Основные методологические подходы в западном менеджменте
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Методология
в буквальном значении (логос - наука, знание, и метод - путь, направление
познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему,
реализующую три функции:
) получение, создание нового знания;
) структурирование этого знания в виде новых
понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
) организация использования новых знаний в
общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная
деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе
общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая - на основе
использования законов логического мышления; третья - на основе локальных
методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным
областям.
Основная часть
Методологический подход в
менеджменте предполагает использование
определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на
достижение целей управления.
Системный подход.
Этот поход предполагает рассмотрение различных процессов и явлений как систем.
Система в управлении - это обособленная
совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами,
которые отсутствуют у образующих ее элементов.
Использование системного подхода, применительно
к стратегическому управлению качеством дополнительного образования детей,
основано на представлении стратегического управления качеством как системы, и
предполагает применение следующих принципов:
) структурности, позволяющем
анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной
организационной структуры (как правило, процесс функционирования системы
обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами
самой структуры);
) целостности, позволяющем рассматривать
одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для
вышестоящих уровней;
) иерархичности, позволяющем исследовать
множество элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего
уровня - элементам высшего уровня;
) взаимосвязи внешних и внутренних
факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;
Системный подход основан на системном анализе,
который осуществляется по следующему алгоритму:
) расчленение системы (декомпозиция) на
образующие ее элементы;
) анализ элементов;
) выявление наиболее существенных элементов,
которые определяют поведение системы в целом;
) разработка рекомендаций по улучшению
функционирования системы.
Рисунок 1 - Системный подход
В настоящее время с помощью математического
моделирования, кибернетики и теории информации предпринимаются попытки создать
всеобъемлющую теорию управленческих систем, которая бы служила базой для
проектирования организаций.
Важное место в системном подходе занимает
понятие «структура».
Структура
- это совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутренне
строение и организацию объекта как целостной системы.
Структура должна быть мобильной, т. е. легко
приспосабливаться к изменяющимся требованиям и целям. Эволюция структуры системы
по содержанию в пространстве и во времени отражает процесс ее развития.
На рис. 2 представлена упрощенная структура
фирмы, состоящей из организационной и производственной структур.
Подразделения организационной структуры
выполняют функции менеджмента. Подразделения производственной структуры -
функции по производству продукции или оказанию услуг.
Например,
.1 - зам. руководителя фирмы по маркетингу,
.2 - технический директор,
.3 - коммерческий директор,
.4 - зам. руководителя по производству,
.5 - зам. руководителя по социальным вопросам,
.2 - штамповочный цех и т.д.
На 3-м уровне структуры будут соответствующие
отделы и участки. Например, в сборочном цеху - отдел технического контроля.
Компоненты системы имеют между собой и
горизонтальные связи, которые вместе с вертикальными обеспечивают нормальное
функционирование фирмы.
Существуют 2 основных типа систем: закрытые и
открытые.
Закрытая система
имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей среды
(например, часы: после того, как в них поставлена батарейка, части
часов двигаются непрерывно и точно. И пока не кончится заряд в батарейке -
система часов независима от внешней среды).
Открытая система
взаимодействует с внешней средой.
Такая система зависит от энергии, информации,
материалов, поступающих извне. Чтобы продолжить свое функционирование, открытая
система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Все предприятия
и организации являются открытыми системами.
Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным
подходом, центральным моментом которого является - ситуация. Ситуация
- это конкретный набор обстоятельств, которые заметно влияют на организацию в
конкретное время.
Используя ситуационный подход руководители могут
лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению
целей организации в конкретной ситуации.
Конкретные ситуации могут изменяться
по следующим признакам:
· по содержанию - технические,
экономические, политические, организационные, психологические и др.;
· по виду управленческого решения во
времени - стратегические, тактические, оперативные;
· по ресурсам и способам обе5еспечения
реализации управленческих решений;
· по методам реализации управленческих
решений.
Многие факторы внешней среды могут
влиять на организацию.
Под сложностью внешней среды понимают
число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень
вариантности каждого из них.
Подвижность среды
- это скорость, с которой происходит изменения в окружении организации. Многие
исследователи считают, что окружение современных организаций изменяется с
нарастающей скоростью.
К внешней среде прямого
воздействия относятся:
1) поставщики.
Поставщики занимаются поставками ресурсов, необходимых организации для ведения
бизнеса. Деятельность многих фирм зависит от непрерывного притока материалов.
Однако для роста и процветания им нужны поставщики не только материалов, но и
капитала. Потенциальных инвесторов несколько: банки, программы государственных учреждений
по предоставлению займов, акционеры частные лица, покупающие векселя или
облигации фирмы.
2) государственные органы.
Организации обязаны соблюдать не только гос. законы, но и требования органов
гос. регулирования, т. е. принудительного выполнения законов. Например,
распоряжения, письма Главной налоговой администрации Украины (ГНАУ).
4) конкуренты.
Это лица, фирмы, предприятия, которые соперничают в достижении идентичных
целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, занимать такое же положение на
рынке.
5) трудовые ресурсы.
Это часть населения страны, имеющая физические и духовные способности,
необходимых для участия в процессе труда. Трудовые ресурсы выражаются
численностью трудоспособного населения и являются ванным элементом
экономического потенциала страны.
К внешней среде косвенного
воздействия относятся:
1) технология.
Это совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых
входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. Такая совокупность
охватывает машины, механизм и инструмент, навыки и знания.
2) состояние экономики.
Руководство должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях фирмы общие
изменения состояния экономик. Состояние мировой экономики влияет на стоимость
ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и
услуги.
3) социокультурные факторы.
Любая организация функционирует в одной культурной среде, поэтому на
преобладающие в ней жизненные ценности, традиции и установки влияют на
организацию.
4) политические факторы.
Политическая стабильность является залогом для повышения деловой активности,
для притока иностранного капитала. Другой аспект политических факторов - группы
особых интересов и лоббисты.
Комплексный подход.
Его применение при принятии управленческих решений сводится к учету важнейших
факторов внутренней и внешней среды в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Маркетинговый подход.
Это один из современных методологических подходов, который определяется как ориентация
управляющей подсистемы на потребителя.
К основным принципам маркетинга
относят:
· обоснованный выбор целей и стратегии
предприятия;
· применение комплексного подхода к
увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия;
· оптимальное сочетание
централизованного и децентрализованного начал в управлении организацией.
На реализацию принципов направлены функции
маркетинга:
· максимальный учет рыночного спроса и
запросов потребителей;
· определение оптимального
ассортимента продукции;
· разработка сбытовой политики на
основе определения максимально выгодных каналов сбыта.
Маркетинг как управленческая
деятельность включает:
1)изучение
спроса на конкретный товар;
2)составление
программы маркетинга по продукту;
4)установление
верхнего уровня цены товара и рентабельности его производства;
5)определение
результатов хозяйственной деятельности (валовых доходов, чистой прибыли и др.)
Программно-целевой подход
(В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики и
др.), один из основных методологических подходов в управлении, предполагающий
четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий,
направленных на достижение этих целей.
Программно-целевой подход в исследовании
стратегического управления качеством дополнительного образования детей играет
важную роль в концептуальном осмыслении обозначенной проблемы и предполагает:
интеграцию основных принципов управления; четкое определение целей и
направленность на конечный результат; формирование и осуществление программы
действий, направленных на достижение этих целей, комплексности, связи целей и
ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования.
Заключение
системный ситуационный среда внешний
Подводя итоги, можно сказать, что в современном
менеджменте используются различные подходы, основными из которых являются
системный, ситуационный и комплексный. Каждый из них имеет свои достоинства и
недостатки. Использование любого из методов обуславливается типом решаемой
проблемы, видом организационной структуры и типом мышления руководителя.
Список использованной литературы
1. Каргина З.А. Современные
методологические подходы в сфере дополнительного образования детей// Вестник
ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103) - с.5-11
. Качалов Д.А. Концепция
формирования целостного педагогического знания у будущих учителей. - Москва,
Изд-во "Академия Естествознания", 2010. - [Электронный ресурс]-
http://www.rae.ru/monographs/69
. Логинова Л.Г. Методология
управления качеством дополнительного образования детей: монография. М.:
АПКиПРО, 2003. 132 с.
. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М., 2002, с. 704.