Основные показатели работы таможенных органов
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Ростовский филиал
Кафедра управления и экономики таможенного дела
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Планирование в таможенных органах»
на тему: «Основные показатели работы таможенных органов»
Выполнила: Хреникова М.О.
Научный руководитель: Губский А.В.
Ростов-на-Дону 2015г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ФУНКЦИИ
. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ФУНКЦИИ
Выбор показателей для измерения работы в таможенном деле зависит от целей производимого анализу, уровня управления (таможня региональное управление, аппарат ФТС России), конкретного содержания трудовых процессов, возможности количественного определения результатов труда. В методических и нормативных документах ФТС России для характеристики объема работ, выполняемых сотрудниками, и их сравнения используются термины «напряженность труда», «загруженность» личного состава. Для измерения производительности труда используют следующие показатели в расчете на одно должностное лицо таможни или структурного подразделения:
.Количество обработанных деклараций;
.Количество оформленных документов контроля доставки;
.Количество пропущенных физических лиц;
.Количество оформленных автомобилей;
Особенностью труда в таможенном деле является то, что на него влияют вероятностные факторы. Неравномерность перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу во времени приводит в одних случаях к неизбежному снижению нагрузки в других - к чрезмерной напряженности труда
Корректное сравнение этих показателей в динамике и в отношении разных таможенных органов требует сопоставимости информации Для этого выбирают не только одинаковые временных промежутки но и группируют таможенные органы по специализации сходным внешним условиям деятельности транспорту, на котором преимущественно товар доставляется к таможенному оформлению и другим значимым для целей анализа характеристикам, исключают нетипичные показатели отдельных периодов.
При рассмотрении вопросов о загруженности сотрудников необходимо учесть специфику деятельности таможен, расположенных в приграничных районах, занятых организацией пропуска экспортных грузов, прошедших оформление во внутренних таможнях. Сравнение показателей напряженности труда может свидетельствовать о перегруженности работающих отдела или недостаточно эффективной работе и резерве штатов.
Показатель производительности труда выполняет ряд объективно необходимых функций, важнейшая из которых - плановая функция. С учетом этого показателя обосновывается перспективная численность должностных лиц таможенных органов общий объем трудовых затрат в сфере таможенного дела. Учетная функция состоит в том, что этот показатель позволяет оценить и сравнить эффективность использования труда в отдельных таможенных органах и ее изменение во времени в целом в таможенном деле.
Показатель производительности труда выполняет стимулирующую функцию: обеспечивает при правильной организации поощрения заинтересованность в увеличении объема работ с соблюдением действующей нормативной базы и рациональное соотношение между загруженностью и оплатой труда должностных лиц и работников таможенных органов.
Напряженность труда сотрудников оценивается не только в целях планирования потребности в кадрах на перспективу, их лучшей расстановки, эффективного стимулирования труда, но и для оценки деятельности таможенных органов, принятия управленческих решений о реорганизации или ликвидации таможенного органа. В этом случае важны не столько абсолютные значения изучаемых параметров каждой таможни, а то, как они соотносятся с показателями других таможен. Необходим показатель, позволяющий все виды работ и оформленных документов «привести к общему знаменателю» и сделать возможным ранжирование таможен по степени напряженности их деятельности. Один из возможных подходов предлагает методика Российской таможенной академии, согласно которой можно рассчитать сравнительную напряженность деятельности таможен, используя показатель «условных» документов. При этом из расчета необходимо исключить оперативные таможни и тыловые посты.
Количество «условных» документов получается суммированием произведений количества принятых к оформлению отдельных видов документов на соответствующие им коэффициенты трудоемкости:
УД=S Дi × Ki, где:
УД - количество условных документов;
Дi - количество принятых к оформлению документов i-того вида (грузовых таможенных деклараций, добавочных листов к ним, документов контроля доставки, таможенных приходных ордеров и других документов)
Ki - соответствующий каждому виду документов коэффициент трудоемкости.
Документом, имеющим наиболее высокий показатель трудозатрат, является таможенная декларация (коэффициент трудоемкости принят = 1). Для других документов коэффициенты устанавливаются меньше единицы (от 0,05 до 0,75) и характеризуют сравнительную трудоемкость оформления соответствующих документов относительно таможенной декларации. Коэффициенты трудоемкости определяются эмпирическим путем, и они могут менять свои значения при изменении технологии таможенного оформления различных документов или физических лиц.
Сравнительная напряженность деятельности таможенных органов рассчитывается по формуле:
СНД = УД + Кфл × ФЛ,
Где СНД - сравнительная напряженность деятельности таможенных органов,
Кфл -Коэффициент, характеризующий сравнительную трудоемкость оформления физических лиц и грузовой декларации; ФЛ - количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу данной таможни (чел.). Анализ сравнительной напряженности деятельности таможен, наряду с такими факторами, как специализация таможенного органа, экономический и торговый потенциал зоны обслуживания, вклад в формирование доходов федерального бюджета и другими параметрами учитывает ФТС России, устанавливая или изменяя штат таможенного органа.
таможенный служба труд сотрудник
2.ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
При определении эффективности таможенного дела с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Существуют определенные показатели измеряющие эффективность труда в таможенных органах.
Таблица 1. Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС
Для одних исследователей подход основывается на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария. Другие специалисты считают, что необходимо применить наиболее синтезированные показатели, например, объем задач или потенциал таможенных органов на базе таможенной средне расчётной задачи. Третьи считают, что из всех возможных единых критериев оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительней является средний «доход» в единицу времени, взимаемый таможенными органами с клиента. Существует также мнение о дифференцированном подходе к оценке эффективности деятельности разных уровней управления и типов ТО.
Есть и другие мнения, увязывающие таможенную деятельность и ее оценку с наукой об управлении информационными, материальными и др. потоками в больших системах или теорией массового обслуживания. Наконец, существует также точка зрения о том, что для таможенной деятельности нельзя планировать отдельные показатели, поэтому трудно говорить о полноте оценки ее эффективности.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
-осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
-взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
-обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
-обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
-обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
-ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
-ведут таможенную статистику внешней торговли;
-обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
-осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
-проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
В связи с этим мы считаем, что оценку эффективности таможенного дела необходимо проводить с использованием интегрального показателя, учитывающего показатели по каждому из перечисленных направлений.
Реализация данной цели требует пересмотра организационно-методических инструментов в научных исследованиях, что предполагает проведение модернизации всей научной деятельности в таможенной системе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Агабалаев М.И. Организационно-правовые основы деятельности и функции таможенных органов РФ [Текст]: Учебник/ М.И. Агабалаев. - М.: Экономика, 2010. - 396с.
.Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела [Текст]: Учебное пособие/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова. - Санкт-Петербург.: Артикул, 2012. - 239 с.
.Бакаева О.Ю. Таможенное право [Текст]: Учебник/ О.Ю. Бакаева.- М.: Инфра-М, 2009. - 38с.
.Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник [Текст]. - В.А. Беляшов.- М.: Летописец, 2007. - 638с.
.Чухвичев Д.В. Таможенное право [Текст]: Учебник/ Д.В. Чухвичев.- М., 2011. - 495с.