Китай. Геополитический противник или союзник России
Содержание
Введение
Глава 1. Российско-китайское глобальное и региональное взаимодействие
.1 Измерение глобальной и региональной безопасности. Ощущение угрозы
.2 Российско-китайское стратегическое партнерство или союз
.3 Россия, КНР и украинский кризис
.4 Проект «Экономического пояса Великого шелкового пути»
Глава 2. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество
.1 Обзор двусторонней торговли
.2 Финансовое и межбанковское взаимодействие
.3 Сотрудничество в сфере энергетики
.4 Транспорт и логистика: проблемы и перспективы
. Российско-китайское военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в сфере высоких технологий и освоения космоса
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы данной научно-исследовательской работы велика, так как в настоящее время происходят активные процессы, связанные с развитием сотрудничества между Россией и Китаем.
Теоритическая значимость научно-исследовательской работы заключается в формировании теоритической составляющей рассматриваемого вопроса, а именно изучение явлений и процессов, связанных с развитием сотрудничества между Россией и Китаем, влияния их на международное сообщества и на сообщество этих стран, а также выявление закономерностей в развитии сотрудничества между двумя рассматриваемыми государствами. Общая цель составления теоритической модели заключается в выработке механизмов осуществления взаимодействия между субъектами, рассматриваемого процесса.
Практическая значимость научно-исследовательской работы состоит в применении на практике сформированной теоритической модели, оказывающей в действительности положительное воздействие на динамику развития отношений между Россией и Китаем. Большую важность в этом плане, при учёте правильно составленной теоритической модели, является выбор верного сценария, механизма, закономерности при рассмотрении и осуществлении каких-либо практических действий, влияющих на динамику развития отношений двух стран.
Объектом исследования курсовой работы является общество. В качестве предмета выступает система взаимоотношений между ссобществом людей России и Китая. Для успешного проведения исследования нужно достигнуть цели: выявить действительные социальные процессы, происходящие в результате взаимодействия двух стран. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: рассмотрение данных, приводящих примеры процессов, происходящих в результате сотрудничества России и Китая их анализ и формирования заключения, в форме ответа на вопрос, поставленный в теме курсовой работы.
Данная курсовая работа состоит из 3 глав:
.Российско-китайское глобальное и региональное взаимодействие. В этой главе повествование идёт о глобальной и региональной безопасности России и КНР, стратегическом партнёрстве, мнениях по украинскому кризису и о проекте великого шелкового пути;
.Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество. Вторая глава рассматривает двухстороннюю торговлю, финансовое и банковское взаимодействие, сотрудничество в сфере энергетике и транспорте между двумя странами.
.Третья глава посвящена российско-китайскому военно-техническому сотрудничеству и сотрудничеству в сфере высокоточных технологий.
Исследование базируется на историографическом, аналитическом и сравнительном и системных методах с использованием различных учебных пособий, монографий, книг, научных статей и работ, мнений экспертов, интернет-ресурсов, а также собственных размышлений автора.
Глава 1. Российско-китайское глобальное и региональное взаимодействие
1.1 Измерение глобальной и региональной безопасности
У России ощущение угрозы всегда было связано прежде всего с Западом (Европой). Две мировые войны пришли именно оттуда, не считая походов Наполеона и других европейских завоевателей. Акценты сместились в конце ХХ в., когда на первый план вышли южные (исламо-фундаменталистские) вызовы со стороны Афганистана и Северного Кавказа.
Сейчас вновь происходит реанимация западной угрозы через события на Украине. Фактически Россия оказалась втянутой в новую холодную войну с США и Западом в целом. Россия, развивающая с Китаем стратегическое партнерство, для Пекина объективно выглядит надежным и стабильным «тылом» материковой/евразийской безопасности КНР. После майского саммита России и КНР в Шанхае 2014 г. идея «опоры на Север», то есть на Россию, получила развитие. По итогам визита было подписано более 40 межправительственных, межведомственных и межрегиональных документов. Российский вектор Китая из энергетического (сырьевого) превращается в геополитический. Продолжается формальное и неформальное сближение двух держав. В «Совместном заявлении», которое В.В. Путин и Си Цзиньпин приняли в Шанхае, фактически просматриваются элементы договора о военно-политическом союзе, правда без его юридического оформления. В разделе 1 этого документа говорится об усилении взаимной поддержки «в вопросах, затрагивающих коренные интересы, в том числе в обеспечении суверенитета, территориальной целостности и безопасности»[3].
События на Украине привели к тому, что между Россией и Западом возникла новая «стена», вернулся призрак холодной войны. В сфере безопасности усиливается противостояние, стороны не рассматривают друг друга как партнеров по сотрудничеству. Что касается экономической сферы, то в условиях антироссийских санкций сокращается рыночная зависимость России от ведущих стран Запада. При этом Китай осуждает режим санкций и считает, что их введение контрпродуктивно, они нарушают сложившийся годами экономический баланс и стабильность в мире. Ни Пекин, ни Москва не заинтересованы в напряженных отношениях России и Запада, не хотят возврата к атмосфере холодной войны. Международная обстановка в условиях украинского кризиса объективно способствует дальнейшему сближению Китая и России. Кризис и западные санкции подталкивают к поиску новых путей совместного экономического и энергетического развития двух стран. Зависимость от западной монополии ослабляет экономические артерии России, и она, естественно, поворачивается на Восток, в сторону Азии в поиске партнеров по сотрудничеству, чтобы укрепить свое международное положение и компенсировать нанесенный ей ущерб. Международная обстановка не представляет угрозы для китайско-российских отношений, наоборот, она способствует их развитию. Россия и Китай занимают близкие позиции в вопросах построения международного политического и экономического порядка, соблюдения принципов международных отношений, урегулирования региональных проблем Ближнего Востока, Ирака, Корейского полуострова.
Западное общественное мнение проявляет беспокойство по поводу китайско-российского сближения. Однако китайское экспертное сообщество придерживается иной позиции: связи России и КНР являются положительным фактором в международных отношениях. Они создают баланс сил в международных отношениях, делают мировую политику многокомпонентной. Все это способствует укреплению глобальной стратегической стабильности, построению справедливого и рационального общества.
.2 Российско-китайское стратегическое партнерство или союз?
Полюса региональной безопасности в Восточной Азии и АТР формируются прежде всего вокруг американо-японского и российско-китайского «центров». При этом российско-китайский формат (де-юре и де-факто) не является военно-политическим союзом, в отличие от американо-японского, американо-южнокорейского и других силовых тандемов, созданных США после Второй мировой войны. Москва и Пекин в 2001 г. подписали «Большой договор» о доверительном стратегическом партнерстве и взаимодействии, включая создание «режима консультаций». [4] В статье 9 этого документа говорится, что «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру или затронуть интересы ее безопасности», Россия и Китай незамедлительно «вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы»[5].
Процессы взаимного сдерживания, несмотря на экономическую глобализацию и региональную интеграцию, явно доминируют в регионе. При этом российские эксперты не считают необходимым превращение российско-китайского партнерства в классический военно-политический союз («Большую двойку»). Сложившиеся механизмы, включая ежегодные совместные сухопутные и морские военные учения, вполне адекватны гипотетическим вызовам безопасности для двух стран.
В теоретическом плане некоторые китайские эксперты допускают возможность формирования российско-китайского союза, однако в существующем международно-политическом контексте реалии отношений Москвы и Пекина отражает принцип неприсоединения. Иными словами, Россия и Китай должны соблюдать этот принцип. Создание военно-политического союза нецелесообразно, так как это может сопровождаться большими затратами и рисками. Стратегическое партнерство России и Китая соответствует уровню отношений сторон, предоставляемое ими пространство достаточно для противостояния вызовам, поэтому исключает необходимость присоединения. Военно-политический союз предполагает создание единого фронта в сфере политики и безопасности, оказание взаимной поддержки в случае войны. Однако ни Россия, ни Китай не готовы безоговорочно платить большую политическую, экономическую или военную цену. А невозможность выполнения союзнических обязательств неизбежно приведет к разрыву союза и нанесет удар по взаимному доверию. Российско-китайские связи вступили в новый период развития. Официально он называется «Новый этап отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия»1. Главная особенность этого периода - дальнейшее углубление взаимного доверия, повышение открытости в экономической сфере, осуществление и подготовка важных проектов. Среди них соглашение по поставкам природного газа, рассчитанное на 30 лет, сотрудничество в космосе, строительство высокоскоростных железных дорог, совместная разработка и производство широкофюзеляжных самолетов для дальних магистралей и тяжелых вертолетов, строительство западной ветки газопровода и другие. Появление таких масштабных проектов является отражением развития связей.
Стратегическое партнерство - наилучшая форма отношений России и Китая. Она впитала в себя опыт и исторические уроки, наиболее близка к их нынешнему уровню и состоянию, а также в полной мере соответствует внутренней политике двух стран. Сложившийся формат полностью принимают и поддерживают элиты и народы России и Китая. Стратегическое партнерство обладает функциональной эластичностью и открыто для новых дополнений. При необходимости эти отношения могут трансформироваться в союзнические без длительной подготовки и определения взаимных обязательств. В международно-правовом плане российско-китайские стратегические отношения легко повысить до союзнического уровня без лишних процедур.
.3 Россия, КНР и украинский кризис
В условиях украинского кризиса повышается заинтересованность России в расширении экономического сотрудничества с Китаем - как в энергетической сфере, так и на других направлениях (финансовый сектор, поставки оборудования, участие КНР в реализации масштабных инфраструктурных проектов на территории России, совместные проекты в технологическом секторе и пр.). Причем это связано не только с сокращением возможностей России в странах Европейского союза и США, но и с фактическим замораживанием сотрудничества с Японией на некоторых важных для России участках. Таким образом, Китай имеет все шансы закрепить свое положение главного торгово-экономического партнера России, добиваясь наиболее благоприятных для себя условий. Кризис в российско-американских отношениях приведет к дальнейшей активизации военного и военно-технического сотрудничества между Китаем и Россией, включая и расширение номенклатуры технологий, которые Москва будет готова поставлять Пекину. Судя по всему, ограничения на предоставление КНР некоторых новейших военных технологий будут смягчаться.
Повышается интерес России к совместному производству в военно-технической сфере, а также к выпуску продукции двойного назначения (например, есть планы масштабного сотрудничества в освоении космоса). Усиление противостояния между Россией и НАТО осложняет продолжение американской стратегии «азиатского разворота». Вашингтон вынужден вновь сосредоточить внимание на европейском направлении, укреплять военно-техническую инфраструктуру НАТО вблизи российских границ, отвлекаясь от стратегической задачи военно-политического сдерживания КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Опасения по поводу дальнейшего сближения Москвы и Пекина могут заставить США пойти на более значительные, чем это предполагалось ранее, уступки КНР в политических вопросах и в сфере безопасности.
Украинский кризис стал важным событием в международных отношениях и повлиял на китайско-российские связи. Этот кризис изменил международно-политическую обстановку и нанес самый серьезный удар по отношениям России и Запада в период после холодной войны. Что касается китайско-российского взаимодействия, то украинские события внесли определенные изменения во внешнеполитическую сферу. В то же время кризис фактически ликвидировал возможность развития отношений между Россией и Западом в области политики, безопасности и экономики в ближайшей перспективе.
Китай для России является крупнейшим экономическим партнером, надежным рынком сбыта энергетических ресурсов и важным инвестором. Роль КНР становится все более заметной. Можно сказать, что после украинского кризиса китайско-российское стратегическое сотрудничество и партнерство станет еще более тесным, роль отношений Москвы и Пекина на международной арене дополнительно возрастет. Украинский кризис ускорил развитие российско-китайских связей, но не изменил их характер и направление. Их основу составляют стабильные, общие интересы. «Поворот на Восток» - долгосрочная стратегия Москвы, вызванная фундаментальными причинами российско-китайского сближения, появившимися задолго до украинского кризиса. Экономическое сотрудничество всегда было важной частью китайско-российских отношений, при этом особое значение приобретает соглашение по газу, подписанное в мае 2014 г., которое стало проявлением стратегического выбора. Трудности в российско-европейских и российско-украинских энергетических отношениях в определенной степени ускорили подписание этого соглашения, однако в целом этот проект не связан напрямую с украинским кризисом. Следует отметить, что поворот России на Восток не означает её уход из Европы, полный разрыв политических и экономических связей с ней. Китай заинтересован в том, чтобы российский поворот на Восток способствовал диверсификации внешних связей России, чтобы они стали более сбалансированными, рациональными и многогранными в экономической и других областях.
1.4 Проект «Экономического пояса великого шелкового пути»
Выдвижение председателем КНР Си Цзиньпином в конце 2013 г. двух концепций - «Экономического пояса Великого шелкового пути» (Астана, 7 сентября) и «Морского шелкового пути» (Джакарта, 3 октября) 8 - свидетельствует о серьезном обновлении региональной и глобальной политики КНР. Важной с точки зрения российско-китайской координации интересов в Евразии является попытка сближения трех соседних проектов - Евразийского экономического cоюза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и китайского сухопутного проекта «Великого шелкового пути».
Фактически можно говорить о перспективе формирования долгосрочной евразийской политики ШОС. Пока три проекта (ШОС, ЕАЭС и «Шелковый путь») развиваются параллельно, независимо друг от друга, создавая даже определенную конкуренцию в транспортной, энергетической и торгово-экономической сферах. При этом сегодня просматривается сценарий создания структуры взаимодействия, в которой бы ШОС играла центральную (связующую) роль «евразийского моста» между «Шелковым путем» и Евразийским экономическим союзом. При анализе возможностей кооперации ШОС, ЕАЭС и «Шелкового пути» следует исходить из того, что российское и китайское видение освоения Евразии в ряде вопросов не совпадает. В частности, в темпах региональной интеграции. КНР, как правило, предлагает ускоренные варианты. Поэтому «евразийский компромисс» двух стран должен строиться на взаимных уступках в данных сферах. С другой стороны, характер интеграционных инициатив - ШОС, ЕАЭС и проекта «Шелкового пути», а также перспективы и механизмы соразвития пока не до конца ясны. Однако само выдвижение этих проектов означает новые возможности для российско-китайского сотрудничества в Евразии.
Страны «Шелкового пути» и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Казахстан, Белоруссия и скоро войдет Киргизия, близки территориально, их объединяет региональное экономическое сотрудничество. Естественное сближение в рамках двух групп неизбежно. Согласно официальной позиции КНР, страны «Шелкового пути» объединяют политика, транспорт, торговля, валюта, население. С китайской точки зрения, основная цель «Шелкового пути» - стимулировать развитие западных регионов Китая, а также укреплять экономические связи с соседними странами. Концепция «Шелкового пути» не направлена против Евразийского экономического союза и не пытается его подменить. Китай предполагает параллельное функционирование, совместное продвижение этих проектов, создание партнерских отношений. Пекин не исключает сосуществование общих взглядов и противоречий, что соответствует распространенному китайскому выражению «различны, но вместе».
Экономическая зона «Шелкового пути» не наносит ущерба государственным интересам России. Основная цель объединения - стимулировать экономическое сотрудничество, что способствует стабильности и развитию Центральной Азии. А это в любом случае соответствует интересам России. Проект «Шелкового пути» не бросает вызов ЕАЭС. Странам Центральной Азии нет необходимости делать выбор между зоной «Шелкового пути» и Евразийским экономическим союзом. Проект «Шелкового пути», в отличие от ЕАЭС, еще далек от уровня институционального строительства, его конечные цели не определены. Такая аморфная организация не может бросать вызов структурированному экономическому союзу и тем более заменить его или слиться с ним. Для добрососедского сотрудничества стран «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза недостаточно одного желания Китая, необходимы соответствующие шаги со стороны России. В России часто высказывается мнение, что Центральная Азия «закреплена» за Россией и независимо от мнения КНР зона «Шелкового пути» должна входить в «сферу влияния» Москвы. Если не отказаться от такого подхода, развивать совместное сотрудничество будет невозможно, в этих условиях проиграют все. Китай приветствует участие России в проекте «Великого шелкового пути» и надеется разделить с Россией предоставляемые им возможности развития. Объединение экономической зоны «Шелкового пути» с Евразийским экономическим союзом могло бы создать дополнительные условия для совместного развития и освоения более широкого пространства.
Глава 2. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество
2.1 Обзор двусторонней торговли
россия китай сотрудничество
Сотрудничество в торгово-экономической сфере - одно из главных направлений отношений между Россией и КНР. Его ведущей формой традиционно выступает взаимная торговля товарами. После резкого спада в кризисном 2009 г. объем товарооборота между Россией и КНР быстро рос в 2010-2012 гг., а затем в условиях нового ухудшения мирохозяйственной конъюнктуры остановился на уровне около 90 млрд долл.
Особенности динамики российско-китайской торговли весьма тесно связаны с ее структурой. В условиях снижения темпов экономического роста Китая падает его спрос на такие традиционные товары российского экспорта, как металлы, продукция химической промышленности и даже древесина. Так, импорт металлов из России с 3,3 млрд долл. в 2011 г. сократился до 1,8 млрд в 2013 г., а их доля в общем импорте КНР из России - с 8,2% до 4,56%. По химической продукции и каучуку показатели уменьшились с 3,73 до 2,67 млрд долл. или с 9,24 до 6,74%, а по древесине и целлюлозе - с 4,53 до 3,53 млрд долл. или с 11,24% до 8,93%. При этом в 2012-2013 гг. доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России в КНР достигла 67% [9]. В российском импорте из Китая ведущее место в последние годы занимают закупки машинно-технической продукции, электроники и транспортных средств. В 2012 г. их объем составил 18,7 млрд долл., а доля в общем импорте - 42,4%; в 2013 г., соответственно, 18,8 млрд долл. и 38%. В ситуации, когда доля машин и оборудования в российском экспорте в Китай составляет менее 1%, достижение намеченных руководителями двух государств ориентиров наращивания объема двусторонней торговли - до 100 млрд долл. в 2015 г. и до 200 млрд долл. в 2020 г.[10] - практически всецело зависит от увеличения поставок нефти из России в КНР при сохранении достаточно высокого уровня цен на нее (по некоторым данным, в 2013 г. было поставлено 24 млн тонн). Определенные предпосылки для этого есть [11].
Торгово-экономическое сотрудничество России и КНР отражает разность экономических потенциалов России и КНР. При этом наряду с рыночными инструментами Москва и Пекин активно используют политические и институциональные механизмы стратегического партнерства (три межправительственные комиссии на уровне вице-премьеров, 19 отраслевых подкомиссий) для купирования отдельных негативных явлений (конфликты коммерческих интересов, конкуренция транспортных и иных проектов), сохраняя баланс интересов. Характер и динамика торговли основывается, с одной стороны, на росте сырьевой направленности российского экспорта (доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России в КНР - 67%), а с другой - на увеличении доли машинно-технического китайского импорта (53%). При этом динамика российского экспорта в Китай стала в определенной мере зависеть от объема поставок нефти и цены на нее. Примерное соотношение между российским экспортом в КНР (35,6 млрд долл. за 2013 г.) и импортом (53,1 за 2013 г.) на 2014 г., скорее всего, сохранится.
Ведущую роль в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве играют правительства КНР и России. Это стимулирует развитие крупно-масштабных проектов, однако подобный механизм имеет и очевидные недостатки - сложные бюрократические формальности и низкую эффективность работы, не отвечающую ожиданиям. Россия экспортирует прежде всего энергоресурсы, что обусловлено структурой ее экономики. Классическим примером служат торговые отношения России с Европейским союзом. При этом Россия редко говорит о преобладании энергоресурсов в структуре ее экспорта в западные страны, однако часто ссылается на то, что становится «сырьевым придатком» Китая. Такой подход нельзя назвать справедливым. Так, в 2013 г. Россия экспортировала 235 млн тонн нефти, в свою очередь Китай импортировал из России 24,3 млн тонн нефти, то есть чуть более 10% ее экспорта. В 2013 г. объем экспорта природного газа из России составил 196 млрд м3, но Китай практически не импортировал российский газ. Пекин с пониманием относится к стремлению России изменить структуру своей внешней торговли, ориентированную на экспорт ресурсов, и готов содействовать этому, однако Москва должна занимать более честную и объективную позицию в этом вопросе. Российская сторона стремится расширить экспорт в Китай изделий машиностроения и электроники, однако пока это не приносит ощутимых результатов. После вступления в ВТО Китай уже не может предоставлять торговые преференции каким-либо государствам. Но в дозволенных ВТО рамках КНР применяет различные стимулирующие методы, например, создает в России свои закупочные группы для специальной демонстрации российской продукции. Китай стремится к расширению импорта из России изделий машиностроения и электроники. Россия при этом сталкивается с собственными ограничениями, вызванными структурой производства и низкой конкурентоспособностью ее продукции, что тормозит рост российско-китайской торговли в целом, включая экспорт изделий российского машиностроения и электроники в КНР.
Оба государства имеют большие возможности для совместного развития в аграрной сфере. В частности, необходимо обеспечить сотрудничество в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами, оказывать содействие в таможенном оформлении крупногабаритной техники, способствовать упрощению правил взаимодействия и снятию административных ограничений. Сотрудничество в области переработки и производства товаров широкого потребления выгодно российской стороне, которая развивает собственную промышленность. Электрификация домохозяйств, производство строительных материалов, автомобилестроение и средства коммуникации также могут стать областями совместного производства и торговли.
В будущем приоритетами сотрудничества России и Китая должны стать перерабатывающая и производственная сферы, сельское хозяйство, производство с применением новых высоких технологий. Большое число отраслей и разнообразие субъектов сотрудничества, с одной стороны, неизбежно потребуют правительственного контроля, а с другой - использования принципов рыночной экономики и учета требований рынка в качестве направлений развития сотрудничества. За исключением крупных энергетических и инфраструктурных проектов, необходимо, чтобы субъектами двустороннего торгово-экономического сотрудничества стали предприятия. Это позволит сформировать стандартную рыночную конъюнктуру, которая станет главной предпосылкой и гарантией расширения взаимодействия. Если в России не будут развиваться рыночные механизмы, то вряд ли возможен крупномасштабный прорыв в торгово-экономическом сотрудничестве, особенно в сфере взаимных инвестиций.
.2 Финансовое и межбанковское взаимодействие
В настоящее время складывается благоприятная основа для вывода кредитно-финансовых отношений двух стран на достаточно высокий уровень межбанковского сотрудничества. Это связано с укреплением доверия на высшем политическом уровне, а также с перспективами и нереализованным потенциалом кооперации системообразующих банков России и Китая, включая их совместную деятельность в международном формате.
Весомым аргументом в пользу защиты от непредсказуемых политических рисков стало подписание соглашения между Банком России и Народным банком КНР об использовании национальных валют в международных расчетах[17]. В соответствии с этим соглашением российские и китайские компании могут использовать в качестве валюты как рубль, так и юань, при этом выбор полностью зависит от предпочтений участвующих сторон. Подобные договоренности стимулируют приграничную торговлю, где Банк ВТБ и Банк Китая установили корреспондентские отношения и выстраивают инфраструктуру финансового и инвестиционного взаимодействия. Создан совместный Инвестиционный фонд объемом в 4 млрд долл., а также межправительственная комиссия по инвестпроектам во главе с первым вице-премьером РФ И.И. Шуваловым и первым вице-премьером КНР Чжан Гаоли. Стороны намерены использовать национальные валюты при торговых операциях. Объем китайских инвестиций в России в 2011 г. составлял 4,2 млрд долл., в России было создано 800 предприятий с китайским капиталом, на которых работают 120 тыс. российских граждан. С учетом ряда неблагоприятных макроэкономических факторов эксперты корректируют итоговую картину инвестиционных вложений в 2014 г., которую представят в первом квартале 2015 г.
Россия и Китай обращают пристальное внимание на финансовую сферу сотрудничества. Как представляется, двум странам нужны новые формы межбанковской кооперации, необходимо расширять области применения расчетов в национальных валютах, изучать возможности предоставления кредитов в китайских юанях, а также рассматривать механизмы сотрудничества, при которых юань может использоваться в качестве резервной валюты. Необходимо изучать возможности создания совместных инвестиционных фондов, включая венчурные, чтобы обеспечить финансовую поддержку объектам высокотехнологичного сотрудничества двух стран. Стоит также расширять взаимодействие в сферах страхования и вторичного страхования.
.3 Сотрудничество в сфере энергетики
Важнейшей стратегической областью партнерства России и КНР является энергетика. «Роснефть» совместно с CNPC реализуют проект по транспортировке нефти с месторождений Восточной Сибири в Китай. В начале 2011 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод «Россия-Китай», проектная пропускная способность которого составляет 15 млн тонн в год, а максимальная - 30 млн тонн.
В мае 2014 г. в ходе визита В.В. Путина в КНР после десяти лет сложных переговоров о цене на сибирский газ в Шанхае был подписан стратегический пакет соглашений о расширении и углублении кооперационных связей между компаниями России и Китая, прежде всего в сфере энергетического сотрудничества, включая газовые контракты. Газпром и CNPC договорились об условиях совместного финансирования капиталоемкого проекта по доставке газа c Чаяндинского и Ковыктинского газоконденсатного месторождений до границы с Китаем общей стоимостью около 70 млрд долл. с приемлемой для обеих сторон ценой реализации газа на границе России и КНР.
Сотрудничество в топливно-энергетической (углеводородной) сфере с учетом шанхайских газовых договоренностей вышло на уровень формирования системного российско-китайского энергетического альянса и активного участия китайских компаний в освоении газовых месторождений Сибири, создании инфраструктуры в сибирско-дальневосточных регионах, развитии ТЭК РФ. Совместное освоение сибирских газовых и нефтяных месторождений создает объективные условия для развития высокотехнологичных газо-химических производств и расширения деятельности профильных компаний в восточных российских регионах. В ближайшей и среднесрочной перспективе потребность КНР в российском газе будет значительно возрастать. «Газпром» планирует не только занять устойчивые позиции на газовых рынках Китая, но и участвовать во всей цепочке его потребления. Просматривается возможность в среднесрочной перспективе создать трансконтинентальную газотранспортную структуру «Россия-КНР», которая может стать основой будущей глобальной Азиатской газотранспортной системы в регионе.
В 2013 г. возросла зависимость Китая от импорта нефти, в связи с этим укрепление энергетического сотрудничества с Россией приобретает особую важность. И хотя отношения в этой сфере быстро развиваются, стороны пока не открывают свои рынки для всестороннего сотрудничества, что не способствует установлению более тесных экономических связей. Укрепление многоуровневого интеграционного взаимодействия в энергетической сфере, участие КНР в разработке российских проектов, а также участие России в сотрудничестве по нефтепереработке, осуществляемой китайской стороной, позволят в полной мере использовать преимущества взаимовыгодного сотрудничества. После нефтегазовой сферы третьей по степени важности областью сотрудничества является электроэнергетика. В последние 20 лет потребность Китая в электроэнергии постоянно растет. Российские Сибирь и Дальний Восток имеют избыточные мощности по выработке электроэнергии, что делает возможным ее транспортировку в Китай по высоковольтным линиям. Между Китаем и Россией возможно создание энергетического моста, который в будущем позволит претворить в жизнь концепцию энергетического кольца Северо-Восточной Азии. Атомная энергетика - одна из главных сфер энергетического сотрудничества. Оба государства могут участвовать в разработке реактора, охлаждаемого водой под давлением, а также плавучей атомной электростанции и реактора на быстрых нейтронах. Ресурсы, технологии, капитал и рынок являются звеньями одной цепи в развитии энергетической промышленности. Российские энергоресурсы, безусловно, очень важны, но без достаточного финансирования со стороны КНР, эффективного использования и спроса со стороны рынка могут не раскрыть всех своих преимуществ.
.4 Транспорт и логистика: проблемы и перспективы
Развитие китайских транспортных коридоров в Евразии для России является одновременно и вызовом (конкурентным фактором), и возможностью региональной кооперации. Успех формирования транспортных коридоров для России и Китая будет определяться не столько объемами перевозок, сколько степенью интеграции этих стран в единое экономическое пространство евроазиатского рынка, созданием совместных терминалов для транзита (Нижний Новгород и др.). Целесообразна разработка специальных российско-китайских соглашений и договоров в сфере грузового транзита, аналогичных комплексу газовых соглашений, подписанных в Шанхае в мае 2014 г. ОАО «РЖД Логистика» и ОАО «ТрансКонтейнер» - дочерние предприятия ОАО «РЖД» - задействуют не только потенциал Транссибирской железнодорожной магистрали, но и северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали, которая проходит через территорию Казахстана. С помощью Трансазиатской магистрали Россия сможет переориентировать часть транзитных евроазиатских грузопотоков на направление Средняя Азия - КНР ввиду ограниченной пропускной способности ряда восточных участков Транссиба. Для этого необходимо создание совместных с КНР дополнительных логистических компаний по перевозке контейнеров в направлении Восток-Запад. Эксперты двух стран должны разработать варианты применения конкурентоспособных тарифов для перевозки внешнеторговых и транзитных грузов с учетом направлений грузопотоков и условий перевозок грузов по альтернативным маршрутам, выгодным и для российских, и для китайских грузоперевозчиков.
Сотрудничество КНР и России в таких областях, как железнодорожное строительство, прокладка автомагистралей, создание объектов и коммуникаций общественного пользования, строительная промышленность, имеет огромный потенциал. Особенно если это касается высокоскоростного железнодорожного транспорта, который может стать важным пунктом взаимодействия. Наличие общей границы создает прекрасные условия для развития сотрудничества в сфере трансграничных перевозок. Необходимо убрать административные барьеры, снизить себестоимость и повысить привлекательность трансграничных перевозок, сделать их удобными, а также увеличить масштаб сотрудничества в таких областях, как железнодорожное, автомобильное и авиасообщение.
Российско-китайское военно-техническое сотрудничество в обозримой перспективе будет играть важную роль в общем комплексе двусторонних отношений. Китай остается ключевым рынком российской продукции военного назначения, и от взаимодействия с Россией зависит ряд важных программ перевооружения НОАК. Перспективы сотрудничества связаны с переходом от экспорта готовой продукции к тесной промышленной кооперации и реализации совместных проектов. В этом случае Россия сохранит возможности для сдерживания экспансии китайских экспортеров вооружений на важных для нее рынках. Российско-китайское ВТС прошло несколько качественных этапов развития, выйдя на уровень совместного сотрудничества в ряде областей, включая авиационное двигателестроение и поставки зенитных ракетных комплексов С-400 и пр. Растет число поступающих из КНР заказов российским предприятиям ВПК на проведение НИОКР. Речь идет, как правило, о разработке отдельных компонентов и агрегатов для изделий китайского производства с последующей кооперацией при их производстве. Например, это совместная разработка и производство отдельных компонентов ракетного оружия, помощь в создании различных элементов новых образцов боевых бронированных машин и т.д.
В целом недостаточная защита интеллектуальной собственности остается острой проблемой, с которой сталкиваются все страны, развивающие сотрудничество с КНР в сфере гражданских и военных высоких технологий. Мировой опыт, однако, показывает, что эта угроза почти никогда не ведет к отказу от совместных с китайцами проектов, она лишь вынуждает тщательнее планировать взаимодействие. Можно предположить, что новый импульс сотрудничеству в сфере невоенных высоких технологий придаст кризис в отношениях России с США и ЕС на фоне сохраняющегося роста напряженности в китайско-американских и китайско-японских отношениях. В этих условиях обе стороны заинтересованы максимально использовать имеющийся потенциал промышленной кооперации, чтобы защитить себя от возможных санкций и других мер экономического давления. Развитию такого сотрудничества препятствует недостаточная информированность сторон о реальном потенциале друг друга. Учитывая объективные трудности развития российской науки и промышленности в 1990-2000-е гг., относительно масштабное взаимодействие с Китаем сохраняется лишь в атомной энергетике и в меньшей степени в космосе и гражданском авиастроении. По многим направлениям - станкостроение, микроэлектроника, отдельные сегменты транспортного и энергетического машиностроения - КНР уже далеко опережает Россию, приближаясь к мировому уровню, и может сама рассматриваться как источник современного оборудования и технологий для модернизации соответствующих отраслей российской экономики.
Следует отметить, что промышленная кооперация с КНР приобретает особую важность сейчас, в свете обострения отношений с США и Европейским союзом. Ей, однако, мешает недостаточная информированность российского бизнеса и правительства о реальном технологическом уровне и потенциале различных отраслей китайской промышленности, особенно ее гражданских направлений. Подчеркнем, что известные примеры сотрудничества КНР с другими развивающимися странами в сфере высоких военных и гражданских технологий (Аргентина, Иран, Пакистан) показывают, что китайская сторона легко идет на передачу партнерам технологий на экономически обоснованных условиях. Складывается системное российско-китайское сотрудничество в области космических исследований, включая разработку дальнейших совместных программ, имеющих не только хозяйственное значение, но и измерение безопасности. Ресурсы КНР позволяют ей не только догонять «космических лидеров» (США и Россию), но и в отдельных областях опережать их.
Россия и Китай представляют собой огромные растущие рынки для аутсорсинга. Двум государствам необходимо повышать качество и уровень двустороннего сотрудничества по таким направлениям, как разработка программного обеспечения и его прикладное использование. Россия надеется, что технопарки привлекут китайские инвестиции, но пока это не приносит заметных результатов. Вопрос здесь заключается в концепции и модели открытости. Российская сторона, к сожалению, выбирает для технопарков удаленные регионы с небольшим населением и недостаточно развитой экономикой. При этом Россия надеется, что иностранный капитал будет развивать эти регионы, однако для зарубежного бизнеса такой рынок недостаточно привлекателен. Китайские парки новых технологий в основном являются высокотехнологичными производственными зонами, а российская сторона сооружает научно-исследовательские объекты, которые значительно различаются с точки зрения экономической эффективности и модели продвижения. Китайский опыт показывает, что невозможно вести научно-исследовательскую работу и одновременно запускать производство, сложно сочетать экономическую эффективность и производственные ожидания. По объективным причинам эти два направления не могут быть объединены, так как у них отсутствуют точки пересечения. В будущем возможны два пути развития двустороннего экономического сотрудничества. Первый - более глубокое развитие существующего потен-циала торговой кооперации, второй - открытие новых сфер взаимодействия, включая расширение кооперации в неэнергетических областях, что позволит сделать структуру китайско-российского экономического сотрудничества более рациональной, разнообразной и всесторонней.
Представляется целесообразным изучение возможностей расширения спектра услуг в телекоммуникационной сфере, а также в области электронной передачи данных и электронной коммерции. По мере увеличения торгового оборота на внутреннем рынке двух стран электронная коммерция превращается в новую форму бизнеса. Она обладает огромным потенциалом и в будущем может стать важным видом торговли между КНР и Россией, поэтому уже сегодня надо прилагать максимум усилий для ее развития. Россия, защищая свои интересы, проводит регулирование экономической политики. Однако вносимые изменения не становятся окончательными, им не хватает преемственности, а это вызывает серьезные вопросы у китайских компаний, инвестирующих в российскую экономику и ведущих активную торговлю.
Глава 3. Российско-китайское военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в сфере высоких технологий и освоения космоса
Российско-китайское гуманитарное сотрудничество представляет широкую сферу взаимодействия, включающую в себя контакты по линии культуры, образования, молодежных обменов, науки, СМИ, спорта, туризма и т.д. Эксперты называют эту область значимым приоритетом двустороннего сотрудничества. Часто отмечается, что эта сфера призвана дополнительно скреплять сотрудничество в политико-дипломатической, экономической, военной, научно-технической и других областях за счет улучшения взаимопонимания между россиянами и китайцами и развития межличностных контактов. Следует отметить, что подвижки в этих областях дают стимулы и к расширению связей в гуманитарной области.
Гуманитарные связи всегда играли заметную роль в общем комплексе отношений между нашими странами, однако сейчас, в условиях развития информационного общества, интернета, социальных сетей и беспрецедентных возможностей для поездок и туризма, их значимость возрастает многократно. Роль гуманитарного сотрудничества дополнительно возрастает в силу усложняющихся процессов, связанных с глобальными потоками людей, капиталов, информации и идей. Задачи в этой области требуют современных подходов, экспериментирования, открытости и преодоления формализма и бюрократизма. Одновременно появляются новые и возникают старые «чувствительные» темы, связанные с отдельными страницами российско-китайских (до 1917 г.) и советско-китайских отношений, усилением националистических выступлений в китайской прессе и интернете.
Вызовы в области гуманитарного сотрудничества представляются довольно серьезными как в силу сложной идейно-политической среды, в которой развиваются российско-китайские отношения всестороннего стратегического партнерства, так и по причине трансформации китайского общества. В Китае формируется новое «англоязычное» поколение молодых людей, которые имеют слабые или искаженные представления об истории России, ее культуре и политике. Эксперты двух стран не раз высказывали мнения о недостаточно тесном взаимодействии России и Китая на уровне простых людей, о том, что динамичное развитие контактов на межгосударственном уровне (вверху) не подкреплено таким же по интенсивности взаимодействием между представителями общественности (внизу). В образном виде китайские аналитики представили эту идею как теорию «двухэтажных российско-китайских отношений», где на верхнем этаже жарко, а на нижнем - прохладно. Считается, что это связано как с недостаточно активной политикой правительственных ведомств по формированию позитивного отношения у населения к проблематике российско-китайского стратегического партнерства, так и с разного рода стереотипами, уходящими корнями в национальную психологию, не всегда полными и точными представлениями об истории и т.д.
Заключение
Отношения между двумя странами должны строиться на прочном фундаменте и сохранять долговременную жизненную силу. Им необходимо стратегическое управление для обеспечения всестороннего сотрудничества. Отношения не должны меняться в зависимости от обстановки и подвергаться временным конъюнктурным поворотам. Сторонам не стоит руководствоваться сиюминутной выгодой, а исходить из долгосрочных и взаимовыгодных интересов безопасности и развития России и КНР.
Россия и Китай должны вместе способствовать многополярности и балансу политических и экономических сил, делая политический и экономический порядок более рациональным и справедливым и отстаивая право голоса и суверенитета в международных делах как больших, так и малых государств. Особое внимание следует уделять развитию старых и новых глобальных и региональных международных механизмов - БРИКС, ШОС, «Большой двадцатки» и др.
Россия и Китай должны уделять особое внимание глобальному и региональному сотрудничеству. Необходимо сделать новые шаги в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, заложить политические, экономические и правовые основы, создать эффективную модель трансграничного сотрудничества, удовлетворяющую обе стороны.
Таким образом, стратегическим центром российско-китайских отношений должно стать международно-политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество, являющееся долгосрочным, взаимовыгодным и всесторонним. Основное внимание в этом сотрудничестве следует уделить крупным системным проектам. Мегапроекты должны не только служить фундаментом отношений, но и отражать реальную взаимную выгоду и общую судьбу двух цивилизаций, народов и государств. Это придаст отношениям России и Китая новые жизненные силы.
Список используемой литературы
1. Палладий Кафаров «Русское поселение в Китае в первой половине 14 в.» // «Живая старина», 1894, № 1, с. 65-67
. Бретшнейдер Э.В. «Русь и Асы на военной службе в Китае» // «Живая старина», 1894, № 1, с. 68-73
. Палладий Кафаров «Старинные следы христианства в Китае» // «Восточный сборник», т. 1, вып. 1, 1872, с. 47-49.
. Иванов И. «Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юаньши» // «Записки разряда военной археологии и археографии императорского Русского военно-исторического общества», 1914, т. 3, с. 22.
. Галенович Ю.М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. Москва: Восточная книга, 2011, с. 23
. Галенович Ю.М. Россия в «китайском зеркале». Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. Москва: Восточная книга, 2011, с. с. 212.
. Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. № 9. С. 4.
. Милехин А.В. Россия и Китай в меняющемся мире. Россия - Китай. ХХI век. Ноябрь 2005, С. 25.
. Шредер К. Реформирование банковской системы Китая // Деньги и кредит. 2006. № 5. С. 53.
. Гельбрас В.Г. Тридцатилетие эпохи «реформ и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6.
.Иванов И.С. Ядерное оружие и международная безопасность в XXI веке» / М. : Спецкнига, 2013. - 128 с. - ISBN 978-5-91891-222-5
12. Кулагин, В.М. Международная безопасность [Текст] / В.М. Кулагин.М.: Аспект Пресс, 2006.
13. Оводенко А.А. Международный терроризм: политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности: в 3 т. / СПб.: Наука, 2008.
. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999.
. Риттер К. Европа. М., 1864. С. 21-24.
. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998. С. 59
17. Юрьева, Т.В. Проблемы национальной безопасности [Текст] / Т.В. Юрьева // Внешняя политика Российской Федерации: 1992-1999. - М., 2000.
. Назарбаев Н.«ОБСЕ и глобальная безопасность» пресс‐релиз http://kazakhstanun.org/press-releases/the-osce-and-global-security.html