Роль генерального соглашения по тарифам и торговле в многостороннем регулировании внешней торговли
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОКЛАД
на тему Роль генерального соглашения по тарифам и торговле в многостороннем регулировании внешней торговли
.00.14 - Мировая экономика
аспиранта Стояна Резвана
Москва, 2015
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в Женеве в 1947 г. как глобальная организация, направленная на регулирование таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. После второй мировой войны США укрепили свою экономику и выступали за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота. Был разработан устав Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в обеспечении регулирования мировой торговли и постепенной ее либерализации, который, однако, не был ратифицирован странами-участницами. Вместо этого в действие вступило созданное на базе несколько скорректированных американских предложений многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (ГАТТ).
Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Деятельность ГАТТ, и впоследствии ВТО, осуществлялась на основе следующих базовых положений и норм:
)недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю. Этот принцип, представляющий собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли, принял форму режима наибольшего благоприятствования, который формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Однако допускаются исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок, на которые в настоящее время и приходится основная масса исключений (Европейский союз, Европейская ассоциация свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки и ассоциированные с ними страны).
)неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка. Данное положение касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования, в соответствии с которым ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства и рекомендует странам воздерживаться от введения квот, а также экспортных или импортных лицензий. Кроме того, подразумевается взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов.
)Третий аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий, подразумевающий разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма (переговоров в рамках раундов), а также ведение внешнеторговых операций на частноправовой основе.
Так, с момента создания всего было проведено восемь таких раундов (представлены в таблице 1)
мировой торговля тариф таможенный
Таблица 1. Переговоры в рамках раундов ГАТТ
ГодМесто проведенияОсновное содержание1947Женева (Швейцария)Снижение таможенных тарифов1949Аннеси (Франция)Снижение таможенных тарифов1950Торки (Англия)Снижение таможенных тарифов1956Женева (Швейцария)Снижение таможенных тарифов1960-1961Женева (Швейцария) (Диллон раунд)Снижение таможенных тарифов1964-1967Женева (Швейцария) (Кеннеди раунд)Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса 1973-1979Токио (Япония) (работа в Женеве)Снижение тарифов, разработка кодекса расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров1986-1994Пунта-дель-Эсте (Уругвай) (уругвайский раунд) (работа в Женеве)Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, согласие
Основываясь на основных базовых положениях и нормах, ВТО можно характеризовать как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Также одной из задач ВТО является механизм обзора торговой политики, который заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения.
Основным преимуществом для стран-членов ВТО является понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
В настоящее время 162 государства являются членами ВТО. При этом в государства-наблюдатели входят Азербайджан, Алжир, Андорра, Афганистан, Багамские острова, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бутан, Ватикан, Ирак, Иран, Коморские острова, Либерия, Ливан, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сирия, Судан, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия За исключением Ватикана наблюдатели должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет с момента получения статуса наблюдателей. К основным соглашениям относятся следующие документы:
.Генеральное соглашение о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), который определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;
.Генеральное соглашение о торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS), который определяет основные принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться торговля услугами;
.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS), который предназначен для усиления защиты прав на интеллектуальную собственность;
.Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (Trade-Related Investment Measures Agreement, TRIMS), который обеспечивает ликвидацию государственного регулирования иностранных инвестиций, которое может нарушить или сдерживать процесс торговли.
Таблица 2. Статистика мировой торговли товарами и услугами в 2010-2014 гг.
ЭкспортТорговляИмпорт2010-14201320142010-1420132014 Товары 620Мировая торговля511623Северная Америка503623США504514Канада4004-2-6Центральная и Южная Америка63-530-7Бразилия67-52-2-1Чили5-1-9550Европа421451Европейский Союз (28)312-15-13Швейцария-9-146-2-6СНГ50-116-1-5Россия62-107-2-8Казахстан75-162-6-8Африка8310-4-5ЮАР6-1-34-10-7Нигерия810790-4Ближний Восток860149-5ОАЭ121149-3-6Саудовская Аравия118-3622Азия7101086Китай970-3-10-4Япония4-6-1 Услуги 655Мировая торговля765653Северная Америка432654США53330-4Канада20-5631Центральная и Южная Америка8707-25Бразилия10730-3-6Чили32-10676Европа585686Европейский Союз (28)585552Швейцария881710-8СНГ1215-4712-6Россия1318-5-52-34Казахстан-111-243-36Африка515-4-1613ЮАР7-5131-50Нигерия-3-5-6527Ближний Восток959161414ОАЭ1476373Саудовская Аравия4414836Азия9588-412Китай1918155119Япония4-812
Вопрос о присоединении России к Всемирной торговой организации по-прежнему вызывает массу вопросов у экономистов и политологов.
Некоторые специалисты убеждены в несвоевременности и ненужности подобного шага со стороны России, объясняя это состоянием структуры внешней торговли и преобладанием в ней сырьевых товаров. Другая группа экспертов утверждает, что присоединение к организации со столь строгими правилами нанесет существенный вред экономике и лишит Россию возможности принимать самостоятельные решения по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности и государственной поддержки отдельных отраслей, главным образом сельского хозяйства.
Этой позиции противостоит точка зрения, заключающаяся в признании необходимости скорейшего завершения переговорного процесса и присоединения к ВТО на выгодных для России условиях. Для мировой торговой системы участие России в многостороннем системе регулирования способствовало бы достижению большей стабильности. В 2013 году Россия впервые участвовала в Министерской конференции в качестве полноправного члена ВТО - и мнение РФ было учтено в процессе принятия решений по многим ключевым позициям. В то же время полноправное членство влечет за собой и серьезную ответственность, что подчеркивает наличие первых претензий в отношении нашей страны в рамках механизма разрешения споров. Создание третейской группы ВТО по вопросу применения Россией утилизационного сбора, иск против «Газпрома» и намерение самой России опротестовать положения Третьего энергопакета ЕС и так называемые «энергетические корректировки» определяют сложную программу работы на предстоящий год. В этом отношении крайне своевременным стало подписание президентом РФ указа о создании Постоянного представительства России при ВТО, на которое будет возложена вся текущая работа по представлению российских интересов в мировом торговом «клубе».
Литература
1.Всемирная Торговая Организация. Статистические данные. [Официальный сайт] URL: <https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2015_e/its15_world_trade_dev_e.htm> Дата обращения: 15.12.2015.
.Долгая дорога в ВТО. Боевое крещение России в ВТО. Исаченко Т.М. Экспертные комментарии. URL: #"justify">5.Многосторонней торговой системе сегодня нет альтернатив. Исаченко Т.М. Экспертные комментарии. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document245845.phtml. Дата обращения: 10.12.2015.