Проанализировать эффективность коммерческой деятельности Добрушского райпо;
Объектом исследования в курсовой работе является хозяйственно -финансовая деятельность Добрушского районного потребительского общества. В дальнейшем Добрушского райпо.
Предметом курсовой работы является эффективность коммерческой работы Добрушского райпо.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: диалектические, анализ и синтез, обобщение данных, приемы расчета относительных величин.
Данная тема хорошо освещена в отечественной литературе. При написании курсовой работы были использованы учебные пособия, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
Курсовая работа опирается на труды таких авторов как:
При написании аналитической части курсовой работы использованы цифровые материалы показателей деятельности Добрушского райпо за 2011 -2012 года.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.
В первой главе описывалось влияние коммерческой деятельности на конечные результаты работы Добрушского райпо.
Во второй главе проводился анализ эффективности коммерческой деятельности.
Общий объём курсовой работы составляет 36 страниц печатного текста, 7 таблиц, 2 рисунка и 20 приложений.
При написании курсовой работы было использовано 14 источников литературы.
Глава 1. Влияние коммерческой деятельности на конечные результаты работы предприятия
1.1 Взаимосвязь коммерческой деятельности и конечных результатов работы предприятия
Уровень организации коммерческой деятельности оказывает влияние на конечный результат работы предприятия.
Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных функций, которые прямо или косвенно обеспечивают получение доходов (рисунок 1.1).
Коммерческие операции, приносящие доходыКоммерческие операции, косвенно влияющие на получение дохода- определение потребности в материальных ресурсах; - закупка сырья и материалов; - организация оптовой продажи продукции: - реализация продукции через собственную сбытовую сеть; - оказание услуг; - сервисное обслуживание; - экспортно-импортные операции; - деятельность по стимулированию сбыта; - реклама товаров и услуг; - контроль за выполнением договоров поставки; - работа по предъявлению исков- комплексное изучение рынка, требований потребителей, состояния спроса и предложения; - изучение рынка сырья и материалов; - планирование объема производства, выпуска новой продукции; - поиск и выбор поставщиков материальных ресурсов; - воздействие на поставщиков в деле выпуска необходимых материальных ресурсов; - обоснование наиболее целесообразных форм оптовых закупок; - поиск покупателей выпущенной продукции; - проведение деловых переговоров с покупателями; - выбор формы хозяйственных связейРисунок 1.1 -Коммерческие операции, которые прямо или косвенно обеспечивают получение доходов
С точки зрения их участия в формировании доходов, коммерческие функции можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы: продажа товаров, оказание услуг, сервисное обслуживание, экспортно -импортные операции, реклама товаров и услуг, деятельность по стимулированию продаж товаров, управление и маневрирование товарными ресурсами, работа по предъявлению исков.
Ко второй группе можно отнести те коммерческие операции, которые косвенно (опосредованно) влияют на получение дохода: комплексное изучение рынка, требований потребителей, изменение условий, при которых складываются спрос и предложение, формирование товарных ресурсов и ассортимента, определение потребности в них, поиск поставщиков и закупка товаров, воздействие на поставщиков для обеспечения выпуска необходимых рынку товаров, выбор формы хозяйственных связей, коммерческая работа по их установлению, обоснование наиболее целесообразных организационных форм оптовых закупок и т.д. Эта группа включает достаточно широкий круг операций, направленных на достижение главной цели -продать товар с прибылью, увеличить объемы продаж, иметь стабильное, устойчивое положение на рынке.
С учетом возможности уровня коммерческой деятельности с конечными результатами торговых организаций необходимо изучать и оценивать степень влияния факторов, определяющих коммерческий успех. [14, c. 176-177]
1.2 Факторы коммерческого успеха предприятия
Основой успешной работы торговой организации является создание предпосылок для получения прибыли в длительной перспективе. Достижение долгосрочного успеха формируется по различным направлениям:
·установление своей рыночной позиции, обеспечивающей удовлетворение потребностей определенной группы потребителей (в сельской местности, в средних, крупных городах). Для этого необходимо иметь нужный набор торговых объектов, удобные для покупателей режимы работы, ассортимент товаров и услуг, удовлетворяющий потребности покупателей с учетом деятельности конкурентов, адаптировать товары и услуги к происходящим на рынке изменениям;
·поддержание своей рыночной позиции. Позиция торговой организации и каждого торгового объекта подвержена влиянию многих факторов, нестабильна, требует оперативных мер по ее поддержанию. Для этого используют представление товаров как средство привлечения внимания покупателей, побуждая скрытые и явные потребности, рекламу, положительный имидж, соответствующий ожиданиям потребителя, маневрирование ценой, предложение нужных услуг;
·эффективное управление коммерческой деятельностью торговой организации и ее торговыми объектами (планирование закупок, размеров партий и частоты завоза), оптимизация ассортимента с учетом спроса, доходности и издержкоемкости, развития различных направлений продажи товаров (по заказам, в кредит, через Интернет, торговые автоматы, по каталогам, на выставках, ярмарках и др.), обеспечение высокого уровня потребительского сервиса, безопасности потребителей. Следует обратить внимание также на создание работникам хороших условий труда и отдыха как важнейшей составляющей повышения производительности и эффективности труда;
·инновационность отрасли, использование современных технологий в торговле при сборе, обработке коммерческой информации, при продажах, расчетах с покупателями, оказании им услуг, при внедрении новых технологий на всем пути движения товаров от производства до потребителя в рамках установленных сроков и гарантированной защиты интересов покупателя. [7, c.120]
Ключевыми факторами коммерческого успеха являются следующие:
1.1 Состояние материально-технической базы предприятия и ее соответствие современным требованиям:
- уровень технического оснащения, наличие современного оборудования, оргтехники;
использование новых технологий производства;
степень обновления выпускаемого ассортимента;
состояние производственных зданий, складского хозяйства, обеспеченность площадями, транспортными средствами;
автоматизированная обработка коммерческой информации;
инновационные возможности по внедрению новой техники и технологии, научно -исследовательской работы.
.2 Финансовые факторы коммерческого успеха:
объем и структура основного и оборотного капитала;
размер собственных оборотных средств;
финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность;
.3 Кадровый потенциал предприятия:
количественный и качественный состав кадров;
высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала;
квалификация и опыт коммерческих работников;
стимулирование работы специалистов;
.4 Организационные факторы:
наличие развитых информационных систем;
своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации;
возможность быстрой реализации новых достижений и эффективных коммерческих стратегий;
оптимальная структура управления предприятием;
1.5Факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка:
- объемы спроса и предложения;
качество выпускаемой продукции и услуг;
сервисное обслуживание;
степень выполнения заключенных договоров поставки;
эффективная реклама и система стимулирования сбыта;
высокий имидж, наличие фирменного стиля предприятия. [2, c.153-155]
Наличие множества факторов, их взаимозависимость, динамизм определяют сложность коммерческой деятельности, многовариантность решений, принимаемых зачастую в условиях неопределенности, что сопряжено с коммерческим риском. Это требует изучения и глубокого анализа степени влияния различных факторов на конечный результат деятельности организации, определяет необходимость выделения наиболее значимых факторов, обеспечивающих высокий уровень коммерческой работы и возможность увеличения доходов организации. [1, c.76-77]
Факторы коммерческого успеха можно разделить также на зависящие от организации и не зависящие от нее.
К первой группе относят объем деятельности организации, объем экспорта, номенклатура продукции, организация управления коммерческой деятельностью, квалификация персонала, финансовое состояние организации, ассортимент торговых объектов, его структура и др.
К факторам, не зависящим от предприятия, т.е. ко второй группе, относят: налоговую и финансовую политику правительства, состояние платежеспособности населения, его спрос, состояние экономики республики, инфляцию, таможенную политику, демографическую ситуацию, уровень конкуренции и др.
Необходимо изучать эти факторы, учитывать степень их влияния и использовать для обоснования принимаемых решений с целью получения наилучшего экономического результата. [12, c.99-100]
В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом.
При оценке эффективности договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько выгодны для организации условия договора, изучается степень и методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так и самой организацией. [13, c.56-58]
Выгодными условиями считаются те, которые способны сократить затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов. Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор - это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованны затраты, предусмотренные условиями договора.
В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора - уплаченные штрафы, пени, неустойки.
Основная функция коммерческой деятельности по Уставу и в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» - получение прибыли в результате сбытовой работы. Прибыль выступает и как показатель эффективности деятельности предприятия, и как источник дальнейшего его развития. Средства прибыли являются единственным источником дальнейшего расширения объема производства, освоения новых видов продукции, повышения ее качества, технического перевооружения. [6, c.76-77]
Фактическая прибыль (балансовая) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и прибыли, полученной от внереализационных операций (аренда, долевое участие в СП, дивиденды, штрафы от должников и др.). Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на производство и налогами.
Размер прибыли предприятия характеризует его доходность. Но сумма прибыли не дает представления об эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, основных фондов. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используют показатели рентабельности.
Общая рентабельность производства рассчитывается по формуле:
(1)
Каждое предприятие должно рассчитывать минимальный уровень рентабельности, при котором сумма прибыли обеспечивает уплату налогов.
Рентабельность продажи рассчитывается по формуле:
(2)
Для оценки эффективности использования текущих затрат на производство продукции рассчитывается показатель рентабельности продукции.
Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
(3)
Анализируя рентабельность изделия в динамике и в сравнении с рентабельностью аналогов-конкурентов, предприятие может сформировать план производства с учетом прибыльности конкретных изделий. Чем выше рентабельность производства продукции, тем эффективнее производство.
Эффективность коммерческой деятельности оценивается также с помощью коэффициента оборачиваемости оборотных средств, который зависит от ускорения реализации готовой продукции за счет своевременного заключения договоров, выбора надежных партнеров, освоения новых рынков сбыта и др.
Скорость движения оборотных средств рассчитывается по формуле:
(4)
Эффективность коммерческой деятельности можно оценить и с помощью коэффициента реализации.
Коэффициент реализации рассчитывается по формуле:
(5)
Чем ближе коэффициент реализации к единице, тем эффективнее организован сбыт продукции предприятия.
Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков. [3, c.48]
Во многом эффективность закупочной деятельности зависит от выбора поставщиков. Оценить, насколько этот выбор правильный, можно с помощью следующих показателей:
·частота и характер неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком договорных обязательств;
·количество и удельный вес поставок некачественного товара;
·нарушение установленных сроков поставок по вине поставщика;
·количество и удельный вес поставок товаров в ненадлежащем количестве и ассортименте;
·устойчивость условий договора - наличие внесения изменений в договор по наиболее значимым пунктам (цена, ассортимент, сроки и количество);
·доходность сделки с данным поставщиком (определить сумму валового дохода от продажи товаров данного поставщика, удельный вес в общей сумме валового дохода, долю затрат на совершение сделки в сумме валового дохода от сделки).
Расчет данных показателей необходимо проводить по каждому поставщику отдельно, что позволит при сравнении результатов выявить наиболее надежных и выгодных партнеров. [8, c.79-80]
В качестве показателя эффективности работы с поставщиками может выступать наличие необоснованной и (или) просроченной кредиторской задолженности, так как своевременная оплата товаров и услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты. [11, c. 8]
Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.
Важнейшей составляющей коммерческой деятельности предприятия по закупкам товаров является управление товарными запасами. От того, насколько грамотно и рационально осуществляется управление товарными запасами, зависит эффективность всей деятельности фирмы. [9, c.24]
Основными составляющими деятельности по управлению запасами являются: определение оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии товаров, а также частоты завоза товаров, которые зависят, в первую очередь, от объема спроса (оборота).
В оптовой торговле при расчете оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии целесообразно исходить из объема реализации за определенный период, например, за месяц. Необходимо также учитывать предполагаемый объем заказов от покупателей, площадь склада, расходы на транспортировку и хранение.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. И те, и другие зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный: транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как закупки и перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже; расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. [4, c.55-56]
Для оценки эффективности коммерческой работы в данном направлении нужно определить, насколько затраты при осуществлении закупок обоснованы. Для этого необходимо соотнести прибыль, полученную в результате реализации закупленных товаров, с затратами, т.е. определить рентабельность затрат.
Таким образом, эффективность коммерческой деятельности по управлению товарными запасами зависит не только от скорости оборачиваемости товарных запасов, но и от рентабельности затрат, связанных с осуществлением закупок.
Главным показателем эффективности коммерческой деятельности предприятия в целом является оптовый товарооборот. Анализ его структуры в разрезе ассортимента позволяет выявить неходовые, убыточные товары. Полученная информация поможет организации оптимизировать торговый ассортимент, разработать мероприятия по стимулированию продаж данных товаров. Однако данный показатель в большей степени характеризует спрос на реализуемый товар, нежели экономический эффект. Поэтому для оценки эффективности сбытовой деятельности применяются относительные показатели: рентабельность продаж и рентабельность затрат на реализацию, а также скорость обращения товаров.
Также при оценке эффективности коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров проводится анализ работы с покупателями по количеству заключенных договоров, структуре товарооборота по каждому из покупателей, анализируется дебиторская задолженность, а также степень удовлетворения покупателей.
Эффективность сбытовой деятельности зависит также от реализуемой фирмой ценовой политики. При оценке эффективности ценовой политики организации изучают динамику и уровень цен реализации, а также определяют следующие показатели:
·валовый доход фирмы за период;
·средний уровень торговой надбавки, принятой в организации;
·уровень торговой надбавки в цене по товарным группам;
·сумма прибыли и ее удельный вес в торговой надбавке;
·сумма издержек на реализацию и их доля в сумме валового дохода.
Если в ценовой политике предприятия предусмотрено предоставление скидок, то необходимо оценить эффективность их применения, при этом нужно исходить из целей организации. Основной целью применения скидок является увеличение объема продаж, так как в большинстве случаев прибыль, получаемая из торговой надбавки, слишком мала, и торговые организации могут получать больше прибыли только за счет оборота товаров - чем выше товарооборачиваемость, тем больше прибыль. Поэтому для оценки эффективности применения скидок необходимо определить прирост объема продаж, а также соотнести прибыль, полученную от продажи дополнительных единиц товара с применением скидок, с прибылью, которую фирма получила бы без предоставления скидок. Применение скидок целесообразно и эффективно, если вследствие этого организация получает больше прибыли.
Иногда предприятия, применяя различные виды скидок, может стремиться не к получению прибыли, а к предотвращению (минимизации) убытков: реализация неходового или сезонного товара, ускорение реализации товара, срок годности которого истекает в скором времени и т.д. В данном случае эффект будет иметь место при реализации большего количества товара, нежели без скидок.[10, c.12-13]
Одним из направлений коммерческой деятельности торгового предприятия является рекламная деятельность. При оценке эффективности реализации рекламных мероприятий определяется прирост товарооборота в результате проведения стимулирующих мероприятий; сумма прибыли, полученной вследствие применения рекламы; сумма затрат на рекламные мероприятия; рентабельность затрат на рекламу.
Однако эффективность рекламных мероприятий невозможно оценить в один момент, так как эффект может наступить не сразу, поэтому планируя рекламную компанию, необходимо это учитывать при расчете окупаемости затрат. Кроме того, увеличение объема продаж в данный период может быть вызвано и другими факторами, которые также нужно учесть при оценке эффективности рекламной деятельности.
Профессором Николаевой Т.И. была предложена методика системной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли, содержащая определенный перечень показателей, позволяющих судить об эффективности коммерческой деятельности торговой организации (рисунок 1.3).
Направление коммерческой деятельностиПоказатель эффективности коммерческой работыШирота ассортиментаАссортимент товаров и егоГлубина ассортиментаФормированиеКоэффициент обновления ассортиментаКоэффициент устойчивости ассортиментаИндекс роста товарооборотаПрирост (сокращение) времени обращения товаровСтепень соответствия товарных запасов нормативуПланирование товарногоИндекс выполнения плана закупокпредложения и обеспечение товарамиСтепень выполнения договорных обязательств поставщикамиРитмичность поступления товаров по ассортиментуКоэффициент допустимого уровня качества товаровИндекс валового доходаСоответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса Формирование и стимулированиеСтепень обновления ассортимента СпросаКоэффициент завершенности покупки Объем и структура неудовлетворенного спроса Рентабельность рекламных мероприятийПрирост валового дохода от коммерческих операций Экономическая эффективность коммерческой деятельностиПрирост прибыли от коммерческой деятельности Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаровРисунок 1.3 - Система показателей оценки коммерческой работы предприятия
«Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности - «Ассортимент товаров и его формирование» - состоит из четырех показателей: широта, глубина ассортимента, коэффициенты обновления и устойчивости ассортимента. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе организаций по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы организаций, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня. В ассортиментной политике должны учитываться следующие факторы: наличие в магазинах разнообразных товаров; устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; рациональное размещение товаров в магазинах.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Данный информационный блок предлагается дополнить расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволит судить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ широты и устойчивости (стабильности) ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.
Второй блок показателей - «Планирование товарного предложения и обеспечение товарами» - состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота организации, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и, особенно, выполнение договорных обязательств.
Результативность хозяйственных связей торговых организаций во многом определяется правильностью выбора поставщика и формой осуществления торговых сделок. Количество поставщиков, частота завоза товаров зависят от типа магазина и его мощности, ассортиментного профиля, которые являются определяющими факторами при формировании ассортимента и объемов товарооборота. С увеличением торговой площади возрастает частота завоза товаров, а, следовательно, и товарооборачиваемость. Экономнее расходуются в целом средства фирмы.
Группу показателей третьего блока в системе оценки эффективности коммерческой деятельности торговой организации - «Формирование и стимулирование спроса» - целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по фирме, исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок. Это направление коммерческой деятельности торговой организации неразрывно связано с блоками, характеризующими планирование товарного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результате предложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализа спроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная и ценовая политика. В этом блоке важное место принадлежат рекламной работе торговых и производственных организаций.
Четвертый блок показателей - «Экономическая эффективность коммерческой деятельности» - характеризует результативность управления коммерческой работой торговой организации. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности торговых организаций. В торговой организации коммерческая деятельность непосредственно влияет на экономические результаты. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу организации в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, валовый доход, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания и качеству товаров». [5, c.188-189]
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности
.1Организационно - экономическая характеристика Добрушского райпо
Добрушское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в Добрушском районе, создано 5 апреля 1994 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно -финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
Предметом деятельности Добрушского райпо являются:
·организация розничной торговли, общественного питания;
·закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
·оказание платных услуг населению;
·организация рынков для торговли товарами;
·осуществление внешнеэкономической деятельности;
·осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Устав общества утвержден собранием уполномоченных Добрушского районного потребительского общества 4 декабря 2012 года. Устав общества содержит 15 разделов. Основными являются:
·Общие положения;
·Ревизионная комиссия общества;
·Имущества общества;
·Паевой и иные фонды общества;
·Доходы и прибыль общества, их распределение;
·Имущественная ответственность общества и его членов;
·Реорганизация и ликвидация общества.
Основной вид деятельности Добрушского райпо - это обслуживание городского и сельского населения через стационарную и нестационарную торговую сеть. Торговая сеть представляет собой 103 магазина с торговой площадью 11733 кв. м., в том числе продовольственных магазинов - 53, непродовольственных магазинов - 23 и смешенных магазинов - 27. Из них расположены в сельских пунктах 59 магазинов с торговой площадью 5173 кв. м., в том числе продовольственных магазинов - 24, непродовольственных магазинов - 10, смешенных магазинов - 25. Число магазинов самообслуживания на 2013 год составляет 75, из них в сельской местности - 50. Передвижная торговая сеть представлена тремя автомагазинами, расположенными в сельской местности. Приложения 1, 2.
Инициатором заключения договора на поставку товаров в основном выступает Добрушское райпо, которое высылает противоположной стороне на рассмотрение два экземпляра проекта договора. Если партнер согласен со всеми условиями, то подписывает договор и высылает один экземпляр Добрушскому райпо. Если у стороны имеются возражения по условиям полученного договора, то она составляет протокол разногласий в трех экземплярах, о чем делается отметка в договоре поставки. Один экземпляр остается с проектом договора, а два других экземпляра, с оформленным договором, отправляются на рассмотрение Добрушскому райпо. Если Добрушское райпо имеет возражения, то составляется протокол урегулирования разногласий, где указываются пункты с которыми Добрушское райпо не согласно и пункты в новой редакции, по которым найдено компромиссное решение. Приложение 20.
Экономическая характеристика Добрушского райпо наиболее полным образом представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 -Оценка экономических показателей розничной деятельности Добрушского райпо за 2011-2012 гг.
Показатели2011 год2012 ГодОткло-нение, (+,-)Темп изменения, %Розничный товарооборот, млн р. в действующих ценах 63759 109973 +46214 172,48 в сопоставимых ценах63759101171+37412158,68Доход от реализации товаров: сумма, млн р.1171919234+7515164,13 в % к обороту18,3817,49-0,89-Индекс цен11,087+0,087108,7Расходы на реализацию товаров: сумма, млн р.1129817103+5805151,38 в % к обороту17,7215,55-2,17-Прибыль (убыток) от реализации товаров:сумма, млн р.4242131+1707502,59в % к обороту0,671,94+1,27-
Использованы приложения 3, 4, 7, 8.
Проведенный анализ показал, что розничный товарооборот Добрушского райпо в действующих ценах увеличился на 72,48% (на 46214 млн р.) и составил в 2012 году 109973 млн р., а розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 58,68% (на 37412 млн р.) и составил в 2012 году 101171 млн р. Доход от реализации товаров увеличился на 64,13% (на 7515 млн р.) и составил 19234 млн р. Индекс цен в 2012 году составил 1,087, что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 8,7% (на 0,087). Расходы на реализацию увеличились на 51,38% (на 5805 млн р.), составили 17103 млн р. и составили 15,55% от розничного товарооборота в 2012 году Прибыль от реализации товаров увеличилась примерно в 5 раз (на 1707 млн р.) и составила 2131 млн р. Таким образом руководству Добрушского райпо следует продолжать деятельность по увеличению суммы прибыли от реализации товаров, а её дальнейшее увеличение можно достичь при экономном и рациональном использовании затрат.
2.2Оценка эффективности коммерческой работы Добрушского райпо
Для того, чтобы дать оценку эффективности коммерческой работы Добрушского райпо, необходимо проанализировать эффективность использования основных (таблица 2.2).
Таблица №2.2 Эффективность использования основных средств в Добрушском райпо за 2011-2012 гг.
Показатели 20112012Отклонение (+;-)Динамика, %1. Розничный товарооборот, млн р.63759109973+46214172,482. Среднегодовая стоимость основных средств, всего, млн р.1670425898,5+9194,5155,04В том числе: 2.1.среднегодовая стоимость активной части основных средств, млн р.11231,7716010,45+4778,68142,553. Удельный вес активной части основных средств, %67,2461,82-5,42-4.Прибыль от реализации по торговле, млн р.4242131+1707502,595. Среднесписочная численность работников торговли, чел.402400-299,506. Производительность труда, млн р.158,60274,93+116,33173,357.Фондоотдача, всего, р.3,8174,246+0,429111,247.1. В том числе фондоотдача активной части основных средств, р.5,686,87+1,19120,958. Фондоемкость, р.0,260,24-0,0292,319. Фондовооруженность, млн р.41,5564,75+23,20155,8410. Техническая вооруженность работников, млн р.27,9440,03+12,09143,2711.Прибыль на 1 рубль основных средств, р.0,030,08+0,05266,67
Использованы приложения 3, 4, 7 - 12, 14.
Проведенный анализ эффективности использования основных средств по Добрушскому райпо показал, что в 2012 году райпо получило 4,246 рубля объема розничного товарооборота от каждого рубля, вложенного в основные средства райпо, что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 0,429 рубля (на 11,24%). В 2012 году Добрушское райпо получило 6,87 рубля объема товарооборота от каждого рубля, непосредственно задействованного в торговом процессе. Затрачивается в 2012 году 0,24 рубля для продажи 1 рубля товара, что по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 0,02 р. (на 7,69%). Оснащенность работников основными средствами составляет 64,75 млн р., что по сравнению с 2011г. увеличилось на 55,84% (на 23,20 млн р.), оснащенность работников основными средствами непосредственно задействованных в торговом процессе составила 40,03 млн р., что по сравнению с 2011 г. увеличилось на 43,27% (на 12,09 млн р.). Использование в 2012 году в Добрушском райпо основных средств приносит на 1 рубль основных средств 0,08р. прибыли, что по сравнению с 2011 годом увеличилось примерно в 2,7 раза (на 0,05 р.). Таким образом положительными моментами в работе Добрушского райпо являются: рост фондоотдачи и уменьшение фондоемкости, что говорит о эффективном использовании основных средств, увеличение фондоотдачи активной части, увеличение оснащенности работников основными средствами, увеличение прибыли райпо.
На эффективность коммерческой работы Добрушского райпо также влияет и эффективность использования оборотных средств (таблица 2.3).
Таблица №2.3 Показатели эффективности использования оборотных средств в Добрушском райпо за 2011 -2012 гг.
Показатели20112012Отклоне-ние (+;-)Дина-мика, %1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.85245131615+46370154,402.Среднегодовая стоимость оборотных средств, всего, млн р.1297518004+5029138,763.Прибыль, млн р.11103521+2411317,214.Показатели оборачиваемости: - число оборотов, раз - продолжительность одного оборота (Тдн) 6,6 55 7,3 49 +0,7 -6 110,61 89,095.Рентабельность оборотных средств, %8,5619,5611,00-6 Высвобождение оборотных средств, млн р.-1828
Использованы приложения 5, 6, 9, 10.
Проведенный анализ показал, что среднегодовая стоимость оборотных средств в целом увеличилась на 38,76% (на 5029 млн р.) и составила в 2012 году 18004 млн р. Число оборотов оборотных средств составило 7,3 раза, что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 10,61% (на 0,7 раз). Продолжительность одного оборота в 2012 году составила 49 дней, что по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 10,91% (на 6 дней). Рентабельность оборотных средств в 2012 году составила 19,56%, что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 11%. В связи с этим произошло высвобождение оборотных средств на 1828 млн р., что является положительным моментом в работе Добрушского райпо. Так же следует отметить, что оборотные средства в Добрушском райпо используются эффективно, т.к. число оборотов оборотных средств увеличивается, а продолжительность одного обора уменьшается, что положительно влияет на деятельность Добрушского райпо.
Так же можно отметить, что главную роль в эффективности коммерческой работы Добрушского райпо занимает товарооборачиваемость (таблица 2.4).
Таблица № 2.4 Анализ товарооборачиваемости по Добрушскому райпо за 2011 -2012 гг.
Показатель20112012Отклонение, (+, -)Розничный товарооборот, млн р.63759109973+46214Однодневный товарооборот, млн р.177,11305,48+128,37Среднегодовые товарные запасы, млн р.7574,514094,5+6520Время обращения товаров в днях4346+3Скорость обращения товаров в оборотах, раз8,47,8-0,6
Использованы приложения 3, 4.
Проведенный анализ товарооборачиваемости по Добрушскому райпо показал, что в целом розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2011 годом на 46214 млн р. и составил в 2012 году 109973 млн р. Однодневный товарооборот в 2012 году составил 305,48 млн р., увеличился на 128,37 млн р., среднегодовые товарные запасы в 2012 году составили 14094,5 млн р., увеличились на 6520 млн р. Таким образом время обращения товаров в днях увеличилось на 3 дня и составило в 2012 году 46 дней, а скорость обращения товаров в разах уменьшилась на 0,6 раза и составила в 2012 году 7,8 раза. Следовательно увеличение времени обращения товаров и сокращение скорости обращения товаров отрицательно влияет на деятельность Добрушского райпо.
Соблюдение нормативов оказывает значительное влияние на работу Добрушского райпо (таблица 2.5).
Таблица №2.5 Проверка соблюдения норматива по товарным запасам по Добрушскому райпо за 2012 год
Товарные группы и товары2012Отклоне-ние товарных запасов в днях, (+,-)Розничный товарооборот, млн. руб.Норма-тив товар-ных запасов в дняхфактические товарные запасывсегоодноднев-ныйсумма, млн. руб.дниПродовольствен-ные товары87669243,5322901637+15Непродовольст-венные товары2230461,96609454153+93Всего 109973305,48301847061+31
Использованы приложения 3, 4, 18.
Проведенный анализ соблюдения норматива по товарным запасам показал, что в целом норматив товарных запасов в днях не соблюдается, т.к. при нормативе в 30 дней, фактические товарные запасы 2012 года составляют 61 день (превышаю норматив на 31 день), в т.ч. при нормативе товарных запасов продовольственных товаров в 22 дня, фактические товарные запасы продовольственных товаров составляют 37 дней (превышают норматив на 15 дней), при нормативе товарных запасов непродовольственных товаров в 60 дней, фактические товарные запасы составляют 153 дня (превышают норматив на 93 дня). Таким образом наблюдается существенное несоблюдение норматива, что отрицательно влияет на деятельность Добрушского райпо.
Следующим этапом для изучения эффективности коммерческой работы Добрушского райпо является анализ движения работников (таблица 2.6).
Таблица №2.6 Показатели движения кадров Добрушского райпо за 2011 -2012гг.
Показатели 20112012Отклонение (+;-)1.Среднесписочная численность работающих, чел.775757-182.Принято в организацию, чел.206197-93.Выбыло из организации, всего, чел.:251231-203.1.В том числе: По собственному желанию251231-203.2. За нарушение трудовой дисциплины0004.Коэффициент оборота по приему, %26,5826,02-0,565.Коэффициент оборота по выбытию, %32,3930,52-1,876.Коэффициент текучести, %32,3930,52-1,87
Использованы приложения 11, 12.
Проанализировав движение работников Добрушского райпо за 2011-2012 года, можно сделать вывод о том, что доля принятых работников в 2012 году в общем количестве составила 26,02% (уменьшилась на 0,56%), доля уволенных работников в общем количестве составила 30,52% (уменьшилась на 1,87%). Из этого следует сокращение штата работников, а так же уменьшение интенсивности движения кадров. Степень текучести кадров в 2012 году по сравнению с 2011 годом сократилась на 1,87% и составила в сумме 30,52%, что является положительным моментом. Таким образом руководству Добрушского райпо следует продолжать работу по уменьшению степени текучести кадров.
Заключительным этапом анализа эффективности коммерческой работы является рассмотрение показателей эффективности труда и заработной платы по Добрушскому райпо (таблица 2.7).
Таблица №2.7 Показатели эффективности труда и заработной платы по Добрушскому райпо за 2011 -2012 гг.
Показатели20112012Отклонение, (+,-)Динами-ка, %1. Розничный товарооборот в действующих ценах, млн р.:63759109973+46214172,482. Фонд заработной платы, млн р.6215,41867,5+5652,1190,943. Фонд заработной платы в % к розничному товарообороту, % 9,7510,79+1,04-4. Среднесписочная численность работающих, чел.402400-299,505.Чистая продукция, млн р.6639,413998,5+7359,1210,846.Прибыль от реализации, млн р.4242131+1707502,597. Производитель-ность труда по роз-ничному товароо-бороту, млн р.158,60274,93+116,33173,358. Производитель-ность труда по чистой продукции, млн р. 16,5235,00+18,48211,869. Производительность труда по прибыли, млн р.1,065,33+4,27502,8310. Среднегодовая заработная плата 1-го работающего, тыс. р. 15461,19 29668,75 +14207,56 191,8911. Среднемесячная заработная плата 1-го работающего, р.12615052415188+1153683191,4512. Розничный товарооборот в действующих ценах на 1 руб. заработной платы, р.4123,813706,69-417,1289,8913. Доля средств фонда заработной платы в чистой продукции, %93,6184,78-8,83-14. Сумма прибыли на 1 руб. заработной платы, р2772+45266,6715. Среднесписочная численность работников, чел.252250-299,2116. Среднегодовая заработная плата 1-го работника, тыс р.24664,2947470+22805,71192,4617. Среднемесячная заработная плата 1-го работника, р.20553583955833+1900475,8192,46
Использованы приложения 3, 4, 7, 8, 11, 12.
Проанализировав показатели эффективности труда и заработной платы по Добрушскому райпо, видно, что розничный товарооборот в действующих ценах увеличился на 72,48% (на 46214 млн р.) и составил 109973 млн р., фонд заработной платы увеличился на 90,94% (на 5652,1 млн р.) и составил 11867,5 млн р., фонд заработной платы в процентах к розничному товарообороту составил 10,79% в 2012 году (увеличился на 1,04%), среднесписочная численность уменьшилась на 0,5% (на 2 человека) и составила 400 человек, сумма чистой продукции увеличилась примерно в 2 раза (на 7359,1 млн р.) и составила 13998,5 млн р., сумма прибыли увеличилась примерно в 5 раз (на 1707 млн р.) и составила 2131 млн р., производительность труда по розничному товарообороту увеличилась на 73,35% (на 116,33 млн р.) и составила 274,93 млн р., производительность труда по чистой продукции увеличилась примерно в 2 раза (на 18,48 млн р.), и составила 35 млн р., производительность труда по прибыли увеличилась примерно в 5 раз (на 4,27 млн р.) и составила 5,33 млн р., среднегодовая заработная плата одного работающего увеличилась на 91,89% (на 14207,56 тыс р.) и составила 29668,75 тыс р., среднемесячная плата одного работающего увеличилась на 91,45% (на 1153683 р.) и составила 2415188 р., розничный товарооборот в действующих ценах на 1 р. заработной платы составил 3707 р. (уменьшился на 417 р., на 10,11%), доля средств фонда заработной платы в чистой продукции составила 84,78% (уменьшилась на 8,83%), сумма прибыли на 1 р. заработной платы составила 72 р. (увеличилась примерно в 2 раза, на 45 р.). Среднегодовая заработная плата одного рабочего в 2012 году составила 47470 тыс р., что по сравнению с 2011 годом увеличилось на 92,46% (на 22805,71 тыс р.). Таким образом положительными моментами в работе Добрушского райпо является существенное увеличение производительности труда по розничному товарообороту на 73,35%, по чистой продукции в 2 раза, по прибыли в 5 раз, увеличение заработной платы работников на 91,45%, что свидетельствует об эффективном использовании фонда заработной платы в целом.
2.3 Пути повышения эффективности коммерческой работы Добрушского райпо
Для получения максимального эффекта от деятельности Добрушского райпо важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.
Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности, так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и своевременной информации. С этой целью целесообразно вести компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских и др.). Важно иметь возможность оперативно получать информацию для принятия управленческих решений относительно направлений коммерческой деятельности. В данном случае эффективным будет создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности.
Для обеспечения эффективной договорной работы в Добрушском райпо необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для Добрушского райпо условиях. Выгодными условиями договора могут выступать следующие:
осуществление доставки (вывоза) товара силами другой стороны, т.е. когда транспортные расходы берет на себя поставщик (покупатель);
выгодное распределение риска в случае форс-мажорных обстоятельств;
в договорах с поставщиками: фиксированные цены в течение некоторого периода, на срок действия договора; отсрочка платежа за товар;
в договорах с покупателями: предоплата за товар; минимальный размер приобретаемой партии за определенный период и т.д.
Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому контрагенту, в том числе и контроль за выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит оперативно проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание штрафов и пени за просроченные обязательства. Одно из таких мероприятий - предоставление скидок при предоплате за товар. Таким образом, Добрушское райпо высвобождает свои оборотные средства, что дает возможность погасить свои обязательства перед кредиторами.
В направлении формирования ассортимента повысить эффективность деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости от специфики деятельности Добрушского райпо целесообразным может быть создание более узкого, но глубокого ассортимента; замена морально устаревших, неходовых товаров новыми.
Для обеспечения эффективности деятельности по управлению товарными запасами целесообразно применение логистических принципов при определении потребности в закупаемых товарах, использование различных систем контроля состояния запасов (системы оперативного управления, равномерной поставки, пополнения запаса до максимального уровня, с фиксированным размером заказа при периодической или непрерывной проверке фактического уровня запаса и др.).
Эффективное управление товарными запасами предполагает минимизацию расходов на транспортировку и хранение товаров. В случае, когда по договору организация-покупатель является заказчиком транспорта, ей необходимо определить, что выгоднее: привлечь для перевозки груза стороннюю организацию либо использовать собственный транспорт? При принятии решения по данному вопросу, Добрушское райпо должно учитывать размер партии, периодичность заказов, а также сравнительный анализ затрат при использовании обоих вариантов. Если Добрушское райпо все же осуществляет доставку товаров собственным транспортом, оно должно вести работу по оптимизации маршрутов с целью экономии топлива и времени пребывания автомобиля в пути.
Повышению эффективности коммерческой деятельности по закупкам товара будет способствовать эффективный выбор поставщиков, сотрудничество с которыми обеспечивает максимальную выгоду и минимальный риск. С этой целью коммерческая служба Добрушского райпо должна проводить сравнительную характеристику поставщиков по наиболее важным критериям. Необходимо также определить: закупать товар у производителя или у посредника. Естественно, что цена у производителя будет ниже, тогда главным критерием будут выступать затраты.
Ценовая политика будет более эффективной при использовании дифференцированных цен. Это предполагает предоставление различных видов скидок для покупателей: скидки за покупку определенного количества единиц товара или на определенную сумму, скидки за предоплату, скидки розничным организациям за продвижение товара и др.
Применение скидок оказывает стимулирующее воздействие на покупателей. Такое же действие оказывает и предоставление отсрочки платежа, однако это невыгодно для продавца, и целесообразно лишь в том случае, когда покупатель приобретает достаточно большую партию, а также для привлечения новых и поощрения постоянных клиентов. В любом случае решение о применении такого способа оплаты может быть принято только после изучения достоверной информации о платежеспособности и финансовом состоянии покупателя.
Существуют также неценовые средства привлечения покупателей и стимулирования продаж. В оптовой торговле к таким средствам относятся: организация стендов Добрушского райпо на специализированных выставках, реклама в специализированных печатных изданиях в виде небольших статей с информацией о предлагаемом товаре, товаре новинке, оказание дополнительных услуг и т.д.
Эффективность деятельности по продаже товаров зависит не только от размера валового дохода Добрушского райпо, но и от его структуры: рост суммы валового дохода должен быть вызван более высоким темпом роста прибыли по сравнению с темпом роста издержек обращения. Поэтому Добрушское райпо должно постоянно вести работу по оптимизации и снижению доли затрат, связанных с реализацией товаров.
Разработка и применение тех или иных мер по повышению эффективности коммерческой деятельности определяется конкретными условиями (внутренними и внешними), в которых действует Добрушское райпо. Изучение теоретических аспектов коммерческой деятельности Добрушского райпо и оценки его эффективности лишь дает специалистам в этой области определенную базу понятий, приемов и методов для осуществления ими практической деятельности.
Заключение
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, обслуживающих обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли и осуществляется на всем пути товародвижения. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями и осуществляется управление обменом. В сфере оптовой торговли выделяют следующие направления коммерческой деятельности:
организация хозяйственных связей и договорной работы в торговой организации (выбор формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора);
коммерческая деятельность по закупке товаров (обоснование и отбор организационных форм закупок, организация оптовых закупок, документальное оформление закупок, контроль исполнения договора);
коммерческая работа по продаже товаров (выбор формы оптовой продажи, разработка и подписание договора поставки, организация оптовой продажи, документальное оформление оптовой продажи, контроль исполнения договора поставки);
формирование ассортимента и управление товарными запасами в торговой организации (формирование товарных ресурсов; поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрирование, нормализация товарных запасов; коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров);
Коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации - чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно осуществлять коммерческую деятельность по всем ее направлениям, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность. В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Для получения максимального эффекта от деятельности предприятия важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы организации в целом и по каждому из ее направлений. Однако разработка тех или иных мер по повышению эффективности коммерческой деятельности определяется конкретными условиями (внутренними и внешними), в которых действует торговая организация.
На основе изучения теоретических аспектов коммерческой деятельности была проведена оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия Добрушское райпо. Анализ основных показателей деятельности данного предприятия показал их значительный рост в 2012 г. по сравнению с 2011г. Так, розничный товарооборот увеличился на 72,48 %, темп роста валового дохода составил 64,13 % при темпе роста прибыли от реализации в 5 раз. При этом финансовое состояние организации достаточно стабильно. Однако в процессе анализа эффективности коммерческой деятельности Добрушского райпо были выявлены недостатки.
Основными поставщиками товаров являются: ОАО «8 марта», ЧУП «Барс», ЗАО «Завод химических изделий», ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», ОАО «Труд», ОАО «Мозырьсоль», ЧТП «Торговый дом «Молочное кружево»», ОАО «Беллакт».
Наиболее выгодными поставщиками являются ОАО «Мозырьсоль», ЧТП «Торговый дом».
Добрушский хлебозавод применяет следующие виды рекламы товаров:
реклама в специализированных печатных изданиях;
предложение товара посредством личных контактов;
Деятельность Добрушского райпо в этом направлении достаточно эффективна, о чем свидетельствует рост товарооборота.
Анализ показателей экономической эффективности деятельности Добрушского райпо выявил увеличение рентабельности оборотных активов на 11 процентных пункта. На данное увеличение повлияло ускорение их оборачиваемости, которое, в свою очередь, вызвано снижением длительности оборота дебиторской задолженности на 6 дней.
Таким образом, при разработке мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности Добрушского райпо, был сделан акцент на использование возможности получения скидки за предоплату при работе с поставщиками, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, а также на целесообразность расширения ассортимента.
Для достижения дальнейшего ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности возможен переход на условия предоплаты в расчетах с покупателями.
На основе изучения информации о предложениях поставщиков возможно дальнейшее сотрудничество на выгодных для Добрушского райпо условиях.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности каждого из направлений коммерческой деятельности. Так, эффективность работы по формированию ассортимента повысится путем его расширения; использование предоставляемой скидки за предоплату сделает более эффективными взаимоотношения с поставщиками и повысит договорную дисциплину. Применение дифференцированного ценообразования будет способствовать повышению эффективности коммерческой деятельности, как в области ценовой политики, так и в направлении взаимоотношений с покупателями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия : учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. - Минск : Изд-во Гревцова, 2009. - 365 с.
2. Байбардина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Байбардина, И.А. Байбардин, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтова. - Минск : ЗАО «Техноперспектива», 2004. - 256 с.
3. Башаримова, С.И. Коммерческая деятельность : пособие / С.И. Башаримова, М.В. Дасько. - Минск: Беларус. энцыкл , 2010. - 295 с.
4.Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О. В. Пигунова. - 3-е изд., исп. - Минск: Выш. шк., 2008.- 363 с.
5.Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С.Н. Виноградова. - Мн.: Выш. шк., 2010. 285 с.
.Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобрен Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. - Минск : Амалфея, 1999.
7.Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учеб. для студентов высших учеб. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9 изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
8.Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности : учеб. / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: Юнити-Дана, 2000.
9.О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров : указ Президента Респ. Беларусь от 7 марта 2000г. №117 (в ред. от 01.03.2007 № 116) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. -№ 1/1075.
10. О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности:
постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 22 июля 2004г. № 890 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. -№ 5/14580.
11.Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь: постановление Кабинета Министров Респ. Беларусь от 8 июля 1996 г. №444 (в ред. от 02.06.2000 № 797 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 5/7560.
12.Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008. - 367 с.
13. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность / Ф. П. Половцева. - М.:ИНФРА - М, 2008. - 246 с.
14. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность : учеб. пособие / А. Г. Ромина. - Минск : БГЭУ, 2009. - 317 с.