Основные методы государственного и муниципального управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные методы государственного и муниципального управления

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени А.С.ПУШКИНА»

Заполярный филиал

кафедра менеджмента

Факультет экономики и инвестиции





КУРСОВАЯ РАБОТА

Основные методы государственного и муниципального управления


Работу выполнил:

Голубинцева Елена Юрьевна





Норильск

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты методов государственного и муниципального управления

.1 Этапы развития российской системы государственного и муниципального управления

.2 Особенности структуры государственного и муниципального управления

.3 Методы и принципы государственного и муниципального управления

Глава 2. Исследование особенностей управления в МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

.1 Общая характеристика МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

.2 Анализ организационной структуры управления МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

.3 Анализ системы и методов управления МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Смена роли регионов в экономике страны, структурная неоднородность пространства государства в естественно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом аспектах обязывает любое мероприятие внутренней (а иногда и внешней) политики осуществлять с учетом интересов регионов. В последнее время возникла потребность применения новых подходов к организации государственного и муниципального управления, четкого разграничения полномочий общегосударственных и местных органов власти, определения направлений трансформации регионального управления.

Расширение полномочий регионов Российской Федерации отвечает мировой практике децентрализации управления, Европейской Хартии о местном самоуправлении. В России, и ее регионах, достаточно остро стоит проблема создания эффективной управленческой системы, поскольку предыдущая советская система уже демонтирована, а новые формы и методы ее организации лишь формируются.

Реформирования системы государственного и муниципального управления столкнулись с серьезными проблемами: неэффективность основных государственных институтов, низкий уровень управленческой культуры и политической конфронтации общества. Именно через местное самоуправление мы можем приблизиться к новой модели управления, которая станет близкой к потребностям запросов людей, обеспечивая реализацию физическими и юридическими лицами своих прав законных интересов путем.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью проблемных вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации действенной и эффективной системы государственного управления и местного самоуправления.

Потребность в построении демократического правового федеративного государства требует создания целостной системы государственной и муниципальной служб, обеспечивающих реализацию функций государства и органов власти в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Необходимо кардинальное повышение эффективности деятельности государственной службы в интересах становления и развития гражданского общества и укрепления правового государства с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Реформирование государственной службы является приоритетным направлением деятельности в сфере государственного строительства, которое должно осуществляться в рамках общей административно-правовой реформы Российской Федерации.

Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают актуальность исследуемой проблематики и в конечном итоге предопределяют выбор темы курсовой работы.

Методическая база. К настоящему моменту накоплен обширный массив зарубежных и отечественных исследований по проблемам государственного и муниципального управления. Анализу различных процессов и сторон становления и развития современной системы государственного управления служб посвящены работы Аверина А.Н., Атаманчука Г.В., Батчикова С.А., Гимаева И.Р., Ковешникова Е.М. и др.

Информационной базой исследования является учебная, монографическая отечественная и зарубежная литература по изучению вопросов государственной и муниципальной службы, анализа и совершенствования работы структуры управления; материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам государственного управления, периодическая печать, нормативные акты.

Объектом исследования являются государственное и муниципальное управление.

Предметом исследования служат методы государственного и муниципального управления.

Целью исследования является исследования методов государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

Основными задачами работы являются:

-     исследовать особенности эволюции системы государственного и муниципального управления;

-       определить специфику структуры государственного и муниципального управления в России;

-       выполнить анализ деятельности и особенностей управления в МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

муниципальный управление персонал

Глава 1. Теоретические аспекты методов государственного и муниципального управления

.1 Этапы развития российской системы государственного и муниципального управления

Особенность российской государственной системы заключается не только в особенностях переходных периодов развития, но и в специфике структурно-функциональных характеристик, таких как самобытность субъекта и объекта управления и своеобразие связей между ними. Но характерной чертой российской власти является ее дистанцирование от народа, субъекты российской власти отличаются тем, что не встраиваются в систему снизу вверх, являясь при этом ее частью, а надстраиваются над ней, что актуально и в настоящее время.

Если в большинстве западных демократий верховная власть, избираемая обществом, тесно с ним связана вопросами собственности и права и подконтрольна ему, то в России на протяжении многовековой истории правящая элита обращается с собственным населением далеко не как с равноправным субъектом. Это подчеркивают современные исследователи В.В. Ильин и А.С.Панарин: «Российское государство на протяжении истории зачастую вело себя так, будто имело дело не с собственным, а с чужим народом - малопонятным и малоценным».

Такое отношение власти к народу сформировалось и укрепилось еще во времена Московского государства, когда в результате закрепощения большинство крестьян стали пленниками в собственной стране. Это наблюдалось и в Петровско - Екатерининскую эпоху, когда насильственная европеизация разрушала устои российской жизни и многовековые традиции, а правящая элита была настолько оторвана от народа и так ориентирована на западные ценности, что ей были глубоко чужды русский язык, культура и православие. Это сохраняется и в настоящее время, когда центральные властные структуры используют отдаленные регионы в качестве своеобразных сырьевых колоний.

Российское общество как управляемая структура неоднородно, оно состоит из многих элементов, несущих в себе различные качественные характеристики, определяемые социальными, экономическими, культурными и национальными аспектами. Но вместе с тем общество является цельным пластом, своеобразной почвой, на которой базируется государственная власть в лице правящей верхушки. Почвенность российского народа, во многом определяющая его самобытность, сложилась в период самодержавного правления, когда преобладали до государственная культура и патриархальные традиции, обусловленные общинной организацией жизни людей. В советском государстве общество стало еще более монолитным, оно превратилось в единую обезличенную массу, так называемую общность, рождавшую себе подобную власть. Современное российское общество, хоть и является разнородным и многополярным, по сути, расколото на две неравные по размеру и значению группы. Первая группа, будучи большинством населения, но при этом практически отстраненная от пользования сырьевыми и материальными ресурсами и от участия в политических процессах, на деле является не чем иным, как благодатной почвой, взрастившей и питающей вторую очень немногочисленную группу, сконцентрировавшую в своих руках властные полномочия и львиную долю государственной собственности.

Необходимо подчеркнуть, что специфика системы российского государственного управления обусловлена не только самобытностью субъекта и объекта управления, но и характером взаимосвязей между ними. Как известно, для нормального функционирования любой системы управления необходимо наличие субъекта, объекта, а также прямых и обратных связей между ними. В западной системе прямые и обратные связи между государственными институтами и обществом опосредованы собственностью и законами, государственные структуры прозрачны и подотчетны выбравшему их населению.

В России исторически сложилась односторонняя прямая связь между государством и обществом, имеющая преимущественно директивно-командный характер. Обратные связи заменяются общенародной идеей единства и порядка, олицетворением которых является сильная государственная власть.

Именно отсутствие полноценного диалога между властью и народом определяло и до сих пор определяет феномен российской государственности. По мнению А.С. Панарина, «особенность нашей истории, касающейся, в частности, взаимоотношений народа и государства, состоит в том, что каждый из персонажей, получив вызов, нередко предпочитает уходить от ответа, предоставляя риск и тяжесть поступка другому персонажу». Причем «народ отказывается от диалога с государством в тот самый момент, когда оно, ослабевшее и трезвеющее от сознания собственных крайностей и тупиков, наконец оказывается созревшим для такого диалога».

Это происходит потому, что государство вступало в диалог с народом только в кризисные, переломные моменты, грозящие разрушением государственного механизма. Народ же, накопивший тягостный груз нерешенных проблем и обид, периодически отказывался «приносить очередную жертву демону государственности», что приводило к парадоксальным результатам. Это происходило и в 1917 г., и в 1991 г., когда честный разговор власти с народом был заменен сначала популизмом, а затем насилием, что привело к воспроизведению авторитарной, централистской и бюрократической государственной модели.

Как уже подчеркивалось, и западная, и российская государственная система развиваются по общей закономерности - от расцвета к упадку и наоборот, а вот причины этих переходов различны. Современный исследователь А.Н. Данилов, рассуждая на эту тему, подчеркивает, что «трансформационный период в общественном развитии - особая историческая подсистема, в которой обнаруживается своя структура, свое устройство, свои тенденции развития и свои методы регулирования».

Трансформация западной государственной системы, как правило, идет снизу вверх - дезорганизация и дезинтеграция общества приводит к свержению и смене правящих структур. В России в большинстве случаев трансформация системы государственного управления начиналась сверху - с ослабления верховной власти из-за потери ею легитимности и субъектной силы.

Размышляя о характере исторического развития российского государственного и муниципального управления, А.С. Панарин показывает, что течение российского исторического процесса обусловлено взаимодействием «народа (мира), царя, наделенного теократическими полномочиями защитника правды-справедливости, и своевольного боярства» - чиновничества. Все периоды упадка, смуты в российской истории, по его мнению, связаны с предательством управленческой элитой государственных интересов ради достижения личной или корпоративной выгоды.

Государство, созданное после разрушения советской системы в постперестроечный период, как управляющая система было слабым из-за его недостаточной легитимности. Многие современные исследователи указывают на то, что реформаторы поспешили разрушить социалистическую систему и продекларировать демократическую, не проведя при этом реальных преобразований российской государственности. Исполнительная власть из-за проводимой ею антинародной политики находилась в непримиримом противостоянии с законодательной, что «не только не способствовало наполнению конституционно-правовой оболочки постсоветской государственности реальным правовым содержанием, но и предопределило ее эволюцию в противоположном направлении».

Президент и правительство, несмотря на установление и закрепление в Конституции президентской властной монополии, не имели ни реальной власти, ни поддержки народа. Фактически страной управляла верхушка административной бюрократии и крупный российский бизнес, представленный отдельными, часто одиозными личностями, названными впоследствии олигархами. Слабая власть также пользовалась небескорыстной поддержкой федеральной и местной бюрократии и региональных лидеров, частные интересы которых она протекционировала, что, конечно, усиливало центробежные процессы в стране.

В настоящее время президент получил надежный народный источник легитимности, и по всем признакам мы переживаем сейчас период относительно устойчивого и стабильного развития системы государственного управления. Но для того чтобы эти процессы стали необратимыми, нужно расширять местное самоуправление, которое уравновесит властную вертикаль, обеспечит равноправные взаимовыгодные отношения между субъектом и объектом управления, что послужит укреплению системы российского государственного управления и формированию гражданского общества и правового государства.

.2 Особенности структуры государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление специализировано. Оно осуществляется особым слоем людей на профессиональных началах. Исключение составляет непосредственное управление со стороны населения при использовании институтов прямой (непосредственной) демократии, но и в этом случае его организацией занимаются профессионалы.

Система государственного (муниципального) управления - сложное понятие, содержание которого охватывает такие составные элементы:

-     субъекты управления, то есть органы исполнительной власти,

-       объекты управления, то есть сферы и отрасли общественной жизни, которые находятся под организующим влиянием государства, органов местного самоуправления

-     управленческая деятельность (процесс), то есть определенного рода общественные отношения, через которые реализуются многочисленные прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления.

Субъекты общественного управления (управления в широком смысле слова): система органов государственного управления, все множество политических, общественных, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ, негосударственные организации, каждый гражданин.

Конкретным субъектом государственного и муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный сонет и др.), должностное лицо (министр, мэр).

В пределах своих полномочий, установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. Так, с целью развития какой-либо отрасли экономики государство может применить стимулирующие методы (например: снизить налоги), его органы могут не зарегистрировать политическую партию, если ее устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица, в частности права выдвигать своих кандидатов на выборах, закон запрещает пропаганду экстремистской идеологии и т.д.

В отличие от человека и гражданина, которому разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного управления могут применять только такие средства управления, которые им разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные способы управления (милиция - одни, финансовые службы - другие). Эти способы тоже установлены правовыми актами (законом о милиции, положением о министерстве финансов и др.).

Объект государственного и муниципального управления - это общественные (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение (например, алиментные обязанности). Такие отношения могут быть подвергнуты государственному регулированию, т.е. публичному управлению.

Первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической системы - человек. В зависимости от выбранных классификационных признаков элементами управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные формы различной формы собственности и т.п.

Управление - это процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

-     анализ ситуации;

-       целеполагание;

-       разработка и анализ альтернативных вариантов развития;

-       принятие решения;

-       организация реализации принятого решения;

-       контроль за исполнением;

-       сопоставление задач и результатов, оценка эффективности.

В процессе государственного и муниципального управления совершаются различные действия по использованию публичной власти (издание правовых актов, организационные меры), которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных нормативными актами. Совокупность этих действий, совершаемых в разное время и неодинаковыми методами, составляет управленческий процесс. Содержание государственного управления зависит от условий, в которых оно осуществляется, и складывается из различных элементов. Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели более общего порядка (управление обороной страны). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.

Классификацию целей государственного и муниципального управления сведем в табл. 1.

Таблица 1. Классификация целей управления

Классификационный признак

Вид целей

Объем

общие (для всего государственного управления) частные (для отдельных подсистем, звеньев, конкретных компонентов)

Результат выполнения

конечные промежуточные

Срок выполнения

стратегические (долгосрочные) оперативные (среднесрочные) тактические (краткосрочные)

Уровень управления

народнохозяйственные отраслевые территориальные групповые

Содержание

общественно-политические социальные экономические организационные


1.3 Методы и принципы государственного и муниципального управления

Методы государственного и муниципального управления - способы и средства достижения поставленных управленческих целей, которые определяют качественную сторону управления. Государственное и муниципальное управление как особенный вид деятельности использует разные методы, среди которых различают методы организации и методы деятельности органов управления.

Характеризующие методы управления нужно рассмотреть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему управления.

Содержание - это специфика средств и приемов влияния.

Организационная форма - влияние на конкретную ситуацию, что сложилась. Может быть прямое или опосредствованное влияние.

Методы деятельности разделяются на общие, которые используются при выполнении всех или основных функций управления на важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, которые применяются при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях управленческого процесса. Общие методы - это, прежде всего убеждение и принуждение. Принуждение допустимое лишь на основании закона, в границах и в порядке, предусмотренных им. Убеждение основывается на авторитете закона и применяется без детальной и специальной правовой регуляции. К общим методам управленческой деятельности принадлежат также методы регуляции, общего руководства и непосредственного управления.

Общие методы управленческой деятельности за механизмом влияния на управляемые объекты разделяют на методы прямого и непрямого влияния (административные и экономические), за силой влияния - на методы издания правовых актов и непосредственно организационные.

С точки зрения особенностей волеизъявления государства, органов и должностных лиц в государственном управлении различают методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии и др.

Стимулирование используется для ориентации поведения и деятельности участников общественных отношений (граждан, юридических лиц, органов государства и т.д.) в гаком направлении, которое субъект управления считает необходимым. Это одна из форм «мягкого» руководства.

В отличие от стимулирования, которое выражает прямую заинтересованность государства, метод дозволения в определенной мере характеризует нейтральную, но благожелательную позицию субъекта управления по отношению к тем или иным общественным явлениям, процессам, видам деятельности. Государство, органы местного самоуправления не поощряют те или иные виды деятельности, но и не запрещают их - граждане, юридические лица сами решают, воспользоваться ли предоставляемыми возможностями. Метод дозволения широко используется при регулировании основных прав и свобод личности.

Метод охраны используется, прежде всего, для обеспечения стабильности существующих общественных отношений, сложившегося правового порядка. Охранительной деятельностью занимается, прежде всего, специализированный аппарат (милиция, суды, прокуратура и др.), многие другие органы выполняют эту задачу попутно. Для защиты государства от агрессии создается армия, для защиты от внутренних угроз - внутренние войска, но охрана установленных конституцией, законом порядков - обязанность всех органов государственного управления, должностных лиц.

Запреты действенная форма отрицательного отношения субъекта управления к тем или иным явлениям, поступкам, поведению. В форме запретов государство, органы местного самоуправления исключают вредную, нежелательную для них, общества, человека деятельность. В конституционном праве, например, запрещена пропаганда религиозной розни, в административном несанкционированные демонстрации, мешающие прохожим и движению транспорта, в уголовном - посягательства на жизнь человека, в земельном - изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, в гражданском - торговля частных лиц ядами и т.д. Запреты связаны с наказаниями за их нарушение. УК РФ, КоАП РФ в большей части состоят из норм о запретах и наказаниях за их нарушения.

При нарушении закона (требований должного поведения, установленных государством, его органами, иными управляющими структурами) возможны различные виды ответственности (уголовная, административная, гражданская, иногда особо выделяют конституционную, материальную и другие виды). Одна из наиболее острых форм ответственности - репрессия, связанная с прямым насилием. Незаконная демонстрация, если грубо нарушается общественный порядок, применяются насильственные действия, вандализм, может быть рассеяна с применением технических средств (например, водометов, слезоточивого газа).

Применяя те или иные методы государственного и муниципального управления, соответствующие органы, должностные лица используют конкретные способы административного воздействия. К их числу относятся: адресные задания, назначение или освобождение от должности, регистрация определенных действий, установление стандартов и квот, учет и статистика, оформление государственных заказов, распоряжение объектами государственной собственности, образование, реорганизация или ликвидация подведомственных объектов, приостановление или отмена правовых актов подведомственных органов и должностных лиц, технические операции и т.д.

С методами и формами управленческой деятельности тесно связаны управленческие процедуры, а также конкретные методики, приемы и способы управления (выбор тех или иных из них связан с реальной ситуацией). Среди них - подготовка и принятие решения, координация управленческой (а если необходимо, то и иной) деятельности, организационные, регистрационные, разрешительные или учетно-уведомительные формы работы, консультативная и информационная деятельность. Все государственные органы в разной мере и в разных формах используют процедуры контроля. Вышестоящие органы и должностные лица проверяют и контролируют деятельность нижестоящих, контролируется ситуация на определенной территории и т.д. Особые процедуры связаны с учетными, аналитическими, программными формами работы, а также с отчетностью. В некоторых государственных органах, их подразделениях, в муниципальной службе учет имеет очень важное значение (например, в отделах районных военных комиссариатов учет призывников в армию, в муниципальных образованиях - учет избирателей).

Таким образом, было рассмотрено понятие государственного и муниципального управление, которое является совокупностью определенных мероприятий, которые проводятся с целью руководства и контроля государства (муниципальной власти - субъекта) над объектами. Особенность российской государственной и муниципальной системы заключается не только в особенностях переходных периодов развития, но и в специфике структурно-функциональных характеристик, таких как самобытность субъекта и объекта управления и своеобразие связей между ними. Но характерной чертой российской власти является ее дистанцирование от народа, субъекты российской власти отличаются тем, что не встраиваются в систему снизу вверх, являясь при этом ее частью, а надстраиваются над ней, что актуально и в настоящее время.

В России исторически сложилась односторонняя прямая связь между государством и обществом, имеющая преимущественно директивно-командный характер. Обратные связи заменяются общенародной идеей единства и порядка, олицетворением которых является сильная государственная власть.

Содержание системы государственного и муниципального управления охватывает такие составные элементы: субъекты управления, то есть органы исполнительной власти; объекты управления, то есть сферы и отрасли общественной жизни, которые находятся под организующим влиянием государства, органов местного самоуправления; управленческая деятельность (процесс), то есть определенного рода общественные отношения, через которые реализуются многочисленные прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления. Системный характер государственного и муниципального управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного и партнерского начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. Государство является целостным системным образованием, в состав которого входят как государственные органы, так и органы местного самоуправления. Система органов государственной власти (равно как и система органов местного самоуправления) - это статическая система, ряд институтов, обладающих определенным правовым статусом и выполняющих определенную роль в системе государственного и общественного устройства.

Глава 2. Исследование особенностей управления в МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»


.1 Общая характеристика МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

Муниципальное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска» («УГОиЧС»).

«УГОиЧС» предназначено для реализации вопросов местного значения в сфере ГО, защиты населения и территории города Норильска от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Основные задачи, которые решает «УГОиЧС», это: организация проведения мероприятий по ГО, по защите населения и территории города Норильска от ЧС, организационно-методическое руководство и проведение подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществление сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории города Норильска от ЧС, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Задачи в области ГО решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых заблаговременно как в мирное, так и в военное время.

Количество предоставленных «УГОиЧС» в 2012 и 2013 годах представлены в табл. 2.

Таблица 2. Количество предоставленных услуг «УГОиЧС» в 2012 и 2013 годах

Подразделение

2012 год

2013 год


Количество обслуженных людей

Количество предоставленных услуг

Количество обслуженных людей

Количество предоставленных услуг

Отдел оперативного планирования

214

569

256

711

Отдел повседневного управления

102

179

105

201

 Отдел мероприятий гражданской обороны

357

2589

412

3250

56

125

59

143

Отдел предупреждения чрезвычайных ситуаций

94

147

112

169

Итого

823

3609

944

4474


Рис. 1. Количество предоставленных услуг «УГОиЧС» в 2013 году

Как видно из табл. 1 количество обслуженных и предоставленных услуг заметно увеличилось в 2013 году по сравнению с 2012 годом как по подразделениям, так и по администрации в целом.

2.2 Анализ организационной структуры управления МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

Организационная структура управления «УГОиЧС» имеет иерархичную систему (рис. 2).

Отдел оперативного планирования «УГОиЧС» предназначен для решения задач по планированию, организации и контролю за выполнением комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противопожарных и других мероприятий гражданского обороны, а также действий сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Рис.2. Организационная структура управления «УГОиЧС»

Отдел повседневного управления «УГОиЧС» предназначен для организации и несения круглосуточного дежурства на пункте управления оперативно-дежурной сменой единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования город Норильск территориальной подсистемы Единой Государственной Системы предупреждения Чрезвычайных Ситуаций, поддержания в постоянной готовности аппаратуры связи оперативного управления, системы автоматизированного оповещения, комплекса средств автоматизации приема, анализа, обобщения, обработки и выдачи данных по направлениям.

Отдел мероприятий гражданской обороны «УГОиЧС» предназначен для решения задач по планированию, организации и контролю за выполнением комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противопожарных и других мероприятий гражданского обороны, а также действий сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Отдел защиты от чрезвычайных ситуаций «УГОиЧС» предназначен для решения задач Управления, направленных на защиту населения и территории муниципального образования город Норильск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действиях или вследствие этих действий, а также обеспечение безопасности людей на водных объектах.

Отдел предупреждения чрезвычайных ситуаций «УГОиЧС» предназначен для решения на территории муниципального образования город Норильск задач Управления, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовку и обучение способам защиты от ЧС, и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, поддержание устойчивости функционирования в ЧС организаций осуществляющих деятельность на территории города Норильска.

2.3 Анализ системы и методов управления МУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Норильска»

Методы управления в «УГОиЧС»: приказы, инструкции; финансовый контроль; краткосрочное планирование; составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений; выбор стратегических позиций.

Функции управления «УГОиЧС»: координация деятельности сотрудников; организация работы; учет и систематизация получаемых и выполняемых работ; расчет (совместно с отделом финансирования учета и отчетности) финансовых показателей организации; контроль за формированием рабочего графика; контроль за выполнением работ; обеспечение сотрудников необходимыми материальными ресурсами.

Функции управляющей системы в «УГОиЧС», т.е. менеджмента как такового, определяет несколько основных видов функций:

-     планирование;

-       организация;

-       стимулирование и мотивация;

-       контроль.

Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано.

Функция планирования «УГОиЧС» отвечает на три вопроса:

-     где организация находится в настоящее время;

-       куда она хочет двигаться;

-       как организация собирается сделать это.

Данная функция занимает должное место среди других направлений деятельности. В «УГОиЧС» функцию планирования осуществляет отдел финансирования учета и отчетности. Эта служба аккумулирует информацию отделов, производства и соответственно предлагает план действия, по которому должна двигаться организация, чтобы выполнить возложенные на нее функции.

Организация в «УГОиЧС» осуществляется в два этапа:

-     структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций);

-       организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).

Что касается структурной организации, то в организации нет четкой иерархической системы. Во главе системы находится начальник. Он управляет всеми отделами организации через руководителей этих отделов.

Что касается организации процесса производства, то здесь процесс организации осуществляется в соответствии с правовыми нормами, установленными законодательством РФ.

Применяемые в «УГОиЧС» формы мотивации можно разделить на два вида:

-      материальная мотивация;

-       моральная мотивация.

Материальная мотивация включает: оплата труда; премирование.

Моральная мотивация включает: вручение грамот, наград; размещение фотографий на доске почета; публичные поощрения; отпуск в удобное время и др.

В «УГОиЧС» применяются повременно-премиальная формы оплаты труда. Повременно-премиальная система устанавливает, что помимо заработка по тарифной ставке за фактически отработанное время, осуществляется выплата премии за выполнение и перевыполнение определенных показателей труда, указанных в положении о премировании работников.

Компенсация труда работников «УГОиЧС» производится в виде заработной платы.

Тарифная ставка определяется исходя из разряда оплаты труда в соответствии с тарифной сеткой по оплате труда работников.

Размеры тарифных ставок и тарифная сетка по оплате труда работников утверждаются начальником «УГОиЧС».

Разряд оплаты труда сотрудника организации устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и установление работникам разрядов оплаты труда осуществляется с учетом действующих единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Работникам «УГОиЧС» также устанавливаться следующие выплаты компенсационного характера:

-      доплата за работу в ночное время;

-       доплата за совмещение профессий или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

-       доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

-       другие выплаты компенсационного характера.

Работникам «УГОиЧС» устанавливаться следующие стимулирующие выплаты:

-      надбавка за продолжительность непрерывной работы;

-       надбавка за высокое качество выполняемой работы (сложность, напряженность, интенсивность труда);

-       премия по результатам работы за месяц;

-       единовременная поощрительная премия;

-       другие стимулирующие выплаты.

Следует отметить, что оплата труда не ограничивается рамками только заработанных коллективом средств. Контрактные оклады работников в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены или соответственно уменьшены. Контрактной системой предусматривается вознаграждения за результаты работы на основании действующих положений в «УГОиЧС».

Система премирования в «УГОиЧС» включает, что через 3 месяца работы в «УГОиЧС» выплачивается ежемесячная премия - до 50% должностного оклада.

Через 12 месяцев - премия по итогам работы за год в «УГОиЧС».

Существует в «УГОиЧС» план оздоровления коллектива, оказывается материальная помощь, выдаются ссуды на строительство и приобретение жилья.

В «УГОиЧС» ежегодно заключается коллективный договор, в котором отражаются повышение эффективности производства и направление использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости, организации труда и заработной платы, жилищно-бытовое обслуживание, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, санитарно-курортного лечения и отдыха работников.

Разовое пособие в «УГОиЧС» выплачивается: в связи с уходом работника на пенсию; работники, которые достигли юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награждаются грамотой, согласно приказу по организации; пенсионерам, которые достигли возраста 50, 60, 70, 80 лет на лечение ежегодно.

Функция контроля заключена в руках начальника «УГОиЧС».

 «УГОиЧС» в своей деятельности в основном делает упор на два основных метода управления персоналом: экономический; социально-психологический.

Примером проявления экономических методов управления персоналом в «УГОиЧС», приведем следующее:

-     субсидирование персонала;

-       бесплатное и льготное обучение персонала;

-       предоставление товаров и услуг со скидкой;

-       Частное страхование здоровья и жизни работников, и др.

Примером проявления социально-психологических методов управления персоналом в «УГОиЧС», приведем следующее:

-     индивидуальный подход к каждому работнику;

-       применение различных методов психологического воздействия на работников;

-       использование моральных стимулов: грамоты, благодарственные письма, присвоение квалификации и т.д.;

-       применение соревновательных программ в «УГОиЧС» между работниками;

-       партнерское отношение руководителей «УГОиЧС» к персоналу и др.

В «УГОиЧС» уделяет внимание таким вопросам, как забота о здоровье работника и соблюдение тонкого баланса между их профессиональной и личной жизнью, - соблюдаются нормы и принципы установленные законодательством в отношении социальных гарантий и норм труда, но и даются дополнительные льготы и компенсации работникам для поддержания здоровья.

Сегодня социальный пакет работника включает в себя:

-      медицинское обеспечение. Работники и их дети до 16 лет имеют право на медицинское обслуживание в больницах, в том числе стоматологических, по специально разработанным программам. «УГОиЧС» предоставляет своим работникам возможность застраховать своих родственников и близких по корпоративным тарифам;

-       страхование персонала. Все сотрудники «УГОиЧС», включая подразделения и представительства, застрахованы на основе договора коллективного страхования от несчастных случаев за счет средств «УГОиЧС»;

-       ежедневно работающую внутреннюю медицинскую службу;

-       бесплатные обеды и др.

В рамках общей программы медицинского обеспечения «УГОиЧС» осуществляет приобретение для новорожденных детей сотрудниц полисы добровольного медицинского страхования. Для молодых мам «УГОиЧС» дает возможность установления сокращенного рабочего дня или неполной рабочей недели.

Административно-правовые методы управления для руководства «УГОиЧС» неприемлемы, да и не было случаев для их применения.

Разделение работников на социально-психологические слои условно в «УГОиЧС». Между этими группами не существует каких-то границ. Социально-психологические слои коллектива еще не дают всестороннего раскрытия морально-психологических качеств людей, но в то же время, оперируя ими, руководителю легче ориентироваться в формах и методах работы.

На основе анализа стоят цели и мисси перед «УГОиЧС» в области совершенствования системы и методов управления организацией: изменение организационной структуры «УГОиЧС» по средствам введения отдела кадров; совершенствование процесса мотивации и стимулирования в «УГОиЧС» и др.

Заключение

Таким образом, цель работы исследование методов государственного и муниципального управления в Российской Федерации была выполнена.

Были достигнуты основные задачи работы: выполнено исследование особенностей эволюции системы государственного и муниципального управления.

Было рассмотрено понятие государственного и муниципального управление, которое является совокупностью определенных мероприятий, которые проводятся с целью руководства и контроля государства (муниципальной власти - субъекта) над объектами.

Особенность российской государственной системы заключается не только в особенностях переходных периодов развития, но и в специфике структурно-функциональных характеристик, таких как самобытность субъекта и объекта управления и своеобразие связей между ними. Но характерной чертой российской власти является ее дистанцирование от народа, субъекты российской власти отличаются тем, что не встраиваются в систему снизу вверх, являясь при этом ее частью, а надстраиваются над ней, что актуально и в настоящее время.

В России исторически сложилась односторонняя прямая связь между государством и обществом, имеющая преимущественно директивно-командный характер. Обратные связи заменяются общенародной идеей единства и порядка, олицетворением которых является сильная государственная власть.

Системный характер государственного и муниципального управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного и партнерского начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.

Органы местного самоуправления самостоятельны только в пределах своих полномочий, то есть при решении вопросов местного значения Перечень таких вопросов устанавливается федеральным законом.

Органам местного самоуправления делегируются отдельные государственные полномочия, реализуя которые, они представляют государство во взаимоотношениях с населением, проживающим на территории муниципального образования. Для реализации этих полномочий они наделяются исполнительской компетенцией.

С учетом вышеперечисленных обстоятельств и в части делегированных государственных полномочий органы местного самоуправления следует рассматривать как органы, входящие в систему государственного управления, представленную тремя уровнями: федеральным, региональным и местным.

Определено, что «УГОиЧС» предназначено для реализации вопросов местного значения в сфере ГО, защиты населения и территории города Норильска от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Основные задачи, которые решает «УГОиЧС», это: организация проведения мероприятий по ГО, по защите населения и территории города Норильска от ЧС, организационно-методическое руководство и проведение подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществление сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории города Норильска от ЧС, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Задачи в области ГО решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых заблаговременно как в мирное, так и в военное время.

Количество обслуженных и предоставленных услуг заметно увеличилось в 2013 году по сравнению с 2012 годом как по подразделениям, так и по администрации в целом.

Методы управления в «УГОиЧС»: приказы, инструкции; финансовый контроль; краткосрочное планирование; составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений; выбор стратегических позиций.

Функции управления «УГОиЧС»: координация деятельности сотрудников; организация работы; учет и систематизация получаемых и выполняемых работ; расчет (совместно с отделом финансирования учета и отчетности) финансовых показателей организации; контроль за формированием рабочего графика; контроль за выполнением работ; обеспечение сотрудников необходимыми материальными ресурсами.

Установлены функции управляющей системы в «УГОиЧС», т.е. менеджмента как такового, определяет несколько основных видов функций:

-     планирование;

-       организация;

-       стимулирование и мотивация;

-       контроль.

Система премирования в «УГОиЧС» включает, что через 3 месяца работы в «УГОиЧС» выплачивается ежемесячная премия - до 50% должностного оклада.

Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала «УГОиЧС», а затем совершаются кадровые перестановки.

«УГОиЧС» в своей деятельности в основном делает упор на два основных метода управления персоналом: экономический; социально-психологический.

Примером проявления экономических методов управления персоналом в «УГОиЧС», приведем следующее:

-     субсидирование персонала;

-       бесплатное и льготное обучение персонала;

-       предоставление товаров и услуг со скидкой;

-       Частное страхование здоровья и жизни работников, и др.

Примером проявления социально-психологических методов управления персоналом в «УГОиЧС», приведем следующее:

-     индивидуальный подход к каждому работнику;

-       применение различных методов психологического воздействия на работников;

-       использование моральных стимулов: грамоты, благодарственные письма, присвоение квалификации и т.д.;

-       применение соревновательных программ в «УГОиЧС» между работниками;

-       партнерское отношение руководителей «УГОиЧС» к персоналу и др.

На основе анализа стоят цели и мисси перед «УГОиЧС» в области совершенствования системы и методов управления организацией: изменение организационной структуры «УГОиЧС» по средствам введения отдела кадров; совершенствование процесса мотивации и стимулирования в «УГОиЧС» и др.

Список литературы

1.    Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С. 3-6.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2008.16 мая.

.        Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ.

.        Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие / А.Н.Аверин. 2007. - 369 с.

.        Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. - 2010. - № 1 - С. 58-59.

.        Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций / Г.В. Атаманчук. М., 2007. - 352 с.

.        Базарова Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремена. - 2-е изд. пер. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 506 с.

.        Баско В.Н. Управление кадрами: наука и практика // Деньги и кредит - 2009, - №10, - С. 41-44.

.        Брагина З.В. Управление персоналом / З.В. Брагина. - М.: КноРус, 2008. - 128 с.

.        Батчикова С.А. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. - М.: Фонд «За экономическую грамотность». Российский экономический журнал, АО «Консалтбанкир», 2008. - 312 с.

.        Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/ И.А. Василенко. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 289 с.

.        Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 367 с.

.        Гимаев И.Р. Становление и развитие государственной и муниципальной службы в Российской Федерации: Теоретическое и конституционно-правовое исследование. - СПб., 2008. - 45 с.

.        Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. - М.: Проспект, 2012. - 642 с.

.        Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. - М.: Проспект, 2007. - 556 с.

.        Грицюк Т.В. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов / Т.В. Грицюк. - М.: РДЛ, 2005. - 591с.

18.  Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. - Мн.: Харвест, 2008. - 432 с.

19.    Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 2007. - 384 с.

.        Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления. - М.: Феникс, 2009. - 368 с.

.        Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы / Л.А. Калиниченко. - М.: Логос, 2007. - 278 с.

.        Кардашов, В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом // Человек и труд. - 2011.- № 10. - С. 80-83.

.        Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - 2-е изд., доп. и перераб / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, - 2008. - 638 с.

.        Кибанов А.Я. Управление персоналом. Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М., 2008. - 512 с.

.        Колухин М.С. Теория управления персоналом: Учебник для вузов / М.С. Колухин. - СПб.: Питер, 2009. - 453 с.

26.  Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Гарант, 2007. - 168 с.

27.    Лапин В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России - М.: Дело, 2005. - 239 с.

.        Линевич Р.А. Управление системой социально-экономических взаимодействий в муниципальном образовании // МИТС-НАУКА: 2006. - №2. - С. 11-14.

29.  Маршалова А.С. Система государственного муниципального управления: Учебное пособие для вузов. - М.: Омега-Л 2009. - 128 с.

.      Михелькевич С.В. Государственное управление в системе демократического государства: особенности реализации императивно-властных отношений // Закон и право. 2012. - № 5. -С. 36-38.

.      Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: - М.: Изд.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 575 с.

.      Новиков М.В. Система муниципального управления // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 1998. Т. 9. № 3. - С. 107-110.

33.    Панюшина Е.А. Оптимизация системы найма персонала // Справочник по управлению персоналом - 2007, №3. - С. 57.

.        Пешкарева А.Р. Управление организацией и персоналом Учебное пособие / А.Р. Пешкарева - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2008. - 586 с.

.        Плешин И.Ю. Управление персоналом / И.Ю. Плешин. - М.: Изд. Прогресс, 2009. - 485 с.

.        Поршнев А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцова. - М.: Изд. ИНФРА, 2009. - 445 с.

.        Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. - 3-е издание. - М. Юнити-Дана, 2004. - 310 с.

.        Панарин А.С. Принципы построения модели взаимоотношения государства и местного самоуправления // Конституц и муницип право 2007. - № 7. - С. 21-27.

39.  Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с

40.  Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.Н. Романов, В.В. Кузнецов. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. -153 с.

41.  Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2008. - 304 с.

Похожие работы на - Основные методы государственного и муниципального управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!