Общественные блага и альтернативные методы их производства
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Кафедра
экономической теории
Специальность
«Государственное управление и экономика»
Специализация
«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»
К У Р С О В
А Я Р А Б О Т А
Общественные
блага и альтернативные методы их производства
Автор
работы
I
курс, ГУЭзв-5 О.О.Захарчиц
Минск 2015
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: страницы, 3 таблицы, 3 рисунка,
21 источник.
БЛАГО, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО, ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ
БЛАГ: ИСКЛЮЧАЕМОСТЬ, НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ, ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ, НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ,
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: ЧИСТЫЕ ЧАСТНЫЕ, ЧИСТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ОБЩИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.
Объектом данного исследования являются
общественные блага.
Предметом исследования выступает предоставление
общественных благ в Республики Беларусь и зарубежных странах.
Целью курсовой работы является изучение
теоретических и практических аспектов предоставления общественных благ в
Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания работы использован системный
подход к исследованию моделей экономики, используется теоретический материал
учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, а также данные
периодической печати.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней
цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные из литературных и других источников
теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
THE SUMMARY
: pages, 3 tables, 3 figures, 21
source., PUBLIC BENEFIT, SIGNS OF THE PUBLIC BENEFITS:EXCLUDABILITY, NON-
EXCLUDABILITY , SELECTIVE, NON-SELECTIVE, PUBLIC GOODS: PURE PRIVATE, PURE
PUBLIC , GENERAL PUBLIC GOODS PROVISION.object of this research is a public
good.subject of research is the provision of public goods in Belarus and
abroad.of the course is to study the theoretical and practical aspects of the
provision of public goods in the Republic of Belarus and foreign countries.the
writing of a systematic approach to the study of economic models, theoretical
material used textbooks and manuals of domestic and foreign authors, as well as
data of periodicals.of confirm that the digital stuff in it correctly and
objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the
literature and other sources of theoretical and methodological principles and
concepts accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
.1 Сущность и значение общественных
благ
.2 Классификация общественных благ и
их специфические черты
.3 Производство общественных благ и
особенности спроса на них
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА И ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА
2.1 Определение оптимального объема
общественного блага
.2 Предоставление общественных благ
посредством рынка
.3 Предоставление общественных благ
посредством государства
.4 Предоставление общественных благ:
мировая практика
.5 Предоставление общественных благ
в Республике Беларусь
. ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Результаты функционирования общественного
сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы
государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами
потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться
для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ,
умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими
потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными,
а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и
фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования
социально-экономической политики.
Общественные блага были и остаются одним из
факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем
качественного состояния производительных сил.
Усиление масштабности рыночных отношений требует
специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения
потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека
включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой
стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти
потребности удовлетворяются общественными благами. В рыночной системе действуют
специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора
профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для
каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с
другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять
коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает
общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты.
Такие общественные блага, как национальная
оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными
заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному
рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах.
Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство
заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство
нерыночным путем.
Все это обуславливает актуальность исследования
проблем насыщения рыночного спроса в общественных благ.
Актуальность данной проблемы заключается в том,
что вопросы развития человеческих потребностей и потребления достаточно широко
разрабатывались во всех гуманитарных науках, но при этом не проводились
разграничения между потребностями в индивидуальных и потребностями в
общественных благах. В тоже время существуют значительные различия в их формировании,
выявлении, способах удовлетворения. Кроме того, недостаточно изучена роль
государства в процессе формирования общественных благ. Не получили должного
развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах
и их влияния на общественное благосостояние. Также еще актуальность темы
курсовой работы обусловлена и практическими потребностями увеличения в разы
производства общественных благ в стране.
Цель курсовой работы - изучить общественные
блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики
Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• рассмотреть сущность и свойства
общественных благ;
• изучить виды общественных благ;
• раскрыть проблемы эффективного
производства общественного блага;
• описать пути достижения оптимального
объема производства общественных благ;
• выявить роль государства в производстве
общественных благ в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С
ПОЗИЦИИЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность и значение
общественных благ
Вся историческая практика развития рыночной
экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых
материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо
поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина - рыночная неэффективность
(органические «изъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары)
являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные
функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются
посредством особых случаев.
Благо - это все то, что заключает в себе
определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда,
удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам,
целям, устремлениям людей. [1, c.44].
Следовательно, общественное благо - это такая
группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного
индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их
производство, как правило, финансируется государством.
На сегодняшний день, в современной экономике
прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы,
однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от
упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и
т.п.).
Таким образом, к общественным благам мировая
экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги,
которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам
товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует
вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ
положено два критерия - характер распределения полезности блага среди
потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым
выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а со вторым -
исключаемости или неисключаемости.
Избирательность (конкурентность) в потреблении
означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом
делает невозможным получение этих выгод другими субъектами. В результате
потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Приобретение
блага одним субъектом лишает возможности его приобретения всеми другими
субъектами, и, соответственно, потребители вынуждены конкурировать за право
приобретения и потребления блага. Например, потребление яблока Ивановым делает
невозможным это для Петрова и они вынуждены конкурировать между собой за
получение выгод от потребления данного яблока.
Неизбирательность или неконкурентность в
потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом
не ограничивает возможности получения тех же самых выгод для других. Такое
благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом
количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов.
Исключаемость в потреблении означает, что
обладание благом одним субъектом делает это благо недоступным для всех
остальных. Потребление такого блага возможно только на основе эквивалентного
рыночного обмена. Например, потребление купленного на рынке яблока Петровым
делает это недоступным для Иванова.
Неисключаемость в потреблении означает
невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными
благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным
положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится
доступным для всех, что, в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки
исключения не заплативших за благо потребителей. [2, с.169].
Таким образом, благо-это все то, что заключает в
себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда,
удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам,
целям, устремлениям людей. Из этого следует, что общественное благо - это такая
группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного
индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Главными
признаками общественных благ являются избирательность и не избирательность,
исключаемость и неисключаемость.
1.2 Классификация
общественных благ и их специфические черты
общественный благо спрос рынок
Выше указанные признаки позволяют разделить все
общественные блага на частные и общественные, которые, в свою очередь
подразделяются на:
• чистые частные блага;
• чистые общественные блага;
• общие (совместные) блага или блага совместного
потребления.
Благо, которое обладает признаками
избирательности и исключаемости, является чистым частным благом. Оно доступно в
потреблении и полезно только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и
поштучно проданы на рынке, и поэтому они наиболее отвечают требованиям
рыночного обмена. Покупка пакета чипсов кем-то исключает их доступность для
других, а заключенная в них полезность удовлетворяет потребности только данного
покупателя.
Чистое частное благо можно определить как благо,
доступное в потреблении и (приносящее полезность) удовлетворяющее потребности
только его владельца.
Чистые общественные блага - это блага,
потребляемые сообща и предоставление которых одному субъекту невозможно без
предоставления этих благ другому. Их абсолютная неизбирательность означает, что
любое потребление чистого общественного блага одним субъектом не влияет на
предоставление этого блага другим субъектам, и включение дополнительных
потребителей не уменьшает выгод от потребления блага существующими
потребителями, а предельные издержки предоставления благ дополнительным
потребителям равны нулю. Полная неисключаемость указывает на то, что данные
блага обладают неделимостью, значит, не могут быть раздроблены на единицы
индивидуального потребления и проданы поштучно. Потребление чистого
общественного блага всегда сопровождается положительными внешними эффектами, и
суть проблемы состоит в обеспечении оптимального объема их производства.
Ряду общественных благ присуща определенная
«привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной области. С точки
зрения дифференциации границ предоставления и потребления благ выделяют:
· международные;
· общенациональные
(общегосударственные);
· локальные (местные) общественные
блага.
Международные общественные блага доступны всем
жителям планеты или определенного региона (экологические программы, результаты
фундаментальных научных исследований, международная стабильность и т.п.).
Общенациональные (общегосударственные)
общественные блага распространены на территории страны, представлены системой
национальной обороны, правопорядка, дипломатии и т.п.
Локальные (местные) общественные блага включают
блага, доступ к которым имеет лишь некоторая часть населения страны (область,
район, город). Они воспроизводятся в локальных рамках. Диапазон конкретных
примеров данных благ достаточно широк: освещение улиц, транспорт, дороги, свет
маяка и т.п. На современном этапе в самостоятельную новую подгруппу выделились
сетевые блага.
Локальные общественные блага называются также
коллективными. Данный термин часто применяется в отношении благ, которые
потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы
несоперничества и неисключаемости. Для их характеристики выделяют следующие две
категории благ:
· перегружаемые, или переполняемые;
· исключаемые, или общественные блага
с ограниченным доступом.
Перегружаемые, или переполняемые блага,
характеризуются тем, что свойство неконкурентности (несоперничества)
выполняется лишь до определенного момента. Появление большого количества
дополнительных потребителей приводит к снижению полезности, получаемой от этого
блага уже существующими пользователями. К таким благам относятся чаще всего
блага с ограниченной вместимостью: теннисные корты, пляжи, бассейны,
библиотеки, мосты, дороги, зрелища и т.д.
Типичный пример перегружаемого блага -
автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем
транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение
числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по
дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности
движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения
и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные
затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных
внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные
общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому
дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Предельные издержки предоставления
перегружаемого общественного блага
В «точке перегрузки» предельные издержки
предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными.
Причем повышения издержек при увеличении числа потребителей две:
· рост расходов на содержание объекта,
возрастание степени износа;
· снижение «качества» предоставляемых
услуг после «перегрузки».
Для предотвращения «перегрузки» общественных
благ целесообразно вводить оплату, равную предельным издержкам. Цена должна
побуждать потребителей принимать во внимание вызываемое ими уменьшение
полезности для других. Например, плата за проезд в транспорте не столько
компенсирует издержки на его содержание, сколько предотвращает перегрузку.
Если приток пользователей изменяется во времени,
цены могут меняться синхронно в течение суток, дней недели, сезонов и т.д.
Например, за пользование Интернетом более высокие цены устанавливаются в часы
«пик», сниженные - в ночное время, выходные дни и т.п. Аналогично могут
действовать системы скидок, надбавок. В оптимуме перегрузка (отрицательный
внешний эффект) должна быть целиком интернизирована через цену.
Исключаемые общественные блага, или общественные
блага с ограниченным доступом, - это такие блага, которые неисключаемы и
неделимы лишь до определенного уровня потребления. Могут существовать различные
механизмы ограничения доступа к благу. Важно, чтобы уровень издержек исключения
был не высок. В итоге совместно потребляемое благо как бы дробится, превращаясь
в «пучок» частных благ, совокупность индивидуальных услуг, нередко отличающихся
друг от друга своими характеристиками. Например, доступ к благу может
регулироваться продажей билетов, уплатой взносов и т.п. В свою очередь, цена
билета может зависеть от расположения мест.
Издержки на исключение не являются раз и
навсегда данными. Они могут значительно меняться под воздействием технического
прогресса, что позволяет вводить плату там, где ранее это было невозможно. В
этих условиях граница между общественными и частными благами будет значительно
смещаться. Например, появление кабельного телевидения позволило продавать
потребителям различные пакеты видео услуг. [3, с.246].
И так, выделяют следующие виды общественных благ
:чистые частные, чистые общественные и общие блага. Но существует и другая
классификация благ, по которой выделяю следующие виды: международные,
общенациональные и локальные общественные блага.
1.3 Производство
общественных благ и особенности спроса на них
Как и рыночный спрос на частные блага,
коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем
суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого
индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага
зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной
единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности,
предельная выгода является величиной убывающей, т. е. каждую следующую единицу
общественного товара потребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы
получить кривую коллективного спроса на общественный товар, мы должны
просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или
просуммировать графики получаемых ими предельных выгод (MB). Кривая
коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного
спроса на частные блата только тем, что обе они имеют нисходящий наклон. [4,
с.482]
В случае определения рыночного спроса на частные
блага проводится суммирование по горизонтали. При определении совокупного
спроса на общественное благо, суммирование производится по вертикали (рисунок
1.2).
Рисунок 1.2 - Кривые спроса на чистое частное и
чистое общественное благо
Однако за этим внешним сходством скрываются
существенные различия.
Во-первых, чистые общественные блага невозможно
продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми
потребителями совместно. Их потребление не является исключительным правом
отдельных людей, и они могут быть потреблены даже теми людьми, которые решили
их не покупать. За единицу этого блага не назначается цена, и все потребители
используют объем выпуска целиком, т.е. в данный момент времени они потребляют
одинаковое количество общественного блага. Таким образом, при любом объеме
предложения объем потребления этого блага каждым потребителем равняется объему
предложения:
, (1.1)
где -
общий объем предложения,
- объем потребления
блага каждым из N потребителей, i=1,…., N.
Например, при осуществлении прогноза погоды
каждый отдельный гражданин страны потребляет это благо в одинаковом объеме и
полностью.
Во-вторых, величина предельной выгоды, которая
извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не
снижает предельной выгоды от него для других потребителей. При этом все
потребители получают выгоды одновременно.
Из этого вытекает, что предельная общественная
полезность чистого общественного блага для каждого данного объема потребления
представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех
потребителей:
MSB==∑
, (1.2)
где MSB
- предельная общественная полезность,
МВ - предельная индивидуальная полезность,
i=1,…., N
На рисунке 1.2 отражены важные различия между
кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо. Для чистого
частного блага (рисунок 1.2а) совокупный объем спроса при определенной цене
формируется путем суммирования соответствующих значений индивидуальных функций
спроса (qА (Р), qВ (Р), qС (Р)) по горизонтали. Кривая спроса на чистое частное
благо получается путем сложения объемов спроса для каждой цены вдоль оси
абсцисс. Следовательно, совокупный объем спроса QД при цене Р1 можно рассчитать
по формуле:
Д = ∑qi, (1.3)
где i =1, …, N.
Из графика а (рисунок 1.2) видно, что при
имеющихся трех потребителях и цене блага Р1 совокупный объем спроса на чистое
частное благо составит сумму объемов спроса всех трех потребителей QД=∑=12.
В данном случае по цене Р1 потребитель А покупает две единицы, потребитель В -
четыре единицы и потребитель С - шесть единиц, а совокупный объем спроса будет
равен двенадцати единицам чистого частного блага. Для достижения рыночного
равновесия необходимо, чтобы объем спроса равнялся объему предложения. [5,
с.648]
Совокупный спрос на чистое общественное благо
складывается как сумма предельных полезностей каждого отдельного потребителя
этого блага (рисунок 1.2б). Индивидуальные линии предельных полезностей,
свидетельствующие о готовности данных потребителей платить, отражают функции их
спроса на данное благо ().
В результате линия общественной предельной
полезности (Д), свидетельствующая о готовности общества оплачивать общественное
благо, выступает линией совокупного спроса на это благо. Кривая совокупного
спроса на чистое общественное благо выводится путем сложения индивидуальных
предельных полезностей для каждого его объема вдоль оси ординат.
Каждый из N - потребителей всегда потребляет
одинаковое количество блага. На графике б (рисунок 1.2) потребляемый рыночный
объем блага составляет 6 единиц, т.е. QS=6. Предлагаемые 6 единиц блага
потребляют все потребители. При этом потребитель А готов платить за единицу
блага 10 денежных единиц (=10), что
соответствует его субъективной оценке получаемой им предельной полезности (=).
Потребитель В готов платить за единицу блага 20 денежных единиц (=20),
поскольку такова его субъективная оценка получаемой им предельной полезности (=),
а потребитель С согласен платить за единицу блага 30 денежных единиц (=30),
это его субъективная оценка получаемой им предельной полезности от
потребляемого блага (=).
Так как все трое потребляют одинаковое количество общественного блага, то
вместе они готовы платить за общественное благо 60 денежных единиц (10+20+30).
Это и будет совокупный спрос на данное
количество предлагаемого чистого общественного блага.
Формирование спроса на чистое общественное благо
имеет ряд особенностей:
во-первых, потребление чистого общественного
блага нельзя скорректировать в соответствии с потребностями каждого
потребителя;
во-вторых, не существует соответствия между
издержками производства единицы блага и его ценой, которую готов заплатить каждый
отдельный потребитель блага;
в-третьих, цена, отражающая готовность
потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;
в-четвертых, различная готовность потребителей
платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага
определяется уровнем получаемой ими предельной полезности. [6, с.289].
Таким образом, чистые общественные блага
невозможно продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми
потребителями совместно. Значит, что величина предельной выгоды, которая
извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не
снижает предельной выгоды от него для других потребителей.
ГЛАВА 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА И ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА
2.1 Определение
оптимального объема общественного блага
Общество (через государственные институты),
принимая решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные
общественные выгоды, лежащие в основе коллективного спроса на него, и
предельные общественные издержки, лежащие в основе предложения общественных
благ (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Оптимальное количество
общественных благ
Если MSB > MSC, то объем производства
общественного блага будет увеличен; если же MSB < MSC, то объемы
производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB = MSC, то
достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина
коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения.
Несмотря на то что оптимальный объем
производства общественного товара предполагает равенство спроса на него и его
предложения, так же, как в случае с частными благами, равенство это
определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство
рассматривает некий проект по производству общественных благ. Основная суть
проблемы состоит в том, что любое решение вложить ресурсы в общественные блага
влечет за собой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополнительном
удовлетворении общественных потребностей, так как увеличиваемся выпуск
общественных благ, а издержки в том, что удовлетворение потребностей
уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального
потребления. [7, с.343]
Нужно ли перемешать ресурсы из частного сектора
в государственный? Здесь необходимо сравнить дополнительную (предельную)
общественную выгоду(MSB) с дополнительными (предельными) общественными
издержками (MSC), которые связаны с производством каждой дополнительной единицы
общественного товара по данному плану. Если предельная общественная выгода от
дополнительного производства общественных благ превысит предельные общественные
издержки из-за уменьшения количества товаров для индивидуального пользования,
то следует произвести дополнительное количество общественных благ и переместить
ресурсы из частного сектора в государственный, где они производятся. Если
издержки недопотребления товаров для индивидуального пользования будут больше,
чем предельная общественная выгода, связанная с дополнительным количеством
общественных товаров, то этого делать не следует. Прекратить деятельность или
приостановить реализацию программы следует в тот момент, когда предельная
общественная выгода становится равной предельным общественным издержкам. [8].
2.2 Предоставление
общественных благ посредством рынка
Возможности рынка в предоставлении общественных
благ - это исключающие принудительное участие способы финансирования их
производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ
осуществляется частным сектором, а финансирование их производства
обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько
способов такого подключения.
. Исключение «безбилетников». Поскольку
существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании
производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с
этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило
название проблемы «безбилетника» или «зайцев».
Возможность бесплатного потребления общественных
благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы
«безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий
других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной
полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности
общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с
эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда
никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется
невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в
потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.
Дело, однако, в том, что «каждый» ничего не предпринимает во имя общих
интересов, коль скоро это не совпадет непосредственно с его индивидуальным
интересам.[9]
Поднимая «проблему безбилетника» необходимо
подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют
положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты
- это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее
внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны
становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для
разрешения которых требуется государственное регулирование.
Исключить «безбилетников» из потребления
общественных благ при помощи рыночного механизма можно посредством ограничения
доступа их к потреблению. Низкие издержки ограничения доступа к благу дают
возможность даже обладающее неизбирательностью благо продавать тем же способом,
что и частное.
Это та группа благ, доступ к которым можно
ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления.
Например, пользование автостоянкой может
разрешаться лишь при условии внесения взносов на ее обустройство в рамках
соответствующего кооператива. Не допустить «зайцев» к потреблению благ можно
путем создания особых организаций по совместному использованию данных благ. В
их пределах обязательным условием доступа к потреблению благ является внесение
уставного взноса.
. Взаимообусловленное финансирование.
Взаимообусловленное финансирование производства общественных благ может
осуществляться методами связанных продаж и продаж побочных продуктов. При
связанных продажах получение потребителем неисключаемого блага происходит в
едином пакете с исключаемым благом. Здесь рыночный оборот частного блага
обеспечивает финансирование производства общественного блага. Так, покрытие
затрат общественного телевидения может осуществляться за счет соответствующего
увеличения цен продаваемых телевизоров. В случае продажи побочных продуктов
плата за них может использоваться для финансирования производства общественных
благ. Так, плата за рекламные растяжки может использоваться для строительства
дорог общего использования. Хотя эти методы финансирования производства
общественных благ не могут обеспечить достижения их эффективного объема, они
содействуют приближению к нему.[10]
. Субсидирование (добровольные пожертвования).
Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет
добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают
возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся
за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды - общественный
имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями
и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.
2.3 Предоставление
общественных благ посредством государства
Государство выступает поставщиком общественных
благ тогда, когда возникающие при их потреблении положительные внешние эффекты
невозможно интернализировать (трансформировать предельные издержки и выгоды во
внутренние) или это связано с большими издержками, при этом их производство
финансируется за счет налогов, взимаемых в принудительном порядке.
Формы участия государства в обеспечении
общественными благами:
) производство блага (национальная оборона,
пожарная охрана);
) финансирование производимых частным сектором
общественных благ (уборка мусора, медицинская помощь).
Суть их одна - производство предоставляемых
посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в
принудительном порядке налогов со всех граждан. Эти формы участия государства в
обеспечении общественными благами можно рассматривать как метод решения
проблемы «безбилетника».
Предоставление общественных благ посредством
государства не означает достижения эффективного объема производства
общественных благ. Введение единой платы обеспечит справедливость, но ее
следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за
склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства
в целях снижения налога. Проигрывают и граждане, имеющие высокие доходы, так
как будут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применение
дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению неэффективности,
обусловленной сокращением объема производства общественных благ. Но решение
вопроса о степени дифференциации налога осложнено трудностями выявления
предпочтений потребителей тех или иных общественных благ. [11, с.178].
«Провалы» (фиаско) рынка - это проявления
неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в
состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций,
свидетельствующих о «провалах» рынка:
) монополия;
) несовершенная (ассиметричная информация);
) внешние эффекты;
) общественные блага.
Ассиметричная информация - это неодинаковые
сведения, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке, в
результате чего редкие ресурсы общества распределяются неэффективно.
Во всех случаях «провалов» рынка на помощь
приходит государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя
антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство
товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и
потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.
Деятельность государства направлена также на
развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пенсии, пособия и т.д.
Большинство услуг потребляется индивидуально. Тем не менее, доля государственных
расходов в валовом национальном доходе во всех развитых странах имеет тенденцию
к росту.
2.4 Предоставление
общественных благ: мировая практика
Изученная выше теория должна быть реализована на
практике. Таким образом, предоставление общественных благ посредством рынка и
посредством государства в различных странах осуществляется по-разному.
В данном разделе будет отражена мировая практика
по направлению «Общественные блага» на примере таких стран, как Россия и США.
Многие печатные и электронные источники
предоставляют информацию о том, что к числу важнейших общественных благ США
относятся следующие 3:
· Национальная оборона. Классическим
примером общественного блага является защита страны от иностранных агрессоров.
Так же данное благо считается одним из самых дорогих. В 2015 г. расходы
федерального правительства США на национальную оборону составили $ 799
миллиардов. Мнения населения страны по поводу того, является ли эта сумма очень
большой или слишком маленькой различны, но никто не ставит под сомнение
обоснованность определенных расходов на обеспечение национальной безопасности.
Экономисты, которые выступают за ограничение роли правительства, согласны с
тем, что национальная оборона является общественным благом, и данное благо
должно предоставляться государством. [12].
· Фундаментальные научные
исследования. Генерация новых знаний также относится к числу важнейших
общественных благ. Таким образом, если математик доказывает новую теорему, то
она добавляется к общему «бассейну знаний». Данным «бассейном знаний» может
воспользоваться любой желающий, при этом без всякой платы. Так как знания -
благо общественное, фирмы стараются бесплатно получить новые научные
результаты, их расходы на получение научной информации совершенно недостаточны.
При оценке политики генерации новых знаний,
важное место занимает умение различать общие знания и специфические
технологические знания. Технологические знания, такие как изобретение нового
аккумулятора большой емкости, можно запатентовать. Изобретатель имеет
возможность извлекать большую, хотя определенно не всю, часть выгоды из своей
разработки. Напротив, математик не имеет возможности запатентовать теорему,
подобного рода знания относятся к общедоступным. Технологические знания, при
использовании патентной системы, преобразуются в исключительные, когда общие
научные знания такими особенностями не обладают.
США занимает первое место по объёму НИОКР (382,6
млрд.; 2,7% от объема собственного ВВП). Правительство США всяческими способами
предоставляет научные знания в качестве общественного товара. Правительственные
органы США (Национальный институт здоровья и Агентство национальных
фундаментальных исследований) субсидируют фундаментальные исследования в
медицине, математике, физике, химии, биологии и даже экономической теории. Некоторые
специалисты считают, что большой вклад в пополнение знаний общества вносит и
правительственная программа космических исследований. Определить
соответствующий уровень правительственной поддержки для подобного рода
начинаний весьма сложно; основная трудность заключается в проблеме определения
размера выгоды. Более того, конгрессмены, распределяющие соответствующие фонды
исследований, обычно не обладают необходимыми научными знаниями, следовательно,
не имеют возможности оценить, какая программа наиболее перспективна, обещает
максимальную отдачу.
· Программы борьбы с бедностью. Помощи
бедным является целью многих правительственных программ. Программы такого рода
финансируются за счет налоговых поступлений более обеспеченных семей. Мнения
экономистов расходятся в вопросе о роли правительства в борьбе с бедностью.
Борьба с бедностью также является общественным благом, по мнению сторонников
программ поддержки бедных.
Предположим, что все мы предпочли бы жить в
обществе, в котором нет бедных. Даже если это предпочтение широко
распространено, борьба с бедностью не является «благом», которое способен
предоставить частный рынок. Ни один человек не в силах устранить бедность как
социальное явление в силу масштабов проблемы. Более того, частная
благотворительность изначально противоречива: люди, которые палец о палец не
ударят ради ближнего, бесплатно пользуются щедростью других. В этом случае
налогообложение богатых людей для повышения жизненного уровня бедных принесет
пользу каждому. Малообеспеченные граждане извлекают выгоду, потому что их
уровень жизни повышается, а те, кто платит налоги, выигрывают, потому что они
живут в обществе с меньшим количеством неимущих. [13]
Также широко распространена информация о том,
что перечисленные выше общественные блага занимают важное место и в России.
Рассмотрим их свойства и динамику ниже.
· Национальная оборона. Россия также
уделяет большое такому общественному благу, как национальная оборона. С каждым
годом число военной техники растет и расходы на нее тоже. Проводятся учения
различных уровней. Все это позволяет сделать вывод, что деятельности в данной
области уделяется необходимое внимание. Динамика изменения расходов на данное
общественное благо представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Расходы на национальную оборону
|
2015
|
2013
|
2014(прогноз)
|
|
сумма,
тыс. рублей
|
в
% от расходов бюджета
|
сумма,
тыс. рублей
|
в
% от расходов бюджета
|
абсолютное
отклонение по сравнению с 2015 годом
|
сумма,
тыс. рублей
|
в
% от бюджета
|
абсолютное
отклонение по сравнению с 2013 годом
|
Национальная
оборона
|
712565304,9
|
9,1
|
678351441,4
|
7,6
|
-34213863,5
|
806927327,3
|
8,5
|
+739091885,9
|
Вооруженные
силы Российской Федерации
|
569406900,8
|
7,1
|
576287597,3
|
6,5
|
+6880697
|
670406698,3
|
7,0
|
+9411904
|
Мобилизационная
и вневойсковая подготовка
|
6683723,9
|
0,82606
|
606,5
|
0,03
|
-4077117
|
6101515,7
|
0,06
|
+3494909
|
Подготовка
и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой
деятельности
|
111989,4
|
0,00111100
|
|
=10981652
|
132837,2
|
0.001
|
-109678804
|
Прикладные
научные исследования в области национальной обороны
|
13599
166,1
|
0,1712910
|
032,0
|
|
-68913411
|
11688081,7
|
0,12
|
-1221951
|
Другие
вопросы в области национальной обороны
|
12756524,7
|
1,575446
|
564,1
|
0,8
|
-47309960
|
118598194,4
|
1,3
|
+43151630
|
Как видно из таблицы 2.1, в 2013 году по
сравнению с 2015 происходит уменьшение расходов, а в 2014 году планируется рост
расходов на оборону в абсолютном выражении. При формировании смет расходов па
оборону сначала определяется общий объем расходов в целом по Министерству
обороны, затем составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой
порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется
централизованно, непосредственно Министерством обороны (например, оплата
вооружения, военной техники, продовольственного обеспечения поиск и др.).
В 2014 г. планировалось увеличение расходов
федерального бюджета на национальную оборону - на сумму 739 091 885,9 тыс. руб.
Значительная часть этого прироста приходится на финансирование Вооруженных сил,
включает в себя расходы на текущее содержание и обеспечение Вооруженных сил, а
также па закупку и ремонт вооружения и военной техники в целях обеспечения
Государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного
заказа.
· Научно-исследовательские работы
(НИОКР). После краха СССР
затраты на НИОКР в Российской Федерации, стали
обвально сокращаться. С 1989 по 1998 г. трудовые ресурсы в сфере российских
НИОКР сократились более чем в два раза, финансирование - еще больше. Более чем
вдвое сократились основной капитал в сфере НИОКР и число патентных заявок,
поданных в России. Но начиная с 1999 г. ресурсное обеспечение сферы НИОКР стало
расти вслед за начавшимся ростом российской экономики.
Новая Россия унаследовала 70%
научно-технического потенциала бывшего СССР. По данным статистики, в 2005 г. в
стране насчитывалось 3,6 тыс. научных организаций, включая 2115
исследовательских институтов, 489 конструкторских бюро. Почти половина (1703)
исследовательских институтов работало в предпринимательском секторе. Сегодня в
России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают
сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР.
В 2005 г. численность занятых в сфере НИОКР
составила 813,2 тыс. человек, или почти вдвое меньше, чем в 1990 г. Удельный
вес этого персонала в общей численности занятых в народном хозяйстве России
уменьшился с 2,5% в 1990 г. до 1,2% в 2005 г. При этом численность
исследователей составила 391,1 тыс. человек, что также почти вдвое меньше, чем
было в 1991 г. Доля докторов и кандидатов наук составила менее 25% общей
численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
Общая численность занятых в российской науке
сокращалась до 1998 г., когда она составила 855,2 тыс. человек в целом и 417
тыс. исследователей, но затем стала расти и снижаться вновь. Однако этот рост
ниже роста общей занятости и ВВП. Если учесть, что ВВП России в 2005 г. был
равен примерно 1,4 трлн долл. по паритету покупательной способности, то затраты
на НИОКР составили порядка 15 млрд долл. (1,07% ВВП), что намного меньше, чем,
например, в США (320 млрд долл.).На сегодняшний день Россия замыкает десятку
лидеров по объему НИОКР и данный показатель равен 23,1 млрд., то есть 1% ВВП.
[14].
В настоящее время США является этаким центром
мира. В США очень ценятся высококвалифицированные специалисты, но при этом
простые работники также занимают важное место. Если в России медики и ученые
кое как сводят концы с концами, то в США они обладают престижем в , уважением
общества и их труд высоко оплачивается. Это и многое другое делает США
привлекательной для молодых умов всех стран.
Национальная оборона США нацелена на постоянное
развитие и контроль всех и вся. США не допускает и минимальной возможности
нападения на свои территории. Ресурсов в США не очень много, но при этом они
захватывают их в других странах под видом внесения демократии. Этим они
обеспечивают себе и необходимые запасы ресурсов и авторитет. А это дает
гражданам США уверенность в завтрашнем дне, что также является критерием при
выборе места жительства и работы.
Россия же, в отличие от США, имея огромнейшие запасы
различных ресурсов, как земельных, так и человеческих, является всего лишь
сырьевым придатком запада. Промышленность в упадке. Также существует проблема
бедности. Труд медицинских и научных работников низко оплачивается. Качество и
доступность медицины и образования оставляют желать лучшего. Развитие
национальной обороны является также спорным вопросом. Путь, по которому идет
Россия, непонятен для мирового сообщества.
2.5 Предоставление
общественных благ в Республике Беларусь
общественный благо спрос рынок
Центральное место в модели устойчивого
социально-экономического развития занимает человек как личность, как
потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный
субъект их реализации.
Основные социальные задачи, направленные на развитие
человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены.
Это нашло отражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого
потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175
стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития
человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.[15]
Ниже будет рассмотрено предоставление
общественных благ на примере здравоохранения, образования и культуры.
Здоровье населения и развитие здравоохранения
Медицинская помощь для граждан Республики
Беларусь является общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая
оснащенность учреждений здравоохранения должны соответствовать уровню развитых
стран.
Основной задачей развития здравоохранения
является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего
повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств
единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от
его места жительства. [16]
Динамика изменения показателей в области
медицины и здравоохранения представлена в таблице 3.1.
Таблица 2.2. - Численность
лечебно-профилактических организаций и медицинских работников
Лечебно-профилактические
организации и медицинские работники
|
|
2015
|
2013
|
2014
|
Число
больничных организаций
|
661
|
661
|
656
|
Число
амбулаторно-поликлинических организаций
|
2205
|
2228
|
2292
|
Численность
врачей-специалистов всего, тыс. человек
|
49,4
|
45,3
|
48,0
|
Численность
средних медицинских работников всего, тыс. человек
|
122,2
|
121,8
|
122,0
|
В таблице приведены данные, который отражают в
какой период и на сколько изменялось количество медицинских работников и
лечебно-профилактических организаций.
Так, в 2015 и 2013 годах количество больничных
организаций не изменялось (661). Однако за 2014 год происходит сокращение
больничных организаций до числа 656, т.е на 5 организаций. Но, при этом, число
амбулаторно-поликлинических организаций постоянно возрастает и за период
2015-2014 года возросло на 87 учреждений.
Численность врачей-специалистов и средних
медицинских работников за период 2015-2013 года сократилась, с 49,4 до 45,3 и с
122,2 до 121,8 (соответственно),но затем произошел рост в период
2013-2014.Количество врачей специалистов увеличилось с 45,3 до 48,0, а
численность средних медицинских работников - с 121,8 до 122,0.
И так, очевидно, что число медицинских
работников и лечебно-профилактических организаций особо не изменилось за период
последних трех лет. С одной стороны это говорит об устойчивой ситуации, но при
этом бы хотелось наблюдать положительную динамику в данной области. С каждым
годом численность граждан сокращается и необходимо приложить все усилия, что бы
данная отрасль способствовала предотвращению снижения численности населения. Не
остается не замеченным и тот факт, что медицина в Республике Беларусь бесплатна
и доступна всем гражданам независимо от их статуса, чего не можно сказать о
США. Однако качество нашей медицины и ее уровень оставляет желать лучшего, чего
нельзя сказать о странах Запада и США.
Образование населения и повышение уровня знаний
Период реформирования в белорусской системе
образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить
содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит
интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным
языком.
Несмотря на сложные экономические условия,
государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно
увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она
достигла 6,6% от ВВП (1990 г. - 4,3%, 2002 г. - 6,8%), что сопоставимо с
мировыми показателями (Швеция - 7,8%, Франция - 5,8%, Германия - 4,6%, Канада -
5,5%, Польша - 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования
составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия.
Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ
(Россия, Украина - 0,930, Казахстан - 0,920, Узбекистан - 0,910).
Динамика изменений в области образования
представлена в таблице 3.2
Таблица 2.3 Численность образовательных
учреждений различных уровней
|
2015
|
2013
|
2014
|
Учреждения
общего среднего образования
|
3719
|
3654
|
3707
|
Учреждения
профессионально-технического образования
|
232
|
229
|
229
|
Учреждения
среднего специального образования
|
211
|
214
|
220
|
Учреждения
высшего образования
|
53
|
55
|
55
|
Источник:
17
|
Таким образом, количество учреждений общего
среднего образования в период с 2015 по 2013 сократилось на 65 учреждений, а за
период 2013-2014 возросло на 53 учреждения. Численность учреждений
профессионально-технического образования в период 2015-2013 снизилась с 232 до
229. А в последующий год данная величина оставалась неизменной. Количество
учреждений среднего специального образования в интервале 2015-2013 увеличилось
с 211 до 214, а в последующем интервале времени с 214 до 220. Количественный
состав учреждения высшего образования изменялся с 53 до 55 за 2015-2013 г. и в
промежутке 2013-2014 оставался таким же, как и в 2013 году.
Численность образовательных учреждений также
находится в стабильном состоянии. Число ВУЗов для территории РБ выше среднего.
А это говорит о том, что население развивается и повышает свою базу знаний.
Любой гражданин РБ имеет возможность получить образование бесплатно и в любом
учреждении образования. Однако качество образования не всегда соответствует
мировым стандартам и это является своего рода проблемой.
Культура и культурное развитие населения
«Будущее государства - не только в материальном
достатке граждан и экологическом благополучии, но и в нравственно образованном
обществе», - данные слова В.Н. Шимова подчеркивают исключительную значимость
развития культурной сферы для обеспечения устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь и накопления человеческого капитала [18, с.
203-204].
В современных условиях государство выступает как
важнейший субъект культурной политики, формирующий в соответствии со своими
функциями культурную жизнь общества в целом, как главный гарант реализации
конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, равного доступа к ее ценностям и информационным
ресурсам. Основой сохранения, развития и распространения культуры в нашей
стране остается бюджетное финансирование. В соответствии со ст. 49 Закона
Республики Беларусь «О культуре» на финансирование развития культуры и
искусства должно направляться до 1% ВВП. Однако данный показатель до настоящего
времени не достигнут: в 2007 г. на развитие культуры было израсходовано 578,6
млрд руб., или 0,4% ВВП [19, с. 496]. Очевидно, что данных бюджетных
ассигнований, а также привлеченных средств из других источников финансирования
недостаточно для качественного развития учреждений культуры и искусства,
укрепления их материально-технической базы. Износ основных фондов составляет
более 57%.
Так, по всем объектам социально-культурного
назначения наблюдается значительное их сокращение по сравнению с 1990 годом.
Количество публичных библиотек сократилось на 28%, клубных учреждений на 33%,
кинотеатров - почти в 4 раза, а физкультурно-спортивных сооружений - на 8%,
посещение музеев и театров - на 17% и 27% соответственно [19, с. 213, 215, 216,
277].
Преимущественно данная тенденция наблюдается в
сельских населенных пунктах. Причинами этому являются, во-первых, удорожание
услуг, а во-вторых, снижение их популярности в связи с расширением возможностей
кабельного и спутникового телевидения, электронных СМИ, развитием новых видов
развлечений на базе видео и компьютерных технологий и т.д. Кроме выше указанных
причин, данные показатели снижаются еще и потому что, наблюдается отток
молодого поколения из сельской местности в города, а люди более старшего
возраста данные культурные заведения особо не посещают. Одной из основных
проблем также является финансирование развития сельской местности.
Финансирование в данном случае может осуществляться по двум направлениям:
увеличение налогов либо привлечение инвестиций. Для РБ более благоприятным
вариантом является привлечение инвестиций. Они могут быть вложены в развитие туризма,
различного рода сельскохозяйственных фестивалей и т.д.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Предоставление общественных благ посредством
государства напрямую зависит от проводимой государством социально-экономической
политики. Данная политика предусматривает не только предоставление благ в
настоящем, но цели и задачи, которые должные реализовываться в будущем. Мировая
практика показывает, что любая проводимая политика не может дать абсолютного
положительного результата. В ходе ее осуществления возникает ряд проблем,
решение которых должно найти свое отражение в различных программах.
Так, при рассмотрении предоставления основных
общественных благ в РБ были выявлены проблемы, пути совершенствования которых
необходимо определить.
Если говорить о медицине, то конечно большим
плюсом является ее доступность и бесплатность. Но при этом ее уровень и
качество необходимо увеличивать. Для нейтрализации данной проблемы
правительство РБ выдвинуло основную цель. Стратегической целью развития
здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения,
укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и
качественной медико-санитарной помощью.
Для реализации этой цели необходимо обеспечить:
• доступность медицинской помощи как для
городского так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и
качественные лекарственные средства;
• развитие современной инфраструктуры
медицинских услуг; повышение качества медицинского обслуживания населения;
внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований
и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения,
злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической
патологии;
• четкое определение уровня
государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных
минимальных социальных стандартов;
• планирование финансовых средств по
нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на
одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
• расширение внебюджетных источников
финансирования отрасли;
• реструктуризацию медицинской помощи и
внедрение ресурсосберегающих технологий;
• совершенствование организации и управления
системой здравоохранения;
• развитие материально-технической базы
учреждений здравоохранения.
Для решения этих задач необходимо проведение
следующих мероприятий:
• увеличить долю финансирования в ВВП на
развитие здравоохранения;
• совершенствовать государственные
минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с
нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на
одного жителя;
• увеличить объемы финансирования за счет
развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с
учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного
медицинского страхования;
• обеспечить инвестициями наиболее
приоритетные направления деятельности - развитие первичной медико-санитарной
помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных
заболеваний;
• продолжить реструктуризацию медицинской
помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и
ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;
• продолжить внедрение
стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на
дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных
организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;
• совершенствовать медицинскую помощь
пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода
при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для
формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны
психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;
• совершенствовать систему контроля
качества лекарственных средств;
• развивать отечественное производство
медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным
позициям;
• обеспечить подготовку
высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики
здравоохранения, медицинской информатики. [20]
В период 2014-2020 гг., необходимо осуществить
дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового
образа жизни; разработку и реализацию эффективных программ активного приобщения
населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с
введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние
своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг. [21]
Когда речь идет об образовании нашей страны,
необходимо учитывать тот факт, что данное образование должно соответствовать
международным требованиям. Знания, которые получают молодые специалисты, должны
быть применимы не только в пределах РБ, но и на мировой арене. В связи с этим
стратегической целью является создание системы образования, соответствующей
потребностям личности, общества, государства, формирование условий для ее
дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском
обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. Полученные
знания должны соответствовать международным стандартам.
Для реализации этой цели требуется решить
следующие задачи:
• создание условий для удовлетворения
потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и
всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей
человека;
• обеспечение доступности, бесплатности
общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего
специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и
ступеней образования, демократизации образования;
• повышение интеллектуального и
культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации
национальной системы образования;
• интеграция национальной системы
образования в единое Европейское пространство высшего образования,
присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки
качества образования с учетом международных требований.
• улучшение материально-технического и
финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования
учреждений образования.
В 2014-2020 гг. ставится цель вывести национальную
систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое
значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и
усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее
к требованиям рынка труда.
Предстоит реализовать ряд организационных мер:
• оптимизировать сеть учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся
демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;
• развивать сеть учреждений образования
нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные
программы различных уровней;
• сформировать эффективный механизм
трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и
регионам;
• разработать системы дистанционного
обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и
воспитания учащейся молодежи;
• повысить квалификационный уровень
преподавательского состава и эффективность использования кадров.
Для решения поставленных перед образованием
целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать
условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных
механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных
услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.
[21]
Основными задачами государственной культурной
политики являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров
восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества,
воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного
богатства народа, создание равных условий для реализации творческих
способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
В сфере профессионального искусства будет
продолжено финансирование создания новых произведений искусства посредством
государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов
и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов, способствующих
раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского народа.
Главное предназначение национальной культуры -
консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать
патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать
условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее
эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.
· сохранения и обогащения культурного
наследия;
· поддержки отечественных
производителей объектов культуры искусства, развития кинематографии,
профессионального искусства, народного творчества;
· повышения качества, обеспечения
доступности и разнообразии современных услуг культуры для всех граждан, включая
жителей села и малых городов;
· формирования и укрепления
позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом.
На этапе 2014-2020 гг. в отрасли культуры
предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного
механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры,
новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по созданию
цивилизованного рынка услуг; активно включиться в мировые процессы развития
культуры. [21]
Проблема борьбы с бедностью является важнейшим приоритетом
социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет
максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой
задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня
жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы,
ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов
предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного
минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации
тысячелетия.
Данная программа устойчивого
социально-экономического развития поможет исключить проблемы предоставления
общественных благ, которые возникли ранее. Меры по реализации поставленных
целей и задач приведут к положительной динамике предоставления общественных
благ и привлечению молодых специалистов в Республике Беларусь. При явном росте
показателей, очевидно, что инвестирование данной области также возрастет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время общественные блага являются
важным элементом экономики и социальной политики.
Обеспечение производства общественных благ -
первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности
соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей
и потребителей этих благ. В экономических отношениях по производству
общественных благ проявляется противоречивый характер взаимодействия
национальных и частных интересов. Наряду с частными интересами обособленных
субъектов (индивидов) объективно действуют интересы тех социальных общностей,
групп, слоев и территорий, членами которых являются эти субъекты. В
национальных интересах интегрируются интересы всех членов общества. Для
производства общественных благ - это, наиболее адекватные интересам всех
граждан-налогоплательщиков ассортимент, качество, объем общественных благ при
минимальных издержках. Это достижимо на основе сложного взаимовыгодного обмена
между рядовыми гражданами и структурами, которые они создают для организации
общества. В связи с этим необходим поиск компромиссных решений в отношениях:
отдельного индивида и общества, бизнеса и общества, государства и общества,
территории и общества. Необходимость перераспределения в пользу менее
обеспеченных индивидов и территорий подтверждается на межиндивидуальном и
межтерриториальном уровне. Это позволяет сделать вывод о том, что относительное
выравнивание стартовых условий, потенциала индивидов и территориальных
образований дает эффект, превышающий издержки, но проявляющийся в долгосрочной
перспективе. Во многом он проявляется в устойчивом развитии общества. Тенденции
и перспективы реформирования экономических отношений по производству
общественных благ с целью их оптимизации определяются динамикой индивидуальных
и агрегированных интересов, которые проецируются на взаимодействие формальных и
неформальных социально-экономических институтов. В связи с этим движение к
равновесию в производстве общественных благ можно трактовать не с
количественной, а с качественной институциональной точки зрения. Основными
направлениями оптимизации производства и распределения, общественных благ
являются финансовые, институциональные и структурные преобразования.
Необходимый инструментарий, с помощью которого реализуются пути повышения
эффективности исследуемого производства: нормы права, бюджетно-налоговые
рычаги, кредитно-денежные инструменты, управленческо-административные
инструменты, мониторинг, прогнозирование и планирование, неформальные
инструменты. Развитие экономических отношений по производству общественных благ
определяется общемировой тенденцией спецификации прав собственности, которые
закрепляют права и обязанности, структурируют интересы всех сторон: граждан,
государства, предпринимателей-собственников. В таких условиях происходит
снижение издержек, обусловленных институциональной недостаточностью. Особая
роль в этом процессе принадлежит формированию гражданского общества,
определяющего и отстаивающего интересы граждан как первичных интересов в
производстве и распределении общественных благ.
В заключение следует отметить, что в любом
обществе целью государства является обеспечение населения общественными
благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в
интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Для
этого государство производит блага коллективного пользования- такие, как защита
от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами и т.д.
Конституцией Республики Беларусь определено, что
«государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах
человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и
частной экономической деятельности в социальных целях».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Видяпина
В.И. Хрестоматия: в 6 т.: Видяпина В.И. - М.: Триада, 1999 - 1056 с. - Т.2.
. Микроэкономика:
курс лекций/ М.В. Кунцман; МАДИ. - М., 2010. - 193 с.
. Макроэкономика:
Учебник / Под общ. Ред. А.В. Сидоровича. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело
и сервис, 2001. - 447с.
. Теоретическая
экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист,
2002. - 655с.
. Лекции
по экономической теории государственного сектора: Учебник / Аткинсон Э.Б.,
Стиглиц Дж.Э.; Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова.- М.: Аспект Пресс, 1995. -
832 с.
. Микроэкономика:
Учебник / Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М., 2002. - 400с.
. Экономика.
Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 432 с.
8. Производство
общественных благ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
<http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/blago/proizvodstvo-blag.html>. -
Дата доступа: 03.05.2015.
. Михайлушкин
А.И. Экономика: Учебник/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д - М., 2000, гл.1.
. Экономика:
Учебник / Под ред. А.С. Булатова - М., 2001, гл.2.
. Микроэкономика:
курс лекций / М.В. Кунцман; МАДИ. - М., 2010 - 193 с. Москва 2010.
. Некоторые
важные общественные блага [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
<http://www.ehu.by/content/nekotorye-vazhnye-obshchestvennye-blaga?page=0,0>
. - Дата доступа: 07.05.2015.
. Самые
важные общественные блага [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://konspekts.ru/ekonomika-2/microekonomika/tri-samyx-vazhnyx
obshhestvennyx-blaga/
<http://konspekts.ru/ekonomika-2/microekonomika/tri-samyx-vazhnyx%20obshhestvennyx-blaga/>.
- Дата доступа: 08.11.2012.
. Газизуллин
Н.Ф. Проблемы современной экономики. / Евразийский международные аналитический
журнал. - 2010. - № 2. - 34с.
. Проект
основных положений Программы социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
<http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Programma-sotsialnoekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011--2015-gody_i_531148.html>
- Дата доступа: 02.05.2015.
. Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020
года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
<http://minpriroda.by/ru/legistation/nsur2020>. - Дата доступа: 04.05.15.
. Социальное
положение и уровень жизни населения Республики Беларусь 2012: стат. Сборник. -
Минск, 2012. - 371.
. Экономическое
развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: моногр. / В.Н.
Шимов. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2003. - 229 с.
. Статистический
ежегодник Республики Беларусь, 2011. - Минск: М-во статистики и анализа Респ.
Беларусь, 2011.
. Указ
Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136 «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011-2015 годы».
Социально-экономическое
развитие РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2>.
- Дата доступа: 02.05.2015.