоретически можно назвать это объективными условиями;
) наличие у потерпевшего вреда или убытков; можно назвать это материальными условиями;
) причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями - т.е. причинные условия.
Противоправным в гражданском праве считается такое поведение, которое нарушает императивные нормы права либо санкционированные законом условия договоров.
Мерами гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела, как и гражданско-правовой ответственности вообще, являются санкции - предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые судом к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения.
Под вредом понимается всякое умаление личного или имущественного блага. Для наступления ответственности необходимо наличие причинной связи между действиями нарушителя и умалением блага. Причинная связь всегда объективна и конкретна и предполагает, что причина (т.е. один факт) всегда предшествует другому факту и порождает его, а другой факт.
В качестве основания ответственности субъектов гражданских прав указывается также вина правонарушителя. Важнейшей особенностью ответственности предпринимателя является то, что такая ответственность наступает независимо от вины. Таможенный орган, напротив, отвечает только при наличии вины.
Объектом исследования являются гражданское и таможенное законодательство Российской Федерации, система нормативных правовых актов России, определяющих правовое положение субъектов отношений в области таможенного дела.
Предметом исследования выступают проблемные аспекты гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является научный анализ гражданско-правовой ответственности в области таможенного дела.
В соответствии с данной целью сформулированы основные задачи исследования:
Таможенные правоотношения и нормы таможенного права.
Таможенное право Российской Федерации.
Таможенные правоотношения.
Нормы таможенного права.
Понятие и состав нарушения таможенных правил.
Понятие противоправных действий в таможенной сфере.
Виды экономических преступлений в области таможенного дела.
Участники производства по делу о нарушении таможенных правил.
Структура курсовой работы соответствует задачам исследования, состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права
.1 Таможенное право Российской Федерации
Таможенное право - комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.
Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников ВЭД и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела.
Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки:
) всеобщность, т. е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
) общеобязательность, т. е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;
) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
От имени государства властными полномочиями в сфере ВЭД обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.
Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.
Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.
Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.
Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.
Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.
Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.
Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т. е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.
Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.
Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.
В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются:
) таможенные органы;
) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;
) юридические лица;
) физические лица.
Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.
Понятие "иные субъекты" таможенного права охватывает "лиц" и "российских лиц". К ним относятся:
) юридические лица,
) физические лица,
) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.
Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.
Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.
.2 Таможенные правоотношения
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, электрическая энергия, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке. В качестве транспортного средства могут использоваться любое морское (речное) судно, в том числе на подводных крыльях (воздушной подушке), лихтер (баржа), воздушное судно, автотранспортное средство, включая прицеп, полуприцеп или комбинированное транспортное средство, подвижной железнодорожный состав, используемые для международных перевозок, а также конструктивно предназначенные для транспортного средства оборудование, принадлежности, запасные части и баки, содержащееся в баках топливо и горюче-смазочные материалы, если они перевозятся вместе с транспортным средством.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет значение для правильного применения закона, отграничения смежных отраслей права, поскольку каждый закон регулирует определенные правоотношения, о чем в законе содержится соответствующее положение либо круг таких правоотношений можно выделить при анализе его норм.
Определяя возникновение, изменение, прекращение правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере, государство придает возникающим связям устойчивый характер, т.е. создает определенный правопорядок.
Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.
Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности.
Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.
Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.
Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государством властными полномочиями, т.е. они занимают доминирующее положение, в то же время другие участники рассматриваемых отношений находятся в подчиненном положении. Наиболее наглядно это проявляется в том, что таможенные органы вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, другие участники правоотношений обязаны выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение. Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется властный метод.
.3 Нормы таможенного права
Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права.
Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то указанные правоотношения можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая - обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями. В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.
Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.
Характер обязанности участника таможенного правоотношения позволяет провести еще одну классификацию таких правоотношений, поскольку наличие обязанности служит поводом к совершению соответствующих правомерных действий и такие правоотношения можно отнести к активным. Например, лицо, переместившее товары через таможенную границу, обязано доставить их в таможенный орган для осуществления таможенного контроля. Наличие правоотношений активного типа предполагает существование правоотношений пассивного характера, когда, например, лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию Российской Федерации определенных товаров, которые могут причинить вред окружающей природной среде или здоровью населения.
По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.
Таможенные правоотношения можно рассматривать по способу конкретизации обязанных лиц, в этом случае их следует отнести к относительным, т.к. в таких отношениях участники точно определены.
Таможенно-правовые отношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.
В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.
По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.
Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов. Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающими нормами выступают нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).
Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).
К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).
В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи Таможенного кодекса Российской Федерации содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи Таможенного кодекса Российской Федерации или других актов. Так, статья 329 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает сроки уплаты таможенных платежей, в то же время санкция за несвоевременную уплату платежей содержится в статье 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм Таможенного кодекса Российской Федерации выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.
Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм. Так, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия. По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.
Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений.
В таможенном праве бланкетные нормы, т.е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее, они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии таких запретов и ограничений следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.
При этом необходимо отметить, что система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и, соответственно порядок, осуществления таможенного контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или его часть, возможно статья.
Таможенный кодекс Российской Федерации рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения.
В круг таких нормативных правовых актов могут входить указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Таможенному кодексу Российской Федерации и иным законам.
На основании и во исполнение норм Таможенного кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организацией и осуществлением таможенного контроля, а так же уплатой таможенных платежей.
Выделяя группу нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, следует руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которыми правовое регулирование в установленной сфере деятельности осуществляется федеральными министерствами.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплаты таможенных платежей в случаях, предусмотренных актами таможенного законодательства, т.е. на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и иных законов, иными правовыми актами Российской Федерации.
Компетенция Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по правовому регулированию в таможенной сфере определена в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 № 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации": установление порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства; формы и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций и т.д.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нормативное регулирование по вопросам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации": издание актов, предусматривающих случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования; о форме акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа и т.д.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная таможенная служба, правовой статус которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 "О Федеральной таможенной службе". Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Глава 2. Понятие и состав нарушения таможенных правил
.1 Понятие противоправных действий в таможенной сфере
В настоящее время важной функцией таможенных органов является борьба с нарушениями таможенных правил. Под НТП понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленный ТК, КоАП, Законом о таможенном тарифе, другими актами законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России, порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, порядок соблюдения мер экономической политики, обложения таможенными платежами и их уплаты, за которое КоАП предусмотрена ответственность.
Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения. Фактически объектом НТП являются все те нормы, запреты, требования, которые установлены для участников ВЭД и нарушение которых влечет административную ответственность.
По своей природе НТП являются административными, а потому понятие повторности, длящегося и продолжаемого правонарушения вполне применимо и к правонарушениям в области таможенного дела. Под повторностью понимается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит отягчающим обстоятельством. Перечень таких обстоятельств содержит ст. 4.3 КоАП. Длящимся называется действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного таможенным законодательством под угрозой административной ответственности за его нарушение.
Окончанием такого правонарушения является прекращение НТП или привлечение виновного к административной ответственности.
Объективной стороной состава административного правонарушения в таможенной сфере является система установленных нормами таможенного и административного законодательства специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа, места и времени совершения конкретного противоправного деяния.
Субъектами НТП являются:
) индивидуальные субъекты (физические лица). Они несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством, если к моменту совершения правонарушения достигли 16-летнего возраста и могут осознавать значение своих действий и руководить ими (ст. 2.1,2.3 КоАП).
Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях с российскими лицами (ст. 2.6 КоАП);
) юридические лица (российские и иностранные). Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Статья 2.10 КоАП четко регламентирует порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц при любой форме реорганизации, что является важным шагом в развитии института административной ответственности.
Согласно норме ст. 2.6 КоАП иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях;
) военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Согласно нормам действующего законодательства такие лица привлекаются к административной ответственности за совершение НТП на равных основаниях с другими гражданами (ст. 2.5. КоАП).
Субъективная сторона нарушений таможенного законодательства характеризуется психическим отношением лица к своему противоправному поведению и его последствиям, выражающимся в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП). Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав противоправного деяния, который не предусматривает наступления в результате его совершения вредных последствий. Материальный состав НТП включает в себя, помимо противоправного действия или бездействия, обязательное наступление вредных последствий в результате их совершения.
Неосторожность может проявляться в двух формах: 1) легкомыслия (самонадеянности), когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их; 2) небрежности, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.
В КоАП закреплен принцип презумпции невиновности. Он означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП). Субъективная сторона (вина) в качестве элемента состава НТП подлежит установлению и доказыванию в процессе разбирательства дела.
2.2 Виды экономических преступлений в области таможенного дела
Уголовная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Основанием возникновения любого юридического правоотношения (правомерного или неправомерного) является юридический факт - действие или событие. Фактическим основанием возникновения уголовного правоотношения по привлечению физического лица к уголовной ответственности является наличие состава преступления в совокупности его признаков. К признакам преступления относятся: общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, наказуемость.
Исходя из родового объекта посягательства, УК разделил преступления на группы. Так, преступления, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, законодатель относит к преступлениям в сфере экономической деятельности. Родовым объектом посягательства таких деяний являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления данной деятельности.
К числу таможенных преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена в УК, относятся:
) контрабанда (ст. 188);
) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189);
) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190);
) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193);
) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194).
. Контрабанда - это перемещение в крупном размере через таможенную территорию РФ товаров или иных предметов (за исключением тех, в отношении которых установлен особый порядок перемещения), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверном декларированием.
Объектом деяния являются общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения любых товаров и транспортных средств через таможенную границу, поскольку такое перемещение связано с обложением предметов таможенными пошлинами и сборами.
Предметом контрабандного перемещения могут быть любые предметы, перемещаемые помимо таможенного контроля. Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют способы контрабандного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Субъективная сторона контрабанды характеризуется виной в форме умысла.
Предметом преступления могут быть как материальные носители технологий, так и сами полезные модели, сырье, материалы, оборудование и т. д. Предметом также может выступать деятельность в виде оказания услуг, связанных с созданием оружия массового поражения, средств их доставки, вооружения и военной техники.
Объективная сторона данного преступного посягательства выражается в незаконных экспортных поставках или передаче лицом, наделенным правом осуществлять ВЭД, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации. Объективная сторона также может выражаться и в незаконном выполнении указанным лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.
Субъектами могут быть должностные лица и лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также лицо наделенное особыми полномочиями по вывозу с таможенной территории РФ таких материалов, сырья, технологий, научно-технической информации. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Объектом деяния является порядок вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, независимо от формы собственности. таможенный преступление правонарушитель имущественный
Предметами данного преступления являются культурные ценности, относящиеся к художественному, историческому и археологическому достоянию народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии, т. е. в невыполнении обязанности по возвращению предметов, представляющих культурную ценность. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается при предоставлении тому или иному лицу права временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза.
Субъектом преступления является любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное к возвращению указанных предметов. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Статья 193 УК устанавливает уголовную ответственность не за сокрытие средств в иностранной валюте, а за невозвращение в крупном размере из-за границы организацией средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Субъектом преступления является руководитель организации. Объектом выступает порядок осуществления валютных операций.
Субъективная сторона указанного деяния характеризуется прямым умыслом.
. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Объектом преступления являются порядок уплаты таможенных платежей, а также финансовые интересы государства, предметом - таможенные платежи.
Объективная сторона деяния выражается в форме действия (занижение таможенной стоимости товара и т. п.) либо бездействия (полная или частичная неуплата начисленных таможенных платежей).
В качестве субъектов могут выступать лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязанные уплатить таможенные платежи (декларанты, владельцы таможенных складов и др., а также руководители юридических лиц).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей.
.3 Участники производства по делу о нарушении таможенных правил
Участниками производства по делу о нарушении таможенных правил являются:
) лицо, привлекаемое к административной ответственности за НТП (физическое или юридическое);
) потерпевший;
) законные представители;
) свидетели;
) понятые;
) специалисты;
) эксперты;
) переводчик;
) прокурор.
. В ст. 25.1 КоАП закреплены процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе о НТП, а именно: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника; другие права.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о нарушении таможенных правил, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
. Согласно ст. 25.2. КоАП потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым НТП причинен имущественный или моральный вред. Лицо, которому правонарушением нанесен ущерб, пользуется правами, аналогичными процессуальным правам лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил.
. Важную роль в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил играют законные представители физических и юридических лиц.
Согласно ст. 25.3 КоАП защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители (родители, опекун, усыновитель и т. д.).
Согласно ст. 25.4. КоАП законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, или юридического лица, являющего потерпевшим, осуществляют защиту его прав и законных интересов. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Дело о нарушении таможенных правил, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствии данных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица в связи с НТП защитник допускается к участию в производстве по делу с момента такого задержания.
. В качестве свидетеля по делу о нарушении таможенных правил может выступать любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в ходе производства. Согласно норме ч. 2 ст. 25.6 КоАП свидетель обязан явиться по вызову таможенного органа, должностного лица либо судьи, в производстве которых находится дело о нарушении таможенных правил, и сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.
. В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно в случае применения мер процессуального обеспечения производства, об их участии в производстве по делу о НТП делается запись в протоколе.
. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Права и обязанности специалиста закреплены в ст. 25.8 КоАП.
. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9 КоАП).
. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.10 КоАП).
. Важное место в производстве по делу о нарушении таможенных правил отводится прокурору, который в пределах своей компетенции вправе возбуждать производство по такого рода делам, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в нем и совершать иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
В случае установления факта нарушения закона таможенными органами и их должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов. Если дело находится на рассмотрении судов общей юрисдикции или арбитражных судов, прокуроры не наделяются надзорными функциями в отношении судопроизводства. Однако КоАП предусматривает возможность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принесения протеста на незаконные постановления судей.
Заключение
В общем виде гражданско-правовая ответственность состоит во взыскании с нарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на нарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.
Расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов влечёт за собой и рост числа таможенных преступлений и правонарушений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует охарактеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определенные неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния.
Во-вторых, ответственность в таможенном праве имеет присущие ей признаки, принципы и функции.
В-третьих, юридическая ответственность имеет свои определенные виды, регулируемые российским законодательством.
Таким образом, рассматриваемыми преступлениями грубо нарушаются экономические отношения, подрывается авторитет государственной власти, нарушается принцип социальной справедливости.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] //Российская газета.- 1993. - 25 декабря.
. Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Электронный ресурс]: [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]: [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015..
. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 13 июня 1996 г. № 63-Ф 3 с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]: [от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф 3 с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
Таможенный кодекс РФ [Электронный ресурс]: [от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ с изм. и доп.] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
Федеральный закон РФ: от 8 декабря 2003 г. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис". - Последнее обновление 30.10.2015.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 "О Федеральной таможенной службе"
Учебная и научная литература
14. Таможенное право: учебное пособие [Текст] / К.А. Бякешев, Е.Г. Моисеев - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.184с.
. Богомолова, А.А. Таможенное право: конспект лекций [Текст] / А.А. Богомолова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.
. Жалинский А.Э. Учебно-практический комментарий к УК РФ [Текст] / А.Э. Жалинский - М., 2012. 943 с.
. История таможенного дела и таможенной политики России: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Соломеин. - СПб.: Интермедия, 2011.- 252 с.
. Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст]// С.А. Комаров, А.В. Малько - М.,2010.569 с.
. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. - М., 2010. 1106 с.
. Ноздрачев, А.Ф. Таможенное право: учебно-методический комплекс [Текст] / А.Ф. Ноздрачев - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 86 с.