Желание обладать определенным конкретным произведением;
Галерея так же может являться источником ценообразования на конкретного художника в случае, если она занимается продвижением этого художника на арт-рынке. Действия кураторов-выставки, выпуск искусствоведческих аналитических данных (появление информации по художнику, выпуск каталогов, монографий, научных трудов) - являются факторами, повышающими стоимость конкретного художника (или группы художников).
В своей профессиональной деятельности художник должен постоянно участвовать в ярмарках и биеннале, а так же часто давать интервью в прессе.
Главное правило арт-рынка: цены на произведения художника не должны снижаться. Это относится решительно ко всем художникам, неважно, начинающие они или зрелые. На каждом следующем этапе цены должны быть выше, чем на предыдущем. В мире искусства, где самое главное - это иллюзия успеха, падение цены будет означать, что художник лишился благосклонности публики, вышел из моды. Спрос на его работы, вместо того, чтобы подниматься, упадет. Если снизить цены еще раз, то спрос может исчезнуть вообще. Единственное допустимое исключение из правила - выставка работ, где художник экспериментирует с новыми изобразительными стилями или средствами. Кроме того, снижение цены вызывает у коллекционеров неуверенность и сомнения как в собственном суждении, так и в умении дилера выбирать художников.
Брендовый дилер оценивает картину только в собственной галерее и только при сравнении с другими работами может назначить ей оправданную цену. Ключевое слово здесь «оправданную». Смысл в том, что цена должна представляться клиенту оправданной по сравнению с ценами на произведения, находящиеся рядом, висящие на той же стене.
Аукционные цены определяют «потолок» дилерских цен. Дилеры никогда не назначают цены выше опубликованных аукционных цен на сравнимые произведения. Но если на аукционе ставится новый ценовой рекорд, дилеры также сразу поднимут цены.
За работу растущего художника, которую в обычной галерее продадут за одну цену, в брендовой галерее могут запросить и в три раза больше. Это объясняется тем, что коллекционер полагается на выбор и вкус дилера, что означает соответствующую надбавку к цене. Клиенты Ларри Гагосяна могут положиться на его мнение или мнение сотрудников его галереи и купить то, что им порекомендуют. Они доверяют ему до такой степени, что могут совершить покупку по телефону или через Интернет, даже не видя картины. Бренд дилера нередко подменяет собой (и уж наверняка подкрепляет) эстетическую оценку.
Когда художник приобретает статус брендового, рынок начинает благосклонно принимать любые его творения.
Кроме того, рынок произведений изобразительных искусств делится на пространство , в котором происходит переход от одного собственника к другому, и на такое экономическое пространство, где продаются услуги по изготовлению произведений искусств (заказные художественные работы).
Каждый вид изобразительного искусства образует собственный рынок со специфическими особенностями ценообразования.
1.2Особенности цен на заказные художественные работы
Цена на заказную художественную работу является предметом договора между заказчиком и исполнителем работ. Обычно составление сметы работ и календарного плана их выполнения берет на себя исполнитель. В этом договоре помимо всего прочего, заранее оговаривается приемлемая и для заказчика, и для исполнителя, стоимость работы, срока выполнения, согласование эскизов и пр.
Работы по поиску заказчиков, проведению переговоров и согласований, оформлению документации в нашей стране обычно берет на себя сам автор будущего произведения. Такая практика диктуется особенностями российского рынка произведений искусств. Ее следует признать не слишком удачной для рынка в целом: очень редко талантливый художник одновременно является достаточно профессиональным менеджером. В результате огромное большинство произведений современного российского искусства продается по заниженным ценам или вовсе не находит покупателя.
.3 Продажа антиквариата и коллекционных произведений. Каталожная и аукционная цена произведения
Основная масса произведений изобразительных искусств переходит от автора к постоянному владельцу опосредованно, через руки торговцев (марщанинов, галеристов, аукционеров). В сферу совместной деятельности художников и посредников входит формирование и распространение каталогов. Каталоги могут быть персональными, выставочными и др. Каталожной ценой называется цена, по которой данное произведение можно приобрести через посредство издателя каталога и складывается из авторской цены и гонорара издателя каталога.
Формирование каталожной цены является сложным, многофакторным процессом. На ее величину влияют такие трудноуловимые параметры, как мода на стиль, жанр или имя художника, относительная мера престижности, связанные с данным произведением исторические события или лица, изображенные на работе. Например, документально подтвержденная принадлежность ювелирного изделия (табакерка, перстень) Наполеону Бонапарту увеличивает каталожную цену изделия в сотни раз. В некоторых случаях историческая ценность изделия оказывает решающее влияние на цену произведения.
Аукционная цена формируется в результате аукциона - открытого соревнования предложений о приобретении данного произведения. В ходу аукциона на конечный уровень цены влияет ряд факторов социально-психологического характера: соперничество и честолюбие коллекционеров, личные пристрастия галеристов и экспертов, искусство аукционера. Аукционные цены могут в конечном итоге значительно превысить каталожные. Например, недавно на аукционе Sotheby's была подана картина Э. Мунка «Крик» за 119 млн. долларов, в каталоге начальная стоимость была 50 млн. долл.
На формирование каталожной и аукционной цен большое влияние оказывает имидж автора, произведения или стиля. Формированием имиджа профессионально занимаются художественные критики. Используя СМИ критика может как способствовать, так и препятствовать продвижению данной группы произведений на арт-рынок.
Примером этому может послужить история жизни и творчества Сальвадора Дали. При всей несомненной значительности его художественного творчества коммерческий его успех во многом определяется имиджем скандальной известности. Самореклама, которой Дали увлеченно занимался всю жизнь, определила высокие цены на его произведения в сравнении с другими мастерами сюрреализма.
Важнейшим методом определения стоимости объектов культурного наследия является независимая оценка экспертов. В 1998 году был принят Федеральный закон №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», который регламентирует сегодня профессиональную деятельность оценщиков (установление рыночной или иной стоимости объектов). Эксперты в своей работе по оценке культурных ценностей используют мировые общепризнанные методики (методика Сатти принятие решений методом анализа иерархий).
В антикварных салонах стоимость произведения назначает либо сам антиквар «на глазок» и исходя из собственного опыта, либо по экспертной оценке.
1.4 Современное и актуальное искусство
Как создаются цены на современное искусство? Существует общая пирамида цен рынка современного искусства. В ее основе лежат общепринятые цены на выпускные работы в художественных школах. По мере подъема художника по лестнице признания критикой и рынком цены на его работы растут. Это естественный ход вещей, но статус художника часто пытаются искусственно повысить. Для этого существует ряд способов.
На ранней стадии карьеры художника его может раздувать какой-нибудь восторженный дилер, который установит цены на этого художника на основании нескольких случайных продаж, а не на основе широкого критического признания. Такой трюк способен раз и навсегда погубить картеру перспективного автора, если общая поддержка рынка и критики не последует вовремя. Цены могут завысить, но дилеру всегда чрезвычайно трудно снизить их без ущерба для репутации художника.
Чарльз Саатчи не раз пытался сформировать рынок продаж художников, которых коллекционировал. Скупая целиком выставки или всё творчество автора, он затем раскручивал его на своих выставках и в публикациях. Таким образом он многократно увеличивал стоимость своего собрания в силу того простого обстоятельства, что контролировал весь корпус работ ряда авторов. Когда на рынке практически нет предложения, легко продать несколько работ по максимально завышенной цене.
Критерии успешного художника для современного искусства это в первую очередь новаторство, как правило появляющееся в виде провокации. Так же неизменно должен присутствовать известный куратор (галерея, арт-дилер).
Большое влияние на успешность деятельности современного автора, как ни странно, оказывает кропотливый выбор автором формата, тематики и техники изображенного. Это, конечно, было важно всегда и везде, но в наше время интернет - технологий сложно быть новатором и чем либо удивить пресыщенную публику. Однако не стоит отчаиваться, нужно просто проявить смекалку и глядеть на несколько ходов вперед.
цена искусство произведение антиквариат
Глава II. Проблемы российского рынка современного искусства
Специфика арт-рынка состоит в том, что именно искусствоведческая оценка места художника в истории искусств, его творчества в целом и каждой конкретной работы является основой формирования цены на произведение искусства (говоря в рыночных терминах, определяет качество товара). Все остальные факторы ценообразования («раскрученность» имени художника, статус продающей галереи, авторитетность аукциона, личные вкусы продавца и покупателя, совпадение случайных обстоятельств и т.п.) вторичны.
Но один авторитетный справочник - это еще не вся художественная критика. В целом же, когда художественная жизнь вырождается в хаотичное движение одиночек, то и в критике возникает такая же хаотичность. Критики пишут преимущественно о «своих». «Чужих» в полном соответствии с современными информационными технологиями они даже не ругают, чтобы не делать им «пиар», - просто игнорируют.
в наше время для огромного большинства зрителей вообще никаких критериев, кроме «нравится - не нравится» не существует, и при приобретении картины или скульптуры такой важнейший ориентир, как оценка места в истории искусства, повсеместно подменяется набором вторичных факторов («раскрученностью» автора, статусом галереи, личными пристрастиями и т.п.). Выбор произведения искусства (вещи, уникальной по определению) оказывается сродни выбору таких массовых товаров, как телевизоры или холодильники, с той лишь разницей (не в пользу арт-рынка), что «производителей» картин во много раз больше, чем производителей бытовой электроники.
А согласно общим законам экономики, при существенном превышении предложения над спросом цены на массовые товары неуклонно падают. Это еще более ухудшает ситуацию на художественном рынке.
Казалось бы, этим падением цен профессиональные коллекционеры должны пользоваться и задешево скупать произведения искусства, чтобы потом на них хорошо заработать. Это, в свою очередь, должно оживлять рынок. В теории. Но на практике все иначе: любая, пусть даже недорогая покупка является пустой тратой денег, если о художнике уже через несколько лет мало кто вспомнит (а такое часто случается). Значит, для инвестиций в современное искусство надо быть уверенным, что то или иное произведение вообще заслуживает покупки. А все консультанты-искусствоведы говорят разное, а исключительно на свой вкус не всякий серьезный коллекционер станет полагаться…Так не проще ли и не надежнее ли для него инвестировать средства в относительно стабильный и проверенный рынок антиквариата, а то и вообще в другие рынки?
Плюс общее ухудшение инвестиционного климата в России. Плюс негативные долгосрочные прогнозы: если страна не прекратит «сидеть на нефтяной игле» (а прекращать она пока что не собирается), то будет ухудшаться ситуация не только во всех областях производства, не только в науке, но и в культуре… Словом, против российского арт-рынка действует глобальная геополитическая и макроэкономическая ситуация.
В принципе, часто бывает, что произведения искусства покупаются просто потому, что понравились, или подходят для интерьера, или в качестве подарков, - словом, без мыслей о каких-либо инвестициях. Но процент таких «случайных» покупок в общем объеме художественного рынка тем ниже, чем меньше у людей свободных денег. И в этом плане Россия как отставала от множества развитых стран, так и продолжает отставать. Опять мы видим глобальные экономические проблемы…
В принципе, зрителя (соответственно, и покупателя) могла бы заинтересовать острота дискуссий, создающих вокруг изобразительного искусства «интеллектуальную напряженность». В советское время эта напряженность поддерживалась постоянными конфликтами между «конформизмом» и «нонконформизмом», в этих конфликтах принимало активное участие государство (разумеется, на стороне «конформистов»), имела место нешуточная борьба, и за этой борьбой с замиранием сердец следили граждане не только СССР, но и всего мира.
Попытки создания идейной остроты еще некоторое время предпринимались в эпатажной форме - хулиганских перфомансов, скандальных выставок и т.п. Но и этим современную публику уже не удивишь: как говорится, и не такое видели. Попытки эпатажа уже вызывают скорее жалость, чем интерес.
В принципе, зритель готов «верить ярким личностям». Действительно, личность художника в наше время имеет важнейшее значение при оценке его творчества (что вполне соответствует постмодернистскому «заявительному» характеру современного искусства). Но какие сейчас возможности имеет художник, чтобы широко заявить о себе как о личности? Либо пресловутый эпатаж, либо «пиар», прежде всего в средствах массовой информации. Но, как мы только что говорили, эпатажем уже никого не удивишь. А со СМИ получается «заколдованный круг»: они готовы бесплатно работать только с «медийными лицами», то есть с теми, кто уже «раскручен». «Медийных лиц» в современном изобразительном искусстве можно пересчитать по пальцам, а что делать остальным? Только платить журналистам деньги. Но где их взять на «лежащем» арт-рынке?
Есть и много других причин печальной ситуации на современном российском художественном рынке. Но даже те, которые мы здесь перечислили, как мы видим, вполне объективны и непосредственно связаны с глобальной геополитической и макроэкономической обстановкой и в России, и в мире.
Что же остается? Ждать глобального изменения геополитической и макроэкономической ситуации в лучшую сторону - когда на российском художественном рынке появится больше денег лишь потому, что Россия и ее граждане вообще станут жить богаче? Не все ли это равно, что ждать у моря погоды?
Нет, не все равно, потому что в мире искусства в любой стране в любую эпоху ожидание «лучших времен» не означает бездействия, и тем более безнадежности.
Настоящий художник отличается от предпринимателя тем, что творит не для того, чтобы заработать деньги. Конечно, о деньгах он не может не задумываться, но собственно акт творчества с потенциальным заработком никак не связан: побудительные мотивы абсолютно иные.
Значит, любое ухудшение ситуации на арт-рынке одновременно является его своеобразным оздоровлением: те, кто приходил в «изобразительный цех» за легким заработком, уходят, а подлинные художники остаются. То же самое относится и к галеристам, и к искусствоведам, и к коллекционерам. Да и зрители из праздных зевак превращаются во вдумчивых ценителей.
И необходимо всегда помнить: что бы ни происходило на арт-рынке в стране и мире, искусство все равно не умрет, как не умерло оно в течение многих тысячелетий существования человеческой цивилизации при гораздо более масштабных потрясениях.
Значит, все, что создано, рано или поздно будет востребовано - пусть в форме не современного искусства, а антиквариата. Таково пусть слабое, но утешение для всех участников арт-рынка, и прежде всего для создателей произведений искусства - художников. И в этих условиях у творцов появляется дополнительная задача - не только создавать, но и сохранить все, что создано, дабы не исчезнуть из памяти потомства «по техническим причинам».
Заключение
Мировой арт-рынок заинтересован в создании новых капиталоемких брендов, которые смогли бы пополнить золотой запас. На его поддержку работают как профессионалы, профессиональные сообщества, организации (в первую очередь инвестиционные фонды), галерейные, дилерские, коллекционерские и в определенном смысле даже музейные сообщества. В итоге ценообразование на арт-рынке формируется не затратным методом, а исходя из суммы факторов, которые задают уровень цен на произведения искусства.
Современным искусством в России, несмотря на все проблемы этого жанра в нашей стране, начали активно интересоваться крупнейшие музеи, такие как Третьяковская галерея, Эрмитаж. Русский музей давно посветил этой тематике один из своих филиалов - в Мраморном дворце. Так же присутствуют современные галереи и площадки, способствующие реализации картин современных художников, коворкинг-центры.
Список использованной литературы
1.#"justify">Приложение
ЦЕНОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
. Целью настоящих ценовых рекомендаций является социальная защита художников, их наследников, арт-менеджеров и покупателей.
. Нижеприведенные цены являются рекомендуемыми социальными минимумами.
. В связи с тем, что Единый художественный рейтинг используется во многих странах, цены приведены в долларах США (USD).
. Нижеприведенные цены включают услуги менеджеров и галерей, то есть являются итоговыми для покупателя независимо от того, на первичном или вторичном рынке производится покупка.
. Ценовые рекомендации для художников, работающих в двухмерном пространстве.
.1. Цены обозначены для размера, указанного в описании художественных материалов, и изменяются пропорционально увеличению или уменьшению последнего.
.2. В рекомендуемые цены включена стоимость художественных материалов.
.3. Стоимость оформления работ в рекомендуемые цены не включена.
.4. Цены приведены по следующим художественным техникам:
Техника 1: холст, масло (акрил, темпера и т.п.), размер 50х60 см;
Техника 2: бумага, акварель (гуашь, пастель и т.п.), размер 40х50см;
Техника 3: станковая графика (тушь, карандаш и т.п.), размер 20х30 см;
Техника 4: авторская печатная графика (офорт, литография, гравюра и т.п.), размер 20х30 см.
.5. В нижеприведенной таблице обозначены рекомендуемые минимальные цены, т.е. рекомендуемая реальная стоимость - не менее указанной. Верхний предел не ограничен.
Рейтинговый уровеньТехника 1Техника 2Техника 3Техника 411568010080560011202896057603200640355003600200040043360216012002405224014498001606112072040080
РЕЙТИНГ ХУДОЖНИКОВ
- художник мировой известности, проверенной временем (более одного века).
А - художник мировой известности.
В - художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью.
А - художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной творческой индивидуальностью.
В - художник-профессионал высокого класса, признанный и востребованный художественным рынком и публикой.
А - художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным стилем.
В - художник-профессионал, признанный и востребованный художественным рынком и публикой.
А - состоявшийся профессиональный художник с творческим потенциалом.
В - состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком.
А - профессиональный художник с творческим потенциалом.
В - сложившийся профессиональный художник.
А - художник с творческим потенциалом.
В - формирующийся профессиональный художник.
- художник-любитель, имеющий перспективную оценку специалистов.
- художник-любитель.
- начинающий художник.
- художник-ученик.