дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил.
Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная, умственна работа по его созданию человеком.
Изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архитектуры и другие фотоизображения окружающего мира) и условно-графические (таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы, карты и картосхемы и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения (аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из эффективных дидактических средств, как для печатных, так и для электронных учебников, которые, как было сказано выше, играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.
Широкое использование того или иного вида наглядности в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования наглядности для «оживления» всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом.
Пособия такого рода помогают преподавателю: а) кратчайшим путем соотнести понятие с предметом и оставить более прочный след в памяти обучающихся; б) стимулировать высказывания учащихся на разных уровнях; в) создавать ситуацию живого общения; г) оживить педагогический процесс. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Еще, для того что бы привлечь особое внимание учеников на уроке, многие учителя используют наглядное обучение.
Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах...[6, 56].
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации [10, 32].
Также в современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) и их изображения, но и на их модели [5, 89].
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой склянке - серная кислота. Рассмотрите ее внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» - «Серная кислота - прозрачная, бесцветная жидкость»,- отвечает ученик. «Смотрите, как льется серная кислота»,- обращается к классу учитель, проводя опыт.- «Она маслянистая»,- отмечают школьники.
Чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), адекватно отразить эти свойства (то есть сделать модель изоморфной изучаемому явлению).
Проблема использования наглядности в обучении тесно связана с проблемой моделирования учебного материала. Модели позволяют отображать явления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, а связи между ними - на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём с самого понятия «модель», которое используется во многих областях науки.
Что же такое модель? В чем ее принципиальное отличие от традиционной наглядности? Модель - условный образ какого-либо объекта или системы объектов [5, 91]. Натуральные предметы и их изображения дают, прежде всего, представление о внешнем облике изучаемого объекта в целом. Модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса, причем эти стороны должны быть отражены адекватно, то есть быть изоморфны изучаемому явлению.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [5, 91].
Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Существуют и другие классификации: модели вещественные и мысленные (наглядно-образные и логико-символические).
А.Н. Кочергин в предложенной им классификации рассматривает следующие модели по видовому признаку: материальные, идеальные, предметные, символические [5, 63].
С.И. Архангельский делит существующие модели на три основных типа: материальные, абстрактные, модели суждения и аналогии [2, 48].
Л.М. Фридман выделяет два класса моделей: 1) материальные (вещественные, реальные), которые, в свою очередь, делятся на статические (неподвижные) и динамические (действующие); 2) идеальные, которые делятся на образные или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные, воображаемые) [11, 56].
По его мнению, все выделяемые модели обладают свойством наглядности как для их создателей, так и для тех, кто их понимает. Материальные модели наглядны потому, что они представляют собой объективно существующие предметы и чувственно воспринимаемы.
Идеальные модели также чувственно воспринимаемы, и это восприятие вызывает образы моделируемых объектов, на основе которых эти модели были разработаны.
Метод моделирования сегодня широко используется в педагогике. Л.М. Фридман считает, что использование моделирования в обучении имеет два аспекта: 1) служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения; 2) является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценное обучение.
Подавляющее большинство форм человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств. Считается, что знак представляет предмет и отражает посредством значения свойства и отношения предметов, т.к. неразрывно связан со значением. Таким образом, функции знаково-символических средств - представлять предмет, вызывать образ предмета, сообщать знания о предмете.
Посредством знаковых систем возможно эффективное кодирование получаемой информации, чтобы максимально упростить и убыстрить процесс приведения получаемой информации к доступному для ее использования виду.
Психология различает разные виды знаково-символических средств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависит от вида деятельности и от цели употребления. В реальной деятельности, в том числе и в обучении ИЯ, все виды знаково-символических средств используются не изолированно, а в комплексе, что очень хорошо просматривается в опорно-семантической схеме, которая включает разные виды графических символов, отображающих содержание учебного материала.
Также нельзя забывать и о современных технологиях.
Современные технологии тесно внедрились в нашу жизнь. В учебном процессе они помогают учителю решить различные педагогические задачи, облегчить процесс восприятия и его усвоения учениками.
Благодаря современным компьютерным технологиям можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении. Использование таких форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.
От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний [7, 197].
Итак, одним из требований эффективной методики использования наглядных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.
Все это позволяет говорить о том, что средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания. Входить в мир новых технологий и упрощать учебную деятельность. Раскрывать полную картину мира не выходя из кабинета и преобразовывать уже сложившиеся в практике методы и принципы наглядности. Обогащать визуальную и слуховую культуру человека. Развивать отвлеченное мышление, а также формировать представления, правильно отображающие объективную действительность и видеть наглядность не только в привычных образах в виде схем, картинок, но и в движении. Что в итоге дает понятие учителю об обратной связи, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил.
.2 Дидактические принципы обучения и наглядность
Педагогика - это наука о закономерностях и методах обучения, воспитания и развития людей. Основные составные части педагогики - это изучение процесса образования, обучения (дидактика) и процесса формирования, воспитания как отдельной личности, так и социальной общности, в целом.
Классическая дидактика- это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов. [7]
Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Принципы обучения- это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:
сознательность и активность;
наглядность;
прочность;
научность;
доступность;
связь теории с практикой.
В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность. [21]
Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.
Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.
. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы, ее важности и значения - необходимое условие сознательного обучения
. Необходимо обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно глубоко не осознав их.
. Осмысление каждого слова, предложения, понятия, раскрытие их. Не следует вводить понятий, которые в дальнейшем не будут раскрыты.
. Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.
. Неизвестное необходимо логически увязывайть с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но необходимо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.
. Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения.
. По настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
. Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями.
. Приучать думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания, пересказывания и копирования.
. Развивать творческое мышление посредством всестороннего анализа проблем, познавательные задачи решать несколькими логически различающими способами, чаще практиковать задания.
. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы - одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос - такой ответ, как учитель слушает ученика - так ученик слушает учителя. [21]
Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
. Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступной осязанию - путем осязания.
. Никогда не ограничиваться наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения.
. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
. Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались.
. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем - снова в целом.
. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное.
. Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию.[21]
Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления. Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие:
. Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание изучаемого материала на логически завершенные части.
. Основательное раскрытие и рассмотрение каждого вопроса, пункта плана.
. Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения.
. Следует составлять «опорные» конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
. Чаще повторять ранее усвоение, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
. Проводить повторение изученного не только в начале урока, занятия и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка обучения.
. Следите за способом и формой выражения мыслей.
. Понимание системы требует логики, а формирование ее - чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию.
. В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.
. Важно учить и приучаться к систематическому анализу собственных ошибок. [21]
Сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с большим трудом. А.Я. Коменский отмечал: все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.
Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.
. Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
. Хорошо запоминается сознательно усвоение, осмысленное.
. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.
. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
. Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.
. Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.
. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
. Необходимо пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
. Следует избегать легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. [21]
Принцип доступности обучения - это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.
. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.
. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.
. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения. [21]
Следует отметить, что современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Изучив материал, можно сделать вывод, что наглядность в дидактике - это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
1.3 Наглядность как одно из эффективных средств обучения иностранному языку
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.
Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка.
Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.
Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным классам.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе.
Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения.
Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения.
При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.
Психологически роль наглядного материала состоит в том, что он служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными условиями обучения.
Сочетание слова и наглядности - это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.
Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.
Проведенные опыты подтверждают тот факт, что наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.
Наглядность - это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие [9, 36].
И.А. Зимняя отмечает, что цели применения наглядности обусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку [13, 159]. Она считает, что наглядность в плане сообщения знаний при обучении иностранного языка может использоваться в целях: семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности.
Е.И. Пассов считает, что цель применения изобразительных смысловых опор - «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи» [22, 128].
По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы те свойства и качества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».
При семантизации иноязычных слов, когда понятия двух языков совпадают не полностью, лучшие результаты запоминания и дальнейшего употребления сравнению с показом одной картинки.
Лучшее запоминание и сохранение в памяти иноязычных слов при одновременном восприятии предметов или их изображений подтверждается современными психологическими исследованиями.
Иностранный язык требует особого внимания к словам которые имеют более одного значений. Для более легкого запоминания этих слов в речи дает демонстрация нескольких картинок или предметов по числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).
Использование наглядности как ситуативной иллюстрации к иноязычно-речевому материалу ускоряет процесс образования прочных и непосредственных связей между новыми словами иностранного языка и соответствующими понятиями, образами предметов и явлений. Кроме того, наличие ситуативной наглядности облегчает как понимание, так и говорение на иностранном языке: учащимся приходится думать только над языковым оформлением.
Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.
Серьезной проблемой на уроках иностранного языка является - необходимость удержания внимания на определенной деятельности. В том учителю помогают наглядности в виде игрушек, пальчиковых игрушек, картинок сказочных героев и т.п. Дети мгновенно включаются в ситуацию общения, охотно вступают в контакт с игрушкой, искренне радуются, стараются выполнить её просьбы, команды.
Создание учебных ситуаций на уроке - одна из основных целей учебного процесса. Красочные картинки позволяют детям ощутить реальность многочисленных ситуаций, стимулирует действия каждого участника ситуаций. Благодаря чему происходит запоминание осваиваемого материала.
С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.
Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализатора.
При изучении иностранного языка учащиеся овладевают ситуативной речью гораздо позднее, чем контекстной речью. Это связано с тем, что отсутствуют «языковая атмосфера» и условия, в которых развивается речь ребенка на родном языке. Использование зрительной наглядности в виде всевозможных картин, диафильмов и кинофильмов позволяет быстрее подвести учащихся к умению вести разговор на неподготовленные темы в условиях конкретной ситуации. Это, в свою очередь, позволяет развивать ситуативную речь.
Кроме зрительно-изобразительной наглядности существует и языковая наглядность. Под языковой наглядностью следует понимать «специально обработанную подачу устной и письменной речи, в результате которой через чувственно-наглядную выразительность речи начинали просвечивать те законы языка, по которым данная речь построена» (В.А. Артемов) [18, 80].
Человеческая речь содержит в себе звуковую материю, проявляющуюся в звуковых колебаниях, которые, воздействуя на наши органы чувств, и образуют чувственно-языковую наглядность. Этот вид наглядности особенно рельефно выступает при функционировании иностранного языка как средства общения.
Слово, как и всякий конкретный предмет, может восприниматься и представляться. У слова может быть четыре образа: слуховой, зрительный (сенсорный), двигательный и артикуляционный (моторный). На занятиях первоначально должны демонстрироваться иноязычные слова, предложения, ба не предметы и их отношения. Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализатора.
Использование языковой наглядности проявляет себя в: 1) иноязычно-речевой практике учащихся в слушании, говорении, чтении и письме; 2) в применении грампластинок и магнитофона; 3) в использовании на уроках иностранного языка диафильмов, кинофильмов и видеофильмов.
Наглядное восприятие предметов и явлений облегчает процесс усвоения знаний учащимися на всех этапах обучения, но особенно это эффективно в 5-6-х классах. При обучении иностранным языкам учащиеся овладевают языком как средством общения, т.е. навыками и умениями и частично знаниями. Знания являются ориентировочной основой при формировании языковых навыков.
Использование языковой наглядности проявляет себя в: 1) иноязычно-речевой практике учащихся в слушании, говорении, чтении и письме; 2) в применении грампластинок и магнитофона; 3) в использовании на уроках иностранного языка диафильмов, кинофильмов и видеофильмов.
Таким образом, при овладении иностранным языком принцип языковой наглядности реализуется наилучшим образом при самом широком использовании иноязычно-речевой практики во всех видах речевой деятельности. Исходя из всего выше сказанного, именно умелое использование принципа наглядности будет способствовать эффективному, всестороннему развитию личности.
Рассмотрев два пункта первой главы, мы выяснили, что проблемой использования наглядности интересовались ученые в разные времена, что использование наглядности оптимизирует процесс обучения иностранному языку. Также мы рассмотрели место наглядности в современной дидактике, взгляды различных ученых-педагогов на реализацию принципа наглядности на уроках ИЯ.
Мы увидели, что принцип наглядности очень важен для развития у детей кругозора, визуальной и слуховой культуры, что наглядность дает возможность учителю понять, насколько ученик усвоил учебный материал и осмыслил его; то, что наглядные пособия позволяют улучшить восприятие, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Мы считаем, что особенно эффективно использовать наглядность с целью формирования коммуникативных умений учащихся. Во второй главе мы постараемся описать приемы, способствующие формированию коммуникативных умений с помощью принципа наглядности.
2. Использование наглядности с целью активизации устной речи на уроках иностранного языка
.1 Использование зрительных опор c целью активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка
Устная речь (говорение) является одним из четырех видов речевой деятельности (наряду со слушанием, чтением и письмом), и рассматривается как основной вид взаимодействия людей в процессе вербального общения.
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [5, 52].
Устная речь характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание.
Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием [5, 52].
Все функции устного общения - информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная - осуществляются при этом в тесном единстве.
Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры [3, 190].
А.А.Леонтьев выделяет в производстве речи следующие этапы:
. Планирование речевого действия.
. Осуществление речевого действия.
. Сопоставление и контроль речевого действия, внутри которых выделяются:
а) формирование речевой интенции;
б) построение внутренней программы (замысла) будущего высказывания;
в) грамматическая реализация высказывания и выбор слов;
г) внешнее оформление высказывания.
Выделяют следующие особенности устной речи:
избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения);
лаконизм (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться);
самоперебивы (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное);
использование несловесных средств общения (громкости, гибкости голоса, жестов, мимики).
Различные этапы обучения предполагают различную степень участия преподавателя в раскрытии ситуаций. В нашем случае, в старших классах, используются ситуации, частично управляемые преподавателем. В этом случае тема и время, а также частично речевой материал задаются им, учащиеся же должны в дополнение к данному использовать самостоятельно выбранный, ранее усвоенный материал. Преподаватель контролирует происходящее с точки зрения временной и тематической выдержанности, а также нормативной правильности.
Большое значение для обучения неподготовленной устной речи имеют систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребностей высказывания, выдвижению гипотез, предположений, активации мыслительной деятельности. В качестве стимулов устной речи, помимо словесных указаний, используются вербально-изобразительные ситуации, предполагающие использование рисунков, картин, кадров диафильмов или формальных (ключевые слова, образцы, словосочетания) опор.
В процессе обучения говорению используется множество различных опор. Четкой классификации опор пока еще нет, что, конечно, затрудняет их применение. Но обычно выделяют следующие виды опор: словесные (вербальные) и зрительные (иллюстративные). Мы же рассмотрим подробно группу зрительных опор, которая имеет следующую классификацию. По тому, что подсказывают те или иные опоры в процессе речепорождения, их делят на:
) содержательные:
картина; - серия фотографий, рисунков;
кинофильм; - диафильм.
) смысловые:
диаграмма; - схема; - даты; - плакат;
таблица; - цифры; - символика; - карикатура.
Однако постоянное использование опор создает иллюзию благополучия. Нужно уметь в каждом конкретном случае вовремя почувствовать, когда следует убрать опоры. Говорение с опорами должно относиться к говорению без них приблизительно как 1:5 [22, 52].
Работа с картинкой, представляющая собой как бы «свернутую информацию» является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися речевого материала. Это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, их комбинирование, определенное речевое поведение. При этом имеется возможность для сугубо индивидуального толкования и развития информации. Когда идет процесс усвоения лексики, ее семантизация, то различные картинки могут быть вполне уместны. Их можно использовать и для вызова в памяти усвоенных слов. Во-первых, картина должна служить стимулом к говорению, подсказывать содержание, тему, будить мысли и чувства. Во-вторых, важно найти место для ее использования в процессе усвоения речевого материала.
Опыт показывает, что говорить дети хотят тогда, когда изображенная ситуация либо не очень очевидна, либо содержит какую-то проблему, либо будит фантазию ребенка и позволяет делать гипотезы - т.е. оставляет место для размышления или домысливания. К числу положительных моментов относится также возможность и даже необходимость максимального использования учениками уже имеющихся знаний и навыков. Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно, так как дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями. Кроме того, она служит поводом, отправной точкой для последующего разговора по поднятой проблеме. В качестве подобных материалов могут быть использованы рисунки, фотографии, комиксы, картины, карты, рекламы, афиши, обложки книг.
По нарастанию степени сложности картинки условно можно классифицировать на VI-VII групп, и соответственно в такой же последовательности они вводятся в обучение:- Обычно специальные, т.е. методические картинки.- «Очевидная» ситуация.- «Неочевидная» ситуация.- Ситуация содержит «проблему».- Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием.VII - Картинки с особым языком, требующим «декодирования» (рекламы, афиши, обложки книг).
Что же касается использования опор при обучении монологической речи, данной методике уделяется много внимания. Опоры носят индивидуальный характер: более подготовленные учащиеся пользуются минимальными опорами, более слабые - развернутыми (в форме, готовой к употреблению). Очень важно, чтобы учащиеся соотносили опоры с пунктами плана своего будущего высказывания, составляя, таким образом, его программу. Важно также, чтобы опоры содержали материал, придающий высказыванию личностную эмоциональную окраску: «По-моему…», «На мой взгляд…».
Методически важным в процессе монологического высказывания является, во-первых, характер опор, с помощью которых выполняются упражнения, и цель высказывания, во-вторых. Такими опорами могут быть: 1) наглядность, 2) текст, 3) ситуация, 4) тема (фрагмент темы), проблема. Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор может меняться [5, 276].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что картинка хороша для обучения, когда она позволяет включить дополнительные механизмы запоминания (зрительный образ, домысливание, догадку, фантазию), а также вызывает у учащихся желание высказаться.
Мы выяснили, что обеспечить создание навыков устной речи у школьников можно, предъявив перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Таким образом, говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая опора говорения. Внимание ученика направляется только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. Мы так же выяснили, что наглядность бывает содержательная, направляющая внимание учеников на содержание того или иного отрезка действительности и смысловая, которая формирует отношение школьников к тому, что изображено на картинке, т.е. актуализирует личностный смысл. Следовательно, наше внимание должно быть направлено на отбор смысловой наглядности, вызывающей потребность выразить свое мнение.
В процессе иностранного языка устная речь часто бывает чисто учебной, инициативная речевая коммуникация не рождается в школе по себе, поэтому осознание и разработка форм стимулирования творческого высказывания являются насущными проблемами организации процесса обучения языку в школе. В качестве одного из стимулов развития устной речи учащихся при обучении иностранным, языком в школе широко используется наглядность. В большинстве случаев это конкретная внешняя (картинная или предметная) наглядность, представляющая определенные предметы, людей, ситуации со множеством деталей. Но этот тип наглядности слабо вовлекает в процесс иноязычной речи собственное мышление учащихся, их сопереживание. Нам представляется, что одним из наиболее продуктивных средств сочетания творческого мышления у учащихся с развитием у них инициативной иноязычной речевой деятельности является использование внутренней наглядности. Под внутренней наглядностью понимается не столько знание лингвистических форм образования того или иного языкового явления, сколько жизненный опыт учащегося и основанные на нем представления и домыслы во всем их богатстве и разнообразии.
Использование внешней наглядности предполагает работу по овладению элементами речи, использование внутренней. - развитие речи. При переходе от использования одной наглядности к другой необходимо, по нашим наблюдениям, применять неразвернутые ситуации, т.е. такие ситуации, в которых только намечено какое-либо действие, совершаемое говорящим или неопределенно очередным лицом.
Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены учащимся в вербальной, письменной формах или же в виде картинок.
Примеры неразвернутых ситуаций, предъявляемых в письменной форме:
Очень важно использовать на уроке конкретные формы из жизни страны, школы, самих учащихся. Если кто-то из ребят отметил день рождения или чья-то семья получила (купила) новую квартиру, можно поговорить на эту тему, если в школе проведено какое-то удачное мероприятие, обсудить его.
Для развития инициативной речи школьников на уроках иностранного языка используются реальные события. Для нас важен тот факт, что в течение урока целью занятия для учеников стало не создать свое высказывание по заданной теме, а решить важную проблему молодого поколения.
Таким образом, их внимание было направлено не столько на отбор языковых средств, сколько на выражение собственного мнения.
Мы проходили преддипломную практику в МБОУ ПСОШ №3 и разработали комплект обучения иностранному языку для того что бы проверить эффективность использования наглядных пособий на уроках английского языка.
Мы рассмотрели учебник «Английский язык. 9 кл., авторов О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. (2010). Для работы нами был выбран раздел 3. Подростки: Их жизнь и проблемы. (Sectionfive.Young peoples movements and organizations). В этом разделе рассматриваются молодежные движения и организации, молодежные субкультуры. Их возникновение и место в обществе. Сравниваются различные массы людей по их значимости в обществе и политике. Рассматриваются вопросы причины вступления молодежи в данные организации. Положительные и отрицательные черты организаций и субкультур. Жестокости молодежи и то, насколько легко молодой человек поддается влиянию модных веяний.
Мы проанализировали употребление наглядности в данном разделе. В учебнике используется достаточно много наглядного материала, выполненного в виде картинок. Но на наш взгляд картинки данного урока хорошо отражают тему, но к ним не прилагается специально организованных упражнений.
Имеющиеся упражнения предлагают следующие задания:
прочитайте текст и назовите имена движений и организаций, которые ты знаешь;
прочитайте определения различных молодежных групп и представителей этих групп, посмотрите на картинки и найдите имена этих субкультур;
на фотографиях ниже изображены представители молодежных субкультур. Вы можете их назвать;
на фотографиях изображены представители различных субкультур. Сравните их и скажите, как отличается их жизненный стиль.
В остальных случаях наглядность носит лишь иллюстративный характер. Следовательно она не мотивирует учащегося на работу, не вызывает у него потребности выразить свою мысль.
Мы предлагаем модель, которая позволит использовать наглядность как средство создания коммуникативной мотивации и ряд упражнений к ним. Прежде всего, необходимо определить ряд картинок, обладающих смысловым содержанием. Работа с ними должна подтолкнуть учащихся к личному высказыванию. Кроме того, они должны соответствовать теме урока, предъявленного в учебнике.
Мы подобрали комплект картинок связанных единым смыслом и актуализирующих заданную тему. Комплект состоит из трех серий различного характера. В первой - собраны картинки, на которых изображены: рок-концерт, диско-вечеринка, выступление панк-музыканта. Во второй - картинки с изображением пьяных людей, человека, делающего себе укол наркотического вещества, брошенных на улице сирот подростков. А в третьей серии - картинки, представляющие счастливую молодую семью, успешных людей в офисе и на производстве, в данном случае строительстве (см. Приложение). Эти комплекты наглядных пособий раздаются ученикам, предварительно разделенным на группы по 3-5 человек. Мы считаем, что здесь удобно, т.к. прежде чем высказать свое мнение перед всем классом, у учащихся есть возможность сформировать его во время работы в группах. Далее учитель поочередно предлагает ученикам выполнить следующие задания. Мы считаем, что данный урок следует поместить ближе к концу темы, между пятой и шестой частями. Таким образом, у учеников уже будет выучено основное количество слов по теме, и появится представление о различных молодежных субкультурах, но вместе с этим, чтение текстов и работа с похожими заданиями может их утомить.
Задание №1.
Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы, как взаимодействуют люди, изображенные на них? Согласны ли вы с утверждением, представители различных субкультур и люди, упорно работающие и счастливые в семейной жизни, относятся к разным социальным группам.
После этого, дается время на то, чтобы учащиеся сформировали свое мнение и подготовились к тому, что бы выразить его. На это дается 2-3 минуты. Далее учитель предоставляет возможность высказаться желающим. Модно предположить, что это будут самые сильные учащиеся, которым не требуется очень много времени для отбора языковых средств для высказывания.
После этого учитель предлагает всем остальным высказаться, употребляя слова, подготовленные заранее. Слова выписываются на доске. Мы предлагаем выписать список слов, подходящих к картинам и фразы, которые могут помочь составить высказывание. Кроме того ученики могут пользоваться учебником и задавать вопросы учителю.
Задание №2
Выразите, используя слова и фразы, написанные на доске, мнение своей группы по данным картинкам.
На это задание выделяется 10 минут, т.к. здесь необходимо подготовиться и не самым сильным учащимся. Учитель может заранее назначить ученика, который будет представлять мнение группы. После высказывания группы, учитель может задавать вопросы ее представителю и участникам. После всех высказываний учитель может представить свое мнение и предложить учащимся его прокомментировать. Мы проводим примерный текст высказывания учителя., as for me, I think that people, who got used to night life, who like rock concerts and belong to different subcultures, would never be good family men and women, would never be good workers. I can be wrong, but I think, that to identify yoursеlf with a particular subculture means to spend all your time at clubs, listening to music and even taking drugs or drinking alcohol. Do you think I am right?
После этого ученики могут высказывать свое мнение сами. Роль учителя на этом этапе подводить их вопросами к правильному, законченному высказыванию.
После того как учащиеся высказали свое мнение, им дается третье задание, которое является заданием на дом.
Задание №3.
Подготовьте свое собственное высказывание по данной теме. Если необходимо подберите дома дополнительный иллюстративный материал.
Таким образом, предъявив специально разработанный вид внешней наглядности, мы можем обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников. Они смогут научиться выражать свое мнение по заданной теме, закрепить лексику и тренировать навык говорения.
Практическое применение наглядности для создания коммуникативной мотивации на уроке английского языка.
Для того чтобы применить знания на практике мы провели урок в МБОУ ПСОШ №3 в 9 «А» классе.
Учащимся класса был представлен набор картинок, описанных выше. Их попросили выполнить задания, разработанные нами. В группе было 15 человек. Их разделили на 3 группы, в каждой из которых были сильные, способные и отстающие ученики. После выдачи картинок во всех группах наблюдалось оживление, новый вид работы заинтересовал учащихся.
Когда через 2-3 минуты ученикам предложили высказаться, почти все попытались выразить свое мнение. У сильных учащихся спонтанное высказывание длилось 1,5-2 минуты.
Далее ученики выполняли второе задание, в котором они в обсуждении должны были прийти к единому мнению группы, а значит, каждый из них должен был высказать свое мнение.
После выполнения этого задания, пожелали высказаться почти все учащиеся. Назначенный заранее «спикер», выразил мнение группы, его смогли поправить другие представители. Учитель на данном этапе контролировал употребление лексики изученной в разделе и написанной на доске. На этом этапе работы темп ответа был не очень велик, так как заранее «спикерами» не самые сильные, но слабые учащиеся. После всех высказываний учитель выразил собственной мнение и задал вопрос по теме. Отвечая на вопросы, ученики начинали спорить и сравнивать свои мнения. Мы добились мотивации учащихся на общение. Учитель контролировал, чтобы в процессе спора не употреблялся русский язык, и помогал слабым ученикам составить их высказывания.
После этого мы вместе с учениками подвели общий итог беседы. В течение урока можно проследить единую линию обсуждения. В начале урока мнения делятся на две противоположных: одни ученики считают, что вступление в организации и ведение жизни в различных субкультурах ведет к употреблению алкоголя и наркотиков и к разрушению личности. Другая группа считала, вступление молодежи в организации, участие в политических движениях и выражение себя в субкультуре, совсем не обязательно мешают человеку стать полноценной личностью. В итоге урока класс пришел к единому выводу: «Если знать меру своим увлечениям и контролировать свои поступки, то участие в общественных организациях и субкультурах не приведет к употреблению алкоголя и наркотиков, и молодой человек станет в будущем полноценной личностью».
Данный урок имел успех, разработанный комплект заданий полностью подходил заданной тематике.
Материал нес побудительный характер к обучению иностранного языка.
Урок способствовал активизации устной речи учеников, что положительно влияет на развитее речевых навыков.
Итак, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что при помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Работа с ситуациями дает следующие положительные результаты:
. Значительно повышается речевая активность учащихся, так как развитие навыков иноязычной речи осуществляется на основе ситуаций.
. В речевую активность вовлекаются все ученики (даже самые слабые), т.к. упражнения, стимулирующие их самостоятельные высказывания, дают возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с языковыми возможностями каждого из них.
. В условиях речевой активности всех учеников усиливается степень тренировки их в усвоении грамматического структурного языкового материала.
. Более прочным становится запоминание лексического материала. При работе с творческими упражнениями учитель может «подбрасывать» учащимся неизвестные им, но необходимые для выражения мысли слова и словосочетания, которые запоминаются непроизвольно в том состоянии, когда ученик испытывает острую необходимость в употреблении новой для него лексики.
Рассмотрев два пункта второй главы мы разобрали понятие устной речи и говорения. Определили эффективность использования наглядности, которое помогает развивать навыки говорения у учащихся. Мы выяснили, что в процессе обучения говорению необходимо использовать множество различных опор для более расширенного понимания усваиваемого материала, поэтому принцип наглядности в обучении устному общению является очень важным.
Также в данной главе мы рассмотрели собственный опыт по применению наглядности на уроке иностранного языка с целью активизации устной речи. Мы предложили модель, которая позволит использовать наглядность как средство создания коммуникативной мотивации и ряд упражнений к ним и применили разработанный материал на практике. Мы увидели, что использование наглядности действительно помогает ученикам в подготовке устного высказывания, повышает их мотивацию к общению на иностранном языке. Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана.
Заключение
Итак, мы увидели, что принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. Рассмотрели что, современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.
Наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении и использовании.
Также, наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Принцип наглядности является одним из эффективных средств обучения т.к. способствует, привлечению внимая учащихся, повышения их интереса. Благодаря наглядности создаются условия для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися.
Мы увидели, что в методике наглядность выступает не только дополнением к словесным высказываниям, но и является носителем информации, которая способствует повышению степени мыслительной активности учащихся. В данной работе мы рассмотрели разные виды наглядности и вариативность работы с ними, создали разработку урока и комплект картинок, которые помогут учащимся активизировать устную речь.
Мы проанализировали собственный опыт и увидели, что в одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, а в другом - служит опорой в понимании воспринимаемого на слух материала, в третьем - создает условия для практического применения усваиваемого материала. Также, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что при помощи комплекта наглядных пособий и набора упражнений, подобранных к нему можно обеспечить имитацию иноязычного общения на уроке. Наглядные пособия, носящие смысловой характер, обеспечивают переключение внимания учащихся в процессе обучения на смысловую сторону общения и создание потребности в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Таким образом, гипотеза подтверждена, цель и задачи достигнуты.
Данная работа может быть полезна учителям педагогики, английского языка, начинающим учителям, а также студентам.
Список литературы
1. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка / И.В. Алексеева // Иностранные языки в школе. - 2001. - №6. - С. 29-31
2. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения / Н.Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. - 2001. - №3. - С.38-44.
. Аниськович Н.Р. Обучение устно-речевому общению в сотрудничестве (на материале английского языка) / Аниськович // Замежныямовы у Рэспублiцы Беларусь. - 2002. - №1. - С.32.
. Аниськович Н.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе иноязычного общения / Н.Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. - 1999. - №1. - С. 21-28.
5. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян и др. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - С.56-92.
. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2004
. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальская. - М., 2000
. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. - М.: Высшая школа, 1982. - 252 с.
. Григорьева Е. Особенности обучения говорению и дискуссии на уроках французского языка в VIII-IX кл. / Е. Григорьева // Иностранные языки в школе с приложением Методическая мозаика. - 2007. - №5. - С. 34 -38.
. Данилина А. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка / А. Данилина // Иностранные языки в школе. - 1990. - №5
. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1993. - №2. - С. 27-29
. Заремская С.И. Развитие инициативной речи учащихся / С.И. Заремская, А.А. Слободчиков. - М., 1983. - С. 17-25.
. Козычева Э.П. Квизы как одно из средств создания внутренней мотивации говорения / Э.П. Козычева // Иностранные языки в школе. - 1989. - №2.
15. Колкер Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1 - С. 28-33
16. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков / И.Ф. Комков. - Мн.: Высшая школа, 1979. - С. 121.
. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагига. - М.: Творческий центр, 2004. - С. 203.
. Максимова И.Р Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5.
. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. - Мн.: Высшая школа, 1996.
. Новые педагогические технологии / Под ред.Е.С. Полат. - М, 1999.
21. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 11-16.
22. Пассов Е.И. Искусство общения: учебное пособие / Е.И. Пассов, Л.А. Кобзева и др. - М.: Иностранный язык, 2001.
. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991.
. Пассов Е.И. Лексика? Нет проблем: учебное пособие / Е.И. Пассов, М.О. Антюшина. - М.: Иностранный язык, 2001.
. Подласый И.П. Педагогика новый курс: учебник для студентов педвузов: В 2 кн. КН.1: Общение основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 576 с.
. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005.
. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов пед. вузов - 3-е изд. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - Просвещение, 2000. - 232 с.
. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и др. - М., 1991.
. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 6. - С. 85-95
.Солодовченко Л.Н. Теория и методика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Л.Н. Солодовченко, М.А. Шевцова. - Воронеж: Воронежский педагогический университет, 2007. - 106 с.